Как погибла цветаева марина: «Убийство от режима». Как погибла поэт Марина Цветаева | КУЛЬТУРА:Персона | КУЛЬТУРА

Содержание

биография, кратко о жизни и творчестве поэтессы, фото, муж и дети, причина смерти и произведения

О персоне

Деятельность:

поэтесса, прозаик, переводчица

Место рождения:

Москва

Родилась:

8 октября 1892 г.

Умерла:

31 августа 1941 г. (в 48 лет)

Рост:

163 см

Знак зодиака:

весы

Замужем за:

Сергей Яковлевич Эфрон

Дети:

Эфрон Георгий Сергеевич, Ирина Сергеевна Эфрон, Эфрон Ариадна Сергеевна

 

Фото

1 из 12

Марина Цветаева — биография

Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века. За годы творческой деятельности она успела оставить после себя солидное литературное наследие. Более десятка сборников стихов и еще столько же поэм.

Помимо собственно поэтического труда, Марина Цветаева прославилась как эссеист и переводчик. Именно проза сделала ее популярной за пределами родной страны, когда женщина находилась в эмиграции.

Поэтесса была очень сложным человеком. Хотя свидетельства современников разнятся чуть ли не противоположным образом. Кто-то характеризовал ее мягкой и поистине женственной натурой, с тонкой душой. Другие же называли Цветаеву надменной и высокомерной, с жестким характером.

Как бы то ни было, именно ее личностные качества помогали писать проникновенные стихотворения, которые многим приходились по душе.

Судьба Марины Цветаевой сложилась тяжело. Она долгие годы пребывала в вынужденной эмиграции. Ровно в момент, когда начались политические гонения, революции и гражданская война.

В то же время, и личную жизнь женщины нельзя назвать счастливой. Она знала, что такое нищенство, в свое время была вынуждена отдать дочерей в приют, из которого одна из них так и не вернулась.

В конце концов, не выдержав тягот времени, под влиянием сильнейшего творческого кризиса, Марина Цветаева покончила с собой.

Несмотря на трагический финал жизни, женщина успела написать около полусотни работ в разных жанрах. Ее наследие ценится любителями высокого искусства до сих пор.

Содержание

Детство и юность

Марина Ивановна Цветаева появилась на свет 8 октября 1892 года. Местом рождения поэтессы стал город Москва. Будущее девочки было частично предопределено ее происхождением.

Отцом Цветаевой был Иван Владимирович. Мужчина работал в Московском университете, активно преподавал. А также слыл известным и экспертным филологом, занимался искусствоведением. Происходил из среды интеллигенции. Любил читать, обладал хорошим литературным вкусом, который, впоследствии, передал своей дочери.

Мать девушки — Мария Мейн. Имела смешанное русско-польско-немецкое происхождение. Трудилась в качестве музыканта. Виртуозно играла на пианино. Ее наставником и преподавателем в свое время был Николай Рубинштейн.

Родители Марины Цветаевой

Марина Цветаева была не единственным ребенком в семье. В свое время отец ушел от первой жены. От этого брака на свет появились брат и сестра будущей поэтессы. А через 2 года, в семье появился младший ребенок, сестра Цветаевой по имени Анастасия.

Оба родителя были интеллигентного происхождения, трудились на лоне высокого искусства. Отчасти, этот факт обусловил дальнейшую судьбу девушки. С матерью она занималась музыкой, осваивала пианино. С отцом — изучала иностранные языки, много читала.

Именно родители привили ей чувство прекрасного, которое впоследствии помогло девушке в творческом становлении.

В 90-е годы по характеру работы родители девочки часто бывали за границей. Вместе с ними она ездила по Европе.

Сестры Цветаевы (Марина слева)

Первый творческий опыт юная Цветаева получила в 6 лет. Она пробовала писать стихи. Причем дебютные произведения девочка создавала на французском языке, под впечатлением от поездок.

В 1901-1902 году Марину Цветаеву определили в женскую гимназию. Затем в течение нескольких лет девушка ездит по разным городам. То в связи с обнаруженным у матери туберкулезом, то по другим делам. В итоге, примерно в 15 лет девушка заканчивает первичное обучение. Она получает общее образование.

Марина Цветаева в молодости

Какое-то время после окончания гимназии Марина Цветаева проводит в пансионах Германии и Швейцарии. Будучи за границей, она активно интересуется старофранцузской литературой.

Рвение в этом направлении становится настолько сильным, что девушка посещает лекции и занятия в Сорбонне. Несмотря на это интерес продлился недолго. Охладев к начинанию, будущая поэтесса бросает это дело и возвращается на родную землю.

По прибытии домой, Марина Цветаева начинает интересоваться творчеством поэтов-символистов. Знакомится с несколькими яркими представителями этого направления и даже посещает занятия при кружках, которые были организованы крупными литераторами.

Марина Цветаева с отцом

Все меняется в 1917 году. Октябрьская революция и грядущая за ней гражданская война приводят девушку в настоящий ужас. Она не может смириться с тем, что происходит в ее стране.

Наибольшее отвращение Цветаева питала к искусственному разделению всех граждан на красных и белых. Хотя симпатии самой поэтессы были на стороне последователей царизма.

В разгар гражданской войны, когда стало понятно, чьей будет победа, супруг Цветаевой, Сергей Эфрон был вынужден эмигрировать, чтобы не подвергнуться репрессиям.

Очень скоро, в 1922 году, поэтесса последовала за ним. Она добилась разрешения выехать за границу и перебралась к мужу в Чехию.

В течение нескольких ближайших лет супруги переезжали из одной страны в другую Из Праги Цветаева отправилась в Берлин.

Следом муж и жена уехали в Париж, где задержались надолго. Самого Сергея Эфрона обвиняли в шпионаже и подготовке государственного переворота, участии в незаконных организациях. Дорога домой для него была заказана.

В то же самое время, Цветаева тяжело переживала тяготы эмиграции, не могла находиться на чужбине и рвалась обратно.

Творчество

Творческая биография Марины Цветаевой началась в детстве. В 6 лет она написала первые стихотворения, под впечатлением от заграничных поездок с родителями. А взрослый сборник молодая поэтесса опубликовала уже в 1910 г.

Дебютной работой стали произведения, которые девушка создавала еще в школьные годы. Они вошли в антологию «Вечерний альбом».

Интересно, что свои первые произведения женщина издавала исключительно за собственные деньги.

Сборник произвел приятное впечатление как на читателей, так и на среду творческой интеллигенции. О стихотворениях молодой поэтессы положительно отзывались многие символисты, коллеги по цеху. В том числе Максимилиан Волошин, Валерия Брюсова, Николай Гумилев.

В доме Волошиных в Коктебеле всегда было много гостей. В центре — Марина Цветаева. Слева — мать Волошина Елена Оттобальдовна

Первые успехи окрыляли. Она начала писать с удвоенной активностью. Следующим выходит поэтический сборник «Волшебный фонарь».

А третьим по счету становится антология «Из двух книг», где явно просматривается творческий индивидуальный стих Марины Цветаевой.

Незадолго до октябрьской революции, женщина отправляется в город Александров, Ныне — Владимирской области. Здесь она гостила у сестры и ее мужа.

Как только грянула гражданская война, женщина не находила себе места. Какое-то время она продолжала продуктивно трудиться. Из-под ее пера вышло несколько произведений, в том числе поэму «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».

Уже за пределами родной страны, которая трещала по швам, М. И. Цветаева выпустила еще две крупных работы. «Поэму Конца» и «Поэму Горы». Это были не единственные произведения женщины.

Многие из стихотворений, которые были написаны в эмиграции, так и не увидели света до самой смерти поэтессы.

За пределами родной страны Цветаева по большей части осталась непонятой. Хотя иностранцам довольно нравились ее работы в жанре прозы. Например, «Дом у старого Пимена», «Мать и музыка», а также статьи о поэтах и прозаиках, коллегах по цеху.

Марина Цветаева в Коктебеле 1911 г.

За время творческой активности Марины Цветаевой, вышло несколько десятков поэм, сборников стихов. Многие из них были опубликованы уже после кончины известной творческой натуры. Также поэтесса пробовала себя в жанре драматической прозы и эссе.

Эмиграция

Вынужденное пребывание Марины Ивановны Цветаевой за границей начался в 20-е годы. Она подала прошение на выезд из страны. Оно было одобрено.

Временным пристанищем женщины стала Прага. Затем вместе с супругом Сергеем Эфроном, поэтесса переехала в Париж, где и оставалась долгое время.

Здесь женщина пишет несколько произведений. Продолжает активно сочинять.

Переломным моментом становится 1928 год. В это время женщина пишет открытое письмо Маяковскому. Эмигрантская среда, которая почти целиком состоит из представителей белых, не принимает такой поступок. Женщину обвиняют в симпатиях коммунистам.

Марина Цветаева в эмиграции

Из-за этого большая часть коллег по цеху отворачивается от Цветаевой. Ситуация оборачивается серьезным ударом по финансовому положению семьи.

Поэтессу больше не печатают, она становится изгоем в среде эмигрантов. Буквально в течение пары лет семья нищает на глазах. Денег катастрофически не хватает.

Единственный источник дохода — это немногочисленные творческие вечера. Цветаева пробует заниматься переводами, влиться в литературные круги Парижа. Но большого успеха это не приносит.

В 1930 году друзья и знакомые Марины, которые пока не отвернулись от нее, создают фонд помощи Цветаевой. Но денег все равно не хватает.

Ситуация скверная. Вернуться домой поэтесса не может, поскольку над мужем и над ней самой висит угроза уголовного преследования и репрессий.

«Здесь я не нужна, там я невозможна», как говорила сама поэтесса.

Возвращение на родину

В 1932 году Сергей Эфрон все чаще задумывается над тем, чтобы вернуться в Россию. К тому моменту — уже советскую. Он начинает хлопотать над тем, чтобы оформить паспорт нового государства.

Марина Цветаева воспринимает эту идею скептически. Но под давлением супруга и детей, все же решается на подобный шаг.

Другого выхода уже не было. Сторонников и друзей за границей у пары не осталось. Финансовые проблемы становились все серьезнее.

В 1939 году семья возвращается в страну. Но и на родной земле поэтессе лучше не становится.

Личная жизнь

Официальным супругом Марины Цветаевой был Сергей Эфрон. Они познакомились в 1911 году. Не последнюю роль в этом сыграл Максимилиан Волошин. Через полгода пара сочеталась браком. А еще через небольшой промежуток времени у супругов родилась дочь Ариадна.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной

Несмотря на официальный статус замужней женщины, Цветаева не отказывала себе в праве заводить романы на стороне.

В какой-то период времени она заинтересовалась Борисом Пастернаком. История их отношений насчитывала почти 10 лет.

Уже в Праге молодая женщина обращает внимание на Константина Родзевича, правоведа и скульптора. Бурный роман длился всего 6 месяцев. Именно под влиянием сильных чувств к мужчине Цветаева написала «Поэму горы».

Однако интрижка закончилась ничем. Родзевич быстро охладел к поэтессе. Его избранницей стала другая. Дошло до того, что Цветаева помогала невесте некогда своего возлюбленного выбирать свадебное платье.

Муж Марины Цветаевой с дочерью Ариадной

В 1914 году поэтесса внезапно увлеклась девушкой. Она проявила интерес к Софии Парнок. Супруг страшно ревновал Цветаеву. Устраивал ей скандалы. В итоге женщина приняла решение уйти от мужа.

Парнок и Цветаева

Но уже в 16 году однополый роман завершился, и поэтесса вернулась к супругу. В 1917 на свет появляется вторая дочь пары — Ирина.

Дочери Марины Цветаевой Ариадна и Ирина

Сразу после этого в жизни поэтессы начинается огромная и затяжная черная полоса. Разгорается революция, а затем — гражданская война. Работы нет, денег не хватает. Доходит до того, что семье нечего есть.

Муж отправляется в вынужденную эмиграцию, опасаясь репрессий и смерти от рук красных. Цветаева остается одна с двумя детьми. Чтобы хоть как-то выправить положение, она принимает нелегкое решение и отдает дочерей в подмосковный приют.

Ариадна выживает. А младшая, Ирина умирает от голода. На момент смерти ей было всего 3 года.

Цветаева и Эфрон в молодости

В 1925 на свет появляется последний ребенок поэтессы и мужа Цветаевой, Сергея Эфрона. Его называют Георгий. Мальчик получает ласковое прозвище «Мур». Как и прочие дети в семье, он растет довольно болезненным и слабым. Не может похвастаться здоровьем.

Марина Цветаева с маленьким сыном Георгием

Несмотря на это, молодой человек уходит добровольцем, едва начинается Великая Отечественная. С фронтов Второй Мировой он так и не вернулся и погиб в 1944 году. Но мать Георгия этого уже не видела.

Сын Марины Цветаевой ГеоргийГеоргий Эфрон в юности

Конец жизненного пути

В 1937 семья принимает решение вернуться домой. В родную страну. Однако этот шаг становится для них роковым.

Советская власть не прощает эмигрантов. Дочка Ариадна была интернирована в лагеря. В общей сложности, в тюрьме по мнимым обвинениям она провела 15 лет.

Мужа ждала такая же участь, едва он вернулся домой. Однако выйти из мрачных застенков коммунистов он так и не сумел. В 1941 году с началом военных действий советская власть стала зачищать хвосты и убирать политически неблагонадежные элементы.

Сергей Эфрон попал под репрессивный каток и был расстрелян по сфабрикованному обвинению.

О смерти супруга Цветаева так и не узнала. Едва началась война, она и Георгий были эвакуированы в Елабугу. В военные годы поэзия Цветаевой перестала интересовать читателей.

Единственным шансом хоть как-то выжить было устроиться на работу. Марина берется за грязный и неблагодарный труд посудомойки. А буквально через 3 дня совершает суицид.

Марина Цветаева умерла 31 августа сентября 1941 года. Причиной смерти поэтессы стала асфиксия. Женщина повесилась в доме, куда ее с Георгия временно поселили.

Перед тем, как решиться на роковой шаг, поэтесса подготовила несколько записок. Одну — сыну, где просила прощения и объясняла свой поступок. Вторую — тем, кто будет заниматься погребением. Третью — эвакуированным людям.

Через несколько дней женщину похоронили на Петропавловском кладбище.

Памятник Марине Цветаевой в Москве

Интересные факты из жизни

  • Марина Цветаева начала писать с 6-и лет. Причем сразу на иностранных языках. В основном — на французском.
  • Первые сборник поэтесса издавала за собственный счет.
  • Женщина страдала легкой близорукостью. Но в зрелые годы очки предпочитала не надевать. Видела мир размытым.
  • Из-за творческого кризиса и катастрофического положения решилась на самоубийство.
  • Личная жизнь Марины Цветаевой была настоящим калейдоскопом. Несмотря на официальный брак, она не отказывала в романах на стороне. Причем в числе ее интересов были не только мужчины, но и женщины. Что натолкнуло исследователей биографии поэтессы на мысль о ее бисексуальности.
  • Собрать вещи перед эвакуацией Марине Цветаевой помогал Борис Пастернак. Перевязывая нехитрый скарб веревкой, мужчина полушутя сказал, что она настолько крепкая, что можно вешаться. Так и вышло. Именно на этой веревке Марина Цветаева повесилась.

Круги на воде. Марина Цветаева: путь в петлю

Библиография

Творчество Цветаевой:

Сборники стихов

  • 1910 — «Вечерний альбом»
  • 1912 — «Волшебный фонарь»
  • 1913 — «Из двух книг»,
    «Юношеские стихи», 1913—1915
  • 1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921)
  • 1922 — «Конец Казановы»
  • 1920 — «Царь-девица»
  • 1921 — «Вёрсты»
  • 1921 — «Лебединый стан»
  • 1922 — «Разлука»
  • 1923 — «Ремесло»
  • 1923 — «Психея. Романтика»
  • 1924 — «Молодец»
  • 1928 — «После России»

Поэмы

  • Чародей (1914)
  • На Красном Коне (1921)
  • Поэма Горы (1924, 1939)
  • Поэма Конца (1924)
  • Крысолов (1925)
  • С моря (1926)
  • Попытка комнаты (1926)
  • Поэма Лестницы (1926)
  • Новогоднее (1927)
  • Поэма Воздуха (1927)
  • Красный бычок (1928)
  • Перекоп (1929)
  • Сибирь (1930)

Поэмы-сказки

  • Царь-Девица (1920)
  • Переулочки (1922)
  • Мо́лодец (1922)

Незавершённые

  • Егорушка
  • Несбывшаяся поэма
  • Певица
  • Автобус
  • Поэма о Царской Семье

Драматические произведения

  • Червонный валет (1918)
  • Метель (1918)
  • Фортуна (1918)
  • Приключение (1918—1919)
  • Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
  • Каменный Ангел (1919)
  • Феникс (1919)
  • Ариадна (1924)
  • Федра (1927)

Эссеистская проза

  • «Живое о живом»
  • «Пленный дух»
  • «Мой Пушкин»
  • «Пушкин и Пугачёв»
  • «Искусство при свете совести»
  • «Поэт и время»
  • «Эпос и лирика современной России»

Мемуары

  • «Мать и музыка»
  • «Сказка матери»
  • «История одного посвящения»
  • «Дом у Старого Пимена»
Ссылки
  • Страница в Википедии

Лев Сидоровский: 31 августа 1941 года погибла Марина Цветаева

Среда обитания

Лев Сидоровский

01 сентября 2021

В школе (это было сталинское время) Марину Цветаеву мы не «проходили», а также Есенина, Достоевского, Ахматову, Пастернака и много еще кого «запрещенных». Там, в Сибири, я вообще этого имени не знал. На филфаке Ленинградского университета (уже при Хрущеве) про Цветаеву нам тоже не сказали ни слова. 

В июле 1955-го, в Москве, простояв ночь в очереди, чтобы узреть спасенные нашими воинами картины из Дрезденской галереи, я увидел у входа в Музей изобразительных искусств имени Пушкина мемориальную доску с бронзовым профилем «основателя музея, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева», но опять это имя мне ничего не сказало. И только в 1956-м, когда появился наделавший шуму второй выпуск сборника «Литературная Москва», там, с предисловием Ильи Эренбурга, оказалась и ее подборка. 

Особенно запомнилось: «…Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». А в сборнике «День поэзии», выпущенном тогда же: «…Я глупая, а ты умён, // Живой, а я остолбенелая. // О, вопль женщин всех времён: // «Мой милый, что тебе я сделала?!..». Спустя многие годы, в 1991-м, придя в столице к давно всеми позабытой Изабелле Юрьевой, я вдруг узнал, что на месте этого дома в Трёхпрудном переулке когда-то был другой, принадлежавший Ивану Владимировичу Цветаеву, где прошли детство и юность Марины. ..
Марина родилась в 1892-м, 26 сентября: «Красною кистью // Рябина зажглась. // Падали листья. // Я родилась. (…) Мне и доныне // Хочется грызть // Красной рябины // Горькую кисть». Это написано в 1916-м. А через восемнадцать лет – в 1934-м: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, // И всё равно, и всё – едино. // Но если по дороге – куст // Встаёт, особенно рябина…». Сколько же пришлось пережить за эти годы, обозначенные двумя датами, двумя стихотворениями, двумя рябинами.

Ей повезло появиться на свет в семье профессора-искусствоведа, директора Румянцевского музея, основавшего и Пушкинский музей. Позднее Марина вспоминала отца в час открытия музея: «Чуть склонив набок свою небольшую седую круглую голову – как всегда, когда читал или слушал (в эту минуту читал он прошлое, а слушал будущее), явно не видя всех на него глядящих, стоял он у главного входа, один среди белых колонн, под самым фронтоном музея, в зените своей жизни, на вершине своего дела». Ее мама, Мария Александровна Мейн (по происхождению – из обрусевшей польско-немецкой семьи), которая была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна, мечтала видеть дочь тоже музыкантом.

Но Марина с шести лет писала стихи – на русском, немецком, французском.

Из-за маминой болезни дочь подолгу жила с ней в Италии, Швейцарии, Германии, однако в 1906-м чахотка всё же свела Марию Александровну в могилу. «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», – сказала тогда Марина. Вместе с младшей сестрой, Анастасией, осталась на попечении заботливого отца. Кроме Москвы, они обожали Тарусу. Начальное образование Марина получила в Москве, продолжила его в пансионатах Лозанны и Фрайбурга, а в шестнадцать лет отправилась в Париж, чтобы прослушать курс лекций в Сорбонне: «В большом и радостном Париже // Мне снятся травы, облака, // И дальше смех, и тени ближе, // И боль, как прежде, глубока».
В восемнадцать выпустила первый сборник «Вечерний альбом», на который Валерий Брюсов, строгий арбитр поэтического вкуса, отозвался, выделяя юного поэта из среды приверженцев крайностей эстетизма и отвлеченного фантазирования: «Стихи Марины Цветаевой, напротив, всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого».

Еще восторженней приветствовал молодого поэта Максимилиан Волошин, общение с которым переросло в дружбу. Именно под крышей его дома, в Коктебеле, «великолепная и победоносная», она встретила Сергея Эфрона, который скоро стал мужем и отцом Ариадны. Доченьку она чаще называла Алей: «Ты будешь невинной, тонкой, // Прелестной – и всем чужой! // Стремительной амазонкой, // Пленительной госпожой…». 

Одновременно выпускает сборники: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», где, в частности, люди прочитали: «Мне нравится, что вы больны не мной, // Мне нравится, что я больна не вами, // Что никогда тяжёлый шар земной // Не уплывёт под нашими ногами».

Она сама была «стремительной амазонкой». Поэтому неслучайна встреча с поэтессой и переводчицей Софьей Парнок: «Я помню, с каким вошли Вы // Лицом – без малейшей краски, // Как встали, кусая пальчик, // Чуть голову наклоня…», – вспоминала Цветаева. Роман вспыхнул моментально, необъяснимо: «…Не женщина и не мальчик, – // А что-то сильнее меня!»
Они были вместе два года. Вернувшись к мужу, отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, писал: «Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок». Но «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!». В 1917-м родила Ирочку, которая скоро умрет в приюте от голода. Годы Гражданской войны для нее оказались очень тяжелыми. Эфрон служил в Белой армии, и Марина – вместе с романтическими пьесами и поэмами («Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне») – создала цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

В мае 1922-го ей с Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь в Праге учился в Карловом университете. Некоторое время с дочерью провела в Берлине, а потом на три года местом ее проживания стали разные пригороды Праги – Вшеноры, Макропсы, Йиловиште. Позже скажет, что «Чехия осталась у меня в памяти как один синий день и одна туманная ночь. Бесконечно люблю Чехию». Здесь написала «Поэму Горы», «Поэму Конца», трагедию «Ариадна» и большую часть поэмы «Крысолов». Здесь родился сын Георгий, которого они дома звали Муром.

В 1925-м перебрались в Париж. Там стало невыносимо в атмосфере, сложившейся вокруг нее, из-за деятельности мужа: Эфрона русские эмигранты обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого. Спасали переписка с Борисом Пастернаком, австрийским поэтом Райнером Марией Рильке. Но Рильке неожиданно умер. Большинство из созданного в эмиграции опубликовать не смогла. 

В 1928-м в Париже вышел ее последний прижизненный сборник — «После России». Позднее Цветаева напишет: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда». Самоубийство Маяковского ее шокировало, что ощутимо в стихах. Подвиг челюскинцев взволновал – и это тоже в ее строфах. Говорила: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» О ее таланте можно сказать: гладиаторские объятия строк, полное внутреннее волеизъявление, без которого вообще-то и нет большой поэзии. Удивительно хороша и ее проза той поры. Признавалась: «Проза поэта – другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия – не фраза, а слово, и даже часто – моё». Чтобы ощутить это, достаточно прочитать: «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», воспоминания о Волошине, Кузмине, Белом.

Но жили они в Париже, по сути, в нищете. Обращалась к сыну: «Нас родина не позовёт! // Езжай, мой сын, домой – вперёд – // В свой край, в свой век, в свой час – от нас». Русь для Цветаевой – достояние предков. Россия – не более как горестное воспоминание «отцов», которые потеряли родину и у которых нет надежды обрести ее вновь, а «детям» остается один путь – домой, на единственную родину, в СССР. 

Личная драма поэтессы переплелась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, – цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую нежно любила: «Не умрёшь, народ! // Бог тебя хранит! // Сердцем дал – гранат, // Грудью дал – гранит. // Процветай, народ, – // Твёрдый, как скрижаль, // Жаркий, как гранат, // Чистый, как хрусталь».
Весной 1937-го в Москву выехала Ариадна. За ней в октябре из Франции бежал Эфрон, замешанный в заказном политическом убийстве. В начале 1939-го арестовали Анастасию Цветаеву. В июне 1939-го Париж покинули Марина с Муром. В ночь с 27 на 28 августа 1939-го арестована Ариадна (после пятнадцати лет «отсидки» будет реабилитирована в 1955-м). В ноябре – взяли Эфрона (его расстреляют в августе 1941-го). Измученная Марина писала Сталину, Берии. В 1940-м для Гослитиздата подготовила сборник стихов, который перед самым выходом был «зарублен» рецензией Зелинского. Уже с декабря 1939-го переводы для нее стали единственным источником существования. 

Война застала ее за переводами уничтоженного фашистами гениального Федерико Гарсиа Лорки. Восьмого августа с сыном отправилась на пароходе в эвакуацию. Восемнадцатого вместе с несколькими писателями прибыла в Елабугу на Каме. Город произвел жуткое впечатление. Поехала в Чистополь, где в основном находились эвакуированные литераторы. Лидия Корнеевна Чуковская вспоминает, как встретила там худощавую женщину в сером: «Серый берет, серое, словно из мешковины, пальто и в руках какой-то странный мешочек. Тонкое лицо, но словно припухшее. Щеки впалые, а глаза желто-зеленые, вглядывающиеся упорно. Взгляд тяжелый, выпытывающий». Это была Цветаева, которая надеялась получить местную прописку: «Если меня откажутся прописать в Чистополе, брошусь в Каму». В тот же день, 26 августа, подала заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Вернулась в Елабугу и 31 августа повесилась, оставив три записки.
Сыну написала: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
В записке к поэту Николаю Асееву умоляла взять Мура к себе, в Чистополь, не оставлять, любить как сына. Поручала Николаю Николаевичу несколько рукописных книжек стихов и пачку с оттисками прозы.
В записке к «эвакуированным», которые, вероятно, жили по соседству, просила отвезти Мура в Чистополь, к Асееву, и в конце: «Не похороните живой! Хорошенько проверьте».
Ее похоронили в Елабуге, на Петропавловском кладбище. В 1960-м на той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, Анастасия Цветаева установила крест, а в 1970-м было сооружено гранитное надгробие.
Ее мальчик в начале 1944-го был призван на фронт и погиб в бою под деревней Друйка Витебской области.
В Париже она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни – вот места души моей». Потом написала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно (…) я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов (…) поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Так люди добрые и сделали…
Автор: Лев Сидоровский, Иркутск — Петербург
На фото: Марина Цветаева, 1925-й. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора

В наших соцсетях всё самое интересное!

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941) — Памятник «Найди могилу»

Мемориал успешно обновлен.

Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Мемориал успешно перенесен

Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Сообщено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Пожалуйста, выберите проблему

Детали:

Какой мемориал вы считаете дубликатом Марины Цветаевой (9123509)?

Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Неверный мемориал

Пожалуйста, введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Связанные поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в том же городе, округе и т. д.

Спонсор этого мемориала

Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Изменить или предложить изменить

Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Есть отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

Выбрано 1 фото. ..

Выбрано 2 фото…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успешно

Неудачно

Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий

Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал

Неверный тип файла

Загрузка 1 фото

Загрузка 2 фотография

1 Фотография Загружено

2 Фотографии Загружено

Добавлены

Великие новости. ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Неверный мемориал

Дублирующаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Сборник стихов Марины Цветаевой

Вы здесь: Главная » Русские поэты » Марина Цветаева

Поделиться |


СБОРНИК СТИХОВ
BY

(Род. 1892, Умер 1941)

(Переводы с русского)

Марина Цветаева опубликовала свои первые стихи в 1911 году, писала стихи между 1918 и 1920 гг. во славу белых армий и их борьбы с большевизмом, и произвела большую часть своих работ в Западной Европе, куда она эмигрировала в 1922. Ее поэзия кружащихся и отрывистых ритмов неровна по качеству, но мощный и оригинальный. Вернулась в Россию в 1939 и покончил жизнь самоубийством два года потом.

Из «Наследие русского стиха», автор Дмитрий Оболенский



А
«А теперь погружаем верблюжий горб»
«И нет могилы…»
«Как рука слева с…»

Е
«Каждый стих — дитя любви»

Ф
«С Зеркального Плана Где…»

я
«Я благословляю ночь, когда я сплю. ..»
«Если бы твоя душа родилась…»
«Я покидал побережье Туманного Альбиона…»
«Мне нравится, что ты сошел с ума не со мной…»
«Я умру на рассвете или рассвете…»
«Я знаю единственную правду…»

л
Любовь

О
«О, стол, на котором я пишу…»
«О, слезы, что застывают в глазах…»

П
«Мой стихов, созданных рано…»

С
Моряк
«Святыня, которая была на высоте. ..»

Т
«Есть час…»
«Два солнца остывают…»

Д
«Ты, чьи шинели были…»

Смотрите другие переводы стихов Марины Цветаевой Евгения Бонвера.

Отдельное спасибо Евгений Бонвер, Таня Карштедт и Дмитрий Карштедт за предоставленный мне уникальный материал для этой страницы (т.е. с их переводами известных стихов Марины Цветаевой )


Марина Цветаева в сети: Google | Википедия

Поделиться |

«); }

Вы здесь: Главная » Русские поэты » Марина Цветаева

x

Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *