Как назывался раньше питер: Петербург менял имя трижды, но всё же остался городом Петра

Петербург менял имя трижды, но всё же остался городом Петра

6 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинграду было возвращено историческое наименование – Санкт-Петербург. Круг замкнулся: город, называвшийся прежде Санкт-Петербургом, после – Петроградом, а затем Ленинградом, снова вернул себе имя имперской столицы, основанной Петром Великим, – и не без веских на то оснований. Впрочем, источники Президентской библиотеки свидетельствуют, что о каждом из трёх его наименований можно сказать примерно то же самое. Ведь определённые этапы истории города и происходившие с ним в силу объективных причин перемены потребовали трансформации имени, исходя из «своеобразия текущего момента». 

Датой основания Санкт-Петербурга считается день закладки Петропавловской крепости на Заячьем острове. Произошло это в день святой Троицы, 27 мая 1703 года (по старому стилю – 16 мая). В фондах Президентской библиотеки хранится электронная копия книги С. Гречушкина «Из русской истории; В Петербурге при Петре Великом», где рассказывается: «С присущею своему характеру поспешностью Пётр тотчас же начал исследовать широкое Невское устье, высматривая наиболее удобное место для закладки крепости… Здесь он облюбовал один из островов и указал на нём место для храма во имя апостолов Петра и Павла.

16 мая 1703 года приступлено было к закладке крепости. Она началась после молебна: с заступом в руках Петр подал знак к началу землекопных работ. Когда ров был выкопан до глубины двух аршин, в него поставили высеченный из камня ящик, в который государь опустил золотой ковчег с частицами мощей апостола Андрея. Потом ящик накрыли каменною доской, на которой были высечены следующие слова: «В лето от воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан царствующий град С.-Петербург великим государем царём и великим князем Петром Алексеевичем…»

Поначалу крепость не имела имени. В центре её царь Пётр заложил деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Тогда же государь дал название крепости в честь своего небесного покровителя апостола Петра – Санкт-Питербурх (город Святого Петра на голландский манер). Постепенно по имени крепости стали называть и город, строящийся вокруг неё. После смерти Петра Великого закрепилась немецкая форма названия – Санкт-Петербург наряду с сокращённой формой – Петербург.

В 1914 году после начала Первой мировой войны на волне антинемецкой пропаганды Санкт-Петербург «обрусел» и по инициативе Николая II был переименован в Петроград. Очевидно, что город стал так называться уже не в честь святого апостола, а по имени самого императора Петра Великого.

В 1924 году, сразу после смерти В. И. Ленина, в память о нём город был переименован в Ленинград. Именно под этим именем он вошёл в мировую историю как город, перенесший 900-дневную фашистскую блокаду в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и проявивший при этом невероятные стойкость и мужество. Ленинградцев не сломили ни голод, ни холод, ни бомбёжки, они с честью пронесли имя города через все нечеловеческие испытания. И, конечно, для жителей, переживших блокаду, их город по-прежнему остаётся Ленинградом.

Однако времена меняются. Грянула перестройка, и на волне демократических преобразований прозвучал призыв вернуть бывшей имперской столице России её историческое имя.

12 июня 1991 года по инициативе депутатов Ленсовета в Ленинграде состоялся референдум. На обсуждение горожан был вынесен вопрос о возвращении городу исторического названия Санкт-Петербург. Простым большинством голосов (54%) решение о переименовании города было принято, и 6 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинграду было возвращено его изначальное имя – Санкт-Петербург. Оснований для этого более чем достаточно, ведь, как пишет К. Бялецкий в оцифрованной Президентской библиотекой книге «Наш Союз; Ленинградская область и Карельская АССР», «Петербург, выросший у моря в устье Невы, этой главной водосборной магистрали рассматриваемой территории, унаследовал былое торговое международное значение Великого Новгорода и стал политическим центром нашей громадной материковой страны, стремившейся по морским путям приобщиться к мировому хозяйству». 

Значение Петербурга для России год от года возрастает, его славное имя хорошо знакомо жителям других стран и материков, ежегодно привлекая в город на Неве тысячи туристов, интеллектуалов – исследователей разных областей знаний и всех интересующихся историей России. Немало интересного они могут почерпнуть из сокровищницы Президентской библиотеки, фонды которой сегодня составляют более 320 тысяч единиц хранения.

Шведский Петербург? Что было на Неве до Петра Первого

  • Туры в Петербург
  • Речные круизы
  • Туры по России
  • Для школьников
  • Корпоратив
  • Загородный отдых

Загородные экскурсии

Несмотря на внимание, уделяемое шведским правительством Ниеншанцу, дело с расширением его укреплений и превращением его в крепость, не меньшего, чем Нотебург (Орешек), значения, тормозилось.

План, составленный в 1698 году, то есть фактически накануне войны, показывает, что укрепления были еще далеки от своего окончания. Работы над возведением внешнего вала велись так, что доделывать его пришлось уже в момент приближения русских войск.

Гарнизон и артиллерийское вооружение крепости были явно недостаточны для того, чтобы она могла стать мощным оборонительным пунктом.

Причины такого отношения к крепости со стороны шведского правительства, лежат не в беспечности шведов. Дело было в том, что у шведов возникла мысль о постройке новой крепости ниже по Неве, у самого ее устья.

На острове Луст-Эланд. На том самом месте, где был позднее основан Петербург!

В 1698 году анонимный шведский автор еще одного плана Ниеншанца в объяснительной записке к нему писал, что он предполагает «подать всеподданнейшее мнение как о том, должно ли Ниеншанц или Нотебург принять за настоящую точку защиты, или же крепость построить при впадении Невы в Балтийское море».

Ниеншанц перестал удовлетворять тем военным задачам, какие ставились шведами при его основании. Шведские военные инженеры пришли к мысли о необходимости переноса крепости в другое место.

Весьма вероятно, что этот проект был выдвинут впервые не в 1698 году, а раньше. Если это так, то становится вполне понятным, почему шведское правительство не позаботилось сделать из Ниеншанца крепость первоклассного значения.

Пока же разрешался вопрос о переносе крепости в другое место, началась война, и тогда было уже поздно думать о расширении укреплений Ниеншанца.

К тому же и Карл 12 после Нарвы не верил в возможность перехода русских в серьезное наступление. Вот почему Ниеншанц оказался мало подготовленным к защите и взятие его русскими войсками далеко не потребовало от них тех усилий, с какими были связаны осада и взятие Нотебурга.

Почему шведы не стали делать новую крепость еще раньше?

Скорее всего берега Невы в ее устье были слишком заболочены и «трудоемки» для создания не просто крепости, а города.

Если крепость еще можно было построить и содержать за казенный счет, то на торговых и ремесленных людей бюджет королевской казны не распространялся. А самих торговцев в болота невозможно было заманить простым указом. Для них пришлось бы слишком много строить, осушать, создавать инфраструктуру.

Швеции это было не надо.

Торговый путь в Россию был хоть и весьма выгоден, но не на столько, чтобы заниматься развитием этого края всерьез.

На старых шведских картах видно, что территории и южнее и севернее Петербурга на 50 км довольно плотно заселены. Заселен и южный берег Финского залива.

Невские берега тоже имеют постройки. Видно, что имеются крупные сооружения, обнесенные стенами в двух важных местах: там, где в последствии возник Летний дворец Петра I в Летнем саду, и при ответвлении от Невы на Петровской набережной (где сейчас стоит крейсер Аврора).

Были заселены стрелка Васильевского острова, берега Фонтанки, да и вдоль всего течения Неве разбросаны небольшие поселки.

Безусловно, для крупномасштабного городского строительства эти земли не подходили. Но говорить, что Петербург был построен в чистом поле, было бы несправедливо.

1. «Карта Ингрии» генерала Стюарта, датирована 1699 годом.

2. Карта шведского землемера, датирована 1640 годом (для нас она непривычна, так как нарисована вверх ногами)

Напомним, для шведов расточать казну на невские берега не имело смысла.

Другое дело Царь Петр – для него будущий город был необходим как воздух.

© 2009-2020 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Войти

Вверх

Святой апостол Петр | История, факты и праздник

Святой Апостол Петр

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
Израиль
Умер:
c.64 Рим Италия
Должность/Офис:
Папа (-64)
Известные работы:
письма Петра
Роль в:
Совет Иерусалима

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Святой Петр?

В христианской традиции святой Петр был одним из 12 апостолов Иисуса. Римско-католическая традиция считает, что Иисус назначил святого Петра первым папой (Матфея 16:18). Иисус также дал ему «ключи Царства Небесного» (Матфея 16:19), поэтому его часто изображают у врат небесных в искусстве и массовой культуре. После смерти Иисуса он служил главой апостолов и первым совершил чудо после Пятидесятницы (Деяния 3:1–11). Два Послания Петра в Библии приписываются его авторству, хотя некоторые ученые оспаривают это.

Как умер святой Петр?

Считается, что святой Петр принял мученическую смерть за свою веру. Хотя его смерть не описана в Писании, многие писатели того времени (или вскоре после этого) описывали его смерть как произошедшую в Риме во время правления императора Нерона в 64 году н. э. Согласно традиции, Святой Петр был распят вниз головой, потому что он чувствовал себя недостойным умереть так же, как Иисус Христос.

распятие

Прочитайте о распятии.

Покровителем чего является святой Петр?

Как традиционный первый Папа римско-католической церкви, Святой Петр имеет длинный список мест, профессий и дел, находящихся под его покровительством. Он покровитель пап, Рима и многих городов, носящих его имя, таких как Санкт-Петербург и Сен-Пьер. Как бывший рыбак, он является святым покровителем производителей сетей, судостроителей и рыбаков, а поскольку он держит «ключи от неба», он также является покровителем слесарей. Возможно, потому, что он, как говорят, ходил по воде с Иисусом, он является святым покровителем сапожников и тех, у кого проблемы с ногами.

святой

Узнайте о святых.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Св. Апостол Петр , настоящее имя Симеон или Симон , (умер в 64 г. н.э., Рим [Италия]), ученик Иисуса Христа, признанный в раннехристианской церкви лидером 12 учеников и Римско-католической церковью в качестве первого из ее непрерывной преемственности пап. Петр, рыбак-еврей, был призван стать учеником Иисуса в начале его служения. Он получил от Иисуса имя Кифа (от арамейского Кепа [«Скала»]; отсюда Петр, от Петрос, греческий перевод Кепа).

Источники информации о жизни Петра ограничиваются Новым Заветом: четырьмя Евангелиями, Деяниями, посланиями Павла и двумя посланиями, носящими имя Петра. Вероятно, первоначально он был известен под еврейским именем Симеон или греческой формой этого имени Симон. Первое появляется в Новом Завете только дважды, второе — 49 раз. В торжественные моменты (Евангелие от Иоанна 21:15) его называли «Симон, сын Иоанна». Евангелие от Иоанна предпочитает Симона (17 раз) или редко встречающееся в других местах соединение Симона Петра. Хотя Павел отдает явное предпочтение (8 раз из 10) греческой транслитерации Kēphas (латинизированное как Cephas) ​​арамейского имени или титула Kepa, что означает «скала», в Евангелиях и Деяниях греческий перевод Петрос используется примерно 150 раз. Из синоптических Евангелий (Евангелие от Матфея 8:14) и Павла (Первое письмо Павла к Коринфянам 9:5), есть косвенные доказательства того, что Петр был сыном Иоанна и был женат. Его семья первоначально происходила из Вифсаиды в Галилее (Иоанна 1:44), но в период служения Иисуса Петр жил в Капернауме, на северо-западном берегу Галилейского моря, где он и его брат Св. рыбаки со святыми Иаковом и святым Иоанном, сыновьями Зеведея (Евангелие от Луки 5:10).

Многое можно узнать о Петре из Нового Завета — либо прямо из заявлений, сделанных Петром и о нем, либо косвенно из его действий и реакций, показанных в ряде эпизодов, в которых он занимает видное место. Временами он был колеблющимся и неуверенным, как, например, в своих отношениях с Антиохийской церковью, когда он сначала ел с язычниками, а затем отказался от этого (Послание Павла к Галатам 2:11–14). Он также мог быть решительным (Деяния Апостолов 4:10; 5:1–10). Иногда его изображают опрометчивым и поспешным (Лк. 22:33 и др.) или раздражительным и способным на сильный гнев (Ин. 18:10). Часто его изображают кротким, но твердым и, как и в его исповеданиях любви к Иисусу, способным на великую верность и любовь (Иоанна 21:15–17).

В Новом Завете сообщается, что Петр был необразованным в том смысле, что он не знал Моисеева закона (Деяния 4:13), и сомнительно, чтобы он знал греческий язык. Очевидно, он учился медленно и снова и снова ошибался, но позже, когда на него возложили ответственность, он продемонстрировал, что он был зрелым и способным.

Викторина «Британника»

Кто был первым? Викторина

Кто была первой женщиной-президентом Ирландии? Кто был первым папой? Будьте первым, кто выяснит, что вы знаете о первопроходцах с помощью этого теста.

Евангелия сходятся во мнении, что Петр был призван стать учеником Иисуса в начале своего служения, но когда и где это произошло, в нескольких Евангелиях записано по-разному. Лука (5:1–11) почти не упоминает Иакова и Иоанна и опускает Андрея, подчеркивая призвание Петра. Матфей (4:18–22) и Марк (Евангелие от Марка 1:16–20) отмечают призыв четырех мужчин и — с Лукой — соглашаются, что это событие произошло у Галилейского моря. Евангелие от Иоанна помещает призыв в Иудею (1:28) и утверждает, что Андрей, который был последователем св. Иоанна Крестителя (1:35) и слышал, как Иоанн указывает, что Иисус был Агнцем Божьим, ушел Иоанна и познакомил Петра с «Мессией», который в то время дал ему имя (или титул) Кифа (т. е. Петр или Скала).

Синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки), вероятно, правильно записывают, что призыв к Петру был распространен в Галилее, когда Иисус впервые начал свою работу в этой области. Евангелие от Иоанна здесь, как и везде, мотивировано скорее теологически, чем исторически; автор Иоанна хочет подчеркнуть, что Петр с самого начала признал мессианство Иисуса и что Иисус видел Симона как «скалу» с их первой встречи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Синоптические евангелия во многом сходятся во мнении, что каждое из них уделяет особое внимание лидерству Петра среди Двенадцати Апостолов, но есть и различия. Например, в одном случае Матфей и Лука отмечают, что Петр говорил с Иисусом о притче, но Марк приписывает эти слова группе учеников (Матфея 15:15; Луки 8:45 и Марка 7:17). Синоптические Евангелия с различной степенью акцента соглашаются с тем, что Петр служил представителем, выдающимся членом группы и пользовался определенным преимуществом перед другими учениками. Когда бы ни перечислялись ученики, Петр неизменно упоминается первым (Матфея 10:2–4; Марка 3:16–19).; Луки 6:14–16; Деяния 1:13; сравните только Галатам 2:9). Хотя неясно, обусловлен ли этот приоритет прежде всего тем, что в евангельском повествовании прочитывается важность Петра в апостольской церкви, его сильная личность, несомненно, была фактором.

Те, кто не принадлежал к непосредственным последователям Иисуса, также признавали авторитет Петра, например, когда сборщики храмового налога обратились к нему за информацией (Матфея 17:24). Опять же, с характерной быстротой, он попросил у Иисуса разъяснения от имени учеников относительно значения притчи (Матфея 15:15) или высказывания (Матфея 18:21). Как человек и как представитель Двенадцати Апостолов, он призывал к личным предпочтениям в Царстве Небесном в награду за верное служение (Матфея 19).:27, 28).

В нескольких случаях по имени упоминается только Петр, а другие просто сопровождают его (Марка 1:36; Луки 8:45). Даже когда в конкретном случае фигурируют три ближайших к Иисусу ученика («столпы» — Петр, Иаков и Иоанн), часто упоминается только Петр. Когда названы эти трое, имя Петра неизменно появляется первым (как в Матфея 17:1, 26:37). Это был его дом в Капернауме, который посетил Иисус, когда исцелил свекровь Петра (Матфея 8:14), и это была лодка Петра, которую Иисус использовал, когда наставлял толпу (Луки 5:3). Именно Петр обладал замечательной проницательностью и проявил глубину своей веры в исповедании Христа как Сына Божия (Матфея 16:15–18; Марка 8:29).; Луки 9:20), и именно Петр упрекал и, в свою очередь, упрекал Иисуса, когда Учитель пророчествовал, что он будет страдать и умрет (Марка 8:32, 33). Это был также Петр, который проявил мгновенную слабость даже самого сильного, когда он отрекся от своего Господа (Матфея 26:69–75; Марка 14:66–72; Луки 22:54–61). Однако позже, в большей зрелости, Петр обнаружил в себе силу и, по поручению Иисуса (Луки 22:31, 32), укреплял других. Наконец, Петру, пережившему свое отречение, позволено быть первым из апостолов, увидевшим Иисуса после Воскресения (Луки 24:34).

В Евангелии от Иоанна известность Петра оспаривается в лице святого апостола Иоанна, «возлюбленного ученика». Хотя Петр упоминается у Иоанна 37 раз (из 109 раз в четырех Евангелиях), треть упоминаний находится в приложении (глава 21), и он появляется только в девяти случаях. Евангелие от Иоанна пытается показать тесные отношения между Иоанном и Иисусом, оставляя за Петром роль представителя и представителя. Тот факт, что Петр подчеркивается у Иоанна и поручается Иисусом «пасть овец Моих» и «пасть агнцев Моих» (Иоанна 21:15, 16), в то время как роль учеников в целом принижается, свидетельствует о авторитет Петра в апостольской церкви. Но на протяжении всего Евангелия от Иоанна Петр разделяет свое выдающееся положение с Иоанном (13:24; 18:15; 19).:26, 27 и др.). Среди целей главы 21, в которой делается акцент на Петре, вполне может быть попытка вернуть ученику, отрекшемуся от своего Господа, то положение, которое он занимал в синоптических Евангелиях.

Кто такой Святой Петр?

Все мы знаем знаменитые достопримечательности Собора Святого Петра и площади Святого Петра, одни из величайших сокровищ Ватикана. Но кто такой святой Петр? Почему эти места названы его именем?

Сегодня Святой Петр считается первым папским папой, одним из 12 учеников Иисуса и лидером Римско-католической церкви после его воскресения. Однако, оглядываясь назад на евангелия и тексты, мы вскоре узнаем, что святой Петр — неоднозначная фигура, которая на протяжении всей истории была предметом многочисленных споров. С учетом различных текстов, интерпретаций и переводов трудно составить четкое всестороннее представление о святом Петре, но мы попытаемся.

Кто такой Святой Петр?

Первоначальное имя Петра — Симеон или Симон, и до того, как он стал одним из учеников Иисуса, он был еврейским рыбаком. Он встретил Иисуса у Галилейского моря, и, когда Иисус увидел его лидерские качества, пригласил его стать своим последователем и так назвал его Кифа (от арамейского Кепа, означающего «скала», что переводится как Петр или Петрос). Это имя имеет больше смысла, когда Иисус предписывает в книге Матфея, что Петр будет скалой церкви.

Источники информации о Петре ограничиваются Новым Заветом, включая Евангелия, Деяния, письма Павла и два письма, носящих имя Петра. Из них мы получаем смесь рассказов о Питере и о том, кем он был. В одних эпизодах Нового Завета мы видим Петра колеблющимся и неуверенным, в других — решительным или опрометчивым и поспешным с раздражительным характером. В Евангелии от Иоанна он изображен кротким и твердым и, как и в своих исповеданиях любви к Иисусу, способным на великую верность и любовь. Уже есть противоречивые чувства по поводу Петра и его темперамента, так как же он стал лидером церкви? Что ж, это могло быть связано с его долголетием в качестве ученика Иисуса, поскольку Евангелия согласны с тем, что Петр был призван стать учеником Иисуса в начале своего служения, но когда и где это событие произошло, в нескольких Евангелиях записано по-разному.

Почему Святой Петр был так важен?

С этими запутанными рассказами трудно понять, почему именно Петр был избран главой церкви, а не кем-либо еще. Многие ученые пришли к выводу, что ответом являются события, последовавшие за Воскресением Иисуса. Так как именно Петру впервые явился Иисус после своего Воскресения. И именно Петр «побежал ко гробу» в утро Воскресения. Петру было достаточно быть свидетелем возрождения Христа, чтобы стать критерием апостольства. Несмотря на свои слабости и сомнения, Петр с самого начала был самым важным апостолом, и поэтому Иисус назначил его главой апостолов. Он увидел в нем потенциал для лидерства и действовал в соответствии с ним. Кроме того, Петр всегда упоминается первым при перечислении апостолов, даже трех внутренних. Утверждается, что Иисус дал Петру ключи от церкви, что означало передачу ему власти руководить и заботиться о церкви и ее людях. После того, как Иисус воскрес из мертвых и попросил Петра позаботиться о Церкви от его имени, Петр совершил первое чудо во имя Господа. Примерно 15 лет после Воскресения фигура Петра господствовала в обществе. Именно он первым возвысил свой голос и проповедовал в день Пятидесятницы, именно Петр исполнил роль судьи и возглавил 12 апостолов в расширении церкви. Он стал первым папой Римским и считался одним из величайших миссионеров религиозной древности.

Собор Святого Петра

Это одно из самых известных в мире зданий эпохи Возрождения. Это самая большая католическая церковь в мире и одна из главных достопримечательностей стен Ватикана. Он признан местом распятия и захоронения святого Петра, наряду с более чем сотней гробниц прошлых пап. Первоначальное здание было построено в 4 веке. От старого здания осталось немногое после замены 18 апреля 1506 года, на завершение которого ушло более 120 лет. Это рай для любителей искусства, с невероятной архитектурой и украшениями известных художников, таких как Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини. Он массивный, достигает 190 м в длину, с куполом колоссальной высоты 136 м, вмещающим более 20 000 человек одновременно.

Площадь Святого Петра

У порога базилики находится площадь Святого Петра. Это одна из самых больших площадей в мире, 320 м в длину и 240 м в ширину, она может одновременно вместить ошеломляющие 300 000 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *