Как Иван IV стал «грозным»
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Скрынников пишет:
«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:
«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
russian7.ru
Почему Ивана IV стали называть грозным
Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «грозным» до сих мало кто может ответить.
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал «грозным»?
Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.
Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».
То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» — это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».
Сказки об Иване Грозном
Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.
О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь — человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой — раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.
«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».
«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».
Мы приведем только две сказки о Грозном — «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».
«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».
«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».
Грозный отец
Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.
Есть мнение о том, что «грозным» Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?
Главной уликой является… картина Репина.
Убийство Иваном Васильевичем своего наследника — весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.
Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.
Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».
На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Скрынников пишет:
«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:
«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
Кому выгодно?
Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы «Иван Васильевич меняет профессию»).
Как же так получилось, что «грозный» приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм «Царь» Лунгина)?
Вероятнее всего, «ноги растут» из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале «золотого» XIX века.
Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно — европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда «вертелись» сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и «прибрать к рукам» Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.
Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся «научать» Елену, ударил её по лицу и избил посохом.
Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.
Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III). Тем не менее большинство поверило в эту историю про Ивана Грозного и таким образом создало всем известный образ, который, так и не узнаем, соответствовал истине или нет.
interesno.cc
Кого на самом деле народ называл Иваном Грозным? И как Ивана Грозного называли при жизни?
Иван III правил 42 года. По политическим приговорам казнил — сколько бы вы думали? Шесть человек. При том получил прижизненное народное прозвище Грозный, которое его знаменитый внук Иван 4, так сказать, унаследовал.Иван III прекратил существование Орды, объединял русские земли, «прижал» Литву. При нем построен московский Кремль. Почему же столь крупный государственный деятель почти не нашел отражения в фольклоре? Дело в том, что в народной памяти дед и внук, оба Иваны Васильевичи, порой сливались в одну личность. От деда в этом образе — мудрость, рассудительность, справедливость, от внука — коварство, жестокость.
Дальше 2 легенды о прозвище «Грозный» для Ивана 4.
Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. Рассказывают, что в ту ночь над Москвой разразилась буря. От молний в разных местах Москвы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они издавали пугающие звуки. Один колокол сорвался с колокольни и рухнул на землю. Заговорили люди о том, что наступает недоброе время…
Будущий царь рано потерял родителей: отца в 3 года, а мать в 8 лет. Его детство было неласковым и горьким. Наследника окружали люди, безразличные к его желаниям и интересам, их заботила только борьба за власть. Чуткий, впечатлительный, он глубоко таил чувства мести и злобы, которые рано, вероятно, зашевелились в его сердце. Детские потехи его были уже недобрые, зловещие: любил он смотреть на мучения домашних животных, сам мучил их, кидал с высоты терема… Его не только не удерживали от этого, но потакали ему. Он пошёл дальше. Пятнадцати лет от роду он с ватагой своих сверстников, верхом на коне, носился по улицам Москвы и потехи ради пускал своего коня на народ, забавляясь ужасом разбегавшихся во все стороны людей и стонами ушибленных…
Он известен в истории как жестокий правитель. За это и получил прозвище “ Грозный”. Всю свою жизнь Иван Васильевич боялся заговоров, измены. Всех подозревал. Был несдержанным и злобным. Много крови он пролил. А сколько людей убито по его приказам, не сосчитать!
В одной народной песне говорится:
Он грозен, батюшка, и милостив.
Он за правду жалует, за неправду вешает.
Уж настали злые годы на московский народ,
Как и стал православный царь грозней прежнего:
Он за правды, за неправды делал казни лютые.
Когда к власти пришёл Андрей Михайлович Шуйский, при котором распущенность и безвластие достигли наибольшей силы. Человек небольшого ума и совершенно недальновидный, он как будто специально все делал, чтобы раздразнить подрастающего Ивана. Вместе с тем потакали всем его низменным страстям. По словам Курбского, Ивана воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь друг перед другом угождать ему во всяком наслаждении и сладострастии. Когда он был лет двенадцати, то стал прежде всего проливать кровь бессловесных животных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на свою беду. 29 декабря 1543 года Иван велел схватить самого Андрея Шуйского и отдать его псарям; псари убили ненавистного боярина по дороге к тюрьме. Иван впервые показал свой характер и получил прозвище Грозного. С тех пор, говорит летописец, бояре начали к государю страх иметь и послушание.
otvet.mail.ru
причины, исторические факты, теории и легенды
Все правители на Руси были личностями с большой буквы. Каждый из них выделялся особыми качествами. Некоторые оставили особый след в истории. Таковой была личность сына Василия 3 (III) и Елены Глинской — Иоанна. Почему Ивана 4 прозвали Грозным? В этой статье поговорим о персоне царя, которого считали самым большим деспотом на Руси.
Иван Грозный отличался ужасным характером. Он был до предела подозрительным, резким, нетерпимым, нервным. Все должны были слушать беспрекословно великого царя. Его мстительность погубила много ни в чем не повинных людей. Ослушавшиеся бояре были казнены вместе со своими невиноватыми слугами, дворней, крестьянами, холопами. Еще в подростковом возрасте начала проявляться подозрительность и жестокость, но на это были свои причины. Жизнь царя сложно было назвать счастливой, а сиротское детство прошло в страхе быть убитым боярами.
Коронован на царство князь московский Иван IV в середине января 1547 года. Он сделал очень много для развития державы, но о его жестокости слава ходила по всему миру. Ему везде мерещатся заговоры и государственные измены. Иногда подозрения все же подтверждаются.
В 1570 году он убивает практически все население Новгорода. Произошло это страшное событие из-за того, что люди подозреваются в государственной измене и служении королю Сигизмунду Августу.
Тиран-реформатор
Нельзя игнорировать тот факт, что царь сделал для своего государства очень много. Он был великим реформатором, но справиться со своей жестокостью и подозрительностью не мог. Его современники с легкостью могли бы ответить на вопрос «Почему Ивана Грозного прозвали Грозным?». Кратко изложим плюсы его правления, дабы не показать выдающуюся персону только с негативной стороны.
- Он открыл на Руси первую почту и типографию, что было настоящим прорывом.
- Во время его правления прирост населения увеличился почти в два раза.
- Было построено 30 новых населенных пунктов и 155 крепостей.
- Территория Руси увеличилась под его началом вдвое. Он вернул Казань, Астрахань, западную Сибирь, Центральный Урал.
- Его реформы коснулись военной службы, судов, управления государством.
Отсюда можно сделать вывод, что управлял он государством неплохо. Очень сложно рассказать об этой выдающейся персоне кратко. Почему Ивана 4 прозвали Грозным? Как минимум на это было 5 причин, которые опишем ниже.
Тяжелое детство
Ребенком он постоянно жил в стрессе. В результате появился развитый параноидальный страх заговоров и массовые репрессии во взрослом возрасте.
Его отец умирает, когда Ивану было три года, от ранения на охоте и заражения крови. Мать — коварная женщина, которая убила двух родных братьев мужа, — уходит из жизни, когда мальчику исполняется восемь лет. Как выяснится позже, Елена Глинская не умерла своей смертью, ее отравили.
Ребенок остается на попечительстве бояр, которые относились к нему очень жестоко, они не всегда вспоминали, что малыша нужно покормить, сильно избивали его за малейшую провинность, а иногда просто срывали на нем злость. Детство Ивана прошло в страхе, что его могут в любой момент убить. Бояре ссорились между собой, некоторые из них уничтожали друг друга.
Начало опричнины, царство террора
В январе 1565 года правитель вводит опричину. Теперь в его руках абсолютная власть. Опричина — это земли, которые он отводит себе, конфискуя у бояр и их семей. Людей же этих он отправляет в далекие и бедные части государства — земщину. Большинство дворянских семей принимает решение бежать. Среди мелких дворян он выбирает самых жестоких и делает их своими опричниками, фактически наемниками, которые занимаются террором. Расплачивается с ними царь конфискованными ими же землями.
Опричина просуществовала семь лет. В течение этого времени наемники безнаказанно убивают людей, грабят их. Режим позволил правителю заточить в тюрьмы большое число бояр и измываться над ними.
Большая изобретательность в пытках и изощренность в зверствах
В Александровской слободе были построены тюрьмы, в которых палачи применяли:
- колья;
- пики;
- кнуты;
- горящие угли;
- веревку, которой резали тело на куски.
Здесь стояли котлы с кипящей и ледяной водой. Неугодного государю человека по очереди опускали то в кипяток, то в холодную воду. Из-за этих манипуляций скоро с человеческого тела начинала клочьями сама слазить кожа. Вот почему Ивана 4 прозвали Грозным.
Его зверствам не было предела. В 1581 году Элизеус Бомелиус пал под подозрение в отравлении. Он не только лечил правителя, но и поставлял яды для Ивана Грозного. Несчастного медика подвесили на дыбу и поджарили.
Компанию монахов он запирает во дворе с дикими разъяренными медведями. Из оружия у священнослужителей были только четки и колья. Двор окружен высокими стенами, из-за которых не выбраться.
Особо извращенной пыткой было отцеубийство и братоубийство. Сын должен был в тюрьме зарезать собственного отца, чтобы его выпустили на волю, брат — лишить жизни брата. Естественно, после совершения преступления, этих людей не миловали, а казнили.
Он был очень злопамятным
Если говорить о том, почему Иван 4 назван Грозным, то стоит упомянуть о его злопамятстве. Даже через многие годы он мог вспомнить об обиде и наказать человека. Это и произошло с его двоюродным братом.
В 1553 году царь сильно заболел и все считали, что он при смерти. В это время его брат Владимир Андреевич имеет намерения взойти на трон и замышляет заговор. Иван Грозный неожиданно поправляется, и ему докладывают о предательстве родственника. Отомстит он ему через 16 лет, когда скончается его жена, царица Мария. Он обвинит Владимира Андреевича в отравлении супруги. Ни в чем не повинного родственника и его семью заставляют выпить яд, и они гибнут.
Убийство сына собственным посохом
В припадках гнева Иван Грозный применял излюбленный предмет — деревянный посох с железным наконечником. Он избивал им неугодных ему людей до такой степени, что некоторые отдавали Богу душу. В 1581 году он ссорится со своим сыном. На это было две причины. Накануне Иван Грозный избил его беременную жену, поведение которой ему показалось непристойным. Вторая причина — несовпадение взглядов на тактику ведения литовской войны. Будучи в ярости, он в исступлении ударяет сына по голове, попадая в висок. Молодой человек, промучившись два дня, умирает. Ему было 27 лет. Детоубийство — одна из самых страшных причин, почему Ивана 4 прозвали Грозным.
Сын Федор, коронованный 1584 году, пытается хоть как-то исправить ошибки своего отца. После смерти самого жестокого в истории Руси правителя стало понятно, почему Ивана IV прозвали Грозным.
fb.ru
Почему царя Ивана IV называют «Грозным»
Самое первое знакомство с царем Иваном IV на уроках истории закрепляет в нам сознание, что он – Иван Грозный. Потому что так сказали в школе. Но почему, на самом деле, великий князь московский, а затем – царь российский, получил такое прозвище?
Известна анекдотическая история, что в Британике (Британской энциклопедии) существовала статья, в которой со слов Александра Дюма было написано: «Русский царь Иван Грозный, прозванный за свою жестокость Васильевичем». Насколько соответствуют истине утверждения, что царь был таким уж «Васильевичем», постараемся разобраться в этой статье.
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал «грозным»?
Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».
То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» — это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».
Сказки об Иване Грозном
Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.
О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь — человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой — раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.
«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».
«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».
Мы приведем только две сказки о Грозном — «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».
«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».
«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».
Грозный отец
Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.
Есть мнение о том, что «грозным» Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?
Главной уликой является… картина Репина.
Убийство Иваном Васильевичем своего наследника — весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.
Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.
Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический «.
На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Скрынников пишет:
«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:
«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
Кому выгодно?
Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы «Иван Васильевич меняет профессию»).
Как же так получилось, что «грозный» приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм «Царь» Лунгина)?
Вероятнее всего, «ноги растут» из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале «золотого» XIX века.
Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно — европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда «вертелись» сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и «прибрать к рукам» Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.
Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся «научать» Елену, ударил её по лицу и избил посохом.
Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.
Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти — он нивелирует все просчеты, говорит о том, что «вспомните и не ропщите, было и похуже». Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.
Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.
источник
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
bravedefender.ru
Как Иван IV «грозным» стал
Царь Иван IV вошёл в историю нашей страны как Иван Грозный. Слишком красноречиво данное прозвище, чтобы сомневаться в причинах его происхождения. Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство…». При жизни своей он имел другое прозвище: “Мучитель”…
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.
Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед своей кончиной
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал «грозным»?
Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.
Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».
То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» — это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».
Сказки об Иване Грозном
Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.
О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь — человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой — раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.
«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».
«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».
Мы приведем только две сказки о Грозном — «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».
«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли.
Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».
«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила.
Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».
Грозный отец
Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.
Есть мнение о том, что «грозным» Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?
Главной уликой является… картина Репина.
Убийство Иваном Васильевичем своего наследника — весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.
Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.
Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический «.
На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Скрынников пишет:
«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:
«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
Кому выгодно?
Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы «Иван Васильевич меняет профессию»).
Как же так получилось, что «грозный» приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм «Царь» Лунгина)?
Вероятнее всего, «ноги растут» из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале «золотого» XIX века.
Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно — европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда «вертелись» сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и «прибрать к рукам» Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.
Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся «научать» Елену, ударил её по лицу и избил посохом.
Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.
Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти — он нивелирует все просчеты, говорит о том, что «вспомните и не ропщите, было и похуже». Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.
Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.
Алексей Рудевич
link
storyfiles.blogspot.com
Иван IV: когда и почему его прозвали «Грозным» на самом деле
Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал «Грозным»?
Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.
Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».
То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» — это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
Читайте также:
cyrillitsa.ru