Как крылов описывает свинью: Как описывает крылов басня свинья под дубом. «Свинья под дубом»

Содержание

И.А.Крылов «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности

Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь».

Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

13.05.2015 9009 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?

(Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему. )

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?

(Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение?

(Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности. )

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб).

Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество — с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие — о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

5 класс лит-ра 10.10.16

Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.

Метапредметные УУД:

Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Ход урока

I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться. )

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

III . Выполнения теста (на закрепление материала)

Басня – это:

1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей

2. Мораль басни – это:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце

1) И. А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед…»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон

8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?

1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства

1) голубушка 2) плутовка
3) царь-птица

10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?

1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Аннотация к басне свинья под дубом. Конспект урока на тему: И.А.Крылов «Свинья под дубом»

Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

13.05.2015 9011 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему. )

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности. )

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

обучающие : проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;

развивающие : развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

воспитательны е: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

Планируемые результаты:

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно — этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование : проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.

Ход урока

  1. Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»

Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил…

(О Крылове)

С какими баснями Крылова вы знакомы?

С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?

(Отвечают)

А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. (Слайд).

И все их Крылов любил в баснях «пощипать». Что значит «пощипать»?

(Ответы)

  1. Актуализация опорных знаний

1) -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?

В баснях используются олицетворения. (Примеры).

Аллегория? (За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)

А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?

Какому историческому событию она посвящена?

Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)

Крылов проявил патриотические чувства в своём произведении?

Кто такой «патриот»?

2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.

3. Физкультминутка.

4 . Формулировка темы и цели урока.

— Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.

Сформулируем тему. (И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)

Запись темы на доске и в тетрадях.

Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

5. Открытие новых знаний

1) Знакомство с басней.

Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то, чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?

(Нет, необходим анализ произведения)

2). Исследовательская работа в парах.

1-я пара «Литературоведы».

Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» — это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)

работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

2 – я пара «Исследователи».

Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.

3-я пара «Лингвисты».

Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.

3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала

1. Выступление учащихся

1-я пара «Литературоведы»

(Басня — это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)

2 – я пара «Исследователи».

Какая Свинья? (Глупая, ленивая).

О чём она думает? (О своём удовольствии).

Кто Дуб? Почему вековой? (Вековой – это не только старый, но и мудрый).

Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).

— Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).

В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).

То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)

3-я пара «Лингвисты».

Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».

Кто Свинья?

Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

— Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)

Чему научила нас басня?

Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

4). Чтение басни по ролям.

6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками: -да, – нет, — затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Самооценка работы на уроке

Оценка учителя

7. Домашнее задание. По выбору.

1. Выучить басню наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

Предварительный просмотр:

Кадр из мультфильма

Художник Г.Куприянов

Художник А.Лаптев

Невежа — древнерусское слово. Г рубый, невежливый человек Невежда — несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.

Словарная работа Актуальный – важный для настоящего момента. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «пощипал» в этой басне Крылов?

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество — с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие — о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон — это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) — это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения — свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

Иван Крылов Басня про свинью под дубом. «Свинья под дубом»

Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!

Читать басню о свинье под дубом

Свинья под древним дубом

Желуди наелись досыта, досыта;

Поев, она заснула под ним;

Потом со слезами на глазах встала

И начала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —

Ворон говорит ей из Дубю, —

Если оголить корни, то оно может засохнуть. Меня ничего не беспокоит

Я вижу в этом мало пользы;

Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;

Лишь бы были желуди: ведь я толстею от им. 0003

Вы бы видели

Что на мне растут эти желуди.

Невежда тоже в слепоте

Защищает науку и ученость

И все научные труды

Мораль басни Свинья под дубом

Защищает науку и ученость

И все научные труды

Не чувствует, что ест их плоды.

Басня Свинья под дубом — разбор

Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподнести нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой . Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, спорный вопрос, кто главный герой басни. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:

  • Свинья, которая не может видеть дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы передумать. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она укрепляет образ человека, который не только не хочет ничего слушать и знать, но уже и не способен на это.
  • Ворон — персонаж, пытающийся образумить свинью по своей наивности и не понимая, что свинья его почти не слушает, а если и слушает, то вряд ли услышит.
  • Дуб отражает образ мудреца, вернее, даже старика, который не пытается направить свинью на путь истинный, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас мораль басни «Свинья под дубом».

Свинья под вековым дубом

Наелась желудей досыта, досыта;

Поев, она заснула под ним;

Потом со слезами на глазах встала

И начала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь дереву вредит»,

Ворон говорит ей из Дубю:

«Если оголить корни, то оно может засохнуть.»-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Меня это совершенно не беспокоит;

Я не вижу в этом особого смысла;

Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,

Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут:

«Всякий раз, когда ты могла поднять свою морду,

Вы бы видели

Что на мне растут эти желуди.

Невежда тоже в слепоте

Защищает науку и ученость,

И все научные труды

Не чувствуя, что вкушает их плоды.

Резюме

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Однажды она начала копать корни дуба. Ворон, сидевший на дереве, сказал ей, что повредит дубу. Однако свинья ответила, что ей все равно. Тогда дуб обвинил свинью в том, что она ему неблагодарна. Он сделал попытку объяснить свинке, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но у свиньи не было возможности поднять глаза и увидеть, что это действительно так. Она осталась при своем мнении и продолжала вредить дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.

Значение названия

В названии содержится центральная оппозиция басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб – символ вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадный Свин живет только для собственного удовольствия. Его основная цель – больше наполнить желудок. Съев упавшие с Дуба и проспавшие желуди, Свинья хочет продлить удовольствие и начинает подкапывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны.

Грязное, невежественное животное может стать причиной смерти великана. Дуб предлагает Свинье поднять морду и самой посмотреть, откуда она берёт пищу.

Проблемы

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) было много невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По словам автора, такие невежды напоминают неблагодарного Свинью из басни. Негативное отношение к знаниям основано на простой лени, желании жить только для себя, не заботясь о других. Виня в этом науку, невежественные люди в то же время не гнушаются пользоваться всеми благами научно-технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и заключительное авторское заключение.

Нравственность

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научного знания каждый в той или иной мере пользуется. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть много примеров того, как невежды при власти становились препятствием для развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжить свое развитие.

Свинья под дубом рисунок

Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, легла под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И стала подкапывать рылом корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —
Говорит ей Ворон из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в нем мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы были желуди: ведь я от них толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. что он ест их плоды

Мораль басни

Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что он ест их плоды.

Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом

Только невежды ругают науку, не понимая, что они обязаны ей благами.


Вы бы видели

«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. приучать с детства к умению оценивать и не вести себя чрезмерно грубо. Жанр был впервые возвеличен Эзопом, и многие произведения написаны на этом языке. В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения, поэтому эзопов язык был важная составляющая в этом виде работ.

Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.

Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровна по отношению к плодовитому кормильцу, она пытается уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отображение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.

Противоположный персонаж Ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, способный преподать урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб уверял, что она неблагодарна и не ценит его заботы.

«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.

Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.

Герои басни (персонажи)

  • Свинья глупая
  • Дуб кормилец
  • Ворон — здравый смысл

Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Этот вид творчества известен жителям России по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и они продолжают использовать

спрос по сей день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня лучше всего передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как начинает рассказывать виновницу переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в ​​руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.

В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины, доступные каждому

Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся младших классов способны лучше усваивать простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.

Тема. Выразительное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».

Цель: улучшить навыки выразительного чтения шестиклассников, углубить знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылов «Свинья под дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип занятия: занятие по развитию речи; тип урока — урок выразительного чтения.

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» – произведение, которое, пожалуй, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А так как речевая партитура этой басни включает в себя более чем сложные элементы, то обязательным условием проведения урока выразительного чтения является углубление знаний шестиклассников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе учащиеся получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и сформировали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителей. 5 класс / Сост.Евтушенко С.Е., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М.- К.: Грамота, 2013 (с. 94-95)
    В 6 классе учащиеся должны усвоить, что паузы бывают логическими и психологическими. логическая пауза, обозначаемая в партитуре речи вертикальной чертой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее продолжительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятая, пауза обычно короткая, а вот тире и точка требуют от читателя более длительной остановки во время исполнения произведения вслух.0145 Но есть и более сложный вид паузы — психологическая . (В речевой партитуре психологическая пауза обычно обозначается символом \/). Встречается гораздо реже, в исключительных случаях: например, когда нужно сосредоточиться на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, удивление, недомолвку, сознательное молчание, внезапную остановку речи и т. д. Такая пауза может быть где угодно: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны помнить (и записывать в тетради) шестиклассники, это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они услышанные
      или
    • психологически подготавливают слушателей к восприятию того, что сейчас будет звучать, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы читатель просто делает небольшую паузу в речи, таким образом разделяя предложение на отдельные такты. Эта пауза называется пассивной. Но психологическая пауза — это не просто остановка, это «молчание со смыслом». Такая пауза называется активной, эмоциональной, и поэтому читатель должен уметь ее «играть». Великий мастер сценической подготовки К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко прочувствовать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигая идейно-эмоциональный смысл как конкретной произнесенной фразы, так и всего текста. Поэтому ему нужно не просто промолчать, а активно «пережить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения, то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сутью.
    Логические паузы знакомы каждому говорящему и, если читатель правильно понимает содержание произносимых им предложений, они довольно легко воспроизводятся. Психологические паузы требуют специальной подготовки. Вот почему, прежде чем читать какой-либо текст аудитории, исполнитель должен, прежде всего, тщательно проработать его общий, глубокий смысл. Можно сказать так: читатель должен сначала понять, ЧТО он хочет донести до аудитории своим чтением, и только потом искать способы сделать это, КАК он это сделает.
  2. Вступительное слово учителя: Как правильно читать басню.
    Если говорить об выразительном чтении басен, то правильнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное повествование». Как отмечают современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что чтение его можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть чтение басни строится по принципу живого и естественного повествования, включающего такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому читатель должен передать не только основное содержание басни, но и все многообразие ее логического и эмоционального содержания.
    Авторский текст, предшествующий развитию событий, читается в повествовательно-познавательной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора нужно произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам персонажей следует читать с иронией, как бы «присваивая» авторский текст, преподнося его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особый навык требует чтения реплик. Ведь каждый актер басни олицетворяет определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение читателя об индивидуальных чертах характера персонажа, манере его поведения, а также умение изменять высоту голоса, его силу, темп. Но читателю не следует слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни — животных, ведь основное направление произведения — раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комедии.
    Мораль басни произносится более медленно, назидательно, в форме рассуждения. Это либо напоминание об известной истине, либо совет мудрого человека, либо ироничная критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее обязательно делать ощутимые паузы (чаще психологические), чтобы обратить внимание слушателей на тот вывод, который автор воплотил в морали.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь действующих лиц, позволяют привлечь к чтению элемент сценичности. В конце занятия попробуем прочитать басню «Свинья под дубом» по ролям. Но нельзя забывать, что идеальное исполнение всего произведения одним читателем, как правило, является более сложной задачей. Поэтому на уроках выразительного чтения мы отдадим предпочтение монологическому чтению, так как именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонацией, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под дубом» профессиональным чтецом.
  4. Идейно-тематический анализ басни. расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под дубом» Крылов с помощью иносказания выставляет напоказ и высмеивает человеческую глупость и невежество, достойные всеобщего осуждения. Он обличает невежественных, неспособных анализировать причинно-следственную связь в жизненных событиях и явлениях, а главное, высмеивает их полное нежелание искать эту связь вообще. Для осуществления своего замысла баснописец очень удачно выбрал образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорной трактовки образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), можно сказать, что у нас свинья часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов четко подчеркивал, что свинья очень любит желуди, и что она может рылом рыть землю даже без видимой причины — просто ради забавы. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно не способна высоко поднимать голову из-за особого строения тела. Ворон в басне олицетворяет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно удивляется ей. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи — просто растение, не стоящее ее внимания, — воплощение вековой мудрости, житейской правды.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя чертами).

    Свинья под дубом

    Свинья | под древним дубом |
    Я наелся желудей, | тратить; |
    Поев, легла под ним; |
    Потом, вырвав глаза, встала\/
    И рыло | начал подкапывать корни Дуба. ||
    «Ведь это вредит дереву, — |
    Ворон говорит ей из Дуба, — |
    Если обнажить корни, | он может засохнуть. \/
    «Дай высохнуть, — | говорит Свинья, — |
    Меня это совсем не беспокоит; |
    Я не вижу в этом особой пользы; |
    Хотя его возраст не будет, | | Я нисколько не пожалею |
    Только бы были желуди: | Я от них толстею.» ||
    «Неблагодарная! – | Тут ей сказал Дуб, — |
    Всякий раз, когда вверх | Ты могла поднять рыло, |
    Видела бы ты |
    На чем растут эти желуди | мне.» \/

    Невежественный | также ослеплен |
    Бранит наука | и обучение, |
    И все научные работы, | |
    Не чувствую | что он ест их плоды. ||

  6. Подробные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, басню читаем так. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но надо учитывать, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача читателя определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и одновременно подчеркнуть отношение автора к ней тоном голоса. И оно ясно формируется уже с первых строк произведения: это наплевательское отношение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям — поесть и поспать. Немаловажную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: Я съел «до отвала», но не открыл глаза, а «потянул».
    В конце четвертой строки уместна психологическая пауза — она подготавливает нас к сюжету, сосредоточенному в пятой строке. Стараемся не молчать, а сыграть психологическую паузу: еще до произнесения пятой строки выражение лица чтеца должно сказать зрителям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном поступке героя произведения.
    При озвучивании сюжета пик эмоциональности приходится на слово «рыло»: мы произносим его с явно подчеркнутым отвращением. Перед прямой речью делаем остановку немного дольше, чем обычно. Слова Ворона следует произносить не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ворон говорит с ней из Дубю») должен звучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на реплику Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к нему слушателей. При чтении этой части басни от исполнителя потребуется незаурядное мастерство, так как именно здесь работает основная тема: изображение глупости, полнейшей глупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Дай высохнуть» надо произносить с непомерным, гипертрофированным самолюбованием, как говорят в народе — надутыми губами. Авторскую ноту мы произносим тише («Свинья говорит»), а следующие четыре строчки — как честолюбивый урок «свиной житейской мудрости»: жить только в свое удовольствие. логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жир» немного растягиваем («жи-ре-э-ю») и озвучиваем его с максимальным удовольствием и откровенным хвастовством.
    Слова Оука содержат развязку произведения. Читать их следует рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставляя тонкую нотку брезгливости, которая будет подчеркнута словом «рыло». При произнесении реплики Дуба читатель должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения выразительную мимику и жестикуляцию.
    Прежде чем озвучить мораль басни, сделаем психологическую паузу. Мимикой мы готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится в серьезном тоне — как итог общий вывод из описываемой ситуации, переводящий осмысление сюжета из аллегорической в ​​общечеловеческую или даже философскую плоскость.

    Примечание. Учащиеся должны знать, что перформанс допускает элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому могут быть определенные расхождения в оценке речи разных читателей. Однако начинающим читателям следует максимально следовать советам учителя.
    Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты маркировки индивидуальных мерок могут быть такими: «пусть сохнет», «меня это совершенно не беспокоит», «потому что я от них толстею», «что он ест | их плоды»

  7. Чтение басни ученикам. (Сначала — индивидуально, потом — в лицах).
    Перед уроком выразительного чтения учащиеся должны сделать короткую разминку речевого аппарата. Примерный перечень разминочных упражнений приведен в упомянутом выше пособии (стр. 101-102).

нравственность, главная мысль, крылатые выражения, примеры из жизни

Басня Крылова «Свинья под дубом» с помощью персонажей творения описывает дураков того времени. Подробнее читайте в статье.

Каждый ребенок учит басни в школе. Они помогают ему понять, кто прав в этой жизни, а кто нет. В литературе такие произведения ставят для обучения дома, а также разбирают их содержание в школе на уроке. Информация по басне «Свинья под дубом» , которая находится ниже, поможет ребенку подготовиться к уроку и получить «отлично». Главное запомнить все необходимое и научиться работе. Читайте дальше.

Басня «Свинья под дубом»: автор, текст

Басня «Свинья под дубом» написана выдающимся баснописцем, публицистом, поэтом, издателем, автором сатирических журналов Иваном Андреевичем Крыловым. В целом у писателя более 236 поучительных произведений, опубликованных в специальных литературных сборниках. Вот текст этой басни:

Басня «Свинья под дубом»

Мораль басни «Свинья под дубом»: своими словами

Мораль басни «Свинья под дубом»

Можно сказать, что автор пытается приучить читателя не относиться к вещам чрезмерно грубо и уметь ценить выгоду. Вот более подробно мораль басни «Свинья под дубом» своими словами:

В понимании автора ругать науку будут только близкие люди. Так как каждый мыслящий человек понимает, что именно ее развитию он обязан всем, что у него есть. Это знание, которое несет свет. А невежество в данном случае есть тьма.

Не будь такой неблагодарной, как главная героиня басни. Можно сказать, что уничтожая дерево, она «Режет сук, на котором сидит» . То есть лишает себя дальнейшей пищи по собственной глупости. Крылов пытается показать, что нужно быть благодарным дарам (и природы, и науки), и никогда не следует разрушать то, что не сделано.

Стоит отметить, что басня актуальна и по сей день. Ведь даже в эпоху научно-технического прогресса человек по-прежнему обращается к потребительским благам, он не ценит то, что имеет, пока полностью не потеряет.

План басни «Свинья под дубом»: баллы

Басня «Свинья под дубом»

План обычно необходим для написания сочинения. Также может понадобиться для рассказа о содержании произведения. Вот план басни «Свинья под дубом» — баллов:

  1. Свинья ест желуди и засыпает.
  2. Она просыпается и начинает подкапывать корни дуба.
  3. Свин говорит, что не видит пользы в дереве, потому что жиреет от желудей.
  4. Появляется ворон, который пытается урезонить свинью, но безуспешно.
  5. Сам дуб указывает свинье на ее ошибку.
  6. Мораль.

Теперь с помощью этого плана вы сможете пересказывать произведение и вам будет еще легче запомнить и выучить его наизусть.

Чему учит «свинья под дубом»: рассуждения

Басня «Свинья под дубом»

Басня учит, что не следует считать плоды какой-либо науки или знания напрасными и ненужными, только потому, что вы их не понимаете. Можно сказать, что такой мотив можно увидеть в басне того же автора «Обезьяна и очки» , где обезьяна ругает очки и разбивает их, так как не видит в них смысла. Но на самом деле он просто не умеет ими пользоваться. Вот еще рассуждение, чему учит басня «Свинья под дубом» :

Относительно свиньи в этой басне можно отметить, что однажды отведав плодов, она уже не видит смысла дальнейшего использования дерева, т. е. думает, что оно «одноразовое» и пытается уничтожить это. Не понимая, что дерево каждый год будет приносить много плодов, которые будут кормить не только его, но и других животных, живущих поблизости.

Так и в жизни — один невежда может своим поступком испортить жизнь и лишить многих людей, потому что заботится только о своей сытости и не понимает, что все в этом мире приносит гораздо больше пользы, чем кажется на первый взгляд — нужно только смотри внимательно и думай.

Вопросы по басне «Свинья под дубом»:

баллов

Учитель часто использует вопросы, чтобы проверить, как ученики усвоили материал дома. Дети должны дать правильные ответы. Вот вопросы по басне «Свинья под дубом» баллов:

  1. Кто пытался предостеречь свинью от ее действий?
  2. Что именно было свиньей на дереве?
  3. Что высмеивает Крылов в этой басне?
  4. Применима ли мораль басен в современном обществе?

Прочитай басню и ты легко ответишь на все эти вопросы, а значит будешь готов к уроку.

Основная мысль басни «Свинья под дубом»: Пояснение

Басня «Свинья под дубом»

Основная мысль в басне может быть выражена одним словом, фразой или своими словами каждого читателя. Например, в творении «Волк и ягненок» основным ключевым моментом является фраза: «Сильный всегда бессилен виноват» . Разберемся, в чем основная мысль басни «Свинья под дубом» :

  1. Нужно ценить то, что есть, и в то же время заботиться о других.
  2. Никогда нельзя губить и осуждать то, чего человек не понимает и чего не понимает. При этом не нужно ломать то, что не выращено и не построено.
  3. Невежественный человек, как правило, не понимает, что творит, уничтожая то, что мог бы съесть уже давно. Причем речь идет не только о желудях. Автор осуждает потребительское отношение ко всему — обществу, искусству, науке. Ведь такие «свиньи» есть в любой сфере жизни. А если они сами не осознают своих действий, то от этого страдают совершенно невиновные люди.
  4. Наука дает человеку массу преимуществ. Но грош цена человеку, если он этого не видит, не понимает.
  5. Автор осуждает человеческую неблагодарность во всех ее проявлениях.

Не нужно жить только в свое удовольствие, просто набивая желудок и не думая о последствиях своих действий. Многие из них могут быть поистине разрушительными из-за слепого невежества. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности.

История создания басни «Свинья под дубом»: Факты

Каждое литературное произведение имеет историю создания. Одни авторы раньше публиковали свои творения в журналах, другие просто давали читать друзьям, и тогда работа начинала свою жизнь. Вот история создания басни «Свинья под дубом» — данные:

Сие творение написано И. А. Крыловым в 1823 и впервые напечатано в газете Северная Пчела за 1825 В названии содержится центральный контраст басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под дубом»

Басня «Свинья под дубом»

В нашей речи до сих пор используется много фраз из разных произведений. Например, вот крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под дубом»:

«Когда бы ты мог поднять рыло,
Ты бы увидел тебя
Что на мне растут эти желуди.

На самом деле прямая мораль басни говорит устами дерева. Прежде чем что-то разрушить, следует подумать, прекратятся ли при этом получаемые блага.

«Невежда тоже в слепоте
Ругает науку и ученость
И все труды научные,
Не чувствуя, что вкушает их плоды.

Автор говорит, что человек глупый, недальновидный, не понимает, что относиться к источнику благ бережно. Более того, он даже не видит, что они могут закончиться в связи со смертью «кормильца».

Что заставляет высмеивать басню «Свинья под дубом»?

Басня «Свинья под дубом»

Можно сказать, что творение высмеивает «любимую» тему Крылова — Человеческое невежество. В данном случае речь идет о совершенно слепом бреде без малейшего взгляда.

Конечно, любой дурак слеп — и обезьяна, которая Медведь из «Зеркало и обезьяна» Я пытался научить тебя смотреть на свои недостатки, прежде чем пытаться унизить других, и Свинья , который пытался уничтожить дерево давая ей желуди. В данном случае речь идет об одном качестве, только о разных его проявлениях. Вот еще объяснение, что высмеивается басня «Свинья под дубом» :

В эпоху баснописцев людей, отрицавших знание и науку, было очень много. Впрочем, это не беда, а половина ее. Главное, чтобы люди не делали поспешных выводов и поступков — таких, которые негативно скажутся на всем обществе. Снисходя к чему-либо, следует прежде подумать, компетентен ли критик в этом вопросе, и неужели то, что он осуждает, бесполезно?

На самом деле в большинстве случаев это не так. Просто не все способны мыслить шире и смотреть на что-то под разными углами. Что же касается негативного отношения к разного рода знаниям, то оно формируется не потому, что наука не имеет добычи, а потому, что людьми управляет банальная лень.

Конечно, неучей не признают. И считают, что в их бедах виновато учение. Виновата, конечно, не она, а ее отсутствие. Кроме того, если человек сам не нуждается ни в каких благах, не стоит думать, что они не нужны и другим. Поэтому, уничтожая что-либо из-за личной неприязни, следует думать: «Есть ли смысл ставить только это? Да, мне это не нужно. Но что, если другие люди могут использовать это? Что, если они выиграют от этого? В конце концов, я не одинок в этом мире.

Характеристика героев басни «Свинья под дубом»: Описание

Басня «Свинья под дубом»

В любой басне обычно мало персонажей. Пара героев прекрасно раскрывает суть и главную мысль творения, которую автор хотел донести до читателя. Вот характеристика героев басни «Свинья под дубом» — описание:

Свинья:

  • Это слепой дурак того времени.
  • Он пребывает в темном царстве глупости, не хочет развиваться и вникать в суть, не слушает голос здравого смысла.
  • Такой невежда живет потребительскими инстинктами, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о будущем человечества.

Дуб:

  • Можно сказать, это детище матери-земли.
  • Добытчик, бескорыстно раздающий блага. Единственное, что ему нужно для существования, это уважительное отношение.

Ворона:

  • Голос здравого смысла невежд.
  • С одной стороны приятно, что все-таки возникает (значит не совсем все запущено).
  • Но плохо, что свинья игнорирует его призывы подумать и остановиться.
  • Это значит, что невежда чувствует даже за пределами всяких смыслов, вернее, всегда действует вопреки голосу разума и логики.

Итого 3 героя , а как ярко и со смыслом автор доносит свою мысль до прочитавших.

Басня Крылова «Свинья под дубом»: Примеры из жизни

Жизненный пример из басни «Свинья под дубом»

На жизненных примерах легче понять суть произведения. Они помогают с помощью некоторых событий из нашей обычной жизни увидеть, что поведение героев басни было одинаковым. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Свинья под дубом» :

Пример 1:

Несмотря на то, что многие наши сверстники предпочитают шумные вечеринки и клубы, мы с друзьями несколько старомодны. Каждые выходные мы выезжаем на природный урочище в черте города, чтобы пожарить там шашлыки, поиграть на гитаре, в бадминтон и просто отдохнуть от учебы.

У нас есть своя, налаженная компания и любимые места. Итак, в это воскресение мы вошли как ложь. Точнее, всем — начиная со Степки — от нас встал младший брат Катин. Конечно, большинство из нас понимает, что, находясь на природе, нужно соблюдать чистоту. Но наш новый знакомый к этому не привык.

Ему приходилось постоянно присматривать за ним и тянуть его, когда он бросал на траву конфету, упаковку от жвачки, недоеденную куриную ножку или пластиковую бутылку из-под газировки. Мысли о знаменитой басне и аналогии со свиньей возникли почти сразу.

Пример 2:

Мы с подругой и ее младшей сестрой Соней пошли гулять. Сами того не замечая, они видели, как далеко зашли. Лес кончился, и за вокзалом показались дома какой-то деревни. Конечно, исследовать его было не самой лучшей идеей, но мы были свято уверены, что с нами ничего не случится.

Внезапно Соня увидела, что из забора торчит внушительная лоза, и заявила, что хочет виноград. Мы подумали — с одной стороны, это не наш виноград, а чей-то. Но в сад не лезем, ветка с улицы растет. Поэтому мы позволили ей аккуратно разбить несколько кластеров. Но она немного пошалила, подбежала и с яростным криком сорвала почти всю ветку. Конечно, я наделал много шума.

Хозяйка выбежала и обругала нас. Теперь, благодаря этой маленькой «свинке», мы не можем там подойти к пушечному выстрелу. А если бы они были порваны аккуратно, то могли бы лакомиться виноградом каждые выходные.

Пример 3:

Саша ненавидит математика, потому что этот предмет ему вообще не дан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *