Характеристика Молчалина в «Горе от ума» (с цитатами). Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя
Планирование
Персонажи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в полном соответствии с правилами классицизма, наделены «говорящими» фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: «Еще ли не сломил безмолвие печати?..», «Вот он. На цыпочках и не богат словами»; Софья: «При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит»). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей («Ведь нынче любят бессловесных»). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается «говорящей» фамилией полностью.
Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: «Я слышал голос ваш», «Сейчас с прогулки», «С бумагами-с». Причем стоит обратить внимание на характерную частицу «с», которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции («Веселое созданье ты! живое!», «Какое личико твое! Как я тебя люблю!»). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.
Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к «веку минувшему»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь,
Он разносит сплетни:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…,
Он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:
…Так, частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем «низкопоклонника и дельца». Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.
При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь «по должности» разыгрывает роль любовника.
Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их «бог свел». Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.
В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит.
Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких
Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:
Ума в нем только мало…
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!
Муж-мальчик, муж-слуга.
Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь «затем, что деловой». И эту «деловитость» с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.
Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление «молчалинщины», а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от «века минувшего», и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.
Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.
Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества.
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком.
Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:
С бумагами-с.
Я только нес их для докладу,
Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,
Противуречья есть, и многое не дельно.
Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком.
А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату…
Мне дайте убедиться в том: потом
От сумасшествия могу я остеречься;
Не думать о любви…
Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог… с ними целый день засядет, рад не рад, играет…». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».
И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, — притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные;
… частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
При трех министрах был начальник отделенья.
Переведен сюда…
… слог его здесь ставят в образец!
Не смею моего сужденья произнесть.
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах — я от веселья прячусь, когда дурачиться — дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.
В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она — дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» — слышит он от Софьи. «Подлец!» — восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное — всегда находится подле кого-то.
Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.
Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.
Вот он, на цыпочках
И не богат словами.
Молчалины блаженствуют на свете.
А. С. Грибоедов
Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого человека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Человеческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не , а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально — политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.
Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — человеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.
По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристойность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопоклонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.
Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молчалин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.
Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умеренность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, расположение и поддержку влиятельных господ.
Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приговор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом.
Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коленях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он нужен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, несгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.
Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.
Как скачать бесплатное сочинение? .И ссылка на это сочинение; Образ Молчалина и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме
Он дойдет до степеней известных… А. Грибоедов Один из наиболее ярких и типичных для всех времен персонажей — Молчалин, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Это тип молодого человека, который обладает, по словам Александра Чацкого, двумя «талантами»: умеренностью и аккуратностью. Но с их помощью он добивается немалого: успеха на службе и в любви, признания в обществе. Молчалин сам дает себе характеристику, раскрывая принципы жизни, которые ему завещал отец и которыми он
С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть
Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. А. С. Грибоедов Что меня возмущает в Молчалине? Я могла бы ответить одним словом: все. Но тогда не получится сочинения. Поэтому я расскажу о том, что у меня вызывает откровенное неприятие, а с чем я могла бы с большим трудом примириться. С Молчалиным мы знакомимся уже в первых сценах. Вот внезапно появившийся Фамусов застает его со своей дочерью Софьей. От страха перед Фамусовым Молчалин теряет
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. А. С.

Если Фамусов и Чацкий — люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. «Вот он, на цыпочках и не богат словами» — говорит Чацкий о секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед
1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? А. Говорящие фамилии Б.

Алексей Степанович Молчалин работал вместе с Фамусовым – был его секретарем. Фамусов, в свою очередь, доверял своему подчиненному, хотя к дворянству Молчалин не имел никакого отношения. Фамилия героя схожа с его характером – мужчина скромный и никогда лишних слов не промолвит. София была рада тому, насколько Алексей добродушен и уступчив. Правда, Фамусова понятия не имела, что в действительности Молчалин совсем не тот, за кого себя выдает.
Интересует Молчалина в жизни лишь две вещи – богатство и карьера. Алексей в погоне за веселой и состоятельной жизнью. А ради такой жизни он готов угодить важным чинам. Молчалин достаточно умно подходит к своей цели. Его «маска» позволяет хитроумно двигаться к хорошей жизни, при этом не выставлять себя плохим человеком.Молчалин ради повышения своей репутации не против восхвалить Хлестову. Он с радостью соглашается с ней сыграть партию в карты, а также находит красивых слов, чтобы похвалить великолепную собаку женщину. Перед Фамусовым герой позиционирует себя практически также – за счет уважения и подчинения пытается выбиться в люди. Алексея Степановича можно назвать великолепным, а самое главное, терпеливым актером. Он не спешит как можно быстрее добраться до своей цели. Алексей действует аккуратно и осторожно, тем самым с каждым днем приближается все ближе к счастливой жизни.
Молчалин – подлый лицемер по отношению к Софии. Алексею ничего не строило убедить девушку в том, что он действительно в нее влюблен. В действительности никакой любви не было. Герой понимал, что для до того, чтобы заработать уважение своего начальника, необходимо наладить с его любимой дочкой С Лизой Мочалин более откровенен, чем с Софией. Он прямо говорит Лизе о том, что его любовь к Софии всего лишь ограничивается должностью. Причем Алексей подробно поясняет, почему ему важно убедить Фамусову в то, что он действительно в нее влюблен. Молчалин утверждает, что всегда нужно угождать вышестоящим, в данном случае своему начальству, чтобы соблюдать свой жизненный принцип и придти к желаемому успеху.
Несмотря на то, что к Лизе Алексей относился с некоторым откровением, он все равно оставался лицемером по отношению к ней. Дело в том, что Молчалину нужно было любой ценой заполучить уважение и расположение Лизы. Поэтому решил поступить умно, пообещав девушка, что подарит ей «туалет прехитрой работы». Лицемерие главного героя проявляет себя в полной мере в тот момент, когда Фамусова София наконец-то узнает, кем на самом деле является Молчалин. Алексей даже в такой ситуации продолжает откровенно обманывать Софию, падая перед ней на колени и прося прощения. Но в действительности никакой вины герой не чувствует. Он просто биться за свою карьеру, ведь если отец Софии узнает, кем на самом деле является его секретарь, ему явно не поздоровится.
В момент появления Чацкого Алексей понимает, что дальнейшее вранье не сможет ему принести совершенно никакого успеха. В отличие от Софии, Чацкий более умен, поэтому его расположения Алексею бы точно добиться не удалось. Поэтому Молчалин находит один единственный выход из такой ситуации – бегство. Чацкий крайне негативно, можно сказать, с большой ненавистью отнесся к Молчалину. И его больше беспокоил тот факт, что такому ничтожному человеку удалось завоевать сердце прекрасной девушки Софии, неспособной на столь корыстный обман. Если бы Молчалин не мчался к карьере, а был честен, Чацкий бы не страдал из-за переживаний Софии, а Фамусова, в свою очередь, была бы не обречена на столь долгие душевые терзания из-за подлого лицемера.
Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своё жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения свои целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»). С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:
Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.
Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.
Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».
Молчалин обладает говорящей фамилией.
«Вот он на цыпочках и небогат словами» — говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.
Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции. Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»
Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».
Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми.
Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.
В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин — главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.
В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.
Обновлено: 2017-10-04
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Подготовка к сочинению по комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума»
Подготовка к сочинению по
комедии Грибоедова А.С.
«Горе от ума»
Темы сочинений
• Молчалины блаженствуют на свете…
• Кто Чацкий: победитель или побежденный?
• Ум с сердцем не в ладу
• Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
• Рецензия на спектакль по комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума»
Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».
• Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?
• Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и
этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум».
• «Молчалины блаженствуют на свете».
• Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить».
• Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных».
• Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
• Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его
характера.
• Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие
особенности его характера: а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество,
бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие,
цинизм, подлость?
• Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?
Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии;
главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в
сцене катастрофы.
• Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?
Кто Чацкий: победитель или побежденный?
I. Столкновение двух миров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума».
II. «Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».
Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?
Личная драма Чацкого.
Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?
Кто Чацкий – победитель или побежденный?
Одинок ли Чацкий?
III. Значение образа Чацкого. «Чацкие неизбежны при смене
одного века другим».
Ум с сердцем не в ладу
УМ
СЕРДЦЕ
• мысли, мышление, речь, расчеты, • Эмоции, любовь, полет, блаженство,
контроль, интеллект, деятельность, впечатления, сравнения, ощущения,
романтика, привязанность, Душа,
толк, рассудок, умный,
ощущение, впечатление, настроение,
сдержанный, последовательный
вкус, эмоция, увлечение, душевный
человек,здравый смысл
порыв, осязание, обоняние, зрение, слух,
Эпитеты
эпитеты
• высокий, действительный,
• безумное, буйное, легкое, ненасытное,
мудрый, определенный, особый,
кипучее, необъяснимое, мимолетное,
чистый, тайный, широкий,
острое, ответное, новое, глухое, голое,
точный, острый, нелепый,
врожденное, глубокое, непреодолимое,
истинный, грозный, здравый,
порывистое, скрытое, страстное, тупое,
увядшее, сокровенное, серьезное, яркое,
важный,, острый, неуловимый,
больное, доброе, восторженное,
обнаженный, сложный,
трепетное, томящее, материнское,
расплывчатый, серый, упрямый,
творческое, щемящее, эгоистическое,
свободный, смелый, трезвый,
человеческое
безумный, холодный, горький,
гнетущий, мрачный
«Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?
-Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот
«от ума» горе быть очень даже может».
1-Все действия направлены на ум. Человека, обладающего
умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум
выступает как начало страдательное.
2-Все действия исходят от ума.
• Появляется дополнительный смысл — невозможность . Не думать
о том, что происходит вокруг. А действительность заставляет
человека страдать
• Предлог «от» добавляет названию и самому произведению более
глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не
только мыслящего, но и страдающего.
Какое значение умалчивается в развитии конфликта. Характерен и образ Молчалина в комедии «Горе от ума». Образ известных писателей
Александр Сергеевич Грибоедов дискредитировал в своей пьесе очень многих главных героев своей пьесы, ведь каждый из них имеет огромное значение в развитии сюжета комедии. Грибоедов ввел в комедию Алексея Степановича Молчалина, чтобы противопоставить глупому молчанию интеллигентного Чаткома и поглубже показать «печаль от ума».
Неужели так глуп Молчалин? Вовсе нет, он просто следует Завету Отца и пытается добиться своих целей, принимая образ «глупого молчания».
Смысл жизни Алексей Степанович видит только в своем благополучии: «И сытно брать, и веселиться».
Его цель — получить высокий подбородок абсолютно любым способом и заслужить авторитет в обществе, унизившись перед более авторитетными людьми. Главной козой Молчалина является его умение угодить всем и промолчать там, где это требуется: «Мое лето не должно смешиваться
Чтобы вынести решение.
Он строит свою карьеру по четкому плану. Лишний раз слов от него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, и это нравится многим. населённых людей ценили в эпоху Николая I, поэтому таких, как Молчанин, ждала блестящая карьера и высокие чины:
«Доходит до степеней знаменитых,
Ведь любят безмолвно.
Грибоедов раскрывает характер молчаливого через других героев: у Фамусова он показывает себя тихим, услужливым юношей, у Софьи проявляет более высокую любовь, только к его выгоде, у Чацкого раскрывает свою жизненную позицию. Из их разговора мы узнают, что Молчанин принадлежит к «последнему веку»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего. С Лизой он проявляет к ней свои чувства, он откровенен, нет его встряхивания из употребления: «Какая твое! Я так тебя люблю!».
По отношению к Фамусову Молчалин раскрывается карьеризмом, ради карьеры готов на все: изобилие, крашение. По отношению к Софье Молчалин проявляет краткость, подлость и лицемерие, потому что не любит ее и просто пользуется ею для своей выгоды. Цинизм проявляется по отношению к Чацкому с Молчалиным, так как Алексей Степанович Чин выше Александры Андреевич. Это также показывает трусость и узость интересов Молчанина, потому что с ним не с кем поговорить: «Солвеллин был так глуп!», «Конечно, в нем нет этого ума».
Образ Молколлы в развитии конфликта является ключевым, ведь он фигурирует практически во всех конфликтных ситуациях, связанных с Софьей и Чацким. Чаще всего конфликты происходили именно из-за молчания. Он был движущей силой, а в стадии с катастрофой еще и ключевым.
На самом деле Молчанин ужасный человек, потому что ради своих целей он готов пойти абсолютно на все. Но в то же время он бедняк, потому что грабил себя, чтобы получить материальные ценности. Человек, не знающий и не желающий знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Поэтому Молчанин хоть и очень страшен, но в то же время и жалко его. Таких, как Молчанин, много, много людей, и страшно становится. Но все же Молчанин — страшный человек: «…Но кто мог подумать, что он может быть таким хитрым!..».
Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Персонажи, созданные драматургом, имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловным открытием автора является образ Молколлы, внесшего черты социально-психологического типа, которому суждена была в России, к сожалению, долгая жизнь.
Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедов «Печаль от ума». Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значимой общественно-политической группы, накрепко связав «молчание» с «памповщиной». Создавая образ Молчалина, Грибоедов показал влияние официальной морали на развитие и поведение человека. С детства героя приучали к рабству детей перед этим миром. В исполнении отцовского завета ему помогало и «награждающее брать и веселиться». Но, с другой стороны, у него, как у мелкого провинциального чиновника, другого выхода не было. Молчанин — мастер в искусстве поднять платок, принимая душ, когда он забродит, он получил за это три награды, Chin Assistor и состоит в дружбе со многими влиятельными людьми.
При первом знакомстве действительно сложно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленность в Софью дает ему массу преимуществ. «Герой ее романа» «и заискивающий, и умный», он «к другим забыть готов», «уступчивый, скромный, тихий». Однако постепенно мы убеждаемся, что такая силеллина — лишь плод воображения Софии. Если Чацкий недооценил Молколли, то Софья явно переоценила. Так кто же, наконец, такое молчание: покорный скромник, неуклюжий и смешной в своем устремлении или удачливый негодяй? «Симпатичный» Фамусов, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчанин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три ордена», записался в архивы, успел завязать нужные связи, завязать выгодные знакомства. Ему, как скалозу, «чтобы чины достались, каналов много». Молчанин ничего не происходит :
Там Москку гладит во времени
Здесь во время воткнута карта…
Показ противостояния Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов ставит проблему «века настоящего» и «века минувшего». Эти герои — люди разных поколений, тогда как Чацкий и Молчанин — ровесники, но тем резче контраст между ними. Каждая из них показывает один из вариантов пути, который могут выбрать молодые люди: путь разумных и бунтарей (путь Чацкого) и путь «чудесных», который будет достигнут «степенями знаменитости» ( Путь Молчалина).
Молчанин стал ноном смысла подлости, лактиума. Он искренне осознает, как, будучи мелким чиновником, можно думать и чувствовать себя. Симплибы Чацкома заключаются в том, что неполный заряд «есть шум», Молчанин пытается ему помочь, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчаливых. Беспокойный и всегда готовый к службе, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренность и аккуратность. У него есть одно и еще одно свойство — готовность до гроба угодить всякому, кто «кормит и шьет, а иногда и в чин дает». Он, в случае необходимости, может взять себе любовницу «в угоду дочери такого человека». И, конечно же, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с молчаливым и окончательным социально-духовным противостоянием между свободомыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которая допускает клевету и ее изгнание. Грибоедов заставляет Молчалину откровенно и с некоторым вызовом представить правила того круга, к которому он приближается. «Умеренность и аккуратность», «не писатель я», «в моем лете не следует делать собственных суждений иметь», «Ведь надо зависеть от других», вот основы молчалинского благополучия , от которого он никогда не отступит.
Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчанин — ничтожество, «самое болезненное создание». Чацкий презрительно надменный. Только. Он никогда не думал, что Солвелл может быть его противником. И даже когда узнаю о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает ее всерьез. Ведь во времена Грибоедова молчание вызывало в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчанин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
Он свято исполняет завет Отца «угодить всем людям без переписания». Полет — главное оружие молчания. Он мелькает всем, кто может быть полезен, и даже готов сыграть роль любимого на милость Фамусова. Однако Маска Смодика быстро слетает с него, когда он разговаривает с теми, кого считает себя ниже. С Лизой Молчанин старается выглядеть повешенным, забывая о робости. Он ни в чем не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе дать последний совет. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому можно вести себя пренебрежительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вынуждены признать это «молчаливое блаженство в мире».
А видимо было время молчания, то есть эпоха молчания — время царствования Николая I, время чинов и чиновников. Затем приходит ненависть к молчанию. Но пришла она не сразу, а когда оказалось, что вечно молодые старики русской истории и есть они. Ведь Моллярли остался, а Чацкий сошёл со сцены, Онегин прошёл, Печорин умер, Рудин, Рахметов, базары ушли. Он стал неуязвим. Одолеть таких людей оказалось невозможно — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство — в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: «…Слив: ты окружен молчанием».
Но молчаливые, на первый взгляд, не такие безобидные и забавные в своих усилиях угодить, их не стоит недооценивать. Как показало время, молчаливые из выживших и неуязвимых. Скорее всего, местность — это не сам герой, а ситуация, когда чацкие страдают, а молчаливые бруталы блаженствуют, когда победа забирает приспособленцев. Но надолго ли в конце пьесы Молчанин разоблачен, унижен, напуган? Такие люди быстро «перерождаются», что очень печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и ужасны тем, что не осознают глубины своего падения.
Вот он, на цыпочках
И не богат на слова.
Тихое блаженство в мире.
Грибоедов А.С.
Одной из излюбленных тем великих писателей XIX века является становление юноши, выбор жизненного пути. Многообразие человеческих испытаний влечет нас к таким всемирно известным романам, как Пушкин «Евгений Онегин», «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стандаля, «Человеческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «печали от ума» А. С. Грибоедова не роман, а «высокая» комедия, в которой, на мой взгляд, очень мало смешного, за исключением некоторых ситуаций, но самое главное общественно-политическое и нравственное поставлены задачи, многие из которых беспокоят нас сегодня.
Каким должен быть человек? Как он прокладывает свой жизненный путь? Что можно себе позволить на этом пути и никогда не позволять? Что важнее — человеческое достоинство или карьера? За эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии Алексей Степанович Молчалин.
По происхождению и социальному положению не принадлежит к столичной знати. «Белонал приг и ввел в свою семью, дал Чина Асессора и взял в секретари Московского Аса Фамусов. Фамилия Молчалия оправдана его поведением: это скромный юноша, добрый, молчаливый, узорчатый. Играет на флейте ,любит сентиментальные стихи,старается всем угодить. Казалось бы,ничего страшного в этом.Но,читая комедию,мы убеждаемся,что порядочность Молчалина-это умело подобранная маска,скрывающая серьезного,лицемерного,лживого человека.В В минуту откровенности он признается, что руководствовался в жизни Заветом Отца «угождать всем людям, не уводя», даже собаку дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, что «и пользительно брать, и веселиться». На пути к этой цели все средства хороши для него. При этом Молчанин избирает самый верный способ врачевания — лесть, малоплановость, угождение. С магазами уважителен и предупреждён, всячески угождает влиятельной Барыне нагайки, от богатых стариков не отходит, играет с ними в карты.
Ликер и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь Его Всевышнего Вождя) и тут же говорит Лизе, что любит господскую дочь «по положению». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самооценки: «Ведь надо зависеть от других» или: «В моем лете не стоит судить по себе. Молчанин не знает, что такое честь , честность, искренность и подходит просто так, на всякий случай.
Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его общество. Более того, «умеренность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награды» за службу, расположение и поддержку влиятельных Лордов.
Читатель комедии понимает другое: жизненный «опыт» Молчалина есть приговор не только ему, но и одобряющему и поддерживающему обществу. Люди, организовавшие ранение искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают возможным общаться с нечестным негодяем, покровительствуют ему, и это прекрасно им свойственно. «Блаженство на свете — тишина», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с Фамовским обществом.
Молчанин не беспомощный и не смешной — по-моему, он ужасен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас есть человек, который, живя в Magazin Society, обязательно «дойдет до степеней знаменитости». Он даже не станет уничтожать разоблачение, потому что, униженный и ползающий на коленях, «деловой» секретарь снова найдет путь к сердцу своего шефа: ведь ему нужен Магазов, да и постоять за кого-то! Нет, Молчанин не оптический. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московскую Барбу (а она, в свою очередь, представляет общественный строй фамиссовской России), «мучителей толпы», боящихся людей с передовыми взглядами и твердыми, непреклонными персонажи и принимая за их многочисленных молчаливых. «Великую способность любить» многие в этом беспринципном обществе привнесли в людей.
Грибоедов убеждает и в чем то не говорит: Избранная немая тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он избавит личинку скромности и уважения — и горя тем, кто встанет у него на пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской порядочности и скромности может скрываться современный Молчанин, умеющий угодить всем, не имея никаких средств для достижения своих целей. Автор Бессмертной комедии учит понимать людей, видеть под маской, если она надеется, истинное лицо человека.
Работа «Горе от ума» А.С. Грибоедов относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, автор показал образы московских дворян. За основной темой произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века в комедии было значительное количество лиц, одним из них был молодой дворянин, у которого еще не было подбородков Молчанина. Его задачей было служить влиятельным людям.
Сам Молчанин был небогатым дворянином, уроженцем Твери. В комедии он жил в доме Фамусова, тот в свою очередь водил Молчалина в секретари. Молчанин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамуз выступает противником таких отношений, так как считает, что его дочерям нужен влиятельный муж с чинами. Хотя Молчалин и не соответствует этим требованиям, но у него есть еще одно качество, которое ценят обитатели Журнального дома. Он изо всех сил бился изо всех сил, это привлекало внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.
В произведении «Горе от ума» образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим, как он старается услужить, а при необходимости даже унизить влиятельных гостей Дома Фамусовых, все это идет с расчетом на то, что они могут пригодиться в жизни и дальнейшей службе. Молчанин даже принял за подобающую похвалу шерсть собачьей хлерстормы. Для описания героя подойдет цитата, в которой говорится, что пока «в рядах нас мало», «надо зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.
Фамовское общество славилось чередой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным случаем хвалить новые успехи, а было и молчание. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хотя по характеру и поведению Молчанин был таким же, как и все из общества, хотя со всеми соглашался и поддерживал идеи, все же это не мешало ему идти на подлость. Например, его любовь к Софьеру была только в вымысле и он шел на это ради собственной выгоды. В сущности, он искренне открыт при общении с Девой Лизой, которая ему понравилась. А тут читатель уже открывает другого персонажа, видишь, что в нем диоксид, а значит, такой человек опасен.
В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда заводит тайну с дочерью Фамусова, потому что постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. Это выражает трусость. Для молчания важную роль играл тот момент, что его мнение волновало, а также он боялся, что другие подумают о нем. В этом и заключается его подлость и коварство, потому что он начинает вредить тем, с кем давно был окружен. Он вспомнил слова отца, говорившего угодить всем без исключения, которым Молчанин последовал. Исходя из этого, можно подвести счет героя к описанию идеала прошлого века, несмотря на то, что он еще молод.
Автор показал тишину как достойное продолжение и пример консервативной знати. Такое общество характеризуется тем, что они для него на первом месте и деньги, эти две категории позволяют им оценить все остальное. Как уже было сказано, Молчанин был хитрым и близнецом, это два основных качества, характеризующих героя.
Грибоедов затронул комедийную проблему, которая актуальна сейчас. Ведь известно немало случаев, когда попадались такие же люди, ничего не видевшие на своем пути и готовые пройти через все ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас не найдутся люди с такими же ценностями, как Молчалин и его общество.
Комбинезон на тему силелл
Комедия «Гора от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 год, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Один из центральных героев произведения – Алексей Степанович Молчанин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.
Молчанин представлен порядочным молодым человеком, отличающимся своей добротой и скромностью. Но на самом деле все эти качества лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечта – карьера, высокое положение и богатство. Уважение среди высшего общества — предел его счастья. Существует множество различных способов достижения этих целей. Но Молчанин выбирает самое быстрое и негативное. Он делает шаги к мечте лестью, лицемерием и дилдо. Делает он это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.
Герой работал секретарем у Фамомова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнил добросовестно, говорил мягко и внимательно, за что мне и понравился Фамусов. С дочерью своего хозяина, с Софией, он обращался еще лучше и даже указывал на роль любимого юноши. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно для своей выгоды. Однажды она нависла над девушкой, он бросается к ней на ноги. Причиной тому было не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одним человеком, которому посчастливилось слушать ложь в тишине, был Хиш. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собаке. На самом деле людям очень приятно подобное поведение в их адрес. Лицемерие и услужливость Молчанина проявлялись по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальников. Таков был план героя, которого он неукоснительно придерживался.
Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова — персонаж отрицательный. Читатель не видит ни одной положительной черты героя, а видит исключительно лицемерие и стремление грязными путями добиться сомнительных целей. Этим персонажем автор раскрывает серьезную проблему, существующую в наши дни. Люди, стремящиеся к чему-нибудь высокому, к славе и деньгам, готовы пойти на голову и надеть маску искренности. Обычно, достигая своих целей, такие люди живут несчастными и одинокими.
Вариант 3.
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы XIX века, именно тогда произошло раскол общества на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Основная идея произведения – противопоставление века нынешнего и века прошлого, смена отживших идеалов дворян на совершенно новые.
У комедии огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонниками старых устоев являются весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамуз полковник Рокозуб, а старым дворянам служит и молодое поколение, которое просто вынуждено служить «старикам». Сольвелин — один из тех молодых людей, которые вынуждены служить старым дворянам с их заказами.
Сам Сольвелин бедный дворянин, родился в Твери, живет в Доме Фамусов, выдавших его на Чина Ассерсора и держащего Суркртара. Другой Молчалин — любовник дочери Фамусова, но сам Маговьев об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя, как Молчанин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамуз ценит в людях желание служить перед ним, и именно так Молчанин с его помощью получает такие должности.
В этой пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру командования молодого, непристегнутого дворянина во влиятельном обществе. Молчанин старается максимально раскрутиться перед высокими гостями в доме Фамамова, ведь они могут быть полезны для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает подбирать шерсть собачьей хлерной бури. Он считает, что дворяне низших чинов должны таким образом заслужить уважение к старшим.
Он, как и все персонажи этой комедии, считает своим долгом похвастаться и гордиться своими успехами в продвижении. Молчанин очень корректирует отношения с нуждами своих людей, которые могут ему помочь. Молчанин несет огромный ущерб обществу, в котором находится. Он также обманывает дочь Фамомова, потому что он заботится о ней только для тротуара перед ее отцом. Он такой человек, который не остановится ни перед чем, чтобы добиться чего-либо прежде, и способен нанести огромный ущерб обществу, в котором он находится.
Малый театр
Роли в Малом Театр:
1963 — Иван, «Перед ужином» Виктор Розов, реж. Владимир Монахов
1968 — Первый слуга, «Маскарад» Леонид Варпаховский
1968 -Неннилло, «Рождество у Купьелло» Эдуардо Де Филиппо, реж. Леонид Варпаховский
1968 — Хлестаков, «Ревизор» Н. Гоголя, реж. Игорь Ильинский
1968 — Саша Чиж, «Мои друзья» Александра Корнейчука, реж. Евгений Симонов и Евгений Весник
1968 — Гость, «Иванов» А. Чехова, реж. Борис Бабочкин
1968 — Студент, «Летник» » («Дачники») Максима Горького, реж. Борис Бабочкин
1968 — Первый полицейский, «Джон Рид» Евгения Симонова, реж. Евгений Симонов
1968 — Матрос, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, режиссер Леонид Варпаховский
1968 — Танцор, «Умные вещи» Самуила Маршака, реж. Евгений Симонов
1968 — Рафаэль, «Консул украден!» Георгий Мдивани, реж. Владимир Монахов
1969 — Повар, «Золотое руно» А. Гуляшки, реж. Г. Аврамов (Болгария)
1969 — Николай Чумаков, «Твой дядя Миша» Георгий Мдивани, реж. Владимир Монахов
1969 — Молодой слуга, «Умные вещи» Самуила Маршака, режиссёр Евгений Симонов
1969 — Разбойник, «Разбойники» Фридриха Шиллера, реж. Леонид Заславский
1970 — Сеня, «Улица Растеряева» Глеба Успенского, реж. Виктор Рыжков
1971 — Кузьмин, «Достигаев и другие» Максима Горького, реж. Борис Бабочкин
1971 — Художник, «Волки и овцы» А. Островского, реж. Вениамин Цыганков и Борис Никольский
1971 — Репортер, «Консул украден!» Георгий Мдивани, реж. Владимир Монахов
1972 — Гриша, «Самый последний день» Борис Васильев, реж. Борис Равенских
1972 — Гость на приеме, «Перед закатом» Герхарта Гауптмана, реж. Леонид Хейфец
1972 — Шофер, «Птицы нашей юности» Иона Друцэ, режиссёр Ион Унгуряну
1973 — Первый ученик, «Глубина» А. Островского, режиссёр П. Васильев
1973 — Гаврила, «Конек-Горбунок» П. Ершова, реж. Роман Соколов
1974 — Тихон, «Гроза» А. Островского, реж. Борис Бабочкин
1975 — Гость на балу, «Горе от ума» Александра Грибоедова, реж. Виталий Иванов
1976 — Пятищев, «Летние прогулки» Афанасия Салынского, реж. Леонид Хейфец
1976 — Гость ресторана, «Вечерний свет» Алексей Арбузов, режиссер Леонид Хейфец
1976 — Загорецкий, г-н Н, «Горе от ума» А. Грибоедова, реж. Виталий Иванов
1976 — Маслобоев, «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевский, реж. Евгений Велихов
19000 , «Обманы Скапена» Жана-Б. Мольер, реж. Евгений Весник
1977 — Официант, «Эта маленькая земля» Георгия Джагарова, реж. Евгений Ташков
1977 — Репетилов, «Горе от ума» А. Грибоедова, реж. Виталий Иванов
1977 — Костюмов, «Любовь Яровая» Константина Тренева, реж. Петр Фоменко
1978 — Вентура, «Ревнивая к себе» Тирсо де Молина, реж. («Дачники») Максима Горького, реж. Борис Бабочкин
1980 — Капитан милиции, «Вызов» Георгия Маркова и Эдуарда Шимы, реж. Владимир Андреев и Владимир Бейлис
1981 — Отец, « Головлевы» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, реж. Евгений Весник
1981 — Олешунин, «Красавчик» А. Островского, реж. Марианна Турбина
1981 – Целинник, приезжий, «Целина», инсценировка по книге Леонида Брежнева «Целина», реж. Владимир Бейлис совместно с Борисом Львовым-Анохиным
1982 — Хлестаков, Бобчинский, «Ревизор» Н. Гоголя, реж. Евгений Весник и Юрий Соломин
1983 — Колицын, «Выбор» Ю. Бондарева, режиссеры Владимир Андреев и Владимир Бейлис
1984 — Монфлери, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, реж. Рахия Капланян
1985 — Красавин, «Дети Ванюшина» Сергея Найденова, реж. Михаил Царев, Виктор Рыжков, Владимир Седов
3
3 Артемьев, «Живой труп» Льва Толстого, реж. Виталий Соломин
1985 — Рагено, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, реж. Рахия Капланян
1986 — Папа, «Из воспоминаний идеалиста» Антона Чехова, режиссер Владимир Бейлис
1986 — Простаков, «Недоросль» Дениса Фонвизина, реж. Виталий Иванов
1987 — Макоткин, «К обсуждению» Александр Косенков, реж. Василий Федоров
1987 — Федюк Старюк Фодоров Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого, реж. Борис Равенских
1989 — Шуберский, «Хищники» Алексея Писемского, реж. Владимир Бейлис
1990 — Джейк Латта, «Ночь игуаны» Т. Теодор Манн (США)
1990 — Третий боярин, «Конек-Горбунок» Петра Ершова, реж. Роман Соколов
1990 — Зубарев, «Дикая девчонка» Александра Островского и Николая Соловьева, реж. Виталий Соломин
— 1992 — Второй фарисей, «Царь Иудейский» Константина Романова, реж. Владимир Драгунов
1992 – Помещик, «Горячее сердце» Александра Островского, реж. Борис Морозов
1993 — Дядин, «Лесной Демон» » Антона Чехова, режиссёр Борис Морозов
1993 — Лачин-Бек, «Царь Борис» Алексея Константиновича Толстого, реж. Владимир Бейлис
1994 — Желтухин, «Лесной Демон» А. Чехова, реж. Борис Морозов
1994 — Вильгельм, « Виновная мать, или Другой Тартюф» Пьера Бомарше, реж. Борис Морозов
1995 — Мигаев, «Таланты и поклонники» Александра Островского, реж. Владимир Бейлис
1995 — Король, «Снежная королева» Евгений Шварц, режиссер Виталий Иванов
1998 — Счастливцев, «Лес» Александра Островского, реж. Юрий Соломин
2001 — Василий Лайморгос, «Happy End» по пьесе Стивена Сондхейма и Джорджа Фюрта «Убийство сойдет с рук», реж. Владимир Бейлис
2001 — Загорецкий, Репетилов, «Горе от ума» А. Грибоедова, реж. Сергей Женовач
2005 — Расплюев, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылин, реж. Василий Федоров
2007 — Муж Марины, «Власть тьмы» Льва Толстого, реж. Юрий Соломин
2008 — Панкрат, «Касатка» Алексея Николаевича Толстого, реж. Виталий Иванов
-Симеонов 20 -Пищик, «Вишневый сад» А.