Каббала для начинающих • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История, Антропология
Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала
Автор Ованес Акопян
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript LibraryКаббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.
В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлекательность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome LibraryНесмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На первый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния определили, в частности, каббалистическое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эманации, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.
В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».
Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische StaatsbibliothekЭко, Борхес и другие
У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.
Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)
На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.
Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)
После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.
Книга и лекция Эллиота Волфсона
Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.
Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.
Христианская каббала
«De arte cabalistica» Иоганна Рейхлина.1530 год © Wikimedia Commons
Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формировании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникновение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возможности для комментирования, а впоследствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.
К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на английский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.
Чего читать не стоит
Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Хайку дня
Рансэцу о смерти
Загадка дня
Филиппинская
Кинохроника дня
Батька Махно в 1919 году
Архив
Искусство
О тайне искусства и о том, почему красота и счастье — одно и то же
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Что такое каббала? / Православие.Ru
Вопрос:
Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.
Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М. Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в

Каббала разделяется на
умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина.
Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?
Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.
Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).
Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал.
Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его особому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).
Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.
Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив.
Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).
Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.
Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920
Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.
16 февраля 2007 г.
Каббала — Энциклопедия всемирной истории
Термин Каббала относится конкретно к форме еврейского мистицизма, который получил широкое распространение в средние века. Однако в последние десятилетия он по существу стал общим термином для всей еврейской мистической мысли. Каббала, буквально означающая «то, что получено», включает в себя ряд эзотерических традиций, восходящих к библейским временам и живущих до сих пор. Он касается таких тем, как сотворение мира, природа Бога, экстатический мистический опыт, грядущая мессианская эра и природа загробной жизни. В конечном счете, каббала представляет собой еврейскую форму того, к чему стремятся все мистические традиции; прямое и глубокое знание божественного на уровне выше интеллекта.
Каббала, по сути, являясь традицией эзотерического знания, была популярна и широко практиковалась до начала современной эры, хотя и существовали ограничения на возраст и относительную набожность посвященных. Он включал древние талмудические исследования библейских сюжетов, рассказы об экстатических нисхождениях к престолу Бога, обширные мифы о сотворении мира, сильный мессианский пыл и формы благочестивых ритуалов и практик, которые породили движения, которые до сих пор влияют на иудаизм.
Удалить рекламу
Реклама
После haskalah , или еврейского Просвещения, каббала стала рассматриваться многими евреями в лучшем случае как досадный пережиток более легковерных времен, и она приобрела большую дурную славу среди новых светских евреев Европы. Однако в последнее время каббала пережила бурное возрождение с широким светским и религиозным интересом к ней, а некоторые школы беспрецедентным образом обратились к неевреям.
Библейское происхождение
Каббала представляет собой еврейскую форму того, к чему стремятся все мистические традиции; прямое и глубокое знание божественного на уровне выше интеллекта.
В еврейской Библии не упоминается систематическая форма мистицизма, хотя форм магии и гадания предостаточно. Например, Моисей совершает магические трюки, такие как превращение посоха в змею, такие фигуры, как Иаков, имеют видения божественного, а царь Давид танцует в экстатическом трансе, когда входит в Иерусалим. Действительно, всю традицию пророчеств, которая влечет за собой передачу божественной речи, можно рассматривать как мистическое упражнение.
Удалить рекламу
Реклама
Наиболее важным мистическим сюжетом в Библии является видение Иезекииля Божьего престола-колесницы. Его сюрреалистические, загадочные и в некотором смысле опасно антропоморфные образы привели к страстному изложению и экзегезе, которые в конечном итоге породили один из двух основных сюжетов ранней еврейской мистической традиции; maaseh ha’merkabah или «работа Колесницы». Другой основной предмет ранних мистических спекуляций также содержится в Библии: сотворение самого мира, тайны которого стали именоваться маасэ берешит или «работа начала».
Мистицизм Талмуда и Меркавы
Первая форма узнаваемо систематического еврейского мистицизма, вероятно, возникла в период Второго Храма и, по-видимому, приняла свою полную форму к эпохе Талмуда. Он основан на видении Иезекииля, которое уже стало предметом интенсивных мистических спекуляций. Сам Талмуд говорит о некоторых раввинах, разъясняющих «секреты» божьей колесницы, хотя сами секреты не раскрываются. Эти отрывки также намекают на строгие запреты на публичное раскрытие таких секретов или их запись. Похоже, что они могли быть переданы только в устной форме небольшому количеству студентов, уже сведущих в еврейском праве и богословии.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Видение Иезекииля
Джерард Ван дер Леун (CC BY-NC-ND)
Эти ограничения косвенно объясняются в знаменитом рассказе о четверых, вошедших в сад, рассказе о четырех раввинах, узревших божественное видение: один умер, другой сошел с ума, один стал еретиком, а третий вышел «с миром». Это было истолковано как притча об опасности мистических видений ангелов и божьего божественного суда.
Хотя неясно, ссылаются ли эти сказки на определенную мистическую традицию, вполне вероятно, что они ссылаются на то, что современные ученые называют «мистицизмом Меркаба», появившимся примерно в это время. Эта форма мистицизма включает в себя нисхождение посредством экстатической медитации в семь залов божественного дворца, заканчивающееся видениями Божьего двора и его трона-колесницы. О выдающихся раввинах говорили, что они практиковали эту форму мистицизма, и было собрано огромное количество литературы об этих путешествиях.
Сефер Йецира
Первым литературным произведением, которое можно точно назвать прото-каббалистическим в формальном смысле, является Сефер Йецира или «Книга Творения». Время его написания остается спорным, хотя, вероятно, оно является постталмудическим и, несомненно, существовало к 10 веку нашей эры. В отличие от своих предшественников, Сефер Йецира имеет дело не с божественной колесницей, а скорее с сотворением мира. Чрезвычайно короткий и часто очень загадочный текст описывает сотворение как происходящее посредством заклинания Богом букв еврейского алфавита при содействии десяти сфирот ( сефирот ) или «числа», которым придана неопределенно антропоморфная форма.
Удалить рекламу
Реклама
Таким образом, Сефер Йецира знаменует собой начало каббалы, какой она известна сегодня. Хотя в конечном итоге он был вытеснен средневековыми произведениями гораздо большей сложности и объема, Сефер Йецира привел к обширным мистическим и философским спекуляциям и, по-видимому, стал первой широко распространенной и общепринятой формой систематического мистицизма в еврейском мире.
Десять сфирот
Рой Линдман (CC BY-SA)
На смену Sefer Yetzirah пришла менее известная, но все же необходимая Sefer HaBahir или «Книга Яркости». Также короткий и даже более загадочный, чем его предшественник, Бахир , тем не менее, расширил концепцию сефирот, представив их как сосуды для божественной энергии, отражающие определенные аспекты Божества, проявленные в «нижних» мирах. Объединение двух книг привело бы к созданию канонического каббалистического текста 9.0011 Сефер ха-Зоар .
Зоар
Монументальный Sefer HaZohar или «Книга Сияния» является самым важным текстом Каббалы. Происхождение Zohar изначально было неясным и вызвало серьезные споры в то время. Он возник в 1200-х годах нашей эры и был приписан древнему раввину Симеону Бар-Йохаю, хотя современные ученые в основном согласны с тем, что он был в основном написан Моше де Леоном, испанским мистиком, и/или группой мистиков-единомышленников, чьи предположения в конечном итоге были собраны и опубликованы де Леоном.
Удалить рекламу
Реклама
Огромный труд объемом более 1000 страниц в печатных изданиях, Зохар , написан на псевдоарамейском диалекте и предлагает далеко идущую эпическую космологию, которая установила стандарт еврейского мистицизма в последующие века. Среди его ключевых концепций — Древо Жизни: конфигурация десяти сфирот , которые представляются как сферы или сущности, составляющие различные атрибуты Бога. Эти сфирот отделены от бесконечной непостижимой сущности Бога, называемой ain sof или буквально «бесконечно». Они отождествляются с особыми божественными характеристиками, такими как бина («мудрость» или «понимание»), хесед («милосердие») и гвура («сила»). В то же время они представляют части божественного тела, такие как руки и ноги.
Зохар
Матанья (общественное достояние)
Наиболее поразительно, что космология Зохара содержит явно эротический элемент, с сфирот из йесод («основа») и малхут («царство») представляют пенис и влагалище соответственно, что делает Бога интерсексуальным существом, которое занимается формой творческого аутоэротизма, концепция, которая остается важной для более поздние формы каббалы. Столь же важным для более поздних форм еврейского мистицизма была идея о том, что то, что происходит в материальном мире, напрямую влияет на божественный мир и наоборот: «Импульс снизу вызывает то, что сверху» (9).0011 Зохар I, 164а). Это дает человечеству очень активную роль в работе божественного, влияя на мир сфирот посредством изучения, религиозных ритуалов, молитв и мистических практик.
Хотя это и не так подчеркнуто, как в более поздней каббале, Зоар также содержит зарождающиеся мессианские элементы, с идеей о том, что в божественной архитектуре существует изъян в результате человеческого греха и продолжающегося изгнания шехины и народ Израиля, который можно починить через мессианское тиккун («ремонт»). Этому тиккун можно помочь, выполняя еврейские заповеди, занимаясь добрыми делами и изучая Тору. Такие мессианские концепции были подхвачены преемниками де Леона до такой степени, что они стали центральными в еврейском мистицизме в течение следующих нескольких столетий.
Удалить рекламу
Реклама
Ари
Книга Зоар быстро распространилась по всему еврейскому миру и произвела революцию в мысли и практике каббалы. Было предпринято несколько попыток сформировать последовательную, систематизированную мистическую традицию из ее часто неясных учений, но, безусловно, наиболее успешной была попытка раввина 16 века н.э. Исаака Лурии, также известного как Ари («лев»).
Лурия, смешанное ашкеназское и сефардское происхождение, объединивший, таким образом, две наиболее важные школы иудаизма и их мистические традиции, оставил свой след в кружке каббалистов, базирующихся в городе Цфат в восточной Галилее. Лурия основал свою мистическую систему на Зохаре , но включал в себя оригинальные учения, которые, как он утверждал, он получил непосредственно через духовную беседу с душами давно умерших мистиков, похороненных в этом районе. Он почти не оставил собственных сочинений, но его учения были записаны несколькими его учениками, в первую очередь Хаимом Виталом, опубликовавшим наиболее влиятельную их версию.
Лурия основывал свою мистическую систему на Зогаре, но включал оригинальные учения, которые, как он утверждал, он получил непосредственно в духовном общении с душами давно умерших мистиков.
Значительно упрощенная каббала Лурии предполагала, что в момент творения бесконечный Бог и сжал себя, чтобы создать пространство, в котором будет создан мир. Это называлось цимцум («сокращение» или «сокращение»). В это пространство втекали суда 9-го0011 сфирот и луч божественного света. Не в силах удержать эту божественную энергию, сосуды разбились, создав клиппот или «осколки», из которых состоит наш испорченный материальный мир. Однако в этом материальном царстве остались «искры» первоначального божественного света. Затем это мрачное видение сотворения мира было связано с концепцией галут («изгнание»). Лурия утверждал, что не только еврейский народ жил в изгнании, но и Бог пребывал в шхине и, в некоторой степени, сам Бог и все его творения.
Именно в этот момент каббала Лурии приобретает глубоко мессианский характер. Используя концепции Зохара о тиккун и пробуждение божественных «искр» через мистическую традицию, религиозные исследования и ритуалы, Лурия предложил появление мессианской эры, в которой душа мессии достигнет завершения своих путешествий через множество циклов перевоплощенного существования, называемых гилгул («цикл»). Воплощенный мессия затем поднимет последние искры, тем самым завершив восстановление разрушенного материального мира, который растворится в духовном мире, восстановив не только творение, но и самого Бога. Каббала Лурии оказалась даже более успешной, чем Зоар , отразив глубокое стремление к искуплению во всем еврейском мире. Однако его интенсивный мессианизм глубоко встревожил традиционный иудаизм, который долгое время стремился подавить, а не поощрять мессианские эмоции.
Саббатай Цеви
Мессианский пыл, вызванный популярностью Зоара и лурианской каббалы, в конце концов слился вокруг фигуры турецкого мистика по имени Саббатай Цви (Шабтай Цви). Дико харизматичный и, возможно, психически больной, Зеви стал самым успешным лжемессией с древних времен. Родившийся в 1626 году н.э. в Измире, Зеви стал хорошо известен в местных еврейских кругах своей харизмой и каббалистическими знаниями, а также неуравновешенным, а иногда и откровенно оскорбительным поведением. Похоже, что Цви часто охватывал экстатические эмоции, в определенные моменты провозглашая себя мессией. После этих нападок он впадал в мрачное и интроспективное настроение, в котором глубоко сожалел о своих предыдущих публичных действиях. В конце концов его исключили из местной еврейской общины за такое поведение.
Саббатай Цеви
Аист (общественное достояние)
В 1663 году н.э. Цви отправился в землю Израиля, где молодой и одаренный мыслитель по имени Натан из Газы провозгласил его обещанным мессией. Уже подготовленная к такой фигуре лурианским мистицизмом, большая часть еврейского мира с энтузиазмом восприняла новый объект своих надежд и присягнула на верность новому мессии. В конце концов, Зеви был арестован и заключен в тюрьму османскими властями, а турецкий султан предъявил ему ультиматум: смерть или обращение в ислам. Зеви выбрал последнее, подорвав веру своих последователей в него. Хотя большая часть еврейского мира отреагировала шоком и сокрушительным разочарованием на отступничество предполагаемого мессии, небольшие группы приверженцев продолжали следовать за ним.
Натан из Газы остался верным и разработал теологию, в которой мессианская душа — то есть Саббатай Цви — должна была спуститься на самый низкий уровень лурианского клиппота , чтобы поднять последние божественные искры и вызвать тиккун , таким образом объясняя отступничество Цви. Эта доктрина получила название ха-мицва ш’баа бавера (букв. «заповедь, которая приходит в результате ее нарушения») или то, что ведущий исследователь каббалы Гершом Шолем назвал «искуплением через грех». Некоторые субботники последовали за Зеви, обратившись в ислам, тайно практикуя его доктрины. Одна такая секта, Донме, существует до сих пор.
Хасидизм
После отступничества Саббатая Цви мессианская идея снова была подавлена, хотя сама лурианская каббала оставалась популярной. Его окончательное воплощение в виде массового движения, которое оказалось гораздо более успешным, чем его предшественники, хасидизм или хасидский иудаизм, якобы был основан странствующим мистиком и целителем 18-го века н.э., которого стали называть Баал-Шем-Тов («владелец доброе имя»). В некотором роде дзэнский монах, он путешествовал по большим еврейским общинам Восточной Европы, проповедуя пиетистскую и популистскую доктрину, которая подчеркивала непосредственное эмоциональное переживание Бога, а не то, что он считал сухим законничеством традиционалистского истеблишмента. Он подчеркивал восторженную радость празднования и идеал девекут («прилепление к»), т.е. сознательное эмоциональное направление молитвы и ритуала в непосредственную мистическую связь с Богом. Вместо торжественности хасидизм подчеркивал радость и эмоции, а также способность каждого еврея достичь высшего уровня духовного просветления и экстаза, отвергая идею раввинской или мистической элиты.
Хасидизм подчеркивал радость и эмоции, а также способность каждого еврея достигать духовного просветления и экстаза, отвергая идею раввинистической или мистической элиты.
Баал-Шем-Тов начал приобретать большое количество последователей, которые организовывались в школы или раввинские суды, базирующиеся в определенных еврейских общинах. Самые выдающиеся из них стали именоваться цадиками («праведники»). Хотя цадик был похож на традиционную роль раввина в том смысле, что он был учителем и лидером общины, он также приобрел новый аспект как прямой проводник божественного к своим последователям. Хотя ни один из цаддиким утверждали, что сами являются мессиями, мессианские аспекты Зогара и лурианской каббалы оставались сильными. В частности, хасидизм принял идеи клиппота , тиккуна и божественных «искр» как существенных для своей теологии. Благодаря экстатическому опыту, соблюдению закона и девекут индивидуальной молитвы хасиды верили, что можно добиться восстановления разбитых сосудов и искупления Израиля и мира.
Хасидизм оказался чрезвычайно популярным движением, хотя и вызвал глубокую враждебность среди более традиционно настроенных, которых стали называть митнагдим («оппоненты»). В то время как его число было уничтожено во время Холокоста, хасидизм оказался обладающим замечательной регенеративной силой, а его центры в Соединенных Штатах и Израиле продемонстрировали огромный рост в последние десятилетия.
Современная каббала
В современную эпоху каббала прошла через последовательные циклы популярности и повсеместного отторжения. Когда haskalah или еврейское Просвещение возникло в 18 и 19 веках нашей эры, каббала высмеивалась как абсурдная и слегка смущающая зарождающиеся светские и рационалистические движения в еврейской общине. Однако к 20 веку н.э. каббала стала рассматриваться как важное религиозное, теологическое и социологическое явление в еврейской истории, и ее академическое изучение стало самостоятельным благодаря работам Гершома Шолема, Моше Иделя и многие другие.
На популярном уровне аспекты каббалы по-прежнему широко практикуются евреями с традиционными взглядами. Иногда это включает использование магических амулетов и пение каббалистической литургии, наиболее известной из которых является мистический гимн «Леха Доди». Многие евреи соблюдают такие практики, оставаясь в значительной степени невежественными относительно мистических идей, стоящих за ними. Пока мессианская идея жива, она гораздо менее распространена в еврейской общине.
Возможно, наиболее примечательно то, что возникло движение, которое впервые обучает неевреев каббале. Центр каббалы стал известен благодаря таким членам, как Мадонна, и проповедует синкретическую комбинацию традиционной каббалы и мысли Нью Эйдж, которая оказалась удивительно популярной среди тех, кто не имеет никакого отношения к иудаизму. Учитывая сегодняшнее увлечение различными формами мистической мысли, тайного знания и замечательной исторической пластичностью каббалы, кажется вероятным, что в обозримом будущем она будет продолжать играть огромную, хотя иногда и упускаемую из виду роль в еврейской мысли, практике и духовности.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Что такое Каббала? | Реформистский иудаизм
Каббала (также пишется как Каббала, Кабала, Каббала) — иногда переводимая как «мистицизм» или «оккультное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога. Будь то священный текст, опыт или то, как все устроено, каббалисты верят, что Бог движется таинственным образом. Однако каббалисты также верят, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и через это знание можно достичь величайшей близости с Богом.
Зоар, сборник письменных мистических комментариев к Торе, считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, Зоар призван направлять каббалистов в их духовном путешествии, помогая им достичь более высоких уровней связи с Богом, которых они желают.
Каббалистическая мысль часто считается еврейской мистикой. Его практикующие склонны рассматривать Творца и Творение как континуум, а не как отдельные сущности, и они желают испытать близость с Богом. Это желание особенно сильно из-за мощного мистического чувства родства, которое, по мнению каббалистов, существует между Богом и человечеством. В душе каждого человека есть скрытая часть Бога, которая ждет своего проявления. Даже мистики, которые отказываются так смело описывать такое слияние Бога и человека, все же находят все Творение пронизанным божественностью, стирающим различия между Богом и вселенной. Так, каббалист Моисей Кордоверо пишет: «Сущность божественного находится в каждой отдельной вещи, ничего, кроме того, что Она существует… Она существует в каждом существующем».
Почти все формы еврейского мистицизма имеют три аспекта, которые, вероятно, могут быть поняты лишь небольшим числом людей, обладающих специальными знаниями или интересом к теме:
- Исследовательский
- Эмпирический
- Практичный
Исследовательский аспект каббалы включает в себя поиск скрытой реальности вселенной в поисках секретных знаний о ее происхождении и ее устройстве — поиск скорее эзотерический, чем мистический. В еврейской традиции эзотерическое знание можно получить тремя способами:
- Путем толкования священных текстов для раскрытия нистар («скрытый» смысл)
- Путем устной передачи традиции от мастера каббалы
- Путем прямого откровения, которое может включать посещение ангелом или Илией, одержимость духом или другой сверхрациональный опыт
Хотя исследовательская каббала в первую очередь интересуется метафизикой, вещами «за пределами» физической вселенной, она не антирациональна. Все еврейские мистические/эзотерические традиции принимают язык философских и даже научных идей своего времени и расширяют их.
Опытное измерение каббалы включает в себя реальный поиск мистического опыта: прямую, интуитивную, непосредственную встречу с близким, но скрытым Божеством. Как писал Авраам Джошуа Хешель, мистики «…хотят вкусить всю пшеницу духа, прежде чем она будет смолота в жерновах разума». Мистики специально ищут экстатического переживания Бога, а не просто знания о Боге. В своем стремлении встретиться с Богом еврейские мистики живут духовно дисциплинированной жизнью. Хотя ни формальное, ни неформальное монашество не санкционировано еврейским мистицизмом, опытные каббалисты склонны быть аскетами. Тем не менее, иудаизм держит своих мистиков на земле, и ожидается, что они вступят в брак, создадут семью и выполнят все обычные общинные религиозные обязанности. Поэтому многие умышленно расширяют сферу своей религиозной практики сверх того, что требует традиция, создавая ханганот , личные ежедневные религиозные практики. В своем завещании один каббалист рекомендовал своим сыновьям такой режим: периоды утренней, дневной, вечерней и полуночной молитвы, два часа на Библию, четыре с половиной на Талмуд, два на этико-мистические тексты и два на другие. Еврейские тексты, а также полтора часа на ежедневный уход, время на заработок — и пять часов на сон!
Практическое измерение каббалы включает в себя ритуалы обретения и применения силы для осуществления изменений в нашем мире и в небесных мирах за пределами нашего. Эта сила генерируется выполнением заповедей, вызовом и контролем ангельских и демонических сил, а также использованием сверхъестественных энергий, присутствующих в Творении. Практический аспект каббалы способствует осуществлению замысла Бога в мире, продвигая добро, подавляя зло, исцеляя и исправляя. Истинный мастер этого искусства реализует человеческий потенциал быть сотворцом с Богом.
Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма в разные времена, каждая со своими уникальными интересами и верованиями. Технически термин «каббала» применяется только к сочинениям, появившимся в средневековой Испании и на юге Франции, начиная с 13 века. Однако за пределами научных кругов термин «каббала» является общим для всех форм еврейского эзотеризма.
Как отмечалось выше, еврейские мистики не похожи на монахов или отшельников. Каббалисты, как правило, являются частью социальных кругов, а не одинокими искателями. За немногими исключениями, такими как странствующий мистик Авраам Абулафия, склонные к эзотерике евреи имеют тенденцию собираться в мистические ассоциации, и нет ничего необычного в том, что один мастер создает новую и новаторскую мистическую школу, которая дает несколько поколений определенной мистической практики.