Восточнославянские племена и их соседи
Современные восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. В раннем средневековье составляли единую древнерусскую (или восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык, однородная материальная и духовная культура. То есть, восточные славяне — понятие этноисторическое. История восточных славян начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка выделился восточнославянский язык (индоевропейская семья). Произошло это в VII-VIII вв.
В VIII-IX вв. славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге – Восточно-Европейскую или Русскую равнину. Характерная особенность – развитая речная система, реки медленно текущие, но длинные. Самая крупная речная система — Днепровская. Славянскими были и верховья Волги с бассейном Оки. Территория славян в основном лесная.
Бужане — восточнославянское племя, жившее на р.
Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура.
Вольняне, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» — названия двух различных племен или племенных союзов.
Вятичи — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Древляне — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.
Дреговичи — племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены.
По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 — 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях р. Неман.Дулебы — племенной союз восточных славян. Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян.
Кривичи — племенной союз восточных славян 6-11 вв. Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень.
Полочане — славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название. Центром земли полочан был г. Полоцк. В «Повести временных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
Поляне — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.
Радимичи — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом.
Русы — в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
Северяне — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула. Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными — радимичи и вятичи. Происхождение названия «северяне» не выяснено. Некоторые исследователи связывают его с иранским sev, sew — «черный». В летописях северяне именуются также «северъ», «северо». Территория около Десны и Сейма сохранила в русском летописании 16-17 вв. и украинских источниках 17 в. название «Север».
Словене ильменские — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
Тиверцы — восточнославянский союз племен, обитавший в 9 — нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра — «Тирас», которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas — быстрый.
Уличи — восточнославянский союз племен, существовавший в 9 — сер. 10 вв. По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен.
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА: masterdl — LiveJournal
http://www.rusizn.ru/history011_1.html«…
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
БУЖАНЕ — восточнославянское племя, жившее на р. Буг.
Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть временных лет» сообщает: «Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами». По мнению археолога В.В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане — название лишь части племенного союза волынян.
ВОЛЫНЯНЕ, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» — названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан — 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» — переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.
ВЯТИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно «Повести временных лет», родоначальником вятичей был Вятко, пришедший «от ляхов» (поляков) вместе с братом Радимом — родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 — нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В «Повести временных лет» описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): «Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах». Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами «столпы» в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.
ДРЕВЛЯНЕ — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.
Согласно «Повести временных лет», древляне «произошли от тех же славян», что и поляне. Но в отличие от полян, «древляне жили зверинским образом, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали девиц у воды».
На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере — с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились погребения в курганах, в 8-10 вв.— безурновые захоронения, а в 10-13 вв.— трупоположения в курганах.
В 883 г. киевский князь Олег «начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)», а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел «к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его», однако не удовлетворился собранным и решил «пособирать еще». Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: «если не убьем его, то всех нас погубит». Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, «городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч).
ДРЕГОВИЧИ — племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 — 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях р. Неман. Соседями дреговичей были древляне, радимичи и кривичи. «Повесть временных лет» упоминает дреговичей вплоть до сер. 12 в. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.
ДУЛЕБЫ — племенной союз восточных славян.
Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.
КРИВИЧИ — племенной союз восточных славян 6-11 вв.
Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень. «Повесть временных лет» сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам «из заморья», а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, «посадил в нем мужа своего». Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.
Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Археологические раскопки показали, что первоначально специфическими погребениями кривичей были длинные курганы: невысокие валообразные насыпи длиной от 12-15 м до 40 м. По характеру могильников археологи выделяют две этнографические группы кривичей — смоленско-полоцкие и псковские кривичи. В 9 в. длинные курганы сменились круглыми (полусферическими). Умерших сжигали на стороне, причем большинство вещей сгорало на погребальном костре вместе с умершим, и в захоронения попадали лишь сильно поврежденные вещи и украшения: бусы (синие, зеленые, желтые), пряжки, привески. В 10-11 вв. у кривичей появляется трупоположение, хотя вплоть до 12 в. сохраняются черты прежнего обряда — ритуальный костер под захоронением и курган. Инвентарь погребений этого периода достаточно разнообразен: женские украшения — браслетообразные завязанные кольца, шейные ожерелья из бус, привески к ожерельям в виде коньков. Встречаются предметы одежды — пряжки, поясные кольца (их носили мужчины). Часто в курганах кривичей встречаются украшения балтских типов, как и собственно балтские захоронения, что свидетельствует о тесной связи кривичей и прибалтийских племен.
ПОЛОЧАНЕ — славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В «Повести временных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что «Повесть временных лет» никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк Л.Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в «Повести» ок 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.
В сер. 10 — нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество.
ПОЛЯНЕ — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем «русь»: «Поляне яже ныне зовомая русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян.
В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. 10 в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере — до г. Любеч, на юге — до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.
Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование — поляне-русь.
РАДИМИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно «Повести временных лет», родоначальником племени был Радим, пришедший «от ляхов», т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — прах хоронился в срубе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.
РУСЫ — в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9-10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.
Немецкий историк Г.3. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.
Опираясь на данные «Повести временных лет», одни историки полагают, что летописец отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы — это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя «Русь» Киевской земле. Третьи доказывают, что автор «Слова о полку Игореве» связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Ученые отмечают, что в древних документах название народа «русь» было различно — руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), «светлый» (из иранских языков), «роте» (от шведского — «гребцы на весельных ладьях»).
Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово «русь» близко к названиям «Рюген», «руяне», «руги». Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово «рось» (р. Рось), а название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).
Существует точка зрения, согласно которой русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный».
Еще одна группа историков предполагает, что русы — это руги, жившие в 3-5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа «рус» не решена до сих пор.
СЕВЕРЯНЕ — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными — радимичи и вятичи.
Происхождение названия «северяне» не выяснено. Некоторые исследователи связывают его с иранским sev, sew — «черный». В летописях северяне именуются также «северъ», «северо». Территория около Десны и Сейма сохранила в русском летописании 16-17 вв. и украинских источниках 17 в. название «Север».
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В кон. 8 в. они оказались под властью Хазарского каганата. В кон. 9 в. территории северян вошли в состав Киевской Руси. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Олег Вещий освободил их от дани хазарам и возложил на них легкую дань, сказав: «Я им [хазарам] противник, а вам незачем».
Центрами ремесла и торговли северян были гг. Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, впоследствии ставшие центрами княжеств. С присоединением к Русскому государству эти земли по-прежнему именовали «Северской землей» или «Северской украйной».
СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Ряд историков считает «прародиной» словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.
ТИВЕРЦЫ — восточнославянский союз племен, обитавший в 9 — нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра — «Тирас», которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas — быстрый.
В 885 г. князь Олег Вещий, покоривший племена полян, древлян, северян, пытался подчинить своей власти и тиверцев. Позднее тиверцы участвовали в походе Олега на Царьград (Константинополь) в качестве «толковинов» — т.е. переводчиков, поскольку хорошо знали языки и обычаи народов, живших около Черного моря. В 944 г. тиверцы в составе войска киевского князя Игоря вновь осаждали Царьград, а в сер. 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами. Остатки поселений и городищ, которые, по мнению археологов, принадлежали тиверцам, сохранились в междуречье Днестра и Прута. Обнаружены могильники-курганы с трупосожжениями в урнах; среди археологических находок на территорях, занятых тиверцами, отсутствуют женские височные кольца.
УЛИЧИ — восточнославянский союз племен, существовавший в 9 — сер. 10 вв.
По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В.Н. Татищева, этноним «уличи» происходит от древнерусского слова «угол». Современный историк Б.А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр» — и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лавреитьевской летописи под 1154 г. и в «Перечне русских городов» (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.
«
Отметить на карте расселение славянских племен. Восточные славяне в древности. Общественный строй и племенные союзы
ВОСТОЧНЫЕ РАБЫ И ИХ СОСЕДИ.
В течение VIII века дальнейшее развитие восточных славян привело к образованию крупных племенных союзов из отдельных родственных племен. Первая русская летопись «Повесть временных лет» перечисляет восточнославянские племенные союзы и рассказывает, на каких землях они жили. Таких союзов было более десяти.
В Среднем Поднепровье жил мощный союз племен под общим названием полян. Киев издавна был центром полян. Вокруг Новгорода, Ладоги, озера Ильмень располагались словенцы. К северо-западу от поляны образовался племенной союз древлян, то есть жителей лесов, с центром Искоро-стен. Далее, в лесной зоне между Днепром и верховьями Немана жили дреговичи. На северо-востоке, в междуречье Оки, Клязьмы и Днепра жили радимичи, а к северу от них, в верховьях Западной Двины и Днепра, кривичи, племенным центром которых стал Смоленск.
полоцки расселились в бассейне Западной Двины; их главным городом позже стал Полоцк. Племена, поселившиеся по рекам Десне, Сейму, Суле и жившие к северо-востоку от полян, назывались северянами; их главным городом со временем стал Чернигов. К западу от полян, в верховьях реки Буг, поселились волыняне. Между Южным Бугом и Дунаем жили улицы и тиверцы, граничившие с землями Болгарского царства. К югу от волынян, в верховьях Днестра, жили хорватские племена.На севере и северо-востоке племенные союзы восточных славян подчинили своему влиянию соседние племена балтов и финно-угорских народов, заставили их платить дань. Столкновения между славянами и этими племенами происходили, но в целом отношения были мирными, так как славяне не навязывали соседям свои обычаи силой, и часто действовали вместе против внешних врагов. Названия многих рек, озер и деревень славяне заимствовали у финно-угорских племен. Они переняли у лесных жителей веру в волхвов, колдунов. На славян Северного Причерноморья оказали влияние потомки ираноязычного скифо-сарматского населения.
На западе соседями восточных славян были западнославянские племена: мазовцы, висляне, моравцы, словаки. В начале IX века у западных славян возникло государство — Великоморавское государство (развалилось в начале X века).
Но не со всеми соседями у восточных славян были дружеские отношения. Так, в VII в. Тюркоязычные авары, создавшие Аварский каганат на Дунае и Тисе, разгромили славянский племенной союз дулебов. Опустошенные дулебские земли со временем заняли другие славянские племена. Местная область получила название Волынь, а новых жителей стали называть волынянами. Ранее, в конце VI века, в результате нашествия авар из глубин Азии в Европу распался родственный славянам родственный союз антов, располагавшийся на территории от нижнего Дуная до Азовское море.
На юге у восточных славян сложились непростые отношения с хазарами. Часть восточных славян и финно-угорских народов попала в зависимость от Хазарского каганата. Через ее территорию по Волге и Дону шла славянская торговля с богатыми восточными странами. Мирные отношения с хазарами перемежались частыми войнами. Славяне стремились освободиться от дани, которую платили хазарам, хотели взять под контроль выходы основных торговых путей к Черному и Каспийскому морям. До второй половины X в. Хазарский каганат оставался главным врагом восточных славян.
С начала девятого века восточные славяне стали сталкиваться с прорывающимися через хазарские земли кочевыми тюрками: булгарами, торками, печенегами. Печенеги в конце IX в. расселились в низовьях Днепра и Дона, вытеснив отсюда мадьяр (венгров). С этого времени и до начала XI в. славянам придется отражать грабительские набеги печенегов.
На севере тем временем появились свирепые норманны («северные люди»), опустошающие с конца 8 века. Западная Европа. Отряды норманнов (славяне называли их варягами) стали нападать на земли кривичей, полоцких и ильменских словенцев. В 859 г., в результате похода варягов на земли восточных славян кривичи и ильменские словенцы стали платить дань пришельцам с севера.
Комментарий: Работу лучше выполнять поэтапно, последовательно выполняя задания для контурных карт. Чтобы увеличить карту, просто нажмите на нее.
ЗАДАНИЯ
1. Обозначьте разными цветами территории расселения восточных, западных и южных славян.
Восточные славяне — зеленым цветом
Западные славяне — желтым цветом
Южные славяне — в розовом цвете
2. Подпишите названия рек, по которым расселились восточные славяне.
Волга, Десна, Сейм, Южный Буг, Днест, Прут, Припять, Буг, Днепр, Западная Двина, Ловать, Нева, Волхов
3. Подпишите названия племенных союзов восточных славян, о которых летописец писал:
1. «Эти славяне пришли и сели по Днепру… [в полях]» — поляна
2. «А другие сели в лесах» — Древляне
3.» А остальные сели между Припятью и Двиной [на болотах]» — Дреговичи
4.
5 «Именем их называли тех же славян, которые сидели вокруг озера Ильмень» — Словенский Ильмень
6. «А иные сели по Десне, и по Сейму, и по Суле» — северян
7. «И сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра» — кривичи
8. «Ведь у поляков было два брата — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а Вятко с семейством своим по Оке сел» — радимичи и вятичи
9. «Их было много: сидели по Днестру и у Дуная до моря» — Тиверцы
Подпишите названия городов, ставших центрами этих союзов.
Киев, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Изборск, Псков, Новгород, Ладога, Ростов
4. Подпишите названия неславянских племен, соседствующих с восточными славянами.
Меря, муромцы, мещеры, мордва, венгры (мадьяры), ясы (аланы), влахи, авары, голяды, ятвяги, литовцы, земгалы, латгалы, чудь (эсты), водь, корелы, все.
5. Наметьте границы трех крупнейших государств начала IX века. и подпишите их имена.
Византийская империя
Хазарский каганат
Болгарское царство
Хотел обойтись без вступления, но обидно. Итак, за последние несколько недель я услышал столько нового об истории России, Украины и сопредельных государств, что решил собрать классические взгляды на этот вопрос в одном месте. Классические в том смысле, что они включены в учебники и справочники. Никто не утверждает, что это именно то, что произошло. История — живая наука, открытия делаются если не каждый день, то по крайней мере с завидной периодичностью. Я уже не говорю о горячих спорах, которые ведутся в профессиональном историческом сообществе по таким вопросам, которые понятны каждому, кто читал школьный учебник или Википедию, как, например, «Начало России», «Появление Централизованное Московское государство» и т. д. Однако в любом случае на данном этапе развития исторической науки была выработана некая информационная «база», с которой можно подробно спорить, но, тем не менее, она представляет собой некий научный консенсус .
Кстати, расхождений между историками, будь они белорусами, украинцами или русскими, гораздо меньше, чем обычно кажется. Во-первых, до сих пор принято основывать научные работы на фактах, которые, конечно, часто можно интерпретировать по-разному, но все же в рамках определенного научного направления. Во-вторых, считается нецелесообразным наполнять идеологией именно эти произведения. Профессионалы, вне зависимости от национальности, не пишут о «протоукраинцах» или «родине слонов». Да, автор — человек, от этого никуда не деться, его личная позиция, нет, нет, да, где-то «просветится», но «просветится», а не выгорит на первая страница. Антироссийскую/украинско/белорусскую позицию им обычно выдают последующие толкователи, не знакомые с «классической версией» истории.
Приведу лишь пару примеров: вчера прочитал «разоблачительную» статью о том, что украинские историки утверждают, что определение «русский» в летописях относится к Украине. Какой ужас, только есть одна проблема: российские историки думают о том же. Определение «русский» в летописях относится либо ко всей русской земле, либо к южным княжествам, расположенным в основном на территории современной Украины. Тексты летописей все есть в интернете. И идеология здесь ни при чем. Или вот еще: друг из Литвы (русский по национальности) возмущается: в их школах преподают абсолютно извращенную историю. Мол, Литва была большой и сильной и соперничала с Москвой за «собирание русских земель». Возмутительно. И самое главное, что в детской энциклопедии Аванта+ (в Москве, кстати, издается) то же самое написано.
Зачем я все это пишу? Кроме того, кому-то может быть интересно «проглядеть» классическую версию истории территорий, входящих в состав современной Украины, чтобы когда кто-то постит в Facebook о «землях, отрезанных от Украины в 1954 году и присоединенных к Смоленской области (для справки: Смоленщина не граничит с Украиной) или о том, что власть Украины распространилась на территорию современной России (для справки: если поставить знак равенства между Украиной и Гетманщиной, то она действительно распространилась), знать, что публикует автор: малоизвестный, но общепризнанный факт или его новейшая теория. Я заканчиваю свою пламенную речь и перехожу к сути дела.
Часть 1. От расселения восточных славян до Даниила Галицкого.
1. Расселение восточных славян.
Вопрос о прародине славян остается крайне спорным, поэтому я его затрагивать не буду. Начну с того, что в V-VII вв. Славяне широко расселились по Европе. Их многочисленные племена делились на южные, западные и восточные. Восточные славяне, в свою очередь, тоже разделились на два потока. Одна группа племен расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север в верховья Волги, на восток от современной Москвы и на запад в долины северного Днестра и Южного Буга через территории современной Молдавии и юга Украины. Другая группа восточных славян двинулась на северо-восток, где столкнулась с варягами. Эта же группа славян впоследствии заселила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареалов обитания народа меря.
Восточнославянские племена в VII-IX вв.
2. Начало государственности.
В середине IX века «северная ветвь» восточнославянских племен, а также племенные союзы кривичей, чуди и мери платили дань варягам. В 862 г. эти племена изгнали варягов, а после этого между ними и самими начались усобицы. Чтобы прекратить внутренние конфликты, представители славянских и финских племен решили пригласить князя извне. Этим князем стал Рюрик.
«Южная ветвь» славянских племен тем временем платила дань хазарам. От этой дани их спасли Аскольд и Дир, которые, по разным версиям, либо были дружинниками Рюрика, либо никак с ним не были связаны. Во всяком случае, они были варягами. Таким образом, во второй половине IX века образовались два относительно самостоятельных центра восточнославянской государственности: один в Киеве, другой на Ладоге.
Древняя Русь в 862-912 гг.
3. Объединение Древнерусского государства.
В 882 году, по летописному летосчислению (которое считается весьма условным), Вещий Олег, по разным версиям, то ли «регентом» при малолетнем Игоре (сыне Рюрика), то ли воеводой при Игоре в зрелом возрасте начинает расширить Новгородское государство. Он захватывает Смоленск и Любеч, а затем спускается по Днестру и, убив Аскольда и Дира, занимает Киев. Туда он переносит столицу государства.
Древнерусское государство в 882 г.
4. Походы Святослава.
Следующее значительное расширение границ Древнерусского государства связано с правлением Святослава Игоревича. Первым его действием было покорение вятичей (964 г.), которые последними из всех восточнославянских племен продолжали платить дань хазарам. Затем Святослав разгромил Волжскую Булгарию. В 965 г. (по другим данным также в 968/969 г.) Святослав совершил поход против Хазарского каганата, взяв штурмом главные города хазар: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и на Северном Кавказе, где Святослав разгромил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где Тмутаракань, расположенная на Таманском полуострове, стала центром русских владений.
В 968 году под влиянием византийской дипломатии Святослав пошел войной на Болгарию. В короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Святослав избрал своей ставкой Переяславец, город в низовьях Дуная. Святослав завладел почти всей Болгарией, занял ее столицу Преслав и вторгся в Византию. Однако Византия быстро пресекла претензии князя на мировое господство — в 971 году его войско было разбито, а через год он умер.
5. Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый
После смерти Святослава между его сыновьями вспыхнула междоусобица, закончившаяся княжением Владимира Красного Солнышка (годы правления 980-1015) в Киеве. При нем завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены оспариваемые Польшей Червенские города и Карпатская Русь. После победы Владимира его сын Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго, и между двумя государствами установились мирные отношения. Владимир окончательно присоединил вятичей и радимичей к России.
Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей угрозой печенегов. Для защиты от кочевников он строит на границе линию крепостей, гарнизоны которых набирает из «лучших мужей» — тогда они станут героями, главными персонажами былин. Племенные границы стали размываться, важное значение приобрела государственная граница.
После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица, в результате которой князем стал Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054). Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 1930-х годов против эстонской чуди привели к строительству Юрьева острога, очерчивающего границы государства на севере. Первые поездки в Литву также состоялись в 1940-х годах.
Древнерусское государство в XI веке.
7. Феодальная раздробленность
Во второй четверти XII века Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Киев, в отличие от большинства других княжеств, не стал собственностью какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. Номинально киевский князь по-прежнему господствовал над всеми русскими землями, поэтому этот титул стал предметом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.
Древняя Русь в XII веке.
8. Татаро-монгольское нашествие.
В 1237 году на южных границах Рязанского княжества появились татаро-монголы. После ожесточенного сопротивления была взята Рязань. За ним последовали Москва, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также Новгородские пригороды Вологды и Волок Ламский. По неизвестным причинам татаро-монгольское войско не пошло к Новгороду, а вместо этого развернулось и вернулось в степи.
Татаро-монголы вернулись в 1239 году. Тогда были разграблены земли, видимо не пострадавшие во время зимней кампании 1237-1238 годов: Муром, Городец, Нижний Новгород и Гороховец. Но главный удар был направлен на южные города. 3 марта 1239 года один из монгольских отрядов разорил Переяславль Южный. Чернигов был взят после осады. После падения Чернигова монголы занимались грабежом и разорением по Десне и Сейму. Гомий, Путивль, Глухов, Выр и Рыльск были разрушены и опустошены.
Следующей целью монголов были русские земли на правом берегу Днепра. К 1240 году большая их часть (Галичина, Волынь, Киев, а также, предположительно, Турово-Пинское княжества) были объединены под властью сыновей волынского князя Романа Мстиславича: Даниила и Василька. Монголы начали свое наступление с завоевания Пороси, области, зависимой от киевских князей Черных Капюшонов. После Поросья монгольские войска осадили Киев. Не считая себя способным самостоятельно противостоять монголам, накануне нашествия (то есть примерно осенью 1240 г.) Даниил отправился в Венгрию, вероятно, пытаясь уговорить короля Белу IV помочь ему. Предприятие не увенчалось успехом. Киев был разрушен.
Падение Киева стало знаковым событием — среди правящих кругов Галича и Волыни началась паника. Михаил Всеволодович, сидевший в Луцке, бежал с сыном в Польшу. Туда же бежали жена князя Даниила и его брат Василько. Правители Болоховской земли выражали покорность завоевателям. Взяты Ладыжин, Каменец, Владимир Волынский. Даниил и его брат вернулись на Русь только после того, как монголы покинули свои земли.
Татаро-монгольское нашествие на Русь.
9. Даниил Галицкий.
Почти все русские князья признавали свою зависимость от Золотой Орды, в том числе и Александр Невский, княживший в Новгороде, который татаро-монголы так и не взяли. Среди них был Даниил, под властью которого в 1245 году было объединено Галицко-Волынское княжество. Однако если по отношению к Орде князья занимали примерно аналогичную позицию, то их отношение к Западу было принципиально иным. Владимирские князья предпочитали отказаться от сотрудничества с папой Римским и мириться с ордынской вассальной зависимостью ради сохранения своей веры, Даниил, наоборот, повернулся на Запад. Он принял предложение папы Иннокентия IV: царскую корону и помощь против Орды в обмен на окатоличение русских земель.
В январе 1254 года Даниил был коронован. Уже в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нем сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики. Однако и призыв к крестовому походу, и воссоединение церквей остались лишь декларацией. В то же время именно с этого момента можно говорить о расхождении исторических путей великорусской и малороссийской земли.
Галицко-Волынское княжество в середине XIII в.
Дисклеймер: наложение карт получилось кривым, к тому же достаточно сомнительным является контроль причерноморских территорий Галицко-Волынским княжеством — там господствовали кочевники.
Продолжение следует…
Удобная навигация по артикулам:
По сведениям, большая часть которых получена в результате изучения древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились от индоевропейской общности около 150 г. до н.э., после чего их численность и влияние стали уменьшаться. быстро увеличиваться.
Как возникли племена восточных славян?
Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (так называли в те времена первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческого, византийского, римского, а также арабского авторы. Сведения о ранних временах можно почерпнуть и из русских летописей.
Само дробление этого народа на восточное, западное и южное, по утверждениям некоторых ученых, связано с вытеснением их другими народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).
Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербско-хорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться в Европе. Сегодня их считают прародителями сербов, черногорцев, хорватов, болгар, а также словенцев и боснийцев.
К племенам западных славян (сленжанам, полянам, померанам, а также богемцам и полабам) ученые причисляют славян, переселившихся в северные широты. Из этих общин, по мнению авторов наиболее популярных версий появления славянских народов, вышли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена, в свою очередь, были захвачены и ассимилированы представителями других народов.
Восточнославянские племена, к которым ученые относят тиверцев, белых хорватов, северян, волынян, полочан, древлян, а также улицы, радимичи, бужане, вятичи и дреговичи, состоят из славян, переселившихся на территорию т. н. Восточно-Европейская равнина. Потомками вышеуказанных племен современные историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.
Таблица: Восточнославянские племенные союзы
Схема: Восточные славяне в эпоху «Великого переселения народов»
Как сосуществовали славянские племена с другими народами?
Большая часть славянских племен была вынуждена переселиться на территорию центральной Европы, в частности, на земли некогда великой Римской империи, распавшейся в 476 г. В то же время в этот период сформировались завоеватели этой империи новой государственности, которая хотя и основывалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от нее. В то же время территории, облюбованные восточнославянскими племенами, не были так культурно освоены.
Одни племена славян осели на берегу озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие решили продолжить свой путь и обосновались на берегу Днепра, основали там город Киев, который впоследствии стала матерью городов русских.
Примерно к шестому или восьмому веку восточные славяне смогли занять всю территорию Восточно-Европейской равнины. Их соседями были финны, эстонцы, литовцы, лыиши, манси, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что по имеющимся историческим данным заселение и освоение новых территорий происходило мирным путем, без каких-либо военных действий. Сами восточные славяне не враждовали с вышеуказанными народами.
Противостояние восточных славян кочевникам
Но на территориях, расположенных на востоке и юго-востоке, в то же время складывалась совершенно иная ситуация. В этих регионах равнина соседствовала со степью и соседями славян там стал кочевой народ, называемый тюрками. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. В то же время тюрки образовали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое крупное и могущественное государство, Аварский каганат, существовало в середине 500-х гг. и пало в 625 г. , после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом веке на той же территории располагалось Булгарское царство. Большинство булгар, поселившихся у среднего течения Волги, образовали государство, вошедшее в историю как Волжская Булгария. Остальные булгары, поселившиеся у Дуная, образовали Дунайскую Булгарию. Чуть позже в результате ассимиляции представителей южнославянских племен с тюркскими переселенцами появился новый народ, назвавший себя болгарами.
Освобожденные булгарами территории заняли новые тюрки — печенеги. Эти люди впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, расположенных между берегами Волги и Азовского и Каспийского морей. Позднее племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались платить дань Хазарскому каганату. Такие отношения славянских восточных племен с хазарами продолжались до IX века.
Русскоязычная община Израиля и то, как она меняет страну
Краткий обзор
Более миллиона человек, иммигрировавших в Израиль из бывшего Советского Союза волной с начала 1990-х годов, изменили Израиль до основания — социально, политически, экономически и культурно. В течение первых шести лет они сформировали то, что стало крупным светским националистическим политическим лагерем, который по сей день обеспечивает правление правых. Эксперты и в Израиле, и в России определяют социально-политический профиль первого поколения этих иммигрантов как прототип «Homo Sovicus»; ее ведущий политический представитель, бывший министр иностранных дел и министр обороны Авигдор Либерман, который возглавляет партию, которая до сих пор считается единственной «российской» сектантской партией, часто рассматривается как «постсоветский» лидер, лишенный идеологии, продвигающий программу страха и подстрекательство. Недавно принятая антиправославная повестка Либермана обращается к молодому русскоязычному поколению и укрепляет — в настоящее время — парламентскую и внепарламентскую оппозицию его бывшему союзнику, давнему премьер-министру Биньямину Нетаньяху.
Независимый журналист
В статье исследуется появление молодого поколения (Поколение 1.5) русскоязычного сообщества, которое в настоящее время находится в процессе переопределения своей политической программы и определения своей роли в израильской политике и общественной сфере. Этот процесс можно определить как переход от «гостей» в принимающем обществе к самим активным хозяевам.
Эта волна иммигрантов оказалась на двух неразрешенных курсах столкновения. Во-первых, это непреодолимая пропасть между сионистским светским Законом о возвращении, который позволяет всем евреям поселиться в Израиле, и раввинистическим православием, отвечающим за их абсорбцию, которая определяет сотни тысяч членов русскоязычной общины как неевреев согласно Галахе. закон. Они становятся жертвами усиления православия политическим союзом, который они заключили с Нетаньяху. Другой путь столкновения, между еврейским Законом о возвращении и полным отказом палестинцам в праве на возвращение, является постоянным источником трений и вражды между двумя общинами и их лидерами. Оба направления столкновения формируют израильское общество и политику, причем Нетаньяху и Либерман в особенности используют напряженность, чтобы вбить клинья между слоями населения.
Спустя три десятилетия после начала этой волны иммиграции все еще существует отдельное русскоязычное сообщество, культурное и политическое, которое часто неправильно понимается ветеранами израильского общества и политиками.