Йенский романтизм | это… Что такое Йенский романтизм?
Толкование
- Йенский романтизм
Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атеней», где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма.
Теоретические идеи йенских романтиков
Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», — пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства. Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.
Романтическая ирония
Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьезности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз». «Она вызывает в нас чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания», — писал Фр. Шлегель. Вырастая из критического отношения к действительности, романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму, но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.
В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.
Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается.
Литература
- История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
- Йенсен Сёрен
- Йенский университет
Полезное
Романтизм в литературе. Первые романтики
Поговорим о первопроходцах романтизма — йенских романтиках, главных жанрах романтизма и посмотрим, как идеи романтиков выражаются в их произведениях.
🇩🇪 В 1796 году в университете немецкого города Йена сформировался кружок молодых людей, которых принято называть йенскими романтиками: Новалис (Фридрих фон Харденберг), братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Вильгельм Генрих Ваккенродер.
❇️ Главные идеи йенских романтиков
➖ Требовали полной свободы для художника.
➖ Считали, что в литературе не должно быть никаких запретных тем.
➖ Считали, что в литературе не должно быть никаких жанровых и формальных ограничений.
➖ Художник, по их мнению, — боговдохновенная личность.
➖ Утверждали, что искусство преображает действительность.
➖ Стремились к синтезу искусств: в творчестве должны быть объединены поэзия, философия, религия и другие виды искусств.
❇️ Йенские романтики мечтают о высшем синтезе, объединяющем все противоположности в единую мировую гармонию. Они считали, что понять эту гармонию и воплотить ее в искусстве может только настоящий художник.
👤 Йенские романтики подхватили тему творческой личности, заявленную Гете в «Годах учения Вильгельма Майстера» (1796), и развили ее в романтическом духе.
❇️ Романтизм рождает тексты причудливых форм из-за стремления к формальной свободе. Например, романтики часто не заканчивали произведение, а главным жанром романтизма становится фрагмент.
📌 Фрагмент — это краткая фиксация того, что пришло в голову романтику. Отрывочная мысль, набросок идеи или зарисовка, отражающая вдохновенный творческий импульс.
📌 Арабески — еще одна литературная форма с разными по содержанию, форме и стилю фрагментами, причудливо соединенными в единое целое.
📌 По мнению йенских романтиков, жанр романа также представляет собой арабескную форму.
🥇 Первой романтической повестью о творческой личности стала «Достопримечательная музыкальная жизнь Иосифа Берглингера» (1797) Вильгельма Генриха Ваккенродера.
❇️ А главными произведениями йенского романтизма стали романы Навалиса и Шлегеля.
1️⃣ Центральное сочинение йенского романтизма — неоконченный роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» (1800).
🥀 Сюжет. Юноша Генрих, увидев голубой цветок — божественный символ красоты и мудрости, отправляется со своей матерью в путешествие, чтобы обрести смысл жизни. В пути он встречается с поэтом Клингзором и другими героями, которые открывают ему новые знания.
✍️ Текст не доведен до конца — читатель только предчувствует обретение смысла жизни, мировой красоты и гармонии, но не видит осуществления всего этого.
2️⃣ Роман Фридриха Шлегеля «Люцинда» (1799) — автобиографичное произведение подробно описывает свободные отношения автора с его возлюбленной, художницей Доротеей Фейт-Шлегель, которая в будущем станет его женой.
❤️ Эти отношения весьма скандальные для своего времени: герои не обвенчаны, у Люцинды есть маленький ребенок.
🤜 В романе Шлегель борется с традиционной нравственностью и доходит до отрицания всех установившихся обычаев. В них он видел лишь внешнюю оболочку безнравственности.
📜 Роман составлен по принципу арабесок: это собрание писем, фрагментов, аллегорических историй, рассуждений. Автор ироничен не только по отношению к современной жизни, но и по отношению к своим героям.
«Йенский набор» был сердцем немецкого романтизма
Культура | Интеллектуальная история
Андреа Вульф возвращает их к жизни в «Великолепных повстанцах».
Андреа Вульф. Кнопф; 512 страниц; 35 долларов. Джон Мюррей; 25 фунтов стерлинговA На четырехдневной домашней вечеринке в уголке герцогства Саксен-Веймар в 1799 году гости предавались «головокружительным метаниям между поэзией, искусством, наукой, философией и религией», как выразилась Андреа Вульф. это в ее групповой биографии того, что она называет «Jena Set». Относительно свободомыслящий режим в Йенском университете и близость Гёте и Шиллера привели в город банду молодых немецких интеллектуалов, сыгравших огромную роль в движении, известном как романтизм.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Послушайте эту историю
Экономьте время, слушая наши аудио статьи, выполняя несколько задач одновременно
Два брата и их партнеры были в центре этого круга: Август Шлегель, переводчик, писатель и критик, и его жена Кэролайн; и младший брат Августа Фридрих, тоже писатель и критик, и его партнерша Доротея, дочь так называемого «еврейского Сократа» Моисея Мендельсона. Женщины были больше, чем помощницами; они написали кое-что из того, что появилось под именами братьев.
Кэролайн, в частности, была динамо-машиной. Она была заключена в тюрьму пруссаками, когда ей было 29 лет, из-за ее связей с французскими революционерами. Позже она вышла замуж за Августа и переехала в Йену; после развода с ним она вышла замуж за вундеркинда-философа Фридриха Шеллинга, который был моложе некоторых его студентов и чьи университетские лекции вызвали нечто похожее на битломанию. Новалис, поэт, назвал Кэролайн сердцем группы.
Излюбленными темами Йенского набора были единство человека и природы, ценность воображения и необходимость «поэтизировать» науки, как выразился Новалис. Шеллинг говорил своим ученикам, что произведения художников и поэтов, а не научные трактаты, дают лучший способ постичь природу. По словам г-жи Вульф, главной движущей силой идей Йенского Сета была концепция «Их», или самости, разработанная Иоганном Готлибом Фихте, философом, преподававшим в Йене с 179 г.4 по 1799.
Никогда не было ясно, что Фихте имел в виду под своим «Ich». Его письмо было плотным, как иллюстрирует цитата г-жи Вульф: «не-Ich может быть постулировано только в той мере, в какой Ich положено в Ich (в тождественном сознании), к которому оно (не-Ich) может относиться». быть противопоставленным…» Генрих Гейне шутил по поводу широко распространенного заблуждения, что «фихтеанское Я было Я Иоганна Готлиба Фихте», который «отрицал существование чего-либо еще». Что, размышлял Гейне, сделала бы из этого миссис Фихте?
Уследить за актерами и их идеями может быть непросто. Мало того, что это включает Шлегелей, Шеллинга, Шиллера и Шлейермахера, но почти половину мужских персонажей зовут Фридрих. Тем не менее, из этого неуклюжего материала г-жа Вульф каким-то образом сплетает живую пряжу, как будто Айрис Мердок написала роман во время особенно мутной фазы немецкой метафизики. Ее поразительные исследования позволяют ей вызывать в воображении ушедшие улицы Йены с ее семью книжными магазинами, 41 мясником и 16 производителями париков, а также романы, ссоры, союзы и печали ее жителей.
Люди больше не «говорят о самоопределяющемся Ich Фихте», пишет она, «потому что мы усвоили его». К счастью, это не так. У Руссо есть более сильное заявление о том, что он вырезал современную концепцию личности, не только потому, что он пришел первым — он умер, когда Дженский Сет был детьми, — но и потому, что читатели поняли, что он написал. Тем не менее г-жа Вульф ничего не говорит о влиятельном изображении Руссо интроспективного свободного духа, который чувствует себя единым с природой и не в ладах с обществом. Она лишь вскользь упоминает Руссо, чтобы отметить его представления о детстве, его политическую концепцию всеобщей воли и его защиту мужского превосходства.
Столетие назад англоязычные интеллектуалы были лучше осведомлены о немецких идеях, чем сегодня. Мисс Вульф заслуживает благодарности за живое оживление некоторых забытых мыслителей. Но она пытается качнуть маятник слишком далеко. Она утверждает, что Jena Set «изменил наш мир… безвозвратно». Тем не менее, большая часть заслуг, которыми она их награждает, в менее узком описании была бы распределена более свободно — не только Руссо, но и Монтеню, Декарту и Локку. ■
Эта статья появилась в печатном издании в разделе «Культура» под заголовком «Братья по искусству»
Культура 24 сентября 2022
- Регби объединяет Южную Африку — хотя бы на 80 минут
- Советское вторжение в Афганистан — эхо в сегодняшней войне
- В Китае слежка разрушает жизни — и улучшает их
- Шестьдесят лет назад, Джеймс Дебют Бонда и Битлз
- «Йенский набор» был сердцем немецкого романтизма
- Перевод королевских имен — пережиток европейской истории
Из выпуска от 24 сентября 2022 г.
Откройте для себя истории из этого раздела и многое другое в списке содержания
Изучите изданиеПовторно используйте этот контент
Романтическая эстетика XIX века > Заметки (Стэнфордская философская энциклопедия)
1. «Ранний романтизм», также известный как «Йена Романтизм», относится к группе философов, поэтов и литературные критики сформировались в основном вокруг Фридриха Шлегеля и его брат, Август Вильгельм Шлегель, в Йене и Берлине примерно между 1795 и 1802 гг. Группа состояла в основном из Фридриха фон Харденберг, известный под псевдонимом Новалис, Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, Вильгельм Х. Людвиг Тик, Софи Тик, Доротея Фейт Шлегель и Каролина Шлегель Шеллинг. Для периодизации немецкий романтизм в «ранний романтизм», «средний» или «высокий романтизм», и «Поздний романтизм» и эволюция термина Frühromantik , см. Behler 1993 (9–35) и Schmidt. 2009. Хотя Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг также был частью этой группы, его взгляды отличаются от основных взглядов остальных круг таким образом, который обычно заставляет ученых классифицировать его как Немецкий идеалист, наряду с Фихте и Гегелем.
Однако следует ли идентифицировать ранних романтиков или отличать их от более известных немецких идеалистов является частью научной полемики. (За мнение, что ранний романтизм является неотъемлемой частью немецкого Идеалистическое движение см. Beiser 2002. О противоположной точке зрения см. прежде всего Франк 1997b.) Для целей этой записи романтические философия будет рассматриваться как отличная от философии немецких идеалистов, но философия Шеллинга будет считаться очень центральное влияние на эстетические взгляды романтиков.2. Что немецкие романтики являются философами в той же мере, в какой они являются литературными критиками и художниками, было признано и аргументировано в последние десятилетия, в том числе такими, как Америкс, Бейсер, Боуи, Элдридж, Форстер, Франк, Генрих, Кнеллер, Миллан-Зайберт, Раш и Стоун.
3. Точный источник этого текста не ясен. Рукопись написана почерком Гегеля, но ее первый редактор — Франц Розенцвейг утверждал в 1917 году, что рукопись действительно Авторы Гёльдерлин и Шеллинг.
4. Некоторые ученые считают, что романтики стремились получить доступ к Абсолюту. посредством понятия интеллектуальной интуиции — того непосредственного, недискурсивное схватывание вещей такими, какие они есть сами по себе (см. Stone 2011 и Бейсер 2002 и 2003). Но это спорно. Среди романтиков Гёльдерлин и Кольридж (вслед за Шеллингом) действительно поддерживал возможность интеллектуальная интуиция. Но другие романтики, вроде Ф. Шлегеля и Новалис отвергал интеллектуальную интуицию как недоступную человеческому разум. Новалис Fichte Studies , например, начинает с исследованием интеллектуальной интуиции, но оборачивается против нее в середине, и в конце концов отстаивает чувство , а не интеллектуальная интуиция, как правильное приближение к Абсолюту. И Ф. Шлегель постоянно подвергает сомнению возможность такого интуиция.
5. Когда дело доходит до законности поэзии и критики, Кольридж пожалуй, попрошу не согласиться. Как он пояснил, например, в начале своего BL и в некоторых своих письмах, он считал, что философские принципы должны применяться, по крайней мере имплицитно, как к поэзии, так и к критике.
6. Стоит отметить, что на романтической картине язык тоже как индивидуальные, так и социальные. Выражая общий мир, язык социальные и общие. И тем не менее каждое отдельное выражение, как выражение уникального проявления бесконечной вселенной, есть отчетливо индивидуальный и несводимый ни к чему другому. Здесь тоже поэзия и эстетическое суждение имеют решающее значение для баланса между социальностью и индивидуальность, ибо, как утверждает Ф. Шлегель, «[эстетическое] критика [является] общей опорой, на которой стоит все здание знание и язык отдыхают» (Critique: 271).
7. Брак не включал, однако, бывшего фундаментализм и «эмпирический эгоизм», которые романтики подвергается резкой критике, а детерминизм последнего, противоречащий с приверженностью романтиков свободе.
8. Эти заявления также могут показаться эксцентричными, неприятными и, в лучшем случае, спорный.