Изобразительное искусство древний египет: Изобразительное искусство Древнего Египта — урок. История, 5 класс.

искусство и архитектура :: SYL.ru

Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства – всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно – на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

Основная особенность скульптуры в этот период – монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

Искусство и архитектура Нового царства

Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее – роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры – пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта – храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы – всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, — достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум – уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций – суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

Музыка и музыкальные инструменты

Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

Скульптура в Древнем Египте

Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.

Презентация по МХК » Изобразительное искусство Древнего Египта»

Изобразительное искусство.

Скульптрура Древнего Египта

Какие виды изобразительного искусства были известны уже первым людям Земли?

Приведите примеры, свидетельствующие о существовании изобразительного искусства в Древнем Египте

Скульптрура

Живопись

Изобразительное искусство.

Скульптура Древнего Египта

Египетские фараоны

ХЕфРЕН

ТУТМОС III

ЭХНАТОН

  • Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц.
  • Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела .
  • Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй , которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк

Первое скульптурное изображение,

стоявшее вне храмов,

это — Большой сфинкс .

Он был вырублен в скале рядом с пирамидой

и имел черты портретного

сходства с фараоном, чье захоронение он охранял .

Назовите имя этого фараона

Большой сфинкс и пирамида Хефрена

III тыс. до н.э .

Колоссы

Колосс фараона

Аменхотепа III

в Фивах.

XV в. до н.э.

Колосс Рамсеса II

перед храмом

в скале.

Абу-Симбел.

XIII в. н.э.

Колоссы — гигантские статуи. Их возводили фараоны. Какую цель они преследовали?

Грандиозность сооружений подчеркивала величие фараонов,

несопоставимость их с простыми смертными.

Человеку внушались покорность перед царями-богами, трепет

перед ними даже после их смерти

Многое, что создано в изобразительном искусстве моей страны связано с загадочным словом «канон»

Многое , но не все….

Сморите и думайте!

Хефрен

к. ХХVII в. до н.э.

Статуи — круглая скульптура

В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего.

Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам — канонам.

Определите, в чем они заключались.

Фараоны Египта

Человека изображали стоящим или сидящим.

У него всегда была прямо поставлена голова,

почти одинаково расположены руки и ноги.

Тутмос I

ХV в. до н.э.

Ментухотеп I

ХХII в до н.э.

Канон – (от греч. kanon — закон, норма)-

свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традиций.

КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ — свод правил, присущий культуре Древнего Египта и сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии). Он формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования.

В понятие канона входили

Фигура:

  • Фасные и профильные элементы;
  • Определенность позы;
  • Четкая симметрия,
  • Пропорциональность;
  • Тщательная проработка всех деталей
  • определенность позы:
  • определенность позы:
  • Стоящей :
  • Фигура напряженно выпрямлена
  • Фронтальна
  • Голова высоко поднята
  • Левая нога делает шаг вперед – шаг в вечность
  • Руки опущены и прижаты к туловищу

Сидящей :

  • Руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте
  • Торс также выпрямлен
  • Взор устремлен вдаль

Статуя фараона Хефрена

Важная черта египетской скульптуры —

ее квадратность .

Глядя на статую, можно увидеть каменный блок, из которого она была вытесана.

Особенно квадратной была сидячая скульптура

Прямые углы в камнях,

прямые ноги,

негнущиеся спина и шея;

никогда не встречается поворота туловища

или головы;

все тело выпрямлено.

Статуя фараона

Тутмоса I

Но статуя вполне может соответствовать этому закону и все-таки не быть «квадратной».

Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под

прямым углом;

Тело не изображалось в деталях:

  • Мускулатура едва обозначена;
  • туловище – набор гладких плоскостей,
  • ноги и руки – колонны.

Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц.

Мышцы навсегда застыли;

они не работают.

Статуя правителя

Сенби

  • Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени.

Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души.

  • Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
  • Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
  • а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
  • а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.

Существовала и традиционная окраска статуй:

  • мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
  • мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
  • женские – в желтый;
  • женские – в желтый;
  • волосы всегда были черными;
  • волосы всегда были черными;
  • одежда – белой
  • одежда – белой
  • Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
  • Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
  • женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
  • женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках

У принцессы повязка на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце — простое ожерелье с амулетом и фартук.

Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г.до н.э

Парные скульптурные портреты

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары из гробницы в Медуме царевича Рахотепа и его жены Нофрет

Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.

Фигуре царевича предан торжественный вид. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова . На царевиче короткая белая повязка, на шее – нанизанный на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.

В этой же величественной позе запечатлена жена царевича.

Мягкий округлый овал лица, миндалевидные глаза,

рельефно выступающий изгиб бровей.

Спокойный, уверенный взгляд, устремленный в вечность,

Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет.

Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета.

Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица.

.

Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу

Несмотря на предписываемые каноны, подлинные мастера в своих работах достигали совершенства в изображении людей, их характеров.

Как вы думаете , могли скульпторы проявить свою индивидуальность при наличии канонов?

Обоснуйте свое мнение.

« Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, — сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом »

Статуя писца Каи .

Статуя писца.

Скульптурный портрет писца из Каи III тыс. до н.э..

При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках:

они приняли ее за живого человека,

когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза.

В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.

Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу.

Каким канонам следовали скульпторы в изображении человека на плоскости ?

Рельефы — скульптурное изображение на плоскости

Скульпторы изображали фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна:

ноги и головы – в профиль,

туловище — в анфас.

Глаз всегда смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам .

Рамсес II на колеснице. Рельеф XIII в. до н.э.

Плита фараона Нармера.

Рельеф.

IV тыс. до н.э.

Амарнский период

  • Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца — женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона НЕ содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.
  • Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх ) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм . Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
  • Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

Стихи, посвященные царице Нефертити ее мужем Эхнатоном

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание — слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я смог принять его и жить им.

Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя

Всегда [чего-нибудь] не будет хватать

Портрет

Эхнатона

XIV в. до н.э .

Портреты царицы Нефертити из мастерской

скульптора Тутмеса в Ахетатоне.

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Скульптура головы царицы Нефертити

  • Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия:
  • Нового царя объявляли богом, воплощением Гора.
  • А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения.
  • Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
  • Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик ?

Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

  • Египетские портреты своеобразны:
  • они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным.
  • Преходящие переживания не интересовали:
  • ведь изображался человек , освобожденный от времени, идущий в вечность.

Портрет девочки

из Фаюма

Файюмские портретыв Древнем Египте — заупокойные живописные портреты , которые писались в технике восковой живописи на доске или на холсте; — вставлялись в бинты мумии на месте лица…

Фаюмский портрет

Портрет мальчика из Фаюма

Эти произведения на одну тему.

Что хотел выразить каждый автор?

Какое из них вам более интересно и почему?

Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Рельеф.

XV в.до н.э.

Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Современный российский художник М.М.Потапов.

Золотая маска Тутанхамона

Канон в изображении людей

Фигуры изображались так:

голова в профиль и ноги,

глаза в фас,

живот в три четверти.

Фигуры делились на 21 и ¼ части (19 фигура и 2 ¼ головной убор)

и очерчивались контуром:

мужские чёрным, женские красным.

Роспись гробницы Нефертити

Роспись гробницы Нефертити

Какие два вида искусства здесь объединились?

Скульптор раскрасил рельеф красками, как это принято в живописном искусстве

Художники и скульпторы за работой

Богиня Хатхор и фараон Сети I.

XIV-XIII вв. до н.э.

Росписи – живопись красками на стенах и других плоских поверхностях

Древнеегипетская роспись гробницы

Фрески с изображением трудовой жизни египтян

Сцена пира

Гробницы

В Фивах

Фрески гробницы Тутанхамона

Каким представлялся мир египтян художникам Нила?

Плавание по Нилу.

Роспись гробницы

Фараон в битве.

Роспись

Дары фараону.

Четыре Анубиса. Роспись.

Роспись гробницы.

Музыкантши. Древнеегипетская роспись

Фараон с женой поливают священные лотосы.

Роспись.

II тыс. до н.э.

Мумии кошки,

орла,

Коровы…

А это чья?

А это мумия таракана!

Музыка

Египет – первая страна,

где профессиональные музыканты пользовались большим уважением

  • Гимны фараонам и богам
  • Любовные песни
  • Песни плакальщиков

Так что же такое культура Египта?

Это:

?

письменность

?

литература

?

архитектура,

строительство

городов

?

научные

знания

?

?

изобразительное

искусство

образование

Влияние духовного наследия Египта

на мировую культуру

Культурное наследие Древнего Египта в России

Санкт-Петербург

Опера итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди «Аида»

Роман

Сфинксы в Петербурге

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки.

И, видя, что багряным диском

На запад солнце склонено,

Они мечтают, как — давно

В песках, над падшим обелиском,

Горело золотом оно.

Валерий Брюсов

Египетские ворота г.Пушкин.

М.Н.Воробьев Пристань с египетскими сфинксами на Неве. XIX в.

Сфинкс на набережной Невы

конец

Древнее египетское искусство | Древнеегипетские произведения искусства на продажу

Сортировать по:

ПопулярностьДиапазон цен: менее 10 долларовДиапазон цен: от 10 до 25 долларовДиапазон цен: от 25 долларов и вышеЦена: от низкой до высокойЦена: от высокой к низкой

36 за страницу72 за страницу108 за страницу

87 Товаров Следующий

Взвешивание сердца против пера истины Маат

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 62,99 долл. США

Распродажа: 31,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Взвешивание сердца против пера истины

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: $34,99

Распродажа: $17,49

Настроить Добавить в корзину

Погребальный папирус Джедхонсуефанха с изображением Геба и Нут.

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Египтяне

Художественная печать 24 x 36 дюймов

Цена: 36,99 долл. США

Распродажа: 18,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Суд над Осирисом, фрагмент из Книги Мертвых

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 62,99 долл. США

Распродажа: 31,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Бог солнца Ра в своей солнечной барке

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: $34,99

Распродажа: $17,49

Настроить Добавить в корзину

Музыканты и танцовщица из гробницы Нахта

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Семь небесных коров, священный бык и четыре небесных руля

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Бог Тот

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Бог, Хепри

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Тутанхамон на своей колеснице атакует африканцев

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долл. США

Распродажа: 17,99 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Возлияние мертвых

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Деталь сцены сбора урожая на восточной стене

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Покойный и его жена слушают слепого арфиста

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Портрет Рамсеса III

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: $35,99

Распродажа: $17,99

Настроить Добавить в корзину

Сеннефер сидит со своей женой Мерит из гробницы Сеннефера.

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Дело мумии леди Тешат

Художественная печать 22 x 27 дюймов

Цена: 28,99 долл. США

Распродажа: 14,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Золотое изображение короля Тутанхамона

Художественная печать 23 x 27 дюймов

Цена: 43,99 долл. США

Распродажа: 21,99 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Египетские воспоминания

Лана Королевская

Художественная печать 20 x 14 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 49,99 долларов США

Распродажа: 24,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Тайна Сфинкса

Лана Королевская

Художественная печать 16 x 20 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 52,99 долл. США

Распродажа: 26,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Рамсес III

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 35,99 долларов США

Распродажа: 17,99 долларов США

Настроить Добавить в корзину

Египет, Луксор, Луксорский храм, Иероглифы

Синди Миллер Хопкинс / Данита Делимонт

Художественная печать 34 x 23 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: $84,99

Распродажа: $42,49

Настроить Добавить в корзину

Тутенкахамум

Художественная печать 24 x 32 дюйма

Цена: 76,99 долл. США

Распродажа: 38,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Египетский папирус

Диана Тири

Художественная печать 39 x 28 дюймов

Цена: 72,99 долл. США

Распродажа: 36,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Рамсес II: одетый для войны

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 34,99 долл. США

Распродажа: 17,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Нефертари делает подношение из гробницы Нефертари

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 34,99 долл. США

Распродажа: 17,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Богиня Хатор надевает на Сети волшебный ошейник.

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: $34,99

Распродажа: $17,49

Настроить Добавить в корзину

Анубис посещает мумию Сеннеджема

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: 34,99 долл. США

Распродажа: 17,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Поклонение восходящему солнцу в образе сокола Ре-Хорахты

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 34,99 долл. США

Распродажа: 17,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Тутанхамон и его жена Анхесенамун

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 34,99 долл. США

Распродажа: 17,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Банкетная сцена из Фив

Художественная печать 24 x 18 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: $34,99

Распродажа: $17,49

Настроить Добавить в корзину

Покрытые иероглифами колонны в гипостиле, Карнакский храм, Восточный берег, Луксор, Египет

Синди Миллер Хопкинс / Данита Делимонт

Художественная печать 34 x 23 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: $84,99

Распродажа: $42,49

Настроить Добавить в корзину

Древние руины королей в храме Карнак, Луксор, Египет

Билл Бахманн / Данита Делимонт

Художественная печать 24 x 37 дюймов

+ Доступно несколько размеров

Цена: $91,99

Распродажа: $45,99

Настроить Добавить в корзину

Королева Клеопатра и каменные иероглифы, Египет

Мишель Молинари / Данита Делимонт

Художественная печать 36 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 90,99 долл. США

Распродажа: 45,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Храм Ком Омбо, Ком Омбо, Египет

Художественная печать 18 x 24 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: 62,99 долл. США

Распродажа: 31,49 долл. США

Настроить Добавить в корзину

Сфинкс, пирамиды в Гизе, Египет

Кеннет Гарретт / Данита Делимонт

Художественная печать 35 x 23 дюйма

+ Доступно несколько размеров

Цена: $88,99

Распродажа: $44,49

Настроить Добавить в корзину

Сортировать по:

ПопулярностьЦеновой диапазон: до 10 долларов СШАЦеновой диапазон: 10–25 долларов0003

87 шт.

1

Следующий

Древнеегипетские настенные рисунки , напоминающие о временах фараонов, особенно хороши для того, чтобы вдохновить ваших детей на изучение истории или великих библейских историй об Иосифе и Моисее. Если вы любите человеческие фигуры, то древнеегипетский клипарт определенно для вас. Украсьте свои стены такой эклектичной коллекцией произведений искусства и наблюдайте, как ваши посетители не отрывают глаз от стены до тех пор, пока они остаются. Проницательный энтузиаст выберет лучшее египетское настенное искусство для своей комнаты. С желтовато-коричневым в качестве доминирующего цвета эти настенные рисунки будут хорошо смотреться в комнатах с темными стенами. Но есть темные, такие как Tutenkahamum, которые вы можете повесить на светлой стене. Размер будет закреплен пространством, которое вы хотите покрыть. Хотя почти каждые Древняя египетская настенная живопись изображает человеческую фигуру, настроения по-прежнему сильно различаются. У вас есть выбор, начиная от грубой на вид «Маски Тутенхамона» и заканчивая злобными «Музыкантами и танцором из «Гробницы Нахта».

Вы заметите, что некоторые древнеегипетских изображений несут традиционные религиозные верования в богов и богинь, см. «Богиня Хатор, надевающая волшебный ошейник на Сети» и «Боги Осирис и Атум из гробницы Нефертари». Смерть также часто появляется как тема на этих гравюрах. Возможно, вам придется учитывать свои взгляды и убеждения при покупке Древнеегипетские картины . Ваша окончательная доставка будет в рамке или на холсте. Индивидуальное обрамление дает вам возможность подобрать цвет и материал рамы к цвету стен и мебели. Отделка холста может быть открыта только для рассмотрения цвета.

Основные моменты MFA: искусство Древнего Египта — MFA Boston Shop

Сейчас: $19,95

(пока отзывов нет) Написать обзор

Основные моменты МИД: Искусство Древнего Египта

Рейтинг Обязательно Выберите рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)

Имя Обязательно

Электронная почта Обязательно

Тема отзыва Обязательно

Комментарии Обязательно


Артикул:
9780878466610
908:00
  • Описание

Некоторые из первых мумий, монументальных скульптур и других древнеегипетских артефактов, попавших в Америку, стали частью фондов Музея изящных искусств в Бостоне еще в 1872 году. Сегодня египетская коллекция МИД, насчитывающая более 60 000 предметов, является одной из самый большой и всеобъемлющий в мире. В этом томе представлено более 100 наиболее важных из этих объектов с текстами трех выдающихся египтологов. Введение в каждый из основных периодов древнеегипетской истории дает обзор почитаемых правителей, региональных лордов и бесчисленных рабочих, которые заказали и создали эти прекрасные произведения, а также политические события, религиозные ритуалы и технические достижения, которые помогли их сформировать. Индивидуальные описания каждого объекта говорят об их первоначальном использовании и значении. Некоторые, такие как редкий бюст Анкхафа или монументальная каменная скульптура короля Менкаура и его королевы, не имеют себе равных нигде. Другие могут похвастаться уникальной местной историей, например, торс царя Ахориса, который был куплен в качестве балласта морским капитаном янки и позже выставлен на шестьдесят лет на лужайке перед почтмейстером. Какими бы ни были интересы, эта книга дает дразнящий взгляд на цивилизацию, которая очаровала Запад с тех пор, как Антоний впервые ухаживал за Клеопатрой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *