14 января 1700 года Пётр I повелел дворянам одеваться по европейской моде
- Информация о материале
- Опубликовано: 14 января 2022
- Просмотров: 23123
Немецкое платье по будням, французское – по праздникам: 14 января 1700 года вышел указ Петра Великого, по которому дворянам, боярам, купцам и служилым всех чинов предписывалось носить европейские костюмы.
Указ «О ношении платья на манер венгерского» стал первым шагом к кардинальному перелому в моде, традициях и культуре – в течение долгих лет после него список уточнений и требований к внешнему виду постоянно дополнялся и уточнялся, а сам процесс перехода на «новый стиль» многим давался с трудом. Ему противились, и указы приходилось повторять, вывешивать на городских воротах чучела с образцами и даже брать пошлину с тех, кто продолжал придерживаться старых порядков.
Вот что конкретно говорилось в документе от 14 января 1700 года:
«Боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобным; а то платье, кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дня нынешнего 1700 г. ; а кто к тому дню сделать не успеет, и тем делать и носить, кончая с нынешней Сырной недели».
Для богатых одеяний использовался шёлк, бархат, батист, узорчатая парча, шерстяные ткани. Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, украшался вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом, цветной эмалью. Платье венгерского типа имело свободный крой, а его длина была близка старым русским одеждам.
Уже в декабре 1701 года последовал новый указ императора «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел». Пётр I приказал носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов. А ещё через несколько лет был издан указ «О бритье бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.
За немногим более чем 20 лет в общей сложности вышло 17 различных указов, которые регламентировали правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья.
Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана, камзола и штанов. Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах, с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застёгнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле, всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколенные штаны носили короткие, за колено, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета либо только пуговицами. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца.
Данный костюм во многом отличался от традиционной русской мужской одежды, кафтана с длинными рукавами, длинного платья из бархата, сверху донизу застёгнутого на множество пуговиц, шубы и меховой шапки с высокой тульей и бархатным верхом.
Реформа затронула и женский костюм. Тяжёлые сарафаны, скрывающие формы тела, закрытые рубахи отошли на второй план. Отныне женщины должны были одеваться в корсетные платья с глубоким декольте. Эти платья, как и мужские костюмы, украшали искусная вышивка и кружева. Кроме того, женщины должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой косметикой – румянами и белилами.
После смерти Петра I мужской дворянский костюм изменился в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, штаны кюлоты и напудренные волосы.
Лит.: Каминская Н. М. История костюма. М., 1977; Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т. 2. М., 1996.
По материалам Президентской библиотеки
В РНБ оцифровывают редкие дореволюционные издания
Интернет-проект «Советский спутник – первый в мире!»
#ОнлайнсХранителем. Проект музея-заповедника «Гатчина»
- Пётр I Великий
- День в истории
- 14 января
Культурные реформы Петра I: как Россия стала великой державой
К 350-летию со дня рождения Петра I РБК Тренды совместно с МГПУ рассуждают о том, как благодаря петровским реформам Россия стала великой державой.
Петровские реформы всегда воспринимались неоднозначно. Происходила ломка миропонимания. Это сейчас нам привычно праздновать Новый год зимой (с 1 января 1700 года в России введено новое летоисчисление), а современникам Петра такой переход представлялся чудовищным.
Радикальные реформы, начатые Петром I, привели к возникновению государственной системы образования. Открылось множество школ — Артиллерийская, Инженерная, Навигацкая, а затем гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, и другие профессиональные образовательные центры. Стали направлять на учебу за границу молодых дворян.
Изменилось содержание образования: теперь на первом месте оказались вместо церковных схоластических учений светские науки. И уже спустя 25 лет после первых реформ в 1725 году была создана Академия наук.
Особенно актуальным сейчас представляется реформа языка. Именно в перестройке культуры Петр видел определенную гарантию устойчивости нового порядка. Языковая политика Петра является органической частью всего этого процесса интеграции в мировое пространство, а реформированный язык в полной мере воплощал новые отношения в обществе. Наглядным образом преобразование петровской языковой политики выразилось в реформе азбуки, то есть в создании русского гражданского шрифта.
Разделение алфавита на церковный и гражданский накладывало противопоставление светского и духовного на все печатные тексты. На первом издании Азбуки 29 января 1710 года рукой Петра написано:
«Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены [имеются в виду зачеркнутые Петром кириллические буквы], тех [в] вышеписанных книгах не употреблять».
Культурные инновации были не случайными атрибутами эпохи преобразований, а существенным элементом государственной политики, призванным перевоспитать общество и внушить ему новую концепцию государственной власти. И сейчас только простое изменение шрифта может привести к серьезным изменениям социокультурного пространства.
В апреле 2022 года американская корпорация Monotype Imaging официально объявила о том, что она закрывает доступ к некоторым своим шрифтам для российских пользователей.
Time New Roman — один из самых популярных и официальных шрифтов у граждан Российской Федерации. Его используют в официальной переписке, шрифт обязателен для научных публикаций, его также используют люди, которые работают в крупных компаниях. Многих это известие ввергло в панику. Изменение шрифта может повлиять на многие сферы межкультурной коммуникации. Это и наука, и политика, и дипломатия. Так шрифт может повлиять на социальные изменения. Как шрифт влияет на восприятие действительности?
Впервые новый гражданский шрифт был использован в надписях на триумфальных воротах, построенных для торжественного въезда Петра в Москву 9 ноября 1703 года. Тогда студенты Славяно-греко-латинской академии «положили надписи российскими словами по виду начертания латинскаго характера». Так Петр и начал «прорубать окно в Европу», в шрифте выразив свои имперские намерения.
Целью Петровских преобразований было не только создание новой армии и нового флота, нового государственного управления и новой промышленности, но и создание новой культуры. Еще с 1701 года началось издание первой печатной газеты «Ведомости», а это означает информирование общества о важных событиях в жизни страны. Появилась первая библиотека (библиотека академии Наук, носила титул библиотеки Его Величества) основана в 1714 году, в том же году открылась Кунсткамера — первый российский музей. Положено начало организации географических, геологических и других экспедиций. Можно полагать, что новый порядок антагонистически противостоял старому, но без этих реформ не было бы прогресса, не было бы сильного государства.
Конечно, сейчас, спустя три века, к юбилейной дате, появятся много статей и высказываний, осуждающих «европеизацию» великого государства. Даже западник Н. М. Карамзин в работе «Записка о древней и новой России» утверждал, что введение новых обычаев и культурных традиций лишило Россию ее самобытности. Тем не менее, историк не мог не признать заслуг Петра I во внешней политике, в деле развития промышленности, торговли, просвещения. Однако над негативными точками зрения преобладали позитивные.
Историки В. Н. Татищев и С. М. Соловьев склонялись к мнению, что именно благодаря петровским реформам Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации…
Продолжение читайте на сайте РБК
Также по этой теме
Петр I: а давайте обсудим…
02 июня, 2022 г.
1 июня прошло пилотное заседание Дискуссионного исторического клуба
Наследие Петра Великого: изучить исторический урок
14 июня, 2022 г.
10 июня Татьяна Апостолова приняла участие в открытой дискуссии об эпохе Петра I в программе «Вечер на Спасе»
Урок 5: Развитие святого образа жизни (1 Петра 1:13-16)
Экзаменатор водительских прав в Калифорнии рассказал о подростке, который только что сдал практически идеальный тест. «Он допустил свою единственную ошибку, — сказал экзаменатор, — когда остановился, чтобы выпустить меня из машины. Вздохнув с облегчением, мальчик воскликнул: «Я очень рад, что мне не приходится постоянно так водить машину!» ( Reader’s Digest [1/84]. )
много посещающих церковь американцев. Они делают хороший вид, когда знают, что кто-то наблюдает, но в остальное время они занижают свои стандарты. Между ними и мирскими нет большой разницы, разве что в церковь ходят чуть больше. Уровень разводов среди христиан примерно такой же, как и в обществе в целом. На самом деле, среди профессиональных разводов на третьем месте после врачей и полиции находятся пасторы! Христиане смотрят одни и те же телепередачи и фильмы столько же часов в неделю, как и все остальные. Христианская молодежь вовлечена в сексуальную безнравственность в той же степени, что и те, кто не называет Христа Спасителем. Многие бизнесмены-христиане имеют плохую репутацию. Казалось бы, наше христианство не сильно влияет на то, как мы живем.
Я не знаю ни одного текста, который должен был бы врезаться в сознание американских христиан больше, чем 1 Петра 1:13-16. Обращаясь ко многим выходцам из языческой среды, живущим в языческом обществе, где существовало сильное принуждение к подчинению, Петр призывает своих читателей к святости в свете пришествия Иисуса Христа и святого характера Бога, призывающего нас к спасению. Он выделяет три момента:
Чтобы быть святыми людьми, мы должны быть сосредоточены на пришествии Христа, быть послушными во всей жизни и возрастать в нашем познании святости Бога.
Слово «святой» означает быть отдельным. Применительно к Богу это указывает на Его трансцендентность, на то, что Он выше и вне Своего творения таким образом, что отличается от него. В этом слове содержится понятие о Божьей чистоте, о том, что Он полностью отделен от всякого греха. Когда Бог призывает нас к святости, это означает, что мы должны быть отделены от мира для Бога, отделены от всякого греха. Но поскольку грех обитает в самой сердцевине нашего существа как падших созданий, как мы можем надеяться стать святыми?
Есть три чувства, в которых мы святы (или «освящены») как народ Божий. В тот момент, когда мы верим в Иисуса Христа как Спасителя, мы позиционно освящены или отделены для Бога. Затем мы должны быть постепенно освящены, возрастая в святости. Этот процесс не будет завершен, пока мы находимся в этом теле, но мы должны активно работать над ним (Гал. 5:16; Рим. 8:13). Когда мы встретимся с Господом, мы будем совершенно освящены, полностью подобны Ему (1 Иоанна 3:2).
Доктор Райри иллюстрирует эти три аспекта освящения на примере маленькой девочки с новым леденцом. Она видит, как подходит ее друг, и знает, что должна поделиться своим леденцом, но не хочет. Поэтому она отделяет этот леденец для себя, облизывая его полностью. Теперь это ее. Затем она начинает лизать его, чтобы постепенно сделать его своим. Наконец процесс закончен, когда леденец полностью исчез. Если мы принадлежим Богу, Он отделил нас для Себя. Он постепенно делает нас подобными Ему. И когда-нибудь мы будем полностью подобны Ему.
Позвольте мне сразу же пояснить, что вы не можете попасть на небеса, стремясь быть святыми. Добрые дела не могут искупить наши грехи. Только кровь Иисуса Христа может удовлетворить Божью справедливость. Мы должны полагаться на Него, а не на наши добрые дела. Но если наша вера во Христа, который спасет нас, искренняя, это приведет к возрастающей святости. Если человек не борется с грехом и не стремится возрастать в святости, сомнительно, чтобы его вера была спасительной верой. Писание говорит: «Без святости никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Петр показывает нам три способа, как мы можем развивать святой образ жизни, как те, кто доверился Христу:
1. Чтобы быть святыми людьми, мы должны быть сосредоточены на пришествии Христа (1:13).
Греческий текст содержит только две заповеди в 1:13-16: «Надейтесь на вашу надежду»; и «Будь свят». Другие слова действия — это причастия, которые зависят от основных глаголов. Таким образом, смысл 1:13 таков: «Приготовив умы к действию, сохраняя трезвость, полностью возлагайте надежду на благодать, ниспосланную вам в откровении Иисуса Христа». Таким образом, повеление состоит в том, чтобы решительно сосредоточиться на благодати, которая придет к нам, когда Христос вернется. Есть три аспекта этого фокуса:
A. Святая жизнь в свете пришествия Христа начинается в уме.
«Препоясать чресла своего ума» — фигура речи, происходящая из того факта, что мужчины в те дни носили длинные внешние одежды, которые мешали им бежать, работать или сражаться в битве. Поэтому они заправляли свои халаты за пояс, чтобы они не были помехой. Мы могли бы использовать выражение: «Засучи рукава». Идея в том, чтобы быть мысленно готовым к бою или действию в царстве святости. Один комментатор говорит: «Мы должны начать действовать как те, кто серьезно относится к делу» в отношении святости (Алан Стиббс, 9).0003 Первое общее послание Петра, Тиндейл Н.Т. Комментарии [Эердманс], с. 85).
Дело в том, что святость начинается с вашей мыслительной жизни. То, что вы думаете, определяет то, как вы живете. Одна из самых практических вещей, которые я могу вам сказать о христианской жизни, это: работайте с грехом на уровне мысли! Осуждайте злые мысли, как только они у вас возникают, исповедуйте их Богу и замените их мыслями о Нем и Его Слове. Если вы кому-то завидуете, осудите это, исповедуйте это и попросите Бога заменить это Его любовью к этому человеку. Если вы страстно желаете женщину (или мужчину), немедленно разберитесь с этим. Бегите от него, как умственно, так и физически! Как сказал Павел, плените всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:5).
На мысленном уровне ваше христианство либо настоящее, либо фальшивое. Вы можете обмануть всех остальных, но Бог знает ваши мысли. Если вы притворяетесь и не культивируете жизнь со святыми мыслями, рано или поздно это вылезет наружу в какой-то форме греха, которую все увидят. Нет никого, кто когда-либо совершал прелюбодеяние, если бы он сначала не поддержал эту мысль в своем уме.
Вы должны охранять то, что приходит вам в голову так же тщательно, как вы охраняете то, что едите. Вам и в голову не придет есть мусор из канавы, потому что от этого вы заболеете. Если вы ежедневно кормите свои мысли чувственным, материалистическим мусором из телевизора и других средств массовой информации и редко питаетесь Божьим Словом, вы не станете святым мужчиной или женщиной. Петр говорит, что мы должны полностью уповать на благодать, которая будет ниспослана нам при откровении Иисуса Христа. Святость начинается в нашем уме, когда мы часто думаем о нашем Спасителе и милостивом спасении, которое мы полностью испытаем, когда Он вернется и мы изменимся в Его подобие!
B. Святая жизнь в свете пришествия Христа требует духовной бдительности.
«Трезвиться» (1:13) — любимое слово Петра (он использует его 3 из 6 раз в Новом Завете — 1:13; 4:7; 5:8). Буквально оно означает «не пьяный», но, очевидно, имеет духовное значение, означающее быть бдительным и владеть собой. Это относится к ясности ума и, как следствие, к здравому суждению. Это существительное используется как квалификация старейшин и женщин, служащих диакониссами (1 Тим. 3:2, 11, «умеренные»).
Петр использует его в 5:8: «Трезвитесь, бодрствуйте. Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Если бы на улице гулял настоящий лев, было бы неразумно гулять там! Вы бы не дурачились. Вы будете искать любые признаки этого. Вы бы убедились, что ваши дети были в помещении. Вы бы строго предупредили их об опасности. Ты примешь все меры предосторожности, чтобы не стать его следующей едой!
Дело в том, что мы живем на вражеской территории. Если вы кормите свой ум мусором мира и не питаетесь Божьим Словом, это все равно, что напиться и шататься на улице, когда рыщет лев. Ты мертвое мясо! Ты не собираешься быть святым человеком. Возможно, вы думаете: «Это звучит как законничество!» Но обратите внимание:
C. Святая жизнь в свете пришествия Христа мотивирована благодатью.
«Всецело уповайте на благодать, ниспосланную вам в откровении Иисуса Христа». Божья благодать является мотивом для святой жизни. Как я упоминал на прошлой неделе, слово здесь и в 1:10 используется как синоним нашего спасения. «Поэтому» в 1:13 также указывает нам на великое спасение, о котором Петр говорит в 1:3-12. Причастие настоящего времени «приведены к вам» намекает на то, что мы уже начали наслаждаться тем, что Бог собирается полностью раскрыть, когда вернется Христос. Слово «принес» «подчеркивает суверенное действие Бога в принесении благодати Своему народу» (J. Ramsey Michaels , Word Biblical Commentary 1 Peter [Word], p. 56).
Почему Петр говорит нам сосредоточиться на благодати, которая будет дарована нам, когда Христос вернется, а не на благодати, которую мы уже получили? Я не могу быть догматиком, но я думаю, это потому, что его читатели проходили тяжелые испытания. Петр говорит им: «Вы уже вкусили спасения Божия во Христе, но еще ничего не видели! Просто выдержите испытания и сосредоточьтесь на том факте, что Бог благословит вас сверх того, что вы можете себе представить, не на основании того, что вы заслуживаете, а на основании Его незаслуженной милости!» Эта будущая благодать должна побуждать нас жить святой жизнью прямо сейчас, как бы мы ни страдали.
Таким образом, первым аспектом развития святой жизни является сосредоточение внимания на пришествии Христа, бдительность в наших мыслях, движимая Божьей благодатью.
2.
Чтобы быть святыми людьми, мы должны быть послушны Отцу во всей жизни (1:14, 15б).Такое послушание включает в себя три вещи:
A. Мы должны порвать со своим прошлым образом жизни.
«Не сообразуйтесь с прежними похотями, которые были в вашем неведении» (1:14). Слово «сообразоваться» используется в Новом Завете только один раз, Павлом в Послании к Римлянам 12:2: «И не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего [вот снова это понятие!] дабы вы могли испытать, какова воля Божья, которая блага, угодна и совершенна». Филипс перефразирует это: «Не позволяйте окружающему миру втиснуть вас в свою собственную форму, но позвольте Богу переформировать ваш разум изнутри…»
Наш прошлый образ жизни был отмечен стремлением удовлетворить эгоистичные желания. Слово «похоть» (1 Пет. 1:14) относится не только к сексуальной похоти, но и ко «всем видам своекорыстия, направленным к богатству, власти или удовольствиям» (Михаилс, стр. 57). Он выявляет сильное эмоциональное напряжение искушения и греха. Эти похоти полностью господствуют над неверующими, потому что они не знают Бога, Его святости и благодати, открытых в Его Слове. Но как христиане, возрастающие в нашем познании Бога, мы не должны подчиняться эгоистичным желаниям. Мы порываем с эгоцентричной жизнью, которая отличала нас до того, как мы встретили Христа, и теперь живем под Его властью и для Его целей.
Я думаю, это во многом объясняет поверхностное христианство наших дней. Люди «приглашают Иисуса в свое сердце», потому что им говорят, что Он даст им жизнь с избытком. Если им нравится то, что Иисус делает для них, если они чувствуют, что их жизнь стала счастливее, чем раньше, они позволят Иисусу «остаться на своем посту». Но они никогда не расставались со своей прошлой жизнью. Они никогда не каялись в грехах и не уступали Христу как Господу. Они по-прежнему живут своей собственной жизнью, живя теми же эгоистичными желаниями, ради которых жили раньше. Единственная разница в том, что теперь они пытаются «использовать Иисуса» для исполнения эгоистичных желаний. Это не спасительная вера. Спасительная вера предполагает покаяние. Он порывает с прошлым образом жизни и стремится следовать за Иисусом как за Господом.
B. Мы должны выработать привычку к послушанию.
«Как послушные дети» (1:14) — еврейское выражение, означающее «отличающиеся послушанием» или «привычным послушанием». Подразумевается, что Бог — это наш Небесный Отец, которому мы повинуемся. Его Слово говорит нам, как Он хочет, чтобы мы жили. Мы должны повиноваться Богу как условный ответ. Такое послушание не является законничеством, а скорее должно характеризовать тех, кто находится под благодатью. Петр цитирует из Закона (Лев. 19:2) и применяет его непосредственно к своим читателям под благодатью: «Будьте святы, ибо Я свят». Мы не подчиняемся церемониальным или гражданским законам Израиля. Но Божий нравственный закон проистекает из Его святой природы и так же применим по благодати, как и по закону (см. 1 Кор. 9).:21). Как Божьи дети, мы должны привыкнуть спрашивать: «Что говорит Божье Слово?» Тогда мы подчиняемся ему.
C. Мы должны стереть различие между священным и светским.
«Будьте святы во всех поступках ваших» (1:15б). Слово «поведение» — еще одно любимое слово Петра (6 из 13 употреблений в Новом Завете находятся в 1 Петра, еще два — во 2 Петра). Это относится к поведению или тому, что мы бы назвали «образом жизни». То, что здесь Петр связывает «святость» с «поведением» и добавляет слово «все», важно, поскольку многие языческие религии того времени отделяли «культовую святость» от повседневной жизни. Петр говорит, что наше отделение для Бога должно затронуть все сферы жизни, как частные, так и общественные. Нет такой вещи, как мирская жизнь, которая не была бы священной для христианина.
Дж. И. Пэкер в своей превосходной книге В поисках благочестия [Перекрёсток] с подзаголовком «Пуританское видение христианской жизни» отмечает, что пуритане проделали хорошую работу по интеграции своего христианства во все аспекты жизни. жизни, от самых интимных аспектов супружеской жизни до самых публичных аспектов политической и общественной жизни. Он пишет (стр. 23-24): «Для них не было разделения между священным и мирским; все творение, что касается их, было священно, и всякая деятельность, какого бы рода она ни была, должна быть освящена, то есть совершаться во славу Божию».
Такой интегрированный образ жизни избавляет от лицемерия. Нет ничего, что отталкивает людей больше, чем видеть кого-то, кто называет себя христианином, но чей образ жизни отрицает это. Дети читают это громко и ясно в своих родителях. Это не значит, что вы должны быть идеальными. Это означает, что вы живете честно, исповедуя грех, когда вы ошибаетесь, делая свое христианство практичным во всех аспектах жизни. Мы — единственная «Библия», которую когда-либо будут читать многие неверующие. Как мы можем многое узнать об отце, наблюдая за его детьми, так и мир узнает о нашем Небесном Отце, наблюдая за Его детьми. Это означает, что мы должны научиться слушаться нашего Отца во всей жизни.
Таким образом, чтобы быть святыми людьми, мы должны быть сосредоточены на пришествии Христа и быть послушными во всей жизни.
3. Чтобы быть святыми людьми, мы должны возрастать в нашем личном познании святости Бога (1:15, 16).
«Как Святый, призвавший тебя» и «Будешь свят, ибо Я свят» подразумевают, что мы что-то знаем о том, кто такой этот Святой Бог. Христианская жизнь – это процесс возрастания в познании Бога, как Он явил Себя в Писании. Это знание о Святом оказывает преображающее воздействие на нашу жизнь. Мы никогда не сможем быть настолько святы, насколько свят Бог, поскольку такая абсолютная святость принадлежит только Богу. Но мы можем и должны возрастать в личной святости по мере того, как мы возрастаем в познании нашего Святого Бога.
Как Стивен Чарнок в своей классической работе Существование и атрибуты Бога ([Бейкер], 2:112), так и совсем недавно Р. К. Спроул в своей работе Святость Бога ([Тиндейл], с. 40), отмечают, что ни один другой атрибут Бога не возводится в третью степень. Библия никогда не говорит о Боге: «Вечный, вечный, вечный», или «Любовь, любовь, любовь», или «Милость, милость, милость». Но там сказано: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3).
Мы немного легкомысленны и неглубоки в наших знаниях о Боге в наши дни. Многие христиане говорят о Боге, не опасаясь ужаса Его абсолютной святости. Джон Макартур рассказывает об известном харизматичном пасторе, который рассказал ему, что иногда по утрам, когда он бреется, Иисус заходит к нему в ванную и обнимает его, и они разговаривают. Мне нравится недоверчивый ответ Джона: «И ты продолжаешь бриться?!» Каждый раз, когда в Библии кто-то мельком видит Христа в Его воскресшей славе, человек падает ниц!
Исаии было видение Бога на Его престоле с ангелами, восклицающими: «Свят, свят, свят». Как отмечают и А. В. Тозер ( The Knowledge of the Holy [Harper & Row], стр. 110), и Спроул (стр. 41-44), это был эмоционально жестокий, личностно дезинтегрирующий опыт. Спроул пишет (стр. 45): «В мгновение ока у Исайи появилось новое и радикальное понимание греха. Он видел, что это было всепроникающим, в нем самом и во всех остальных». В какой бы степени мы ни познали святость Бога, мы в равной степени обретем понимание масштабов нашего греха. В то же время мы будем упиваться удивительной благодатью Бога, спасшего нас через крест Иисуса Христа. Это знание сделает нас более святыми во всем нашем поведении.
Заключение
Сегодня я, вероятно, обращаюсь к тем, кого Бог призывает покаяться в грехах и довериться Иисусу Христу как Спасителю и Господу. Я могу говорить с другими, которые внешне имитируют христианскую жизнь, но внутри вы не живете в святости. Вы не имеете дело с грехом в своей мыслительной жизни. Это только вопрос времени, пока вы не упадете внешне. Возможно, я говорю с другими, кто пал внешне. Ваша жизнь неправильна перед Богом, даже если вы утверждаете, что знаете Христа как Спасителя.
Решение для всех одно: обратиться к Богу от своего греха и обратиться к Нему за чистой совестью и послушным сердцем, основанным на пролитой за вас крови Иисуса Христа. Послушайте, что Бог говорит в Исаии 57:15: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, Живущий во веки веков, Которого имя Святое: Я живу на высоте высоты и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных». Это хорошая новость! Бог, хотя Он и святой и возвышенный, снисходит до того, чтобы обитать с теми, кто смиряется перед Ним! Подобно отцу блудного сына, Бог радостно приветствует всех, кто к Нему обращается!
Леонард Равенхилл написал (источник неизвестен): «Величайшее чудо, которое Бог может сотворить сегодня, — это забрать нечестивого человека из нечестивого мира, сделать этого человека святым, вернуть его в этот нечестивый мир и сохранить его святым в это.» Он делает это, когда мы сосредотачиваемся на пришествии Христа, когда мы послушны во всей жизни и когда мы возрастаем в нашем личном познании Божьей святости.
Вопросы для обсуждения
- Каковы некоторые практические способы развития жизни со святыми мыслями?
- Противостоит ли Божья благодать человеческим усилиям в вопросе возрастания в святости или сочетается с ними? Приведите библейские свидетельства.
- Законнически ли повиноваться Богу, даже если нам этого не хочется? Почему, почему нет?
- Должна ли святость Божия вызывать в нас страх? Как мы можем быть близки с таким Святым Богом?
Copyright 1992, Стивен Дж. Коул, Все права защищены.
Если не указано иное, все цитаты из Священных Писаний взяты из Новой американской стандартной Библии, © The Lockman Foundation
Связанные темы: Характер Бога, Ученичество, Эсхатология (будущие события), Освящение, Духовная жизнь
Деяния 2-11: Петр. Преобразование обычной жизни
Думали ли вы о том, что делает Святой Дух, чтобы преобразить вашу жизнь, чтобы она стала похожей на жизнь Христа? Вы уникальное творение Бога с определенными чертами, которые Он хотел, чтобы вы имели. Что Дух делает с ними? Что Он хранит? Что Он изменяет? Один из лучших способов ответить на эти вопросы — взглянуть на жизнь апостолов Иисуса, особенно на жизнь Петра, чтобы увидеть, как Дух преображает обычную жизнь. Питер был обычным человеком, как и мы с вами. Это пост №6 из серии «Радикальные акты». В этом посте мы рассмотрим свидетельства из Деяний 2-11, чтобы увидеть, что Дух усилил некоторые из хороших качеств Петра, перенаправил другие, которые были направлены не в ту сторону, и постепенно удалил то, что плохо представляло Христа.
Слушайте этот пост как аналогичный подкаст из нашего Радикального изучения Библии Деяний , посвященного книге Деяний в Новом Завете. (11 уроков)
Во что верили апостолы
Подобно силе вулкана, извергающего огненную лаву, сила Божья излилась на последователей Иисуса, собравшихся в Иерусалиме в день Пятидесятницы около 33 г. н.э. Родившиеся в этот день было радикально новое творение на земле, никогда не существовавшее прежде — Церковь, рожденная не природной силой, а сверхъестественной силой. И сила, стоящая за его существованием, — это Святой Дух, который является радикальным благословением для каждого верующего и всего мира, оказывая глубокое и далеко идущее воздействие.
Жизнь апостолов изменилась. Они были абсолютно убеждены, что Бог суверенен. Они верили, что Иисус был Божьим Сыном и планом все изменить. Они верили, что Он всезнающий, поэтому Он уже знал об их нуждах. Они доверяли Иисусу в принятии решений в своей жизни. Возможно, они предпочитали комфортную жизнь и свободу от преследований, но их убеждения заставляли их стоять за Христа. Даже враждебное преследование не могло сбить их с этой позиции.
Что удивительно, так это то, что апостолы и другие верующие в Иерусалиме были готовы повиноваться Богу, невзирая на последствия. Их бросили в тюрьму, им угрожали, оскорбляли и ложно обвиняли. Но Христос сказал им свидетельствовать о Нем, и они послушались. Они молились, чтобы Бог продолжал творить Свои чудеса, что, безусловно, привлекло бы к ним больше внимания и дало бы им возможность смело говорить. Они доверили свои заботы Богу и молились о том, чтобы Он дал им все необходимое для выполнения Его работы. Они просили смелости. Бог наполнил их Святым Духом, чтобы дать им то, в чем они нуждались для выполнения Его работы.
Как изменился Христос в жизни этих апостолов!
- В Евангелиях спорили о том, кто будет самым большим в царстве (Луки 9:46-48). В Деяниях они были едины сердцем, разумом и душой (Деяния 4:32).
- Иисус упрекнул их за то, что они хотели послать людей за пищей (Луки 9:12-13). В Деяниях они охотно делились всем, что у них было (Деяния 4:32-35).
- При аресте и распятии Иисуса они бросили Его и бежали (Матфея 26:56). В Деяниях они дерзки и противостоят тем, кто убил Иисуса (Деяния 5:29)., 41-42).
Знание Иисуса и переживание преображающей силы Святого Духа изменили ситуацию. У Питера было место в первом ряду. Его жизнь — это особый пример того, что преобразующая сила Святого Духа может сделать с любым мужчиной или женщиной, которые уступят Ему.
Петр «до» Пятидесятницы
Мы можем получить представление о жизнерадостном характере Петра из Евангелий. Он не был высокообразованным академиком, а был обычным парнем, рабочим и владельцем бизнеса. Хотя он знал Иисуса, в нем еще не было внутреннего Духа. Какая разница!
В 1-й главе Иоанна, когда Андрей впервые привел своего брата Симона к Иисусу, он казался кем угодно, только не многообещающим духовным лидером. Но Иисус сразу же дал ему новое имя — Петр. Мы будем использовать его с этого момента.
Давайте посмотрим на черты Петра до Христа. Во-первых, его хорошие черты.
Хорошие качества Петра
Когда вы читаете Евангелия, вы можете увидеть, что Петр был открытым сердцем, верным и одаренным словом . Посмотрите на эти примеры:
(1) Когда Иисус спросил: «За кого вы почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты Христос, сын Бога живого». Свидетельство Петра о личности Иисуса было самым ясным в тот момент жизни Господа (от Матфея 16:16). Вербально одаренный.
(2) Когда Иисус подчеркнул беду, с которой столкнутся Его последователи, многие отступили. Иисус повернулся к 12 и спросил: «Вы тоже не хотите уйти, не так ли?» Петр ответил: «Господи, к кому нам идти? У тебя есть слова вечной жизни. Веруем и знаем, что Ты Святый Божий» (Иоанна 6:66-69). Лояльность — это отличное качество, как и открытость.
(3) Даже в горнице, после того как Иисус предупредил их о предстоящей беде и о том, что они покинут его, Петр хвастался: «Даже если все и отпадут из-за вас, не отступлюсь» (Мф. 26:31). -33). Верный.
Но мы также можем увидеть его не очень хорошие черты.
Не очень хорошие черты Питера
Питер также был импульсивным, безвольным и пугливым. Посмотрите на эти примеры:
(1) Когда Петр увидел Иисуса, идущего по воде, он спросил, может ли он сделать то же самое. Иисус сказал «да», поэтому Петр выпрыгнул из лодки, испугался и начал тонуть (Матфея 14:28-30). Импульсивный. Страшный.
(2) Увидев славу Иисуса на горе, Петр импульсивным ответом было построить три кущи тут же (Матфея 17:4). Ответом Бога было то, что он должен был слушать Иисуса.
(3) После своего великого исповедания Иисуса как Христа Петр продолжает говорить Иисусу, что делать, чтобы избежать Его смерти. Он говорит: «Никогда, Господи. Этого никогда не случится с тобой». Иисус дал ему самый строгий упрек, который Он дал кому-либо, кроме Иуды и фарисеев, назвав его сатаной и упрекнув его за то, что он имеет в виду не то, что от Бога, но то, что человеческое (Матфея 16:22-23).
(4) При аресте Иисуса Петр импульсивно отрезает слуге ухо, как будто это принесет какую-то пользу (Иоанна 18:10).
(5) Вдали от Господа Петр не смог сдержать свое обещание. После ареста Иисуса Петр сдался под давлением и отрекся от Господа, которого любил. Его тяга к разговору не позволяла ему молчать, даже когда он общался со своими врагами (Матфея 26:69-70). Безвольный и боязливый.
Но Иисус всегда знал, что Петр будет лидером людей. Когда Иисус пророчески дал ему имя Петр, Иисус назвал его не за то, что он было , но по милости Божьей то, что он хотел, чтобы стало . Имя «Питер» означает рок или рок-человек. То, что мы считаем нестабильным, превратится в кого-то стабильного. Петр станет рок-человеком для Церкви.
Петр «после» Пятидесятницы
Когда вы изучаете Деяния 2-6, становится очевидным, что Петр стал сильным, когда он пережил крещение Духом и впоследствии был исполнен Святым Духом. Перемена, произошедшая в жизни Петра, не устранила его темперамент, а видоизменила его. После исполнения Святым Духом динамичные, привлекательные, магнетические характеристики Петра все еще очевидны. Но немощи преображаются, и в преображении прославляется Бог.
(1) В день Пятидесятницы (Деяния 2), словесно одаренный Петр произнес проповедь, которая является шедевром и не может быть объяснена только тем фактом, что он общался с Иисусом в течение трех лет. Его проповедь была посланием Бога через орудие Петра, классический пример того, как Бог хочет использовать мужчин и женщин сегодня. Спотыкающийся, непоследовательный, эмоционально неустойчивый Петр превратился в управляемого Духом, смелого проповедника евангелия. Он больше не был полон «я», но был полон Иисуса.
(2) В своей верности Иисусу Петр был гибок и готов делать все, что повелел ему Святой Дух. Он остановился и исцелил хромого и отдал всю славу Господу Иисусу (Деяния 3). Ведомый Святым Духом, Петр воспользовался возможностью проповедовать собравшейся толпе. Многие поверили.
(3) Под давлением допросов со стороны религиозных авторитетов (Деяния 4), которых он, вероятно, высоко ценил всю свою жизнь, разум Петра был ясен, как колокол, когда Святой Дух дал ему мудрость и эмоциональный контроль. Петр смело ответили на их обвинения, признав Иисуса и воздав Ему всю славу. Он поддался контролю Святого Духа над своими словами и мыслями, что позволило ему преодолеть любой страх. Он сказал им это:
Судите сами, правильно ли в глазах Бога повиноваться вам, а не Богу. Ибо мы не можем не говорить о том, что видели и слышали. (Деяния 4:19)
Когда Петр снова предстал перед советом (Деяния 5) и получил упрек за попытку сделать их виновными в крови Иисуса и велел прекратить проповедовать Иисуса, Петра смело ответил,
Мы должны повиноваться Богу, а не людям! (Деяния 5:29)
(4) Четвертая перемена – радость во время испытания. Реакция Петра на жестокое избиение чиновниками Синедриона противоположна тому, что мы от него ожидаем. Он и другие апостолы возрадовались , потому что он «удостоился понести бесчестие за имя» (Деяния 5:41). Эта реакция свидетельствует о трансформации Духа.
(5) Затем пришло время для еще одной трансформации. Подобно Павлу, Петру нужно было дать задание переосмыслить Божью цель для язычников в Его плане спасения. Был ли он готов? Так думал Бог. Мы видим, как это разворачивается в Деяниях, главах 10 и 11.
Готовься наставлениями, учись на опыте
Божий метод обучения выглядит следующим образом: 1) готовься наставлениями и 2) учись на опыте. Готовьтесь по наставлению — вот чему мы учимся из Его Слова. Учиться на собственном опыте — это проверка того, поняли ли вы то, чему научились. И то, и другое может стать неожиданностью. Вот что случилось с Питером.
Петр вырос, изучая еврейский закон как Слово Божье и соблюдая его. Диетический закон особенно отличал хорошего еврея от неверного еврея или язычника. Бог говорил с Петром в видении и учил его чему-то новому (Деяния 10). Он мог есть любую пищу, которую создал Бог. Ничто больше не было нечистым. Божье послание также касалось людей, особенно язычников, которым нужно было познать Христа.
Затем Петр прошел испытание (Деяния 11). Бог послал приглашение через язычника, который хотел услышать Евангелие. Когда он прибыл в дом язычника вместе с братьями-христианами в качестве свидетелей, Петр послушно поделился евангельской вестью со всей группой. Они поверили сообщению. И Бог подтвердил их веру крещением Духом (Деяния 2), которое, по признанию всех свидетелей, было таким же, как и еврейские верующие в день Пятидесятницы. Свидетели видели, как это произошло прямо на их глазах.
Через несколько дней другие апостолы упрекнули Петра в том, что он пошел в дом к язычнику и проповедовал им Евангелие. Петр уверенно заявил,
Кто я такой, чтобы думать, что я могу противостоять Богу? (Деяния 11:17)
Петр прошел испытание. Питер усвоил урок. Святой Дух изменил жизнь Петра. И Божий план продвигался вперед более удивительными способами и быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Это была обычная жизнь, преображенная Богом.
Преобразование обычной жизни
Очень часто мы смотрим вокруг на то, что делают все наши друзья, и у нас возникает соблазн подумать: «Я ничего не достигаю». Сообщение, передаваемое социальными сетями, особенно и даже в новостях, заключается в том, что быть обычным нехорошо. Если вы не создали некоммерческую организацию для спасения мира или не опубликовали бестселлер, вы ничего не добились. Кажется, что это все время «в вашем лице».
Но мы можем посмотреть на, казалось бы, обычную жизнь Петра и увидеть, что она была очень ценна для Бога. Его ценность заключалась не в том, что он был сверхобразованным, богатым, красивым или звездным спортсменом древнего Израиля. Петр был обычным человеком, который знал свои слабости и уступил преобразующей силе Духа, чтобы делать все, что Иисус хотел, чтобы он делал и кем был. Он знал, что Спаситель очень любит его.
Бог создал Петра верным, открытым сердцем и одаренным словом . Он использовал именно эти черты, чтобы распространять Свою евангельскую весть. Он преобразовал импульсивность, боязливость и склонность Петра к слабоволию в тщательное искание руководства от Господа, доверие Господу и смелость делать то, о чем просил его Христос. Он может сделать то же самое для вас.
Когда Иисус поручил Своим последователям ходить повсюду и подготавливать учеников в Матфея 28:19, это заявление было дано обычным, повседневным женщинам и мужчинам, таким как мы с вами. Никто из них не был рукоположенным проповедником, наемным служителем церкви или руководителем миссионерской организации. Некоторые совершали необычайные поступки, о которых написано в книге Деяний. Другие просто «провозглашали благую весть слова», куда бы они ни пошли. Безымянный. Обычный. Но они рассказывали об Иисусе своим семьям, друзьям и соседям в контексте своей обычной повседневной жизни. Они позволили Святому Духу превратить их в последователей Христа, которые походили на Христа больше, чем на самих себя. Они осмелились отличаться от своего мира. И Бог благословил это. Это нормально быть обычным.
Бога привлекает слабость. Он не может устоять перед теми, кто смиренно и честно признается, как отчаянно нуждается в Нем. На самом деле наша слабость освобождает место для Его силы. (Джим Саймбала, Свежий ветер, Свежий огонь)
Наша готовность позволить Духу контролировать и преобразовывать нас требует от нас признания того, что мы слабы, чтобы сделать что-либо, имеющее духовное значение, самостоятельно. Затем Он берет на себя и использует все дары, которые Он дал нам, для славы Божьей. Бог неожиданностей принимает повседневных обычных людей, таких как я и такие же, как вы. Он работает через наши слабости, заставляет нас больше доверять Ему и удивляет нас дарами из неожиданных источников. Бог использует обычное и неожиданное для достижения Своих целей.