Изис богиня: Исида Египетская Богиня Плодородия и Здоровья

ИСИДА

древнеегип. богиня, одна из центральных фигур пантеона. Входила в состав гелиопольской Эннеады — Девятки главных богов. Этимология имени И. неясна. Согласно наиболее распространенной гипотезе, предложенной нем. египтологом К. Зете, имя И. истолковывается так же, как иероглиф,- «место» или «трон», персонификацией которого является богиня. Однако против этой гипотезы свидетельствует тот факт, что связь И. с троном почти не отражена в текстах.

И.- героиня неск. мифов, главный из них, осирический мир, сохранился в основном благодаря греч. авторам Плутарху и Диодору Сицилийскому. Согласно мифической генеалогии, И. была дочерью Нут (богини неба) и Геба (бога земли), сестрой Осириса, Сета и Нефтиды. Став супругой своего брата Осириса, она на короткий срок возродила мужа к жизни, после того как Сет, претендовавший на власть над Египтом, где царствовал Осирис, обманул и убил брата и разбросал его останки по всей стране. И. собрала их и магическим образом воссоединила, а затем зачала от Осириса сына Гора, к-рому было суждено победить Сета, отомстить за отца и принять власть над Египтом.

И. вырастила Гора втайне от Сета в болотах дельты Нила и помогла ему победить на суде богов, решавших, кто будет править Египтом — брат или сын Осириса. Плутарх в основном воспроизводит событийную канву мифа, а Диодор Сицилийский делает акцент на культуртрегерских функциях И. и Осириса, сообщая, что И. нашла зерна пшеницы и ячменя, а Осирис придумал способ их обработки. Согласно Диодору, И. также учредила культ Осириса во всех егип. номах: она изготовила антропоморфные изваяния Осириса для каждой найденной части его тела и втайне сообщила жрецам каждого нома, что именно у них она погребает супруга. Так традиция объясняла существование культовых центров Осириса (Осирейонов) в разных номах.

В егип. источниках связное изложение мифа об Осирисе отсутствует, содержатся лишь обрывочные сведения о различных обстоятельствах, сопровождавших гибель Осириса, о поисках И. и ее роли в борьбе между Гором и Сетом. Из надписей на магических стелах известно, что после гибели Осириса И. и Нефтида ткали для него саван в уделе Сета.

Затем И. в сопровождении 7 волшебных скорпионов тайно отправилась в Н. Египет. Ей отказала в приюте богатая женщина, и богиня остановилась в доме бедной. Один из скорпионов ужалил сына богатой женщины, и та молилась И. о помощи. И. исцелила ее сына, и мать щедро наградила целительницу. Это один из вариантов мифа, лежавшего в основе представлений о магической силе И.

В повести о тяжбе Гора и Сета (папирус Честер-Битти I) сообщается о борьбе Гора за престол его отца Осириса. И. приняла сторону сына и способствовала тому, чтобы он получил в наследство престол Осириса: И. неск. раз обманывает Сета и даже заставляет его признать несправедливость собственных притязаний, но на одном из этапов тяжбы дело приобретает неожиданный оборот. В ходе состязания Гор и Сет превращаются в бегемотов и, стремясь помочь сыну, И. бросает в воду гарпун, но попадает в Гора, и тот просит освободить его, ибо он ее сын. Тогда И. бросает гарпун снова и попадает в Сета, однако тот тоже молит не убивать его, ибо он ее единоутробный брат.

И. освобождает Сета, но за это разъяренный Гор отсекает ей голову. Детали этой истории источники излагают по-разному: папирус Честер-Битти I утверждает, что И. превратилась в безголовую кремневую статую, а папирус Салье IV, в к-ром сохранился эпизод того же мифа, сообщает, что И. получила взамен голову коровы. В дальнейшем, однако, Гор вновь обращается к матери за помощью и богиня продолжает действовать, словно с ней ничего не случилось.

Каждому из основных персонажей мифа — Осирису, Гору, Сету, И. и Нефтиде — был посвящен один из эпагоменальных дней егип. календаря (егип. год состоял из 12 месяцев по 30 дней, к к-рым в конце года прибавлялись 5 дополнительных дней, т. н. эпагомен). День, посвященный И., был 4-й по счету.

Сюжет об исцелении Ра, не относящийся к кругу осирических мифов, сохранился в магических текстах Нового царства (папирус Турин 1993, папирус Честер-Битти XI и др.). С целью узнать тайное имя Ра, И. сделала из земли и слюны Ра ядовитую змею, к-рая укусила солнечного бога. Страдающий Ра попросил И. его исцелить. Богиня потребовала, чтобы Ра открыл ей свое тайное имя, и лишь затем его исцелила.

И. фигурировала во множестве египетских магических и медицинских текстов. Магическое оживление Осириса и защита Гора упоминаются в них как подтверждение могущества И. Она охраняла детей, подобно тому как охраняла собственного сына, и помогала больным победить болезнь, подобно тому как излечила Гора. Считалось, что И. спасала при отравлении ядами, боли в животе, ожогах, головной боли, помогала женщинам во время родов. Подтверждение этому содержится, в частности, в папирусе Весткар: в сказке «Фараон Хуфу и чародеи» И. присутствует при рождении 3 младенцев, к-рым суждено стать фараонами, и дает им имена. Магическая сила И. спасала от ночных кошмаров и защищала от крокодилов, скорпионов, Апопа и Сета. Нек-рые магические формулы вкладывались в уста И. Так, в конце новоегип. заклинания против укуса скорпиона следует пояснение: «Это Исида говорит это, повторяет это».

И. была одним из важнейших персонажей египетского погребального ритуала: в процессе бальзамирования она вместе с Нефтидой оплакивала умершего, отождествлявшегося с Осирисом, и способствовала его оживлению путем воссоединения отдельных частей тела, она выступала в качестве его защитницы, участвовала в ритуалах очищения, помогала ему в загробном странствии. И. была одной из центральных фигур в ритуале посвященных Осирису ночных богослужений. Поскольку умерший отождествлялся не только с Осирисом, но и с Гором, И. выступала в качестве его матери и кормилицы. Со времен 19-й династии (1306-1197 гг. до Р. Х.) ее стали изображать и как кормилицу фараона.

Как богиня-мать и богиня — царственная супруга И. в различных егип. текстах отождествляется с др. егип. богинями, которые могли выступать в схожих функциях: Сотис (звезда Сириус), Иментет (персонификация Запада), Селкет, Сохмет, Бастет, Хатхор, Мут, Нут, Уаджит. В качестве матери Гора И. также становится матерью земного царя. Кроме того, она иногда отождествлялась с уреем и могла выступать в качестве Ока Ра. И. и Нефтида могли отождествляться с 2 перьями короны.

Первые упоминания И. восходят к Раннему царству (1-2-я династии, XXXI-XXVIII вв. до Р. Х.): имя И. упоминалось в составе личного имени «Сын Исиды». В эпоху Старого царства (3-8-я династии, XXVIII — нач. XXII в. до Р. Х.) ее имя ок. 70 раз встречается в Текстах пирамид, но от этого периода не сохранилось ни одного изображения богини. Местом ее рождения Тексты пирамид называют г. Нечеру в 12-м нижнеегип. номе (не найден), со времен Среднего царства (11-12-я династии, кон. XXI — нач. XVII в. до Р. Х.) он становится ее культовым центром. Единственное документированное свидетельство культа И. в эпоху Старого царства — жреческий титул «жрец Исиды и Хатхор» — зафиксировано в Кусах при 6-й династии (2433-2245 гг. до Р. Х.). В эпоху Среднего царства значение И. растет: так, в 148-м заклинании Текстов саркофагов она характеризуется как «действенная и значимая более, чем (прочие) боги», у нее появляется эпитет «Владычица неба». Рост почитания И.

по всему Египту наблюдался в период Рамессидов (19-20-я династии, 1306 — ок. 1075 г. до Р. Х.): это время строительства и расширения мн. храмов и святилищ, учреждения новых культов И. Популярность И. возрастает в I тыс. до Р. Х.: увеличивается число личных имен, дававшихся в честь И., изображений И. с младенцем Гором у груди, упоминаний И. в магических текстах. В магических ритуалах использовались статуэтки И., к-рые сохранились в большом количестве. Первое скульптурное изображение И., кормящей грудью младенца Гора, дошло от эпохи Среднего царства (бронзовая статуэтка Berlin 14078). В Поздний период подобные скульптурные изображения И. приобрели большое распространение.

Чаще всего И. изображалась в образе женщины со знаком трона на голове. В антропоморфном облике она выступала как супруга Осириса и мать Гора, но в ряде проч. функций приобретала зооморфные черты: в качестве плакальщиц И. и ее сестра Нефтида часто изображались в виде птиц (с криком к-рых ассоциировались ритуальные причитания по умершему), известно также отождествление И.

со змеей, а в позднее время ее иногда изображали в виде скорпиона (в связи с ее ролью в магических текстах, уберегающих от ядовитых укусов), самки бегемота и даже дерева.

Атрибутами И. были скипетр-уас, а также папирусовидный скипетр и знак жизни «анх». Со времен Нового царства (1539-1077 гг. до Р. Х.) И. изображали с рогами коровы, между к-рыми вписан солнечный диск — этот головной убор был заимствован у богини неба, супруги Гора Хатхор. От нее же к И. перешел древнеегип. муз. инструмент систр, к-рый в эпоху эллинизма стал популярным атрибутом И. во всем Средиземноморье. Богатый изобразительный материал для изучения иконографии И. содержится в святилище И. в храме Сети I (1304-1290 гг. до Р. Х.) в Абидосе, где богиня представлена в различных головных уборах и одеяниях. Сохранились остатки нескольких храмов И. фараоновского и птолемеевского времени. Известны остатки храма И. на о-ве Бухен, сооруженного Яхмосом I. Действующий с Нового царства храм И., владычицы пирамид, стал центром религ.

жизни в Гизе в I тыс. до Р. Х. Строительство храма И. в Бебит-эль-Хагаре в Дельте было начато Нектанебом I и Нектанебом II (30-я династия, 380-343 гг. до Р. Х.) и продолжено при Птолемеях. Сохранился птолемеевский храм И. на о-ве Филе (к югу от Асуана), строительство к-рого было начато в период правления Птолемея II и закончено в рим. время. На стенах храма сохранились сакральные тексты, посвященные И. Культ И. на о-ве Филе сохранялся до 50-х гг. VI в. по Р. Х., затем был запрещен по распоряжению Юстиниана I.

Распространение культа И. в Вост. Средиземноморье (в Палестине, на островах Эгейского м. и в материковой Греции) началось в доэллинистический период. Первые свидетельства культа И. в Аттике относятся ко 2-й пол. IV в. до Р. Х. Еще до завоевания Египта Александром Великим египтяне, жившие в афинском порту — Пирее, построили храм И. (упом. в декрете 333 г. до Р. Х.). В эллинистический период И. стала центральной богиней егип. пантеона, ее культ распространился за пределы Египта.

Из всех егип. богов наибольшую популярность в эллинистическом и рим. Средиземноморье получили И., Гарпократ (Гор-ребенок), Анубис и Серапис. Серапис фактически занял место Осириса в качестве пары И. Известным центром почитания И. стал Делос, один из крупнейших торговых портов Эгейского м. В III-II вв. до Р. Х. егип. божества имели почитателей не только на островах Эгейского м. и в портовых городах, но и в глубине материковой Греции и М. Азии.

В период эллинизма культ И. претерпел значительную трансформацию. Она становится вселенской богиней, покровительницей жен. начала, символом супружеской верности и семейных добродетелей. Кроме того, ее считали владычицей судьбы. Меняется ее иконография. Наряду с фронтальными изображениями И. в облегающем платье и с егип. символами в руках появляются изображения в греч. хитоне, гиматии, с пышной прической. И. продолжают изображать матерью, кормящей грудью младенца Гарпократа, но по сравнению с эпохой фараонов в более свободной манере.

Представления об И. в эпоху Птолемеев отчасти известны благодаря т. н. архиву Гора — открытому в 1965 г. в Саккаре собранию демотических остраконов егип. писца и жреца Гора, современника Птолемея VI Филометра. Среди текстов архива сохранились молитвы к И., записи снов, в к-рых жрец видел И. От эллинистического периода сохранилось 6 греч. ареталогий И., их корни, по мнению нек-рых исследователей, уходят в егип. демотическую традицию. Одна из ареталогий сохранилась в изложении Диодора Сицилийского (Историческая библиотека. I 27). По словам Диодора, она была переведена с егип. оригинала. В ареталогиях И. представлена не только как защитница царя, но и как покровительница всего человеческого рода. В эллинистических гимнах И.- учредительница законов, ремесел, создательница плодов земледелия, космическая богиня и избавительница от земных невзгод. В ряде греч. городов рабы при освобождении посвящались И. и Серапису. Роль И. как покровительницы вольноотпущенников засвидетельствована и в рим. время. Однако функции, к-рыми И. наделялась в егип. представлениях о загробной жизни, не нашли отражения в греч. традиции. В птолемеевский период в И. сливаются образы егип. (Рененутеты) и греч. (Деметры) покровительниц плодородия. И. также сближается с Афродитой — покровительницей жен. начала, с Тюхе — богиней судьбы, с Немесидой, Артемидой и Гекатой. В гимнах И. мн. греч. и вост. жен. божества объявляются эпиклезами И. В Оксиринхском папирусе № 1340 перечисление имен и свойств, к-рыми наделялась И. в Египте и за его пределами, занимает 119 строк. Исключительное положение И. среди др. божеств подчеркивалось эпитетом «единственная», а ассимиляция др. богинь — эпитетами «многоименная» и «неисчислимая именами». В позднеантичной традиции миф об И. и Осирисе неоднократно подвергался реинтерпретации. В нек-рых версиях И. отправляется на поиск своего сына Гарпократа, а не Осириса.

Культ И. быстро проник и в зап. часть эллинистического мира, он установился на Сицилии, Сардинии и в Италии. В кон. II в. до Р. Х. в Помпеях построили храм И. В 1-й четв. I в. до Р. Х. культ И. был уже развит в портовых городах (Путеолы, Помпеи и Остия), в Риме же существовала коллегия жрецов-пастофоров, почитавших егип. богов. Развитию егип. культов в Риме способствовали связи с Делосом. В 43 г. до Р. Х. Второй Триумвират одобрил строительство храма И. в Риме, но в 28 и 21 гг. до Р. Х. имп. Август Октавиан пытался запретить в Риме ее культ, в 19 г. по Р. Х. имп. Тиберий распорядился изгнать из Рима иудеев и почитателей И. Конец гонениям положило объявление культа И. государственным (лат. sacrum publicum) в конце правления Калигулы или в начале правления Клавдия.

Одной из форм отправления культа И. были мистерии, восходящие, по мнению нек-рых совр. исследователей, скорее к греческой, нежели к егип. культовой традиции. Античные авторы сравнивают мистерии И. с дионисийскими и элевсинскими таинствами. По сообщениям рим. авторов, таинства И. имели эротический характер (Овидий. Наука любви. I 77). Сведения о культе И. в Риме, о подготовительных и завершающих ритуалах мистерий И. приводятся Апулеем в 11-й кн. «Метаморфоз». Согласно Апулею, И. отождествлялась с пессинунтской матерью богов, Минервой, Венерой, Дианой, Прозерпиной, Церерой, Беллоной, Гекатой и Немесидой. Культ И. был распространен по всей Римской империи, многочисленные свидетельства почитания И. дошли из Италии и большинства рим. провинций. Существует т. зр., что культ И. распространялся в провинциях в основном благодаря рим. легионерам и купцам. Миф об И. и Осирисе нашел отражение и в греч. герметической лит-ре. Влияние эллинизированного культа И. прослеживается в гностических текстах.

Лит.: Münster M. Untersuchungen zur Göttin Isis vom Alten Reich bis zum Ende des Neuen Reiches. B., 1968; Witt R. E. Isis in the Graeco-Roman World. Ithaca; N. Y., 1971; Плутарх. Об Исиде и Осирисе / Пер.: Н. Н. Трухина // ВДИ. 1977. № 3. С. 253-265; 1977. № 4. С. 229-249; Bergman J. Isis // LexÄgypt. 1980. Bd. 3. Sp. 186-203; Romano J. F. A Statuette of a Royal Mother and Child in the Brooklyn Museum // Mitteilungen des Deutschen archäol. Instituts. Abt. Kairo. 1992. Bd. 48. S. 131-143; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. I, 11-27, 43. 5-6, 44. 1, 85. 4-5, 87. 7 / Пер.: О. А. Васильевой // Древний Восток и античный мир: Тр. каф. истории древнего мира исторического фак-та МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. Вып. 3. С. 106-123; Dousa T. M. Imagining Isis: on Some Continuities and Discontinuities in the Image of Isis in Greek Isis Hymns and Demotic Texts // Acts of the 7th Intern. Conf. of Demotic Studies, Copenhagen, 23-27 August 1999. Kopenhagen, 2002. P. 149-184; Quack J. F. «Ich bin Isis, die Herrin der beiden Länder»: Versuch zum demotischen Hintergrund der memphitischen Isisaretalogie // Egypt: Temple of the Whole World: Studies in Honour of Jan Assmann / Ed. S. Meyer. Leiden, 2003. P. 319-365; Берлев О. Д., Ходжаш С. И. Скульптура древнего Египта в собрании Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Кат. М., 2004. С. 325-360; Васильева О. А. «Потерянный ребенок» Исиды: к проблеме интерпретации мифа об Исиде и Осирисе в позднеантичной традиции // ВДИ. 2009. № 1. С. 150-160; Grieshammer R., Haase M., Takacs S. A. Isis // Brill’s New Pauly: Antiquity. Brill, 2010. Brill Online. http: // www. brill. nl /publications/online-resourses [Электр. ресурс].

М. И. Соколова

Исида | это… Что такое Исида?

Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса, Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Миф об Осирисе и Исиде

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела[1]. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Миф о Ра и Исиде

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».[2]

Символы

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Центры почитания

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул. Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями с Исидой

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями[кем?] с Исидой[источник?] […]
Да не будет не знающего меня
нигде и никогда! Берегитесь,
не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я
почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и
дева. Я мать
и дочь. Я члены тела
моей матери. Я неплодность,
и есть множество ее сыновей. Я
та, чьих браков множество, и
я не была в замужестве. Я облегчающая роды
и та, что не рожала. Я
утешение в моих родовых муках. Я
новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто
породил меня. Я мать
моего отца и сестра моего
мужа, и он мой отпрыск.

(Гром. Совершенный Ум. Гимн из библиотеки Наг-Хаммади, I—III вв. н. э.)[3]

Исида в классической музыкe

Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта, ария Зарастро «O Isis und Osiris» (О вы, Изида и Осирис).

Исида в античной традиции

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам.[4] Жена Осириса.[5] Её отождествляли с Деметрой.[6][7] Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора).[8]

Отождествляется с Ио, дочерью Инаха[9], египтяне так назвали Ио.[10]

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы.[11] Поместила Сириус на голову Пса.[12] Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами.[13]

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой[14].

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды[15]. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета[источник не указан 601 день].

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:

Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери <…> — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма. [16]

Однако ряд сходств, упоминаемых Фрэзером, является спорным. Например, Фрэзер упоминает тонзуры жрецов Исиды, хотя, согласно Плутарху, жрецы Исиды полностью удаляли волосы на голове и теле.

См. также

  • 42 Изида — астероид главного пояса, открытый в 1856 году.
  • (728) Леонисида — астероид, открытый в 1911 году.
  • Разоблачённая Изида (книга) — книга Е. П. Блаватской, впервые опубликованная в 1877 году.

Библиография

  • Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. — М., 1983.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
  • Солкин В. В. Исида.// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
  • Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. — Milano, 1997.
  • Witt R. Isis in the Graeco-Roman world. — London, 1971.
  • Плутарх. Об Исиде и Осирисе

Примечания

  1. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Издательство «Петро-РИФ», 1993
  2. Тайны происхождения человеческих богов /С.  М. Брюшинкин, -М.:АСТ:Астрель, 2008 / ISBN 978-5-271-22486-7
  3. В сети встречаются многочисленные цитаты из этого гимна с неправильной датировкой — IV—III вв. до н. э. Тем не менее, для опровержения этой ошибки достаточно познакомиться с историей библиотеки Наг-Хаммади. Полный текст гимна в русском переводе можно прочесть на gumer.info
  4. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.182
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 3
  6. Геродот. История II 59
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 69, 1
  8. Гигин. Мифы 277
  9. Каллимах. Эпиграмма 18 Пейдж; Овидий. Метаморфозы IX 687
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 3
  11. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9
  12. Гигин. Астрономия II 35, 2
  13. Гигин. Астрономия II 41
  14. Апулей. Книга XI. Гл. 21-25 // Апология. Метаморфозы / пер. М. А. Кузмина. — М., 1960. — С. 308-313. (текст с сайта «Египтологический изборник»)
  15. М. А. Коростовцев. Религия Древнего Египта
  16. Фрэзер, Джеймс Джордж. Золотая ветвь. — М.: АСТ, 2010. — С. 404. — ISBN 978-5-17-062884-1

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Синонимы:

богиня, богиня-мать, звезда, изида

  • Маяк (ракета-носитель)
  • Коллоидные системы

Полезное


Исида Египетская Богиня — Иллюстрация и Vektorgrafiken

Grafiken

  • Bilder
  • FOTOS
  • GRAFIKEN
  • VEKTOREN
  • VIDEOOS

DURCERSE 2618.

Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.

Sortieren nach:

Am beliebtesten

swirl der zeit — isis египетская богиня сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Swirl der Zeit

Das alte Ägypten, sein Geheimnis, Symbole, Kunst und Architektur waren die Grundlage für dieses Gemälde eines Fantasy-Frauenporträts.

Sonnensymbol mit binären Buchstaben IO, gefunden in einem kornkreismuster — isis египетская богиня Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Kornkreismuster в графстве Хэмпшир. Ио, внутренний мир Юпитера, benannt nach einer sterblichen Priesterin von Hera, die Geliebte von Zeus wurde, der sie in eine Färse verwandelte.

ägyptische götter und göttinnen, holzstiche, veröffentlicht 1893 — isis egyptian goddess stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Ägyptische Götter und Göttinnen, Holzstiche, veröffentlicht 1893

Ägyptische Götter und Göttinnen: 1) Echnaton (Amenophis IV. ) opfert den Gott Aton. Hinter ihm seine Frau Nofretete und Prinzessinnen; 2) Амон; 3) птах; 4) Осирис; 5) Исида; 6) Сехмет; 7) Собек; 8) Хнум; 9) Ра; 10) Анубис; 11) Нефтида; 12) Гор; 13) Тот. Holzstiche, veröffentlicht 1893.

Mykonos, griechische insel und teil der kykladen, politische landkarte — isis египетская богиня сток-график, -clipart, -cartoons und -symbole

Mykonos, griechische Insel und Teil der Kykladen, политическая… Griechenlands, политическая карта. Griechische Insel in der Ägäis und Teil der Kykladen. Spitzname The Island of the Winds, bekannt als schwulenfreundliches Reiseziel mit einem pulsierenden Nachtleben.

isis göttin — isis египетская богиня stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Isis Göttin

Isis Göttin der Gesundheit, Ehe und Liebe. Isis dargestellt mit ausgestreckten Flügeln. Abbildung schwarze Linie isoliert auf weiß.

Антикварные фотографии Неапеля и Кампании: Помпеи, Храм Исиды — Исида, египетская богиня, стоковые изображения, клипарты, мультфильмы и символы

Античные фотографии Неапеля и Кампаний: Помпеи,. .. Египетский иероглиф и символ, древняя культура, знак и символ. фараон. исторический фон. — Исида египетская богиня сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Alten Ägypten Hintergrund. Ägyptische Hieroglyphe und…

set von schwarz-weiß stil der altägyptischen objekte — isis египетская богиня stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Set von Schwarz-Weiß Stil der altägyptischen Objekte

Schwarz Satz von Vektor des Warz Weiß-Stil der altägyptischen Objekte

osiris und isis — isis египетская богиня stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Osiris und Isis

Vektorillustration der Götter aus dem alten Ägypten Osiris und Isislu Reiskoralleversch

Altägyptische Götter und Göttinnen, Holzstich, Veröffentlicht 1862 -Исида Египетская Богиня Сток -Графикен, -clipart, -cartoons und -symbole

Altägyptische Götter on göttinnen, veröfentliche in nelhislither nethrither nethrither nethrishe nethrither -nethrish und ehefrau — isis египетская богиня stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Geflügelte Isis, Göttin in der altägyptischen Religion, Osiris. ..

Geflügelte Isis, Göttin in der altägyptischen Religion. Im Osiris-Mythos Lässt sie ihren Bruder und Ehemann, den göttlichen König Osiris, der von Seth getötet wurde, wieder auferstehen und zeugt und beschützt seinen Erben Horus.

ägyptisches Kreuz ikone. вектордарстелунг. — Исида египетская богиня сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Ägyptisches Kreuz Ikone. Вектордарстелунг.

isis die altägyptische göttin der fruchtbarkeit — isis egyptian goddess stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Isis die altägyptische Göttin der Fruchtbarkeit

Ägyptischer Gott und Göttin Serie, Isis, die altägyptische Göttin der Fruchtbarkeit und war auch bekannt als die Göttin der Mutterschaft, Magie, Tod, Heilung und Wiedergeburt

Остров Филе, Египет — Исида, египетская богиня, стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Остров Филе, Египет -symbole

Alt-ägyptischer Totengerichtshof, Holzstich, veröffentlicht 1862

Das Gericht der Toten — Wiegen der Seelen auf einer Waage.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *