Иван сусанин годы жизни: Иван Сусанин. Краткая биография — Русская историческая библиотека

Иван Сусанин. Краткая биография — Русская историческая библиотека

Иван Сусанин – крестьянин костромского села Домнина, прославившийся как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. Домнино принадлежало боярам Романовым, из рода которых происходил Михаил, избранный на русский трон земским собором вскоре после изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года. В момент избрания Михаил Федорович жил со своею матерью в Домнине. По преданию, в окрестности этого села пришёл польско-литовский отряд с целью убить Михаила. Поляки наткнулись на Ивана Сусанина, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдал убежища царя и был изрублен врагами. (См. также краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин».)

 

Иван Сусанин. Краткая биография. Смотреть и слушать видео

 

Долгое время единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича. Ею он даровал в 1619 году Богдану Сабинину половину деревни Деревищ за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «польские и литовские люди пытали великими немерными пытками, [спрашивая] где… великий государь Михаил Федорович…, ведая про нас и терпя пытки… про нас не сказал… и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».

Из-за скудости источников о Сусанине открыто воспевавший в своих книгах Польшу и Лжедмитрия историк Николай Костомаров стал распространять мнение о том, что подвиг Ивана был придуман. Костомаров утверждал, что источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина и что в начале 1613 года Михаил Федорович жил со своею матерью не там, а в укрепленном Ипатьевском монастыре.

Сусанин, по его мнению, был лишь «одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время».

Костомарову горячо возражали патриотические исследователи Сергей Соловьев и Михаил Погодин. С конца 1870-х и особенно в 1880-х годах, с открытием губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина. Были найдены почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, с повествованиями о подвиге мученика. В 1882 году историку Василию Самарянову на основании новых источников удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила, и он скрылся от убийц в Ипатьевском монастыре по совету Ивана Сусанина. Положения Самарянова подтвердились и позднейшими находками документов.

 

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • org/ListItem»> История России
  • Иван Сусанин. Краткая биография

Ещё по теме…

Краткая биография Ивана Сусанина | Биографии известных людей

ФИО:Сусанин Иван
Дата рождения:Середина 16 века
Место рождения:д. Деревеньки
Чем известен:Национальный герой, спасший Михаила Романова от польско-литовского отряда
Год смерти:1613

Содержание:

  • Что известно о детстве, юности и взрослой жизни
  • Подвиг, и почести после смерти
  • Семья
  • В заключение

Национальный герой Иван Сусанин прославился тем, что не выдал местонахождение царя Михаила Романова польско-литовскому отряду, за что был жестоко убит.

Уникальным является то, что подвиг по-настоящему оценили лишь через 150 лет после его совершения. С того времени и начал возводиться нерукотворный памятник идеалу самопожертвования и народной доблести, который правители страны использовали в своих интересах, исходя из политической конъюнктуры.

Иван Сусанин. худ. К. Маковский (1914)

Что известно о детстве, юности и взрослой жизни

О жизни Сусанина известно совсем немного. Родился он в 1550 или 1560-х годах, в д. Деревеньки или Деревнищи. Будучи крепостным, принадлежал дворянам Шестовым, чей вотчинный центр находился в с. Домнино, в 60 верстах от г. Костромы. Сейчас это Сусанинский район в Костромской области.

Некоторые источники указывают, что, по сравнению с односельчанами, Иван имел довольно высокий социальный статус. Он был управляющим или вотчинным старостой у Шестовых и жил при их дворе. Более поздние исследователи называли Сусанина приказчиком или посельским. В любом случае все сходятся во мнении, что он не был простым крестьянином.

Иван Сусанин. худ. М. Нестеров (1884)

Подвиг, и почести после смерти

  1. 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
  2. 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
  3. 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
  4. 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
  5. 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
  6. 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
  7. 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
  8. 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
  9. 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
  10. 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.
    И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
  11. 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
  12. 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
  13. 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
  14. 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина –  миф.
  15. 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
  16. 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
  17. 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
  18. 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.

Семья

О семье известно совсем мало и то на основании косвенных выводов. Из-за того, что в царской грамоте 1619 года говорится о зяте, можно понять, что у Сусанина была дочь. Известно и ее имя – Антонина, а также то, что у нее с мужем были дети.

Нельзя не понять, что раз была дочь, была и жена. Но, учитывая, что с момента появления официальных документов и народных преданий, о ней ничего не говорится, можно предположить, что к этому времени она уже умерла.

В заключение

Нельзя узко рассматривать добровольное самопожертвование Сусанина, как то, что он погиб за царя, как за правителя страны. Хотя многие, даже просвещенные и гениальные люди прошлых веков рассматривали это поступок именно так. Гоголь в своей переписке говорил, что смерть «низшего подданного» неразрывно связала государя с народом. О том, что государи не так уж сильно связались, показали следующие века Российской истории.

На самом же деле, царь для русских, как помазанник Божий, был почти святым, являясь их заступником перед Богом. Таким образом, погибая, но не предав иноверцам Михаила Федоровича, Сусанин спасал не конкретного человека, а всех православных христиан.

Такой подвиг совершил не только костромич. Известны мемуары литовского шляхтича, в которых тот описывает подобный поступок можайца, совершенный за год до подвига Ивана Сусанина. Есть свой герой и у украинцев. Это говорит о необычайной силе духа и готовности простых людей пожертвовать собой за Веру и Отечество, как в прежние времена, так и сейчас.


 

Глинка: Иван Сусанин (Жизнь за царя)

Глинка: Иван Сусанин (Жизнь за царя)

Оскар Данон

Первый релиз на CD для первой стереозаписи первой «Русской оперы» в его советской эпохи переписать.

Вместе с этим и шестью сопутствующими выпусками «Красноречие» впервые выпускает на компакт-диске семь полных русских опер, записанных в 1955 году фирмой «Декка» с труппой Белградской оперы.

По словам одного русского комментатора, «Жизнь за царя» «обозначила границу между прошлым и будущим русской музыки». После премьеры в 1836 году в Санкт-Петербурге значение «патриотической героико-трагической оперы» Глинки было быстро признано не только такими литераторами, как Пушкин и Гоголь, но и всем российским культурным истеблишментом. Это была первая русская опера, поставленная за границей (в Праге, в 1866 году), и она стала ежегодным открытием сезона Большой оперы на многие десятилетия. Когда Сталин и его культурные аппаратчики искали новое выражение национальной гордости в Советском государстве, после того как многие заказные работы оказались недостаточными, эта символическая музыкальная драма была естественным выбором.

Суть оригинала, однако, заключается в готовности крестьянина Ивана Сусанина отдать жизнь за царя. Таким образом, Сергею Городецкому было поручено переработать либретто в соответствии с советской идеологией, и, как и Иван Сусанин, опера имела вторую, не менее успешную премьеру в Москве в 1939 году. До эпохи гласности это была версия оперы, получившая наибольшее распространение. известен и стал центральным репертуарным произведением Белградской оперы.

Только что после успешного тура «Бориса Годунова» в Швейцарии в прошлом году, Белградская опера в 1955 стремился произвести впечатление на международную публику. В то же время компания Decca увидела экономически эффективную, но художественно гарантированную возможность расширить как свой небольшой, но быстро растущий стереофонический каталог (запущенный в прошлом году с Ансерме и Оркестром Романской Швейцарии), так и свою оперную дискографию классикой Русский оперный репертуар, который ранее не представлялось возможным записать на языке оригинала. На самом деле, стерео версии были отложены для рынка США и выпущены в Европе только в 19 веке.К 60-м годам Белградская опера приобрела международную репутацию благодаря своим моновыпускам и обширному гастрольному графику, в который вошли все основные европейские оперные центры.

Буклет к этому обновленному выпуску включает в себя как синопсис, так и эссе, дающие полный исторический контекст записям Белградской оперы.

ТРЕК-ЛИСТ / АРТИСТЫ

МИХАИЛ ГЛИНКА
Иван Сусанин (Жизнь за царя)

Иван Сусанин: Miroslav Čangalović
Antonida:  Marija Glavačević
Bogdan Sobinin:  Drago Starc
Vanya:  Milica Miladinović
Sigismund III, Король Польши: Владета Димитриевич
Польский курьер: Bogolub Grubač
Russian Soldier:  Ivan Murgaški 

Yugoslav Army Chorus
Belgrade National Opera Orchestra
Оскар Данон

Превью треков

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт I. Увертюра

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт IV: «Бёдни конь в поле приятель»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Ну вот, я дожил, слава Богу»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Эй! кто тут? »

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: «Страха не страхусь»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: «Вот это ярче сабли светит!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Разгулялись, разливались»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Не о том скорблю»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт III: «Антонида! Что случилось?»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт IV: Прелюдия

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт IV: «Ах беда»

Жизнь за царя — Иван Сусанин ( Городецкий), действие III: «Сердце полНо. Боже!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), IV действие: «Кто тут вал»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), IV действие: «Устали мы!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт IV: «Чуют правду!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие IV: «Давно ли с семьёй своей»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие IV: «А тебе, наш Богданучко»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие IV: Антракт

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие IV: «Все вьюга да вьюга»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Эпилог: Прелюдия

Жизнь за Царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Уж подНомер Время гостей встречать»

Жизнь за Царя — Иван Сусанин (Городецкий), III действие: «Антонида!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), I действие: «В буржу, во грозу»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), II действие: «Лей вина! Пей до дна!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт 1: «Ах, ти, поле, поле ти мое!»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт I: «Солнце тучи не закроют»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие I: «Што гадать о свадьбе»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие I: «Здравствуйте, родные»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие I: «Здравствуй, матушка-Москва»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие I: «Не томи, родими»

Жизнь за Царь — Иван Сусанин (Городецкий), Акт I: «Настанет день»

Жизнь за Царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт I: «Нам привично, русским людям»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие II: Краковяк

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: «Сейчас ми в лес идем»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт II: Танцы

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт II: Мазурка

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт II: «Откуда?»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие II: «На сывер ми вихрем»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: Прелюдия

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: «Как мат убили у малово птенца»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), действие III: «Мои родими, что за выести?»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Акт III: «Ти в семью взял птенца»

Жизнь за царя — Иван Сусанин (Городецкий), Эпилог: «Славься, славься ти, Русь Моя!»

Отзывы

«Стереозвук выдающийся для своего времени… Чангалович весьма трогателен, когда Сусанин готовится к величайшей жертве за дело своей страны». Граммофон

«Чангалович дает трогательное и искреннее представление».

ГЛИНКА Иван Сусанин — Brilliant 94220 [GF]: Обзоры классической музыки

ОБЗОР

Обычная текст для смартфонов и принтеров

Поддержка финансовую помощь, купив этот диск у

Михаил ГЛИНКА (1804 — 1857)
Иван Сусанин (Жизнь за царя) (1836)
Никола Гиселев (бас) — Иван Сусанин; Елена Стоянова (сопрано) — Антонида, дочь Сусанина; Кристина Ангелакова (меццо-сопрано) — Ваня, сирота; Румен Дойков (тенор) — Богдан Собинин, Антонида жених; Николай Стойлов (бас) — Русский солдат; Ангел Петков (тенор) — Польский посыльный; Димитр Станчев (бас) — Сигизмунд III, Король Польши
Хор и оркестр Софийской национальной оперы/Иван Маринов
рек. Август 1986, Концертный зал «Болгария»
BRILLIANT OPERA COLLECTION 94220 [3 CD: 75:36 + 61:25 + 63:05]

«Глинка принадлежал, вернее, основал русскую национальную школу оперы. Он также был первым русским композитором, написавшим русскую музыку. на европейской музыкальной карте. Он много путешествовал по Европе, встречался с обоими Беллини и Доницетти в Милане, и можно услышать влияние из них в этой, первой из двух его опер. Есть несколько арий которые имеют типичный итальянский бельканто кантилена. Он также был под влиянием Россини; вокально, если не драматично. Собинина часть кажется смоделированной после Арнольда в Гийом Телль с его чрезвычайно высоколежащая тесситура и потребность в силе и блеске. Тем не менее это русский элемент, который доминирует в этой партитуре, не в последнюю очередь в важном хоровые партии. Это также характерно для многих россиян. оперное наследие, что хор, русский народ, играет такую ​​важную часть. Возможно, он чему-то научился у Россини, Гийом Телль опять же, но по существу патриотическое чувство в паре с легко узнаваемым Русский тон был его новаторским вкладом в русскую музыку. Этот элемент стал неотъемлемой частью русской оперной традиции, свидетельство оперы Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова.

«Премьера 1836 года « Иван Сусанин » имела немедленный успех. Когда перед первым спектаклем Глинка сменил название на Жизнь для Царя Царь тоже близко к сердцу принял, не удивительно, и принял посвящение Глинки. Во времена советской власти сюжет оперы не был комильфо но так как он считался как некая национальная опера текст был переработан, по приказу Сталина инициатива, исключающая все упоминания о династии Романовых. С восстановлено первоначальное название, он снова был сыгран в Большом в 1939. Пересмотр также означал, что части партитуры были полностью удалены».

Вышеприведенные абзацы взяты из моего обзора переиздания Большого театра Naxos. запись первоначально поставлена ​​в 1947 и 1950 гг. Со всеми пропусками упомянул, что его игровое время было примерно на 35 минут короче, чем настоящее запись, которая, насколько я понимаю, абсолютно полная.

Действие происходит в подмосковной деревне и в польской армии. лагере в 1613 году. В первом действии крестьянин Иван Сусанин приносит весть что польские оккупанты идут на Москву. Это вызывает общее тревога. Его будущий зять, солдат Собинин, приходит домой и докладывает. что польские войска потерпели поражение и избран новый царь. Этот также означает, что теперь Собинин и Антонида могут пожениться. Во втором акте в польском стане проходит большой бал. Офицеры узнают, что новый Царь должен быть коронован и планирует его похитить. В третьем акте, пока деревенские жители поют патриотические песни о победе России а Сусанин планирует свадьбу дочери, польские солдаты прибыть и попытаться заставить Сусанина показать им, где находится будущий Царь скрытый. Он соглашается, но решает ввести их в заблуждение и отправляет своего приемного сына Ваня, чтобы предупредить молодого царя. В четвертом акте солдаты осознают что Сусанин одурачил их и его убили. Эпилог происходит в Москве, на Красной площади, где люди радуются спасению царя и оплакивать Сусанина как героя. Наконец приходит царь и коронован.

Красочная музыка требует эффектной записи, и, увы, это не совсем то, что получается. Хотя довольно прилично, это все еще тусклый звук, оркестр звучит глухо и плоско. Это наносит ущерб увертюра, далеко не сверкающий фейерверк Руслан и Людмила открывающая, но все же атмосферная пьеса; но даже больше для второго акта, в польском лагере, что, по сути, является длительным балетная последовательность с очень небольшим действием. Я не думаю, что оркестр виновата игра. Дирижирование, по крайней мере, квалифицированное, а натренированный Софийский хор действительно отличный, особенно женский голоса. Звук однородный и с несколькими торчащими растянутыми голосами. out — далеко от сырых звуков старой записи Большого. Этот чрезвычайно важно, так как хор фактически является главным героем. В центре внимания — русский народ. Есть еще больше хоровых сцен здесь, чем в Борис Годунов , и венцом славы является заключительная ликующий двойной припев (CD 3 тр. 12).

Сольное пение более разнообразно. Елена Стоянова, которая поет Антониду, имеет в основном красивый голос, но ее тяжелое вибрато и пронзительный верх ноты со временем становятся довольно утомительными и остается очень мало тональное разнообразие. Эта Антонида — очень одномерный персонаж. Ее будущий муж, Собинин, чертовски сложная роль с высокой тесситурой и несколько высоких Cs. Румен Дойков боец ​​и у него есть выносливость и верхние ноты, которые доносятся с удивительной легкостью, но тон яркий и проникновенный. Тем не менее, он может петь тихо иногда и то звук вполне приятный. У него тоже есть мера собининской чертовски трудная ария IV акта (CD 3 тр. 2). это не красиво но он делает это, что стоит небольшого праздника. Единственный действительно успешные записи этой арии сделаны с двумя скандинавскими певцами датского происхождения. Хельге Розвенге поет на немецком языке в 1942 и молодой Николай Гедда на русском языке от 1957 года.

В роли штанов Ваня не появляется до начала действия III, а затем с улыбкой узнавания слушателя, который уже услышал тему в увертюре. У Христины Ангелаковой есть личность но также и вибрато, граничащее с колебанием. Такова ее идентификация с ролью и ее драматической силой, которая, особенно на большой сцене в акте IV (CD 3 тр. 3) этот недостаток легко упускается из виду.

В заглавной партии мы слышим одного из передовых басов второго тайма. 20 го века, Никола Гиселев. Он был в тени его соотечественником Николаем Гяуровым и россиянином Евгением Нестеренко но у него была долгая международная карьера, и он много записывался. Здесь в возрасте 50 лет тон несколько серее, чем в записях предыдущего десятилетия, но его пение легато до сих пор остается образцовым, как и его благородство. тона, и он дает округлый и глубоко трогательный портрет народного герой Иван Сусанин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *