Иван калита внешняя и внутренняя политика – ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)

ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)

Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву, Москва стала духовной  столицей Руси.

Получил право сбора дани и доставки её в Орду.

Обеспечил условия для спокойной торговли в Москве, очистив все дороги от разбойников.

В состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро

Дальнейшее развитие культуры, архитектурного строительства.

Построил дубовый Кремль в Москве

Первые каменные соборы - Успенский и Архангельский  и другие.

1331- был заключён мир с литовским князем Гедимином, закреплённый браком между его дочерью Симеоном и Айгустой.

1336- борьба с Гедимином за Новгородскую землю.

1340- поход на Смоленск, вступивший в сговор с Гедимином.

Об Иване I Калите

Хитрый, жестокий, расчётливый правитель. Умело строил отношения с Ордой ради своей выгоды. Всегда жестоко расправлялся со своими противниками и соперниками. В то же время это был умный правитель, прекрасный дипломат.

Прозвище получил ещё при жизни. Калитой называлась сумка, кошель. При князе она была всегда, в ней находилась мелочь, которую он раздавал бедным. Калитой называли его ещё и потому, что он часто покупал соседние земли, не жалея для этого денег.

ЛИЧНОСТИ

Пётр- первый митрополит в Москве. С 1325 года кафедра митрополита была переведена из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

 

Феогност - преемник Петра в Москве с 1328 года. Активно вёл храмовое строительство в Московском Кремле. В 1327 осветил Успенский собор( на его месте в 1479 году будет построен новый Успенский собор), заложенный в 1326 году, в 1330- собор Спаса на Бору. В 1329 – построена церковь Иоанна Лествичника, в 1239- освятил Архангельский  собор. В  1330- участвовал в создании первого великокняжеского Спасо-Преображенского монастыря. При нём в 1339 году митрополит Пётр был причислен к лику святых.

 

Гедимин

- великий князь литовский в 1316-1341 годы. Боролся с Иваном Калитой  за влияние в Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью , скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи ( 1320)

 

Хан Узбек ( 1313-1341)-хан Золотой Орды. Его правление - период процветания и могущества. В 1320( 1321) официально был принят ислам. Упразднил баскачество на Руси, при нём князья сами собирали дань и отвозили её в Орду.

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)

Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву, Москва стала духовной  столицей Руси.

Получил право сбора дани и доставки её в Орду.

Обеспечил условия для спокойной торговли в Москве, очистив все дороги от разбойников.

В состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро

Дальнейшее развитие культуры, архитектурного строительства.

Построил дубовый Кремль в Москве

Первые каменные соборы - Успенский и Архангельский  и другие.

1331- был заключён мир с литовским князем Гедимином, закреплённый браком между его дочерью Симеоном и Айгустой.

1336- борьба с Гедимином за Новгородскую землю.

1340- поход на Смоленск, вступивший в сговор с Гедимином.

Об Иване I Калите

Хитрый, жестокий, расчётливый правитель. Умело строил отношения с Ордой ради своей выгоды. Всегда жестоко расправлялся со своими противниками и соперниками. В то же время это был умный правитель, прекрасный дипломат.

Прозвище получил ещё при жизни. Калитой называлась сумка, кошель. При князе она была всегда, в ней находилась мелочь, которую он раздавал бедным. Калитой называли его ещё и потому, что он часто покупал соседние земли, не жалея для этого денег.

ЛИЧНОСТИ

Пётр- первый митрополит в Москве. С 1325 года кафедра митрополита была переведена из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

 

Феогност - преемник Петра в Москве с 1328 года. Активно вёл храмовое строительство в Московском Кремле. В 1327 осветил Успенский собор( на его месте в 1479 году будет построен новый Успенский собор), заложенный в 1326 году, в 1330- собор Спаса на Бору. В 1329 – построена церковь Иоанна Лествичника, в 1239- освятил Архангельский  собор. В  1330- участвовал в создании первого великокняжеского Спасо-Преображенского монастыря. При нём в 1339 году митрополит Пётр был причислен к лику святых.

 

Гедимин- великий князь литовский в 1316-1341 годы. Боролся с Иваном Калитой  за влияние в Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью , скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи ( 1320)

 

Хан Узбек ( 1313-1341)-хан Золотой Орды. Его правление - период процветания и могущества. В 1320( 1321) официально был принят ислам. Упразднил баскачество на Руси, при нём князья сами собирали дань и отвозили её в Орду.

poznaemvmeste.ru

Иван Калита — внутренняя и внешняя политика, краткая биография

Непревзойденный стратег, умный и расчетливый политик, человек, сыгравший огромную роль в развитии нашего Отечества, Иван Калита, прославился как яркий неординарный правитель, сумевший значительно восполнить казну государства и заложить фундамент для активного развития и процветания Московской земли и окрестностей.

Иван Калита — краткая биография



Мальчик родился в семье князя Данилы Александровича. Он был внуком известного полководца Александра Невского.

Предположительно, будущий правитель появился на свет в 1283 году (годы жизни 1283-1340). В семье воспитывали четверых детей, самым младшим был Иван.

С самого детства мальчику рассказывали о положении дел в государстве, он много слышал о набегах татар на Русь. Не по годам смышленый, парнишка живо интересовался историей и стремился к новым знаниям. В три года Ивана посадили на коня, а после успешного освоения верховой езды отдали учиться.

Воспитатели обучали мальчика основам правления. Такую задачу поставил перед ними отец Калиты: Даниил Московский хотел видеть у престола именно младшего Ивана.

Исторический портрет


Возмужав, Иван отличался покладистым спокойным характером и был более рассудителен. Характеристика же родного брата Юрия была полной противоположностью.

После смерти Даниила 21-летний Юрий возглавил престол, а Иван во всем ему помогал.

В пятнадцатилетнем возрасте ему пришлось отстаивать осажденный тверскими князьями Переславль. Эта битва стала для него настоящим испытанием, из которого он вышел победителем.

Когда Юрий был вынужден отправиться на княжение в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления Москвой.

Юрий погиб в междоусобице, и престол перешел к Ивану Калите.

Годы правления князя пришлись на 1325-1340 гг.

Княжение Ивана Калиты



Провозгласив себя князем Московским, Иван Калита принял верное решение, пригласив в Московское княжество Владимирского митрополита Петра.

Вскоре город стал духовным центром, а новый правитель получил поддержку Церкви и начал деятельность по централизации русских земель.

Калита был хорошим стратегом: он часто посещал Орду, где налаживал связи с ханом, изучал традиции ханского двора. Заручившись поддержкой Узбека, в 1328 году он присоединил к своим владениям Костромское княжество, а вскоре получил еще один титул — князя Новгородского.

1332 год стал самым знаменательным: Калита был провозглашен князем всея Руси. Ответным ходом был сбор дани для золотоордынцев. Вскоре Иван Калита овладел Тверским и Смоленским княжествами, сделал много для сокращения разбоев и грабежей, воплотил в жизнь новые реформы.

За время правления он прославился умением копить большие богатства.

По одной из версий, именно из-за этого он получил прозвище «Калита», что в переводе означает «кошель», «денежная сумка».

Первая жена княгиня Елена

Информация о браках Ивана Калиты изложена очень кратко. Нет данных о дате и месте рождения княгини Елены. Известно лишь, что в иночестве она носила имя Соломонида.

Елена родила четырех сыновей: Симеона, Даниила, Ивана и Андрея. Наследники росли в достатке и любви, радовали родителей живым умом и успехами. Женщина умерла от болезни в 1331 году.

Вторая жена княгиня Ульяна

Иван Калита снова связал себя узами брака в 1332 году. Его избранницей стала Ульяна, которая подарила правителю четверых дочерей. Когда в 1940 году князь скончался, законная супруга стала наследницей удела и имела право на сбор московского торгового налога.

Ульяна очень долго оставалась старшей княжной наряду с подросшими наследниками — великими князьями. Известно, что после смерти мужа она прожила примерно 20 лет.

Внутренняя и внешняя политика

Иван Данилович правил усердно и многое сделал для укрепления и процветания Московского княжества. Скупая земли и осваивая Владимирское княжество, он значительно расширил границы своего удела.

Благодаря грамотно выбранной политике, Москва обрела статус православного центра Руси. Калита распорядился построить два первых каменных храма — Успенский и Архангельский. Благое начало нашло свое продолжение. Во всех окрестностях со временем появились каменные храмы.

Население Московского княжества очень быстро росло: грамотная политика в отношении Золотой Орды на сорок лет освободила народ от разрушительных нашествий татар. Для оборонительных целей вокруг Москвы вырос Кремль из дуба.

Итоги правления

Самой большой заслугой Ивана Калиты стало укрепление экономики и политического положения Московского княжества. Несмотря на довольно жесткую политику, в народе князя звали «Иван Добрый» — за его благую деятельность и возможность жить без ордынских набегов.

Калита стал основоположником в разработке земледельческого закона. При нем был установлен новый порядок наследования.

За основу строения государства был взят принцип этнической терпимости: людей брали на работу не по этнической принадлежности, а по их знаниям и умениям. Единственным условием было добровольное крещение.

Набирало силу Русско-Литовское княжество, большую роль сыграло присоединение к Москве нескольких значимых земель, а также Среднего Приднепровья. Были заложены задатки для развития централизованного государства.

Смерть Московского князя

Скончался Иван Калита в 1340 году, предварительно приняв монашеский постриг.

Он заранее позаботился о том, чтобы Московское княжество не было раздроблено на части. Этого удалось добиться завещанием, согласно которому 2/3 наследства достались старшему отроку Семену, остальное имущество разделили между собой два младших наследника.

Современники героя, провожая Калиту в последний путь, называли своего заступника Государем-отцом и Собирателем русской земли.

Многие сегодня задаются вопросом: Иван Калита — князь с доброй душой или подлый сердцем? В наш век мы можем лишь изучать историческое наследие. Каждый вправе выбрать для себя тот ответ, который покажется наиболее уместным.

Но общеизвестно, что Иван Данилович — редкий правитель, который искренне радел о благополучии Московского княжества. Он создал все предпосылки для того, чтобы Москва стала политическим, культурным и религиозным центром. А сыновья продолжили великое дело отца.

1001student.ru

ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)

Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву, Москва стала духовной  столицей Руси.

Получил право сбора дани и доставки её в Орду.

Обеспечил условия для спокойной торговли в Москве, очистив все дороги от разбойников.

В состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро

Дальнейшее развитие культуры, архитектурного строительства.

Построил дубовый Кремль в Москве

Первые каменные соборы - Успенский и Архангельский  и другие.

1331- был заключён мир с литовским князем Гедимином, закреплённый браком между его дочерью Симеоном и Айгустой.

1336- борьба с Гедимином за Новгородскую землю.

1340- поход на Смоленск, вступивший в сговор с Гедимином.

Об Иване I Калите

Хитрый, жестокий, расчётливый правитель. Умело строил отношения с Ордой ради своей выгоды. Всегда жестоко расправлялся со своими противниками и соперниками. В то же время это был умный правитель, прекрасный дипломат.

Прозвище получил ещё при жизни. Калитой называлась сумка, кошель. При князе она была всегда, в ней находилась мелочь, которую он раздавал бедным. Калитой называли его ещё и потому, что он часто покупал соседние земли, не жалея для этого денег.

ЛИЧНОСТИ

Пётр- первый митрополит в Москве. С 1325 года кафедра митрополита была переведена из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

 

Феогност - преемник Петра в Москве с 1328 года. Активно вёл храмовое строительство в Московском Кремле. В 1327 осветил Успенский собор( на его месте в 1479 году будет построен новый Успенский собор), заложенный в 1326 году, в 1330- собор Спаса на Бору. В 1329 – построена церковь Иоанна Лествичника, в 1239- освятил Архангельский  собор. В  1330- участвовал в создании первого великокняжеского Спасо-Преображенского монастыря. При нём в 1339 году митрополит Пётр был причислен к лику святых.

 

Гедимин- великий князь литовский в 1316-1341 годы. Боролся с Иваном Калитой  за влияние в Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью , скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи ( 1320)

 

Хан Узбек ( 1313-1341)-хан Золотой Орды. Его правление - период процветания и могущества. В 1320( 1321) официально был принят ислам. Упразднил баскачество на Руси, при нём князья сами собирали дань и отвозили её в Орду.

poznaemvmeste.ru

Иван Калита, годы правления, краткая биография, деятельность, исторический портрет, сыновья и жена, внутренняя и внешняя политика, итоги княжения, реформы

Непревзойденный стратег, умный и расчетливый политик, человек, сыгравший огромную роль в развитии нашего Отечества, Иван Калита, прославился как яркий неординарный правитель, сумевший значительно восполнить казну государства и заложить фундамент для активного развития и процветания Московской земли и окрестностей.

Иван Калита краткая биография

Мальчик родился в семье князя Данилы Александровича. Он был внуком известного полководца Александра Невского.

Предположительно, будущий правитель появился на свет в 1283 году (годы жизни 1283-1340). В семье воспитывали четверых детей, самым младшим был Иван.

С самого детства мальчику рассказывали о положении дел в государстве, он много слышал о набегах татар на Русь. Не по годам смышленый, парнишка живо интересовался историей и стремился к новым знаниям. В три года Ивана посадили на коня, а после успешного освоения верховой езды отдали учиться.

Воспитатели обучали мальчика основам правления. Такую задачу поставил перед ними отец Калиты: Даниил Московский хотел видеть у престола именно младшего Ивана.

Исторический портрет

Возмужав, Иван отличался покладистым спокойным характером и был более рассудителен. Характеристика же родного брата Юрия была полной противоположностью.

После смерти Даниила 21-летний Юрий возглавил престол, а Иван во всем ему помогал.

В пятнадцатилетнем возрасте ему пришлось отстаивать осажденный тверскими князьями Переславль. Эта битва стала для него настоящим испытанием, из которого он вышел победителем.

Когда Юрий был вынужден отправиться на княжение в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления Москвой.

Юрий погиб в междоусобице, и престол перешел к Ивану Калите. Годы правления князя пришлись на 1325-1340 гг.

Княжение Ивана Калиты

Провозгласив себя князем Московским, Иван Калита принял верное решение, пригласив в Московское княжество Владимирского митрополита Петра.

Вскоре город стал духовным центром, а новый правитель получил поддержку Церкви и начал деятельность по централизации русских земель.

Калита был хорошим стратегом: он часто посещал Орду, где налаживал связи с ханом, изучал традиции ханского двора. Заручившись поддержкой Узбека, в 1328 году он присоединил к своим владениям Костромское княжество, а вскоре получил еще один титул князя Новгородского.

1332 год стал самым знаменательным: Калита был провозглашен князем всея Руси. Ответным ходом был сбор дани для золотоордынцев. Вскоре Иван Калита овладел Тверским и Смоленским княжествами, сделал много для сокращения разбоев и грабежей, воплотил в жизнь новые реформы.

За время правления он прославился умением копить большие богатства. По одной из версий, именно из-за этого он получил прозвище «Калита», что в переводе означает «кошель», «денежная сумка».

Первая жена княгиня Елена

Информация о браках Ивана Калиты изложена очень кратко. Нет данных о дате и месте рождения княгини Елены. Известно лишь, что в иночестве она носила имя Соломонида.

Елена родила четырех сыновей: Симеона, Даниила, Ивана и Андрея. Наследники росли в достатке и любви, радовали родителей живым умом и успехами. Женщина умерла от болезни в 1331 году.

Вторая жена княгиня Ульяна

Иван Калита снова связал себя узами брака в 1332 году. Его избранницей стала Ульяна, которая подарила правителю четверых дочерей. Когда в 1940 году князь скончался, законная супруга стала наследницей удела и имела право на сбор московского торгового налога.

Ульяна очень долго оставалась старшей княжной наряду с подросшими наследниками великими князьями. Известно, что после смерти мужа она прожила примерно 20 лет.

Внутренняя и внешняя политика

Иван Данилович правил усердно и многое сделал для укрепления и процветания Московского княжества. Скупая земли и осваивая Владимирское княжество, он значительно расширил границы своего удела.

Благодаря грамотно выбранной политике, Москва обрела статус православного центра Руси. Калита распорядился построить два первых каменных храма — Успенский и Архангельский. Благое начало нашло свое продолжение. Во всех окрестностях со временем появились каменные храмы.

Население Московского княжества очень быстро росло: грамотная политика в отношении Золотой Орды на сорок лет освободила народ от разрушительных нашествий татар. Для оборонительных целей вокруг Москвы вырос Кремль из дуба.

Итоги правления

Самой большой заслугой Ивана Калиты стало укрепление экономики и политического положения Московского княжества. Несмотря на довольно жесткую политику, в народе князя звали «Иван Добрый» за его благую деятельность и возможность жить без ордынских набегов.

Калита стал основоположником в разработке земледельческого закона. При нем был установлен новый порядок наследования.

За основу строения государства был взят принцип этнической терпимости: людей брали на работу не по этнической принадлежности, а по их знаниям и умениям. Единственным условием было добровольное крещение.

Набирало силу Русско-Литовское княжество, большую роль сыграло присоединение к Москве нескольких значимых земель, а также Среднего Приднепровья. Были заложены задатки для развития централизованного государства.

Смерть Московского князя

Скончался Иван Калита в 1340 году, предварительно приняв монашеский постриг.

Он заранее позаботился о том, чтобы Московское княжество не было раздроблено на части. Этого удалось добиться завещанием, согласно которому 2/3 наследства достались старшему отроку Семену, остальное имущество разделили между собой два младших наследника.

Современники героя, провожая Калиту в последний путь, называли своего заступника Государем-отцом и Собирателем русской земли.

Многие сегодня задаются вопросом: Иван Калита — князь с доброй душой или подлый сердцем? В наш век мы можем лишь изучать историческое наследие. Каждый вправе выбрать для себя тот ответ, который покажется наиболее уместным.

Но общеизвестно, что Иван Данилович — редкий правитель, который искренне радел о благополучии Московского княжества. Он создал все предпосылки для того, чтобы Москва стала политическим, культурным и религиозным центром. А сыновья продолжили великое дело отца.

tvercult.ru

§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты

§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты

В различных источниках имеется оценка не только мероприятий, проводимых московским великим князем Иваном Даниловичем Калитой по отношению к другим князьям и княжествам Северо-Восточной Руси, но и его внутренней политики (организации суда и управления) в присоединенных к Москве землях. Наиболее развернутая и интересная оценка подобного рода, современная самому Калите, имеется в записи на евангелии, написанном в 1339 г. в Москве писцами Мелентием и Прокошей и посланном в монастырь («к святей богородици») на Двину. Запись представляет собой настоящий панегирик Калите как князю-правителю. В его деятельности усматривается исполнение библейского пророчества о появлении «в опустевший земли на западе» «цесаря» — блюстителя правосудия в своей стране и грозы для правителей других, иноверных земель («правду любяи, соуд не по мьзде судяи, ни в поношение поганым странам»). Оценивая политику Калиты (как «цесаря», воцарение которого предсказано пророком) под двумя углами зрения (обеспечение государству безопасности от нашествия внешних захватчиков и насаждение внутреннего порядка), автор похвалы московскому князю пишет: «при семь будеть тишина велья в Роускои земли и въсияеть в дни его правда, яко же и бысть при его царстве».

Дела «благородного князя великого Ивана», который установил «правый суд паче меры», сравниваются с мероприятиями «правоверного» византийского императора Константина «законодавца», а также «правоверного царя» Юстиниана. При этом указывается, что Калита в своих постановлениях в области судоустройства и судопроизводства руководствовался византийским законодательством, действуя «по правилам Монокануньным».

В заслугу Ивану Калите ставятся забота о распространении православия, строительство церквей, борьба с ересями и защита идеологических и политических основ господствующей церкви, покровительство духовенству («…в то время благочестию велию восиявши, многим святым церквам съзидаемым…, безбожным ересам, преставшим при его державе…, любя и святительскыи сан…»).

Наконец, в рассматриваемой похвале Калите специально отмечается его социальная политика — как будто бы проводимая им забота о нуждах народа, что вызывало якобы благодарность последнего своему князю («…сирым в бедах помощьник, вдовци от насильник изимая, яко от оуст лвов, всей Роускои земли поминая велегласно державу его царства…»)[1691].

Трудно, мне кажется, сомневаться в том, что разобранная тенденциозная запись преследовала специальную цель идеологической пропаганды политических мероприятий московского великого князя, восхваление его как образцового правителя, проявляющего неуклонную и постоянную заботу о своей стране и своем народе. Весьма вероятно, что идеализированный образ Ивана Калиты был создан по прямому указанию его самого. Особенно показательно, что похвала Калите оформлена в виде записи на евангелии, посланном в 1339 г. на Двину. Калита, действуя в интересах московских феодалов, стремился завести на Двине промыслы[1692], установить с Двинской землей непосредственные связи (минуя Новгород). Укреплению экономической базы и политических позиций московских феодалов на Севере должны были способствовать и меры идеологического воздействия московской великокняжеской власти на местное население. Неумеренное восхваление Ивана Калиты, проведенное в записи на евангелии — книге, через которую в первую очередь распространялись основы христианского вероучения, ставило своей целью поднять его авторитет прежде всего среди духовенства Двинской земли, а через посредство последнего и среди более широких слоев населения: Не следует забывать и того, что в 1339 г. Иван Калита, побывавши в Орде, получил там поручение собрать новую дань с Русской земли, в силу чего, вернувшись на Русь, сразу передал «царев» (т. е. ханский) денежный «запрос» новгородскому правительству. Конечно, удовлетворение этого «запроса» должно было быть произведено в значительной мере силами и средствами населения северных владений Новгородской республики. Поэтому московскому великому князю, особенно в 1339 г., было так важно пропагандировать перед влиятельными общественными кругами (а при их помощи и перед рядовыми массами землевладельцев и горожан) основы своей политики.

Какие же области своей деятельности выдвигает на первый план Иван Калита, судя по записи на евангелии, являющейся предметом нашего изучения? Я думаю, что, исходя из этой записи, можно наметить примерно пять направлений, которые Калита считал существенными для политического курса московской великокняжеской власти. Это, во-первых, мероприятия, содействующие безопасности Руси от вражеских нападений — тому, чтобы страна жила в тишине и спокойствии. Во-вторых, это — княжеские законы и судебные уставы (использующие опыт законодательства византийских императоров), задачей которых является обеспечение «правды» в обществе. Третью свою заслугу Калита видит в упрочении социального мира, в мероприятиях по устройству общества на таких началах, чтобы бедные не были обижены богатыми, чтобы не существовало насилия сильных над слабыми. Четвертым комплексом мероприятий Калиты является, по мысли его самого, все то, что служит делу укрепления православия (возведение церквей, поддержка лиц, занимающих руководящее положение в системе церковной иерархии и т. д.). Наконец, пятый пункт той программы великокняжеской политики, которую пропагандирует Калита, — это борьба со всякого рода выступлениями, представляющими собой оппозицию господствующей церкви.

В каких же реальных формах воплощалась в жизнь политическая программа московской великокняжеской власти (программа, которую Иван Калита считал идеалом государственных мероприятий)? Прежде чем отвечать на этот вопрос, может быть, полезно привести еще некоторые (весьма тенденциозные) характеристики значения деятельности Калиты, которые встречаются в источниках XIV и более поздних столетий.

Довольно лаконичное указание записи на евангелии 1339 г. относительно «велией тишины», наступившей в Русской земле в княжение Ивана Калиты, получает более развернутое раскрытие в ряде летописных сводов. В них проводится мысль о том, что московский великий князь сумел якобы создать условия, в которых татаро-монгольские завоеватели уже не могли притеснять русский народ: «Того же лета [1328 г.], — читаем, например, в Рогожском летописце, — седе Иван Даниловичь на великом княжении всея Руси и бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христиан и отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа татарьскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»[1693].

Версия о московском князе Иване Даниловиче Калите как нищелюбце нашла отражение в записи под 1329 г., помещенной в одном сборнике: «ходи князь великый Иван Даниловичь в Великый Новгород на пиру, и постояше в Торжке, и приидоша к нему святого Спаса притворяне с чашею сию 12 мужь на пир, и воскликнуша 12 мужь святого Спаса притворяне: бог дай многа лета великому Ивану Даниловичу всея Руси, напои и накорми нищих своих»[1694].

Некоторые легенды о Калите записаны в Волоколамском патерике XVI в. Источником этой записи являются рассказы игумена Боровского монастыря Пафнутия (умершего в 1477 г.), в свою очередь пользовавшегося информацией от своего деда. В Патерике говорится, что князь Иван Данилович попал в рай за то, что был «милостив зело» и всегда носил «при поясе калиту» (т. е. кошелек) с «сребреницами», которые раздавал нищим — «сколько вымется». Как-то раз князь по обыкновению дал одному нищему милостыню. Через некоторое время тот пришел к Ивану Даниловичу за милостыней вторично и снова получил от князя удовлетворение своей просьбы. Наконец, нищий попросил у Калиты подаяние в третий раз, и князь опять дал ему денег, но с репликой: «Възми, несытый зеници». В ответ Калита услыхал от нищего: «Ты — несытый зеницы: и зде царствуешь, и тамо хощеши царствовати». Рассказ Патерика заканчивается рассуждением о том, что нищий был послан к Ивану Калите богом, с тем чтобы сначала подвергнуть его искусу, а затем сказать ему, что он делает дело, угодное богу[1695].

Рассмотренный рассказ интересен тем, что наряду с идеализацией Калиты как князя, проявляющего заботу о нищих и убогих, в нем звучит и нотка осуждения Калиты: доброта последнего вызвана эгоистичным стремлением занимать первое место и на земле, и на небе.

Все вышеприведенные характеристики и оценки Ивана Калиты, идеализирующие его как человека и правителя, вышли из близких к нему кругов церковных и светских феодалов. В создании далекого от реальной действительности образа доброго и справедливого князя принимал активное участие тот, чей образ (в весьма идиллических чертах, не соответствующих суровому облику оригинала) воспроизводился, — сам московский великий князь Иван Данилович Калита.

От оценок деятельности Калиты современниками перейдем к реальным фактам его политики. Имеются данные о том, что в княжение Калиты, а возможно, по его указанию, проводились какие-то мероприятия по собиранию и обработке памятников права, византийского и русского (церковные уставы древнерусских князей, Русская Правда), которые должны были служить руководством для суда. При Калите, по-видимому, был составлен сборник, представляющий собой соединение Кормчей и Мерила Праведного. А. С. Павлов прямо приписывал создание этого сборника инициативе московского великого князя Ивана Даниловича[1696]. С. В. Юшков[1697] и М. Н. Тихомиров[1698] более осторожно лишь датируют памятник временем Калиты. Имеются основания принять вывод А. С. Павлова, особенно если вспомнить, что в записи на евангелии 1339 г. (сделанной, как я думаю, с ведома самого Калиты) говорилось о его заботе о правосудии и он сравнивался в этом плане с византийскими императорами — Константином и Юстинианом.

Меры Калиты в области кодификации права, которые автор записи на евангелии 1339 г. расценивает как результат заботы о правосудии, как результат стремления обеспечить населению суд справедливый и для всех равный, в действительности означали попытку укрепить феодальный правопорядок в условиях обострившихся классовых противоречий и княжеских войн. «Тишина», наступившая, согласно сведениям ряда источников, на Руси с вокняжением Калиты, — это, по представлениям его современников и потомков, не просто передышка, которую получила страна от татарских набегов. В статьях, предшествующих Новгородской первой летописи по списку Археографической комиссии, Ивану Калите вменяется в заслугу, что он «исправи Русьскую землю от татей и от разбойник»[1699]. А под «татями» и «разбойниками» представители господствующего класса часто имели в виду не просто правонарушителей, а лиц, представлявших социальную опасность для феодалов, т. е. крестьян и посадских людей, выступавших против землевладельцев и властей. Таким образом, «тишина» — это внутренний феодальный порядок в стране, достигнутый Калитой путем подавления народных восстаний, путем расправы с теми, кто нарушал нормы феодального права, охраняющие жизнь, безопасность, собственность представителей господствующего класса. Поэтому трудно поверить в реальность облика князя-нищелюбца, который выступает в отзывах о Калите, принадлежащих его панегиристам.

В предыдущем параграфе говорилось о том, что Иван Калита содействовал развитию феодальной собственности на землю бояр и слуг и пытался опереться в своей деятельности на поддержку служилых землевладельцев. Один из таких землевладельцев — Борис Ворков упоминается в духовной Калиты. Его владение селом в Ростовской земле обусловлено несением «службы» кому-либо из сыновей Калиты[1700].

Я говорил также, что Калита в своей политике выколачивания из населения денежных средств для отправки дани в Орду часто довольно круто обращался с горожанами. Однако в тех же целях поднятия платежеспособности населения ему приходилось прибегать и к мероприятиям другого рода — к устройству слобод и привлечению туда жителей путем предоставления им податных льгот. Из «Жития» Сергия Радонежского мы узнаем, что Калита, передав своему младшему сыну Андрею «весь, глаголемую Радонежь», поставил туда наместником Терентия Ртища «и лготу людем многу дарова, и ослабу обещася такоже велику дати, ея же ради лготы собрашася мнози…»[1701].

Политика великокняжеской власти в лице Ивана Калиты проводилась в союзе с господствующей православной церковью в лице всероссийского митрополита. В своей деятельности Калита был тесно связан сначала с митрополитом Петром, затем с митрополитом Феогностом[1702].

Вместе с Петром Иван Калита вел борьбу с ересями. В составе одного сборника 1504 г. сохранился памятник под заглавием «Книга, нарецаемая Власфимиа, рекше хула на еретикы — главы различныя от еуангелиа и от канон святых отець, в них же обличениа богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей». В предпоследней главе сборника, озаглавленной «О церковных судах и людех», имеется приписка: «дай бог и на многа лета великомоу князю Ивану Даниловичю всея Руси». Отсюда А. С. Павлов, опубликовавший сведения об указанном сборнике, пришел к выводу, что он был составлен при Иване Калите[1703].

В другом списке Власфимии конца XIV в. (в сборнике Новгородско-Софийского собрания № 1262) сохранился более ранний текст памятника. Анализ разных редакций Власфимии привел А. И. Клибанова к выводу, что история ее текста отражает борьбу ортодоксальной православной церкви против тех, кто выступал с ее критикой. Редакция Власфимии, отражающая интересы демократических кругов, подвергавших церковь критике, была переделана при Иване Калите. Целью этой переделки было устранить из памятника демократические тенденции[1704].

Иван Калита, по-видимому, принимал участие в церковном соборе в Переяславле в начале второго десятилетия XIV в., на котором разбирался вопрос о ересях[1705]. Вместе с Калитой против еретиков выступал и митрополит Петр. В его «Житии» говорится, что он какого-то еретика «препре приехавши на прю, и прокля и»[1706]. В Никоновской летописи тот же текст звучит несколько иначе: «В то же время и Сеит еретик явися, туждая церкви Христовы и православныа веры мудръствуя, его же святый препре и не покоряющаяся того же проклятью предаде, иже и погибе»[1707].

Не связаны ли с переяславским собором те выпады против монашества, которые содержатся в известном послании Даниила Заточника[1708]. Имеются основания отнести вторую редакцию этого памятника к началу XIV в.[1709] В этой редакции осуждаются монахи, которые ведут настолько скверный образ жизни, что, по словам Даниила, «принять ангельский образ» значит «солгать» богу. Но обмануть можно людей, бога же не обманешь, и именем божьим шутить грешно: «Рече бо лож мирови, а не богу; богу нельзя солгати, ни вышним играти». Обличая монашество, Даниил прибегает к весьма колоритным сравнениям. «Или речеши, княже, пострищися в чернцы, то не видал есмь мертвеца, на свинии ездячи, ни черта на бабе; не едал есми от дубья смоквеи, ни от липъя стафилья»[1710]. Даниил ставит в вину монахам приверженность к мирским увеселениям, к стяжательству, к земельным приобретениям. «Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие… и на мирское гонение; обидят села и домы славных мира сего, яко пси ласкосердии. Иде же брацы и пирове, ту черньцы и черницы и беззаконие…»[1711].

В. Н. Татищев приводит сведения о распространении в начале XIV в. в Переяславле ереси, вопрос о которой обсуждался на церковном соборе при участии Ивана Калиты. Еретики осуждали монашество («ангельский монашеский чин ругаху»), называя его «учением бесовским»[1712]. Возможно, что резкие и ядовитые характеристики монахов, которые мы находим в «Послании» Даниила Заточника, представляют собой отголоски выступления переяславских еретиков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Иван Калита

Этим воспользовался московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340). Он присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. В результате этой меры Тверская земля подверглась такому погрому, что надолго вышла из политической борьбы. Князь Александр Михайлович бежал сначала в Псков, а позже в Литву. Правившие в Твери младшие сыновья Михаила Тверского Константин и Василий не могли бороться с сильным и хитрым московским князем. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка, Иван Калита получил право сбора ордынского выхода (дани), система басмачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. По образному выражению В.О.Ключевского, не будучи мастером, бить свою братию, князей, мечом, Иван Калита получил возможность бить ее рублем.

Сбор дани великим князем делал регулярными связи между русскими княжествами. Союз русских княжеств, возникший первоначально как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для объединения различных земель. Сын Ивана Калиты Семен Гордый (1340-1353) помимо сбора дани обладал уже и определенными судебными правами в отношении русских князей.

При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Московского княжества. В это время оно происходило путем покупки князем земель в различных частях страны. Иван Калита приобрел в Орде ярлыки и на целые удельные княжества — Углич, Галич, Белоозеро. В течение всего своего

княжения московский князь поддерживал самые тесные контакты с ордынскими ханами; исправно платил выход, посылал хану, его женам и вельможам подарки, сам часто ездил в Орду. Эта политика позволила обеспечить Московскому княжеству длительную мирную передышку. Почти 40 лет оно не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и накопить значительные силы. Эта передышка имела и огромное морально-психологическое значение. Выросшие за это время поколения русских людей не знали страха перед ордынцами, страха, который часто парализовывал волю их отцов. Именно эти поколения вступили при Дмитрии Донском в вооруженную борьбу с Ордой.

Мудрая политика Ивана Калиты создала ему такой авторитет в Орде, что его сыновья Семен Гордый и Иван Красный (1353-1359) не имели конкурентов при получении ярлыка на великое княжение.

Дмитрий Донской

Последний сын Калиты Иван Красный умер, когда его наследнику Дмитрию исполнилось 9 лет. Малолетством московского князя поспешил воспользоваться суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович (1359-1363). Однако кроме московских князей в закреплении великого княжения за московской династией была заинтересована еще одна сила — московское боярство. Существовавшее при малолетнем князе боярское правительство во главе с митрополитом Алексием путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на суздальско-нижегородского князя добилось от него отказа от великого княжения в пользу князя Дмитрия Ивановича (1363-1389).

Князь Дмитрий Иванович и боярское правительство успешно укрепляли могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости — Кремля.

В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверской борьбы. Соперником московского князя выступает сын Александра Михайловича Тверского Михаил. Однако Тверское княжество уже не могло в одиночку противостоять Москве. Поэтому Михаил Александрович привлек в качестве союзников Литву и Орду, что способствовало потере тверским князем авторитета среди русских князей. Два похода на Москву литовского князя Ольгерда 1368 и 1370 гг. закончились безрезультатно, так как литовцы не смогли взять каменных московских стен.

В 1371 г. Михаил Александрович получает в Орде ярлык на великое княжение. Однако ни московский князь Дмитрий, ни жители русских городов не признали его великим князем. В 1375 г. князь Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь. Этот поход уже не был только московским: в нем принимали участие отряды суздальских, стародубских, ярославских, ростовских и других князей. Это означало признание ими верховенства московского князя в северо-восточной Руси. Жители Твери также не поддержали своего князя, потребовав от него заключения мира. Согласно докончанию (договору) 1375 г. между Дмитрием Ивановичем Московским и Михаилом Александровичем Тверским, тверской князь признавал себя "братом молодшим" московского князя, отказывался от притязаний на великое княжение, от самостоятельных сношений с Литвой и Ордой. С этого времени титул великого князя Владимирского становится достоянием московской династии. Свидетельством возросшей роли Москвы стала победа русских войск во главе с князем Дмитрием Ивановичем над татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Москва была признана как территориальный и национальный центр складывающегося Русского государства. С этого времени в его формировании прослеживаются два процесса: централизация и концентрация власти в руках великого князя внутри Московского княжества и присоединение к Москве новых земель, принявшее в скором времени характер и значение государственного объединения.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о