Средневековая Европа. Каковы итоги Четвертого крестового похода и захвата Византийской империи крестоносцами? | Культура
По злосчастному стечению обстоятельств, а может, и благодаря предательству в городе, крестоносцы быстро и без особых хлопот захватили богатую столицу Византии — Константинополь. Грабили город, оскверняли греческие храмы и издевались над населением первые три дня особенно жестоко.
После дележки движимого имущества начался раздел недвижимости: европейские князья делили империю. Балдуин Фландрский по протекции дожа Венеции Дандоло стал императором Латинской империи, образовавшейся на месте части Византии. Подвластны новоявленному императору стали еще несколько областей — часть Фракии, острова Лесбос, Самофракия, Хиос, Самос и Кос, а также только часть Константинополя, другую его часть оттяпали себе венецианцы.
Бонифаций Монферратский, тоже метивший на трон, женился на вдове императоре Исаака Марии, сестре короля Венгрии, и получил в результате дележки Македонию, Фессалоники и другие земли. Знатные предводители захватывали дворцы и дома, выгоняя или убивая хозяев.
Далеко не вся территория Византийской империи досталась крестоносцам. На Анатолийском побережье возникла Трапезундская империя и в ней закрепилась греческая династия Комнинов. В Никейской империи, образовавшейся на северо-западе Анатолии, тоже хозяйничали греки, не собиравшиеся ничего забывать и мириться с таким раскладом.
Что в итоге получили крестоносцы? Сравнительно небольшие территории и пышный титул.
Много (очень много) драгоценных вещей, дворцы, да, пожалуй и все. А еще, века спустя, клеймо грабителей, святотатцев и убийц, прикрывшихся Христом для достижения своих алчных и гнусных целей. Однако, в то время никто из них о таких мелочах, как место и роль в Истории, не задумывался.Некогда сильное и богатое государство было просто растоптано и унижено ради чьих-то коммерческих выгод. Но Византия на протяжении веков вела вероломную, хитрую и алчную политику не честнее, чем Рим и европейские монархи. С легкостью базилевсы нарушали договора, ссорились с европейцами, не выполняли обещания, не думая о возможных последствиях. Отношения с Западом с веками накалялись.
А вражда с крестоносцами началась еще со времен Первого крестового похода, а если еще точнее — вражда была всегда, со времени раскола Римской империи на Западную и Восточную; распад церкви только сильнее усиливал напряжение.
Больше всех остались в выигрыше венецианцы. Они получили множество привилегий, возможность жить по своим законам, а также изрядную часть ценностей. Многое было вывезено в Венецию. Порты, причалы и преимущества в торговле, влияние; помимо части Константинополя, венецианцы получили Крит, Ионические острова и другие земли.
Невольно напрашивался вывод, что Четвертый поход — хорошо спланированный ход венецианского дожа и его окружения, а не только результат неприязни Рима и алчности крестоносцев.
Удивительны результаты этого завоевания. Захваченные территории победители обычно обживают, расширяют и улучшают, устанавливают законы. Почти ничего из этого европейские князья не сделали. Такое впечатление, что древний и красивый город был разграблен просто ради материальной наживы и развлечений. Среди европейской знати стало модно «отдыхать» в своих приобретенных дворцах в Константинополе, вести праздный образ жизни, окунуться в роскошь и блеск.
Страной никто не занимался, из населения выжали все и даже немного больше, законодательная система не работала. Латинская империя уже к середине XIII в. пришла в полный упадок. Западная и греческая церкви окончательно раскололись. Земли православных монастырей забирали себе завоеватели.
То тут, то там вспыхивали мятежи. Не занимаясь администрацией и не создав изначально централизованную власть, а только поделив земли империи между собой, европейцы получили разрозненные очаги сопротивления, где не признавали новых правителей. Не было единого управления и новое государство крестоносцев было обречено на увядание.
Поддержанное сильным союзником — королем Болгарии, восстание в Адрианополе закончилось позорным поражением и большими потерями для крестоносцев, император Балдуин I попал в плен, из которого так и не вернулся. Многие военные лидеры погибли в том военном конфликте.
Неожиданная смерть жестокого царя болгар Калояна, имевшего свои виды на земли империи, ненадолго отсрочила упадок власти европейцев в этой части Восточной Европы, он был опасным противником. Еще только брат императора Балдуина I Генрих обладал каким-то политическим чутьем и навыками полководца, но он умер, так и не успев укрепить власть своей династии. Дальнейшие преемники на престоле Латинской империи были один хуже другого и больше вызывали жалость, чем страх и уважение.
Константинополь был взят сравнительно небольшим по численности войском крестоносцев, учитывая немалую армию города. И как бы в насмешку, чуть более полувека спустя, в 1261 г. опытный военачальник императора Никеи Михаила VIII Палеолога — Алексей Стратигопул, проникнет в Константинополь хитростью с отрядом всего в 800 чел., благодаря чему столица Византии будет отвоевана у европейцев обратно.
Император Михаил Палеолог воцарится на престоле базилевсов. И пусть Византийская империя восстановится совсем не в том составе, в каком она была до прихода латин, и пусть новый император будет совсем не популярен в народе, но город ликовал, ликовало все население, освобожденное от ига чужеземцев, когда-то так варварски разграбивших красивый и богатый Константинополь.
Теги: Средневековье, Европа, власть, война
Результаты Четвёртого крестового похода
Четвертый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство более 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя.
Венеция – «малая Византия».
В 1212 году в аббатстве Святого Дионисия, что в окрестностях Парижа, появился молодой, двенадцатилетний пастух Этьен. Он заявил, что в июне он был послан к королю Франции от самого Иисуса, явившемся Этьену. В письме было сказано, что Этьен — избранный для свершения того, что не удалось сделать взрослым. А именно — вернуть гроб господень в святую землю. Этьен был лидером и оратором ничуть не меньше Иисуса, и довольно быстро набрал вокруг себя множество последователей. «Взрослые и рыцари не сумели освободить Иерусалим потому, что их помыслы были нечисты. Бог отступился от взрослых, закоренелых грешников. Мы же дети, значит, мы чисты». Он утверждал, что только детям удастся безо всякого оружия захватить священный город, а так же, для пересечения Средиземного моря Бог раздвинет его воды, и «крестоносцы» смогут пройти по его дну так же, как это некогда получилось у Моисея.
Судя по летописям, Этьену приписывались воистину удивительные способности. Его руки исцеляли калек и всех больных, возвращали зрение слепым. Это еще больше доказывало людям его избранность. Его имя моментально стало известным во всех городах Франции. Дети всех возрастов верили ему безоговорочно, и поэтому многие из них решились идти в планируемый крестовый поход. Сбор юных крестоносцев решено было проводить в городе Вендами. Речами Этьена прониклись не только дети Франции, но даже в Германии множество детей прибыло в город, что бы принять участие в этом священном путешествии. Священники, во главе с папой Иннокентием III так же оказывали всяческое содействие в сборе крестоносцев, одновременно попрекая взрослую часть жителей Франции. «Вы отказались вести богоугодную войну против иноверцев. Малым детям приходится выполнить то, что было предназначено взрослым» .
Как кстати, среди капитанов, в бухту прибыло 2 сицилийца, которые на своих кораблях согласились перевести крестоносцев. Дети сели на семь огромных кораблей, которые должны были доставить их на противоположный берег. Но разгулявшаяся буря изменила все планы. У берегов Сардинии два корабля затонули, пять оставшихся были переправлены в египетские гавани, где детей продали в рабство. Так закончился этот крестовый поход.
Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей». Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла.
Было предпринято еще несколько походов в святую землю:
Пятый крестовый поход (1217—1221)
Шестой крестовый поход (1228—1229)
Седьмой крестовый поход (1248—1254)
Восьмой крестовый поход. 1270 год ознаменовался последним, Восьмым крестовым походом под проводом французского короля Людовика. Цель похода, завоевание сильного мусульманского государства Средиземноморья — Туниса. Людовик пытался установить контроль над Тунисом, чтобы свободно, без препятствий, посылать отряды крестоносцев на Святую Землю и в Египет. 18 июня 1270 года, после высадки армии в Тунисе, в полку крестоносцев вспылила эпидемия. В августе умирает король Франции, после такого неожиданного поворота судьбы, в начале ноября, не войдя ни в один бой, крестоносцы отплывают домой, забрав с собой тело мертвого короля Людовика. С каждым днем дела в Палестине ухудшались, магометане отнимали города, а в мае 1291 года пала последняя колония палестинских крестоносцев.
Четвертый крестовый поход: Хронология и ключевые события
Хотя венецианцы ценили искусство, которое они открыли (они сами были полувизантийцами) и сохранили большую часть его, французы и другие уничтожили без разбора, останавливаясь, чтобы освежиться вином, насилие над монахинями и убийства православных священнослужителей. Свою ненависть к грекам крестоносцы наиболее ярко выражали в осквернении величайшей церкви христианского мира. Они разбили серебряный иконостас, иконы и священные книги собора Святой Софии и посадили на патриарший престол блудницу, которая пела грубые песни, когда они пили вино из церковных святынь». 0003 1
Это были ужасные сцены Четвертого крестового похода на Константинополь в 1204 году, когда город был разграблен и осквернен крестоносцами, представляющими Западную (католическую) церковь.
Краткое изложение Четвертого крестового похода
Папа Иннокентий III призвал к Четвертому крестовому походу в 1202 году. Он стремился вернуть Святую Землю через Египет. Венецианский город-государство сотрудничал с церковью в строительстве кораблей и предоставлении моряков для предполагаемого крестового похода. Однако вместо этого крестоносцы отправились в столицу Византии (Восточно-христианская империя) Константинополь. Их завоевание этого города привело к разделу Византийской империи и правлению крестоносцев почти на шесть десятилетий. Не было до 1261 о том, что крестоносцы были изгнаны, а Византийская империя восстановлена. Несмотря на эту реставрацию, Четвертый крестовый поход значительно ослабил Византию, приведя к ее падению в 1453 году из-за османского (турецкого) нашествия .
Рис. 1 — Завоевание Константинополя крестоносцами В 1204 году, 15 век, Давидом Обером.
Четвертый крестовый поход: период
В 1095 году Папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу вернуть Святую землю (Ближний Восток) с Иерусалимом как символом христианства. Начиная с 7-го века земли, частично населенные христианами, постепенно были захвачены исламом, и церковь стремилась вернуть себе то, что считала своим. Кроме того, Византийский император Алексей I обратился за помощью к Папе Урбану, потому что турки-сельджуки стремились захватить Константинополь, столицу Византийской империи. Папа Урбан решил использовать просьбу византийского императора для достижения своих политических целей по объединению христианских земель под властью папства. В это время Восточная и Западная церкви уже находились в расколе с 1054 после столетий неофициального разделения.
В религиозном контексте раскол является формальным отделением церкви. Восточная (православная) и западная (католическая) церкви официально разделились в 1054 году из-за религиозных догм и с тех пор остаются отдельными.
Турки-сельджуки контролировали часть Ближнего Востока и Центральной Азии в 11-14 веках.
У крестовых походов были и практические причины. Средневековая система мужского первородства оставляла наследство, включая землю, только старшему сыну. В результате многие безземельные мужчины в Европе обычно становились рыцарями. Отправка их в Крестовые походы была одним из способов управлять многими такими солдатами. Рыцари часто присоединялись к военным орденам , таким как Тамплиеры и Госпитальеры.
К началу 1200-х крестовые походы продолжались уже более ста лет. Хотя первоначальный дух этих военных экспедиций был подавлен, они продолжались еще столетие. Римская церковь все еще надеялась вернуть себе Иерусалим. Этот ключевой город был захвачен в 1099 году во время Первого крестового похода. Однако крестоносцы потеряли Иерусалим, когда египетский лидер Саладин завоевал его в 1187 году. В то же время некоторые другие города крестоносцев на средиземноморском побережье оставались под контролем Западной Европы. Последними упали Триполи в 1289 году и Акр в 1291 году.
В 1202 году Папа Иннокентий III призвал к Четвертому крестовому походу потому что светские власти в Европе боролись со своими соперниками. Три страны, наиболее вовлеченные в этот крестовый поход на уровне лидеров, были:
- Италия,
- Франция,
- Нидерланды.
Рис. 2 — Папа Иннокентий III, фреска, монастырь Сакро Спеко, ок. 1219.
Ключевые события Четвертого крестового похода
Венеция стала центром Четвертого крестового похода и его политических интриг в 1202 году. Энрико Дандоло, Дож Венеции, хотел отбить порт Зара (Хорватия) у короля Венгрии. В конце концов крестоносцы взяли город и были отлучены от церкви Папой Иннокентием III, потому что король Венгрии был католиком.
Дож — главный магистрат и правитель городов-государств Генуи и Венеции.
Отлучение от Церкви — это формальное лишение возможности быть членом Церкви. В Средние века, когда религия пронизывала все стороны жизни, отлучение от церкви было серьезным делом.
В то же время крестоносцы были вовлечены в византийскую политику, что в конечном итоге привело к разграблению Константинополя. Алексий III сверг своего брата, императора Исаак II Ангелос , заключил его в тюрьму и ослепил в 1195 году. Сын Исаака, также по имени Алексиус, , встретил крестоносцев в Заре, прося помощи в борьбе с его дядей-узурпатором. Сын Исаака пообещал крупную награду за участие крестоносцев и византийцев в Четвертом крестовом походе. Он также пообещал, что византийцы признают важность Римской церкви.
До половины крестоносцев хотели вернуться домой; обещанная награда соблазнила других. Определенное духовенство, такое как цистерцианцев и сам Папа, не поддерживали направление их крестового похода против христианского города Константинополя. В то же время Папа соблазнился идеей создания единой христианской империи. Некоторые историки даже считают Четвертый крестовый поход заговором между венецианцами, сыном Исаака Алексием и IX в.0011 Гогенштауфен-Норманн противников Византийской империи.
Цистерцианцы — средневековый христианский орден монахов и монахинь.
Гогенштауфены — немецкая династия, правившая Священной Римской империей в 1138–1254 годах.
Норманны были жителями Нормандии, Франция, которые позже контролировали Англию и Сицилию.
В конце концов крестоносцы прибыли в Константинополь и провозгласили Исаака II и его сына Алексий IV как византийские соправители. Алексей III покинул город. Однако большие суммы денег, обещанные крестоносцам, не материализовались, и греческое православное духовенство не признало контроль Рима. Вражда между крестоносцами и греками быстро достигла точки кипения.
Например, греческий православный архиепископ Корфу якобы саркастически напомнил всем, что западники, а именно римские солдаты, распяли Христа. Следовательно, Рим не мог править Константинополем.
В то же время крестоносцы вспомнили об инциденте 1182 года, когда толпа разграбила итальянский квартал Константинополя, предположительно убив многих его жителей.
Это ухудшение привело к войне весной 1204 года, и 12 апреля 1204 года захватчики взяли Константинополь штурмом. Крестоносцы разграбили и сожгли этот город. Летописец и лидер крестовых походов, Жоффруа де Виллардуэн, , заявил:
Огонь начал охватывать город, который вскоре яростно полыхал и продолжал гореть всю ночь и весь следующий день до вечера. Это был третий пожар в Константинополе с тех пор, как в страну прибыли французы и венецианцы, и в этом городе было сожжено больше домов, чем в любых трех величайших городах французского королевства».0003 2
Рис. 3. Крестоносцы грабят Константинополь, 1330 г.
Западное христианское духовенство также разграбило множество реликвий, включая терновый венец Христа, хранившийся в Константинополе. Было так много грабежей, что король Франции Людовик IX построил знаменитый собор Сент-Шапель в Париже, чтобы хранить их надлежащим образом.
Реликвии — это предметы или даже части тела, связанные со святыми или мучениками.
Четвертый крестовый поход: лидеры
- Папа Иннокентий III, глава Западной (католической церкви)
- Энрико Дандоло, дож Венеции
- Исаак II, заключенный в тюрьму византийский император
- Алексий III, брат и византийский император Исаака II
- Алексий IV, сын Исаака
- Жоффруа де Виллардуэн, вождь крестоносцев и летописец
Последствия
После того, как Константинополь пал перед крестоносцами, французы основали Латинская империя Константинополя во главе с западным (католическим) патриархом из Венеции. Другие западноевропейцы назначили себя руководителями нескольких греческих городов, включая Афины и Салоники. Папского отлучения крестоносцев больше не было. Только в 1261 году династия Палеологов восстановила Византийскую империю. Восстановленная Византия теперь предпочитала торговать с соперниками венецианцев, генуэзцами. Западноевропейцы, такие как Карл Анжуйский , упорствовали в своих попытках вернуть себе Византию, но потерпели неудачу.
Долгосрочными последствиями Четвертого крестового похода были:
- углубившийся раскол между Церквами Рима и Константинополя;
- ослабление Византии.
Восточная Империя больше не была великой державой в Средиземном море. Первоначальное сотрудничество 1204 года между феодальной знатью, заинтересованной в территориальной экспансии, и купцами продолжалось и после 1261 года. сделал храм Акрополя, Пропилей, своим дворцом.
В конечном итоге слабость Византии не выдержала внешнего давления, и Византия пала перед турками в 1453.
Крестовые походы продолжались почти еще столетие, включая Пятый крестовый поход, организованный папой Иннокентием III. После этого крестового похода папство потеряло свою власть в этом военном начинании. Король Франции Людовик IX возглавил последующие значительные крестовые походы . Несмотря на частичный успех в восстановлении большинства городов и замков крестоносцев, в 1270 году король и большая часть его армии пали от чумы в Тунисе. К 1291, мамлюков, египетский военный класс, отбили акров, которые были последним аванпостом крестоносцев.
Четвертый крестовый поход — основные выводы
- Крестовые походы начались в 1095 году с призыва Папы Урбана II вернуть Святую Землю (Ближний Восток). Папа Урбан II также хотел объединить христианские земли в Западной Европе и Малой Азии (Византийская империя) под контролем папства.
- Папа Иннокентий III призвал к Четвертому крестовому походу (1202-1204 гг. ) для возвращения Иерусалима. Однако крестоносцы перенаправили свои усилия на Византийскую империю, кульминацией чего стало разграбление ее столицы, Константинополя, в 1204 г.
- Крестоносцы разделили Византию, и Константинополь находился под властью Запада до 1261 года.
- Четвертый крестовый поход усугубил раскол между Западной и Восточной церквями и ослабил Византию до ее окончательного падения в 1453 году от рук вторгшихся турок.
Ссылки
- Врионис, Сперос, Византия и Европа. Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World, 1967, с. 152.
- Кенигсберг, Х.Г., Средневековая Европа 400-1500 , Нью-Йорк: Лонгман, 1987, с. 253.
Четвертый крестовый поход и его влияние на отношения между католиками и греко-православными
из Коричневая дама | Том 9
by Университет Чован
Райан Мартин
«Как мне начать рассказывать о деяниях, совершенных этими гнусными людьми! Увы, образы, которым следовало бы поклоняться, были растоптаны! Увы, мощи святых мучеников брошены в нечистые места! Затем было видно то, что страшно слышать, а именно божественное тело и кровь Христа были пролиты на землю или разбросаны по земле». привезенные рыцарями-тамплиерами. Хотя эти воины сражались за религиозное дело, они оправдывали осквернение священных мусульманских мест и нанесение ущерба репутации христианской веры в Ватикане, чтобы получить компенсацию за четыре года бесплатной военной службы. Четвертый крестовый поход и падение Константинополя ознаменовали начало многовековой напряженности и разногласий между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью. Эти события привели к эскалации напряженности между христианскими сектами, посеяв семена сомнения и недоверия между двумя организациями, которые переросли в более серьезные проблемы, очевидные даже в современном обществе.
В двенадцатом веке Римско-католическая церковь призвала к оружию. По мере того, как быстро растущая мусульманская империя прокладывала себе путь через Ближний Восток, Церковь чувствовала необходимость защищать свою Святую Землю, Иерусалим. Церковь унаследовала законы ведения войны из Ветхого и Нового Завета, а также созданные Римской империей. В этом смысле католическая церковь рассматривала насилие как средство для достижения цели. По словам историка Джонатана Райли-Смита, Церковь считала, что насилие «в большей или меньшей степени подтверждается состоянием ума виновных, преследуемыми целями и компетентностью лица или органа, санкционировавшего действие»2. Здесь Райли-Смит объясняет, что Церковь считала насилие негативным только в том случае, если конечный результат не соответствовал целям Церкви. Поэтому, когда Папа Римский санкционировал нападение на Святую Землю в 1203 году нашей эры, чтобы отвоевать ее у мусульман как христианскую землю, насильственный подход был сочтен уместным.
Напряженность между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью началась после Великого раскола 1054 года. Из-за церковных и богословских разногласий две секты разошлись, но сохранили дружеские отношения. Однако разграбление Константинополя создало «непреодолимый барьер ненависти между греками и латинянами»3. Римско-католическая церковь, чтобы расширить и вымогать свою власть.
Война никогда не бывает мирной или рациональной; это совершенно жестоко и разрушительно. Крестоносцы ничем не отличались от других воинов-дикарей, хотя и заявляли, что сражаются во имя христианства. Естественным последствием войны для населения города было страдание, когда город был завоеван. То же самое произошло и с Константинополем. С местными христианами обращались как с заключенными; никто не был в безопасности. Восточные христиане удерживали
1 Хониат, Разграбление Константинополя (1204 г.). Фордхэмский университет. Справочник по истории Интернета. 2 Джонатан Райли-Смит, Оксфордская история крестовых походов, (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), 18. 3 Андреа, Альфред Дж. «Папа Иннокентий III как крестоносец и канонист: его отношения с греками Константинополя», 1198-1216». Church History 39, № 1 (1970): 133–34. Во многих случаях это было даже изменением к худшему. Их бывшие завоеватели были более терпимы, чем христиане Запада, и позволили православным продолжать свою церковную жизнь, как они жили до нашествия. православные к латинскому христианству, дойдя до того, что конфисковали их церковные здания, заключили в тюрьму их духовенство и обращались с ними так, как будто они исповедовали совершенно чуждую религию. ограничивались прежде всего прелатами церкви, большинство восточных христиан все еще считали себя братьями и сестрами во Христе с теми, кто был на Западе. христиан разорвать связи с латинским христианским населением. В течение следующих двух столетий две секты боролись за сосуществование и господство.5
Перед Четвертым крестовым походом Римско-католическая церковь начала планировать запуск кораблей, необходимых для доставки рыцарей на Ближний Восток. Четвертый крестовый поход, организованный папой Иннокентием III, был сосредоточен на захвате крупнейшей мусульманской империи того времени — Египта. Наиболее логичным способом для рыцарей-крестоносцев добраться до этого района было пересечение Средиземного моря. К сожалению, кораблей не хватило для размещения 33 500 рыцарей-крестоносцев, направлявшихся на войну. Именно в этот момент Папа заключил сделку с венецианцами, чтобы приобрести больше кораблей.0005
Отношения между венецианцами и Римско-католической церковью начались в 1202 году. Крестоносцы заключили соглашение с венецианцами о помощи в транспортировке через море. Но цена, установленная венецианцами, превышала доступность организации, которая уже сто лет погрязла в военных долгах. Чтобы выплатить оставшуюся часть долга, крестоносцы согласились разграбить близлежащий город Зара, который был постоянным источником беспорядков между венецианцами и соседними народами Хорватии и Венгрии. Это был первый случай, когда крестоносцы напали на город, управляемый католиками.7 Фактически, Папа Иннокентий III издал прокламацию, которая строго запрещала рыцарям-крестоносцам нападать на своих собратьев-христиан. Не удосужившись прочитать письмо Папы, крестоносцы напали на город. После того как крестоносцы разгромили солдат в Заре, этот район перешел под контроль венецианцев.8 Узнав о нападении и последующем грабеже, папа отлучил рыцарей от церкви. После дальнейшего рассмотрения и осознания того, что венецианцы, по сути, вынудили рыцарей совершить осаду, Папа отменил отлучение от церкви и поручил рыцарям продолжать путь в Святую Землю9.
Рыцари-крестоносцы продолжили свой поход на Святую Землю. Но вместо того, чтобы продолжить свой путь прямо, они устроили еще одну остановку в своем путешествии. Византийская империя, особенно город Константинополь, переживала неспокойные времена. Горожане свергли своего императора Исаака II Ангелоса. Из-за его некомпетентности в недавних битвах узурпаторы схватили его, ослепили и поместили в
4 Юрий Кошарич, «11-13 века: Иннокентий III и Великий раскол», http://mahan.wonkwang.ac .kr/link/med/christianity/history/mod5.htm. 5 Там же. 6 Дональд Э. Квеллер и Джеральд В. Дэй, «Некоторые аргументы в защиту венецианцев во время Четвертого крестового похода», The American Historical Review 81, вып. 4 (1976): 717-37. 7 Жоффруа де Виллардуэн, Хроники Четвертого крестового похода и завоевания Константинополя, Фордхэмский университет. Справочник по истории Интернета. 8 Томас Ф. Мэдден, «Венецианская версия Четвертого крестового похода: память и завоевание Константинополя в средневековой Венеции», Speculum 87, no. 2 (2012): 311-313. 9 Там же.
Четвертый крестовый поход и его влияние на отношения между католиками и греко-православными
Райан Мартин
подземелье дворца. Его сын, Алексиос IV Ангелос, обратился к венецианцам, а также к крестоносцам с просьбой восстановить его отца на троне. Зная позицию обеих сторон, Алексиос пообещал серебро, корабли и солдат, если группа придет к власти. его помощь. Не имея других надежд на успех Крестового похода, венецианцы и рыцари-крестоносцы отплыли в Константинополь в 1203 году. Отсутствие надежды у крестоносцев было вызвано отсутствием у них средств и сокращением числа рыцарей, желающих присоединиться к делу. Обещание Алексиоса решило проблемы, временно лишившие надежды и боевой дух крестоносцев.
При рассмотрении главной цели рыцарей при принятии креста можно обнаружить несколько вопросов с перенаправлением флота крестоносцев на Константинополь. В первую очередь они снова нападали на братский христианский город. Как и при осаде Зары, рыцари-крестоносцы шли против своей первоначальной миссии по возвращению Иерусалима под христианский контроль. Их подкупили кораблями и серебром, чтобы они вмешивались во внутреннюю политику. Некоторые могут возразить, что крестоносцам пришлось перенаправиться в Константинополь из-за нехватки ресурсов. Однако факт остается фактом: рыцари шли прямо против своих христианских обетов.
Крестоносцы не смогли пройти прямо в Константинополь и взять город. Чтобы получить доступ, рыцарям пришлось пересечь пролив Босфор. Используя галеры и конный транспорт, группа пересекла пролив, чтобы встретить ожидавшую византийскую армию. Рыцари немедленно атаковали, в результате чего византийская армия бежала к Галатской башне. Оттуда крестоносцы начали осаду, фактически пережив солдат и убив многих из них. Галатская башня пала, и рыцари-крестоносцы вместе с венецианским флотом получили доступ к Золотому Рогу, что позволило им плыть вдоль побережья к городу Константинополю12 9. 0005
Начиная с июля 1203 года крестоносцы начали борьбу за город Константинополь. Первоначально шансы на победу были не в пользу крестоносцев. Рыцари были в значительном меньшинстве. Вспыхнул пожар, повредивший многие из их ресурсов, и Алексиос IV Ангелос в страхе бежал, бросив крестоносцев. Их очевидное невезение продолжилось, когда фракция внутри городских стен Константинополя захватила Алексиоса IV Ангелоса и убила его. Алексиос был тем, кто пообещал плату венецианцам и рыцарям-крестоносцам. После его ухода крестоносцы забеспокоились, что их награда больше не будет реализована. Таким образом, в осаждающей армии зажегся новый огонь, и начался разграбление Константинополя.
Поначалу условия были неблагоприятными. Ревущий гром, молнии и ветер заставили крестоносцев и венецианцев сдаться. В конце концов, приливы изменились, и венецианские корабли обнаружили гавань и использовали ветер, чтобы приблизиться к городским стенам. Рыцари с новым рвением пробили дыры в стенах, окружающих город. Используя найденные слабости, рыцари вошли в Константинополь, и началась осада.
С новыми силами и энергией рыцари-крестоносцы предприняли новую атаку на Константинополь. Историк крестовых походов Джонатан Филлипс описывает нападение крестоносцев как группу людей, у которых «недостаток 9 человек».0005
10 Уоррен Т. Тредголд, История византийского государства и общества (Стэнфорд, Калифорния: Stanford Univ. Press, 2000), 650–654. 11 Там же. 12 Дэвид М. Перри, Священная добыча: Венеция и последствия Четвертого крестового похода (Университетский парк, Пенсильвания: издательство Пенсильванского государственного университета, 2015), 199–205. 13 Там же. 14 Там же.
Четвертый крестовый поход и его влияние на отношения римо-католиков и греков-православных
Райан Мартин
человечество, «безумцы, бунтующие против священного», убийцы, которые… предвидели нечестивые дела». неудивительно, что папа Иннокентий III отправил крестоносцам еще одно письмо, запрещающее им продолжать атаку. Опять же, духовенство скрывало информацию от рыцарей-крестоносцев, опасаясь, что это заставит их отказаться от дела ради спасения Святой Земли. Не зная о своем потенциальном отлучении от церкви, рыцари продолжили свой план по захвату города.
Войдя в город, крестоносцы ранили и убили мужчин, изнасиловали женщин, сожгли здания и украли ценные вещи. Филипс описывает совершенные злодеяния как «беспощадную резню христиан всех возрастов, мужчин и женщин, окрашивающую кровью христианские мечи, которые должны были быть использованы против язычников»16. Христиане описывали крестоносцев как диких и безжалостных, которым нечего терять. Во многом это нападение напоминает подобную бойню, которую проводили викинги, захватившие Северную Европу между 79 г.3 г. н.э. и 1093 г. н.э. Христиане наблюдали, как церкви, дворцы и магазины были «поглощены пламенем» и сожжены дотла, не оставив ничего. Последовали три дня грабежей, когда рыцари забрали все ценные предметы, которые они могли увезти в Европу.
После разграбления крестоносцы, венецианцы и византийские греки подписали договор под названием Partitio Romaniae, который разделил всю Византийскую империю между венецианцами и их союзниками. Венецианцы захватили три восьмых территории Византийской империи, включая Ионические острова, Андрос, Крит, Эвбею и Наксос. С этими территориями они могли контролировать всю торговлю через Средиземное море18. Латинская империя получила большую часть суши, контролируя Эгейское море, пролив Дарданеллы и выход к Черному морю через город Константинополь19.Эта первоначальная попытка восстановить разорванные отношения, вызванные несанкционированным набегом крестоносцев, не смогла сгладить сохраняющуюся напряженность между религиозными группами.
Мало того, что разграбление Константинополя разделило Империю; он также нанес сокрушительный удар, разрушивший отношения между западными католиками и восточной православной церковью. Когда Папа Иннокентий III услышал о зверствах, совершенных во имя христианства, он отправил письмо кардиналу-священнику, осуждая эти действия. В письме он писал: «Как, в самом деле, греческая церковь может вернуться к церковному единству и преданности Апостольскому Престолу, когда на нее обрушилось столько скорбей и гонений, что она видит в латинянах только пример? о погибели и делах тьмы, так что она теперь и небезосновательно ненавидит латинян больше, чем собак? Что касается тех, кто должен был искать целей Иисуса Христа, а не своих собственных целей, чьи мечи, которые они должны были использовать против язычников, теперь истекают христианской кровью, они не щадили ни возраста, ни пола. . . . Не довольствуясь взломом имперской казны и разграблением имущества принцев и низших людей, они также
15 Джонатан Филлипс, Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя (США: The Penguin Group, 2004), xiii. 16 Там же, 302. 17 Там же, 305. 18 Там же, 305. 19 Там же, 305.
Четвертый крестовый поход и его влияние на отношения между католиками и греко-православными
Райан Мартин
завладели сокровищами церквей и, что еще серьезнее, на самом их имуществе. Они даже сорвали с жертвенников серебряные тарелки и порубили их между собой. Они осквернили святые места, похитили кресты и мощи20 9 .0005
Даже Папа Римский публично признал, что действия рыцарей ослабили отношения между двумя христианскими конфессиями. Несмотря на ошибочные попытки крестоносцев восстановить христианство, мусульманская империя продолжала расти. По мере того, как мусульмане расширяли свою империю по всей Африке и Европе, Константинополь и другие земли, контролируемые восточной православной церковью, находились под постоянной угрозой господства. Миролюбивые люди, у которых практически не было армии, прелаты Восточной православной церкви стремились восстановить связи с Римско-католической церковью, чтобы получить союзника в борьбе против мусульман. С 1274 по 1439 гг., епископам обеих сект удалось примириться; к сожалению, примирение ничего не дало из-за упорства буржуазии и крестьян21. Эта акция продолжала повторяться. Каковы бы ни были действия прелатов, пытавшихся разрешить спор, результат всегда был неудачным.
На протяжении веков предпринимались многочисленные усилия по примирению. Последнее произошло в 2016 году между Патриархом Кириллом и Папой Франциском, когда они подписали соглашение, чтобы разрешить тысячелетний конфликт между двумя сторонами.
Четвертый крестовый поход и падение Константинополя положили начало многовековой напряженности и разногласиям между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью. Эгоистичное решение крестоносцев вторгнуться в Константинополь вопреки требованиям Папы привело к тому, что напряженность между христианскими сектами переросла в болезненный раскол, излучающий проблемы даже в двадцать первом веке. Короче говоря, разграбление Константинополя укрепило разделение, созданное Великим расколом. Усилия прелатов по воссоединению на протяжении веков мало что дали. А негодование, вызванное обращением с православным народом во время разграбления Константинополя, оставило неизгладимое наследие горечи, которое не скоро будет забыто.
20 Папа Иннокентий III. «Выговор легата». Фордхэмский университет. Справочник по истории Интернета.
21 Джейкоби Дэвид, «Встреча двух обществ: западных завоевателей и византийцев на Пелопоннесе после Четвертого крестового похода», The American Historical Review 78, no. 4 (1973): 875.
Четвертый крестовый поход и его влияние на римско-католические и греко-православные отношения
Райан Мартин
Первичные источники Библиография архива Фордхэмского университета
Хониат, Разграбление Константинополя (1204 г.) . Фордхэмский университет. Справочник по истории Интернета.
Папа Иннокентий III. «Выговор легата». Фордхэмский университет. Справочник по истории Интернета. Виллардуэн, Жоффруа де. Хроника Четвертого крестового похода и завоевания Константинополя. Университет Фордхэм
. Справочник по истории Интернета.
Вторичные источники
Андреа, Альфред Дж. «Папа Иннокентий III как крестоносец и канонист: его отношения с греками Константинополя, 1198-1216». История церкви 39, № 1 (1970): 133–34.
Ангелов, Димитер и Джудит Херрин. «Христианская имперская традиция — греческий и латинский языки». Универсальная империя:
Сравнительный подход к Имперская культура и репрезентация в истории Евразии (2012): 149–74. Асбридж, Томас С. Крестовые походы: Война за Святую Землю. Сидней, Новый Южный Уэльс: ReadHowYouWant, 2014.
Бранд, Чарльз М. «Византийский план для Четвертый крестовый поход». Speculum 43, № 3 (1968): 462-75.
Коссен, Уильям С. Совместная католически-православная декларация. Архив данных Ассоциации религии, 1998. Дэвид, Джейкоби. «Встреча двух обществ: западных завоевателей и византийцев на Пелопоннесе после Четвертого крестового похода». Американский исторический обзор 78, вып. 4 (1973): 873-906. Истмонд, Энтони. «Местные святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода».
Speculum 2003 78:3: 707-749.
Эванс, Джеймс Аллан Стюарт. Император Юстиниан и Византийская империя. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood
Press, 2005.
Fairbairn, Дональд. Восточное православие глазами Запада. Луисвилл, Кентукки: Westminster John Knox Press, 2002. Ферт, Джон Б. Константин Великий; Реорганизация Империи и Триумф Церкви. Нью-Йорк:
Г.П. Putnams Sons, 1905.
Мэдден, Томас Ф. «Венецианская версия Четвертого крестового похода: память и завоевание Константинополя в средневековой Венеции». Зеркало 87, вып. 2 (2012): 311-44. Маврогордатос, Джордж Т. «Церковно-государственные отношения в греческом православном деле». Церковь и государство в Европе
Совместные сессии ECPR (2000): 14-19. Перри, Дэвид М. Священная добыча: Венеция и последствия Четвертого крестового похода. Университетский парк: Пенсильвания
State University Press, 2015.
Филипс, Джонатан. Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя. USA: The Penguin Group, 2004.
Четвертый крестовый поход и его влияние на отношения римо-католиков и греко-православных
Райан Мартин
Квеллер, Дональд Э. и Джеральд В. Дэй. «Некоторые аргументы в защиту венецианцев в Четвертом крестовом походе».
Американское историческое обозрение 81, вып. 4 (1976): 717-37. Квеллер, Дональд Э., Томас К. Комптон и Дональд А. Кэмпбелл. «Четвертый крестовый поход: забытое большинство».
Зеркало 49, №. 3 (1974): 441-65.
Райли-Смит, Джонатан. Оксфордская история крестовых походов. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.
Рудометоф, Виктор. «Глокализация восточного православного христианства». Европейский журнал социальной теории 16, вып. 2 (май 2013 г.): 226–45.
Тредголд, Уоррен Т. История византийского государства и общества. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Press, 2000.