Имя Александра Невского в истории Тверского края
Александр Невский выдающийся политик, государственный деятель и великий полководец переломной эпохи российской истории, о которой автор многотомной «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Николай Иванович Костомаров (1817-1885) сказал: «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на неё хлынули монголы с бесчисленными полчищами покорённых татарских племён, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование». «Великий князь владимирский и новгородский князь Александр Ярославович продолжил и закрепил успехи своего отца по воссозданию государственности российской…», — писал о великом князе российский историограф и литератор, составитель «Истории государства Российского Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
В 6-м томе «Лицевого летописного свода XVI века» под 6771 (1263) годом летописец сообщает: «В том же году князь великий Александр Ярославич, внук Всеволода, правнук Юрия Долгорукова, праправнук Владимира Мономаха… пошел в четвертый (раз) в Орду к царю Сартаку; и зимовал там, и разболелся сильно, и отпущен был на Русь». Тверской археограф, кандидат исторических наук Галина Сергеевна Гадалова, просматривая летописные источники, нашла сведения о пяти поездках Александра Ярославича в Золотую Орду на поклонение. И каждый раз князю удавалось, благодаря покорности и обещаниям богатых даней «…отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси…». Так писал о взаимоотношениях Александра Ярославича с Ордой известный российский историк, автор пятитомной «Истории России» Дмитрий Иванович Иловайский (1832 — 1920).
Удивительно точно охарактеризовал осмотрительную политику Александра Невского с католическим Западом исследователь средневековой России, член-корреспондент АН СССР Владимир Терентьевич Пашуто (1918-1983): «…Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он родоначальник политики московских князей, политики возрождения России».
Борзаковский В.С. Княжение Ярослава Ярославича.
Начало Тверского княжества. Набег Литовцев. Участие Тверского князя в борьбе Александра Невского и Андрея Суздальского История Тверского княжества. — Санкт-Петербург, 1876. — С. 68-83.
Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. — Москва : Молодая гвардия, 2010. — 327, [2] с., [8] л. ил. — (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий / осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким. Малая серия ; вып. 5) (ЖЗЛ — малая серия).
Володихин Д.М. Александр Невский. Повелитель битв // Володихин Д.
М. Рюриковичи. — Москва, 2013. — С. 113-136 : ил. — (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1633 (1433).
Князь Александр Невский и его эпоха : исследования и материалы / под. ред. Ю.К. Бегунова, А.Н. Кирпичникова; Рос. акад. наук ; Ин-т истории материальной культуры. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1995. — 214 с. : ил.
Пашуто В.Т.Александр Невский. — Москва : Молодая гвардия ; Екатеринбург: Уральский торговый Дом «Посылторг», 1995. — 157 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).
Борисов Н.С. Михаил Тверской. — Москва : Молодая гвардия, 2017. — 282 с, [2], [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М.
Горьким ; вып. 1793 (1593).
Клепинин Н.А. Святой и Благоверный Великий князь Александр Невский. — Paris : YMCA-PRESS, [б. г.]. — 205 с.
Нефёдова Л. Торопец в жизни Александра Невского / сост. Л.Г. Нефёдова ; рис. на обл. А. Неелова // Торопец: прошлое и настоящее : сб. очерков. — Нелидово,1996. — С.12-14.
Кучкин В.А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. — 1996. — № 5. — С. 18–33.
РодословиеАлександр Невский — выдающийся политик, государственный деятель и великий полководец переломной эпохи российской истории…
- Читать далее
..
- Читать далее
Александр Невский был канонизирован на Московском соборе в 1547 году…
- Читать далее
2021 год — год Александра Невского в России. Виртуальная выставка. мероприятия СПбГИКиТ
В соответствии с Указом Президента РФ и в связи с 800-летием со дня рождения 2021 год объявлен в России годом Александра Невского.
18 апреля — День воинской славы России — день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.).
«Благоверный князь Александр Невский не должен оставаться в нашем сознании лишь героем прошлого, некогда победившим шведских и немецких рыцарей… Его образ актуален для России и сегодня, спустя восемь веков.
.. Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Эти ценности носят вневременный характер для любой нации. Александр Невский не только защитил наше Отечество от нашествия Запада, но и сумел выстроить такие отношения с Ордой, которые обеспечивали сохранение Руси от постоянных набегов кочевников. Это потребовало от него огромной мудрости, дипломатического такта, способности идти против течения. …Он был одним из тех, кто заложил основы нашего государства, ставшего общим домом как для православных, так и для представителей других традиционных религий – мусульман, буддистов, иудеев».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Бегунов, Ю. К. Александр Невский : биография отдельного лица- литературный материал / Ю. К. Бегунов. — М. : Мол. гвардия, 2003. — 262 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей : сер.
биогр. ; вып. 841). — ISBN 5-235-02549-0
Книга посвящена великому князю Александру Ярославичу Невскому, одному из крупнейших политических деятелей средневековой Руси и почитаемому русскому святому. Привлекая новые, ранее не известные источники, автор воссоздает широкую картину жизни Руси в эпоху княжения Александра Невского. Значительное внимание уделено также истории почитания святого и благоверного князя в России XIII-XX веков, а также литературной истории Жития Александра Невского.
Мосияш, С. П. Александр Невский : роман-трилогия. — М. : Армада, 1994. — 622 с. — (Рюриковичи). — ISBN 5-87994-049-7.
Роман-трилогия известного писателя-историка Сергея Мосияша рассказывает о жизни и деятельности одного из величайших государственных деятелей Древней Руси князя Александра Ярославовича Невского.
Великий князь Александр Невский : Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского.
Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского / сост. А. Ю. Карпова. — Москва : Русский мiръ, 2002. — 384 с. — (Русский мiръ в лицах).
В книге собраны основные источники по истории трагической и славной эпохи, агиографические памятники и наиболее значимые оценки деяний Александра Невского, принадлежащие видным историкам, писателям и публицистам.
Бегунов, Ю. Александр Невский / Ю. Бегунов. — Москва : Эксмо, 2009. — 320 с. — (Главное имя России). — ISBN 978-5-699-32160-5.
Святой благоверный князь Александр по-прежнему любим в народе, что доказывают и результаты интернет-опроса «Имя России». Герой Невской битвы и Ледового побоища, он заслужил вечную память и вечную благодарность потомков. Эта книга — лучшая на сегодняшний день, самая полная и подробная биография Александра Невского, увлекательный рассказ о его великой эпохе, его подвижнической жизни, трагической смерти и посмертной славе.
Югов, А. К. Ратоборцы : эпопея в 2 кн. / А.К. Югов ; послесл. С. Шуртакова. — Л. : Лениздат, 1983. — 478 с.
Дилогия состоит из книг «Даниил Галицкий» и «Александр Невский». Эпопея воссоздает живой образ Руси XIII века, борющейся с захватчиками с Запада и Востока, ее мужественного народа, ее мудрых князей — полководцев и дипломатов.
Дегтярев, А. Я. Заступник Отечества : историческая литература / А.Я. Дегтярев. — Л. : Худож. лит., 1990. — 158 с.
Книга посвящена 750-летию битвы на Неве и ее главному участнику новгородскому князю Александру Ярославичу (Невскому).
Кубеев, М. 100 великих имён России : научно-популярная литература / М. Кубеев. — М. : Вече, 2010. — 256 с. : ил. — (Иллюстрированная коллекция). — ISBN 978-5-9533-3991-9.
В книге представлены личности, способствовавшие процветанию Российского государства.
Это князь Александр Невский, Петр I, Екатерина II. и мн. др. Иллюстрации дают наглядное представление о выдающихся россиянах оставивших о себе великую память.
Белов, В. И. Собрание сочинений : в 5 т. / В.И. Белов. — М. : Современник, 1991 — 1993. — Текст : непосредственный.
Т. 2. — 1991. — 734 с. — ISBN 5-270-01452-1.
Во второй том собрания сочинений Василия Белова вошли широко известные произведения: цикл прозы «Воспитание по доктору Споку», роман «Все впереди», пьесы «Александр Невский», «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей», рассказы для детей.
Воинские повести Древней Руси : сборник / сост. Н. В. Понырко. — Л. : Лениздат, 1985. — 495 с. : ил. — (Библиотека «Страницы истории Отечества»).
В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы, посвященные героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков, в том числе «Повесть о житии Александра Невского».
Место хранения книг можно посмотреть в каталоге библиотеки СПбГИКиТ
В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный исторический фильм «Александр Невский» о победе русского воинства в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Картина заслужила всенародное признание и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Главную роль сыграл один из любимейших актеров Эйзенштейна — Николай Черкасов. Роль богатыря Василия Буслая досталась народному артисту СССР Николаю Охлопкову, а Гаврилу Олексича сыграл известный артист Андрей Абрикосов. Более подробно о фильме можно узнать на канале «Культура»
В фонде библиотеки СПбГИКиТ:
Александр Невский : кинофильм / реж.: Д. Васильев, С. М. Эйзенштейн ; опер. Э. К. Тиссэ. — М. : [б. и.], 1938.
— 1 вк. (111 мин.) : черн-бел., звук на том же нос., изобр.pеал., касс.2к , VHS.
О работе над фильмом можно прочитать в книгах:
Мосфильм : статьи, публикации, изобразительные материалы / ред.: М. А. Богданов, И. А. Пырьев. — М. : Искусство, 1959. — Текст : непосредственный.
Вып. 1 : Работа над фильмом. — 1959. — 391 с. : ил.
Эйзенштейн С. М.
Избранные произведения : в 6 т. / С. М. Эйзенштейн ; вступит. статья Р. Юренева. — М. : Искусство, 1964 — 1971.
Т. 1 / сост.: П. М. Аташева, Ю. А. Красовский, В. П. Михайлов. — 1964. — 695 с. : ил.
Шкловский, В. Б.
Эйзенштейн / В. Б. Шкловский. — М. : Искусство, 1973. — 297 с. : ил. — (Жизнь в искусстве).
Герасимов, Ю. К.
Черкасов / Ю.К. Герасимов, Ж.Г. Скверчинская ; предисл. М. Царева. — 2-е изд. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 348 с., 25 л. ил. : ил. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 8(563)).
Черкасова, Н. Н.
Рядом с Черкасовым : мемуары / Н. Н. Черкасова ; предисл. Ю. Толубеева. — Л. : Лениздат, 1978. — 255 с. : ил.
Полнотекстовые электронные ресурсы
В ЭБС Znanium.com
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург : [Б. и.], 1913. — 16 с., ил. — Текст : электронный.
Полные тексты статей доступны на панели «Инструменты» (справа) после регистрации на сайте ресурса
Сургуладзе В.
Ш. ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ (К 800-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО) // Проблемы национальной стратегии. – 2020. — № 4 (61). – С. 184-198.
Михайлов В. А. ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / В. А. Михайлов, С. П. Сороков // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. — № 1 (72). — С. 71-76.
Голышев А. И. С ИМЕНЕМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО // Псковский военно-исторический вестник. – 2018. — № 4. – С. 245-250.
Лескин Д. Ю. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ОБРАЗ ИСТОРИИ И ОБРАЗ ДУХА // Поволжский вестник науки. – 2020. — № 4 (18). – С. 8-13.
Багдасарян В. Э. СТРАТЕГИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТРЕНДОВ ТРИНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2021. — № 1. – С. 8-21.
Иерусалимский Ю. Ю. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ / Ю.
Ю. Иерусалимский, С. Лукашенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2021. — № 1. – С. 22-34.
Васнев Ф. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ — ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2021. — № 1 (14). – С. 64-73.
Соколов Р. А. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ: СКУЛЬПТУРНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / Р. А. Соколов, М. А. Костыря // ПРАКСЕМА. ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ. – 2021. — № 1 (27). – С. 95 -123.
Коломникова Е. Н. ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ИКОНОГРАФИИ НАЧАЛА XX ВЕКА // Вестник Омской православной духовной семинарии. – 2020. — № 1 (8). – С. 282-298.
Дегтярев А. Я. ПЕРВЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА (К 780-ЛЕТИЮ НЕВСКОЙ БИТВЫ) // ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ. – 2020.
— № 1 (12). – С. 6-13.
Богданов А. П. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ — ПРАРОДИТЕЛЬ И НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА // ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ. – 2020. — № 1 (12). – С. 14-29.
Шкаровский М. В. СУДЬБА МОЩЕЙ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В XVIII-XX ВЕКАХ // ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ. – 2020. — № 1 (12). – С. 247-255.
Свердлов М. Б. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ — ГЕНИЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ // ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2017. — № 3 (15). – С. 7-31.
Бурков В. Г. К ИСТОРИИ ОРДЕНА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО // КЛИО. — 2016. — № 6 (114). – С. 83—91.
Ефимов В. Ф. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СКВОЗЬ МНОГОВЕКОВУЮ МИФОЛОГИЮ / В. Ф. Ефимов, Е. В. Никольский // STUDIA HUMANITATIS. – 2014. — № 3. — 1-11.
Лионов Ю. А. РОЛЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА // Скиф.
Вопросы студенческой науки. – 2020. — № 5-1 (45). – С. 254-258.
Алексеев С. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ЖИЗНЬ, СТАВШАЯ ЖИТИЕМ // Родина. -2013. — № 8.– С. 2-5.
Ранне А. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД // Родина. – 2013. — № 8. – С. 7-10.
Толочко п. п. В ЗАЩИТУ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. – 2013. – Т. 83. — № 2. – С. 120-123.
Соколов Р. КНЯЗЬ И МИТРОПОЛИТ: ДУХОВНЫЙ МЕЧ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО // Родина. – 2012. — № 9. – С. 102-103.
Данилевский И. Н. СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДИСКУССИИ О КНЯЗЕ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ // ТРУДЫ ПО РОССИЕВЕДЕНИЮ. 2010. — № 2. – С. 225-236.
Регинская Н. В. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ КАК СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ // ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ. – 2011. – Т. 12. — № 1. – С. 121-132.
Алексеев Ю.
Г. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ВЫБОР ЦЕЛИ // Клиническая патофизиология. – 2015. — № 3. – С. 74-80.
Двое от Сергея Эйзенштейна: Октябрь и Александр Невский DVD-рецензии
Сергей Эйзенштейн был одним из самых значительных теоретиков кино и режиссеров раннего кино. Если он не изобретал монтаж, то уж точно усовершенствовал его, сделав больше, чем просто серию изображений, собранных вместе, чтобы рассказать буквальную историю. Он считал и доказал своими фильмами, что правильные изображения, сопоставленные друг с другом, могут рассказать символическую историю и вызвать эмоциональный отклик. Его Броненосец Потемкин 9«0004» (1925) считается одним из величайших и влиятельных фильмов всех времен. Corinth Films собирается выпустить два других менее известных фильма Эйзенштейна, исторические эпопеи Александр Невский (1938) и Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир) (1928). Оба выпускаются на чистых DVD.
Фильмы Эйзенштейна невозможно отодвинуть от места и времени, в котором они были сняты.
Сказать, что он жил и работал в бурный период истории России, было бы большим преуменьшением. Он пережил русскую революцию, Первую и Вторую мировые войны. Его страна превратилась из империалистической нации, управляемой царями, в первую коммунистическую страну в мире. Все это сильно повлияло на кинопроизводство Эйзенштейна: от того, как он думал о жизни и искусстве, до тем, о которых он снимал фильмы, и до того, как его фильмы подвергались цензуре со стороны растущих коммунистических режимов.
Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир) посвящен непосредственно русской революции, а Александр Невский рассказывает историю великого русского лидера, жившего за столетия до Эйзенштейна. Тем не менее, в нем также есть что сказать о временах, в которые он жил, как мы скоро увидим.
Александр Невский был историческим князем, который правил большой территорией современной России в то время, когда казалось, что захватчики приближаются со всех сторон. В фильме рассказывается о вторжении тевтонских рыцарей в крестовый поход и героической защите Невским своей родины.
Он работал как эффективный пропагандистский инструмент, призванный убедить современных россиян защищать свою родину от вероятного вторжения нацистов.
Сюжет невероятно прост. Тевтонские рыцари разграбили город Псков и собираются завоевать остальную часть Новгорода. Александр Невский (Николай Черкасов) сплачивает простых людей на войну, где они выигрывают решающее ледовое сражение, которое приводит их к окончательной победе. Большинство персонажей столь же безымянны, сколь и безлики. Есть некоторая попытка сделать это личным с небольшой глупостью о двух мужчинах, ведущих соревнование, кто из них самый храбрый и, следовательно, будет, когда рука прекрасной девушки и сильной женщины-воина доказывает свой героизм, но в основном это много. тел, бьющихся друг о друга.
Но Эйзенштейн очень хорошо разбрасывает летающие тела. В дальних планах он выстраивает солдат в геометрические узоры, а затем заставляет их бежать навстречу друг другу визуально увлекательными способами. В одной из сцен одна группа солдат сцепляет свои щиты, а затем, когда враг бросается на них, они бросают свои копья, одновременно пронзая их.
Затем другая группа бежит к ним только для того, чтобы встретить тот же конец. Затем снова и снова. Эйзенштейн, кажется, любит шаблоны, так как он выстраивает солдат определенным образом, а затем повторяет действие несколько раз, как если бы оно повторялось.
Он перейдет к крупному плану одного солдата, пока мы наблюдаем, как он рубит и наносит удары в сторону камеры, в то время как на заднем плане дикие массы сражаются в бесконечном беспорядке. Снова и снова фильм находит интересные способы продемонстрировать ужасающую свирепость этой войны. Это визуально ошеломляющий шедевр.
Иногда это может быть ошеломляющим и утомительным. Это особенно верно, поскольку в фильме мало интереса к реальному повествованию. Нам дают очень мало информации о том, кем был Александр Невский и за что он борется. Еще меньше нам дано о его соотечественниках. Как человек, стоящий далеко за пределами этой истории, я обнаружил, что меня совершенно не интересует исход битвы. Этот фильм не для меня или для вас.
Сомневаюсь, что Эйзенштейн знал, что его будут показывать далеко за пределами России и уж точно не через 100 лет после того, как он был снят. Предположительно, его современники хорошо знали русскую историю, и некоторые предполагают, что Невский был чем-то вроде культурного героя, поэтому подробности его жизни не нужны. Это было бы похоже на создание фильма об американской революции сегодня. Мне не нужна длинная предыстория о том, кем был Джордж Вашингтон и почему он воевал против Британии.
Фоном для создания фильма стал подъем нацистской Германии. Гитлер собрал огромную армию и готовился захватить мир. Россия стояла у его границы, не готовая к войне. Но политические силы могли видеть, что война приближается, несмотря ни на что. Таким образом, Александр Невский — чистая пропаганда. Это напоминание русскому народу о том, что он и раньше противостоял великим врагам и побеждал. Теперь пришло время сделать это снова.
Эйзенштейн считается соавтором сценария и сорежиссером.
Насколько я понимаю, власть предержащие не хотели, чтобы он впал в то, что они называли формализмом. То есть официально они не хотели, чтобы он сделал свой фильм слишком артистичным или интеллектуальным, чтобы сбить с толку неподготовленные массы, но на самом деле им нужно было держать его в узде. Его фильмы должны были соответствовать официальной доктрине.
Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир) также был пропагандистским материалом. На самом деле мою рецензию на фильм можно было почти полностью скопировать и вставить из моих мыслей о Александре Невском — это блестяще снятый фильм с невероятным визуальным рядом, но немного сумбурным повествованием.
Снятый через десять лет после Октябрьской революции 1917 года и приуроченный к ней, фильм представляет собой простой пересказ тех событий. В 1905 году классы крестьян восстали против Российской империи. Царь обещал реформы, но они не спешили. 19 февраля17 декабря народ снова взбунтовался, и было сформировано временное правительство более парламентского типа.
Но все представители были из высших слоев общества и мало чем помогали крестьянству. В ноябре большевики во главе с Владимиром Лениным захватили правительство и создали Советский Союз, который мы знаем сегодня.
Фильм раскрывает все это и многое другое в головокружительном темпе. Это немой фильм, поэтому в нем очень мало диалогов, даже меньше, чем в большинстве немых фильмов, которые я видел. Интертитры сообщают нам, за какой группой людей мы наблюдаем («Большевики» или «Предатели» и т. д.), или дают очень основную информацию о том, что происходит, но в основном они позволяют визуальным эффектам рассказать свою историю. Еще раз, как человека, совершенно не знакомого с русской историей, повествование было довольно запутанным. Я знаю об этой истории больше, чем об Александре Невском, но подробностей почти нет. Я знаком с такими именами, как Ленин и Троцкий, но я не мог написать вам сочинение и все, что они делали или думали. Но опять же, этот фильм был создан не для меня. Те, кто жил всего в десяти годах от событий, были бы хорошо знакомы с подробностями и не нуждались бы в них.
И снова визуальный стиль фильма просто великолепен. Эйзенштейн обладает таким визуальным чутьем и способностью сопоставлять изображения вместе, чтобы вызвать эмоциональный отклик. В одной из сцен одного из лидеров временного правительства сравнивают с прихорашивающимся механическим павлином. В другом изображения Иисуса Христа противопоставляются другим религиозным лидерам индуистской и буддийской конфессий, а затем, наконец, воинским регалиям, как бы намекая на то, что все религии сделаны из одной ткани и патриотизм одинаков.
В начале фильма есть сцена, когда начинается восстание, когда правительственные силы закрывают центральную часть города от крестьян. Мосты подняты, и мы наблюдаем, как труп лошади медленно поднимается вверх, а затем падает в море. Тогда буржуазия выбрасывает в море экземпляры большевистской газеты. Этот фильм стоит посмотреть во второй раз, чтобы лучше понять мириады образов, собранных воедино.
Не знаю, как оценить ни один из этих фильмов.
Это важные фильмы в истории кино, снятые одним из величайших режиссеров первых дней существования кино. Они визуально ошеломляют и наполнены невероятно интересными монтажами. Но это тоже пропагандистские материалы, и, откровенно говоря, местами довольно скучные. Александр Невский особенно может поразить чувства боевыми сценами и в то же время утомить вас на куски.
Оба фильма выпускаются компанией Corinth Films на голых DVD. Информации об отпечатках нет, поэтому я не думаю, что была проведена какая-либо реставрация. Оба фильма выглядят неплохо, учитывая все обстоятельства, хотя есть много мусора, царапин и других напоминаний о том, что эти фильмы были сняты на заре кинематографа. Нет никаких дополнений, даже нормального меню DVD. Фильмы начинаются, как только вы их вставляете, и если вы нажмете клавишу «Меню», вы попадете только в список глав.
Хорошо иметь их на физическом носителе, но они действительно нуждаются в хорошей реставрации, и некоторые дополнения были бы очень кстати.
Очень не хватает аудиокомментариев или визуальных эссе, подробно описывающих сюжеты этих фильмов и их историческое значение.
Rafflecopter в подарок
Интервью с Александром Невским о ПЕРЕСТРЕЛКЕ В РИО БРАВО
Александр, ты тот, кого я считаю «звездой боевиков» по моему определению этого термина. Вы перешли с чемпионатов по бодибилдингу и стали актером. Я видел все ваши фильмы и понял, на что вы способны в плане актерского мастерства и съемок боевиков. Скажите мне: что было решающим фактором для вас, чтобы сделать вестерн с Перестрелка в Рио-Браво ? Я никогда бы не подумал, что этот жанр сработает для вас, но я был очень приятно удивлен, что это сработало. Что ты думаешь по этому поводу?
Прежде всего, большое спасибо за все ваши добрые слова и поддержку на протяжении многих лет, Дэвид! Я очень ценю это.
Во-вторых, ПЕРЕСТРЕЛКА В РИО БРАВО была для меня большим риском. Я имею в виду, вы можете представить русского бодибилдера в серьезном западном фильме? Это даже звучит странно, правда? Но мне очень повезло, потому что меня представили Джо Корнету. Он является режиссером нескольких отмеченных наградами независимых вестернов. Джо убедил меня попробовать этот новый жанр, и я не могу отблагодарить его за это! Я начал свое исследование и нашел увлекательную историю из реальной жизни об иммигранте из Российской империи Иване Турчанинове, который стал героем Гражданской войны в США. Я сразу понял, что хочу сыграть эту роль. Готовясь к этой роли, я провел немало времени, тренируясь с лошадьми и отрабатывая навыки стрельбы из лука в традиционном западном стиле. В конце концов, Джо снял боевик-вестерн, так что мне это не казалось совершенно новым жанром.
Расскажите мне немного о вашей истории с вестернами. В России вестерн был чем-то, что было хорошо оценено, или это было слишком иностранно для той аудитории? Какие ваши любимые вестерны и кто ваши любимые западные кино- или телезвезды?
Я вырос в СССР и в то время не мог смотреть там американские вестерны.
Но самое смешное, что я помню всех тех «Истернов» (разновидность вестернов, которые снимались в Восточной Германии и Югославии), и они всегда изображали индейцев хорошими парнями, а ковбоев — плохими парнями. Свой первый настоящий вестерн я, кажется, увидел на пиратском видео в начале 9-го.0s, и это было ХОРОШЕЕ, ПЛОХОЕ И УГРОЗНОЕ. Клинт Иствуд стал моей любимой западной звездой и остается им до сих пор.
Расскажите немного о том, как стать реальным персонажем, которого вы играете в Gunfight . В фильме немного рассказывается об истории этого человека, и все это для меня ново, поэтому объясните, как вам удалось адаптировать эту историческую фигуру к художественному фильму, где вы в каком-то смысле вступаете в его шкуру, и как вы почтили его наследие.
Как я уже сказал, я сделал домашнее задание. Я читал статьи об Иване или Джоне Бэзиле Турчине (так он себя называл в США). Я думал, что он должен быть сильным и выносливым. Так что мне было нетрудно выглядеть со стороны.
Но в его биографии было несколько темных историй, и мне пришлось изобразить его как измученную душу. Сюжет нашего фильма разворачивается спустя годы после войны, но моего персонажа до сих пор преследуют призраки его прошлого… Для меня было честью играть Ивана, и я просто надеялся, что наш фильм вновь представит этого великого героя из реальной жизни новому поколению.
Джо Корнет явно тот, с кем вам нравится работать, так как вы снялись с ним в двух фильмах. Что самое лучшее в ваших рабочих отношениях и как это отражается на том, что мы видим в этом фильме?
И многие критики, в том числе и вы сами, назвали ПЕРЕСТРЕЛКУ В РИО БРАВО моим лучшим фильмом на сегодняшний день. Это определенно достижение Джо Корнета!Очевидно, вам нравится окружать себя друзьями и людьми, которым вы доверяете в своих фильмах. В этом фильме есть Матиас Хьюз и Оливер Грюнер, с обоими вы уже работали раньше, если я не ошибаюсь. Расскажите что-нибудь о работе с ними над этим фильмом и о стенограмме, которую вы, возможно, выработали, работая с ними снова. Также скажите что-нибудь о новой работе с Доном Уилсоном и Синтией Ротрок над следующим фильмом, Taken From Rio Bravo .
Как я уже говорил, я начал смотреть голливудские фильмы на видеокассетах в 90-х и сразу влюбился в звезд боевиков! Арнольд, Сталлоне, Иствуд, Чак Норрис — я любил их всех. И Дон Уилсон, Матиас, Оливье и Синтия Ротрок тоже были моими героями. Я горжусь тем, что теперь могу называть их своими друзьями и коллегами! Я снялся в двух фильмах с Оливье, Синтией и Доном и уже в пяти с Матиасом.
Это действительно воплощение мечты. Но дайте мне немного времени, и я, наконец, сниму фильм с моими кумирами бодибилдинга Арнольдом и Ральфом Мёллерами!
Расскажите что-нибудь о своем гардеробе в игре «Перестрелка». Было ли для вас естественным носить западное снаряжение, шляпу и поясную кобуру с пистолетом? Как часто вы практиковались в извлечении оружия, пока не научились делать это правильно?
Я выбрал кожаную куртку. Я хотел быть похожим на Терминатора Дикого Запада! Шляпа, кобура, ковбойские сапоги — все понравилось! И я практиковался в рисовании и вращении пистолета около трех месяцев.
Недавняя трагедия на съемочной площадке Rust действительно привлек внимание к независимым фильмам и западным фильмам в придачу. Расскажите немного о безопасности оружия, которую вы использовали на съемочной площадке, и о том, как она была реализована к вашему удовлетворению и удовлетворению Джо Корнета. Вы, будучи продюсером, я полагаю, имели какое-то отношение к найму подходящих людей для этой работы.
Это была ужасная трагедия! Как продюсер, вы должны убедиться, что у вас есть профессиональный оружейник на съемочной площадке. И, как актер, вы должны быть уверены, что никогда не направите пистолет прямо на человека, при этом соблюдая надлежащие меры предосторожности. Я снял два вестерна с Джо Корнетом, и он всегда очень серьезно относится к безопасности оружия. Кстати, наш великий оружейник Джон Марсс сам является актером и сыграл злодея Грэди в ПЕРЕСТРЕЛКЕ В РИО БРАВО.
Как вы думаете, Перестрелка предназначена только для ваших поклонников, или вы думаете, что фильм имеет более широкую привлекательность для более широкой аудитории, которая не обязательно знает, кто вы?
Этот фильм понравится любителям жанра вестерн и любителям классического боевика. Я надеюсь, что моим фанатам и фанатам Матиаса, Джо и Оливье он тоже понравится!
Александр, в каких еще жанрах вы хотели бы продюсировать, снимать или сниматься в будущем? Какой у тебя проект мечты?
Я только что продюсировал фильм ужасов под названием «НОЧЬ ПОМОЩНИКА», режиссером которого был Джо Корнет, и это было весело.
