История в лицах пушкин александр: История в лицах: Александр Пушкин — nashgorod.ru

Содержание

Выпуски программы «История в лицах»

Выпуски программы «История в лицах»

Русский и советский эстрадный певец, конферансье, актёр Леонид Утёсов
Title font-size 7891011121314151617181920

23 Марта 2020 19:00 Показывать дату? 3

Николай Карлович Сванидзе рассказал о судьбе народного артиста СССР, советского эстрадного певца, дирижёра, актёра Лазаря Иосифовича Вайсбейна, более известного под псевдонимом  Леонид Осипович Утёсов.

Слушать

Российский император и самодержец Всероссийский Александр I
Title font-size 7891011121314151617181920

16 Марта 2020 19:00 Показывать дату? 1

Николай Карлович Сванидзе поговорил об императоре и самодержце Всероссийском, протекторе Мальтийского ордена, великом князе Финляндском, царе Польском, старшем сыне императора Павла I и Марии Фёдоровны Александре I.

Слушать

Супруга Александра Сергеевича Пушкина Наталья Гончарова
Title font-size 7891011121314151617181920

02 Марта 2020 19:00 Показывать дату? 9

Николай Сванидзе рассказал о супруге Александра Сергеевича Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой.

Слушать

Русский военачальник, политический деятель, военный учёный Сергей Марков
Title font-size 7891011121314151617181920

18 Февраля 2020 19:00 Показывать дату? 1

Николай Карлович Сванидзе поговорил о гражданской войне со стороны Белой Гвардии, в частности, о русском военачальнике, генерале Сергее Леонидовиче Маркове.

Слушать

Богатейшая российская наследница своего времени, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
Title font-size 7891011121314151617181920

10 Февраля 2020 19:00 Показывать дату? 2

Николай Карлович Сванидзе рассказал историю о последней представительнице рода Юсуповых, крупной благотворительнице, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.  Она была последней перед национализацией владелицей подмосковной усадьбы Архангельское и являлась кавалерственной дамой баварского Ордена Терезы.

Слушать

Русский театральный режиссёр, актёр и педагог Всеволод Мейерхольд
Title font-size 7891011121314151617181920

03 Февраля 2020 19:00 Показывать дату? 0

Николай Сванидзе рассказал о теоретике и практике театрального гротеска, авторе программы «Театральный Октябрь» и создателе актёрской системы, получившей название «биомеханика», Карле Казимире Теодоре Мейергольде, более известном как Всеволод Мейерхольд.

Слушать

Российский революционер, советский государственный деятель Владимир Ильич Ленин
Title font-size 7891011121314151617181920

27 Января 2020 19:00 Показывать дату? 74

Николай Карлович Сванидзе рассказал о создателе Российской социал-демократической рабочей партии, главном организаторе Октябрьской революции 1917 года в России, первом председателе Совета народных комиссаров РСФСР и создателе первого в мировой истории социалистического государства Владимире Ильиче Ленине.

Слушать

Донской казак, предводитель бунта 1773-1775 годов в России Емельян Пугачёв
Title font-size 7891011121314151617181920

20 Января 2020 19:00 Показывать дату? 2

Николай Сванидзе рассказал о предводителе Крестьянской войны 1773-1775 годов в России Емельяне Пугачёве, одном из самых известных самозванцев, провозгласивших себя чудесно выжившим царем Петром III.  

Слушать

Подполковник, предводитель движения декабристов Сергей Иванович Муравьёв-Апостол
Title font-size 7891011121314151617181920

13 Января 2020 19:00 Показывать дату? 3

Николай Карлович Сванидзе рассказал о судьбе одного из самых активных предводителей движения декабристов Сергее Ивановиче Муравьеве-Апостоле, который мечтал изменить государственный уклад России и облегчить жизнь простого народа.

Слушать

Русский, советский писатель, поэт и драматург Даниил Хармс
Title font-size 7891011121314151617181920

30 Декабря 2019 19:00 Показывать дату? 3

Николай Карлович Сванидзе рассказал о талантливом поэте, члене творческого объединения «ОБЭРИУ» и авторе детской литературы Данииле Ивановиче Хармсе.

Слушать

Загрузить еще


История в лицах

С первых же дней существования Благородного собрания в его стенах проводились замечательные концерты и музыкальные вечера, сменявшие маскарады и балы. Эти концерты, пожалуй, представляли собой то лучшее, что не исчезало из этих залов никогда и не затмевалось чередой беззаботных увеселительных мероприятий. Поначалу здесь блистали в основном иностранные артисты, но после войны 1812 года среди исполнителей и композиторов начали появляться и русские имена, чему способствовал патриотический подъем, охва­тивший общество. Новым явлением культуры этого времени явилось то, что героические эпизоды собственной, русской истории становились предметом и темой творчества.

В стенах Благородного собрания славные события отечественнойистории служили поводом для торжественных мероприятий и концертов.  Так, в феврале 1818 г., в день открытия на Красной пло­щади памятника Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, торжества продолжились вечером в Благородном собрании необычным благотворительным концертом.

Можно смело сказать, чтокультурная жизнь, кипевшая в стенах до­ма Благородного собрания, превратила Москву в центр мирового искусства задолго до открытия в 1901 г. Большого концертного зала Московской консерватории. В первой половине ХIХ в. слава об акус­тике большого зала Благородного собрания стала распространяться не только среди столичных жителей, но и среди знаменитых европейских музыкантов, выступавших в Москве. На публичных концертах в Большом зале Москва могла услышать выдающегося немецкого виолончелиста и композитора Бернарда Ромберга, игравшего в Боннской придворной капелле вместе с Людвигом Ван Бетховеном.  8 марта 1830 г. в зале Благородного собрания выступал один из самых выдающихся пианистов XIX столетия Джон Фильд. Вместе с ним в концерте принимали участие солист Большого театра, певец Петр Александрович Булахов, певица Репина и другие. На концерте присутствовал император Николай I. Среди посетителей под номером 3 записан «Михайла Юрьевич Лермонтов» (тогда 15-летний юноша).

12 марта того же, 1830 г. в помещениях Благородного собрания проводился благотворительный концерт в пользу Московской глазной больницы. На представлении также присутствует император Николай I в сопровождении прусского принца Альберта, брата императрицы Александры Федоровны. Среди зрителей был и Александр Сергеевич Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в здании Благородного собрания в 1827—1830 гг.  «По всей вероятнос­ти, именно здесь он впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову на детском балу, который давал учитель танцев П. Л. Йогель».

А. С. Пушкин на балу в Москве. Рис. Д. Кардовского. 1911 г.

В зале Благородного собрания Пушкин наблюдал игру великой русской трагической актрисы Екатерины Семеновой (1786-1849) о которой поэт упоминал в «Евгении Онегине».

Трижды и эти годы в 1841, 1843 и 1847 московская публика могла насладиться концертами Ференца Листа. В 1844 г. Москву посетили австрийский композитор Роберт Шуман и его жена пианистка Клара Шуман. В 1847 г. в Благородном собрании выступал французский композитор Гектор Берлиоз.

Наряду с балами и маскарадами толпы посетителей были привлечены сюда регулярными концертами класси­ческой музыки, и дом Благородного собрания факти­чески стал первой московской филармонией. Ежегодно в Благородном собрании проходило 10—12 абонементных концертов Императорского Русского музыкального общества и так называемых «экстренных» собраний с выступлениями знаменитых евро­пейских исполнителей. Дебют старшего брата Николая Рубинштейна — пианиста АнтонаРубинштейна также состоялсяв помещении Благородного собрании в апреле 1840 г.

16 марта 1871 г. в Малом зале Благородного собрания на концерте из произведений Чайковского присутствовал писатель И. С. Тургенев, который потом в самых лестных выражениях отзывался о таланте Чайковского. По инициативе П. И. Чайковского в феврале 1890 г. в Москву был приглашен и выступил в Благородном собрании всемирно известный чешский композитор Антонин Дворжак.

Афиши концертов, проходивших в залах Благородного собрания. 1880-е гг. Архив ЗАО «Дом Союзов».

Оглушительный успех сопутствовал концерту знаменитого триумвирата — С. В. Рахманинов, А Б. Гольденвейзер и Ф. И. Шаляпин,- состоявшемуся 9 марта 1900 г. в Большом зале Российского Благородного собрания.

С Большим залом Российского Благородного собрания связан и дебют выдающегося русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова, состоявшийся 14 ноября 1890 г. на концерте в пользу нуждающихся студентов.

Первый этнографический концерт состоялся в Большом зале Рос­сийского благородного собрания 11 марта 1893 г. В нем участвовали оперные артисты, певческая капелла и оперный оркестр. Необычайно пестрая и многообразная программа концерта включала музыку многочисленных народов России.

Дом Благородного собрания оказался сопричастен еще одному ярчайшему явлению русской музыкальной культуры XX в. — концертам знаменитого хора Митрофана Ефимовича Пятницкого. 2 марта 1911 г. в Москве в зале Благородною собрания состоялся первый концерт народного (а по существу крестьянского) хора, который назывался «России звонкая душа».

Культурно-просветительская деятельность Дома Союзов после революции 1917 года была многообразной и привнесла в жизнь много нового, такого, чего не было в дореволюционное время. Широко распространенной формой культурного и политического просвещения стали лекции и беседы, коллективные чтения газет, журналов и другой литературы. Важное место в работе Дома Союзов заняли праздники труда, лекции-концерты на революционные темы.

Этой же благородной цели пропаганде политических и научных знаний служила Центральная рабочая библиотека-читальня, созданная в июне 1918г. при Доме Союзов. Уже в сентябре 1921г. она насчитывала свыше 50 тыс. томов и обслуживала более трех тысяч читателей. Это была первая профсоюзная библиотека-читальня в Москве.

Необычайно насыщенной, даже по современным меркам, была музыкальная жизнь Дома Союзов в 1919 г. Около пятидесяти больших концертов с огромным успехом прошли в это время в Колонном зале. Подобное количество и перечень имен исполнителей могли сделать честь любому филармоническому залу. Так, в благотворительном концерте 2 февраля 1919 г. участвовали Е. С. Гельцер, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, А. Б. Гольденвейзер, С. В. Рахманинов.

30 ноября 1919 г. Колонный зал впервые использовался как зал синематографа — здесь демонстрировался фильм «Граф Калиостро».

В Доме Союзов регулярно проводились яркие и содержательные художественные выставки. Так, например, по инициативе культотдела ВЦСПС, в декабре 1925 г. в Доме Союзов открылась выставка Алмазного фонда, на которой было представлено богатейшее ювелирное собрание императорского Дома Романовых.

В 1928 г. МГСПС приступил к организации рабочих концертов в Колонном зале. Всего за 1928 г. было организовано 76 рабочих концертов, обслуживших 60 тысяч человек.

Афиша концерта Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А. В. Александрова. Дом Союзов. 1941 г. Архив ЗАО «Дом Союзов».

Регулярно проводились в Доме Союзов и детские мероприятия. Знаменательно, что первым культурным мероприятием, проведенным в Доме Союзов, стала встреча Нового года для детей членов московских профсоюзов.  Новогодние праздники стали регулярными во второй половине 30-х годов.

Московские школьники на новогоднем празднике в Доме Союзов. 1938 г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

Ярким событием в культурной жизни страны и деятельности Дома Союзов стал Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, состоявшийся в декабре 1939 г.  Здесь были писатели Михаил Зощенко, Виктор Ардов, Виктор Типот, мастера эстрады Николай Смирнов-Сокольский, Леонид Утесов, Ирма Яунзем, Мария Миронова, Аркадий Райкин.   Артисты драматической сцены, мастера художественного слова Игорь Ильинский, Владимир Яхонтов, Дмитрий Кара-Дмитриев, балетмейстеры Асаф Мессерер и Игорь Моисеев, режиссер Александр Крамов. ..  Возглавлял жюри композитор Исаак Дунаевский.

Концерты в Доме Союзов проходили и на протяжении всех грозных лет Великой Отечественной войны.

Пионерский ансамбль песни и пляски выступает в Колонном зале Дома Союзов. 1942 г. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.

Исполнение 7-й симфонии  Д. Шостаковича. Колонный зал Дома Союзов. 29 марта 1942 г. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.

В бедное и полуголодное послевоенное время устойчивой традицией в работе Дома Союзов оставалось проведение новогодних праздников. Посещение Колонного зала оставалось в памяти юных москвичей на всю жизнь.

Пригласительный билет на новогоднюю елку в Колонный зал Дома Союзов. 1946г.

Радостным и ярким был десятый, юбилейный, новогодний праздник в 1945 г. В центре Колонного зала высилась елка. Роль Деда Мороза исполнял артист Мосэстрады С. И. Преображенский — он многие годы был бессменным Дедом Морозом на елках в Колонном зале. На главной лестнице гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно понравился ребятам заячий оркестр. Зайцы играли вместо труб на морковках. В фойе установили аттракционы, качели, «чертово колесо», карусель.

Московские школьники на новогодней елке в Колонном зале Дома Союзов. Январь 1951 г. Фото Колесникова. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

Концерты для школьников, систематически проводившиеся в Доме Союзов, пользовались огромной популярностью. «Ровесники» записывались и демонстрировались на телевидении и транслировались по радио. Несколько поколений ребят выросли на этих циклах и водили на них своих детей и внуков.

Музыкальная жизнь в Доме Союза в 1960-1980-е гг. была многообразной и насыщенной.    С 1958 г. в Москве раз в четыре года начал проводиться Международный конкурс музыкантов исполнителей им. П. И. Чайковского. С 11 июня по 4 июля 1974 г. в Москве прошел очередной V Международный конкурс. По сложившейся традиции конкурс проводился параллельно в двух концертных залах — Большом зале Московской консерватории и Колонном зале Дома Союзов, которые и до сей поры отвечают высоким акустическим требованиям, необходимым для проведения международных состязаний музыкантов.

Проходили в Колонном зале юбилейные концерты, посвященные классикам русской музыки. Так, в 1973 г. с размахом праздновалось 100-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Симфонический оркестр вдохновенно исполнял полные драматизма шедевры великого композитора.

А для самых популярных певцов, композиторов и поэтов авторские вечера в Колонном зале Дома Союзов становились венцом признания их творчества. Благодаря телевизионным трансляциям Колонный зал был доступным для всей страны. 10 апреля 1976 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт эстрадной певицы Клавдии Ивановны Шульженко. Концерт посвящался 50-летию сценической деятельности артистки.

Народная артистка СССР Клавдия Шульженко. Архив ЗАО «Дом Союзов».

Ни один праздничный концерт тех лет не обходился и без участия Муслима Магомаева. Певца ждали в залах и у экранов телевизоров.

Кумир советской молодежи 1960-х гг.,народный артист СССР, певец Муслим Магомаев. Архив ЗАО «Дом Союзов».

Несмотря на бурные события, потрясавшие в 1980-1990-х годах основы общественно-политического и социально-экономического устройства страны, в Доме Союзов продолжалась обычная, сложившаяся на протяжении двух столетий общественно-культурная жизнь. В его стенах проходили массово-культурные мероприятия, международные конкурсы, новогодние елки, юбилейные вечера и концерты выдающихся певцов и музыкантов.

По материалам издания «Дом Союзов. История и современность»  Москва 2008г.

Наследие Александра Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге

В фильме Анны Меликян 2015 года «Про любовь» («О любви»), разделенном на виньетки, посвященные современной любви аля «Реальная любовь», одна из виньеток посвящена молодой женщине из Японии. которая приезжает в Россию из-за любви к русской литературе. Находясь в России, она надеется найти русского парня. Она ходит на свидания с мужчинами, с которыми познакомилась в Интернете, и во время свиданий эта молодая женщина пытается поговорить с мужчинами о русской литературе и перечисляет литературных деятелей, таких как Достоевский, Тургенев и Гоголь. Мужчины смотрят с пустыми лицами, не узнавая этих великих авторов, пока наконец она не произносит «Пушкин». У всех юношей лица светятся: «Пушкин! Конечно, я знаю Пушкина».

Александр Сергеевич Пушкин считается отцом русской литературы и величайшим русским поэтом. Сегодня, спустя более 180 лет после смерти поэта, трудно найти в России человека, который не слышал бы о Пушкине. Также трудно суммировать значение Пушкина для русской культуры в одном посте в блоге, но я постараюсь.

Одним словом, Пушкин был первым заметным писателем, обратившим внимание на истинную природу России. Он писал по-русски, в то время как самые известные русские писатели писали преимущественно по-французски, и многие из его произведений были посвящены настоящим русским людям, а не только аристократии. Пушкин писал так, как жил, со страстью, и эта страсть непосредственно отразилась на русской душе.

Чтобы узнать больше о непреходящем наследии автора, я посетил музеи-квартиры Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге. Оба музея расположены в квартирах, когда-то принадлежавших Пушкину, и каждый представляет собой отдельную эпоху в его жизни.

Воссозданная гостиная в бывшей квартире Пушкина в Москве.

Московская квартира посвящена прежде всего личной жизни Пушкина в то время, когда он там жил. На самом деле большая часть информации сосредоточена на женитьбе поэта на его жене Наталье и его отношениях с некоторыми из его ближайших друзей, которые повлияли на него в годы, когда он жил в московской квартире. Каждая комната предназначена для отражения определенного аспекта жизни Пушкина: одна комната описывает его молодость, другая — как он стал снимать эту конкретную квартиру, а третья полностью посвящена его женитьбе. К сожалению, ни одна мебель не является оригинальной; однако дизайнеры музейной квартиры проделали невероятную работу, чтобы все соответствовало пушкинскому периоду.

Спальня Натальи Пушкиной в петербургской квартире.

Если московская квартира фокусируется на жизни Пушкина, то петербургская — на смерти автора. Для этого музея я приобрел аудиогид, который вел меня из комнаты в комнату, подробно описывая события той ночи, когда Пушкин был смертельно ранен на дуэли. В столовой Наталья Пушкина впервые получила известие о расстреле мужа, в ее комнате кровать была поставлена ​​вплотную к двери кабинета, чтобы она могла слышать умирающего мужа в соседней комнате, а в кабинете, на та самая кушетка, которую посетители могут видеть сегодня, поэт уходит из жизни через три дня после дуэли.

Кабинет Пушкина в петербургском музее-квартире. 10 февраля 1837 года в этой комнате скончался Пушкин.

Сегодня наследие Пушкина живет в России. Особенно в столичных городах, в которых можно найти не только памятники и музеи, посвященные автору, но и парки, скверы, станции метро и даже города, названные в его честь. В июне 2019 года московский аэропорт Шереметьево был переименован в честь Пушкина. Александр Пушкин остается видной фигурой в русской культуре, и, находясь в России, я настоятельно рекомендую посетить один из многочисленных музеев, посвященных ему.

В дополнение к этому сообщению я подумал, что было бы интересно включить некоторые из многочисленных изображений Александра Пушкина, которые можно найти как в Санкт-Петербурге, так и в Москве.

Статуя в Санкт-Петербурге, изображающая Пушкина в гордой, открытой позе. Бюст Пушкина на станции метро «Пушкинская» в Москве. Статуя Пушкина и его жены Натальи на старом Арбате в Москве. Еще одно изображение Пушкина с одной из его любимых дам.

Пушкин пойман посреди московских протестов

Люди окружают памятник Александру Пушкину в центре Москвы, Россия, 26 марта 2017 г. Иван Секретарев / AP

Александр Пушкин, любимый поэт России, оказался в центре политической борьбы в Москве.

Когда в воскресенье тысячи протестующих заполонили центр города в рамках всероссийской антикоррупционной демонстрации, организованной лидером оппозиции Алексеем Навальным, они собрались вокруг знаменитого памятника Пушкину.

Через несколько часов поэта окружили протестующие, которые расклеили его плакатами в поддержку Навального и наклейками «Медведев в суд».

Кульминацией протеста стало более тысячи арестов – рекорд для Москвы при президенте Путине. У подножия памятника Пушкину произошли самые ожесточенные столкновения между полицией и протестующими, он стал одним из символов демонстрации.

Появились десятки знаковых фотографий протестующих с Пушкиным. Самый известный в России политический карикатурист Сергей Елькин нарисовал картину, на которой Пушкина уносит ОМОН, с подписью: «Но я же всего лишь статуя!».

Женщины проходят мимо памятника Александру Пушкину, окруженному баррикадой во время снегопада, в Москве, 28 марта 2017 года. Александр Земляниченко / AP

Но на этом участие Пушкина в протесте не закончилось. И то, что произошло рядом с поэтом, символизирует долгую историю Москвы, когда после протестов блокировались общественные места, чтобы предотвратить новые скопления людей на городских площадях.

На следующий день после протеста памятник был оцеплен, а городские власти объявили о его реконструкции.

Мэрия Москвы утверждает, что работы на Пушкинской площади не имеют отношения к протестам. В интервью российским государственным СМИ главный архитектор города Москвы Леонид Кондрашев сказал, что работы были запланированы давно

«Мы не могли предвидеть эти политические события», — сказал Кондрашев о протестах.

Но многим в это трудно поверить.

«Я не думаю, что это совпадение, — говорит городской архитектор Евгений Асс, который также принимал участие в акции протеста на Пушкинской площади. «Это реакция на то, что произошло»

Ассе говорит, что реконструкция является одним из «инструментов», которые власти используют, чтобы предотвратить новые протесты. «Пушкин невиновен! он смеется. — Он просто оказался там в тот день!

«В этом нет ничего нового», — соглашается московский историк и урбанист Павел Гнилорыбов, который говорит, что это типичная постпротестная реакция властей.

В многолетней истории закрытия общественных мест в Москве после протестов лучшим примером является реконструкция Триумфальной площади, ранее известной как площадь Маяковского.

Памятник советскому поэту был местом сбора политических диссидентов с 1950-х годов. Но КГБ нашел множество способов помешать проведению знаменитых поэтических чтений, включая кружение студентов вокруг статуи снегоочистителями.

В 2009 году Триумфальная площадь вновь стала местом сбора протестующих. 31-го числа каждого месяца на площади собирались протестующие, чтобы защитить 31-ю статью Конституции РФ, гарантирующую свободу собраний.

«Люди собирались на ступенях площади, — рассказывает Гнилорыбов. «Поэтому власти решили реконструировать его». Маяковская — это уже не площадь в традиционном понимании: «Городские власти установили всевозможные объекты, в том числе большие качели, чтобы не было скопления людей.

Москвичи и туристы также могли дойти пешком до Белого дома России, главного офиса правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *