История создания шутка баха: И.С. Бах «Шутка»: история, интересные факты, содержание

Содержание

И.С. Бах «Шутка»: история, интересные факты, содержание

Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

 

«Шутка». Это жизнерадостное по своему характеру произведение, являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха, в XX веке стала одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность музыкального материала во всей красе способны продемонстрировать истинное мастерство виртуозного исполнителя. А благодаря знаменитой компании Nokia, которая в рингтонах своих телефонов использовала эту мелодию, миниатюру узнал весь мир.

Историю создания «Шутки» Баха, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История

Композиторы XVIII века считались мастерами с особыми умениями, необходимыми и ценными для общества, поэтому Бах и его коллеги обучали музыке сыновей точно так же, как гончар или сапожник передавал ремесло своим детям.

Музыкальные сочинители в то время пользовались особым уважением и были весьма почитаемыми людьми, так как они обычно являлись либо членами дворянской семьи, либо занимали авторитетные должности в церквях или в хоровых школах. Помимо этого композиторы служили у разных богатых вельмож, ведь практически у каждого правителя в Европе имелся какой-либо музыкальный коллектив и, несомненно, капельмейстер, который обязательно должен был сочинять новые произведения.

До и после своего пребывания в Кётене с 1717 по 1723 год, Бах работал в церквях и школах хористов, но во время своей шестилетней службы у Леопольда, принца Ангальта Кётенского, сочинение кантат и хоралов, которые раскрыли Иоганна Себастьяна как истинного гения, ему пришлось отложить. Вместо этого композитор обратил своё творчество к светским жанрам, поскольку он руководил оркестром, и для выступлений на концертах ​нужна была совсем иная музыка.

Большинство светских инструментальных работ Баха, среди которых числится «Оркестровая сюиты» №2, а вместе с ней и вышеупомянутая «Шутка» (Badinerie) относится именно к этому шестилетнему кётенскому периоду.

После смерти Иоганна Себастьяна его рукописи – бесценные плоды его результативной работы были поделены между двумя его старшими сыновьями. Некоторые из работ кётенского периода жизни композитора были отправлены Вильгельму Фридеману и, к сожалению, утеряны. Другие же, те которые попали в руки Карла Филиппа Эммануила, сохранились и, как предполагается, содержали около половины инструментальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном в Кётене. Среди этих работ «Бранденбургские Концерты» и четыре «Оркестровые сюиты».

Точную дату, для которой Бах написал «Оркестровую сюиту» №2, исследователи творчества композитора нам не указывают. Теперь вероятно, это так и останется загадкой, однако блестящие танцы и яркий звук сольной

флейты, безусловно, предполагают какое-то весёлое празднование по поводу счастливого знаменательного события. Стало известно только то, что Бах редактировал это произведение и после 1723 года исполнял его в рамках своих концертов с ансамблем «Collegium Musicum» в Лейпциге. В нынешнее время рукопись партитуры Баха не сохранилась. Остались только партии заново отредактированные композитором в 1739 году.

 

 

Интересные факты

  • Некоторые исследователи творчества Баха считают, что изначально в «Шутке» сольный голос композитор намеревался поручить скрипке или гобою, но впоследствии передумал и написал партию для флейты.
  • Аналогичное более раннее сочинение есть у двоюродного брата композитора Иоганна Бернхарда Баха, которое, возможно, и вдохновило Иоганна Себастьяна на создание «Оркестровой сюиты» №2.
  • Когда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга. Ранее композиторы никогда не встречались. В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись.

  • Жанр сюиты был чрезвычайно популярен в Германии во времена Баха, однако композитор проявлял к нему гораздо меньший интерес, чем его современники. До наших дней дошли 135 сохранившихся сюит Телемана, и это лишь часть тех, которые он написал. Кристоф Граупнер сочинил 85 сюит, а Иоганн Фридрих Фаш почти 100.
  • Бах и Гендель в сюитах сочиняли так называемые стилизованные танцы, которые предназначались для прослушивания, а не для танцев. Они отличались тем, что в них допускалось гораздо больше различных музыкальных украшений.
  • Во всех оркестровых сюитах Баха используются традиционные французские танцы.
  • «Шутка» Баха звучит в таких известных фильмах, как «1+1» (2011), «Отец невесты» (1991) и телесериале «Доктор Кто».

 

Содержание «Шутки» Баха

Оркестровые сюиты представляют собой циклы небольших пьес различных танцевальных жанров с предварительным вступительным разделом в стиле французской увертюры, формы, к которой немецкие композиторы 17-го и начала 18-го веков проявляли особый интерес. В результате сюиты иногда называли «увертюрами» или «французскими сюитами». В «Оркестровую сюиту» №2 Иоганн Себастьян Бах помимо «Увертюры» и следующим за ней «Рондо» включил ещё четыре различных танца, а заключил цикл задорной пьесой «Badinerie», что в переводе с французского означает шутка.

У «Шутки» из-за быстрого темпа и изящного ритма очень легкий и веселый характер. Она, как и все пьесы, входящие в сюиту №2, написана в тональности си минор. Произведение заключено композитором в двухчастную форму, каждый из разделов которой повторяется. Важно также отметить, что части между собой тематически связаны.

«Шутка» по своему складу — это полифоническая пьеса, в которой партии сольной флейты, первой и второй скрипки, альта и бассо континуо движутся независимо друг от друга, при всём при этом здесь сильно ощущается чувство гармонии. В данном произведении композитор использует такие способы развития музыкального материала, которые были особенно распространены в эпоху барокко, то есть секвентность и вариационность.

 В пьесе явно прослеживается, как одна и та же тема представлена на протяжении всего произведения в разных вариантах.

 

«Badinerie» или «Шутка» — эта скерцеобразная пьеса из «Оркестровой сюиты» №2 Иоганна Себастьяна Баха сегодня пользуется большой популярностью. Она часто звучит на концертных площадках, так как любима и слушателями и исполнителями, потому что это энергично … игриво … виртуозно … и просто весело.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

Бах. Шутка – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)

  • 13 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.

Иоганн Себастьян Бах — композитор космических масштабов и вселенской серьёзности, создавший много одухотворённой музыки. Но юмор и светское немецкому классику были не чУжды. До нас дошли его ироничные высказывания, а одно из самых известных ныне сочинений так и называется — «Шутка».

«Шутка» — произведение не самостоятельное и входит во Вторую оркестровую сюиту. Оркестровые сюиты Баха — идеальный пример светского творчества композитора. Точная дата создания сочинений неизвестна, но мы знаем, что Бах написал их, когда служил капельмейстером у принца Леопольда Ангальт-Кётенского.

Князь-меломан хотел видеть вокруг себя лучших музыкантов и слышать лучшую музыку своего времени. Преимущественно светскую, чтобы было чем удивлять двор. Именно тогда Иоганн Себастьян и представил Вторую оркестровую сюиту. Пусть массовый слушатель знает из неё лишь весёлую «Шутку», назвать произведение комичным вряд ли можно: написано оно в си-миноре, не самой юморной тональности.

У Второй оркестровой сюиты элегантная и торжественная по настроению увертюра, следом несколько частей, среди которых популярные в эпоху Баха танцы: Бурре, Полонез, Менуэт. Но шутить Иоганн Себастьян начинает лишь в самом конце. На какую тему, над кем, почему? Мы точно не знаем. Но быть может, над флейтистом? Выдержать такой быстрый темп — задача непростая. Некоторым солистам приходится чуть ли не подпрыгивать во время исполнения. Что не удивительно. Флейту в этом сочинении любят сравнивать с проворной маленькой птичкой, колибри, к примеру. Попробуй, угонись за ней.

А может, Бах шутит над слушателем? Ведь наслаждение Второй оркестровой сюитой — процесс, будто бы, бесконечный. Только завершилась одна изысканная пьеса, как вас тут же подхватывает другая, не менее утончённая. Из Полонеза вы оказываетесь в Менуэте, а следом звучит стремительная «Шутка», сметающая предыдущее состояние, которое композитор, казалось бы, так тщательно создавал у слушателя.

Бородин. Половецкие пляски и хор невольниц

Многие из нас любят путешествовать. Поездки нарушают привычный ритм жизни и кажется, будто мы наконец задышали полной грудью. А потом по новой, как белка в колесе. Но некоторые из такого колеса не выходят даже во время отпуска. К примеру, Александр Бородин всё своё свободное время жертвовал музыке.

Бетховен. К Элизе

В мире много загадок и тайн. Не на все нам удастся найти ответы. Что происходит в Бермудском треугольнике? Как появился человек? Кому Бетховен посвятил пьесу «К Элизе»?

Родриго. Аранхуэсский концерт

Гитара бывает разной. И, пожалуй, чаще всего мы слышим её звучание в эстрадных и рок композициях. А между тем, гитара – достойный инструмент для сольного звучание под аккомпанемент оркестра. Что нам и продемонстрировал около 80-ти лет назад испанский композитор Хоакин Родриго.

Бах Юморист | Переосмысление Баха

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRethinking BachМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRethinking BachМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Йерсли, Дэвид, «Бах-юморист», в Беттине Варвиг (редактор), Rethinking Bach (

New York

, 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 ноября 2021 г. ), https://doi.org/ 10.1093/oso/9780190943899.003.0009, по состоянию на 4 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRethinking BachМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRethinking BachМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Abstract

От хихикающих приколов, которые можно услышать в его церковной музыке, до необычного физического юмора, оживляющего его первую опубликованную клавишную музыку, до шутливой наглости его Бранденбургских концертов, самые остроумные творения Баха демонстрируют непочтительность композитора/исполнителя. ожидания и отражают его музыкальную и социальную смелость. Хотя ни один композитор не является более суровым, чем образ Иоганна Себастьяна Баха, его ранние поклонники рисовали более разнообразную картину композитора, чем более поздние комментаторы, движимые императивами Искусства и суровостью неулыбчивой учености. Компанейский, драматический, домашний и придворный контексты могли спровоцировать Баха на забавные выходки и шутки, но даже вне таких случаев шутник таится в проступках гения.

Ключевые слова: юмор, остроумие, музыкальные шутки, тафелмузыка, скрещивание рук, клавишная музыка, кантаты, охотничья музыка

Предмет

Музыковедение и история музыки

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

28 отвратительных шуток о классической музыке, которые вам нужны в жизни

28 отвратительных шуток о классической музыке, которые вам нужны в жизни — Classic FM

Лучшие (и худшие) музыкальные шутки. Вы слышали про альт?

Узнать больше Откройте для себя музыку

Ланг Ланг поражен «мощным» концертом 94-летнего пианиста на вокзале в Глазго

1 день назад

Ланг Ланг

Мистические интерьеры музыкальных инструментов раскрыты в ярких фотографиях художника

1 день назад

Зеб Соунс читает отрывок из «Путеводителя по оркестру для очень молодых людей».

2 дня назад

Что, если бы Фредерик Шопен написал «С днем ​​рождения»?

3 дня назад

Шопен

80 процентов школьников говорят, что можно было бы сделать больше для привлечения молодежи к оркестровой музыке

3 дня назад

Королевский филармонический оркестр

Лучшие плейлисты классической музыки на любой вкус

4 дня назад

Узнать больше Лучшая классическая музыка

15 самых известных мелодий классической музыки

15 величайших симфоний всех времен

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

25 лучших пианистов всех времен

10 самых романтичных оперных дуэтов всех времен

Подробнее Плейлисты Classic FM Live

Подробнее Поиск по

Последнее на Классическом FM

Какая музыка будет звучать на коронации Его Величества Короля в Вестминстерском аббатстве?

Густаво Дудамель в шутку предлагает Кейт Бланшетт LA Phil дирижировать, увидев Тара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *