История создания портрет гоголь: История создания повести «Портрет» Гоголя, прототипы героев

Билет 4

Билет 4. Вопрос 1.

Композиция, герои, проблематика повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Повесть была излюбленным жанром Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важной вехой в истории русской литературы. (- «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» , «Петербургские повести»). В третий цикл повестей входит пять произведений, среди которых и повесть «Портрет», изданная в 1842 году. Общей темой цикла становятся социальное неравенство, трагическое неустройство жизни.

Тематика «Портрета» связана с волшебной силой искусства, ответственностью человека за свою судьбу, губительной властью денег.

Повесть «Портрет» — история художника, изменившего искусству и понёсшего наказание за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Нам даётся сопоставление двух вариантов поведения служителей искусства, их отношения к жизни, творчеству, людям. Гоголь показывает читателю, что художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу.

Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.

Повесть состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды в картинной лавке купил портрет старика. Этот портрет обладает дьявольской силой. Глаза старика обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. На тот момент художник имел вкус, талант, работоспособность, умел отличать подлинное искусство от бездарности. Профессор предупреждает его, что нетерпеливость и жажда быстрого успеха могут привести к гибели таланта: «Оно заманчиво писать, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи». Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем, в общем- то стать одним из многих ремесленников.

Чартков сомневается, ропщет «Терпи! Терпи!.. а на какие деньги я завтра стану обедать?». Голодный художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник во сне незаметно прячет один из них, а утром он действительно обнаруживает деньги. Дьявольская сила вмешивается в его судьбу. Чартков нанимает новую квартиру, начинает писать модные портреты, в которых приукрашивает лица. Деньги текут рекой. Чартков становится модным художником , но талант постепенно уходит, «кисть его хладеет и тупеет». Однажды Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать картину, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Чартков узнает в этом произведении руку художника, который все отдал ради искусства и стал гением. И тут он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им овладела зависть ко всем талантливым художникам, «зависть до бешенства» – он начинает скупать лучшие картины и уничтожает их.
При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, находясь в безумии, ни оставив после себя ничего.

Во второй части повести рассказывает об обстоятельствах создания портрета и судьбе его авторов. Человек, купивший портрет на аукционе, рассказывает невероятную историю. Давно жил в Петербурге ростовщик, отличавшийся возможностью ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился, ненавидя искусство. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя.

Однажды ростовщик попросил молодого художника – иконописца изобразить его. Но чем дольше тот рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Художнику кажется, что через портрет проходит какое – то зло. Он не в силах дописать портрет, но ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика, а сам не может выполнить заказ расписать церковь, т.к. им овладела гордыня и жажда первенства. Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, очищает свою душу от страстей и завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Только прочитав повесть, понимаешь, что события второй части предшествуют первой: сначала портрет был написан молодым художником – иконописцем, а затем попал к Чарткову. Это изменение в хронологии позволяет Гоголю держать читателя в напряжении, ведь основная загадка портрета раскрывается во второй части.

Становится понятен и смысл заглавия повести — это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев.

В начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. НО он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь ради денег, славы, общества. Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. В повести испытывается на прочность характер и жизнестойкость таланта Чарткова. Читатель понимает, что главная мысль повести в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, художник несет нравственную ответственность за свои произведения.

Анализ произведения «Портрет» Гоголя.

История создания

Первые мысли и соответственно наброски повести появились в черновиках Гоголя в 1932г. Когда она вышла в 1835 году, то получила много замечаний от критиков. Сам Белинский прошелся своим суровым взором по «Портрету».

Жанр

Повесть.

Направление

Романтизм.

Читайте по теме: Анализ других произведений Гоголя

Суть

Бедный художник Чартков едва сводит концы с концами. Однажды ему в руки попадает картина великого художника, проданная за бесценок. На картине изображен жуткий старик с очень выразительными глазами. Эти глаза пугали мужчину, казалось они следили за всем происходящим вокруг. Ночью старик ожил и стал перебирать денежные мешки. На утро пришел хозяин квартиры и потребовал плату. Чартков отдал ему один из свертков, оказавшихся за картиной. С тех пор дела у него пошли в гору. Мастер на все руки стал зарабатывать рисуя портреты на заказ. Заказов было много, но все они были однообразными. Чартков перестал вкладывать душу в картины, а просто механически зарисовывал ненастоящие красивые лица. Он заработал состояние и стал критиковать других мастеров. На одной выставке он увидел картину, поразившую его черствое сердце. Ему захотелось вернуть себе талант, но он потерял его навсегда. Тогда обозлившийся мужчина стал скупать работы лучших художников и уничтожать их. Вскоре он сошел с ума и умер.

Вторая часть работы происходит на выставке. Молодой мужчина говорит присутствующим, что имеет права на картину. Его отец когда-то взялся написать дьявольского духа. Прототипом выступил местный ростовщик, при общении с которым люди заканчивали очень плохо. Чем больше рисовал талантливый художник тем страшнее становилось ему. Он пытался бросить задуманное, но оно не отпускало. Законченный портрет оказался продан, и так он начал свой злой путь, губя хозяев. В итоге семья художника погибла, остался лишь старший сын, а он сам отправился в монастырь искуплять вину. Перед смертью он завещал сыну уничтожить портрет. Как только молодой человек закончил рассказ, он понял, что портрет исчез.

Главные герои и характеристики

Чартков Андрей Петрович. Талантливый, но бедный художник. Вступая в негласный договор с ростовщиком губит свою жизнь. Сходит с ума.

Читайте по теме:

Как определить суть произведения?

Как определить основную мысль произведения?

Как определить проблематику произведения?

Проблематика

Идет противопоставление двух людей с разным жизненными решениями. Их поступки напрямую влияют не только на их счастье, но и на их судьбу.

Основная мысль

Встав на путь искушений и пороков выбраться будет тяжело. Чем больше люди поддаются дурному влиянию тем меньше настоящего в них останется. Главное не растерять ту искру, что когда-то дарила радость.

Чему учит

Нужно уметь противостоять искушению, не терять себя и двигаться по намеченному пути. Даже если сейчас то что радует не приносит ни денег, ни славы нельзя опускать руки и забрасывать дело.

«Художник с прекрасным талантом и комфортными средствами…»

Людмила Маркина

Артикул: 

НАСЛЕДСТВО

Выпуск журнала: 

№4 2012 (37)

К 200-летию со дня рождения Федора Мёллера

Так гравер Фёдор Иордан описал своего друга Фёдора Мёллера (урожденный Отто Фридрих Теодор фон Мёллер, 1812-1874).

Родившийся в семье прибалтийского немецкого дворянства, а затем профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, Меллер прожил счастливую семейную и творческую жизнь, получив признание еще при жизни, в первую очередь своими портретами Николая Гоголя. Однако имя Мёллера вскоре было почти забыто, и сегодня он остается не более чем связующим звеном между русской и эстонской культурой. В сентябре 2012 года в замке Курессааре на эстонском острове Сааремаа состоялась конференция, посвященная двухсотлетию со дня рождения художника: именно здесь, в этом маленьком курортном городке, Моллер проводил лето с 1856 года.

Моллер прожил счастливую жизнь со своей молодой женой и детьми в своем поместье у озера недалеко от уникального поля метеоритных кратеров Каали, создав ряд известных картин и давая уроки рисования энтузиастам. Похоронен на лютеранском кладбище неподалеку.

На выставке в замке были представлены репродукции и раскрашенные вручную копии произведений Моллера, оригиналы которых сейчас находятся в крупнейших музеях России — Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее. Большая часть его графического наследия находится в Музее современного искусства KUMU в Таллинне. Экономические причины привели к тому, что другие картины Моллера, разбросанные по разным музеям и странам, не экспонировались.

Организаторы конференции (Олави Пешти из Курессаареского музея и Ниеле Кьярнер и Юрий Забеллевич из Русского культурного общества) пригласили краеведа Бруно Пао из Курессааре и искусствоведов Ану Алликвеэ и Анну Унтера из Таллиннского художественного музея. Автор данной статьи (и первого трактата о Моллере 1 ) принял участие в конференции и сосредоточил внимание ее участников на творчестве художника в контексте русской культуры первой половины XIX в.век. Три приведенные ниже истории рассказывают о людях, сыгравших важную роль в жизни Мёллера как художника и как личности.

Отец и сын

История дворянского рода балтийских немцев Мёллеров, живших на острове Эзель (Сааремаа), восходит к 15 веку. Каменная доска XVI века с фамильным гербом Мёллеров 2 до сих пор находится в замке Курессааре, а историк Бруно Пао определил место рождения отца будущего художника, Берндта Отто фон Мёллера (1764-1848). Хотя его родственники были с Сааремаа 3 , мальчик родился на материке, в южной части Эстонии недалеко от Сымерпала (Сомерпалу) в поместье Мустья (Осула). По традиции мальчики из семей балтийских немцев направлялись в учебные заведения флота сначала в Кронштадт, а затем в Петербург. В 1779 году молодой Берндт Меллер окончил Морской кадетский корпус в Петербурге. Курсанты проходили практику на морских парусных судах, а военно-морское училище превращало изнеженных дворянских отпрысков в отважных воинов.

Служба во флоте привела к тому, что он много тренировался в разных местах (и даже выучил английский). В 1780-х годах Берндт Меллер плавал по Средиземному морю, а с 1783 по 1792 год служил на Каспийском флоте. По окончании учебы (1793-1795) молодой офицер четыре года служил на Северном море.

В 1803 году капитан Берндт Мёллер получил назначение в Ревель (Таллинн), где столкнулся с проблемами расширения и улучшения военно-морского порта. В 1806 году 42-летний капитан первого ранга Берндт Меллер женился на Юлии Нолькен (1787-1873), которая впоследствии родила 11 детей. В 1810 году Берндт фон Меллер, в то время контр-адмирал, был направлен в Кронштадт, где совмещал должность коменданта порта с должностью директора местной штурманской школы. Именно в Кронштадте 30 мая 1812 года родился его третий ребенок, Отто Фридрих, будущий художник.0003

С 1814 по 1821 год Берндт Меллер работал начальником так называемой «строительной экспедиции Военно-морского порта» в Ревеле. Атмосфера древнего ганзейского портового города оказала сильное влияние на формирование художественных впечатлений Отто Мёллера. Всю жизнь художник с волнением думал о родном городе, о своей «малой родине». Мальчик получил блестящее гимназическое образование — кроме немецкого, на котором разговаривал дома (его первые фотографии подписаны по-немецки), юный Меллер говорил еще и по-французски, а сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что он писал по-русски превосходно. Его талант к живописи проявился с раннего возраста, и акварельные виды Ревеля и Нарвы, написанные впечатлительным юным Моллером с натуры, сохранились до наших дней в Таллиннском городском музее. Помимо топографической точности, эти работы демонстрируют лирическое восприятие юношей городского пейзажа. Несмотря на такой художественный талант, Отто Фридриху, как и любому мальчику в семье, была уготована военная карьера.

Карьера адмирала Меллера пошла вверх, и в 1821 году он стал начальником штаба Морского министерства России, и семья переехала в Санкт-Петербург; позже он будет назначен сенатором и членом Государственного совета. В 1828 году Антон Васильевич (так его звали теперь) Меллер был назначен на ответственную должность в Морское министерство, учрежденное в 1815 году на базе Адмиралтейства, основанного Петром Великим. Он руководил кораблестроением в России, а также исследовательскими и кругосветными походами, комплектованием и комплектованием кадров для флота. В отличие от некоторых своих предшественников, Меллер был честен в своей работе на этой должности и делал все для поддержания престижа Российской империи за океаном. Император Николай I заметил усердие и преданность Моллера 4 и наградил его многими российскими наградами (в том числе высшей из всех — орденом Андрея Первозванного). Ему дали два поместья в Ингерманландии, и он оставался в достатке до конца жизни.

Пример и авторитет их отца во многом повлияли на его сыновей. Мёллеры были очень дружной семьей, в которой братья и сестры помогали друг другу — их объединяли не только семейные узы, но и духовная близость. В «Семейном портрете» (1837, частное собрание, Германия) Федор Меллер изобразил идиллическую бытовую сцену: мать вышивает, одна сестра играет на рояле, а отец и другие дети слушают музыку. Художник изобразил себя за мольбертом, в мундире с погонами (хотя к тому времени он уже вышел в отставку в звании гвардии секунд-капитана). Жизнь Мёллера в качестве морского офицера и участника боевых действий в Польше в 1830-е годы логически могла привести его к морским пейзажам или батальной живописи. Однако он обратился к жанру портрета, а своим учителем в искусстве избрал Карла Брюллова — выдающегося мастера того времени.

Учитель и ученик

Когда именно Федор Моллер появился в историко-живописном классе Брюллова, остается неизвестным. О контактах мастера и будущего художника мы впервые читаем в дневнике Аполлона Мокрицкого (русского портретиста, 1810-1870). В записи от 3 апреля 1837 г. Мокрицкий пишет: «Утром, около семи часов, Брюллов послал за мной. Я застал у него Меллера и Гайвазовского» 5 .

Брюллов очень тщательно отбирал своих учеников. Русский живописец Моисей Меликов писал: «Брюллов часто говорил, что для того, чтобы стать его учеником, нужно понимать учителя, быть талантливым и нуждаться в его руководстве» 9.0029 6 . Методика обучения Брюллова заключалась в обязательном копировании работ старых мастеров, а также собственных картин. Он обучал своих учеников в Эрмитаже, анализируя и сравнивая произведения Рубенса, ван Дейка и Пуссена — яркие и эмоциональные лекции мастера запомнились Мокрицкому. Его ученики достаточно часто копировали картины Брюллова, пока художник еще работал над ними — молодые живописцы наблюдали за работой своего учителя и усваивали секреты его технического мастерства и художественного стиля.

Репродукция Мёллера (сейчас в Ивановском художественном музее) с картины Брюллова «Явление трех ангелов Аврааму у дуба Мамбре» 7 — хороший пример этого процесса. Это была дипломная работа Брюллова (1821, ныне в Санкт-Петербурге, Русском музее), которая принесла художнику золотую медаль и стипендию. Во времена Моллера картина хранилась в Музее Академии художеств. Ветхозаветный сюжет изложен в стиле классицизма и представляет собой типично академическую картину по форме, ее композиция подобна декорациям — слева помещены Авраам и его слуги, справа — три ангела с идеальными ликами и фигурами. В целом Моллер нарисовал неплохую копию, хотя и уступающую оригиналу по колориту.

Помимо работы над большими, заказными картинами на исторические мотивы, Брюллов много работал в портретном жанре, где добился огромного и заслуженного успеха. Моллер развивал и совершенствовал свой стиль путем копирования портретов Брюллова, среди которых «Портрет графини Витгенштейн в детстве» (Художественный музей, Таллинн) 8 , являющийся фрагментом группового портрета Брюллова (1832 г. , местонахождение неизвестно) графа Витгенштейна. дети с их итальянской няней. Художница удачно изобразила спонтанное движение ребенка, с отблесками прозрачной воды, воздуха и прохладной тени леса, различимыми на ее белой рубашке.

Главное достоинство художественного метода Брюллова заключалось в его последовательной рекомендации ученикам обращаться к живой действительности: он требовал от них тщательного изучения модели и строения человеческого тела, пробуждал в них чуткость к малейшим оттенкам настроение модели. Брюллов употребил бы презрительное слово «отсебятина», говоря о картинах, написанных из воображения. Меллер был прилежным учеником в классе Брюллова и сумел добиться ясности композиции, безупречной точности рисунка, выразительной лепки и правдивого цветоощущения. Все художники, прошедшие его школу, подчеркивали отеческое отношение Брюллова к своим ученикам. Брюллов был не только учителем Моллера, но и его другом и наставником. Он оценил способности Моллера и поместил его в число своих лучших учеников; Мокрицкий (тоже ученик художника) писал: «Брюллов ужасно критиковал меня, что было вызвано замечательной картиной Моллера, взятой с натуры» 9 .

Альбомы Моллера с многочисленными зарисовками с натуры и рисунками, скопированными с картин Брюллова (хранится в Художественном музее, Таллинн), наглядно показывают, насколько точно Моллер следовал методике своего учителя при работе над композицией собственных картин. Техническое и технологическое изучение ранних картин Моллера обнаруживает типичный для Брюллова стиль в том, как молодой художник рисовал лица и одежду. Недаром современник писал: «Наставления и руководство опытного маэстро вскоре принесли видимое улучшение. Меллер стал достойным представителем русского искусства». 10

Брюллов посоветовал Мёллеру поехать в Италию для совершенствования своего художественного мастерства. Отставной капитан и сын морского министра, Меллер жил в комфортных условиях, и он отправился в путешествие в 1838 году, в то время, когда русская художественная колония в Риме была в самом расцвете. Великая история Италии, колыбель европейской цивилизации, ее древние памятники, мягкий климат, веселые и талантливые люди и их образ жизни — все это всегда привлекало путешественников, философов и поэтов, писателей и художников.

Гравер Федор Иордан описал Моллера как «красивого молодого дворянина и художника с прекрасным талантом и удобным достатком, всегда веселого и чрезвычайно трудолюбивого» 11 , который выделялся среди других молодых русских живописцев в Италии. В Италии Моллер последовал примеру Брюллова и начал писать жанровые картины из повседневной итальянской жизни («Садовник на отдыхе», «Мать и дитя», «Римский пастушок»).

Однако настоящего успеха художник добился с картиной «Поцелуй», на которой была изображена юная итальянка, одетая в яркие одежды — Моллер с восхищением изобразил ее миловидное лицо, тонкий профиль, ярко-карие глаза и блестящие волосы. Юная красавица кажется испуганной, отталкивая итальянского юношу, который обнимает и страстно целует ее в щеку. Удачное сочетание академических традиций и романтических черт дало отличный результат, а творчество принесло Моллеру небывалый успех сначала в Риме, затем в Петербурге.

В 1840 году специальное заседание Совета при Академии художеств единогласно признало, что картина «Поцелуй» отличалась высокой художественной ценностью, а художник Мёллер достоин «удостоиться звания академика».

Как следует из письма адмирала Мёллера, после показа «Поцелуя» в Академии художеств в Санкт-Петербурге он хранился в мастерской Брюллова 12 . Этот факт является очевидным признанием художественных достижений Моллера — Брюллов мог использовать картину как произведение для копирования своих учеников. У Мёллера было 15 картин Брюллова в его мастерской в ​​Риме 13 , и на протяжении 1840-х годов Меллер писал Брюллову, где бы тот ни находился — из Италии, Германии или России. Неизменное уважение и преклонение перед учителем — отличительная черта этих писем, одно из которых гласит: «Я неутомимый и прилежнейший поклонник вашего великого гения навеки, дорогой Карл Павлович…» 14 .

В поисках исторической темы Меллер обратился к рассказу «Взятие Казани» (1847, ГТГ), выбор которого был сделан не без влияния Брюллова. По свидетельству русского живописца Михаила Железнова, Брюллов акцентировал внимание на двух важных эпизодах русской истории — осаде Пскова польско-литовской армией (август 1581 — февраль 1582 г. ) и взятии Казани Иваном Грозным (2 октября 1582 г.). 1552 г.). Меллер, написавший уменьшенную копию «Осады Пскова» (Ивановский художественный музей), находился под влиянием брюлловского художественного изображения событий: во «Взятии Казани» Меллер не только следовал композиции картины своего учителя, но и также напрямую заимствовал некоторые символы.

Позднее Моллер обратился к большой картине по мотивам библейского рассказа «Проповедь святого Иоанна Богослова на острове Патмос» (1856, ГРМ). Один из первых набросков, сделанный в середине 1840-х гг., был полон романтического настроя, прямое противопоставление языческого жреца и христианского проповедника свидетельствует о явном влиянии брюлловского «Последнего дня Помпеи». Меллер спросил мнение Александра Иванова о работе, и последний дал дипломатический ответ: «Я посоветовал Моллеру отправить эскиз Брюллову, как тестю». Работа над картиной была длительной и завершилась только после смерти Брюллова. В последующие годы на Меллера оказал влияние Иванов, а также немецкие художники-романтики, «назаряне». Тем не менее лучшие произведения Мёллера («Портрет Федора Бруни», 1844; «Спящая», 1840-е, оба — ГТГ) несут на себе отпечаток художественного гения Брюллова.

Писатель и художник

Российский цесаревич Александр, побывав в Риме в конце 1838 г., записал в своем дневнике: «15/27 декабря. война, полковник Толь и Меллер — тот, кто рисует. Я намерен на днях пойти посмотреть его работы». 15 Этот фрагмент показывает, что будущий русский царь знал имя Моллера. Через два дня цесаревич писал своему отцу Николаю I: «Я обедал практически только с очень близкими людьми. Вечером автор «Ревизора» Гогель [Николай Гоголь] читал нам еще одну комедию «Женитьба». , это самая веселая пьеса». 16

Возможно, именно в это время произошло знакомство художника и писателя, и вполне возможно, что гравёр Иордан, живший неподалеку на улице Феличе, познакомил Меллера с писателем. Гоголь был очень разборчив в знакомствах с новыми людьми и принимал лишь очень немногих из них, хотя многие русские мечтали познакомиться с известным писателем. «Люди, знавшие имя Гоголя и читавшие его книги, были вне себя от восторга и искали случая увидеть его где-нибудь за обедом или за ужином, но его нелюдимость и неразговорчивость мало-помалу охлаждали их восторг», — писал Иордан. «Нас было всего трое — Иванов, Меллер, примкнувший гораздо позже, и я, приехавший к Гоголю и засидевшийся у него допоздна».0029 17 . Нам суждено было смотреть на него, как на оракула, и ждать, пока он раскроет уста. художники, дружившие с Гоголем в Риме, — писал Виктор Гаевский, — подтверждают его сдержанный характер, добавляя, что он был в высшей степени безмолвен. Он ходил с кем-нибудь на прогулку по обширной выжженной солнцем области Кампании, приглашал своего спутника вместе присесть на пожелтевшую от зноя траву, послушать пение птиц и, посидев или пролежав так через несколько часов они вернулись домой, не сказав друг другу ни слова».0029 19

Самый ранний «Портрет Николая Гоголя» (1840, Ивановский областной художественный музей) кисти Моллера написан во время путешествия по окрестностям Рима (намек может быть гоголевский дорожный плащ). Непосредственное восприятие модели и ее стиль с едва намеченным фоном и тяжелыми пастозными мазками доказывают, что это набросок, написанный alla prima. Лицо Гоголя ярко освещено лучами заката, его губы тронуты улыбкой, загадочной и немного насмешливой. Голова писателя слегка опущена, он как бы хмуро смотрит на нас, и живописец не выделяет характерной формы гоголевского носа, который часто становился предметом шуток. Гоголь писал в письме к М. Балабиной: «Может быть, ты так же представляешь себе мой длинный птичий нос». 20

Этот портрет Гоголя долгие годы оставался у художника. В 1870 году Меллер продал ее Павлу Третьякову, который стремился собрать в своей галерее «портреты дорогих народу людей». Депозитарные документы раскрывают подробности этого приобретения: в отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся две рукописи Моллера, адресованные Третьякову. Написанные аккуратным каллиграфическим почерком с характерными выражениями, они укрепляют репутацию Моллера как воспитанного и дисциплинированного человека. «Дорогой Павел Михайлович, — писал художник 3 августа 1870 г., — на Ваше письмо от 10 июня из Москвы имею честь ответить, что я только что на днях возвратился в Петербург и привез портрет Гоголя, написанный мною с него. в качестве модели.Как вы и хотели,костюм я оставил незаконченным и в целом портрет оставлен именно в том виде, в каком он был, когда я заканчивал его рисовать с натуры — без каких-либо изменений.Вы можете приехать ко мне на квартиру и посмотреть портрет , всякий раз, когда вам нравится». 21 В то время художник жил с семьей в Санкт-Петербурге на Почтамтской улице, 8. Однако Третьяков не удосужился навестить его в Петербурге, и портрет был доставлен в Москву братом Моллера Александром и приобретен Третьяковым 22 .

Второй «Портрет Николая Гоголя» написан в начале 1840-х годов и сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге 23 . Она написана, скорее всего, в тот короткий период жизни Гоголя, когда писатель находился в мирном и гармоничном состоянии души и духа: друг Гоголя, литературовед Павел Анненков, приехал в Рим в конце апреля 1841 года и застал Николая Васильевича» совершенно прекрасный, дружелюбный и радостный, каким мы знали его в Петербурге в 1836 г. » 24 .

Погрудный портрет имеет интимную атмосферу, писатель изображен дома — на нем полосатый халат, белоснежная рубашка с отложным воротником, небрежно распахнутая на груди. Однако волосы тщательно причесаны с характерным «гоголевским пробором», а короткие усы кокетливо сформированы. Ясный взгляд 30-летнего писателя, его моложавое лицо с пухлыми розовыми щеками, а также светотеневые контрасты, красные мазки фона, белые мазки в рубашке и оливково-зеленые в ткани повязки платье — все это придает романтический характер портрету. Оба образа писателя (в дорожном плаще и в халате) ярко показывают подход к модели, приобретенный Меллером в мастерской Брюллова.

Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по заказу его матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. Русский писатель Н. В. Берг писал: «Я слышал, что портрет Гоголь велел отправить в Малороссию [Украину], к матери, по настоянию всей семьи. Гоголь, видимо, обдумывал наиболее выгодную позицию, чтобы занять : он надел сюртук, которого никто никогда не видел ни до, ни после, протянул через жилет невероятную бисерную цепочку, сел во весь рост, может быть, чтобы скрыть от потомков свой длинный нос, который на самом деле не был таким длинным . » 25 В отличие от двух предыдущих портретов, которым свойственны черты натуры и беспристрастности, на этот раз художник тщательно продумывал композицию, а также позу Гоголя, выражение лица и, конечно же, костюм. Писатель одет в наглухо застегнутый сюртук, в шелковом платке, изящно завязанном на шее, с дорогой золотой цепью — все это признаки «парадного» стиля внешности Гоголя, когда он выходит.

Этот портрет Гоголя стал чрезвычайно популярным из-за гравюр, сделанных по нему. Гравер Иордан писал: «Портрет Гоголя, написанный Моллером, имеет самое большое сходство с моделью. Я сделал с него две гравировальные пластины». 26 Особенно убедительно сообщение Иордана из первых рук о высокой степени сходства между самим Гоголем и этим портретом, написанным Моллером, от художника и человека, близкого к Гоголю.

Гоголь в завещании 1845 г. указывал, что «портрет Моллера был единственным, дающим хорошее сходство». Портрет Гоголя в жилетке с золотой цепочкой принадлежал семье писателя до 1919 года, когда был передан Художественному музею Ярошенко (Полтава, Украина).

Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и его местонахождение остается неизвестным: в Третьяковской галерее хранится подписанная художником копия, которую в 1890 году приобрел Сергей Третьяков 27 , брат основателя знаменитой галереи. Портреты Николая Гоголя созданы Моллером в наиболее плодотворный итальянский период его творчества. Написанные с воодушевлением и живой энергией, они наиболее популярны в гоголевской иконографии, создавая многогранные образы великого писателя.

  1. Маркина Л. «Художник Федор Моллер». Москва. 2002
  2. Genealogisches Handbuch der Oeselschen Ritterschaft. Тарту, 1935. Стр. 175-176
  3. Бруно Пао предложил сопоставить две фамилии — Мёллер и Мюллер («мельник» по-немецки). Мюллеры во все времена жили в имении Кингли на острове Сааремаа (Эстония). Краевед Оскар Мяэниита говорит, что сначала это было имение Рехемяэ с мельницей на холме. Это поместье включало в себя часть морского побережья в устье ручья Куке. В 1572 году Мюллеры владели участком земли на берегу моря в деревне Турия прихода Вальяла. В конце 18 века эта земля была присоединена к имению Вихкса. Эта объединенная земля принадлежала Полли и Гюльденштуббе, родственникам жены Мёллера. В конце 19 века на острове Сааремаа было около 120 поместий.век. Большинство землевладельцев стремились к приморской территории, так как это давало дополнительные, хотя и спорные, выгоды от приобретения собственности после кораблекрушений. Благодарю Юрия Забелевича за перевод презентации Б.Пао.
  4. 9 октября 1848 г. император Николай I в качестве особого жеста почтил своим присутствием похороны Антона Моллера, бывшего морского министра. Из «Записок барона Модеста Корфа». «Русская старина». V 101, январь-март 1900. С. 582
  5. «Дневник художника А. Н. Мокрицкого». Москва, 1975. С. 116
  6. .
  7. Меликов М.Е. «Записки и воспоминания художника-живописца». «Русская старина», 1896, июль. стр. 646
  8. Ивановский художественный музей. Альбом-путеводитель. Иваново, 2006. С. 32
  9. .
  10. В своем трактате Л.А. Маркина ошибочно отнесла его к портрету дочери Моллера, написанному в 1870-х годах («Художник Федор Моллер». М., 2002. С. 227)
  11. «Дневник художника А. Мокрицкого». Москва, стр. 140
  12. Толбин В.В. Федор Антонович Моллер. «Фотография». 1858, № 3. С. 68
  13. Иордан Ф.И. «Примечания». стр. 184
  14. Российский государственный исторический архив. Фонд 789. Оп. 20. Д. 22. Лист 6
  15. Опись имущества Моллера составлена ​​28 марта 1842 г. // Архив международной политики Российской империи. Фонд 190, соч. 525, Ед. 565. Лист 128
  16. Отдел рукописей Русского музея. Ф. 31. Единица 194. Л. 1
  17. «Переписка цесаревича Александра с императором Николаем I. 1838-1839 гг.». Ред. Захарова Л.Г., Мироненко С.В. Москва, 2008. С. 240
  18. Там же, с. 211
  19. Адреса в Риме, по которым останавливались русские художники, говорят, что это была улица Сан-Феличе, рядом с резиденцией Гоголя. Моллер снял квартиру на улице Сан-Феличе, 43, а гравер Иордан остановился напротив, на улице Сан-Феличе, 104.
  20. «Записки ректора и профессора Академии художеств Федора И. Иордана». Москва. 1918, с. 184
  21. Гаевский В.П. «Заметки к биографии Николая Гоголя». «Современник», 1852, с. 87
  22. Письмо М. Балабиной из Рима от 15 марта 1838 г. Гоголь Н.В. «Собрание сочинений в 7 томах». Т. 7. Письма. Москва, 1986, с. 162
  23. Отдел рукописей. Третьяковская галерея. Ф. 1. Единица 2402, Л. 1-1, оборот
  24. Картина хранилась в Третьяковской галерее до 1930 года, когда постановлением Советского правительства она была передана в ведение вновь открытого Иваново-Вознесенского художественного музея.
  25. Копия портрета (из собрания В.П. Кочубея, Киев) сейчас находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Отдел истории русской культуры.
  26. Анненков П.В. «Литературные воспоминания». Ленинград. 1928. С. 115
  27. .
  28. Берг Н.В. ‘Воспоминания о Н. В. Гоголе (1848-1852)’. «Русская старина». Т. 5, 1872. С. 118
  29. .
  30. Там же, 144. На самом деле в 1857 г. для издания «Сочинения и письма Н. В. Гоголя» методом пунктира была изготовлена ​​глубокая печатная форма. А в 1864 году для нового собрания сочинений Гоголя была изготовлена ​​еще одна гравюра со стальным шлифованием, несколько уменьшенная в размерах.
  31. В архиве Третьяковской галереи хранится его письмо, в котором Сергей Третьяков писал своему брату Павлу Третьякову, что редакция ежемесячного журнала «Русская старина» предложила приобрести за 600 рублей подлинный портрет Гоголя кисти Моллера. Особо отмечалось, что этот экземпляр «был очень хорош, особенно по окраске». Отдел рукописей. Третьяковская галерея. Ф. 1. Единица 1112. Л. 1. 9.0158

 

Назад

Теги:

Продается репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя»

Продается репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя»

Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Меню

Учетная запись

Следуйте за нами

Федор Моллер — 17 работ
Портрет

Перейти в конец галереи изображений

Перейти в начало галереи изображений

Иметь репродукцию музейного качества ручной работы «Портрет писателя Николая Гоголя» Федора Моллера (1812 — 1874 г.). Ваша копия картины «Портрет писателя Николая Гоголя» будет на 100% написана вручную маслом на холсте на уровне художника одним из наших талантливых художников. Вы можете оформить его в рамку и повесить.

Искусство Готово

Preview

Delivery

Authentic : 100% Handmade with Oil on Canvas
Quality : Museum Quality Only
Studio Artists : By Artists with 15+ Years’ Experience
Shipping : БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру с отслеживанием
Предварительный просмотр : См. фото перед отправкой
Возврат : Возврат денег в течение 30 дней после получения

Детали

Дополнительная информация

Отзывы

Портрет писателя Николая Гоголя — произведение русского художника Федора Моллера (1812 — 1874). Это один портрет, написанный маслом на холсте, написанный в 1840 году. Местонахождение картины в настоящее время неизвестно. Федор Моллер написал большинство картин о портрете, фигуре и картине.

Для точного воспроизведения наши художники изучат творчество и технику Федора Мёллера. Вы можете настроить размер картины и раму для декора или подарка, от 13 на 13 дюймов до размера стены. Наши художники по умолчанию используют масло на холсте. Вы также можете запросить немасляные носители. Захотелось антикварной рамы из музея? Посмотрите рамы для резьбы по дереву или запросите репродукцию рамы, которая подойдет к вашим Портрет писателя Николая Гоголя Репродукция картины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *