История создания обыкновенная история гончаров: Обыкновенная история. Краткое содержание романа Гончарова

Обыкновенная история. Краткое содержание романа Гончарова

Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах. Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал, «как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном». Суматоха царила в Грачах потому, что Александр собирается в Петербург на службу: знания, полученные им в университете, по мысли юноши, необходимо применить на практике служения Отечеству.

Реклама

Горе Анны Павловны, расстающейся с единственным своим сыном, сродни печали «первого министра в хозяйстве» помещицы Аграфены — вместе с Александром в Петербург отправляется его камердинер Евсей, сердечный друг Аграфены, — сколько приятных вечеров провела эта нежная пара за картами!.. Страдает и возлюбленная Александра, Сонечка, — ей посвящались первые порывы его возвышенной души. Лучший друг Адуева, Поспелов, в последнюю минуту врывается в Грачи, чтобы напоследок обнять того, с кем проведены были в беседах о чести и достоинстве, о служении Отечеству и прелестях любви лучшие часы университетской жизни. ..

Да и самому Александру жаль расставаться с привычным укладом жизни. Если бы высокие цели и ощущение своего назначения не толкали его в дальнюю дорогу, он, конечно, остался бы в Грачах, с безгранично любящими его матерью и сестрой, старой девой Марией Горбатовой, среди гостеприимных и хлебосольных соседей, рядом с первой своей любовью. Но честолюбивые мечты гонят юношу в столицу, ближе к славе.

Реклама

В Петербурге Александр сразу же отправляется к своему родственнику, Петру Ивановичу Адуеву, который в своё время так же, как и Александр, «двадцати лет был отправлен в Петербург старшим своим братом, отцом Александра, и жил там безвыездно семнадцать лет». Не поддерживая связи с оставшимися после смерти брата в Грачах его вдовой и сыном, Петр Иванович сильно удивлён и раздосадован появлением восторженного молодого человека, ждущего от дядюшки забот, внимания и, главное, разделённости его повышенной чувствительности. С первых же минут знакомства Петру Ивановичу приходится едва ли не силой удерживать Александра от излияний чувств с попыткой заключить родственника в объятия. Вместе с Александром прибывает письмо от Анны Павловны, из которого Петр Иванович узнает, что на него возлагаются большие надежды: не только почти забытой невесткой, которая уповает на то, что Петр Иванович будет спать с Александром в одной комнате и прикрывать юноше рот от мух. В письмо вложено немало просьб от соседей, о которых Петр Иванович вот уже почти два десятилетия и думать забыл. Одно из этих писем принадлежит перу Марьи Горбатовой, сестры Анны Павловны, на всю жизнь запомнившей день, когда молодой ещё Петр Иванович, гуляя с ней по деревенским окрестностям, влез по колено в озеро и сорвал ей на память жёлтый цветок…

Реклама

С первой же встречи Петр Иванович, человек суховатый и деловой, начинает воспитание своего восторженного племянника: он снимает Александру квартиру в том же доме, где живёт сам, советует, где и как питаться, с кем общаться. Позже находит ему и вполне конкретное дело: службу и — для души! — переводы статей, посвящённых проблемам сельского хозяйства. Высмеивая, порой достаточно жестоко, пристрастия Александра ко всему «неземному», возвышенному, Петр Иванович постепенно пытается разрушить тот вымышленный мир, в котором живёт его романтический племянник. Так проходит два года.

По прошествии этого времени мы встречаем Александра уже отчасти привыкшим к сложностям петербургской жизни. И — без памяти влюблённым в Наденьку Любецкую. За это время Александр успел продвинуться по службе, достиг и определённых успехов в переводах. Теперь он стал достаточно важным человеком в журнале: «он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве». Продолжал писать и стихи и прозу. Но влюблённость в Наденьку Любецкую словно закрывает перед Александром Адуевым весь мир — теперь он живёт от встречи к встрече, одурманенный той «сладостной негой, на которую сердился Петр Иванович».

Реклама

Влюблена в Александра и Наденька, но, пожалуй, лишь той, «маленькой любовью в ожидании большой», которую испытывал сам Александр к забытой им теперь Софье. Счастье Александра непрочно — на пути к вечному блаженству встаёт граф Новинский, сосед Любецких по даче.

Петр Иванович не в силах излечить Александра от бушующих страстей: Адуев-младший готов вызвать графа на дуэль, отомстить неблагодарной девушке, не способной оценить его высокие чувства, он рыдает и пылает гневом… На помощь обезумевшему от горя юноше является жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна; она приходит к Александру, когда Петр Иванович оказывается бессилен, и нам неизвестно, чем именно, какими словами, каким участием удаётся молодой женщине то, что не получилось у её умного, рассудительного мужа. «Через час он (Александр) вышел задумчив, но с улыбкой, и уснул в первый раз покойно после многих бессонных ночей».

И ещё один год промелькнул с той памятной ночи. От мрачного отчаяния, которое удалось растопить Лизавете Александровне, Адуев-младший перешёл к унынию и равнодушию. «Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Он был тих, важен, туманен, как человек, выдержавший, по его словам, удар судьбы. ..» И удар не замедлил повториться: неожиданная встреча с давним другом Поспеловым на Невском проспекте, встреча, тем более случайная, что Александр даже не ведал о переезде своего задушевного товарища в столицу, — вносит сумятицу в и без того потревоженное сердце Адуева-младшего. Друг оказывается совсем не таким, каким помнится по годам, проведённым в университете: он поразительно схож с Петром Ивановичем Адуевым — не ценит ран сердца, испытанных Александром, говорит о карьере, о деньгах, радушно принимает старого друга в своём доме, но особых знаков внимания к нему не проявляет.

Реклама

Излечить чувствительного Александра от этого удара оказывается почти невозможным — и кто знает, до чего дошёл бы наш герой на этот раз, не примени к нему дядюшка «крайнюю меру»!.. Рассуждая с Александром об узах любви и дружбы, Петр Иванович жестоко упрекает Александра в том, что он замкнулся лишь в собственных чувствах, не умея ценить того, кто верен ему. Он не считает своими друзьями дядю и тётушку, он давно не писал к матери, живущей лишь мыслями о своём единственном сыне. Это «лекарство» оказывается действенным — Александр снова обращается к литературному творчеству. На этот раз он пишет повесть и читает её Петру Ивановичу и Лизавете Александровне. Адуев-старший предлагает Александру послать повесть в журнал, чтобы узнать истинную цену творчеству племянника. Делает это Петр Иванович под своим именем, считая, что так будет справедливее суд и лучше для участи произведения. Ответ не замедлил явиться — он ставит последнюю точку в надеждах честолюбивого Адуева-младшего…

И как раз в это время Петру Ивановичу понадобилась услуга племянника: его компаньон по заводу Сурков неожиданно влюбляется в молодую вдову бывшего приятеля Петра Ивановича Юлию Павловну Тафаеву и совсем забрасывает дела. Выше всего прочего ценящий дело, Петр Иванович просит Александра «влюбить в себя» Тафаеву, вытеснив Суркова из её дома и сердца. В качестве вознаграждения Петр Иванович предлагает Александру две вазы, которые так нравились Адуеву-младшему.

Реклама

Дело, однако, принимает неожиданный поворот: Александр влюбляется в молодую вдову и вызывает у неё ответное чувство. Причём чувство столь сильное, столь романтическое и возвышенное, что сам «виновник» не в состоянии выдержать порывов страсти и ревности, которые обрушивает на него Тафаева. Воспитанная на любовных романах, слишком рано вышедшая замуж за богатого и нелюбимого человека, Юлия Павловна, встретившись с Александром, словно в омут кидается: все, о чем читалось и мечталось, обрушивается теперь на её избранника. И Александр не выдерживает испытания…

После того как Петру Ивановичу неизвестными нам доводами удалось привести в себя Тафаеву, прошло ещё три месяца, в которые жизнь Александра после пережитого потрясения нам неизвестна. Мы встречаемся с ним вновь, когда он, разочарованный во всем, чем жил прежде, «играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу». Апатия его глубока и неизбывна, ничто, кажется, не может вывести Адуева-младшего из тупого равнодушия. Ни в любовь, ни в дружбу Александр больше не верит. Он начинает ездить к Костикову, о котором некогда писал в письме к Петру Ивановичу сосед по Грачам Заезжалов, желая познакомить Адуева-старшего со старинным своим приятелем. Этот человек оказался для Александра как нельзя кстати: он в молодом человеке «душевных волнений пробудить не мог».

Реклама

И однажды на берегу, где они ловили рыбу, появились неожиданные зрители — старик и хорошенькая молодая девушка. Они появлялись все чаще. Лиза (так звали девушку) начала пытаться различными женскими хитростями увлечь тоскующего Александра. Отчасти девушке это удаётся, но на свидание в беседку вместо неё приходит оскорблённый отец. После объяснения с ним Александру не остаётся ничего другого, как переменить место рыбалки. Впрочем, о Лизе он помнит недолго…

Все ещё желая пробудить Александра от сна души, тётушка просит его однажды сопровождать её в концерт: «приехал какой-то артист, европейская знаменитость». Потрясение, испытанное Александром от встречи с прекрасной музыкой, укрепляет созревшее ещё раньше решение бросить все и вернуться к матери, в Грачи. Александр Федорович Адуев покидает столицу по той же дороге, по которой несколько лет назад въехал в Петербург, намереваясь покорить его своими талантами и высоким назначением. ..

А в деревне жизнь словно остановила свой бег: те же хлебосольные соседи, только постаревшие, та же любящая безгранично матушка, Анна Павловна; только вышла замуж, не дождавшись своего Сашеньку, Софья, да по-прежнему вспоминает о жёлтом цветке тётка, Марья Горбатова. Потрясённая переменами, произошедшими с сыном, Анна Павловна долго допытывается у Евсея, как жил Александр в Петербурге, и приходит к выводу, что сама жизнь в столице настолько нездорова, что состарила сына и притупила его чувства. Дни проходят за днями, Анна Павловна все надеется, что у Александра вновь вырастут волосы и заблестят глаза, а он думает о том, как бы вернуться в Петербург, где так много пережито и безвозвратно потеряно.

Смерть матери избавляет Александра от мук совести, не позволяющих признаться Анне Павловне в том, что он снова замыслил побег из деревни, и, отписав Петру Ивановичу, Александр Адуев вновь едет в Петербург…

Реклама

Проходит четыре года после повторного приезда Александра в столицу. Много изменений произошло с главными героями романа. Лизавета Александровна устала бороться с холодностью мужа и превратилась в спокойную рассудительную женщину, лишённую каких бы то ни было стремлений и желаний. Петр Иванович, огорчённый переменой характера жены и подозревающий у неё опасное заболевание, готов отказаться от карьеры надворного советника и подать в отставку, чтобы увезти Лизавету Александровну хоть на время из Петербурга. Зато Александр Федорович достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казённое содержание, посторонними трудами» зарабатывает немалые средства да ещё и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ…

На этом мы расстаёмся с героями романа. Какая, в сущности, обыкновенная история!..

Пересказала Н. Д. Старосельская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Анализ романа «Обыкновенная история» (И. А. Гончаров)

Автор: Самый Зелёный ·

Середина и конец девятнадцатого века стали периодом рассвета русской прозы. Именно тогда творили величайшие русские писатели, чьи произведения обогатили не только отечественную, но и всю мировую литературу.

Одним из таких колоссов был Иван Гончаров. И хоть его творческое наследие гораздо скромнее наследия Толстого, Достоевского или Чехова, этого писателя ни в коем случае нельзя недооценивать. Одним из самых известных произведений Гончарова, прославивших его на всю Россию, стал роман «Обыкновенная история», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Суть: о чём роман?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Критика

История создания

История написания романа «Обыкновенная история» вмещает в себя интересные факты:

  1. «Обыкновенная история» стала первой книгой в так называемой трилогии «Три О», в которую вошли «Обломов» и «Обрыв». Она также стала литературным дебютом писателя и предвестницей новой школы в отечественной литературе. Именно после успеха произведения Гончарова Белинский предрек возникновение «натуральной школы», звездой которой стал Н.В. Гоголь.
  2. Работа над романом началась в 1844 году и заняла сравнительно мало времени по меркам самого Гончарова, всего два года. Однако даже так писатель проявил невероятную скрупулёзность, постоянно редактируя роман даже накануне издания (он был опубликован в «Современнике»).
  3. Изначально автор передал произведение знаменитому поэту Н.М. Языкову. Но тот, прочитав пару страниц, не был впечатлен произведением и забросил его на долгое время, так и не передав в печать. Потом он отдал ее поэту и редактору Н.А. Некрасову, а тот уже понял, что перед ним совершенно новаторская, редкая по красоте вещь. Столь же восторженно роман «Обыкновенная история» встретил В.Г. Белинский.

Направление и жанр

«Обыкновенная история» являет собой яркий пример реалистического направления в литературе. Автор стремится достоверно отобразить окружающую действительность в своём произведении. Персонажи и диалоги прописаны максимально реалистично, а атмосфера дополняется многочисленными деталями. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Так знаменитый критик Белинский описал свое отношение к героям «Обыкновенной истории»:

«Нет, не переведутся никогда такие характеры…С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…» 

Жанровую принадлежность «Обыкновенной истории» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, в сюжете задействовано большое количество персонажей, а объем романа более, чем солидный.

Смысл названия

В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.

Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее. 

Суть: о чём роман?

Молодой дворянин – Александр Адуев, почти всю жизнь проживший в провинции, отправляется в Петербург к своему дяде Петру Адуеву, чтобы поступить на государственную службу. Так герой говорит родственникам, но на самом деле он хочет пробиться в литературную среду и стать великим поэтом. Между молодым романтиком Александром и старым циником Петром сразу же возникают разногласия, ведь дядя не планирует содержать племянника, пока он витает в облаках.

Столичная жизнь сильно разочаровывает Александра. Он испытывает отвращение к своей работе, переживает неудачу в писательской карьере, и даже на любовном фронте Адуев-младший терпит поражение.

Александр покидает Петербург и возвращается домой. Однако, проведя в своём имении совсем немного времени, он понимает, что провинциальная жизнь уже совсем не привлекает его, а потому Адуев решает вернуться в столицу.

Спустя много лет перед нами предстаёт новый Александр Адуев – циничный карьерист, которого не волнует ничего, кроме денег и повышения. Старый Адуев восхищается своим племянником, который поднялся выше, чем сам Пётр мог мечтать. Однако теперь старик понял, что упустил в своей жизни в погоне за деньгами. Его жена при смерти, и теперь им остались жалкие крохи времени, оставшиеся после «карьеры».

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои романа «обыкновенная история»характеристика
александр адуевмолодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом.
пётр адуевдядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией.
надежда любецкая
восемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются.
анна адуевамать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности.
елизавета адуевамолодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение.

Темы

Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:

  1. Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
  2. Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
  3. Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
  4. Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
  5. Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
  6. Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.

Проблемы

Проблематика романа «Обыкновенная история» не менее интересна. Если Вы хотите ее дополнить, то попросите Многомудрого Литрекона в комментариях.

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

Смысл

Гончаров изобразил дворянское общество Российской империи, насквозь пропитанное цинизмом и мелочностью. Он показал, как оно на корню губит всё доброе и светлое в человеке, извращая его душу и превращая его в часть серой массы. Главная мысль романа «Обыкновенная история» заключается в необходимости сопротивляться растлевающему влиянию города и сохранять себя для близких людей, которые в тебе нуждаются.

Писатель демонстрирует нам две крайности в лице Петра и Александра. Он одинаково отрицает обе, призывая нас жить в реальном мире, здраво смотреть на вещи, но в то же время оставаться людьми, способными мечтать и мыслить. Такова основная идея романа «Обыкновенная история».

Критика

Роман Гончарова был восторженно встречен читающей публикой.

Виссарион Белинский очень хвалил роман за хорошо прописанные женские образы. Однако Белинскому особенно пришёлся по душе образ Петра Аудева, которого он считал лучшим персонажем романа.

Другой известный критик – Дружинин, поставил «Обыкновенную историю» на один уровень с «Евгением Онегиным», за его точное изображение дворянского общества и красивые пейзажи.

Также критики высоко оценили художественное своеобразие романа «Обыкновенная история»:

«Дарование г-на Гончарова — дарование самобытное: он идет своим путем, не подражая никому, ни даже Гоголю, а это не безделица в наше время…» (критик под псевдонимом «В.

М.», «Ведомости Санкт-петербургской городской полиции», 8 марта 1847 г., №54)

Однако некоторые рецензенты заметили догматизм автора и его чрезмерное стремление навязать основную мысль:

«…Роман хорош. В молодом авторе есть наблюдательность, много ума; идея кажется нам немного запоздалою, книжною, но проведена ловко. Впрочем, особенное желание автора сохранить свою идею и растолковать ее как можно подробнее придало роману какой-то особенный догматизм и сухость, даже растянуло его. Этого недостатка не выкупает и легкий, почти летучий слог г-на Гончарова. Автор верит действительности, изображает людей как они есть. Петербургские женщины вышли очень удачны…» (анонимный автор под псевдонимом «Н. Н.», «Санкт-Петербургские ведомости», 13 апреля 1847, № 81) 

Особенности творчества Гончарова заключаются в его наблюдательности и умении точно передать атмосферу общества и эпохи:

…От наблюдательности г-на Гончарова не ускользает ни одно малейшее движение Евсея, Аграфены, дворника, его жены, ямщика, лодочников. Эти черты наблюдательности тем больше вас поражают, что рядом с ними в то же время главное действие продолжается само собою, идет своим путем; они только перебегают по сцене действия как легкие, неуловимые огоньки, или, лучше, как разнородные, разнохарактерные голоса в толпе. Это разнообразит картины романа и делает эффект их на читателя разностороннее…» (неизвестный автор, рецензия в журнале «Отечественные записки», 1848 г, №3) 

Автор: Михаил Щепин

Метки: 10 классИван ГончаровОбыкновенная историяразбор

Читайте также:

Керамика древности — Энциклопедия всемирной истории

Керамика — первый синтетический материал, когда-либо созданный людьми. Этот термин относится к предметам из глины, которым придали желаемую форму, высушили и обожгли или обожгли, чтобы зафиксировать их форму. Из-за своего изобилия и долговечности керамика является одним из наиболее распространенных типов предметов, находимых археологами во время раскопок, и потенциально может предоставить ценную информацию о прошлом человечества.

Раннее развитие гончарного дела

Глина в изобилии, дешева и легко адаптируется, что делает ее удобной для эксплуатации человеком. Поскольку пригодная для использования глина широко доступна, гончарные изделия были независимо изобретены во многих частях мира в разное время. Самые ранние зарегистрированные свидетельства использования глины относятся к периоду позднего палеолита в Центральной и Западной Европе, когда фигурки из обожженной и необожженной глины создавались как форма художественного самовыражения. Еще 30 000 лет назад мы также можем увидеть свидетельства некоторых экспериментов с глиной: на месте, известном как Долни Вестонице (Чехия), были найдены фигурки из глины, смешанной с дробленой мамонтовой костью.

Удалить рекламу

Реклама

Появление гончарного дела обычно совпадает с переходом к сельскохозяйственному образу жизни, когда необходимы прочные и прочные сосуды и контейнеры.

Самое старое свидетельство производства глиняной посуды было найдено на археологическом участке, известном как Одай Ямамото, в Японии, где фрагменты определенного сосуда были датированы примерно 16 500–14 920 лет назад. Около 13 000 лет назад неземледельческие народы Японии периода Дзёмон производили искусно украшенные глиняные горшки для приготовления пищи.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Хотя причинно-следственной связи между оседлым образом жизни и гончарным делом не обязательно существует, внедрение гончарного дела обычно совпадает с принятием земледельческого образа жизни, когда необходимы прочные и прочные сосуды и сосуды. Первоначально глиняную посуду изготавливали на открытом огне. Однако в эпоху раннего неолита, около 8000 г. до н.э., на Ближнем Востоке строились специальные печи, используемые для подсушивания злаков и выпечки хлеба, которые позволяли людям контролировать огонь и создавать высокие температуры в закрытых помещениях. Использование печей добавило новые возможности развитию гончарного дела. Примерно в то же время в некоторых районах Южной Америки также развивались гончарные технологии.

Удалить рекламу

Реклама

Техническая сложность гончарного производства

Методы открытого обжига использовались для производства самой ранней керамики. С помощью этого метода температура может варьироваться от примерно 600 до примерно 800-900 градусов Цельсия, что является относительно низкой температурой. Японская керамика Дзёмон (датируемая 13 000 лет назад) и египетские сосуды Среднего Нила (около 10 000 лет назад) являются некоторыми примерами керамики, изготовленной с использованием этой техники.

Керамическая посуда периода Урук

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Обжиг гончарных изделий в печи — еще один метод производства гончарных изделий. Помещение керамики в камеру дает ключевые преимущества: температура, которую можно достичь, выше, дольше сохраняется, а тепло можно контролировать более эффективно. Самыми простыми формами печей являются шахтные печи, представляющие собой ямную огневую установку, в которой топливо помещается на дно, за ним гончарные изделия и больше топлива в верхнем слое. Другой тип печи — это печь с восходящим потоком воздуха, которая обычно представляет собой цилиндрическую конструкцию, разделенную на два отсека: в нижний отсек помещается топливо, а в верхний отсек помещается гончарная посуда. Это позволяет нагреваться, и керамика обжигается при температуре от 1000 до 1200 градусов по Цельсию.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В древнем Китае методы обжига допускали температуру около 1300-1400 градусов Цельсия, а в некоторых случаях даже выше. При этих температурах минеральные компоненты глины плавятся, в результате чего получается тонкая, полупрозрачная, белая стекловидная керамика, известная как фарфор. Не все виды глины могут выдерживать такие высокие температуры, а только некоторые особые виды глины, которые практически не содержат примесей.

В некоторых случаях общий цвет керамики можно изменить с естественного красноватого на серый без использования пигментов, просто регулируя температуру и приток воздуха в печь во время процесса обжига. Этот тип знаний обычно является последним шагом в длинной последовательности экспериментов, признаком того, что гончарное производство в этом конкретном обществе не было чем-то новым и, вероятно, развивалось в течение нескольких тысяч лет.

Моче Керамический портрет

Патрик Шарпиа (CC BY)

Знакомство с керамикой и археологическими памятниками

В зависимости от контекста, в котором была найдена керамика, существует несколько методов, которые можно применить для ее датировки. Керамику можно датировать на основе стратиграфической последовательности: это означает, что во время раскопок археологи изучают разные слои почвы и анализируют, как разные найденные в них предметы соотносятся друг с другом. Если слои не нарушены, то объекты, найденные в нижних слоях, старше, чем находящиеся в верхних слоях. Некоторые из этих объектов могут быть датированы независимо друг от друга: радиоуглеродное датирование может быть применено к останкам людей и животных и даже к древесному углю. Фрагменты керамики могут быть найдены, например, в том же слое, где найден кусок древесного угля, и радиоуглеродные даты, полученные для древесного угля, могут быть распространены на фрагменты керамики, что дает нам приблизительную дату керамики.

Удалить рекламу

Реклама

Если найденные фрагменты керамики принадлежат к хорошо известному типу керамики (например, широко изученной китайской или греческой керамике), то датирование может быть основано на так называемой типологической последовательности. Существуют устоявшиеся типологические системы керамики для большинства регионов мира: изменения в стилях украшения поверхности и в форме сосудов, как правило, происходят постепенно, поэтому, когда фрагмент керамики может быть отнесен к известной типологии керамики, он обеспечивает основание для назначения даты произведению.

Египетская керамика Балла

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Другой метод, который можно применять для современной керамики, называется термолюминесцентным. Этот метод датирования можно применять к глиняной посуде и другим керамическим материалам, которые были обожжены и зарыты в землю. Термолюминесценция часто используется, когда нет другого метода, главным образом потому, что существуют ограничения на его применение, а его точность редко превышает +/- 10% возраста образца.

Керамика может быть использована для датирования археологических раскопок. Это особенно важно для мест, где письменные записи не могут дать хронологических ссылок либо потому, что их невозможно найти, либо потому, что они остаются нерасшифрованными. Известным примером является остров Крит, где Артур Эванс смог датировать раскопки Кносского дворца на основе найденных там импортированных египетских артефактов, включая керамику, что позволило исследователям распространить египетскую хронологию на Крит. Это подводит нас к еще одному важному аспекту гончарного дела: оно может свидетельствовать о торговых и обменных сетях. Во время раскопок на Крите Артур Эванс также доказал торговые и культурные связи между Критом и Египтом на том основании, что египетские артефакты были найдены на Крите, а также критская керамика была идентифицирована в Египте.

Удалить рекламу

Реклама

Керамика может быть проанализирована на основе нескольких признаков: форма, тип поверхности, цвета, рисунки и декоративные стили. Все эти элементы, подробно изученные для каждой конкретной культуры и времени, могут помочь понять художественное развитие общества, а также могут позволить специалистам идентифицировать фрагменты глиняной посуды, когда они находятся в местах, удаленных от центра их производства, отражающих торговую деятельность и обменные сети.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Краткая история керамики и стекла

Керамика – одна из древнейших отраслей промышленности, насчитывающая тысячи лет. Как только люди обнаружили, что глину можно найти в изобилии и превратить в предметы, сначала смешав ее с водой, а затем обжигая, родилась ключевая отрасль. Самый старый известный керамический артефакт датируется 28 000 г. до н.э. (до н.э. = до нашей эры), в период позднего палеолита. Это статуэтка женщины по имени Венера из Дольни Вестонице из небольшого доисторического поселения недалеко от Брно в Чешской Республике. В этом же месте рядом с остатками печи в форме подковы были обнаружены сотни глиняных фигурок, изображающих животных ледникового периода.

Первые образцы глиняной посуды появились в Восточной Азии несколько тысяч лет спустя. В пещере Сяньрендонг в Китае были найдены фрагменты горшков, датируемых 18-17 тысячами лет до нашей эры. Считается, что из Китая использование гончарных изделий последовательно распространилось в Японию и на Дальний Восток России, где археологи нашли осколки керамических изделий, датируемых 14 000 г. до н.э.

Использование керамики резко возросло в период неолита, когда образовались оседлые общины, занимавшиеся сельским хозяйством. Начиная примерно с 9000 г. до н.э. керамика на основе глины стала популярной в качестве контейнеров для воды и еды, предметов искусства, плитки и кирпича, и их использование распространилось из Азии на Ближний Восток и в Европу. Первые изделия просто сушили на солнце или обжигали при низкой температуре (ниже 1000°C) в примитивных печах, вырытых в земле. Керамика была либо монохромной, либо украшена росписью с простыми линейными или геометрическими мотивами.

Известно, что около 7000 г. до н.э. люди уже использовали острые инструменты из обсидиана, природного вулканического стекла. Римский историк Плиний сообщил, что первое искусственное стекло было случайно изготовлено финикийскими купцами в 5000 г. до н.э., когда, отдыхая на пляже, они поставили кастрюли на богатые натрием камни возле костра. Жар от огня расплавил камни и смешал их с песком, образовав расплавленное стекло.

Археологи не смогли подтвердить рассказ Плиния. Вместо этого в Месопотамии и Египте были обнаружены простые стеклянные изделия, такие как бусы, датируемые 3500 г. до н.э. В начале бронзового века глазурованную керамику производили в Месопотамии. Однако только в 1500 г. до н.э. египтяне начали строить заводы по производству стеклянной посуды для мазей и масел.

Одним из первых прорывов в производстве керамики стало изобретение колеса в 3500 г. до н.э. Внедрение колеса позволило использовать технику формирования колеса для производства керамических артефактов с радиальной симметрией.

Между тем, керамическая посуда развивалась, используя все более сложные картины, так что эти предметы в конечном итоге стали настоящими произведениями искусства. В декорациях также использовалась окисляющая и восстановительная атмосфера во время обжига для достижения особых эффектов. Вершиной этой эволюции считаются греческие аттические вазы VI и V веков до нашей эры.

На протяжении 16 го века н.э. (н.э. = новая эра) фаянсовая посуда оставалась основным классом керамических изделий, производимых в Европе и на Ближнем Востоке. Китайцы первыми ввели высокотемпературные печи, способные нагреваться до 1350°C, и около 600 г. н.э. разработали фарфор (материал с пористостью менее 1%) из каолиновой глины. В средние века торговля через Шелковый путь позволила завозить и распространять фарфор сначала в исламских странах, а затем в Европе, во многом благодаря путешествиям Марко Поло.

К 15 веку в Европе были разработаны первые доменные печи, способные нагреваться до 1500°C. Они использовались для плавки железа и изначально были построены из природных материалов. Когда в 16 -м веке были разработаны синтетические материалы с лучшей устойчивостью к высоким температурам (называемые огнеупорами), родилась промышленная революция. Эти огнеупоры создали необходимые условия для плавки металлов и стекла в промышленных масштабах, а также для производства кокса, цемента, химикатов и керамики.

С тех пор керамическая промышленность претерпела глубокие изменения. Мало того, что традиционная керамика и стекло стали повсеместными, с годами были разработаны новые продукты, использующие преимущества уникальных свойств этих материалов, таких как их низкая тепло- и электропроводность, высокая химическая стойкость и высокая температура плавления. Около 1850 года были представлены первые фарфоровые электрические изоляторы, положившие начало эре технической керамики.

После Второй мировой войны керамика и стекло способствовали развитию многих технологически продвинутых областей, включая электронику, оптоэлектронику, медицину, энергетику, автомобилестроение, аэрокосмическую промышленность и исследование космоса. Кроме того, инновации в технологиях обработки и определения характеристик керамики позволили создать материалы с заданными свойствами, которые отвечают требованиям конкретных и индивидуальных приложений. В последние годы обработка керамики получила новый импульс благодаря нанотехнологиям, что позволяет производителям внедрять материалы и продукты с нетрадиционными свойствами, такие как прозрачная керамика, пластичная керамика, сверхэластичные кости и микроскопические конденсаторы.

Ожидается, что все эти достижения приведут к тому, что глобальная керамическая и стекольная промышленность станет рынком с оборотом почти 1,1 триллиона долларов в 2023 году по сравнению с 800 миллиардами долларов в 2018 году. стекло представлено в таблице ниже.

Год(ы) Развитие
28 000 лет до н.э. Керамические фигурки используются в церемониальных целях.
18000 г. до н.э. Появление китайской керамики.
18 000 г. до н.э. – 14 000 г. до н.э. Керамическая посуда распространена в Восточной Азии.
9000 г. до н.э. Керамические изделия, такие как вазы, кирпичи и плитка, становятся популярными на Ближнем Востоке и в Европе.
7000 г. до н.э. Появляются острые инструменты из натурального стекла.
5000 г. до н.э. Возможно, финикийские купцы изготовили первое стекло.
3500 г. до н.э. Простые изделия из стекла изготавливаются в Месопотамии и Египте.
3500 г. до н.э. Изобретен круг, который позже будет применяться для изготовления гончарных изделий.
3000 г. до н.э. Глазурованная керамика производится в Месопотамии.
1500 г. до н.э. Египтяне начинают строить заводы по производству изделий из стекла.
700 г. до н.э. Керамическая посуда становится произведением искусства в Аттической Греции.
600 CE 600 CE Китайцы представили фарфор.
1400s Высокотемпературные печи разработаны в Европе для металлургического применения.
1500s Использование жаропрочных огнеупорных материалов для изготовления печей для производства стали, стекла, керамики и цемента открывает путь к промышленной революции.
Середина 1800-х годов Изобретены фарфоровые электрические изоляторы и лампы накаливания.
1920-е годы Представлен высокопрочный обогащенный кварцем фарфор для изоляторов, свечей зажигания из оксида алюминия, автомобильных стекол и керамических конденсаторов.
1940-е годы Начало исследований оксидных магнитных материалов (ферритов) и сегнетоэлектрических материалов.
1950-е годы Разработаны керамические конденсаторы на основе титаната бария.
1960-е годы Внедрены изоляторы из глинозема на напряжение свыше 220 кВ и разработаны приложения для карбидов и нитридов. Изобретена первая прозрачная керамика на основе иттрия. Также обнаружено биостекло.
1970-е Разработан частично стабилизированный диоксид циркония. В продажу поступили высокоэффективные ячеистые керамические подложки для каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров для дизельных двигателей.
1980-е Разработаны керамические высокотемпературные сверхпроводники.
1990-е годы Многослойные керамические контуры (низкотемпературная керамика совместного обжига) коммерциализированы. Для зубных протезов внедрена низкотемпературная керамика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *