История создания илиада: Анализ поэмы «Илиада» (Гомер) | Литрекон

Анализ поэмы «Илиада» (Гомер) | Литрекон

«Илиада» — одна из первых эпических поэм в истории литературы. Это полноценное художественное произведение, написанное, как утверждают литературоведы, древнегреческим поэтом Гомером. Гомеровский вопрос является практически основным в античной литературе. Его суть состоит в том, что доподлинно неизвестно, сам ли Гомер написал эпические масштабные произведения или он собрал народные сказания, объединив их в книги «Илиада» и «Одиссея». 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт 
  • 4 Смысл названия поэмы
  • 5 Суть: о чём поэма?
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит «Илиада»? 
  • 11 Критика

История создания

Как создавались эти поэмы с уверенностью — не сможет сказать никто. Но считается, что «Илиада» была написана приблизительно в 8-9 вв. до н.э. А в её основу легли предания крито-микенской эпохи. Ученые не могут даже доказать, что Гомер — это не вымышленное лицо. О его жизни известно очень мало. Слепой поэт, который скитался почти всю жизнь, едва ли мог написать произведения такого масштаба. Кроме того, кажется странным, что книги Гомера намного превосходят по художественной ценности многие другие творения того периода. Вполне возможно, знаменитые поэмы кто-то дописал или отредактировал. На это указывает и другое обстоятельство: есть немало фрагментов, которые не связаны с основной темой и отличаются по стилистике, и складывается ощущение, что их добавили позднее. 

В «Илиаде» со­че­та­ют­ся раз­ви­тая сис­те­ма по­этических фор­мул, ти­пич­ная для им­про­ви­зационной фольк­лор­ной по­эзии, и слож­ная ком­по­зи­ция, ха­рак­тер­ная для фик­си­ро­ван­ных литературных тек­стов. 

Поэмы написаны одним древнегреческим размером – гекзаметром, но «Илиада» имеет больший объем, чем «Одиссея» — 15 700 стихов, а главы формируются в соответствии с греческим алфавитом. Позднее она была поделена на 24 песни филологом из Александрии.

В ос­но­ве по­эмы — пре­да­ние о Тро­ян­ской вой­не; её название про­ис­хо­дит от вто­ро­го на­име­но­ва­ния Трои — Или­он. Со­бы­тия «Илиады» ох­ва­ты­ва­ют 51 день по­след­не­го го­да оса­ды Трои гре­ка­ми. 

Интересно, что от­кры­тия Г. Шли­ма­на, а так­же по­сле­дую­щие рас­коп­ки по­се­ле­ний кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры подтвердили историческую достоверность описанных Гомером событий. Однако в литературном преломлении они все-таки получили другой размах и иное толкование. В центре повествования — конфликт воина Ахилла со своей судьбой, а ведь этот герой произошел из мифов Древней Греции, а потому наделен мистической силой.

Стоит отметить, что основа поэмы действительно относится к древности, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания произведения в летописях, философских трактатах и других древних источников. «Илиаду» комментировал сам Аристотель.

Жанр, направление

По жанровой стилистике «Илиада» относится к эпической поэме. В основу положен исторический сюжет, объем и количество героев указывают на эпический размах произведения.

Неподготовленному читателю бывает сложно разобраться в хронологической последовательности, так как стиль у автора имеет специфические особенности. Мы понимаем, где происходят события и в какое время, но уникальность состоит в том, что действия словно нанизываются друг на друга, и поначалу непросто разобраться в последовательности истории. Действия происходят в разных местах и даже в разных мирах, однако автор описывает их в определенной последовательности, что позволяет объединить их в одно целое.

Композиция и конфликт 

Действия в поэме можно разделить на два плана:

  1. Человеческий (войны под стенами Трои)
  2. Божественный (боги-олимпийцы и их интриги)

Причина войны разбросала по разным сторонам как людей, так и богов, но между последними наблюдается больше споров и пререканий. Суть самой композиции состоит в том, что читателю показывается смена земной жизни на божественную, которые в конце произведения сливаются в одну сюжетную линию.  

Многие исследователи ус­мат­ри­ва­ют в «Илиаде» цен­траль­но-сим­мет­рич­ную ком­по­зи­цию, сви­де­тель­ст­вую­щую о еди­ном ав­тор­ст­ве и эс­те­тической це­ло­ст­но­сти по­эмы. Так, эпи­зод в на­ча­ле 1-й книги (ста­рец Хрис при­хо­дит в ахей­ский ла­герь, что­бы вы­зво­лить из пле­на дочь) со­от­вет­ст­ву­ет эпи­зо­ду в кон­це 24-й книги (пре­ста­ре­лый При­ам при­хо­дит ту­да же за те­лом сы­на).

Особенность композиционного строя заключается также в том, что в поэме сочетаются разные темпы повествования. Плавное «эпическое раздолье» сменяется быстрым темпом рассказа, также отмечаются гармонично вписанные в сюжет речи и диалоги персонажей. Крайнюю медлительность можно встретить при длинном перечислении кораблей («каталог кораблей»), а также греческих предводителей и племён.

Ещё одним важным моментом является то, что автор впервые использует такой литературный приём, как сравнительная характеристика. Он добавляет к именам героев образность, например, Агамемнон величавый, Одиссей многоумный, Елена Прекрасная и т. д. 

Вершителями основополагающего конфликта произведения являются Ахилл и Агамемнон. В лагере ахейцев наступают тяжёлые времена: нарушается гармония человеческой жизни. Их перестают привлекать военные действия и сама суть героизма. Ахейцы мечтают о спокойной, мирной жизни. 

Как бы сильно Агамемнон не травмировал душу Ахилла, смерть друга Патрокла заставляет его снова подняться и пойти в бой, чтобы отомстить за убийство как самому Гектору, так и его народу. 

Смысл названия поэмы

Троянская война была одной из самых масштабных войн в древнем мире. Предположительная информация о ней дошла до наших дней благодаря Гомеру и его произведению «Илиада». 

Так как в Древней Греции Троя носила название Илион, то и автор дал имя своей поэме в честь этого города. Правда лишь с небольшим изменением: к Илио было присоединено дополнение ад, которое в переводе с древнегреческого языка означает «невидимый мир». 

Суть: о чём поэма?

В произведении идёт речь о Троянской войне. Начало данного противоборства закладывается во время свадьбы Пелея и Фетиды – родителей Ахилла. Здесь происходит спор между Герой, Афродитой и Афиной за звание прекраснейшей из богинь. Они просят царевича Трои Париса (самого красивого юношу на Земле) решить конфликт. Выбор его пал на Афродиту, так как она пообещала ему в жёны самую красивую и замечательную девушку, живущую на свете. В этот момент богини Гера и Афина становятся злейшими противниками Трои.

Поводом к войне как раз и оказалась прекраснейшая из женщин – Елена. Её похитил Парис, который находился в гостях у её законного супруга Менелая. Дабы вернуть свою любимую, Менелай собирает храбрых и доблестных героев Греции и идёт войной на своего врага.  

За всеми действиями наблюдают боги-олимпийцы, разделившиеся на два лагеря, каждый из которых хочет притянуть победу на свою сторону. Здесь и начинается главный конфликт произведения: Агамемнон вырывает из мирной жизни Ахилла и заставляет идти на войну. Надо сказать, что Ахилл — сын морской нимфы, он обладает неуязвимостью, но у него есть одно уязвимое место — пятка. За нее мать держала сына, когда погружала его тело в воды Стикса. Согласно предсказанию, герой должен был либо рано и героически погибнуть у стен Трои, либо жить долго, но бесславно. Мать хотела защитить сына и окунула его в волшебные воды Стикса, держа малыша за пятку. Именно туда Парис попадет стрелой во время боя.

Ахилл и Агамемнон сталкиваются со взаимной ненавистью друг к другу, что может подставить под удар завоевание Трои. Ахилл отказывается от дальнейшего участия в кровопролитии и лишь смерть близкого друга Патрокла поднимает его снова в бой. Ахилл убивает Гектора — старшего сына царя Трои. Приам – царь Трои, умоляет Ахилла вернуть ему тело Гектора, пообещав мир на время похорон.

Впоследствии Аполлон, который затаил злобу на Ахиллеса, который его оскорбил, направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла, и воин погиб.

Главные герои и их характеристика 

Главные герои поэмы «Илиада» многочисленны, но Литрекон перечислил лишь некоторых из них, чтобы не превращать анализ по плану во вторую Илиаду.

  1. Ахилл — сын морской нимфы Фетиды и смертного. Он обладает фактическим бессмертием, за исключением одного слабого места – пятки. У этого героя достаточно сложный характер, так как в нём уживаются и милосердие, и агрессия, а также вспыльчивость и храбрость. Он категорически не принимает ложь и лицемерие. Ахилл преданный друг (до конца мстит за смерть Патрокла). В Троянской войне выступал на стороне греков.
  2. Гектор – сын Приама. Его из-за мести убивает Ахилл. Гектор представлен разумным, храбрым, честным и справедливым персонажем. Можно сказать, что он — преданный семьянин, так как Гектор очень переживает, что ему приходится оставить родных и уйти на войну.
  3. Агамемнон – правитель Микеии. Описывается как эгоист и жестокий человек, который стремится только к славе и завоеваниям. Противостояние микенского царя и Ахилла является главным конфликтом всей поэмы.  
  4. Елена – самая красивая из всех живущих женщин, жена Менелая. Каждый мужчина, увидев Елену, боготворит её, а каждая женщина – ненавидит. На нее подействовали чары Афины, и она живет с Парисом добровольно.
  5. Патрокл – близкий друг Ахилла, убит Гектором. 
  6. Менелай – царь Спарты и законный супруг Елены. Он собрал лучших воинов и организовал «спасательную операцию» своей жены. Человек чести, справедливый и мудрый царь.
  7. Парис – сын Приама и царевич Трои. Он похищает Елену Прекрасную и тем самым развязывает войну. Легкомысленный и красивый юноша.

Темы

Тематика произведения «Илиада» обозначается в первых строчках поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». Поэтому главной темой является гнев главного героя. Впервые это проявляется, когда Агамемнон забирает себе рабыню Ахилла – Брисеиду. После такого предательства со стороны соратника, герой отказывается от дальнейшего участия в военных действиях.

Также в «Илиаде» поднимается тема мести, а именно главный герой мстит Гектору и его народу за убийство Патрокла. То, как Ахилл поступает с телом мёртвого Гектора, порицается автором, и герой тоже погибает на поле боя. Данный поступок не ограничивается одной лишь темой, здесь так же находит отражение и тема чести, а точнее будет сказать – бесчестья. Ахилл не только убил, но и продолжил издеваться над телом своего врага. Но Гектор раскрывается в произведении как честный человек, он до конца воевал и защищал свой народ.

Ещё одна тема, раскрывающаяся в данной поэме, это тема судьбы. Боги-олимпийцы используют людей, словно марионеток. У воинов нет свободной воли, но есть предначертанная судьба. Будет верным сказать, что через кровопролития и войны боги выясняют между собой отношения. 

Проблемы

Проблематика произведения «Илиада» вбирает в себя все главные пороки человека. Здесь можно выделись похоть, жадность, эгоизм, мстительность, злость и др. Из поэмы становится ясно, что хотя подобные «качества» приписываются в основном людям, но и боги постоянно поддаются преступным страстям. Жестокость, хитрость, глупость, гордыня – основные вечные проблемы богов. 

Также присутствует проблема ненависти, которая выражена в произведении достаточно своеобразно. Например, автор поощряет акт отстаивания своих интересов, но с другой стороны, ему безмерно жалко падших доблестных воинов. В гневе Ахилла, а также в богине раздора заключается слабость и важная мысль: нам трудно отступить, когда находимся во власти гнева. 

Смысл

Несомненно, в «Илиаде» присутствуют завораживающие описания битв, человеческих эмоций, мнений и решений богов. Но благодаря автору, читатель может узнать об образе жизни и своенравном мышлении древнегреческого народа, показывает и открывает мир эпоса и мифологии в целом. 

Основная идея произведения «Илиада» состоит в том, что человек не властен изменить свою судьбу, даже если за него вступаются Боги. Ее не обмануть и не избегнуть. Есть у каждого высшее предназначение, которое ведет нас по заранее выстроенному пути, и мы рождаемся с этой программой и этим направлением. Главная мысль поэмы «Илиада» позволяет понять основу менталитета древнего человека, который принимал все, что с ним происходит, как должное. Поэтому авторы так часто выдвигали на первый план бунтовщиков, которые бросали вызов року. Их трагическое бесстрашие производит сильное впечатление.

Чему учит «Илиада»? 

Основная мораль поэмы «Илиада» заключается в том, что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Темы чести, отваги, доброты, поднимаемые в произведении, доказывают, что необходимо быть самоотверженным, храбрым, проявлять смекалку в каких-либо делах, но при этом важно оставаться добрым, понимающим и никогда не опускаться до лжи и подлой мести. 

Мойры, предсказавшие смерть Ахилла, быть может, знали о его характере. Если бы он не подверг позору тело убитого врага, ему, возможно, удалось бы избежать гибели под стенами Трои. Но его судьбу определили его пороки. Так происходит и по сей день.

Критика

Автор «Илиады» и «Одиссеи» открыл новый мир литературы. Его произведения воодушевляли и до сих пор продолжают вдохновлять многих людей. 

Некоторые литературные критики и писатели высказались об гомеровской «Илиаде». Вот что пишет А. Ф. Лосев об Ахилле в книге «Гомер»: 

«Капризная и эгоистичная психология уже выходящего за пределы эпоса героя».

Или вот, что говорит о самом Гомере Аристотель в своей книге «Поэтика и риторика»: 

«Гомер и в этом случае представляется необычайным в сравнении с другими: он не замыслил описать всю войну, хотя она имела начало и конец, так как [рассказ] должен был бы сделаться чересчур большим и нелегко обозримым, или [войну], хотя и скромных размеров, но запутанную пестрою вереницею событий. И вот, выбрав одну ее часть, он воспользовался многими из остальных обстоятельств как эпизодами, например, перечислением кораблей и другими, которыми он разнообразил свою поэму».

Также Платон в своём произведении «Пир» восхищённо высказался о подвиге Ахилла:

 «…узнав от матери, что он умрет, если убьет Гектора, а если не убьет, то вернется домой и доживет до старости». (Как читатель знает из поэмы, Ахилл всё же решился на убийство Гектора). 

Автор: Ксения Сизова

Анализ поэмы Илиада Гомера

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Илиады Гомера

История создания

Как таковой истории создания произведения не существует, а все из-за того что информации о Гомере крайне мало. Даже сейчас до конца неясно, где и когда родился автор, да и вообще, есть мнение что вовсе не он писал Илиаду. Данное мнение даже получило название «Гомеровский Вопрос»

Жанр

В первую очередь это конечно же эпическая Поэма, причем древнейшая из сохранившихся в древнегреческой литературе. Да и сам перевод Илиады буквально означает «Троянская поэма». Также, произведение сохраняет частички народной устной поэзии.

Сюжет

Главным конфликтом поэмы является кража жены Менелая — Елены Прекрасной. А украл ее принц Трои – Парис. Оскорбленный царь Спарты и его брат Агамемнон снарядили армию и корабли, туда входили многие греческие герои и поплыли к Трое. Троянцы отказались выдавать украденную Елену и сокровища. Началась война, и ахейцам понадобилось десять лет, чтобы захватить высокие и мощные стены города. И только лишь по совету Одиссея греки заполучили победу. Они сделали вид что уходят и возвращаются на Родину, пред этим они оставили на берегу огромного деревянного коня. Также в Трою был заслан перебежчик, сказавший, что этим греки хотят умилостивить Афину. Радостные жители занесли статую в город, несмотря на уговоры верховного жреца и Гектора, упоминавшие о вероломстве нападавших. Когда наступила ночь, из брюха коня вылезли воины, перебили охрану и подали сигнальный знак подтянувшимся к стенам города грекам. Все жители были перебиты и захвачены в рабство, лишь немногие смогли сбежать, а сам город ахейцы сожгли. Но и для победителей закончилось не все так благополучно, не все вернулись домой. О событиях последнего десятого года рассказывает Илиада, которая сама по себе является военно-героической эпопеей, где на первый план выставлены рассказы о событиях

Главные Герои

Ахиллес-сын от брака Пелеи и Фетиды, греческого героя и богини. Главный Герой поэмы, имеет невероятную силу и ловкость. А благодаря своей матери он почти неуязвимым, кроме слабого места в пятке. Был под формальным командованием Агамемнона

Гектор — витязь Трои и настоящий ее защитник. Погибает при поединке с Ахиллесом.

Агамемнон — Алчный царь Микен, его ссора с Ахиллесом это центральный конфликт почти всей Илиады

Приам — Царь Трои

Елена — виновница войны, дочь Зевса и жена Менелая

Патрокл — с оратник и друг Ахиллеса, его убивает Гектор, мотивируя Ахиллеса на поединок с ним

Парис — Второй сын Приама, похититель Елены, ранит Ахиллеса выстрелом в пятку.

Менелай — Муж Елены и царь Спарты

Брисеида — наложница Ахиллеса, из-за нее повздорили Агамемнон и Ахиллес

Одиссей — Один из героев под командованием Агамемнона, предложил идею о создании деревянного коня

Композиция

Композиция отличается симметричностью в соответствие нравственности самого Гомера. Сама Илиада состоит из нескольких частей, события которых постепенно разворачиваются и имеют некий законченный и самостоятельный характер. Также в сюжете есть несколько противоречий.

2 вариант

Поэма «Илиада» повествует о Троянской войне. В XIII веке до н.э племя ахейцев покорило южные районы Греции и острова Эгейского моря. Они мечтали вести широкую торговлю, но им мешало государство троянцев, находившиеся на полуострове Малая Азия. Они приняли решение покорить его, чтобы торговые пути были открыты. Троянская война была кровопролитной. Победа ахейцев была заслужена благодаря их смекалке. В знак дара Трое они подарили им огромного деревянного коня, ночью из которого выбрались солдаты и отворили ворота в город. Таким образом Троя пала.

Одной из главных тем произведения можно назвать тему судьбы. Древние греки верили, что все в их жизни предначертано богами. Они ни на что не могут повлиять, а беды и недуги — это наказания, посланные богами за их промахи. Также важной темой является тема гнева Ахилла, тема чести и бесчестия Ахилла и Гектора. Поэма охватывает широчайший круг проблем: добро, зло, а также человеческие пороки, присущие даже богам: блуд, жадность, зависть.

Существует множество переводов «Илиады», в том числе и на русский язык, но считается, что лучше всего читать «Илиаду» в трех переводах.

Первый из них принадлежит Н.И Гнедичу. Переводчик хотел сохранить особенности гомеровского стиля, поэтому текст изобилует архаизмами и сложными оборотами. Второй перевод — работа В.В Вересаева. Этот текст более простой и ориентирован на массового читателя. Труд А.А Сальникова понятен для современных читателей, поэтому рекомендуется выбрать именно его для знакомства с поэмой.

Суть поэмы заключается в том, что на свадьбе родителей Ахилла яблоко раздора брошено для прекрасной женщины. Гера, Афина и Афродита не могут решить, кому оно должно принадлежать, поэтому обращаются к троянскому царю, который отдает его Афродите. Та за это обещала ему в жены Елену Прекрасную. Троянский царь приказывает похитить ее от мужа. Это становится поводом к войне. Ахилл идет воевать из-за славы и почестей. Позднее он уходит с фронта, но смерть Прокла заставляет его вернуться. Он уничтожает убийцу Прокла — сына троянского короля. Ахилл шантажирует убитого горем отца. Он говорит, что отдаст труп сына за мир между странами.

Главный герой поэмы — Ахилл. Это выносливый воин. Агамемнон — микенский царь, конфликтующих с Ахиллом из-за его наложницы, Брисеиды. Гектор — сын царя Трои, Приама, настоящий защитник своей родины, убивший Прокла, друга Ахилла. Елена Прекрасная — женщина из-за которой, собственно, и началась война. Она дочь Зевса и супруга Менелая, была похищена Парисом, царевичем.

Произведение заканчивается сценой погребения Гектора. Приам находился в глубокой печали. На сыне были сосредоточены все его надежды и силы. Он видел в его гибели знак падения Трои. Ахилл не хотел отдавать тело врага, который убил его близкого друга. Приам приезжает к нему и бросается на колени в слезах с просьбами. Ахилл сдается и отдает труп Гектора. Затем поэма кончается сценой его погребения и поминок.

Роль «Илиады» в культуре огромна. Во-первых, это одно из первых литературных произведений, записанных, существующих в мире. Во-вторых, «Илиада» увековечивает в памяти людей события Троянской войны. В-третьих, она закрепляет многие мифы. «Илиада» долгое время входила в школьную программу в Древней Греции. По этому произведению школьники не только учились читать и писать, но и изучали историю. «Илиада» и сейчас является важным произведением, повлиявшим на всю литературу в целом. Например, многие темы, поднятые Гомером, стали развиваться и в других произведениях европейских авторов, в том числе и русских. Например, проблема чести и бесчестия.

Также читают:

← Анализ романа Мы Замятина ← Роль пейзажа в Бедной Лизе↑ ДругиеАнализ поэмы Одиссея Гомера → Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте →

Картинка к сочинению Анализ Илиады Гомера

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Уфа — мой любимый город

    Если бы кто-нибудь задал мне вопрос, какой город является моим любимым, то, безусловно, я ответил бы, что это Уфа.

  • Сочинение Дружба Жилина и Дины 5 класс кратко (Кавказский пленник Толстого)

    Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды

  • Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс сочинение

    Стихотворения Николая Михайловича Рубцова представляют сочетание искренних чувств, позитивных мыслей, через которые читатель знакомится с его миропониманием, отношением к разным сторонам жизни

  • План поэмы Мертвые души Гоголя

    Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию

  • Забвение есть измена — сочинение

    Забвение есть измена? Безусловно, это так. Забывая прошлое, мы изменяем всем, кто нас окружает, более того, мы изменяем сами себе. Память прошлых лет, а если быть точнее, исторические события

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Илиада — Энциклопедия всемирной истории

Гомера Илиада описывает последний год Троянской войны, легендарного конфликта между союзом греческих городов и городом Троя в Анатолии. Вероятно, он был написан в 8 веке до нашей эры после долгой устной традиции. Сами греки предполагали, что война произошла где-то в 13 веке до нашей эры в бронзовом веке.

Греки думали, что Гомер был с Хиоса или Ионии, и приписывали ему как Илиада и Одиссея , два шедевра греческой литературы. Они также считали его величайшим писателем всех времен и называли его просто «поэтом». «Илиада » повсеместно признана поистине великим рассказом. Война и кровопролитие, честь и предательство, боль и пафос, любовь и ненависть, немало злодеев и еще больше героев, и все это происходит в старые добрые времена славного, но не забытого прошлого. Прежде всего, «Илиада » представляет трагическую, но захватывающую реальность смертности человечества, и по мере развития событий нам постоянно напоминают о том, что наша жизнь формируется и сотрясается ветрами Судьбы, от которых даже главный герой Ахиллес, великолепный воин, он, не может убежать.

Удалить рекламу

Реклама

Фон

Илиада , написанная где-то в 8 веке до нашей эры, представляет собой трагическую эпическую поэму из более чем 15 000 строк, организованных учеными из Александрии в 24 книги. Книга 10 считается возможным более поздним дополнением по стилистическим соображениям, но это также может быть преднамеренной попыткой сделать перерыв в повествовании. Большинство историков согласны с тем, что то, что мы имеем сегодня, является полной оригинальной версией.

Поэма охватывает всего лишь 52 дня Троянской войны между объединенной греческой сверхармией и троянцами, защищенными массивными стенами их города Трои.

Поэма охватывает всего 52 дня Троянской войны между объединенной греческой сверхармией и троянцами, защищенными массивными стенами своего города Трои (или Илиона) в Анатолии. История и персонажи уже были знакомы его первоначальной греческой аудитории после столетий устных рассказов и пересказов. Это устное наследие проявляется в повторении эпитетов, вводных фраз, боевых описаний и отраженных параллельных последовательностей в постоянно повторяющемся цикле тем и идей. Слушатели и читатели уже знали, почему началась война – троянский царевич Парис похитил Елену Спартанскую, а ее муж Менелай уговорил своего брата Агамемнона, царя Микен, сформировать могучую греческую армию, чтобы вернуть ее. Они тоже знали концовку, и поэтому Илиада этим тоже не заморачивается. Гомера, кажется, больше интересуют универсальные истины, которые может открыть история, и поэтому, возможно, по этой причине он сразу же бросается в историю после уже девяти лет войны и осады.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Книга 1 – Ахиллес серьезно обижен

Величайший воин греков — Ахиллес, мистер Непобедимый, но теперь он пережидает войну в глубокой печали, потому что Агамемнон, «повелитель мужчин», украл его приз, девушку Брисеиду. Его гнев и гордость будут иметь всевозможные последствия и почти принесут полное поражение греческой армии. Только трагедия убедит Ахиллеса сражаться, очистить равнины Трои от врага и, наконец, встретить свою трагическую судьбу. Боги время от времени наблюдают за происходящим с интересом, а иногда и с прямым вмешательством, но они невосприимчивы к разворачивающимся ужасам и знают это. И боги, и люди должны в конечном итоге подчиниться воле Зевса, «Собирателя облаков» и царя богов.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Мир Илиады, ок. 1200 г. до н.э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Книга 2 – Каталог судов

Агамемнон опрометчиво пытается штурмовать Трою без Ахиллеса, тем самым делая себя еще более непопулярным среди своих людей. Существует каталог кораблей, в котором перечислены все города, участвовавшие в войне. Он длинный и впечатляющий.

Елена Гектору: «На нас двоих Зевс наложил гибель на страдания, чтобы в будущем мы могли стать темами песен для людей будущих поколений» (6: 357)

Книга 3. Месть Менелая

Удалить рекламу

Реклама

«Богоподобный» Парис бросает вызов Менелаю, «мастеру боевого клича», на битву один на один, чтобы немедленно уладить войну. Елена кусает ногти от стен Трои, когда Парис, одетый в слегка кричащие и неуместные доспехи, основательно избит, но «быстро взглянувшая» Афродита входит и уносит принца на облаке. Война не заканчивается в этот день.

Книга 4 – Зевс решает судьбу Трои

Боги спорят о ходе войны, но Афина и Гера настаивают на том, что Троя должна быть разрушена. Зевс соглашается, но взамен он разрушит города по своему выбору и в свое удовольствие — Микены будут одним из них. Тем временем две армии сталкиваются, и равнины полны реками крови.

Книга 5 – Аполлон отталкивает Диомеда

Битва продолжается, и могучий грек Диомед убивает всех перед собой. Герой даже нападает на Афродиту и Ареса, но не находит себе равных Аполлону, «дальнобойщику», в сцене, напоминающей о непреодолимой пропасти между богами и людьми.

Удалить рекламу

Реклама

Menelaos & Helen

Bibi Saint-Pol (общественное достояние)

Книга 6 – Человечество на войне

Битва на равнинах продолжается, и Диомед встречает Главка, но вместо боя эти два чемпиона болтают и понимают, что имеют общее происхождение. Они обмениваются некоторыми дарами доспехов и расстаются друзьями, маленьким оазисом человечества в безжалостной пустыне войны. Тем временем внутри Трои мы встречаем жену Гектора Андромаху, чтобы напомнить нам, что троянцы не отличаются от греков и их женщины одинаково беспокоятся о будущем.

Гектор: «И скажут люди, даже люди поколений, еще не родившихся, когда плывут по сверкающему морю на своих многоскамчатых кораблях: «Это курган человека, который давно умер. Он был величайшим из людей, и славный Гектор убил его». (7:71)

Книга 7 – Гектор против Аякса

Гектор, «укротитель лошадей», сын царя Приама и величайший троянский воин, бросает вызов любому греку на бой. Агамемнон уговаривает Менелая не соглашаться, и вместо этого Аякс, выкинув жребий о чести, выходит навстречу принцу. Пара сталкивается, но без решающего удара, и «Аякс» оказывается хозяином. Затем тьма прекращает битву, и они расстаются, снова нагруженные подарками. На следующий день объявляется перемирие, чтобы мертвых можно было собрать и кремировать.

Удалить рекламу

Реклама

Книга 8 — Гектор гонит греков обратно в их лагерь

Немного сытый по горло тем, что война до сих пор не закончилась, Зевс категорически запрещает богам вмешиваться в этот день. Гектор великолепен и ведет свою армию в зажигательную атаку, которая загоняет греков за их укрепленный лагерь на берегу. Гектор ставит лагерь за городом, такова его уверенность в полной победе на следующий день.

Книга 9– Ахиллес отказывается Агамемнона Апелляция

Все выглядит так плохо, что Агамемнон подумывает сдаться и отправиться домой, но его уговаривают попытаться соблазнить Ахиллеса присоединиться к битве, предложив ему массу сокровищ. Одиссей (коварный король Итаки и особенно красноречивый) ведет Феникса и Аякса, которые все говорят Ахиллесу подумать о людях, их страданиях и славе, которую он может завоевать. Ахиллес отказывается и теперь теряет моральное превосходство. Его гордость будет стоить многих жизней.

Книга 10 — Разведка

Своего рода антракт, во время которого обе стороны встречаются и решают послать шпионов в лагерь противника, чтобы проверить их позиции и слабости.

Книга 11 – Битва приливов и отливов

Греки выходят из своего лагеря, сражаясь как никогда раньше, и оттесняют троянцев обратно к Трое, но затем ситуация меняется, и греки вынуждены отступать со многими ранеными, включая Агамемнона и Одиссея.

АРЕС БОГ ВОЙНЫ: «ВЗЯЛ ТЕРРОР И ПАНИКУ, ЧТОБЫ ВЯГАТЬ СВОИХ ЛОШАДЕЙ, ПОКА ОН НАДЕвал СВОИ БЛЕСТЯЩИЕ ДОРОГИ» (15:113)

Книга 12. Греческий лагерь прорван

Троянцы во главе с Гектором и Сарпедоном ломают стены и разбивают ворота греческого лагеря. Греки паникуют и бегут за своими кораблями.

Книга 13 – Посейдон вмешивается

Греки получают помощь Посейдона, «Сотрясателя Земли», и отбрасывают троянцев, многих ранив и еще больше убивая, в том числе не меньше Аскалафа, сына Ареса.

Книга 14 – Гера соблазняет Зевса

Чтобы не отставать от греков, Гера с помощью Афродиты отвлекает и соблазняет Зевса на горе Ида. Тем временем Гектор ранен камнем, брошенным уже менее дружелюбным «Аяксом».

Троянская равнина ок. 1200 г. до н.э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Книга 15 – Звездный час Гектора

Зевс просыпается, видит, что троянцы в опасности, и запрещает любое вмешательство Посейдона. Аполлон присоединяется к битве, и с его помощью троянцы снова вытесняют греков обратно в их лагерь. Гектор, наслаждаясь своим лучшим днем ​​войны, ведет своих людей к кораблям и призывает к огню, чтобы поджечь их всех.

Рассказчик: «Когда он говорил, смерть окутала его: и его дух покинул его тело и отправился в Аид, оплакивая свою судьбу». (16:855)

Книга 16 – Смерть Патрокла

Ключевая книга. Патрокл, лучший друг Ахилла, вспоминает совет Нестора и умоляет великого воина присоединиться к битве, а если нет, то позволить ему возглавить грозных мирмидонцев в доспехах Ахилла. Ахиллес соглашается, и судьба его друга и его собственная теперь решена. Мирмидонцам удается потушить огонь среди кораблей, и Патрокл даже убивает Сарпедона, но затем опрометчиво бросает троянцев обратно в Трою. Вмешивается Аполлон и сбивает доспехи героя с его тела, и он погибает от копья Гектора. Теперь Ахиллесу будет действительно злится. Судьба Троя также решена в этот день.

Книга 17 – Тело Патрокла

Обе стороны сражаются за тело Патрокла, но троянцы побеждают и раздевают его тело. Гектор надевает доспехи Ахилла, но греки возобновляют свои усилия и, наконец, умудряются отнести обнаженный труп обратно в свой лагерь для надлежащего захоронения.

Ахиллес и Пентесилея

Мари-Лан Нгуен (CC BY)

Книга 18 – Доспехи Ахилла

Ахиллесу сообщают о смерти его друга, и он, как и ожидалось, приходит в ярость. Он клянется отомстить Гектору. Однако для битвы ему нужны доспехи, и это обещает ему его мать Фетида, которая вербует бога-ремесленника Гефеста. Далее следует подробное описание нового щита Ахилла, украшенного множеством фантастических сцен.

Книга 19 – Предсказанная смерть Ахилла

Агамемнон и Ахиллес примиряются, и все устраивают большой пир перед большой битвой завтрашнего дня. Теперь Ахиллес знает, что он умрет, и это будет от рук Париса и Аполлона, но месть не останавливает его.

Аполлон: «…несчастные смертные, подобные листьям — какое-то время они цветут в сиянии славы и питаются плодами земли, а затем снова увядают безжизненно» (21:462)

Книга 20 – Боги принимают сторону

Зевс призывает богов занять свои места в грядущей битве. Арес, Артемида, Афродита и Аполлон будут помогать троянцам, а у греков есть Гера, Посейдон, Гермес и Афина. Битва начинается на равнинах. Ахиллес сметает все перед собой, но Гектора спасает от столкновения Аполлон, который уносит его прочь в облаке.

Книга 21 – Ахиллес и Ксантос

Ахиллес все еще рубит троянцев и собирает себе 12 пленников, чтобы убить их позже на похоронах Патрокла. Он загоняет столько врагов в реку Ксантос, что речной бог встает в негодовании и гонит Ахиллеса обратно в греческий лагерь. Боги начинают сражаться друг с другом в безболезненной и незначительной пародии на более жестокую битву на равнине. Тем временем троянцы отброшены, и все бегут в свой город, все, кроме одного: Гектора, который стоит у Скайских ворот.

Ахиллес сражается с Гектором

Попечители Британского музея (авторское право)

Книга 22 – Ахиллес против Гектора

Гектор, обвиняя себя в собственной глупости и разбивая лагерь на равнинах, а не в безопасности внутри городских стен, готовится встретить свою судьбу. Приам грызет ногти со стен Трои, когда видит приближение Ахиллеса в сверкающих доспехах. Вид великого воина, несущегося к нему, заставляет Гектора бежать, и пара трижды бросается в погоню по городу. Затем Зевс взвешивает золотые весы Судьбы и боковых раковин Гектора. «Быстроногий» Ахиллес ловит своего человека и отправляет его в Аид одним ударом копья в горло. Теперь Трой действительно в беде. Поразительно, но Ахиллес привязывает тело Гектора к своей колеснице и с позором тащит его обратно в лагерь.

Ахиллес: «Вот судьба, которую боги замыслили для бедных смертных людей, чтобы мы жили в нищете, а у них самих нет печалей» (24:525)

Книга 23 – Похоронные игры для Патрокла

Отомстив, Ахилл теперь приступает к чествованию Патрокла похоронными играми, в том числе гонками на колесницах и призами для всех победителей. Это перерыв для всех перед эмоциональной драмой финальной книги.

Книга 24 – Обращение Приама

Боги гневаются на неуважение Ахиллеса к телу Гектора. Фетида отправляется апеллировать к нему. В то же время Гермес помогает Приаму волшебным образом появиться в греческом лагере с его собственной миссией милосердия. Ахиллес кланяется трогательной речи Приама и отпускает тело Гектора для надлежащего захоронения. Здесь Илиада заканчивается.

Что будет дальше

Гибель Гектора — это гомеровская метафора падения самой Трои в «Илиаде ». На этом история 0004 заканчивается, если не самой войной. Нам еще предстоят сражения с амазонками и смерть Ахиллеса, сраженного стрелой в пятку из лука Париса. Парис застрелен Филоктетом, а Аякс сходит с ума и забивает овец, прежде чем покончить жизнь самоубийством, не получив доспехи Ахилла. Затем, после уловки Троянского коня, чтобы проникнуть в город, Троя наконец падает и безжалостно разграблена.

Шлем из клыка микенского кабана

Дженнифер Браун (Jaunting Jen) (CC BY-NC-SA)

Миф и реальность

Археологические раскопки Трои в Анатолии, впервые раскопанные Генрихом Шлиманом в конце 19 века н.э., выявили город с тысячелетней историей проживания. Из нескольких городов, построенных друг над другом, Троя VI (ок. 1750–1300 гг. до н. э.) является наиболее вероятным кандидатом на роль осажденного города Илиады года года. Внушительные крепостные стены с несколькими башнями, безусловно, соответствуют гомеровскому описанию «крепкой Трои». Нижний город занимает впечатляющую площадь в 270 000 м² и представляет собой величественный город, подобный древней Трое. На этом месте были найдены бронзовые наконечники стрел, наконечники копий и пращи, и даже некоторые из них были встроены в стены укреплений, что свидетельствует о каком-то конфликте. Они датируются примерно 1250 годом до нашей эры, что соответствует традиционной дате Троянской войны.

Конфликты на протяжении поколений между микенской и хеттской цивилизациями более чем вероятны, колониальная экспансия и контроль над прибыльными торговыми путями являются главными мотивами. Хотя такие конфликты вряд ли были масштабами гомеровской войны, в совокупности они вполне могли быть источником эпического рассказа о Троянской войне, который очаровывал на протяжении веков.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

«Илиада: эссе по историческому контексту»

Гомер и начало классической античности

Практически ничего не известно о поэте, которого мы сейчас называем «Гомером», но одно мы знаем точно: он жил во времена значительных преобразований в Греческая история. По наилучшей оценке историков время, когда Гомер написал свои поэмы, Илиада и Одиссея , приходится на период между 725 и 675 годами до нашей эры. Согласно этой оценке, Гомер жил в восьмом и седьмом веках до н. Историки датируют период классической античности началом где-то в VIII веке до н. э. и связывают этот период прежде всего с развитием системы греческих городов-государств, расширением греческих торговых путей и появлением упрощенного греческого алфавита. Другими словами, Гомер жил и сочинял в то время, когда греческая цивилизация, как мы ее обычно себе представляем сегодня, только зарождалась. И действительно, Гомер сыграл заметную роль в развитии и расцвете классической античности.

По периодам, предшествующим классической древности, историки делят древнегреческую историю на бронзовый век и железный век. Историки и археологи используют эти обозначения для отслеживания основных изменений в культуре и технологиях, поскольку они связаны с изменениями в металлах, которые использовала цивилизация. Таким образом, термин «бронзовый век» относится к тому времени, когда бронза была основным используемым металлом. Люди, населявшие Грецию в эпоху бронзы, были известны как микенцы. Микенская цивилизация таинственным образом рухнула где-то около 1200 г. до н.э., оставив после себя самые ранние греческие письмена, написанные шрифтом, известным как линейное письмо Б. Попытки оправиться от этого краха и реорганизовать общество привели греков к железному веку, когда железо заменило бронзу. как основной промышленный металл. Несмотря на достижения в металлургической технологии, железный век представляет собой период, когда греческая история «ушла во тьму». В отличие от бронзового века, когда процветали как минимум две различные системы письма, железный век был преимущественно неграмотным. Изобразительное искусство, развившееся в бронзовом веке, также прекратилось в железном веке. Наконец, по сравнению с бронзовым веком, когда события Илиада и Одиссея Железный век имел относительно немного исторических событий.

В отличие от культурной спячки железного века, последующий период классической античности (то есть архаический период) представлял собой значительное культурное обновление и расцвет, и поэмы Гомера являются неотъемлемой частью начала этого периода. Любопытно, однако, что стихи Гомера инициируют классическую древность, обращаясь к бронзовому веку в поисках вдохновения. Для греков времен Гомера Троянская война была предметом исторической памяти, поскольку она произошла около 1250 г. до н. э., как раз перед микенским крахом. Гомер, как и другие поэты его времени, черпал материал для своих эпосов, возвращаясь к бронзовому веку, периоду, когда герои представлялись более крупными, сильными и более «богоподобными», чем кто-либо из живших в то время. Но, собирая этот исторический материал, Гомер не просто стремился рассказывать небылицы о богах и богоподобных воинах. Он также существенно развил свой материал, который помог сформировать моральную вселенную настоящей и будущей греческой культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *