История пугачевского бунта характеристика пугачева – Характеристика пугачёва из истории пугачёвского бунта

Глава 4 Пугачев «истории пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки»

А. С. Пушкин обращался к образу Пугачева дважды: когда работал над документальной "Историей пугачевского бунта" и когда писал "Капитанскую дочку". Повесть была написана в 1836 году, а "Историю" Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучал документы, относящиеся к пугачевскому бунту.

Сравнение портретовв архивных документах, историческом труде «истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочке» дает возможность увидеть разницу между научным и художественным произведениями. Она проявляется в характере использования подлинных свидетельств, в особенности оформления материала, в стилистической манере подаче текста. Историк стремился преподнести факты так, как они зафиксированы в документах: по возможности строго и беспристрастно. Писатель в исторической повести рисует яркую картину прошлого. Автор создает сюжет художественного произведения, который вводит читателя в гущу событий, знакомит его с героями, обстановкой, природой тех лет. Мир логики и мир эмоций не отделены друг от друга непроницаемой стеной, но отличие исторического труда «История Пугачева» от исторической повести «Капитанская дочка» очевидно.

Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачевского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачевского бунта»

В повести «Капитанская дочка» образ Пугачева очень ярко представлен. Мы как будто видим Пугачева не с одной, а с нескольких сторон.

Самый первый раз мы встречаем Пугачева не в образе «государя», а в образе простого бедного мужика, плохо одетого. Но эта встреча сыграла большую роль в дальнейшем развитии действий. А всё дело в том, что Петруша пожалел бедного мужика и подарил ему заячий тулуп, хотя Савельич был против. Эта доброта Петруши потом ему очень помогла. По тому как Пугачев разговаривал с Петрушей, он был очень ему благодарен за подарок, скорее всего это обстоятельство служило началом симпатии Пугачева к Петруше.

Второй раз мы встречаем Пугачева в главе «Приступ». Сначала мы видим его издалека. Он едет верхом на лошади и руководит войском. Выглядит здесь очень смелым, настоящим полководцем, который только один может «вдохновить» свою армию. И вот Пугачев въезжает в крепость. В крепости он предстает перед нами в образе «государя» одет, по мнению народа, как подобает государю: красный казацкий кафтан, обшитый галунами, на голове высокая соболья шапка с золотыми кистями. В этой главе Пугачев, как суровый и жестокий «государь», был просто обязан казнить Петрушу, но симпатия к нему, появившаяся после первой встречи, превысила необходимость выглядеть таким «государем». Но после такой «слабости» Пугачев не мог помиловать еще одного провинившегося. Так в повести «Капитанская дочка» погибает Василиса Егоровна.

В следующий раз мы встречаем Пугачева за столом. От образа жестокого «государя» и следа не осталось. В чертах его лица больше не было ничего свирепого. Все обходились между собой как товарищи и не оказывали особого предпочтения своему предводителю. Когда Емельян разговаривал с Петром Андреичем, то смотрел на него пристально, прищуривая левый глаз. Словно пытался понять и разглядеть собеседника или еще раз убедиться в том, что насчет Гринева не ошибся. Говорил с ним откровенно. Да и Петра ценил, в первую очередь, за откровенность. Наверное, считал откровенность самым главным качеством человека. В этой беседе Петр прямо сказал Пугачеву, что если ему прикажут, он будет служить против него. И это Пугачев ему простил.

В следующей встрече Гринева и Пугачева еще ярче выражена симпатия Емельяна к Петру. Перед появлением Петра Андреича, Пугачев старался быть важным, а как вошел Гринев, вся поддельная важность вдруг исчезла. Два самых верных товарища Пугачева, которым он доверял почти как себе, присутствовали при разговоре Емельяна и Петра. И опять же помиловал Пугачев Гринева, не смотря на то, что советчики его это не одобряли. И здесь сказалась обстоятельства той первой встречи с Пугачевым. Кроме того он пообещал Петру разобраться со Швабриным и поженить Гринева с Машей.

По дальнейшему ходу событий Пугачев проявляет много человеческих качеств, таких как жалость к сироте, проявление чувств. Он очень зол на Швабрина, хотел сначала казнить, но потом решил помиловать. В этом же эпизоде он снова милует Петра Гринева, который в этот раз действительно провинился перед Пугачевым. И прощает потому, что Гринев честно и откровенно объяснил, поче6му он ему соврал. И здесь опять сыграл роль, пусть уже небольшую, заячий тулупчик. Это была предпоследняя встреча Емельяна Пугачева и Петра Гринева.

Последний раз Петр Андреич видел Пугачева на его казни. Вождь восставших узнал его в толпе и кивнул ему головою. Через минуту мертвая окровавленная голова Пугачева была показана народу.

Пушкин описывает нам Пугачева не таким, каким мы его знаем по учебнику истории. Автор показывает нам, что и хорошие, человеческие качества были в личности Емельяна. Может быть этих качеств было больше, чем плохих, но желание «поцарствовать» и хорошо пожить превысило все другие качества. Он знал, что его казнят, знал, что его же люди, в основном разбойники, все равно его выдадут. Он все это знал, но все равно не остановился.

Пугачев в Пушкинском романе не тождествен своему историческому прототипу. Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Пугачев – персонаж романа, участник сюжетного действия Несмотря на свою «реалистичность», Пугачев резко отличается от других героев.

Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить "поближе к звездам" мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.

Схваченный, Пугачев молил Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вороном, Пугачев ответил: "Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает". Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании.

В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем, вписавшим свою страницу в русскую историю.

studfiles.net

Пугачёв, Емельян Иванович — Википедия

Емельян Иванович Пугачёв
Имя при рождении Емельян Иванович Пугачёв
Дата рождения 1742[1][2][3]
Место рождения станица Зимовейская
Дата смерти 10 (21) января 1775[2]
Место смерти
  • Москва, Российская империя[1]
Страна
  •  Российская империя
Род деятельности донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775
Отец Иван Михайлович Пугачёв
Мать Анна Михайловна
Супруга Софья Недюжева, Устинья Кузнецова
Дети Трофим, Аграфена, Христина
 Медиафайлы на Викискладе

ru.wikipedia.org

Пугачевское восстание 1773 - 1775 — История России

Главной причиной народных волнений, включая восстание под предводительством Емельяна Пугачева, было усиление крепостного права и рост эксплуатации всех слоев черного населения. Казаки были недовольны наступлением правительства на их традиционные привилегии и права. Коренные народы Поволжья и Приуралья испытывали притеснения и  от властей, и от действия русских помещиков и промышленников. Войны, голод, эпидемии также способствовали народным восстаниям. (Например, московский чумной бунт 1771 г. возник вследствие эпидемии чумы, занесенной с фронтов русско-турецкой войны.)

 

МАНИФЕСТ «АМПЕРАТОРА»

«Самодержавного амператора, нашего великого государя, Петра Федоровича Всероссийского и прочая... Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей крови... так вы послужите за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федоровичу... Будити мною, великим государем жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне... винные были... в всех винах прощаю и жаловаю вас: рякою с вершины и до устья и землею, и травами, и денежным жалованием, и свиньцом, и порохам, и хлебным правиянтам».

 

САМОЗВАНЦЫ

В сентябре 1773 г. яицкие казаки могли слышать этот манифест «чудом спасенного царя Петра III». Тень «Петра III» в предшествующие 11 лет не раз являлась в России. Некоторые смельчаки назывались государем Петром Федоровичем, объявляли, что хотели они вслед за вольностью дворянству дать волю крепостным да жаловать казаков, работных людей и прочий весь простой люд, но дворяне вознамерились их убить, и пришлось им скрываться до времени. Самозванцы эти быстро попадали в Тайную экспедицию, открытую при Екатерине II взамен распущенной канцелярии тайных розыскных дел, и жизнь их обрывалась на плахе. Но появлялся вскоре где-нибудь на окраине живой «Петр III», и народ хватался за слух о новом «чудесном спасении амператора». Из всех самозванцев лишь одному - донскому казаку Емельяну Ивановичу Пугачеву удалось разжечь пламя крестьянской войны и возглавить беспощадную войну простолюдинов против господ за «мужицкое царство».

В своей ставке и на поле битвы под Оренбургом Пугачев отлично играл «царскую роль». Он издавал указы не только от себя лично, но и от имени «сына и наследника» Павла. Часто при людях Емельян Иванович доставал портрет великого князя и, глядя на него, говорил со слезами: «Ох, жаль мне Павла Петровича, как бы окаянные злодеи его не извели!» А в другой раз самозванец заявлял: «Сам я царствовать уже не желаю, а восстановлю на царствие государя цесаревича».

«Царь Петр III» пытался внести порядок в мятежную народную стихию. Повстанцы были поделены на «полки», возглавляемые выборными или назначенными Пугачевым «офицерами». В 5 верстах от Оренбурга в Берде сделал он свою ставку. При императоре из его охраны образовалась «гвардия». На пугачевские указы ставили «большую государственную печать». При «царе» действовала Военная коллегия, сосредоточившая военную, административную и судебную власть.

Еще Пугачев показывал сподвижникам родимые пятна - в народе тогда все были убеждены, что цари имеют на теле «особые царские знаки». Красный кафтан, дорогая шапка, сабля и решительный вид завершали образ «государя». Хотя внешность Емельяна Ивановича была непримечательная: это был казак тридцати с небольшим лет, среднего роста, смугловатый, волосы стрижены в круг, лицо обрамляла небольшая черная борода. Но он был таким «царем», каким желала видеть царя мужицкая фантазия: лихим, безумно отважным, степенным, грозным и скорым на суд над «изменниками». Он казнил и жаловал...

Казнил помещиков да офицеров. Жаловал простых людей. Например, появился в его лагере мастеровой Афанасий Соколов по прозвищу «Хлопуша», видя «царя» упал в ноги и повинился: сидел он, Хлопуша, в оренбургской тюрьме, но был выпущен губернатором Рейнсдорфом, пообещав за деньги убить Пугачева. «Ампера-тор Петр III» прощает Хлопушу, да еще назначает его полковником. Вскоре Хлопуша прославился как решительный и удачливый предводитель. Другого народного вожака Чику-Зарубина, Пугачев произвел в графы и звал не иначе, как «Иваном Никифоровичем Чернышевым».

Среди пожалованных вскоре оказались прибывшие к Пугачеву работные люди и приписные горнозаводские крестьяне, а также восставшие башкиры во главе со знатным молодым богатырем-поэтом Салаватом Юлаевым. Башкирам «царь» возвращал их земли. Башкиры принялись поджигать русские заводы, построенные в их крае, при этом уничтожались деревни русских поселенцев, жители вырезались чуть ли не поголовно.

 

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ

Восстание началось на Яике, что было не случайно. Волнения начались еще в январе 1772 г., когда яицкие казаки с иконами и хоругвями явились в свою «столицу» Яицкий городок просить царского генерала сместить угнетавшего их атамана и часть старшины да восстановить прежние привилегии яицких казаков.

Правительство в то время изрядно потеснило казаков Яика. Их роль пограничной стражи упала; казаков стали отрывать от дома, отправляя в дальние походы; выборность атаманов и командиров была отменена еще в 1740-е гг.; в устье Яика рыбопромышленники поставили, по царскому дозволению, заграждения, которые затрудняли продвижение рыбы вверх по реке, что больно ударило по одному из основных казачьих промыслов - рыболовству.

В Яицком городке шествие казаков было расстреляно. Солдатский корпус, прибывший чуть позже, подавил казацкое возмущение, зачинщиков казнили, «непослушные казаки» разбежались и затаились. Но спокойствия на Яике не было, казачий край по-прежнему напоминал пороховой погреб. Искрой, которая его взорвала, и стал Пугачев.

 

НАЧАЛО ПУГАЧЕВЩИНЫ

17 сентября 1773 г. он зачитал свой первый манифест перед 80 казаками. На другой день у него уже было 200 сторонников, а на третий - 400. 5 октября 1773 г. Емельян Пугачев с 2,5 тыс. сподвижников начал осаду Оренбурга.

Пока «Петр III» шел к Оренбургу, весть о нем облетела всю страну. По крестьянским избам шептались, как везде «амператора» встречают «хлебом-солью», торжественно гудят в его честь колокола, казаки и солдаты гарнизонов небольших пограничных крепостиц без боя распахивают ворота и переходят на его сторону, «кровопийц-дворян» «царь» без промедления казнит, а их вещами жалует восставших. Сначала некоторые храбрецы, а потом целые толпы крепостных с Волги побежали к Пугачеву в его лагерь у Оренбурга.

 

ПУГАЧЕВ У ОРЕНБУРГА

Оренбург был хорошо укрепленным губернским городом, его защищали 3 тыс. солдат. Пугачев стоял под Оренбургом 6 месяцев, но взять его так и не сумел. Однако войско восставших выросло, в некоторые моменты восстания его численность достигала 30 тыс. человек.

На выручку осажденному Оренбургу с верными Екатерине II войсками спешил генерал-майор Кар. Но его полуторатысячный отряд был разгромлен. То же произошло и с воинской командой полковника Чернышева. Остатки правительственных войск отступили в Казань и вызвали там панику среди местных дворян. Дворяне уже были наслышаны о свирепых расправах Пугачева и начали разбегаться, бросая дома и имущество.

Положение складывалось нешуточное. Екатерина, чтобы поддержать дух поволжских дворян, объявила себя «казанскою помещицей». К Оренбургу стали стягиваться войска. Для них требовался главнокомандующий - человек талантливый и энергичный. Екатерина II ради пользы могла поступаться убеждениями. Вот в этот решающий момент на придворном бале императрица обратилась к А.И. Бибикову, которого не любила за близость к своему сыну Павлу и «конституционные мечтания», и с ласковой улыбкой попросила его стать главнокомандующим армией. Бибиков отвечал, что посвятил себя службе отечеству и, конечно, принимает назначение. Надежды Екатерины оправдались. 22 марта 1774 г. в 6-часовом сражении под Татищевой крепостью Бибиков разгромил лучшие силы Пугачева. 2 тыс. пугачевцев были убиты, 4 тыс. ранены или сдались в плен, у повстанцев захватили 36 пушек. Пугачев был вынужден снять осаду Оренбурга. Казалось, бунт подавлен...

Но весной 1774 г. началась вторая часть пугачевской драмы. Пугачев двигался на восток: в Башкирию и на горнозаводской Урал. Когда он подошел к Троицкой крепости, самой восточной точке продвижения повстанцев, в его армии насчитывалось 10 тыс. человек. Восстание захлестывала разбойная стихия. Пугачевцы жгли заводы, отнимали у приписных крестьян и работных людей скот и другое имущество, чиновников, приказчиков, пленных «господ» уничтожали без жалости, иногда самым изуверским способом. Часть простолюдинов пополняла отряды пугачевских полковников, другие сбивались в отряды вокруг заводовладельцев, раздавших своим людям оружие, чтобы защитить их и свою жизнь и собственность.

 

ПУГАЧЕВ В ПОВОЛЖЬЕ

Войско Пугачева росло за счет отрядов поволжских народов - удмуртов, марийцев, чувашей. С ноября 1773 г. манифесты «Петра III» призывали крепостных расправляться с помещиками - «возмутителями империи и разорителями крестьян», а дворянские «дома и все их имение брать себе в награждение».

12 июля 1774 г. император» с 20-тысячным войском взял Казань. Но в казанском кремле заперся правительственный гарнизон. К нему на помощь подоспели царские войска во главе с Михельсоном. 17 июля 1774 г.  Михельсон разбил пугачевцев. «Царь Петр Федорович» бежал на правый берег Волги, и там крестьянская война развернулась вновь с большим размахом. Пугачевский манифест 31 июля 1774 г. даровал крепостным волю и «освободил» крестьян от всех повинностей. Везде возникли повстанческие отряды, которые действовали на свой страх и риск, часто вне связи друг с другом. Интересно, что обычно восставшие громили усадьбы не своих хозяев, а соседних помещиков. Пугачев с главными силами двигался к Нижней Волге. Он с легкостью брал маленькие города. К нему пристали отряды бурлаков, поволжских, донских и запорожских казаков.  На пути восставших стояла мощная крепость Царицын. Под стенами Царицына в августе 1774 г. пугачевцы потерпели крупное поражение. Поредевшие отряды мятежников начинали отступать туда, откуда пришли, - на Южный Урал. Сам Пугачев с группой яицких казаков переплыл на левый берег Волги.

12 сентября 1774 г. бывшие соратники предали своего предводителя. «Царь Петр Федорович» превратился в беглого бунтовщика Пугача. Не действовали уже гневные окрики Емельяна Ивановича: «Кого вы вяжете? Ведь если я вам ничего не сделаю, то сын мой, Павел Петрович, ни одного человека из вас живым не оставит!» Связанного «царя» верхом и отвезли к Яицкому городку и там сдали офицеру.

Главнокомандующего Бибикова уже не было в живых. Он умер в разгар подавления бунта. Новый главнокомандующий Петр Панин (младший брат воспитателя цесаревича Павла) имел ставку в Симбирске. Туда Михельсон и приказал отправить Пугачева. Конвоировал его отозванный с турецкой войны прославленный екатерининский полководец А.В. Суворов. Пугачева везли в деревянной клетке на двухколесной телеге.

Тем временем не сложившие еще оружия соратники Пугачева распустили слух, что арестованный Пугачев к «царю Петру III» отношения не имеет. Некоторые крестьяне вздыхали облегченно: «Слава Богу! Какого-то Пугача поймали, а царь Петр Федорович на воле!» Но в целом силы повстанцев были подорваны. В 1775 г. были затушены последние очаги сопротивления в лесной Башкирии и в Поволжье, подавили отголоски пугачевского бунта на Украине.

 

А.С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»

«Суворов от него не отлучался. В деревне Мостах (во ста сорока верстах от Самары) случился пожар близ избы, где ночевал Пугачев. Его высадили из клетки, привязали к телеге вместе с сыном, резвым и смелым мальчиком, и во всю ночь; Суворов сам их караулил. В Коспорье, против Самары, ночью, в волновую погоду, Суворов переправился через Волгу и пришел в Симбирск в начале октября… Пугачева привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его на крыльце... «Кто ты таков?» - спросил он у самозванца. «Емельян Иванов Пугачев»,  - отвечал тот. «Как же смел ты, юр, назваться государем?» - продолжал Панин. - «Я не ворон» - возразил Пугачев, играя словами и изъясняясь, по обыкновению, иносказательно. «Я вороненок, а ворон-то еще летает». Панин, заметя, что дерзость Пугачева поразила народ, столпившийся около дворца, ударил самозванца по лицу до крови и вырвал у него клок бороды...»

            

РАСПРАВЫ И КАЗНИ

Победа правительственных войск сопровождалась зверствами, не меньшими, чем творил Пугачев над дворянами. Просвещенная императрица заключила, что «в теперешнем случае казнь нужна для блага империи». Склонный к конституционным мечтаниям Петр Панин реализовал призыв самодержицы. Тысячи людей были казнены без суда и следствия. На всех дорогах восставшего края валялись трупы, выставленные в назидание. Невозможно было счесть крестьян, наказанных кнутом, батогами, плетьми. У многих отрезали носы или уши.

Емельян Пугачев сложил свою голову на плахе 10 января 1775 г. при большом стечении людей на Болотной площади в Москве. Перед смертью Емельян Иванович поклонился соборам и попрощался с народом, повторяя прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою». Вместе с Пугачевым были повешены несколько его сподвижников. Знаменитого атамана Чику увезли для казни в Уфу. Салават Юлаев оказался на каторге. Пугачевщина кончилась...

Пугачевщина не принесла облегчения крестьянам. Правительственный курс в отношении крестьян ожесточился, а сфера действия крепостного права расширилась. По указу 3 мая 1783 г. в крепостную неволю переходили крестьяне Левобережной и Слободской Украины. Крестьяне здесь лишались права перехода от одного владельца к другому. В 1785 году казацкая старшина получила права российского дворянства. Еще ранее, в 1775 г., была уничтожена вольная Запорожская Сечь. Запорожцев переселили на Кубань, где они составили казачье кубанское войско. Помещики Поволжья да и других областей не сократили оброки, барщину и другие крестьянские повинности. Все это взыскивалось с прежней строгостью.

 «Матушке Екатерине» хотелось, чтобы память о Пугачевщине стерлась. Она даже велела переименовать реку, где начался бунт: и стал Яик - Уралом. Яицких казаков и Яицкий городок приказано было звать уральскими. Станицу Зимовейскую, родину Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, окрестили по-новому - Потемкинской. Однако Пугач запомнился народу. Старики всерьез рассказывали, что Емельян Иванович - это оживший Разин, и вернется он еще не раз на Дон; по Руси звучали песни и ходили легенды о грозном «императоре и его детушках».

 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

«Сказка про Пугачева и про вдову Харлову» - первое фольклорно-поэтическое произведение о крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева

А.С. Пушкин. «История Пугачева»  

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

С.А. Есенин. «Пугачев»

В.Я. Шишков. Емельян Пугачев

 

histrf.ru

Образ Емельяна Пугачёва в "Истории Пугачёвского бунта" и "Капитанской дочке"

Презентация для урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина  "Капитанская дочка". Изучению художественного произведения предшествует знакомство с отрывками из исторического труда Пушкина. Как один и тот же человек изображен в художественном и историческом произведении? В чём сходство и в чём различие? В результате беседы по тексту учащиеся делают определённые выводы, отвечают на вопрос, почему один и тот же автор по-разному изображает реальную историческую личность.

Просмотр содержимого документа
«Образ Емельяна Пугачёва в "Истории Пугачёвского бунта" и "Капитанской дочке" »

Образ Пугачёва в «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»

Береснева Н.М.,

учитель литературы

Белышевской СОШ

В чём сходство и различие внешности и характера Пугачёва в двух произведениях Пушкина?

Цели исследования :

  • Сравнить литературные портреты народного героя в произведениях Пушкина.
  • Выявить черты сходства и различия.
  • Дать объяснение выявленным фактам.

Черты сходства.

  • Одинаковые внешние признаки:

Средний рост, худощав, широкоплеч, чёрная борода.

  • Речь образная, выразительная:

Пословицы, поговорки, риторические вопросы,иносказания

  • В характере: жестокость, хитрость, дерзость, авантюризм.

Имя Петра 3, казни и разбой, военные планы.

В чём отличие ?

«История Пугачёвского бунта»

внешность

«Капитанская дочка»

Документальные подробности.

характер

Эпитеты, сравнения.

Жестокость, суровость.

действия и поступки

Милосердие, юмор,

Человечность.

Соответствуют исторической действительности.

Домысливаются автором.

Причины выявленных различий

указать на необходимость преобразования общества /создать произведение о милосердии и гуманности.

  • Подход к изображаемому:

на первом плане – картины

народной войны / в центре –

личность Пугачёва.

  • Тон повествования:

нейтральный / эмоциональный.

выводы

  • Фантазия художника не исказила исторической правды.
  • Пушкин увидел в Пугачёве выдающегося человека из народа.
  • Вымысел делает образ Пугачёва живым, ярким, выразительным.

Источники:

А.С.Пушкин « История Пугачёвского бунта» – М.:Просвещение, 1999

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – Дрофа,2003

В.Коровин « Исторический труд А.С.Пушкина»– М.:Просвещение, 1991

kopilkaurokov.ru

Пугачев - характеристика персонажа

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.

Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.

При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».

И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.

Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.

Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью).

Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку» он параллельно работал над «Историей пугачёвского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в «К.д.» Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.

Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.

Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.

Образ …

1).портрет;

2).речевая манера;

3).черты характера;

4).поступки;

5).оценка персонажа другими героями;

6).авторская позиция.

1. «Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал…Страшный мужик ласково меня кликал…Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

Главная деталь: «живые глаза так и бегали» - плутовское выражение.

2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.

«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».

3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва(он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца).

Хладнокровие – «его хладнокровие одобрило меня».

Смекалка – по запаху нашёл путь.

Памятливый, благодарный – заячий тулуп.

Шутливый, весёлый – вторая встреча.

Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага).

Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.

Хвастливость, самолюбие – «я воюю хоть куда».

Простодушие – «как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться».

Вспыльчив и отходчив – Швабрин.

Жесток, свиреп, дик – «с каким-то диким вдохновением».

Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»

Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.

Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главн

sochrulit.ru

Пугачев вчера, сегодня, завтра | Современные педагогические технологии

I.Введение

На протяжении четырех лет интересуюсь историей России. Читаю много книг о великих личностях в истории: о Петре I, о Николае I, Александре II, Екатерине II. Также мне интересны личности, которые проявили себя в истории, сыграв ключевую роль: Емельян Пугачёв, Степан Разин, Григорий Отрепьев. Особенно заинтересовала меня личность Емельяна Пугачева.  В этом году,  прочитав роман «Капитанская дочка» и посмотрев фильм «Русский бунт», задумался над ролью исторических личностей, подобных Пугачеву.                                                                                 

Актуальность работы заключается в том, что при нестабильном положении в современном обществе появление бунтарей-революционеров играет значительную и ключевую роль.                                                       

Цель работы: изучить образ Пугачева в истории, в произведении «Капитанская дочка» и кинофильме «Русский бунт» для выявления черт сходства и различия

Задачи:

1. познакомиться с биографией Емельяна Пугачёва;

2. изучить личность Пугачёва  в истории;

3.изучить образ Пугачёва  в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

4. изучить образ Пугачёва  в кинофильме «Русский бунт»;

5. провести сравнительный анализ образа Емельяна Пугачева.

Объектом является личность Пугачева

Предмет исследования изучение образа Пугачева

Гипотеза: образ Пугачева неоднозначен

 Методы исследования:

1.    Теоретические: изучение литературы по теме исследования, сведений из Интернета.

2.    Сравнительный анализ источников.

II.Результаты исследования

1. Биография Пугачева

Пугачев Емельян Иванович (1742- 1775 г.) – предводитель Крестьянской войны 1773-1775 в России. Родился он на Дону, в семье бедного донского казака, в Зимовейской станице. Емельян был младшим сыном. В 17 лет был записан в Донские казаки [1, с.280]. Вскоре он женился на казачке Софье Недюжевой. Прожил с женой неделю, после чего «наряжён был в прусский поход» [3, с.63]. Принимал участие в Семилетней войне 1756 – 1763 гг. в качестве рядового казака – ординарца[1, с.280]. Летом 1762 г. Вернулся домой, занимался сельским хозяйством, «прижил» сына и двух дочерей. Время от времени его посылали для выполнения разных заданий [3, с.63]. С донскими казаками, посланными  для возвращения в Россию беглых раскольников, бывал в Польше. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в чине хорунжего участвовал в осаде крепости Бендеры (1770 г.). По болезни был отпущен домой, долго болел и добивался отставки, но не получил ее. В полк Пугачев не вернулся, наняв вместо себя казака. В конце 1771 бежал в Терек, в феврале 1772  был арестован в Моздоке, но вскоре бежал. Весной и летом жил в селениях раскольников – старообрядцев. Осенью 1772 узнал о разгроме восстания яицких казаков. Вскоре по доносу был арестован, был приговорен к ссылке в Сибирь. В мае 1773 ему удалось бежать из казанского острога. В августе 1773 снова появился в селениях яицкого войска. В сговоре с группой яицких казаков решил принять на себя имя «императора Петра III» и поднять казачество на новое восстание, надеясь на поддержку крестьянства [6, с.699].

Пугачеву помогло стать вождем: природный ум, смелость, большая энергия, выдающиеся способности организатора в сочетании с жизненным опытом, знанием психологии и настроений угнетенных масс, а также приобретенными в походах знаниями военного, в частности артиллерийского дела. По всему Яику Пугачев посылал казаков с манифестами об освобождении крестьян от крепостной зависимости и переводе  их в казацкое состоянии. В одном из его манифестов говорилось: «Всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков… награждаем… вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владение землями, лесными и сенокосными угодиями… без оброку и освобождаем  всех от прежде чинимых от злодеев дворян и … мздоимцев, судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев. Кои прежде были дворяне…- оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать так, как они… чинили с вами.  По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет». Эти призывы нашли  широкий отклик в селениях Поволжья, запылали помещичьи усадьбы, восстание разлилось повсеместно. Вокруг Пугачева собралось много сторонников. Даже значительная часть приходских священников примкнула к восстанию. Но не хватало вооружения, коней, и зачастую людей распускали из пугачевского лагеря по домам [6, с.699].

Отряды пугачевцев появились в Подмосковье, «чернь»  первопрестольной столицы готова была принять Петра III.

Но недолго Пугачев носил титул Петра III. Среди окружения самозванца возник заговор. Казаки схватили Пугачева и выдали властям.

Пугачев был отважен, решителен, храбр. Это отмечали и друзья, и враги. Даже Екатерина II должна была признать, что он - "человек чрезвычайно смелый и решительный". Соратники Пугачева склоняли голову перед его отвагой. Все поражались его "смелостью и проворством".

Пугачев был военным человеком до мозга костей - сказывались его казацкое происхождение и яркая, хотя и короткая боевая жизнь.

Предводитель крестьянской войны, подлинный вождь мятежного крестьянства, он был и оставался казаком. Он бился не на жизнь, а на смерть за "всю чернь бедную", но в бою ценил не столько плохо вооруженное и не умеющее сражаться крестьянство, сколько казачество. Вот почему на следствии Пугачев говорил, что он имел людей "сколько для меня потребно, только люд нерегулярный"» [7].

2.Личность Пугачева  в истории.

История сделала Пугачёва фигурой символической, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. К Пугачеву нельзя было относиться равнодушно, безразлично. Он был и оставался для одних народным, крестьянским вождем, тем "хорошим царем", о котором помышляли многомиллионные массы русского (да и не только русского) крестьянства, работного люда, казачества. Для других он был "злодеем", "самозванцем", "бунтовщиком", "вором", "кровопийцем", "разбойником", посмевшим поднять руку на их собственность, угрожавшим их правам, благополучию и жизни. Одни складывали о нем сказы, из уст в уста передавали предания, пели песни и "рассказывали истории", "положенные на голос", для них он оставался "Красным Солнышком", "Емельяном-батюшкой", "радельным до мужиков", "богатырем", "атаманом", "добрым молодцем", и даже когда "погиб Емельянушка, то слава о нем не погибла". Другие с амвонов церквей предавали его анафеме,  шельмовали и проклинали в манифестах, указах и обращениях, свирепо и беспощадно преследуя и искореняя все, что относилось к Пугачеву, и под страхом "мучительнейшей смерти" запрещали даже упоминать подлинное имя вождя мятежных масс, заменив его стандартной и злобной формулой "известный вор, злодей и самозванец"[7].

«Никогда один человек не соединял в себе столько дерзости и ничтожества, как этот низкий обманщик»,  - говорится в книге Александры Ишимовой [4, с.121].

Даже к изображениям Пугачева не относились безразлично. Одни жгли его "рожу", "харю" на кострах и изображали Пугачева исчадием ада, которому грозит геенна огненная и дьявол, а неизвестный художник - старовер в сентябре 1773 г. в Илецком городке написал его портрет поверх портрета Екатерины II, изобразив Пугачева таким, каким он был. Глаза Пугачева, умные и выразительные, глядят с написанного старообрядцем портрета спокойно и задумчиво. И такое отношение к Пугачеву характерно не только для современников грозного "набеглого царя", но и для грядущих поколений. Оно нашло отражение в устном народном  творчестве и исследованиях историков, в художественной литературе и изобразительном искусстве, в театре и музыке. 

И отношение к Пугачеву историка и писателя, художника и драматурга обусловливалось классовыми симпатиями и антипатиями[8].

3. Образ Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одним из первых исследователей и биографов Пугачева стал Пушкин, сумевший отразить противоречивость личности бунтовщика и авантюриста, виртуозно сочетавшего незаурядный артистический дар с пылким бродяжьим духом. Поэту было трудно скрыть симпатию к государственному преступнику [9].

Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам Пушкина: «Моя задача – изобразить Пугачева в соответствии  с «истиной исторической». Для чего писатель долго работал над документальными источниками.

Образ Пугачева не являлся центральным, но очень важен для изображения эпохи:

С одной стороны, он дан как историческая личность – талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773 -1774 гг.

С другой стороны, писатель обращает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым: эта линия вымышленная, субъективная.

Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: буран, степь.

Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие этих отношений и является средством раскрытия характера Пугачева. Здесь присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества характера Пугачева (кровожадность, лукавство). Пугачев во сне – отец Гринева, хочет его благословить.

Постоялый двор, где остановился Гринев, похож на  «разбойничью пристань».

«Через две минуты мы поравнялись с человеком…» Так в роман вводится впервые образ Пугачева. Является он простым беглым казаком, полураздетым бродягою, только что пропившим в кабаке последний свой тулуп.

Облик Пугачёва физически конкретен. По «Истории Пугачёва» нетрудно установить, что Пушкин знал по меньшей мере два документа, в которых описана внешность Пугачёва. Во-первых, это паспорт, «ложный письменный вид». В паспорте записано: « Волосы на голове тёмно-русые, усы и борода чёрные с сединою, от золотухи на левом виску шрам… росту двух аршин четырёх вершков с половиною, о роду 40 лет…»[4]. Второй документ – это свидетельство его жены: «На лице имеет жёлтые конопатины, сам собою смугловат, волосы на голове тёмно-русые по казацки постригал, борода была клином, чёрная, небольшая» [5].

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера: ум, сметливость, свободолюбие, широта натуры, способность совершать благородные поступки, смелость, отвага, память на добро.

Пушкинский Пугачёв – поэтическая натура. В его речи мы слышим пословицы, он рассказывает сказку, видим мы Пугачёва в момент исполнения песни. Если рассматривать Пугачева как предводителя восстания, то он кажется нам  грубым и черствым человеком, который, казалось, жил только своими интересами и не считался с чужими мнениями. Но с другой стороны это человек, патриот своей страны. Он о себе говорил: «Не мог я вытерпеть притеснение народного,  во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». Пугачев в «Капитанской дочке» был идеализирован Пушкиным. Главной мыслью автора было рассказать о России того времени, о моральных  ценностях  живших в то время людей, а не о жестоком «варваре», беглом каторжнике и злодее. В «Капитанской дочке» Пугачев представлен очень интересным человеком: он способен ценить  и не забывать добро, уважать чужое мнение, прислушиваться к советам. Мягко и человечно он относится к людям своего окружения. Но все же он не доверяет им: ведь они такие же беглые каторжники, как и он сам.                                                                                       Пугачев искренне хотел быть свободным и освободить от царского гнета «чернь». Пушкин показывает нам все положительные стороны Пугачева. Немного странно и интересно то, что Пугачев отпускает Петра Гринева после того, как тот отказался присягнуть ему. Когда же дело доходит до ухода Петра из лагеря повстанцев, то Пугачев поступает почти благородно, говоря, чтобы он предупредил губернаторов Оренбурга о его появлении.                                                                                                                          В повести «Капитанская дочка» Пугачев кажется нам благородным, вполне великодушным человеком. Величие А.С.Пушкина в том, что он попытался разобраться в праве Пугачева на восстание. Повторяясь намеренно, Пушкин высказал в «Капитанской дочке» в конце 1833 – начале 1834 года задушевную свою мысль: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…». Эту истину завещал А.С.Пушкин всем потомкам, так как его современники ее не приняли[10].                                                                                                            

4. Образ Пугачева в кинофильме «Русский бунт».

Свой фильм режиссер Александр Прошкин назвал не “Капитанская дочка”, не “Пугачев”, а “Русский бунт” - словосочетание, кстати, пушкинское, взято из повести. Пушкин писал: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. События, которые разворачиваются в фильме начинаются, с убийства Петра III. Далее, как в романе «Капитанская дочка», повествование ведется от лица Гринева, причем герой уже едет в крепость, попадает в буран, ему снится сон и происходит встреча с Пугачевым.  В кинофильме Емельяна Пугачева играет знаменитый актер Владимир Машков. Ему легко удается расположить к себе зрителя завораживающим образом Емельяна Пугачева.                                                              Режиссер А. Прошкин из двух пушкинских Пугачевых (из «Капитанской дочки» и «История Пугачева») пытался сделать нечто целое, добавил и свою оценку этого образа через образ ворона, сопровождающего Пугачева[11]. В фильме диапазон психологических характеристик Пугачева шире, так как в основу положены два разных произведения. Владимиру Машкову удается передать и остроумие Пугачева во время захвата крепости, когда он восседает на троне и заставляет целовать свою руку;  злость и одержимость во время захвата крепости; страх, когда его захватили предатели;  ужас в глазах перед казнью.

5. Сравнительный анализ образа Емельяна Пугачева

Исходя из изученных материалов, сопоставим образы Емельяна Пугачёва в истории, в произведении А.С.Пушкина и кинофильме «Русский бунт». Пугачев – личность сильная, волевая, умная, его боятся, им восхищаются, в то же время он жесток, кровожаден и беспощаден. А.С.Пушкин и режиссер фильма «Русский бунт» показывают Пугачева с субъективной позиции как человека благородного, способного на сострадание. Пушкин создал цельный и законченный образ Пугачева, более близкий к реальному предводителю народного восстания. Высказывания и суждения Пугачева, приведенные в произведении, во многом совпали с показаниями реального Пугачева. Пугачев раскаивается в содеянном: об этом сказано и в исторических источниках, и в романе, и в кинофильме.

III.Выводы

1. Образ Пугачева в исторических источниках противоречив: с одной стороны его ненавидели, с другой считали защитником, заступником.

2. А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» стремился показать истинные стороны Пугачева, используя при этом исторические документы и человеческие качества через вымышленную линию взаимоотношений с Гриневым.

3. В кинофильме «Русский бунт» Пугачев предстает с разных сторон: как бунтарь и как благодетель. Режиссер соединил два образа Пугачева: исторический и вымышленный образ А.С.Пушкина.

IV.Заключение

Таким образом, гипотеза подтвердилась: образ Пугачёва действительно неоднозначен. Это подтверждают все исследованные источники.                   Также нельзя недооценивать личность для истории страны. Емельян Пугачёв в истории государства русского – личность очень яркая. Он был самым удачливым из самозванцев, назвавшись Петром ІІІ, он был предводителем крестьянского восстания или более точно «Крестьянской войны», которая прокатилась по России в период с 1773 по 1775 годы [12]. После Пугачевского бунта в России, наконец, стали задумываться о необходимости отмены крепостного права.

pedtehno.ru

Портретная характеристика Пугачева

Крестьянское восстание 1773-1774 годов было одним из самых жестоких, кровопролитных и бессмысленных в истории России. К этим событиям неоднократно обращались многие писатели, не исключением стал и Александр Пушкин, рассказавший в повести «Капитанская дочка» о такой неоднозначной исторической личности, как Емельян Пугачев – предводитель восстания. Автор не настаивал на правдивости своего повествования, он придерживался правила изображения определенной исторической эпохи в вымышленной истории.

Кровожадный убийца или добродушный бунтарь?

Характеристика Пугачева неоднозначна. Пушкин не захотел делать из него подлого злодея и убийцу, хотя именно таким его представляли историки, писатель создал образ талантливого народного вождя, наделенного умом, энергичностью, смекалкой. Сам Емельян понимает, что он самозванец, ассоциируя себя с Григорием Отрепьевым, но все же, если бы он не вел себя как настоящий правитель и избавитель, то народ бы не пошел за ним. Пугачев пользовался большим уважением, под его предводительство стекались люди со всех уголков страны.

Характеристика Емельяна Пугачева для кого-то может показаться пугающей, ведь он беспощадно убивал тех, кого считал угнетателями простых крестьян. Представители власти или помещики не могут быть добрыми, поэтому герой убивает капитана Миронова и его подчиненных, хоть они и не плохие. В то же время Пугачев помнит добро и умеет быть благодарным. Он на всю жизнь запомнил подаренный заячий тулупчик и чарку водки, поднесенную во время бурана Гриневым. Три раза Емельян позволяет ему избежать казни, да еще и освобождает невесту Петра из рук Швабрина.

Характеристика Пугачева – простой крестьянин с царскими замашками

Гринева еще при первой встречи с Пугачевым поразило его хладнокровие. Ему было около 40 лет, широкоплеч, худощав, в бороде начинала показываться проседь, лицо приятное, но с плутовским выражением, поражали большие живые глаза. Пушкин изобразил Емельяна как казака, который со своими подчиненными общается на равных, в своей речи использует поговорки, пословицы, иносказания, понятные далеко не всем.

Характеристика Пугачева показывает, что он не прочь был поиграть в мудрого правителя. Емельян велел называть себя царем-батюшкой, потому что народ всегда верил в доброго и справедливого царя. Он понимал, что его окружают воры, готовые в любой момент выкупить свою жизнь за его голову. Настоящим Пугачев оставался только с Гриневым, на публике же проявлял актерский талант, играя в царя.

Историю об умном, смелом, героичном человеке рассказал Пушкин в повести «Капитанская дочка». Характеристика Емельяна Пугачева позволяет сравнить его с героем казацких былин. Несмотря на некую симпатию к бунтарю, все же Александр Сергеевич неоднократно повторяет, что не хочет видеть беспощадный и бессмысленный русский бунт. В своей повести писатель хотел показать не злодейства Емельяна и его подчиненных, а рассказать об истории восстания и личности самого вожака. Необходимо отметить, что характеристика Пугачева Пушкину удалась великолепно.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *