Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина :: SYL.ru
Пугачева, народного вождя, образ народного идеала справедливого правителя Пушкин противопоставляет бездарным царским генералам (вспомним военные советы в Оренбурге и Белгородской крепости).
Емельян Пугачёв — историческая личность, донской казак, возглавивший народное восстание в 1773–1774 годов. Главный герой, юный дворянин Пётр Гринёв, впервые повстречал повстанца во время дороги в Оренбург. Пугачёв, который выглядел как бедный крестьянин, помог Гринёву во время сильной метели добраться до постоялого двора. В качестве награды за свои услуги Пугачёв получил от Петра заячий тулуп.
Вскоре Гринёв узнал, что из-под стражи сбежал раскольник, донской казак Емельян Пугачёв. Называя себя именем покойного царя Петра III, он собрал внушительную шайку, состоявшую из бедных крестьян, казаков, преступников, беглых каторжников. Вместе со своей бандой Пугачёв принялся нападать на поселения и крепости, грабя и убивая мирных жителей. Тех, кто отказывался присягать на верность самозванному «царю», он казнил самым жестоким образом.
Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, он сразу вспомнил Петра Гринёва и отпустил его на свободу, помня оказанное им добро. Повстанец попросил Гринёва передать властям, что он готов идти до конца и намерен покорить Москву.
Пугачёв продемонстрировал добродетель и во второй раз, когда Гринёв оказался в его стане, спасая от злой участи свою невесту, Машу Миронову. Пётр пытался было спасти эту лихую голову, предложив его добровольно сдаться на милость императрице. Однако Пугачёв прекрасно знал, что обречён на погибель, и не собирался сдаваться. В итоге Емельян Пугачёв был пойман и публично казнён.
Итак, как мы уже сказали выше, образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показан через встречи его с другим героем, Гриневым. Первая встреча персонажей происходит в буран. Петр и Савельич (его воспитатель с детства) заблудились. На счастье, им встречается человек, который выводит к постоялому двору. Примечательно, что при первой встрече мы не знаем, что это Пугачев. Получается, что читатель смотрит на него со стороны, видит в естественной обстановке. Что же подмечает Петруша? Гринева поражают «сметливость его и тонкость ума». Дорогу к постоялому двору вожатый (Пугачев) находит по звездам и запаху дыма. Также читателю в глаза бросается крепкое здоровье Пугачева: в лютый мороз он идет по заснеженной степи в тонком армячишке.
В благодарность от Петруши Пугачев получает стакан вина, полтину на водку и заячий тулупчик. «Ввек не забуду» — говорит Емельян и остается верен своим словам до конца повести.
Нельзя не обратить внимание на отличное владение Пугачева иносказательным языком, знанием народных поговорок. Так завуалировано он общается с хозяином постоялого двора о формировании войска яицких казаков для участия в крестьянской войне 1772 года.
Вторая встреча героев происходит после взятия бунтовщиками Белгородской крепости. Тут перед читателем предстает совершенно другой Пугачев. Он въезжает в крепость на коне, в ярком кафтане. Объявив себя императором, он требует подчинения и присяги. Тех, кто ослушается – убивает без жалости.
Эта же судьба ждет и Петра Гринева. Но что же мы видим? Пугачев милует Петрушу, этим нарушив свой принцип. Чтобы не упасть в глазах окружающих, бунтарь идет на хитрость, проявляет доброту и деликатность. Он оправдывает отказавшегося присягнуть Петрушу тем, что «его благородие одурел от милости». Пугачев прекрасно понимает, что Петруша никогда ему не присягнет и все равно будет воевать против. Тем не менее отпускает его, дав в придачу лошадь, шубу и полтину денег.
Мы узнаем от яицких казаков, какой он – Пугачев. Опять же подчеркивается его здоровье: хороший аппетит и слишком горячая парная.
На военном совете образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается с новой стороны: со своими казаками он ведет себя, как равный, ему «не оказывали никакого особого предпочтения».
Общий анализ поэмы «Пугачев» Есенина
Есенин не старался передать детали восстания, он показывал общность народа и настрой Пугачева. В то время народ ждал доброго царя и увидел его в Пугачеве. Об этом Емельян узнал от сторожа. Он казался им спасением, и они ждали нового героя. С каждым новым действием присоединяется новый герой, готовый помочь в восстании. Хлопуша, который мечтал увидеть Пугачева, тоже становиться частью его команды. Интересно, что до сих пор хранится запись, в которой Есенин читает монолог Хлопуши, беглого каторжника. Пугачев понимает, что нужно поднимать крестьян и обеспечить их оружием. Необходимо собрать войско, которое будет едино и жить одной целью.
Но в отряде бунтовщиков не может быть общности и сплоченности. Благодаря Творогову и Крямину в войске наступает разлад, они сеют панику. Пугачев решает напасть на Азию, но многие против, в том числе и Крямин. Емельян убивает его, а его послушники нападают на провозглашенного царя и связывают его. Бунтовщикам нужен был лишь предводитель, человек, который будет подталкивать их, принимать те сложные решения, на которые они не способны, они были лишь движущей силой. В финале Пугачев уже не изображен предводителем, а одинокой душой. Он один не может противостоять целой империи.
Проводя анализ поэмы «Пугачев» Есенина, можно прийти к выводу, что в ней больше подчеркивается не само восстание, а то что привело к нему. Надеемся, что этот анализ «Пугачева» был полезен для вас. На нашем сайте присутствует также краткое содержание поэмы «Пугачев» Есенина. Прочитайте его, если хотите более подробно узнать сюжет поэмы, но мы всегда рекомендуем прочитывать произведения полностью.
Встреча 3: «Кто смеет обижать сироту»
Третья встреча происходит после второго пленения Петра Гринева. Здесь еще глубже раскрывается Пугачев (образ). Капитанская дочка, Маша, оставшись сиротой, заточена в Белогорской крепости. Петр едет туда, чтобы защитить ее. Он объясняет эти обстоятельства Пугачеву. На что Емельян негодует, с засверкавшими глазами от гнева он требует назвать обидчика. «Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» — говорит Пугачев. Соратники Емельяна требуют повесить Петрушу, но Пугачев в очередной раз отпускает его, «помня стакан вина и заячий тулуп».
Во время этой же встречи Пугачев рассказывает Гриневу старинную калмыцкую сказку об орле и вороне. Суть ее в том, что миг свободной яркой жизни гораздо лучше жалкого существования. Сказка становится пророческой, равно как и бурлацкая песня, которую Емельян поет со своими соратниками. Примечательно, что эту же песню поет и караульщик из отряда Дубровского в одноименной повести.
Цитатная характеристика
Описание Пугачёва с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Пугачёва основан на том, что по происхождению он является донским казаком, а по своим религиозным взглядам — раскольником, то есть человеком, не признающим официальную православную церковь.
«…донской казак и раскольник Емельян Пугачев…» (Глава VI)
В народе Емельяна Пугачёва прозвали Пугачом.
«…Пугач пришел…» (Глава VII)
Портретная характеристика Пугачёва основана на том, что он — самозванец, принародно провозгласивший себя императором Петром III, претендующим на российский царский престол. Он требует ото всех, кто попадается ему на пути, давать ему присягу, признавая законным государем.
«…убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III…» (Глава VI)
«Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Феодоровичу!» (Глава VII)
На пути к своей цели — царскому престолу, Пугачёв занимается грабежами и убийствами, привлекая на свою сторону людей, недовольных властью.
«…собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства…» (Глава VI)
Масштаб восстания под предводительством Пугачёва был столь внушительным, что было приказано поймать казака и уничтожить.
«…немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного…» (Глава VI)
Мятежники считают Пугачёва истинным государем, Петром III.
«Изменники кричали: “Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!..”»(Глава VII)
Внешность
Внешний вид Емельяна Пугачёва весьма выразителен: это крепкий мужчина средних лет, худощавый, но сильный.
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч». (Глава II)
«Пугачев протянул мне жилистую свою руку». (Глава VII)
У Пугачёва густые чёрные волосы, подстриженные в форме круга на казацкий манер, а также чёрная с проседью борода.
«…увидел черную бороду…» (Глава II)
«В черной бороде его показывалась проседь…» (Глава II)
«Волоса были обстрижены в кружок…» (Глава II)
На лице Пугачёва особенно выделяются чёрные, блестящие, живые глаза.
«…два сверкающие глаза…» (Глава II)
«…живые большие глаза так и бегали…» (Глава II)
«…взглянул ястребиными своими глазами…» (Глава VIII)
Лицо Пугачёва располагало к себе, имело приятно выражение.
«Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…» (Глава II)
«Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». (Глава VIII)
В начале произведения Емельян Пугачёв предстаёт бедным крестьянином, одетым в рваные обноски. В лютые морозы его согревал прохудившийся армяк — крестьянская верхняя одежда из грубой ткани. В качестве платы за услугу Гринёв дарит ему свой заячий тулуп.
«Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» (Глава II)
«…на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…» (Глава II)
«…заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам…» (Глава II)
Став предводителем восставших казаков, разграбив немало поселений и значительно обогатившись, Емельян Пугачёв предстаёт в другом обличье. Теперь он носит красивую дорогую одежду, скачет верхом на породистом скакуне с богатой сбруей, окружает себя предметами роскоши.
«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев». (Глава VII)
«Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей».(Глава VII)
«На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». (Глава VII)
«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». (Глава ХI)
По рассказам очевидцев, у Емельяна Пугачёва были татуировки на теле.
«А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой персона его…» (Глава VIII)
Черты характера и поступки
У Емельяна Пугачёва отличное природное чутьё, сообразительность.
«Сметливость его и тонкость чутья меня изумили…» (Глава II)
Пугачёв неравнодушен к алкоголю.
«Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. “Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье“».(Глава II)
«…добро бы кому, а то пьянице оголелому!» (Глава II)
Перед взятием того или иного поселения или крепости Пугачёв предварительно предлагал людям присоединиться к его шайке. Таким образом он смог набрать внушительную армию.
«…воззвание Пугачева, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей». (Глава VI)
Опытные воины в Белогорской крепости, столкнувшись с опасностью лицом к лицу, понимают, насколько опасным является Пугачёв и его шайка.
«Злодей-то видно силен…» (Глава VI)
«— Видно, он в самом деле силен, — заметил Швабрин». (Глава VI)
«…слышно, злодей завладел уж многими крепостями». (Глава VI)
Своим поведением, манерой держаться Емельяну Пугачёву удаётся произвести большое впечатление на простых необразованных людей.
«Ну, ваше благородие, по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел, отдал веник Фомке Бикбаеву да насилу холодной водой откачался. Нечего сказать: все приемы такие важные…» (Глава VIII)
На досуге Пугачёв любит петь, и его самой любимой является песня про висельников.
«Ну, братцы, — сказал Пугачев, — затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку».(Глава VIII)
«…простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице». (Глава VIII)
Пугачёв считает себя великим государем и требует от людей безоговорочного признания своей власти. В противном случае их ждёт неминуемая казнь.
«Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь?» (Глава VIII)
«Присоветуй им встретить меня с детской любовию и послушанием; не то не избежать им лютой казни». (Глава IХ)
Пугачёв мог быть великодушным, по-своему благородным человеком. Вспомнив добро, оказанное ему Гринёвым, он не только отпускает на свободу юного дворянина, но и щедро одаривает его.
«Пугачев был, видно, в припадке великодушия». (Глава IХ)
«Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он; — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». (Глава VIII)
«…Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп) Да еще, — примолвил запинаясь урядник, — жалует он вам… полтину денег…» (Глава IХ)
«…старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья». (Глава ХI)
«Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. “Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!..”» (Глава ХII)
У Емельяна Пугачёва есть собственное представление о справедливости. Узнав о том, что Швабрин обижает сироту Машу Миронову, он готов жестоко покарать его.
«Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?» (Глава ХI)
«Я проучу Швабрина, — сказал грозно Пугачев. — Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу». (Глава ХI)
«Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной…» (Глава ХI)
Пугачёв очень самолюбив. Ему льстит, что о нём ходит слава как о жестоком, беспощадном бунтовщике, погубившем немало жизней.
«— Что говорят обо мне в Оренбурге? — спросил Пугачев, помолчав немного.
— Да говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать.
Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. “Да! — сказал он с веселым видом. — Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?..”» (Глава ХI)
«Хвастливость разбойника показалась мне забавна». (Глава ХI)
Пугачёв — неглупый человек. Он прекрасно понимает, что приспешники сдадут его при первой же опасности, а ему придётся заплатить высокую цену за свои бесчинства.
«Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою…»(Глава ХI)
«Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачев горько усмехнулся. “Нет, — отвечал он; — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся!”» (Глава ХI)
Воспитание
Емельян Пугачёв — безграмотный человек, не умеющий ни читать, ни писать.
«…воззвание Пугачева, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком…» (Глава VI)
«Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. “Что ты так мудрено пишешь? — сказал он наконец. — Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?”» (Глава IX)
Пётр Гринёв стал свидетелем казни Пугачёва, ставшей закономерным окончанием его беспутной жизни.
«Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». (Глава ХIV)
Встреча 4: казнь
Последняя, четвертая встреча Самозванца Емельяна и Гринева происходит на последних страницах повести. Петр находится среди очевидцев на казни Пугачева. В последнем взгляде Емельяна на Гринева нет ни капли жалости, просьбы сострадания и сочувствия, наоборот, Пугачев дерзок и горд.
Не случайно таким показан образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка», вернее, его отрубленная окровавленная голова. Этим писатель хотел показать, что Емельян-бунтарь – далеко не романтический герой: он настоящий.
Основные выводы
Делая основные выводы, скажем, что образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» неоднозначен.
Он показан во всей своей социально-исторической реальности: с одной стороны, он не терпит жалости к своим классовым врагам, но с другой – справедлив (вступается за слабых и обездоленных), умеет помнить и ценить добро (его отношение к Гриневу).
Именно таким Пугачев остался в памяти народа. Пушкин подчеркивает смелость и смышленость Пугачева – качества, которые сам ценил в русском народе, считал уникальными.
Почему поэт обратился к образу Емельяна Пугачева?
Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» является центральным. Для чего же поэту понадобилось обратиться к нему? Есенин надеялся, что Россию возвеличит Октябрьская революция, что она сделает нашу страну сильной. Сергей Александрович мечтал об Инонии — крестьянском рае. Однако он не наступал, а между тем вопрос о том, куда же несет всех нас рок событий, все больше тревожил Есенина. Инония превратилась в недостижимую мечту. Поэтому обратился, тревожась за будущее крестьянской Руси, к такому историческому персонажу, как Емельян Пугачев, Есенин. Ведь именно Емельян пытался построить силой этот крестьянский рай.
Литературная гостиная «Пугачев как символ русского бунта»
Работу над произведением «Капитанская дочка» Пушкин начал в конце января 1833 года. Одновременно он работает и над «Историей Пугачева». Осенью того же года он совершает поездку в Оренбург и на Урал для сбора материалов к «Истории Пугачева» и роману о Пугачевском восстании. Подробнее о поездке Пушкина в Поволжье и на Урал вы можете узнать из цикла онлайн-экскурсий «Геродот» «По пугачевским местам Поволжья и Урала».
Работа над «Капитанской дочкой» была завершена осенью 1836 года. Давайте вспомним историю создания повести Пушкина «Капитанская дочка» для понимания основной идеи произведения поэта.
В ходе трехлетней работы над повестью, которая предвосхищалась работой над историческим материалом, менялся авторский замысел.
ЗамыселА. С. Пушкин, которого интересовала история пугачевского восстания, первоначально думал написать документальное произведение. Чтобы осуществить свой замысел, писатель в 1832 году получил от Николая I доступ к материалам восстания: документам и семейным архивам, побывал в Приуралье и Поволжье, чтобы узнать информацию от участников и свидетелей пугачевского восстания. Многие рассказы реальных людей в художественной форме были отображены в повести «Капитанская дочка».
Работа над произведениемПостепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта. Когда писатель проработал весь исторический материал, он стал осмыслять все события через художественную форму.
Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону пугачевцев; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.
Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева.
Емельян Пугачев«Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»
Неизвестный художник из Симбирска, между 1 и 28 октября 1774 года
Из истории нам известно, что Пугачёв Емельян Иванович (1742–1775 гг.) – казак с Дона, предводитель Крестьянской войны 1773–1775 годов. Выдавал себя за императора Петра III, чтобы возглавить казачье войско. В биографии Пугачёва очень много «тёмных пятен», многие моменты до сих пор изучаются историками.
ПроисхождениеЕмельян Пугачёв родился в 1742 году станице Зимовейской на Дону. Семья была православной, к старообрядчеству родители относились терпимо, но всё-таки придерживались никонианского обряда, что для донского казачества того времени было необычным.
Жизнь Емельяна Пугачёва до 1773 годаПугачёв начал службу в 18 лет. Успел поучаствовать в Семилетней войне с Пруссией (1756–1763 гг) и в русско-турецкой войне (1768–1774 гг). Служба протекала по-разному: Пугачёв бывал и в числе отличившихся, и в числе провинившихся казаков. В 1770 году хотел уйти в отставку по болезни, но ему отказали, порекомендовав полечиться дома.
Пугачёв, однако, домой не поехал, а отправился в Таганрог к сестре и зятю, который на тот момент готовил побег, так как ни он, ни его товарищи не были довольны условиями службы. Пугачёв помогал в организации побега, который в конце-концов провалился. Зять на допросе показал на него, как на соучастника, и Пугачёв был вынужден бежать на Терек, где в это время несли службу как донские, так и волжские казаки.
На Тереке он пробыл недолго. По поручению товарищей Пугачёв должен был отправиться в Петербург с прошением в Военную коллегию, но по дороге был задержан и обвинен в побеге с Дона. Пугачёву при помощи сослуживцев удалось бежать, но он снова был пойман, и… снова бежал.
На этот раз он примкнул к раскольникам, которые следовали в Польшу. Раскольники же подсказали ему, как снова «легализоваться» в Российской Империи. Пугачёву надо было заявить о том, что он старообрядец, возвращавшийся из Польши на родину и хотевший проживать в Оренбургской губернии. Это Пугачёв и проделал, получив на границе новый паспорт и отправившись на поселение в Мечетную слободу на Иргизе. Именно здесь он сошелся с яицким казаками, которые уже поднимали восстание, и впервые назвался именем Петра III Фёдоровича, доказывая, что сумел бежать из Петербурга в Царицын, а из Царицына на Яик.
О его разговорах было доложено начальству, и Пугачёв снова был арестован, отправлен сначала в Симбирск, затем в Казань. Там он был осужден, бит плетьми и приговорен к каторжным работам в Сибири. Но он снова сумел бежать и в конце лета 1773 года снова прибыл в Яицкий городок.
Крестьянская война 1773–1776 гг.Все оставшееся время до конца сентября 1773 года Пугачёв провел в подготовке восстания, скрываясь от властей.
В 1773 году он беспрепятственно взял практически все крепости Яицкой линии, а в октябре 1773 года вывел свое войско к Оренбургу, который взял в осаду.
В марте 1774 года, после битвы у Татищевой крепости, Пугачев был вынужден бежать, спасаясь от правительственных войск.
В мае 1774 года ему удалось добиться значительных успехов на реке Белой и даже захватить Магнитную крепость, но потом он снова был разбит правительственными войсками и бежал в сторону Челябинска. Там его казаки соединились с башкирами Салавата Юлаева. Вместе им удалось взять несколько городов, включая Казань. Но после победы под Казанью башкиры ушли, а остатки казачье-крестьянского войска не смогли одержать верх над регулярной армией под командованием И. Михельсона. Пугачёв потерпел поражение в битве у Чёрного Яра, а через некоторое время был предан своими соратниками и выдан властям.
СледствиеСначала Пугачёва допросили в Яицком городке, потом отправили в Симбирск, где его допрашивал уже генерал-аншеф П. И. Панин, а после допросов и пыток перевезли в Москву. В Москве начался основной судебный процесс, ход которого контролировали члены Сената и сама императрица Екатерина II. В декабре 1774 года Емельян был приговорен к смертной казни, в январе 1775 приговор был приведен в исполнение на Болотной площади в Москве.
А. С. Пушкин первый попытался составить краткую биографию Емельяна Пугачёва, он же и первым начал работать над историей всей Крестьянской войны.
В своем произведении «Капитанская дочка» А. С. Пушкин показывает Пугачева не столько как лицо историческое, сколько как личность со всеми ее особенностями характера. Самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека. Впервые автор знакомит читателя с героем во время поездки Петра Гринева до места службы. Сложные погодные условия мешают главному герою и его слуге добраться до ночлега. Им помогает случайный путник и провожает их до постоялого двора. Этим путником и оказывается, тогда еще никому не известный Емельян Пугачев. С первого взгляда Гриневу его внешность показалась весьма обычной, внимание привлекли только живые, постоянно бегающие глаза. Портретная характеристика Емельяна Пугачева довольно скудная, внешности героя Пушкин не уделяет большого внимания. О его внешности читатель узнает в основном из описаний Пети Гринева. Автор описывает героя, как человека среднего роста, не имеющего ничего необычного во внешнем образе:
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали».
Решив отблагодарить своего проводника, Петр отдает ему свой заячий тулуп. Именно этот поступок в дальнейшем спасет жизнь герою и его возлюбленной.
Пугачев, вспомнив Петю и его щедрый поступок, отпускает его, несмотря на то, что Гринев отказывается служить Пугачеву. Этим поступком Пушкин хотел изобразить Пугачева, как многогранную личность, способную и на жестокость, и на благородство.
Автор наделяет своего персонажа вымышленными чертами характера. В истории Пугачев известен, как безжалостный и жестокий человек, расправляющийся со своими врагами самыми бесчеловечными методами. Однако в повести Пушкин опускает эти моменты, сосредотачиваясь на его харизме, буйном нраве и благородстве.
Пугачев в произведении Пушкина многогранен. Он отличается бесстрашием, широтой характера, предприимчивостью. Именно своим буйным нравом и мечтой о свободе притягивает он в свое войско крестьян и казаков. Именно за его характер он и обретает народную любовь. Но вместе с тем он занимается зверством, беспощадно убивает неугодных ему людей.
Кем же является Емельян Пугачев на самом деле? Безжалостным злодеем, которой способен на самые жестокие поступки на пути к своей цели? Или защитником обездоленных, который борется за права малоимущих?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Назвать Пугачева только злодеем или только героем будет не верно. Этот неординарный человек принес как и много горя, так и породил в сердцах людей веру в свободное будущее! Ну и уж, конечно, он был далеко не глупец. Об этом свидетельствуют и воспоминания Александра Васильевича Суворова конвоировавшего Пугачёва в Москву:
«Казак Пугачев держался с большим достоинством и был хорошим солдатом, разбирающимся в тонкостях военной науки».
Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести. «Капитанская дочка», которая была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года. Сам же А. С. Пушкин называл свое произведение историческим романом, а не повестью. Он стремился с помощью исторической справки передать настроение целой эпохи, показать неординарную личность – Емельяна Пугачева.
Всероссийский музей А.С. Пушкина любезно предоставил нам материалы, помогающие раскрыть неоднозначный образ Пугачева.
В нашей библиотеке имеется большое количество различных изданий исторического романа (повести) А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Приходи! Бери! Читай!
В заключении мероприятия предлагаем тебе, дорогой читатель, поучаствовать в нашей игре-викторине по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Размышляя о восстании, Путин говорит, что государство должно быть сильным
Новая Шотландия > НовостиРейтер | Размещено: 5 октября 2022 г. , 12:23 | Обновлено: 5 октября 2022 г., 12:23. | 2 минуты чтения
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ НИЖЕ ЭТИХ ВИДЕО
SALTWIREЛОНДОН (Рейтер) — Президент Владимир Путин в среду подробно расспросил русского учителя о восстании 18-го века, которое потрясло Россию императрицы Екатерины Великой, и предложил свой взгляд на урок истории: государство должно быть сильным.
Путин, верховный лидер России с 1999 года, столкнулся с самым серьезным испытанием своего правления, поскольку его войска теряют позиции в семимесячной войне на Украине, а Россия противостоит Западу в самом опасном противостоянии со времен Карибского кризиса 19 года.62.
Во время длительной телевизионной видеоконференции с группой отмеченных наградами учителей Путин неожиданно начал допрашивать одного из них о восстании Пугачева 1773–1775 годов.
«Что это было, этот пугачевский бунт? Почему он произошел? Каково ваше мнение?» — спросил Путин пораженную учительницу, которая назвала несколько причин самой серьезной внутренней проблемы 34-летнего царствования Екатерины.
Путин пошутил, что ответ учителя был похож на ответ дипломата из МИД России, и еще раз попросил дать четкое представление о причинах и результатах мятежа под предводительством казака Емельяна Пугачева, выдававшего себя за царя Петра III.
«Он возомнил себя царем», — сказал Путин о Пугачеве, который, опираясь на слухи о династических интригах при дворе, раздул крупный мятеж в 1773 году, прежде чем более полутора лет спустя потерпел окончательное поражение от войск Екатерины.
«В основном это был элемент слабости центральной власти в стране», — сказал Путин.
Путин неоднократно пытался укрепить российское государство после хаоса 1990-х годов, хотя критики, такие как находящийся в тюрьме лидер оппозиции Алексей Навальный, говорят, что глава Кремля создал хрупкую систему личного правления, основанную на подхалимстве.
Глава Кремля неоднократно предупреждал о том, что он называет попытками США разжечь революцию на территории бывшего Советского Союза.
Пугачев был публично казнен в январе 1775 года на Красной площади в Москве. Но восстание оказало неизгладимое влияние на Екатерину и послужило основой для исторического романа Александра Пушкина «Капитанская дочка».
(Отчетность Гая Фолконбриджа; редактирование Марка Тревельяна)
Нам выпала честь пользоваться доверием и поддержкой жителей Восточного побережья на протяжении последних 200 лет. Наша команда SaltWire всегда следит за местом, которое мы называем домом. Наши 100 журналистов стремятся информировать и улучшать наши сообщества Восточного побережья, предоставляя беспристрастную, высокоэффективную местную журналистику, которая побуждает к размышлениям и действиям. Пожалуйста, рассмотрите возможность присоединиться к нам в этой миссии, став членом сети SaltWire и помогая сделать наши сообщества лучше.
Нажмите здесь, чтобы получить информацию о том, как стать участником
Нажмите здесь, чтобы загрузить приложение SaltWire
Поделиться историей:Славянское обозрение | Индексы
Историзм или провиденциализм? Пушкина
История Пугачева в контексте французской романтической историографииАлександр Долинин
Долинин утверждает, что идеология и поэтика А. С. Пушкина 1830-х годов должны рассматриваться как представляющие некоторые «архаичные» и ретроградные тенденции, в которых Пушкин отвергает и ниспровергает современные ему романтические коды. Анализируя «Историю Пугачева » А. С. Пушкина и сравнивая ее с современными французскими историческими нарративами, Долинин утверждает, что Пушкин сделал все возможное, чтобы дистанцироваться от кодексов новой французской школы историзма. Избегая поиска исторического единства и законов истории, Пушкин изображает общественный переворот пугачевского бунта как сгусток случайностей, вторжение хаоса и непредсказуемости в установившийся порядок. И если социальная борьба сама по себе остается исторически бессмысленной, то единственные смыслы, которые она может получить, — метаисторические и провиденциальные: то, что в истории выглядит злом, беспорядком и случаем, становится означающим замысла (случай как «орудие Промысла»), когда рассматривается метафизически.
Туз в «Пиковой даме»
Сергей Давыдов
Для Федора Достоевского «Пиковая дама» была «вершиной фантастического искусства». В эссе Давыдова утверждается, что колебание читателя между естественной и сверхъестественной причиной жуткого явления является главной предпосылкой жанра фантастики. Эксклюзивное решение за или против вторжения сверхъестественного уничтожило бы главное достоинство сказки Александра Пушкина, органичное слияние фантастического с реалистическим, которое одновременно способствует и препятствует логическому расшифровыванию. В эссе Давыдова рассматриваются три вопроса: (1) Каково происхождение волшебной тройки, семерки и туза? (2) Мог ли Германн (или читатель) идентифицировать три карты без вмешательства призрака? (3) Как можно объяснить роковую ошибку Германна, перепутавшего туза с дамой в конце сказки? Отвечая на эти вопросы, эссе рассматривает как естественные, так и сверхъестественные объяснения сверхъестественных событий этой волшебной сказки.
Добавление в список «гостей»: «Эрнани» Гюго и «Дон Жуан» Пушкина
Дэвид Шенгольд
Многие западные литературные источники, на которые опирался Александр Пушкин в своей переработке легенды о Дон Жуане в «Каменный гость» , имеют были идентифицированы. Стихотворная драма Виктора Гюго 1830 года « Эрнани, », до сих пор идентифицированная Борисом Томашевским лишь косвенно как источник для пьесы, с точки зрения «испанскости», доказывает, что она дала значительный поэтический материал. Пушкин творчески и на конкурсной основе преобразил сюжетные и символические элементы (в том числе имена и взаимоотношения персонажей) в Эрнани — совершенно непохожее произведение, но одновременно «Дон Жуанская пьеса» и, как «Триумф романтизма», величайший литературный скандал своего времени, — в формулировании собственного драматического проекта. Характерно пародийные с одной стороны, пушкинские символические и содержательные заимствования из Эрнани обретают резонанс в Каменный гость , коренящийся в титанических страстях героев Гюго и в наглости его словесной удаль.
Пушкин
Медный всадник и «Легенда о Сонной лощине» Ирвинга: любопытный случай культурного перекрестного опыления?Кэтрин Теймер Непомнящий
Адаптируя модель заимствований Александром Пушкиным у иностранных авторов, предложенную Романом Якобсоном в его «Пушкине и его скульптурном мифе», Непомнящий утверждает, что рассказ Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» может дали Пушкину структурную парадигму «Медного всадника». В обоих случаях противостояние главного героя и его соперника воплотилось в фигуре «сверхъестественного» всадника (Икабод Крейн и Безголовый Гессен, с одной стороны, и Евгений и статуя Петра Великого Фальконе, с другой) представляет собой напряжение между конкурирующими историческими силами, вторжение революционного прошлого в настоящее. В заключение Непомнящий предполагает, что сопоставление двух произведений подталкивает нас к «ревизионистскому» прочтению «Медного всадника» как притчи о принуждении писателя в пушкинскую эпоху.
Любовь, дружба и поэтический голос в «Лицейских элегиях» Александра Пушкина
Джеймс Л. Морган IV
В этой статье Морган читает «Лицейские элегии» Александра Пушкина в контексте своего поэтического и эмоционального отрочества. Опираясь на биографические и формалистические черты критической традиции, Морган разрабатывает стратегию чтения, основанную на теориях Жан-Жака Руссо и психолога Дж. Стэнли Холла, которая подчеркивает переход молодого человека от гомосоциальных связей к гетеросексуальной любви как определяющую трансформацию. подросткового возраста. Внимательное прочтение нескольких ранних элегий (1816–1817) показывает, что в поэзии Пушкина это психологическое развитие необратимо: когда любовь потерпела неудачу, дружба — и гедонистический стих, воспевавший ее, — не приносит утешения. Вместо этого поэт находит эротическое и эмоциональное обновление в развитии элегического поэтического голоса.
Иронические выступления Пушкина в образе игрока
Ян М. Хелфант
В этом эссе Хелфант исследует роль азартных игр в жизни и эпохе Александра Пушкина. Он утверждает, что Пушкин использовал азартные игры, в том числе проигрыши своих литературных произведений в карты, чтобы по иронии судьбы балансировать между своим желанием быть независимым писателем и потребностью зарабатывать на жизнь на литературном рынке. Это также демонстрирует, что, хотя поведение Пушкина на дуэлях привлекло больше внимания, его азартные игры представляют собой превосходный и тонкий инструмент для изучения его чувства чести. В эссе основное внимание уделяется литературным и азартным отношениям Пушкина с второстепенным писателем И. Е. Великопольским, которые прослеживаются в их обмене эпиграммами, а также частными и опубликованными посланиями. Он оформляет эти отношения в рамках обсуждения азартных игр как социальной практики во времена Пушкина и использования другими писателями дискурса азартных игр для выражения своей социальной приверженности. Это показывает, что тонкое включение Пушкиным азартных игр в его писательскую личность соперничает с изощренностью его литературных выступлений.
Написание рассказа о смерти Пушкина
Лесли О’Белл
В этой статье О’Белл представляет пересмотр доступных первоисточников, касающихся событий, приведших к дуэли и смерти Александра Пушкина (1836-1837). Сюда входят недавно опубликованные письма противника Пушкина на дуэли Жоржа Данта к барону ван Геккерену, покровителю и гомосексуальному партнеру Данта. В статье рассматриваются документальные свидетельства — главным образом мемуары, дневники и письма — как исходные конкурирующие варианты обрамления последних дней Пушкина в формах, испытавших сильное влияние литературных модусов и моделей того времени. После изучения представления событий как романтической драмы или романтического повествования светскими обозревателями статья переходит к переписке, связанной с конфликтом Пушкина и Данта. Перечитывание этого материала наводит на мысль о параллелях с эпистолярным романом, в частности с романом Шодерло де Лакло «9».0037 Liaisonshazardeuses, тоже один из шедевров в жанре roman de libertinage.
Пушкин патриотов
Венди СлейтерМесто Александра Пушкина в центре русского литературного канона непоколебимо. По этой причине политические и литературные фракции самых разных мастей всегда использовали Пушкина для защиты своего восприятия русской культуры. В данном очерке рассматривается образ Пушкина, созданный русскими национал-патриотами XIX в.90-е. Отправной точкой является гнев националистов в 1989 году по поводу « Прогулки с Пушкиным » Андрея Синявского. Консерваторы цеплялись за канонический образ Пушкина, созданный Николаем Гоголем, Федором Достоевским, царским столетием в 1899 году и сталинскими юбилеями 1937 и 1949 годов, под натиском западной поп-культуры и постмодернистской критики.