Леонардо Да Винчи: мифы и правда о великом художнике
Истории
«Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
Леонардо не закончил ни одной картины
До сих пор не доказано, что этот рисунок Леонардо — автопортрет
Нет
Такую репутацию художнику в глазах потомков создал его младший современник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев…».
По мнению искусствоведа Абрама Эфроса, биограф Леонардо преувеличил перфекционизм художника, чтобы вывести из истории его жизни мораль: «Ради тезы о бесплодии экспериментаторства Вазари запрещает Леонардо да Винчи закончить хотя бы одно из его произведений, вопреки фактам, которые во времена Вазари были еще более очевидны, нежели нынче».
Великий живописец был бастардом
Считается, что в этом доме XV века в деревне Анкиано Леонардо родился и провел детские годы. На самом деле семья да Винчи купила здание через 30 лет после появления художника на свет
Да
Леонардо, родившийся 15 апреля 1452 года, — побочный сын нотариуса из тосканского городка Винчи. Мать звали Катериной, это известно из записей, оставленных дедом будущего художника. Она, скорее всего, была крестьянкой.
Леонардо да Винчи делал заметки зеркальным письмом
Комментарии зеркальным письмом к рисунку устройства для дыхания под водой
Да
Сохранились многочисленные записи художника, которые легко читаются только в зеркале. Леонардо вообще любил экспериментировать с письмом, в том числе пиктографическим.
На фреске «Тайная вечеря» рядом с Христом Леонардо изобразил женщину
«Тайная вечеря». Фрагмент Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан, Италия
Нет
Версия, упомянутая в популярном романе Дэна Брауна «Код да Винчи», будто по правую руку от Иисуса сидит не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, безосновательна. Иоанн, младший из 12 учеников Христа, традиционно изображался юным красавцем с мягкими, женственными, точнее ангельскими, чертами лица: так подчеркивали чистоту души апостола. Леонардо написал в виде ангелоподобных юношей и других святых, например апостола Филиппа на той же фреске и Иоанна Крестителя.
Мона Лиза с картины Леонардо существовала в реальности
«Мона Лиза (Джоконда)». Фрагмент Музей Лувр. Париж, Франция
Да
Есть много версий: будто этот портрет Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Но источники подтверждают: мона (т. е. «госпожа», не имя, а уважительное обращение к женщине) Лиза, жена торговца шелком Франческо Джокондо, жила в начале XVI века во Флоренции.
Вазари писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе. Леонардо нередко обыгрывал на портретах имена и фамилии. Возможно, и эту женщину он хотел изобразить улыбающейся, поскольку giocondo в переводе с итальянского означает «веселый».
Леонардо изобрел вертолет
Чертеж воздушного винта, нарисованный Леонардо
Нет
В его тетрадях есть чертеж машины, которую поднимает над землей винт из натянутой на каркас парусины. Вращать винт должны были люди вручную, и на деле такая машина вряд ли взлетела бы.
Британский историк авиации Чарлз Гиббс-Смит считал, что принцип использования вращающегося винта для полета художник не придумал, а подсмотрел: так работали детские вертушки, известные по меньшей мере с XIV столетия. Однако в XX веке отец вертолетостроения Игорь Сикорский говорил, что на изобретения его вдохновил чертеж Леонардо.
Леонардо подделал Туринскую плащаницу
Туринская плащаница. Фрагмент
Нет
Писатели-конспирологи Линн Пикнетт и Клайв Принс посвятили целую книгу версии, что таинственная пелена, на которой якобы отпечатались лик и тело Христа, на самом деле первая в истории фотография, сделанная Леонардо в ходе его экспериментов с камерой-обскурой.
Упоминания о Туринской плащанице в источниках относятся еще к XIV веку, однако писатели полагают, что тосканский гений усовершенствовал неубедительную подделку, написанную красками. Правда, сами они сумели получить похожее изображение с помощью камеры-обскуры, только применив вещества, открытые в конце XVIII века. И пропечататься на тыльной стороне пелены, как в случае с Туринской плащаницей, «фотография» не могла бы.
Леонардо изобрел велосипед
В музее Леонардо в городе Винчи воссоздали велосипед по чертежу
Нет
В 1974 году историк литературы Аугусто Маринони, читая лекцию на родине Леонардо, в Винчи, продемонстрировал изумленной публике рисунок велосипеда, обнаруженный в сборнике рукописей гения, известном как Codex Atlanticus.
«Изобретение» растиражировали в книгах по искусству и даже сделали по рисунку модель. Однако эксперты считают, что набросок сделан не рукой Леонардо. Историк искусства Карло Педретти свидетельствовал, что видел эту страницу в 1961 году, и там были две окружности, нарисованные рядом, которые, очевидно, некто впоследствии превратил в изображение велосипеда.
В честь Леонардо да Винчи назвали моль
Да
Обитающая в Судане моль из семейства травяных огневок носит гордое имя Leonardo davincii. Первооткрыватель этого вида, польский энтомолог Станислав Блешинский, весьма почитал Леонардо.
Леонардо умер на руках у короля Франции
Смерть Леонардо да Винчи на руках у Франциска I. Жан Огюст Доминик Энгр. 1818 год
Вряд ли
Франциск I пригласил Леонардо к себе на службу, и последние три года жизни тот провел во Франции, в замке Кло-Люсе, где и скончался. Историю о том, что король был у постели Леонардо в его смертный час, рассказал Вазари. Другой биограф гения, однако, упоминал, что Франциску о кончине Леонардо сообщил ученик живописца.
Современный исследователь Чарлз Николл сомневается в правдивости рассказа Вазари, поскольку на следующий день после смерти Леонардо Франциск выпустил королевский эдикт в Сен-Жермен-ан-Ле, притом что путь верхом до этого замка от Кло-Люсе в те времена занимал около двух суток.
Фото: Alamy / Legion-media (x5), Diomedia, SPL / Legion-media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2016
Что еще почитать по теме
1 из 2
Веццози А.
«Леонардо да Винчи и его Вселенная»Узнать цену
Реклама. ООО «Яндекс»
2 из 2
Леонардо да Винчи. Жизнь и творчество в 500 картинах
Узнать цену
Реклама. ООО «Яндекс»
Мария Медянкина
Теги
- история
- живопись
- искусство
История любви в картинах. Леонардо да Винчи и Салаи
Говорить о личной жизни самого известного художника в мире — словно ходить по тонкому льду. Он не оставил никаких документальных свидетельств о своих любовных похождениях; о его отношениях с женщинами вообще никто ничего толком не слышал. О связях Леонардо да Винчи с мужчинами ходили упорные слухи еще при жизни и впоследствии они только крепли. Более четверти века художник заботился о своем ученике, известном под прозвищем Салаи, но что связывало их на самом деле — со стопроцентной уверенностью не возьмется утверждать никто. Остается лишь попытаться представить себе их историю, опираясь на сохранившиеся сведения, и в том числе авторства самого Леонардо.
РЕКЛАМА
Несносный мальчишка
В своих рукописях да Винчи иногда прибегал к замысловатому методу письма при помощи зеркала — сделанные таким образом записи невозможно было прочитать без этого приспособления. Он поступал так в случаях, когда речь шла об особо значимых для него вещах.
И одна из таких записей гласила: «Джакомо пришел жить со мной в день святой Марии Магдалины 22 июля 1490».
Салаи в фантазийном костюме. Леонардо да Винчи, 1500
В то время в Италии отправлять мальчиков столь юного возраста в подмастерья к художникам и представителям других ремесленных профессий, к которым в эпоху Возрождения относились и живописцы, было довольно распространенным обычаем. Они выполняли посильную работу в доме и студии, а в качестве платы получали пропитание и крышу над головой. Если такой мальчик на побегушках проявлял способности к рисованию, то впоследствии он получал уроки мастерства от своего учителя и сам мог стать живописцем. Так случилось, к примеру, с Пьетро Перуджино, который юношей поступил в мастерскую одного из художников в Перудже.
Подразумевалось, что новый обитатель студии да Винчи также будет во всем слушаться мастера и выполнять все поручения. Но вышло так, что он с самого начала занял особое положение в мастерской, своими проказами испытывая терпение живописца. А оно казалось воистину бесконечным: несмотря на то, что рукописи Леонардо пестрят перечислением дерзких выходок Джакомо, мальчик не только продолжает оставаться при нем, но и пользуется привилегиями в виде роскошных одежд, которые заказывает для него да Винчи.
Профиль Салаи. Леонардо да Винчи
Не прошло и дня, как он продемонстрировал свои главные таланты: красть и лгать. «На второй день я велел скроить для него две рубашки, пару штанов и куртку, — жаловался Леонардо в письме отцу мальчика. — А когда я отложил в сторону деньги, чтобы заплатить за эти вещи, он эти деньги украл у меня из кошелька, и так и не удалось заставить его признаться, хотя я имел в том твердую уверенность». Что не помешало художнику на следующий же день пригласить провинившегося слугу составить ему компанию на ужине с его другом-архитектором. Чуда не произошло: маленький сорванец успел отметиться и там: «И этот Джакомо поужинал за двух и набедокурил за четырех, ибо он разбил три графина, разлил вино», — пишет да Винчи в том же письме и добавляет ремарку на его полях: «Вор, лгун, упрямец, обжора».
Маленький дьявол
Убедившись в своей безнаказанности, Джакомо совершает все более дерзкие проступки. Через некоторое время у другого ученика в мастерской Леонардо пропали несколько серебряных монет и штифт из серебра, предназначенный для рисования. Во время обыска пропажу нашли в сундуке у Джакомо. А еще полгода спустя Леонардо получил заказ на изготовление эскизов костюмов для праздничного турнира, приуроченного к свадьбе Лодовико Сфорца. Мальчик был с ним на примерке и воспользовался моментом, когда участники сняли свою одежду. «Джакомо подобрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати со всякой другой одеждой, и вытащил те деньги, которые в нем нашел, — писал Леонардо. — Равно, когда мне в этом же доме магистр Агостино ди Павия подарил турецкую кожу на пару башмаков, этот Джакомо через месяц у меня ее украл и продал сапожнику за 20 сольди, из каковых денег, как он сам мне в том признался, купил анисовых конфет».
Кающаяся Магдалина Джан Джакомо Капротти да Орено (Салаи)
РЕКЛАМА
Немудрено, что за свои проделки юноша в конце концов получает соответствующее прозвище — Салаи, а в уменьшительной форме Салаино. На тосканском диалекте оно означает демон или бес и впервые упоминается в платежном документе авторства да Винчи, датированном январем 1494 года.
Возможно, он позаимствовал это имя у персонажа рыцарской поэмы «Морганте» итальянца Луиджи Пульчи — книги, которая хранилась в библиотеке художника.
Что же останавливало да Винчи от того, чтобы раз и навсегда избавиться от изворотливого пройдохи? Возможно, ответ содержится в свидетельстве Вазари, который отмечал, что Салаи был «очень привлекателен своей прелестью и красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо». Художник вообще много внимания уделял эстетике внешнего вида. Он регулярно посещал цирюльника, следил за состоянием своей прически и даже подкрашивал волосы, когда в них начала появляться седина. Флорентийский автор Аноним Гаддиано так описывал внешность художника: «Приятный господин, хорошо сложенный, грациозный, привлекательный на вид. Он носил розовую накидку, доходившую ему до колен, тогда как в ту эпоху носили длинные одежды. У него была красивая, вьющаяся, хорошо уложенная шевелюра, ниспадавшая до середины груди».
Портрет старика и молодого мужчины. Леонардо да Винчи. 1495, 20.8×15 см. Предположительно, на этом рисунке да Винчи изобразил себя в образе дряхлого старика рядом с пышущим молодостью Салаи.
Да Винчи никогда не жалел средств на то, чтобы наряжать своего ученика как любимую игрушку. В одной из записок художника расписаны необходимые материалы для того, чтобы пошить юноше роскошный плащ из серебряной парчи с отделкой из зеленого бархата. Расходы Леонардо на одежду для Салаи только в первый год его пребывания в мастерской приблизительно составляли сумму, которую в среднем получал в год слуга. Эти деньги ушли на то, чтобы приобрести двадцать четыре пары обуви, четыре пары штанов, шесть рубашек, три куртки, льняной камзол, плащ и шапку. В более поздних рукописях значится, что да Винчи раскошеливался на цепочку для своего фаворита, меч и даже поход к гадалке. А в другой раз он дал Салаи три золотых дуката только потому, что тот попросил их на покупку розовых чулок с узором. И тут же неделю спустя отмеряет ему 21 локоть полотна на рубашку стоимостью более десяти лир, что на тот момент составляло полугодовую зарплату слуг. Дорого же обходилось художнику содержание простого подмастерья.
Тайна, покрытая мраком
Как уже было сказано, достоверных сведений о личной жизни Леонардо да Винчи не сохранилось. Он сам никогда не писал о своих любовных похождениях, несмотря на привычку довольно скрупулезно отчитываться в своих рукописях даже о самых мелких деталях ежедневной рутины. Возможно, это было связано с тем, что его сердечная привязанность могла привести к серьезным обвинениям в то время. И в жизни художника уже был подобный прецедент.
Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани Леонардо да Винчи 1480-е , 54.8×40.3 см. Героиня этого портрета, по мнению большинства исследователей — любовницы Лодовико Сфорца — была единственной женщиной, которую подозревали в отношениях с да Винчи: из-за черновика письма, предположительно адресованного ей. Оно начиналось обращением: «Возлюбленная моя богиня…». Но за недостатком других свидетельств эта версия считается маловероятной.
В 15-м веке сексуальные отношения между мужчинами во Флоренции стали настолько распространенными, что в немецком языке даже появилось сленговое обозначение гомосексуалистов — «флоренцер», что означает «флорентинец». Со временем правители города начали предпринимать меры для пресечения этой «моды», создавая специальные комитеты и назначая строгие наказания вплоть до сожжения на костре. К счастью, до этого доходило редко: преимущественно приговор ограничивался штрафом, но за повторный привод нарушителей могли заключить в колодки у здания тюрьмы.
Ко всему прочему на улицах Флоренции были установлены ящики, известные под названием «отверстия истины». Жители города могли анонимно оставлять в них письма с рассказом о нарушителях разных законов и предписаний. И в 1476 году в таком ящике было обнаружено письмо с обвинением Леонардо да Винчи в связи с семнадцатилетним Якопо Сальтарелли. И хотя спустя пару месяцев появилось еще одно подобное обвинение, написанное на латыни, художник не был осужден. На заседание суда не явились ни авторы доносов, ни какие-либо свидетели, а для вынесения приговора только лишь анонимных доносов было недостаточно.
Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался, и этот случай мог стать причиной того, что да Винчи опасался упоминать о своей личной жизни в рукописях. Хотя это не помешало некоторым исследователям с уверенностью утверждать о его гомосексуальной ориентации, и родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд был в их числе. Во многом таким интерпретациям способствовали некоторые высказывания художника. Он писал: «Акт деторождения и все, что имеет к нему какое-либо отношение, настолько отвратительны, что люди скоро вымрут, если бы не было красивых лиц и чувственных наклонностей». А также: «Интеллектуальная страсть вытесняет чувственность … Кто не обуздывает похотливые желания, ставит себя на один уровень со зверем».
Хотя последняя запись может быть трактована не только как попытка подавить в себе порицаемые окружением порывы, но и как полный отказ да Винчи от каких-бы то ни было сексуальных отношений в принципе. Поэтому некоторые исследователи его биографии предпочли сделать вывод о том, что художник на протяжении всей жизни хранил целомудрие. Если они правы, то его сердечная привязанность к юному подмастерью была исключительно платонической и основывалась на эстетическом удовольствии от лицезрения златокудрого бесенка с внешностью ангела.
Не существует ни одного документально подтвержденного портрета Салаи, но персонажей некоторых картин да Винчи подозревают в том, что они написаны с его вороватого ученика. Причем не только мужчин: даже Джоконда попала в этот список. Из мужских персонажей схожесть с ним приписывают Иоанну Крестителю, апостолам Филиппу и Матфею с фрески «Тайная вечеря».
РЕКЛАМА
Жизнь без Салаи
Расставание да Винчи с его спутником жизни спустя почти три десятка лет так же таинственно, как и их отношения. Художник ни единым словом не обмолвился в своих записях, что же произошло между ними, после чего Салаи покинул его дом навсегда. Известно лишь одно: когда в 1519 году Леонардо озаботился составлением завещания, Джакомо уже не было рядом с ним. Хотя это не помешало да Винчи упомянуть его в этом документе, в отличие от рукописей, в которых он больше никогда не напишет ни строчки о своем златокудром подмастерье.
Иоанн Креститель. Джан Джакомо Капротти да Орено (Салаи) XVI век, 73×51 см. Авторству Салаи приписывают картину с изображением святого Иоанна Крестителя — в такой же позе, как и на картине да Винчи, но еще более женоподобного и игривого.
Последние годы жизни художник провел в компании своего нового фаворита — Франческо Мельци. Он был сыном миланского аристократа, у которого да Винчи частенько гостил в его имении близ Милана. Мальчик был хорошо воспитан, имел блестящее образование и склонности к рисованию. Он был совершенно пленен интеллектом и художественным талантом Леонардо, и отец отправляет 15-летнего Франческо в мастерскую кумира в качестве ученика. Юноша преклонялся перед гением и остался преданным ему до самой смерти. А да Винчи был очарован его юностью: «Улыбка Мельци заставляет меня позабыть обо всем на свете», — писал он.
Флора. Франческо Мельци. 1520, 76×63 см
В некотором смысле новый ученик был полной противоположностью Салаи. Он обладал даром дипломата и помогал художнику сохранять отношения с влиятельными людьми, так как они иногда оказывались под угрозой из-за бурного нрава да Винчи. Несмотря на 41-летнюю разницу в возрасте, у них были по-настоящему доверительные отношения, о чем упоминал Леонардо в своих записях. Он вверил Франческо заняться упорядочиванием своих рукописей: тот должен был классифицировать, переписать их начисто и подготовить к печати. Результатом этого титанического труда стал знаменитый «Атлантический кодекс» — манускрипт, состоящий из 1 119 страниц. Мельци окружил художника трогательной заботой и был ему верным соратником в течение 11 лет вплоть до последнего вздоха да Винчи.
Портрет Леонардо да Винчи (приписывается Мельци) Франческо Мельци 1517, 27.5×19 см
По завещанию самое ценное, что у него было — «свой сад, который находится за стенами Милана» — Леонардо разделил между Салаи и еще одним слугой, Баттиста де Вилланис. В августе 1497 года он получил от своего покровителя Лодовико Сфорца участок земли с небольшим домом и виноградником — предположительно, в счет гонорара за написание «Тайной вечери». Обладание собственной землей было важным показателем статуса в то время, особенно если учесть, что участок находился рядом с поместьями миланской знати. Салаи построил на своем участке дом, а 14 июня 1523 года привел туда свою новоиспеченную жену Бьянку Кальдироли. Немаловажным фактором в вопросе женитьбы Салаи могло стать внушительное приданое в размере 1700 лир. Но он недолго наслаждался обретенным домом, семьей и внезапным богатством.
15 января 1534 года Джан Джакомо Капротти да Орено умер в возрасте 44 лет в результате огнестрельного ранения.
Автор: Наталья Азаренко
История Леонардо да Винчи для детей
Найдите минутку, чтобы подумать о своем дне…
Подумайте о некоторых объектах, которые вы видели: семья, друзья, деревья, может быть домашнее животное, или большое голубое небо и белая луна в темнота ночи. Может быть, вы видели улыбку и движущиеся предметы, проносившуюся мимо машину или кого-то, кто пинал мяч. К большинству этих объектов вы привыкли. Но когда вы были ребенком, они были очень интересными! Тебе было все любопытно, потому что все было ново и свежо! Когда мы становимся старше, многие из этих вещей становятся привычными и, возможно, не такими интересными. Сегодня вечером мы узнаем о Леонардо да Винчи, также известном как один из самых любопытных и творческих гениев в истории человечества. Когда мы узнаем о нем, подумайте о том, как он видел мир по-другому, и как вы могли бы видеть мир по-другому.
Когда родился Леонардо да Винчи?
Леонардо родился 15 апреля 1452 в стране Италия в городке под названием Винчи . Леонардо да Винчи означает Леонардо из Винчи, город, где он родился. Он родился во время, которое позже стало известно как Ренессанс, что означает «Возрождение», потому что то, как люди видели мир, резко менялось в это время. Средневековье закончилось, и люди начали видеть себя существами, которые контролировали свою жизнь и мир и могли думать иначе, чем те, кто был до них.
Детство и раннее образование
Леонардо вырос со своим отцом и проводил большую часть своего времени, исследуя земли вокруг своего дома. Он любил наблюдать за птицами и животными и заблудиться в красивой сельской местности. Примерно в 15 лет его отец заметил, что у него есть интерес и дар к искусству. По этой причине его отец сделал его учеником Андреа дель Верроккьо во Флоренции, Италия. Подмастерье – это ученик мастера-художника. А в это время Флоренция была известна своими одаренными художниками и скульпторами. В мастерской Верроккьо Леонардо научился у своего мастера рисовать и лепить. Скульпторы использовали такие материалы, как глина или мрамор, для создания грандиозных скульптур.
Леонардо учился и помогал с картинами и скульптурами в мастерской Веррокьо, пока ему не исполнилось 20 лет. Следующим шагом в жизни художника было присоединение к гиду, и Леонард сделал именно это, когда его приняли в гильдию художников Флоренции. Гильдия представляла собой группу квалифицированных художников, которые работали и собирались вместе. В это время он создал множество рисунков пером и карандашом, а также технических чертежей оружия и других механических устройств. Он очень интересовался тем, как все работает, и созданием новых устройств. Он любил изобретать вещи!
Милан и герцог Сфорца
В 1482 году, когда ему было около 30 лет, Леонардо переехал в город Милан, где работал на герцога города Людовико Сфорца. Там он создавал картины и работал над изобретениями для герцога. Умение создавать и совершенствовать технические устройства называется инженерией — а Леонардо был очень одаренным инженером. Он много лет работал на герцога Сфорца. Там он написал две из своих самых известных работ «Богоматерь в скалах» и «Тайная вечеря», изображающие Иисуса и его двенадцать апостолов. Он также помогал проектировать здания и давал герцогу инженерные советы для его армии.
Одним из самых крупных проектов Леонардо был огромный 24-футовый бронзовый конь для герцога Сфорца. Он потратил 12 лет, проектируя его из глины, которая должна была превратиться в форму для изготовления бронзы. К сожалению, прежде чем они смогли залить металл в форму для завершения скульптуры лошади, проект был остановлен, потому что началась война, и металл должен был быть использован для пушек вместо лошади! В наши дни кто-то решил собрать деньги, чтобы наконец построить лошадь, о которой всегда мечтал Леонардо. Если вы когда-нибудь побываете в Милане, Италия, вы можете увидеть это сегодня!
После войны герцог Сфорца перестал быть герцогом, поэтому Леонардо перестал на него работать. Леонардо продолжал работать в своей мастерской в Милане, и вскоре у него появились собственные ученики и ученики.
Флоренция
В 1500-х годах французская армия вторглась и захватила Милан, поэтому Леонардо ушел и отправился во Флоренцию, где он был учеником в молодости. Во Флоренции он написал свою самую известную картину «Мона Лиза». Леонардо был одаренным художником, но он не боялся изучать новые темы и никогда не переставал учиться. Ему было бесконечно любопытно! Леонардо начал изучать математику и естествознание. Он изучал человеческое тело, которое называется анатомией. Он также наблюдал за полетом птиц и изучал потоки воздуха и воды. Он смотрел на предметы быта другими глазами. Он задавался вопросом, как устроены тела, как летают птицы и что придает живым существам их движение. Он ничего не принимал как должное, видел чудо в повседневной жизни и глубоко изучал его, пытаясь понять.
В конце концов, Леонардо вернулся в Милан и продолжил свои научные исследования, написав и создав множество альбомов для рисования, чтобы помочь другим понять человеческое тело и то, как оно работает. Он пришел к убеждению, что все тела и живые существа действуют по определенным законам природы, что очень опередило его время.
Рим
В 1513 году, примерно в возрасте 60 лет, Леонардо снова переехал в Рим, где жил в Ватикане и работал на Джулиано Медичи. В это время многие из популярных художников эпохи Возрождения жили и создавали удивительные произведения искусства в Риме. В то время строился знаменитый собор Святого Петра, а Рафаэль расписывал стены в новых покоях Папы. Один из самых известных художников всех времен, Микеланджело, также работал в Риме над гробницей Папы.
К 65 годам король Франции попросил Леонардо переехать туда, где он стал его главным художником, архитектором и инженером, что было большой честью. Там он продолжил свои наброски и консультировался с другими художниками в их работах. Он также помог спланировать дворец и сад для короля. Он провел много времени, систематизируя свои сочинения и зарисовки о природе в своих многочисленных блокнотах, которые, к счастью, у нас есть сегодня! Леонардо скончался в преклонном возрасте, когда жил во Франции.
Влияния Леонардо
Сегодня нам повезло, что у нас есть много картин и тетрадей Леонардо. Многие из его идей относились к машинам, которые не будут изобретены в течение сотен лет. Например, в своем исследовании птиц и полета у него возникла идея самолета, вертолета и парашюта, которые он зарисовал в своих блокнотах. У него также была идея для многих военных машин, таких как броневик, гигантский арбалет и трехствольная пушка. Если у вас есть возможность, вы можете найти книгу об изобретениях Леонардо в библиотеке или просмотреть их в Интернете. Они удивительны!
Чему вы можете научиться у Леонардо?
Одной из самых интересных вещей в Леонардо была его способность сочетать свои художественные таланты и инженерные навыки. Он стал известен как Человек эпохи Возрождения из-за своей любознательности и способности сочетать множество различных навыков, чтобы изобретать удивительные вещи. Он считал, что художники лучше всего подходят для достижения истинного знания из-за уникального взгляда на мир. Подумайте об этом, наблюдая за чудесным миром вокруг себя. Никогда не принимайте как должное мелочи. Даже самые маленькие живые существа, такие как цветок или пчела, необычны, если вы внимательно посмотрите на них и узнаете о них больше. Подумайте, что вы могли бы сделать, чтобы узнать больше об окружающем вас мире, как Леонардо. Вы могли потратить время на изучение камня или листа и зарисовать их в блокноте, как это делал Леонардо. Так он стал лучше понимать мир, по одному простому объекту за раз.
Мать Леонардо да Винчи была рабыней с Кавказа, новое исследование находит
РИМ — Леонардо да Винчи, возможно, является одним из наиболее изученных людей в истории. И все же одна важная деталь о мастере эпохи Возрождения осталась окутанной тайной: кто была его мать?
Новое исследование утверждает, что дало ответ.
Леонардо — художник «Моны Лизы» и символ итальянской культуры — был на самом деле всего лишь наполовину итальянцем, согласно теории, раскрытой во вторник, а его мать — рабыней с Кавказа.
Исследование было представлено на пресс-конференции во Флоренции Карло Вечче, исследователем жизни и творчества Леонардо, чьи доказательства добавят новое масло в ожесточенные исторические дебаты.
«Я не мог поверить своим глазам»
На протяжении веков, пока миллионы людей во всем мире восхищались его искусством, а эксперты корпели над его новаторскими работами в области науки, техники и других наук, точная личность матери Леонардо была предметом интенсивных обсуждений.
проверки и домыслы.Некоторые детали были в целом согласованы: ее звали Катерина, и Леонардо родился в 1452 году как незаконнорожденный продукт ее отношений с его отцом, молодым флорентийским нотариусом по имени сер Пьеро да Винчи.
Помимо этого существует множество теорий.
Рукописи Леонардо да Винчи на выставке Villa La Loggia во Флоренции, Италия, во вторник. Марко Берторелло / AFP — Getty ImagesНекоторые ученые предположили, что мать Леонардо была крестьянкой, другие — сиротой, а третьи — рабынями с Ближнего Востока или из Северной Африки. Теперь Вечче, одна из небольшой группы экспертов Леонардо, говорит, что доказательства показывают, что она была черкесской рабыней, вырванной из региона Северного Кавказа, который сегодня является частью юга России, недалеко от побережья Черного моря.
«Дымящимся пистолетом» среди ранее неизвестных документов, которые, по утверждению Вечче, были обнаружены в Государственном архиве Флоренции, является акт освобождения рабыни по имени Катерина ее любовницей Монной Джиневрой, которая была женой «флорентийского авантюриста».
Документ был написан сиром Пьеро да Винчи, отцом Леонардо, и датирован ноябрем 1452 года, когда Леонардо должно было быть 6 месяцев.
«Когда я увидел этот документ, я не мог поверить своим глазам», — сказал Вечче NBC News. «Я никогда особо не доверял теории о том, что она была рабыней из-за границы. Итак, я потратил месяцы, пытаясь доказать, что Катерина в том нотариальном акте не была матерью Леонардо, но в конце концов все документы, которые я нашел, пошли в этом направлении, и я сдался доказательствам».
— В то время многих рабов звали Катериной, но это был единственный акт освобождения рабыни по имени Катерина, который сер Пьеро написал за всю свою долгую карьеру, — сказал Вечче. «Более того, документ полон мелких ошибок и оплошностей, признак того, что, возможно, он нервничал, когда составлял его, потому что забеременеть от чужой рабыни было преступлением».
Карло Вечче держит экземпляр своей книги во Флоренции, вторник. Вечче — специалист по жизни и творчеству Леонардо. Марко Берторелло / AFP — Getty ImagesНаходки легли в основу нового исторического романа Вечче под названием «Il Sorriso di Caterina» (Улыбка Катерины). По словам Джунти, издателя книги, рабство с Черного моря в 15 веке было прибыльным делом для купцов из могущественных морских республик Венеции и Генуи.
«Во Флоренции рынок требовал прежде всего молодых женщин, предназначенных для использования в качестве служанок, сиделок, а также наложниц — сексуальных рабынь, которые, будучи оплодотворенными, продолжали быть полезными даже после родов, давая свое молоко детям хозяина, «, — говорится в сообщении.
Если бы наследие Леонардо было хотя бы наполовину итальянским, как предполагает исследование, это добавило бы новый слой к его богатому наследию.
Черкесы — преимущественно мусульманская этническая группа, проживавшая на севере Кавказа до 19 века, когда более 1 миллиона человек были вынуждены покинуть родину после вторжения царской России в этот регион.
Черкесы сейчас живут почти в 40 разных странах мира, включая Турцию, Израиль, Сирию, Иорданию и США.
«В одном мы можем быть уверены», — говорится в пресс-релизе, сопровождавшем опубликованное во вторник исследование загадочной матери Леонардо. «Она передала ему уважение и почитание жизни и природы и неиссякаемое стремление к свободе».
Исследование было обнародовано на пресс-конференции во Флоренции во вторник. Марко Берторелло / AFP — Getty ImagesДо сегодняшнего дня одна из самых уважаемых теорий о матери Леонардо исходила от Мартина Кемпа, другого эксперта по Леонардо и бывшего профессора истории искусства в Оксфордском университете в Англии.
В книге 2017 года Кемп пришел к выводу, что матерью Леонардо была Катерина ди Мео Липпи, сирота, которая жила на ферме примерно в миле от Винчи, тосканской деревни, в которой родился Леонардо и получил свое имя.
Из документов, которые он нашел в архиве Винчи, Кемп пришел к выводу, что Катерина и ее младший брат переехали в дом ее бабушки недалеко от Винчи после смерти их родителей.