Дж. дель Плано Карпини. История монголов, называемых татарами / Учебные материалы по истории. Классическая гимназия при «Греко-латинском кабинете» Ю.А. Шичалина. http://www.mgl.ru
Главная / Дж. дель Плано Карпини. История монголов, называемых татарами
Дж. дель Плано Карпини, архиепископ.
Родился около 1182 г. в итальянском городе Пьян-дель-Карпине. Монах. В 1246-1247 гг. по заданию Римского папы Иннокентия IV посетил Золотую Орду и, таким образом, оказался первым европейцем, которому довелось увидеть монголов. Свое путешествие он описал в большой книге «История монголов».
Как вы думаете, зачем Римскому папе потребовалось отправлять послов к татарам? что он хотел разведать?
Прочтите отрывок из сочинения Плано Карпини. Подумайте над вопросами:
Отмечает ли Плано Карпини какое-то сходство религии монголов и христианской религии?
Как вы думаете, можно ли назвать монголов язычниками? Подчеркните в тексте предложения, которые подтверждают вашу мысль.
Стремятся ли монголы обратить покоренные народы в свою веру?
Почему монголы заставляли всех послов проходить через два костра?
Почему Батый велел казнить князя Михаила?
Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-либо обрядом. Тем не менее у них есть какие-то идолы из войлока, сделанные по образу человеческому, и они ставят их с обеих сторон двери… Других же идолов они делают из шелковых тканей и очень чтут их…
Вышеупомянутым идолам они приносят прежде всего молоко всякого скота, и обыкновенного, и вьючного. И всякий раз, как они приступают к еде или питью, они прежде всего приносят идолам часть от кушаний и питья.
Они делают идол для императора и с почетом ставят его на повозке перед ставкой… и приносят ему много даров… В полдень также они поклоняются ему как Богу и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены.
…Недавно случилось, что Михаила, одного из великих князей Русских, который отправился на поклон к Бату (Батыю), они заставили сперва пройти между двух огней; а после они сказали ему, чтобы он поклонился… Чингис-хану. Михаил ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И Бату неоднократно приказывал ему поклониться, а тот не хотел, и тогда Бату передал ему через сына его Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Михаил ответил, что лучше желает умереть, чем сделать неподобающее. И Бату послал одного своего телохранителя, который бил его… так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: «Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие». После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом.
Сверх того, они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также воде и земле… И так как они не соблюдают никакого закона о богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила, о котором сказано выше. Что они станут делать дальше, не знаем; некоторые, однако, предполагают, что если Татары получат единовластие, — да отвратит это Бог, — то они заставят всех поклоняться этому идолу.
… И, говоря кратко, они веруют, что огнем все очищается; и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла.
Текст приведен по изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов / Пер. А.И. Малеин. М. 1957.
Электронный ресурс: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm
Иоанн де Плано Карпини. «История монголов» (2022): philologist — LiveJournal
?- Общество
- catIsShown({ humanName: ‘история’ })» data-human-name=»история»> История
- Путешествия
- Литература
- Cancel
Сочинение посла римского папы Иннокентия IV в Монгольскую империю францисканца Иоанна де Плано Карпини является одним из наиболее известных памятников европейской письменности XIII в. Оно представляет собой отчет о посольстве, в ходе которого Плано Карпини и его спутники в 1245-1247 гг. посетили ставки Батыя на Волге и великого хана Гуюка в Монголии. Маршрут путешествия пролегал через Южную Русь и далее через степи за Волгу, в Центральную Азию.
В сочинении не только описаны монголы и их общество, но и содержится немало сведений по истории Руси и других стран Евразии, о монгольской экспансии в Азии и Европе. Труд неоднократно издавался, в том числе в переводах на русский язык, но информация о народах и владениях, которые путешественник миновал по пути в Монголию, еще не становилась предметом специального и подробного комментирования. Первое российское научное издание сочинения Плано Карпини включает оригинальный латинский текст и развернутые комментарии.
Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky
Tags: Древняя Русь, Золотая Орда, Монгольская империя, Павел Лукин, Плано Карпини, Средние века, история, книги
Subscribe
А. Порсин. «Берке. Мусульманин на монгольском троне» (2020)
Порсин А.
Берке. Мусульманин на монгольском троне. — Нур-Султан: «Еылым» баспасы, 2020. — 424 с. ISBN 978-601-7999-29-2. Предисловие…
Роман Хаутала. «Сведения латинских источников о Золотой Орде в правление хана Узбека» (2019)
Хаутала Р. В землях «Северной Тартарии»: Сведения латинских источников о Золотой Орде в правление хана Узбека (1313-1341). Серия…
Вадим Долгов: «Благодаря Александру Невскому Новгород оказался не затронут татарскими ратями»
Долгов В.В. Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком. — М.: Центрполиграф, 2020. — 238 с., илл. — (Серия: Новейшие…
Р.П. Храпачевский. «Анналы Хубилая» (2019)
Храпачевский Р.П. «Анналы Хубилая», главный источник по истории правления первого императора династии Юань. — М.: Издательство: ЦИВОИ,…
Ю.В. Селезнев. «А переменит Бог Орду…»: Русско-ордынские отношения в 1382-1434 гг. (2020)
Селезнев Ю.В. «А переменит Бог Орду.
..»: Русско-ордынские отношения в 1382-1434 гг. — Воронеж: Научная книга, 2020. — 333 с. В центре…
Т.Р. Галимов. Киевские митрополиты между Русью и Ордой (вторая половина ХIII в.) (2019)
Галимов Т.Р. Киевские митрополиты между Русью и Ордой (вторая половина ХIII в.): монография. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,…
Т.Ф. Хайдаров. «Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах» (2018)
Хайдаров Т.Ф. Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII — первая половина XV вв.): монография. — Казань:…
В.П. Гулевич. «От ордынского Улуса к ханству Гиреев: Крым в 1399–1502 гг.» (2018)
Гулевич В.П. От ордынского Улуса к ханству Гиреев: Крым в 1399–1502 гг. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. –…
Борис Акунин: «Нынешняя ситуация в РФ похожа на период между русскими революциями 1905 и 1917 года»
Писатель Борис Акунин рассказал Настоящему Времени о том, почему с Фандорина он переключился на историю России, как Чингисхан повлиял на Владимира…
монголов в мировой истории | Азия для педагогов
След монголов в мировой истории
Миссионеры из Рима: соединяя Восток и Запад
Монгольская эпоха привела к первым случаям прямого контакта между Европой и монгольским Китаем.
Нападения монголов на Венгрию и Польшу в 1241 году предупредили европейцев о могуществе монголов и так напугали их, что в 1245 году Папа Римский созвал Вселенский собор для обсуждения ответа монголам. В конце концов на Восток были отправлены два францисканских миссионера.
Первым, кто покинул Европу в 1245 году, был Иоанн Плано Карпини, , а вторым был Вильгельм Рубрук, , который путешествовал по монгольским владениям в 1253-1255 годах. Оба стремились добиться своего рода сближения с монголами, пытаясь удержать их от дальнейших нападений и вторжений в Европу, а также стремясь обратить их в христианство.
Европейцы получили информацию о том, что у монголов есть вождь по имени «Престер Иоанн», , принявший христианство. Они также предполагали, что многие монголы уже были христианами. Фактически, некоторые монгольские женщины, в том числе собственная мать Чингисхана, обратились в еретическую форму христианства, известную как несторианское христианство.
Тем не менее, Иоанна Плано Карпини и Вильгельма Рубрука тепло встретили при монгольских дворах. Хотя они не преуспели ни в своих религиозных, ни в дипломатических миссиях, они смогли вернуть первые точные сведения о монголах.
→ ДАЛЕЕ: Pax Mongolica
Хубилай-хан приветствует братьев Поло (подробно)
Livre des merveilles, Bibliothèque nationale de France, Paris
- Стереотип «варвара»:
- Новый взгляд на вклад монголов
- Поддержка зарубежных контактов и обмена
- Поддержка торговли и торговцев
- Улучшенный статус
- Торговые ассоциации
- Миссионеры из Рима: соединение Востока и Запада
- Пакс Монголика: Монгольский мир
- Поддержка ремесленников
- Статус ремесленников
- Художественный и культурный обмен
- Религиозная терпимость
- Отношения с исламом
Джованни да Пьян дель Карпини | Факты, биография и история монголов
- Год рождения:
- около 1180 г.
Италия
- Умер:
- 1 августа 1252 г. Бар Черногория
Просмотреть весь связанный контент →
Джованни да Пьян дель Карпини , английский Иоанн Плано Карпини , (род. ок. 1180 г., Пьян-дель-Карпини?, недалеко от Перуджи, Умбрия [Италия] — умер 1 августа 1252 г., Антивари [ Бар], Далмация?), монах-францисканец, первый заслуживающий внимания европейский путешественник в Монгольской империи, куда он был послан с официальной миссией папой Иннокентием IV. Он написал самую раннюю важную западную работу по Центральной Азии.
Джованни был современником и учеником святого Франциска Ассизского. К 1220 году он был членом францисканского ордена и впоследствии стал ведущим францисканским учителем в Северной Европе; он последовательно занимал должности custos («надзирателя») в Саксонии и министра («подчиненный») в Германии, а затем в Испании (возможно, также в Берберии и Кельне). Он был в Кёльне во время великого монгольского нашествия на Восточную Европу и катастрофической битвы при Лигнице (9 апреля, 1241).
Страх перед монголами не утих, когда четыре года спустя Папа Иннокентий IV направил к ним первую официальную католическую миссию, отчасти в знак протеста против их вторжения на христианскую территорию, а отчасти для получения достоверной информации об их численности и планах; возможно, также была надежда на союз с силой, которая могла бы иметь неоценимое значение против ислама. Во главе миссии папа поставил Джованни, которому тогда было уже более 60 лет.
В день Пасхи 1245 года Джованни отправился в путь. Его сопровождал Стефан Богемский, еще один монах, которого впоследствии оставили в Киеве. Посоветовавшись с Вацлавом, королем Богемии, к монахам в Бреслау (ныне Вроцлав) присоединился Бенедикт Поляк, еще один францисканец, назначенный переводчиком. Миссия вошла в монгольские посты в Каневе, а затем пересекла Днепр, Дон и Волгу. На Волге стояла ordu , или «лагерь», Батыя, верховного главнокомандующего на западных границах Монгольской империи и завоевателя восточной Европы. Джованни и его спутники со своими подарками должны были пройти между двух огней, прежде чем были представлены Батыю в начале апреля 1246 года. 8 августа 1246 года они начали вторую и более опасную часть своего путешествия. Их тела были туго забинтованы, чтобы они могли вынести чрезмерную усталость во время великого путешествия по Средней Азии. Путь их пролегал через реку Урал (Яик) и севернее Каспийского и Аральского морей к Сырдарье (Яксарту) и мусульманским городам, стоявшим тогда на ее берегах, затем по берегам Джунгарских озер и оттуда в императорский лагерь Сира Орду (т. е. «желтый павильон») близ Каракорума и реки Орхон. Они достигли пункта назначения 22 июля, проехав около 3000 миль всего за 106 дней.
Прибыв в Сира Орду, францисканцы обнаружили, что междуцарствие, последовавшее за смертью Угэдэя, верховного хана или имперского правителя, закончилось. Его старший сын Гуюк (Куюк) был назначен на престол; его официальное избрание на великом курилтае , или общем собрании шаманов, было засвидетельствовано монахами вместе с более чем 3000 посланников и депутатов со всех частей Монгольской империи. 24 августа они присутствовали при торжественной интронизации в близлежащем стане «Золотой» Орды и были представлены верховному хану. Их продержали до ноября, а затем отпустили с письмом к папе; это письмо, написанное на монгольском, арабском и латинском языках, было не более чем кратким властным утверждением роли хана как бича божьего. Монахи сильно пострадали в своем долгом зимнем пути домой, и только 9 июня.1247 г., они достигли Киева, где славяне-христиане приветствовали их как воскресших из мертвых. Впоследствии они доставили письмо хана и доложили папе, который все еще находился в Лионе.
Сразу после своего возвращения Джованни записал свои наблюдения в большой труд, оформленный по-разному в сохранившихся рукописях: Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus («История монголов, которых мы называем татарами») и Liber Tartarorum («История монголов, которых мы называем татарами»). Татарская книга»), или Татарорум . Он разделил свой трактат на восемь глав о стране монголов, их климате, обычаях, религии, характере, истории, политике и тактике, а также о наилучших способах сопротивления им; в девятой главе он описал пройденные регионы. Он добавил четыре именных списка: народов, завоеванных монголами, тех, которые успешно к его времени (1245–47 гг.) торговля в Киеве. Его Historia дискредитировала многие басни о монголах, распространенные в западном христианском мире. Его описание монгольских обычаев и истории, вероятно, является лучшим изложением предмета любым средневековым христианским писателем, и только по географическим и личным подробностям оно уступает тому, что было написано несколько лет спустя папским посланником к монголам Вильгельмом Рубрукисом или Рубрук. Спутник Джованни, Бенедикт Поляк, также оставил краткий отчет о миссии, записанный под его диктовку. Вскоре после своего возвращения Джованни был назначен архиепископом Антивари в Далмации и отправлен легатом к Людовику IX.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Долгое время Historia была известна лишь частично благодаря рефератам в большом сборнике Винсента де Бове ( Speculum historiale ), составленном через поколение после Джованни и впервые напечатанном в 1473 году.