ИСМАИЛИТЫ | Энциклопедия Кругосвет
ИСМАИЛИТЫ (араб. исма’илийа) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.
В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.
Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр, то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).
Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.
В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).
Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».
Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.
Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).
См. также ИСМАИЛИЗМ.
Ольга Бибикова
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
ИСМАИЛИТЫ • Большая российская энциклопедия
ИСМАИЛИ́ТЫ, одно из основных течений шиизма. Возникло в сер. 8 в. при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого Мухаммеда И. признали седьмым шиитским имамом (см. также Зейдиты, Имамиты). После смерти последнего (ок. 795) И. раскололись на два течения. Представители первого, получившие в кон. 9 в. назв. карматов, ждали возвращения Мухаммеда ибн Исмаила как мессии (аль-каим), который восстановит справедливость, дав людям новый шариат. Приверженцы другого, сохранившие назв. «И.», искали мессию среди его потомков, бежавших от преследований Аббасидов в Сирию и Хорасан. Один из потомков Мухаммеда ибн Исмаила Абу Мухаммед Убайдаллах аль-Махди (правил в 909–934) положил начало династии Фатимидов, благодаря исмаилитской пропаганде подчинивших себе в кон. 10 – нач. 11 вв. Египет, Магриб, Сирию, Палестину и Хиджаз.
В 11 в. продолжалось дробление И.: в начале столетия от них отделились друзы; в конце века споры из-за престолонаследия разделили И. на низаритов и мусталитов. Первые поддержали Низара, старшего сына халифа аль-Мустансира (1036–94), поднявшего восстание в Александрии, но схваченного и казнённого в 1095. Низариты возобладали на востоке за пределами Фатимидского халифата, в Сирии, Ливане, Ираке и Иране. В кон. 11 в. они создали государство с центром в иран. крепости Аламут, просуществовавшее до его разгрома монголами в сер. 13 в. После этого началось переселение назаритов в Индию. Мусталиты признали халифом младшего сына аль-Мустансира – Мустали (1094–1101). После падения египетских Фатимидов при Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе (1171) религ. центром мусталитов стал Йемен, где они получили назв. «тайибиты» (по имени Тайиба, сына фатимидского халифа аль-Амира, убитого в Египте в 1130). В кон. 16 в. часть их (даудиды) переместилась в Индию, где в нач. 17 в. возник центр И. в Гуджарате. Оставшиеся в Йемене И. по имени основателя общины называются сулейманитами. Различий в вероучении и обрядности между обоими течениями нет.
В политич. борьбе низариты широко использовали террор. Согласно ряду мусульманских и христианских источников, исполнители террористич. акций употребляли наркотики (гашиш). По этой причине в 12–13 вв. за всеми И. закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европ. языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе.
Уже на раннем этапе выделилось два уровня вероучения И.: внешний (аз-захир), доступный рядовым членам общины, и эзотерический (аль-батин), открытый лишь посвящённым, занимающим высшие ступени духовной иерархии И. Внешнее учение требовало от верующих строгого исполнения предписаний шариата. Оно мало отличалось от религиозно-правовой практики имамитов. Внутреннее учение включало аллегорич. толкование Корана (тавиль), шариата и сокровенные филос.-религ. истины (аль-хакаик), в основу которых было положено мистич. толкование чисел и букв араб. алфавита. Сильное влияние на И. оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульм. перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии И., лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.
Земной мир И. считают отражением космического порядка. Абсолютная божественная Истина, Мировой Разум, Мировая Душа, первичная материя, пространство, время и совершенный человек как венец создания представляют семь стадий эманации в горнем мире (аль-алам аль-ульви) и мире земном (дар аль-ибда). В чувственном мире этим семи стадиям соответствуют семь великих пророческих циклов (адвар) – периодов между пророческими откровениями. Каждый цикл подразделяется на семь малых циклов. Земным воплощением Мирового Разума служат семь пророков: Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед и Исмаил. Каждый открывает новый этап божественного откровения. Малый пророческий цикл определяется семью имамами, состоящими при пророках [напр., Харун (Аарон) при Мусе и Али ибн Аби Талиб при Мухаммеде] и разъясняющими скрытый смысл Божиих посланий.
Лит. традиция И. известна на перс., араб., урду и др. языках. На раннем этапе она включала в осн. богословские трактаты. Наиболее развита догматика И. Сирии и Ирана. Основы учения изложены в трудах по праву И. – «Умм аль-китаб» («Мать книг», нач. 10 в.), «Дааим аль-ислам» («Столпы ислама») кади ан-Нумана (ум. 974), а также в «аль-Маджалис аль-Муайадийа» («Сборник проповедей») аль-Муайяд фи-д-Дина аш-Ширази (ум. 1077/78). При Фатимидах написаны сочинения Абу-ль-Хасана Мухаммеда ибн Ахмада ан-Насафи (ум. 942 или 943), Хамид ад-Дина аль-Кирмани (996–1021), Абу Хатима ар-Рази (10 в.), Якуба ас-Сиджистани (ум. 943?). К 10–13 вв. составлены исмаилитские хроники Фатимидского (сочинения Ибн Зулака аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, кади ан-Нумана) и Аламутского (биография Хасана ас-Саббаха и др.) государств, сохранившиеся фрагментарно, поскольку большинство из них было уничтожено Айюбидами и после монг. нашествия 13 в. Сложилось 4 самостоят. лит. традиции И.: персидская (Низари Кухистани, 14 в.; Абу Исхак Кухистани, 15 в.; Хайрхвах Харати, 16 в., и др.), среднеазиатская (Насир Хусрав), сирийская (Рашид ад-Дин Синан, 12 в.; Амир ибн Амир аль-Басри, 14 в.) и индийская; представлены религ.-филос. трактатами, жизнеописаниями, хрониками, литургич. и героич. песнями, гимнами, лирич. стихами. Новый подъём исмаилитской лит-ры произошёл в Бадахшане в кон. 19 – 20 вв., где творили писатели Мирза Санг-Муххамад Бадахши, Фазл-Али-Бек Мирза Сурх Афсар, Курбон Мухаммад-зод, Мухаббат Шох-зод, поэты Мулло Лочин, Мирзо, Хушназар Помир-зод, Адим.
Распространённое в исламоведении представление о том, что И. создали для пропаганды своего учения тайную централизов. сеть институтов, не вполне соответствует истине. Строгая градация посвящения (аль-балаг) в сокровенные тайны И., известная из исмаилитских источников, представляет идеальную модель. В действительности формы исмаилитской пропаганды различались в зависимости от эпохи и региона. Ведал ею имам. Мир земной был разделён на 12 «островов» (аль-джазаир), во главе каждого из которых стоял назначенный имамом верховный проповедник (даи дуат аль-джазира). Следующую ступень занимал худжжат аль-имам. Советниками главы «острова» были 30 проповедников (накиб), каждый из которых по числу часов в сутках получал 12 «видимых» (дневных) и 12 «невидимых» (ночных) помощников (даи), обязанных вести диспуты с учёными (улемами) и проповедовать в простом народе. Подготовленный видимым даи новообращённый переходил к проповеднику невидимому, который брал с него клятву верности. Затем он сам мог стать даи.
В кон. 12 в. низариты упростили иерархию. Ещё проще организация у мусталитов: из лиц, получивших духовное образование, в общины на местах посылают управляющих (амиль), которые ведают обрядами, судом, сбором налогов и доставкой их верховному проповеднику (ад-даи аль-мутляк). В 1840 резиденция низаритского имама переместилась из Ирана в Индию. Используя новые методы руководства общиной и развитую сеть благотворительных организаций, последние два имама, известные под титулом ага-хана, превратили общину низаритов в массовое религ. сообщество, которое ведёт активную миссионерскую деятельность (дава) и ныне насчитывает неск. миллионов человек, проживающих в более чем 25 странах Азии, Африки, Европы и Сев. Америки. Оставшиеся в Йемене сулейманиты управляются имамом из г. Наджран (с 1934 в Саудовской Аравии). Резиденция духовного главы даудидов (ад-даи аль-мутлак) находится ныне в г. Мумбаи (Индия). Общая численность даудитов составляет ок. 700 тыс., сулейманитов – 100 тыс. чел.
Исмаилитская община | the.Ismaili
Шииты-имами Мусульмане-исмаилиты, широко известные как исмаилиты, принадлежат к шиитской ветви ислама. Шииты составляют одну из двух основных интерпретаций ислама, а сунниты — другую. Исмаилиты живут более чем в 25 разных странах, в основном в Центральной и Южной Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, Северной Америке и Австралии, и насчитывают от 12 до 15 миллионов человек. Таким образом, исмаилиты являются транснациональной общиной, ответственными гражданами стран, в которых они живут.
На протяжении всей своей 1400-летней истории исмаилитов возглавлял живой наследственный имам. Они прослеживают линию Имамата в наследственной преемственности от Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему). Последователи Али, или шииты, уже существовавшие при жизни Пророка, утверждали, что, хотя откровение прекратилось со смертью Пророка, потребность в духовном и нравственном руководстве сообщества сохраняется.
Они твердо верили, что наследие Пророка Мухаммеда может быть доверено только члену его собственной семьи, в которого Пророк перед смертью передал свою власть через назначение. Этим человеком был Али, двоюродный брат Пророка Мухаммеда, муж его дочери и единственного выжившего ребенка Фатимы. Институт Имамата должен был продолжаться после этого на наследственной основе, преемственность основывалась на назначении Имама Времени.
Со временем шииты разделились. Исмаилиты присягнули старшему сыну имама Джафара ас-Садика Исмаилу, от которого они и получили свое имя. Исмаилиты продолжают верить в линию Имамата в наследственной преемственности, продолжающейся от Исмаила до Его Высочества Ага-хана, который является их нынешним, 49-м имамом в прямом происхождении от Пророка Мухаммеда.
Исмаилитская интерпретация является важной исторической частью веры ислама, исмаилитская община является второй по величине в шиитской ветви ислама. У него есть вероисповедная традиция, восходящая к первой половине седьмого века, и школа юриспруденции, впервые провозглашенная более тысячелетия назад, во времена исмаилитского фатимидского халифата. Его институциональным руководителем и лидером является Исмаилитский Имамат, а его многочисленные агентства оказывают все более значительное влияние в мире.
Исмаилиты — единственные мусульмане-шииты, у которых есть живой наследственный имам; именно присутствие живого имама делает общину уникальной. Духовная преданность имаму и приверженность шиитскому имамитско-исмаилитскому толкованию ислама в соответствии с руководством Имама того времени породили в исмаилитском сообществе дух уверенности в себе, единства и общей идентичности. В ряде стран, где они живут, исмаилиты создали четко определенную институциональную структуру, посредством которой они, под руководством и руководством имама, создали школы, больницы, медицинские центры, жилищные общества и различные социальные и институты экономического развития на общее благо всех граждан, независимо от их расы или религии.
С момента вступления в должность в 1957 году нынешний Ага Хан адаптировал сложную систему управления различными исмаилитскими общинами, созданную его дедом, сэром Султаном Мухаммедом Шахом Ага Ханом III в колониальную эпоху, к миру национальных государств. В ходе этого процесса Ага-Хан III, который дважды был президентом Лиги Наций, уже представил современное выражение публичной международной роли имамата. Имамат сегодня, при нынешнем Ага-хане, продолжает эту традицию строгого политического нейтралитета.
Ввиду важности, которую Ислам придает поддержанию баланса между духовным благополучием человека и качеством его или ее жизни, руководство имама касается обоих аспектов жизни его последователей.
В соответствии с этим мандатом и в соответствии с исмаилитской историей, традицией и потребностями времени, имамы дали правила поведения и конституции в соответствии с исламскими концепциями единства, братства, справедливости, терпимости и доброй воли. В современный период первая исмаилитская конституция была принята 48-м имамом сэром Султаном Мухаммедом Шахом Ага Ханом III в 19 г.05 для исмаилитов Восточной Африки. Это дало сообществу форму управления, включающую иерархию структур управления на местном, национальном и региональном уровнях, устанавливающую правила личного права для регулирования таких вопросов, как брак, развод и наследование, а также руководящие принципы для взаимного сотрудничества и поддержки в пределах сообщество и его взаимодействие с другими сообществами. Подобные конституции были обнародованы в Южной Азии по указанию имама. Все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей.
Продолжая эту традицию, 49-й Имам, Его Высочество Ага Хан, распространил это конституционное управление на другие регионы по всему миру. В 1986 году он провозгласил Исмаилитскую Конституцию, которая впервые поставила под общую эгиду социальное управление глобальной исмаилитской общиной, чтобы лучше обеспечить их мир и единство, духовное и социальное благополучие, а также способствовать плодотворному сотрудничество между различными народами для оптимизации использования ресурсов и предоставления возможности мусульманам-исмаилитам, где бы они ни жили, вносить действительный и значимый вклад в улучшение качества жизни общества, в котором они живут, и быть ответственными гражданами. стран, где они проживают.
Для достижения этих целей Имам учредил в рамках Конституции Национальный, Региональный и Местный Советы, ответственные за общее управление обществом; и центральные учреждения для предоставления услуг обществу в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилья, экономического благосостояния, культурных и женских мероприятий, развития молодежи и спорта. Конституция также включает советы по религиозному образованию для обеспечения религиозного образования на всех уровнях общества, для необходимого развития людских ресурсов, а также для исследований и публикаций. Национальные и международные советы по примирению и арбитражу были созданы для поощрения мирного разрешения конфликтов посредством беспристрастного примирения и арбитража, услуга, которая все чаще используется в некоторых странах даже неисмаилитами.
Краткая история исмаилитов
Краткая история исмаилитов Фархад Дафтари
Исмаилиты представляют собой вторую по величине мусульманскую общину шиитов после иснаашаритов (двунадесятников) и сегодня проживают как религиозные меньшинства в более чем в 25 странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Несмотря на свою долгую и богатую событиями историю, восходящую к периоду становления ислама, исмаилиты до недавнего времени изучались в основном на основе рассказов их противников и недоброжелателей, в том числе полемистов-суннитов, европейских путешественников и летописцев-крестоносцев. В результате было распространено множество легенд и заблуждений об учениях и практиках исмаилитов. Характер и место исмаилизма в общей исламской истории были еще более затемнены традиционной практикой общины скрывать свои собственные писания в качестве меры предосторожности против религиозных и политических преследований, которым они часто подвергались.
Обложка книги Фархада Дафтари «Краткая история исмаилитов»
«Краткая история исмаилитов» объединяет результаты этого исследования основных моментов истории и доктрин исмаилитов в более широком контексте истории исмаилитов и шиитов. ‘я думал. После критического изучения соответствующих исходных материалов в первой главе, эта книга охватывает основные события во всех основных фазах истории исмаилитов, включая ранний период формирования в 3-й/9-й гг.век, когда исмаилизм возник как революционное движение религиозной и политической реформы в Ираке, Иране и Сирии; фатимидский «золотой век», когда исмаилиты правили из Египта огромным государством, простирающимся через Северную Африку и южную Аравию; за ними последовали Ага-ханы.
В ходе своего исследования автор также обсуждает основные расколы, произошедшие среди исмаилитов, и последующие события среди исмаилитских общин мустали-тайиби и бохра.
Публикация этой книги впервые дает возможность ученым, студентам и широкой публике получить доступ к краткому и авторитетному введению в исмаилитскую историю и мысль, основанному на результатах самой последней научной работы по предмет. Обобщая накопленные исследования современной науки об исмаилитах, разбросанные по многочисленным специализированным источникам на разных языках, и в то же время отсекая многовековую вражду и полемику их врагов, а также заблуждения и предрассудки западных востоковедов, автор смог прийти к наиболее информированному и сбалансированному историческому обзору исмаилитов, который доступен сегодня для широкого читателя. Общее представление об исмаилитах, вытекающее из этого рассказа, представляет собой высокоорганизованную и энергичную мусульманскую общину с прогрессивным видением ислама, которые, несмотря на свой статус меньшинства и почти непрерывные преследования на протяжении всей своей истории, смогли добиться значительных интеллектуальных и культурных успехов.