История исмаилитов: ИСМАИЛИТЫ | Энциклопедия Кругосвет

ИСМАИЛИТЫ | Энциклопедия Кругосвет

ИСМАИЛИТЫ (араб. исма’илийа) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр, то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).

Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».

Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.

Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).

См. также ИСМАИЛИЗМ.

Ольга Бибикова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

Пройти тест

ИСМАИЛИТЫ • Большая российская энциклопедия

ИСМАИЛИ́ТЫ, од­но из ос­нов­ных те­че­ний ши­из­ма. Воз­ник­ло в сер. 8 в. при рас­ко­ле шии­тов по во­про­су о пре­ем­ни­ке Джа­фа­ра ас-Са­ди­ка; на­зва­но име­нем его ра­но скон­чав­ше­го­ся (762) стар­ше­го сы­на Ис­маи­ла, сы­на ко­то­ро­го Му­хам­ме­да И.  при­зна­ли седь­мым ши­ит­ским има­мом (см. так­же Зей­ди­ты, Има­ми­ты). По­сле смер­ти по­след­не­го (ок. 795) И. рас­ко­лолись на два те­че­ния. Пред­ста­ви­те­ли пер­во­го, по­лу­чив­шие в кон. 9 в. назв. кар­ма­тов, жда­ли воз­вра­ще­ния Му­хам­ме­да ибн Ис­маи­ла как мес­сии (аль-ка­им), ко­то­рый вос­ста­но­вит спра­вед­ли­вость, дав лю­дям но­вый ша­ри­ат. При­вер­жен­цы дру­го­го, со­хра­нив­шие назв. «И.», ис­ка­ли мес­сию сре­ди его по­том­ков, бе­жав­ших от пре­сле­до­ва­ний Аб­ба­си­дов в Си­рию и Хо­ра­сан. Один из по­том­ков Му­хам­ме­да ибн Исмаила Абу Му­хам­мед Убай­дал­лах аль-Мах­ди (пра­вил в 909–934) по­ло­жил на­ча­ло ди­на­стии Фа­ти­ми­дов, бла­го­да­ря ис­маи­лит­ской про­па­ган­де под­чи­нив­ших се­бе в кон. 10 – нач. 11 вв. Еги­пет, Маг­риб, Си­рию, Па­ле­сти­ну и Хид­жаз.

В 11 в. про­дол­жа­лось дроб­ле­ние И.: в на­ча­ле сто­ле­тия от них от­де­ли­лись друзы­; в кон­це ве­ка спо­ры из-за пре­сто­ло­нас­ле­дия раз­де­ли­ли И. на ни­за­ри­тов и мус­та­ли­тов. Пер­вые под­дер­жа­ли Ни­за­ра, стар­ше­го сы­на ха­ли­фа аль-Мус­тан­си­ра (1036–94), под­няв­ше­го вос­ста­ние в Алек­сан­д­рии, но схва­чен­но­го и каз­нён­но­го в 1095. Ни­за­ри­ты во­зоб­ла­да­ли на вос­то­ке за пре­де­ла­ми Фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа­та, в Си­рии, Ли­ва­не, Ира­ке и Ира­не. В кон. 11 в. они соз­да­ли го­су­дар­ст­во с цен­тром в иран. кре­по­сти Ала­мут, про­су­ще­ст­во­вав­шее до его раз­гро­ма мон­го­ла­ми в сер. 13 в. По­сле это­го на­ча­лось пе­ре­се­ле­ние на­за­ри­тов в Ин­дию. Мус­та­ли­ты при­зна­ли ха­ли­фом млад­ше­го сы­на аль-Мус­тан­си­ра – Мус­та­ли (1094–1101). По­сле па­де­ния еги­пет­ских Фа­ти­ми­дов при Са­лах ад-Ди­не Юсу­фе ибн Ай­ю­бе (1171) ре­лиг. цен­тром мус­та­ли­тов стал Йе­мен, где они по­лу­чи­ли назв. «тай­и­би­ты» (по име­ни Тай­и­ба, сы­на фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ами­ра, уби­то­го в Егип­те в 1130). В кон. 16 в. часть их (дау­ди­ды) пе­ре­мес­ти­лась в Ин­дию, где в нач. 17 в. воз­ник центр И. в Гуд­жа­рате. Ос­тав­шие­ся в Йе­ме­не И. по име­ни ос­но­ва­те­ля об­щи­ны на­зы­ва­ют­ся су­лей­ма­ни­та­ми. Раз­ли­чий в ве­ро­уче­нии и об­ряд­но­сти ме­ж­ду обо­и­ми те­че­ния­ми нет.

В по­ли­тич. борь­бе ни­за­ри­ты ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли тер­рор. Со­глас­но ря­ду му­суль­ман­ских и хри­сти­ан­ских ис­точ­ни­ков, ис­пол­ни­те­ли тер­ро­ри­стич. ак­ций упо­треб­ля­ли нар­ко­ти­ки (га­шиш). По этой при­чи­не в 12–13 вв. за все­ми И. за­кре­пи­лось имя «ха­ши­ши­юн» (в ис­ка­жён­ной фор­ме assasins со зна­че­ни­ем «убий­цы»), по­пав­шее в ев­роп. язы­ки, что спо­соб­ство­ва­ло соз­да­нию ис­ка­жён­но­го об­раза все­го дви­же­ния в хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе.

Уже на ран­нем эта­пе вы­де­ли­лось два уров­ня ве­ро­уче­ния И.: внеш­ний (аз-захир), дос­туп­ный ря­до­вым чле­нам об­щи­ны, и эзо­те­ри­че­ский (аль-ба­тин), от­кры­тый лишь по­свя­щён­ным, за­ни­маю­щим выс­шие сту­пе­ни ду­хов­ной ие­рар­хии И. Внеш­нее уче­ние тре­бо­ва­ло от ве­рую­щих стро­го­го ис­пол­не­ния пред­пи­са­ний ша­риа­та. Оно ма­ло от­ли­ча­лось от ре­лиги­оз­но-пра­во­вой прак­ти­ки има­ми­тов. Внут­рен­нее уче­ние вклю­ча­ло ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ние Ко­ра­на (та­виль), ша­риа­та и со­кро­вен­ные фи­лос.-ре­лиг. ис­ти­ны (аль-ха­ка­ик), в ос­но­ву ко­то­рых бы­ло по­ло­же­но мис­тич. тол­ко­ва­ние чи­сел и букв араб. ал­фа­ви­та. Силь­ное влия­ние на И. ока­за­ли не­оп­ла­то­низм, гно­сти­цизм и му­сульм. пе­ри­па­те­тизм фаль­са­фы. Со­глас­но кос­мо­го­нии И., ли­шён­ная форм и при­зна­ков аб­со­лют­ная бо­же­ст­вен­ная Ис­ти­на (аль-хакк) вы­де­ли­ла из се­бя Ми­ро­вой Ра­зум (аль-акль), в свою оче­редь по­ро­див­ший пу­тём эма­на­ции Ми­ро­вую Ду­шу, ко­то­рая соз­да­ла ви­ди­мый мир из се­ми дви­жу­щих­ся сфер.

Зем­ной мир И. счи­та­ют от­ра­же­ни­ем кос­ми­че­ско­го по­ряд­ка. Аб­со­лют­ная бо­же­ст­вен­ная Ис­ти­на, Ми­ро­вой Ра­зум, Ми­ро­вая Ду­ша, пер­вич­ная ма­те­рия, про­стран­ст­во, вре­мя и со­вер­шен­ный че­ло­век как ве­нец соз­да­ния пред­став­ля­ют семь ста­дий эма­на­ции в гор­нем ми­ре (аль-алам аль-уль­ви) и ми­ре зем­ном (дар аль-иб­да). В чув­ст­вен­ном ми­ре этим се­ми ста­ди­ям со­от­вет­ст­ву­ют семь ве­ли­ких про­ро­че­ских цик­лов (ад­вар) – пе­рио­дов ме­ж­ду про­ро­че­ски­ми от­кро­ве­ния­ми. Ка­ж­дый цикл под­раз­де­ля­ет­ся на семь ма­лых цик­лов. Зем­ным во­пло­ще­ни­ем Ми­ро­во­го Ра­зу­ма слу­жат семь про­ро­ков: Адам, Иб­ра­хим (Ав­ра­ам), Нух (Ной), Му­са (Мои­сей), Иса (Ии­сус Хри­стос), Му­хам­мед и Ис­ма­ил. Ка­ж­дый от­кры­ва­ет но­вый этап бо­же­ст­вен­но­го от­кро­ве­ния. Ма­лый про­ро­че­ский цикл оп­ре­де­ля­ет­ся се­мью има­ма­ми, со­стоя­щи­ми при про­ро­ках [напр., Ха­рун (Аа­рон) при Му­се и Али ибн Аби Та­либ при Му­хам­ме­де] и разъ­яс­няю­щи­ми скры­тый смысл Божи­их по­сла­ний.

Лит. тра­ди­ция И. из­вест­на на перс., араб., ур­ду и др. язы­ках. На ран­нем эта­пе она вклю­ча­ла в осн. бо­го­слов­ские трак­та­ты. Наи­бо­лее раз­ви­та дог­ма­ти­ка И. Си­рии и Ира­на. Ос­но­вы уче­ния из­ло­же­ны в тру­дах по пра­ву И. – «Умм аль-ки­таб» («Мать книг», нач. 10 в.), «Даа­им аль-ис­лам» («Стол­пы ис­ла­ма») ка­ди ан-Ну­ма­на (ум. 974), а так­же в «аль-Мад­жа­лис аль-Му­ай­а­дийа» («Сбор­ник про­по­ве­дей») аль-Му­ай­яд фи-д-Ди­на аш-Ши­ра­зи (ум. 1077/78). При Фа­ти­ми­дах на­пи­са­ны со­чи­не­ния Абу-ль-Ха­са­на Му­хам­ме­да ибн Ах­ма­да ан-На­са­фи (ум. 942 или 943), Ха­мид ад-Ди­на аль-Кир­ма­ни (996–1021), Абу Ха­ти­ма ар-Ра­зи (10 в.), Яку­ба ас-Сид­жи­ста­ни (ум. 943?). К 10–13 вв. со­став­ле­ны ис­маи­лит­ские хро­ни­ки Фа­ти­мид­ско­го (со­чи­не­ния Ибн Зу­ла­ка аль-Му­саб­би­хи, аль-Ку­даи, ка­ди ан-Ну­ма­на) и Ала­мут­ско­го (био­гра­фия Ха­са­на ас-Саб­ба­ха и др.) го­су­дарств, со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­тар­но, по­сколь­ку боль­шин­ст­во из них бы­ло унич­то­же­но Ай­ю­би­да­ми и по­сле монг. на­ше­ст­вия 13 в. Сло­жи­лось 4 са­мо­стоят. лит. тра­ди­ции И.: пер­сид­ская (Ни­за­ри Ку­хи­ста­ни, 14 в.; Абу Ис­хак Ку­хи­ста­ни, 15 в.; Хайр­хвах Ха­ра­ти, 16 в., и др.), сред­не­ази­ат­ская (На­сир Хус­рав), си­рий­ская (Ра­шид ад-Дин Си­нан, 12 в.; Амир ибн Амир аль-Бас­ри, 14 в.) и ин­дий­ская; пред­став­ле­ны ре­лиг.-фи­лос. трак­та­та­ми, жиз­не­опи­са­ния­ми, хро­ни­ка­ми, ли­тур­гич. и ге­ро­ич. пес­ня­ми, гим­на­ми, ли­рич. сти­ха­ми. Но­вый подъ­ём ис­маи­лит­ской лит-ры про­изо­шёл в Ба­дах­ша­не в кон. 19 – 20 вв., где тво­ри­ли пи­са­те­ли Мир­за Санг-Мух­ха­мад Ба­дах­ши, Фазл-Али-Бек Мир­за Сурх Аф­сар, Кур­бон Му­хам­мад-зод, Му­хаб­бат Шох-зод, по­эты Мул­ло Ло­чин, Мир­зо, Хуш­на­зар По­мир-зод, Адим.

Рас­про­стра­нён­ное в ис­ла­мо­ве­де­нии пред­став­ле­ние о том, что И. соз­да­ли для про­па­ган­ды сво­его уче­ния тай­ную цен­тра­ли­зов. сеть ин­сти­ту­тов, не впол­не со­от­вет­ст­ву­ет ис­ти­не. Стро­гая гра­да­ция по­свя­ще­ния (аль-ба­лаг) в со­кро­вен­ные тай­ны И., из­вест­ная из ис­маи­лит­ских ис­точ­ни­ков, пред­став­ля­ет иде­аль­ную мо­дель. В дей­ст­ви­тель­но­сти фор­мы ис­маи­лит­ской про­па­ган­ды раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от эпо­хи и ре­гио­на. Ве­дал ею имам. Мир зем­ной был раз­де­лён на 12 «ост­ро­вов» (аль-джа­за­ир), во гла­ве ка­ж­до­го из ко­то­рых сто­ял на­зна­чен­ный има­мом вер­хов­ный про­по­вед­ник (даи ду­ат аль-джа­зи­ра). Сле­дую­щую сту­пень за­ни­мал худ­жжат аль-имам. Со­вет­ни­ка­ми гла­вы «ост­ро­ва» бы­ли 30 про­по­вед­ни­ков (на­киб), ка­ж­дый из ко­то­рых по чис­лу ча­сов в сут­ках по­лу­чал 12 «ви­ди­мых» (днев­ных) и 12 «не­ви­ди­мых» (ноч­ных) по­мощ­ни­ков (даи), обя­зан­ных вес­ти дис­пу­ты с учё­ны­ми (уле­ма­ми) и про­по­ве­до­вать в про­стом на­ро­де. Под­го­тов­лен­ный ви­ди­мым даи но­во­об­ра­щён­ный пе­ре­хо­дил к про­по­вед­ни­ку не­ви­ди­мо­му, ко­то­рый брал с не­го клят­ву вер­но­сти. За­тем он сам мог стать даи.

В кон. 12 в. ни­за­ри­ты уп­ро­сти­ли иерар­хию. Ещё про­ще ор­га­ни­за­ция у мус­та­ли­тов: из лиц, по­лу­чив­ших ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, в об­щи­ны на мес­тах по­сы­ла­ют управ­ляю­щих (амиль), ко­то­рые ве­да­ют об­ря­да­ми, су­дом, сбо­ром на­ло­гов и до­став­кой их вер­хов­но­му про­по­вед­ни­ку (ад-даи аль-мут­ляк). В 1840 ре­зи­ден­ция ни­за­рит­ско­го има­ма пе­ре­мес­ти­лась из Ира­на в Ин­дию. Ис­поль­зуя но­вые ме­то­ды ру­ко­во­дства об­щи­ной и раз­ви­тую сеть бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций, по­след­ние два има­ма, из­вест­ные под ти­ту­лом ага-ха­на, пре­вра­ти­ли об­щи­ну ни­за­ри­тов в мас­со­вое ре­лиг. со­об­ще­ст­во, ко­то­рое ве­дёт ак­тив­ную мис­сио­нер­скую дея­тель­ность (да­ва) и ныне на­счи­ты­ва­ет неск. мил­лио­нов че­ло­век, про­жи­ваю­щих в бо­лее чем 25 стра­нах Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки. Ос­тав­шие­ся в Йе­ме­не су­лей­ма­ни­ты управ­ля­ют­ся има­мом из г. Над­жран (с 1934 в Сау­дов­ской Ара­вии). Ре­зи­ден­ция ду­хов­но­го гла­вы дау­ди­дов (ад-даи аль-мут­лак) на­хо­дит­ся ны­не в г. Мум­баи (Ин­дия). Об­щая чис­лен­ность дау­ди­тов со­став­ля­ет ок. 700 тыс., су­лей­ма­ни­тов – 100 тыс. чел.

Исмаилитская община | the.Ismaili

Шииты-имами Мусульмане-исмаилиты, широко известные как исмаилиты, принадлежат к шиитской ветви ислама. Шииты составляют одну из двух основных интерпретаций ислама, а сунниты — другую. Исмаилиты живут более чем в 25 разных странах, в основном в Центральной и Южной Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, Северной Америке и Австралии, и насчитывают от 12 до 15 миллионов человек. Таким образом, исмаилиты являются транснациональной общиной, ответственными гражданами стран, в которых они живут.

На протяжении всей своей 1400-летней истории исмаилитов возглавлял живой наследственный имам. Они прослеживают линию Имамата в наследственной преемственности от Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему). Последователи Али, или шииты, уже существовавшие при жизни Пророка, утверждали, что, хотя откровение прекратилось со смертью Пророка, потребность в духовном и нравственном руководстве сообщества сохраняется.

Они твердо верили, что наследие Пророка Мухаммеда может быть доверено только члену его собственной семьи, в которого Пророк перед смертью передал свою власть через назначение. Этим человеком был Али, двоюродный брат Пророка Мухаммеда, муж его дочери и единственного выжившего ребенка Фатимы. Институт Имамата должен был продолжаться после этого на наследственной основе, преемственность основывалась на назначении Имама Времени.

Со временем шииты разделились. Исмаилиты присягнули старшему сыну имама Джафара ас-Садика Исмаилу, от которого они и получили свое имя. Исмаилиты продолжают верить в линию Имамата в наследственной преемственности, продолжающейся от Исмаила до Его Высочества Ага-хана, который является их нынешним, 49-м имамом в прямом происхождении от Пророка Мухаммеда.

Исмаилитская интерпретация является важной исторической частью веры ислама, исмаилитская община является второй по величине в шиитской ветви ислама. У него есть вероисповедная традиция, восходящая к первой половине седьмого века, и школа юриспруденции, впервые провозглашенная более тысячелетия назад, во времена исмаилитского фатимидского халифата. Его институциональным руководителем и лидером является Исмаилитский Имамат, а его многочисленные агентства оказывают все более значительное влияние в мире.

Исмаилиты — единственные мусульмане-шииты, у которых есть живой наследственный имам; именно присутствие живого имама делает общину уникальной. Духовная преданность имаму и приверженность шиитскому имамитско-исмаилитскому толкованию ислама в соответствии с руководством Имама того времени породили в исмаилитском сообществе дух уверенности в себе, единства и общей идентичности. В ряде стран, где они живут, исмаилиты создали четко определенную институциональную структуру, посредством которой они, под руководством и руководством имама, создали школы, больницы, медицинские центры, жилищные общества и различные социальные и институты экономического развития на общее благо всех граждан, независимо от их расы или религии.

С момента вступления в должность в 1957 году нынешний Ага Хан адаптировал сложную систему управления различными исмаилитскими общинами, созданную его дедом, сэром Султаном Мухаммедом Шахом Ага Ханом III в колониальную эпоху, к миру национальных государств. В ходе этого процесса Ага-Хан III, который дважды был президентом Лиги Наций, уже представил современное выражение публичной международной роли имамата. Имамат сегодня, при нынешнем Ага-хане, продолжает эту традицию строгого политического нейтралитета.

Ввиду важности, которую Ислам придает поддержанию баланса между духовным благополучием человека и качеством его или ее жизни, руководство имама касается обоих аспектов жизни его последователей.

В соответствии с этим мандатом и в соответствии с исмаилитской историей, традицией и потребностями времени, имамы дали правила поведения и конституции в соответствии с исламскими концепциями единства, братства, справедливости, терпимости и доброй воли. В современный период первая исмаилитская конституция была принята 48-м имамом сэром Султаном Мухаммедом Шахом Ага Ханом III в 19 г.05 для исмаилитов Восточной Африки. Это дало сообществу форму управления, включающую иерархию структур управления на местном, национальном и региональном уровнях, устанавливающую правила личного права для регулирования таких вопросов, как брак, развод и наследование, а также руководящие принципы для взаимного сотрудничества и поддержки в пределах сообщество и его взаимодействие с другими сообществами. Подобные конституции были обнародованы в Южной Азии по указанию имама. Все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей.

Продолжая эту традицию, 49-й Имам, Его Высочество Ага Хан, распространил это конституционное управление на другие регионы по всему миру. В 1986 году он провозгласил Исмаилитскую Конституцию, которая впервые поставила под общую эгиду социальное управление глобальной исмаилитской общиной, чтобы лучше обеспечить их мир и единство, духовное и социальное благополучие, а также способствовать плодотворному сотрудничество между различными народами для оптимизации использования ресурсов и предоставления возможности мусульманам-исмаилитам, где бы они ни жили, вносить действительный и значимый вклад в улучшение качества жизни общества, в котором они живут, и быть ответственными гражданами. стран, где они проживают.

Для достижения этих целей Имам учредил в рамках Конституции Национальный, Региональный и Местный Советы, ответственные за общее управление обществом; и центральные учреждения для предоставления услуг обществу в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилья, экономического благосостояния, культурных и женских мероприятий, развития молодежи и спорта. Конституция также включает советы по религиозному образованию для обеспечения религиозного образования на всех уровнях общества, для необходимого развития людских ресурсов, а также для исследований и публикаций. Национальные и международные советы по примирению и арбитражу были созданы для поощрения мирного разрешения конфликтов посредством беспристрастного примирения и арбитража, услуга, которая все чаще используется в некоторых странах даже неисмаилитами.

Краткая история исмаилитов

Краткая история исмаилитов Фархад Дафтари

Исмаилиты представляют собой вторую по величине мусульманскую общину шиитов после иснаашаритов (двунадесятников) и сегодня проживают как религиозные меньшинства в более чем в 25 странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Несмотря на свою долгую и богатую событиями историю, восходящую к периоду становления ислама, исмаилиты до недавнего времени изучались в основном на основе рассказов их противников и недоброжелателей, в том числе полемистов-суннитов, европейских путешественников и летописцев-крестоносцев. В результате было распространено множество легенд и заблуждений об учениях и практиках исмаилитов. Характер и место исмаилизма в общей исламской истории были еще более затемнены традиционной практикой общины скрывать свои собственные писания в качестве меры предосторожности против религиозных и политических преследований, которым они часто подвергались.

Однако с 19В 30-е годы изучение исмаилизма начало коренным образом пересматриваться с открытием большого количества исмаилитских текстов, хранящихся в частных коллекциях. С тех пор современная наука в этой области добилась больших успехов в различении фактов и вымыслов во многих аспектах исмаилитской истории и мысли.

 


Обложка книги Фархада Дафтари «Краткая история исмаилитов»

«Краткая история исмаилитов» объединяет результаты этого исследования основных моментов истории и доктрин исмаилитов в более широком контексте истории исмаилитов и шиитов. ‘я думал. После критического изучения соответствующих исходных материалов в первой главе, эта книга охватывает основные события во всех основных фазах истории исмаилитов, включая ранний период формирования в 3-й/9-й гг.век, когда исмаилизм возник как революционное движение религиозной и политической реформы в Ираке, Иране и Сирии; фатимидский «золотой век», когда исмаилиты правили из Египта огромным государством, простирающимся через Северную Африку и южную Аравию; за ними последовали Ага-ханы.

В ходе своего исследования автор также обсуждает основные расколы, произошедшие среди исмаилитов, и последующие события среди исмаилитских общин мустали-тайиби и бохра.

 

Публикация этой книги впервые дает возможность ученым, студентам и широкой публике получить доступ к краткому и авторитетному введению в исмаилитскую историю и мысль, основанному на результатах самой последней научной работы по предмет. Обобщая накопленные исследования современной науки об исмаилитах, разбросанные по многочисленным специализированным источникам на разных языках, и в то же время отсекая многовековую вражду и полемику их врагов, а также заблуждения и предрассудки западных востоковедов, автор смог прийти к наиболее информированному и сбалансированному историческому обзору исмаилитов, который доступен сегодня для широкого читателя. Общее представление об исмаилитах, вытекающее из этого рассказа, представляет собой высокоорганизованную и энергичную мусульманскую общину с прогрессивным видением ислама, которые, несмотря на свой статус меньшинства и почти непрерывные преследования на протяжении всей своей истории, смогли добиться значительных интеллектуальных и культурных успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *