История искусства россии: [1963 — — . 4. 17-18 ]

Истории русского искусства: трудности жанра

КнигиХудожники

№10

Материал из газеты

Милена Орлова

28.05.2013

Этот вопрос из разряда кабинетных академических дискуссий вдруг превратился в предмет широкого обсуждения, так как Министерство культуры задумало реорганизацию нескольких научно-исследовательских институтов, сотрудники которых по преимуществу и пишут такие книги. Недавно вышедшие издания демонстрируют самые разные представления об этом жанре.

В конце минувшего года вышло в свет сразу несколько российских книг, в заглавии которых есть словосочетание «история искусства». Любое такое сочинение заслуживает внимания, но, конечно, затевая обзор, мы совершенно не рассчитывали, что обсуждение новинок в этой области выйдет за пределы академических кругов и станет вопросом почти политическим. А именно так и произошло. Министерство культуры замыслило реорганизацию нескольких научно-исследовательских институтов, сотрудники которых по преимуществу и пишут такие книги.

Причем одной из главных претензий со стороны министерства было как раз то, что многотомная «История русского искусства» (которой занимается Российский государственный институт искусствознания) создается очень медленно и, по выражению одного из чиновников, является примером «научного долгостроя»: за 12 лет из 22 запланированных томов выпущено два, последний представлен только что. Насколько справедливы эти упреки и какой вообще должна быть образцовая история искусства?

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. 688 с., илл.

Грабарь и Гомбрих: почувствуйте разницу

Одна из самых известных в мире историй искусства была написана в одиночку английским ученым Эрнстом Гомбрихом (1909–2001). Он выпустил ее в 1950 году и слегка обновлял, добавляя послесловие к каждому следующему переизданию (всего их было 16). Тираж книги, переведенной на несколько десятков языков, к 1998 году, когда она вышла на русском, составил 5 млн экземпляров. Именно за эту книгу, рассчитанную, грубо говоря, на домохозяек, а не за свои теоретические труды, хоть и весьма почитаемые профессионалами, Гомбрих получил рыцарское звание от английской королевы.

Стоит заметить, что всю историю мирового искусства от наскальных росписей до Дэвида Хокни, включая иллюстрации, карты, хронологические таблицы и рекомендованную литературу, ученый уложил в один компактный том (в русском издании без малого 700 страниц). При этом он не лишил читателей ни описания примечательных деталей произведений и биографий художников, ни удовольствия от простого и ясного изложения довольно тонких материй, связанных не столько со знанием, сколько с пониманием искусства, ухитрившись доступно передать и свои открытия в области восприятия. Одним словом, неудивительно, что гомбриховская история до сих пор востребованна и пользуется таким успехом.

Что касается истории русского искусства, то ни одна дискуссия на эту тему не обходится без упоминания имени академика Игоря Грабаря, помимо карьеры живописца, осуществившего массу реформ в отечественном искусствознании и музейном деле. Достаточно сказать, что именно ему мы обязаны тем, что в советское время не были уничтожены многие шедевры древнерусской иконописи, поскольку он сумел убедить революционное атеистическое правительство в их всемирной эстетической ценности.

Первую историю русского искусства (1910–1913) (в шести томах) Грабарь написал в соавторстве с несколькими исследователями (ему самому принадлежит том, посвященный русской живописи). Забавно, что сейчас это издание на букинистических сайтах аттестуется как «роскошный подарок высокопоставленному лицу» — во многом благодаря своей выдающейся полиграфии.

Спустя почти полвека основанный в 1943 году Грабарем Институт истории искусств выпустил еще более пространное издание в 13 томах под редакцией самого Грабаря, а также

Владимира Кеменова и Виктора Лазарева (писалась и выпускалась с 1953 по 1969-й). Только истории советского искусства с 1917 по 1934 год был посвящен отдельный том в целых 600 страниц. Труд этот уже был поистине коллективным: каждую главу писал отдельный автор, а в упомянутом томе их, например, 12. Но важнее, что эта история, как, впрочем, и большинство такого рода трудов советского времени, была написана с партийных классовых позиций «единственно верного» пути социалистического реализма, борьбы с капитализмом и формализмом (или «средневековыми пережитками») и морально устарела уже к распаду СССР. Тем не менее именно это издание под именем «грабаря» остается до сих пор главным и «хрестоматийным».

Индивидуалисты против бригадного метода

В начале 2000-х искусствоведы предприняли героическую попытку соскользнуть с рельсов коллективного разума: в 2000 году московское издательство «Трилистник» выпустило три книги трех разных авторов, каждый из которых изложил свою версию разных периодов русского искусства. Лев Лифшиц — древнерусского, Михаил Алленов — XVIII и XIX столетий, Екатерина Деготь — ХХ века. Одобренные всевозможными научными авторитетами и инстанциями (впрочем, харизматичны и сами авторы: Лифшиц и Алленов — профессора Московского университета, Деготь по этой книге защитила докторскую диссертацию в Институте культурологии), эти книги, в особенности две последние, выглядели по-настоящему революционно благодаря очень яркому, что называется, авторскому стилю письма и мышления вообще.

Головокружительные парадоксальные интерпретации русской классической живописи у Михаила Алленова и радикальная даже в самой терминологии (вместо банальных веков, половин и четвертей — «проекты») периодизация ХХ века, увязывающая соцреализм с модернизмом, у Екатерины Деготь произвели фурор в профессиональной среде.

Но одновременно это вызвало и недоумение тех, кто ждет от жанра «понятности» и «доступности»: изучать историю искусства по этим блистательным книгам, не пройдя перед этим хоть какой-то ликбез, и в самом деле сложновато.

Таким образом, необходимость в некоем базисном издании продолжала существовать. Тут стоит оговориться, что, конечно, всевозможных книг с названием «история искусства» выпускается немало, но в данном случае речь идет не о компиляциях, альбомах, мемуарах, словарях и энциклопедиях, а о самостоятельной и оригинальной концепции, теории, подборе фактов и взгляде на предмет. Поэтому и возник амбициозный проект новой большой истории русского искусства — тот самый, что был подвергнут критике со стороны Министерства культуры. Идея этого издания принадлежит ныне покойному директору Института искусствознания

Алексею Комечу, ставшему знаменитым благодаря своей борьбе за сохранение исторических памятников Москвы во времена мэра Лужкова. Новаторство этой версии заключается прежде всего в том, что, помимо классической триады изящных искусств (архитектура, живопись, скульптура), в нее было задумано включить и театральное искусство, и историю костюма, и, возможно, кино, если речь идет о ХХ веке. Впрочем, в доступных источниках подробного плана этого 22-томного издания нет. Сотрудники института говорят, что многие уже подготовленные тома не могут пойти в печать из-за отсутствия государственного финансирования.

Однако судить о том, что издание собой представляет, можно по датированному 2011-м, но вышедшему в самом конце 2012 года тому

«Русское искусство первой трети XIX века» под редакцией доктора наук и академика РАН Григория Стернина. Похоже, это издание получило финансирование в связи с широко отмечавшимся юбилеем войны 1812 года; что будет с другими томами, пока не ясно. Наверное, было бы разумнее конвертировать накопленные знания в интернет-версию, сделав их более доступными, ведь тираж этого тома всего 1 тыс. экземпляров.

Эта во всех смыслах весомая книга продолжает линию коллективного творчества, и, несомненно, у нее нет конкурентов по части фундаментальности исследований: среди авторов — признанные специалисты в своих областях, как, например, Глеб Поспелов (русская живопись), Наталия Сиповская (декоративно-прикладное искусство), сам Григорий Стернин (глава об искусстве книги и печатной станковой графике) или Раиса Кирсанова (автор многих книг по истории русского костюма).

Столь насыщенное издание (тут уже около 900 страниц) заслуживает отдельной рецензии. Пока же можно заметить, что в самой своей конструкции оно весьма традиционно — разложено по полочкам хронологии и видов искусства. Хотя, скажем, выделение в самостоятельную главу архитектуры русской усадьбы довольно примечательно с точки зрения подхода к истории: это не стилистическое определение, а, конечно, общекультурное. Беглый обзор не позволяет понять, насколько в этом издании история русского искусства синхронизирована с мировой, а это именно та эпоха, где такое сопоставление не просто возможно, но и необходимо. К сожалению, при всей фундаментальности в издании нет указателя терминов, и, скажем, невозможно узнать, упоминается ли где-то связь русской живописи этого времени с немецким бидермайером, актуальная для многих исследователей. Приложение «Хронограф» отчасти решает проблему: там приведены параллельные события в России и в мире, но с точки зрения пользователя дизайн тут явно подкачал — параллели не выстраиваются.

При всей заявке на универсальность этого труда в нем можно встретить и странный субъективизм. Так, в главе уважаемого Глеба Поспелова о живописи и рисунке есть только одна (!) иллюстрация работы Карла Брюллова, «Карла Великого», как его прозвали современники, и та — графика, но в то же время воспроизведена масса интересных, но второстепенных художников круга Венецианова. Почему так произошло? Возможно, в следующем томе нам поведают о Брюллове, но все-таки и «Итальянский полдень» (1823), и «Последний день Помпеи», начатая в 1827 году, больше тяготеют к первой трети XIX века. И почему, собственно, первая треть? К каким историческим событиям привязана эта периодизация? Что случилось в 1830-м, почему это рубеж? Отчего не 1825 год? Однако главный вопрос совсем не в этом, а в том, возможна ли в таких коллективных трудах цельность взглядов и отчетливость идеи, так привлекающая в произведениях одиночек. Или это все же разные жанры?

Боровский А. История искусства для собак. СПб: Амфора, 2012.

Для собак и для монархистов

Если считать читающую публику не единым массивом с одинаковыми вкусами, а суммой разных сообществ, то путь индивидуалистических историй искусства кажется едва ли не более продуктивным, чем некие «сводные труды для вечности». В этом смысле выделяются две книги, вышедшие в конце прошлого года, — это «История искусства для собак» Александра Боровского и «Другая история русского искусства, или Все, что вы хотели узнать о Репине, но боялись спросить у Стасова» Алексея Бобрикова, доцента Санкт-Петербургского университета, сотрудника Российского института истории искусства, который тоже попал под реформирование.

Хотя Бобрикову и можно предъявить некоторые претензии, он весьма последователен в своем монархизме, предлагая рассматривать искусство по царствиям. Это не лишено убедительности, как и маркировка периодов именами самых знаковых художников: эпоха Брюллова, эпоха Федотова, эпоха Репина, эпоха Серова. Отдельное спасибо стоит сказать автору за то, что он не постеснялся применить современные понятия к искусству прошлого, например предлагая рассматривать «Последний день Помпеи» как первый пример «массового искусства» или объясняя появление федотовского гения средой, распространенностью офицерского художественного дилетантства — чего-то вроде современных «дембельских альбомов». Неудивительно, что эта книжка уже попала в бестселлеры столичных магазинов.

Другой, отчасти пародийный путь избрал глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. Не стоит обольщаться названием. Это весьма изысканная книга, снабженная иллюстрациями петербургской художницы Ольги Тобрелутс, где в диалогах двух собак — придворной таксы при некоем зарубежном монархе и беспородного пса, прижившегося в Русском музее, — пародируется исконное противостояние западников и славянофилов, аристократии и плебса. История искусства тут рассматривается через призму присутствия в произведениях собачьего следа, но, к сожалению, автор не всегда выдерживает правила им же самим избранной игры, хотя эта частная история искусства симпатична и привлекательна своей живостью. И в ней есть и шпилька в сторону авторов всевозможных историй искусства: друзья, даже затевая фундаментальный труд, не стоит писать его на «собачьем» искусствоведческом языке!

Подписаться на новости

Игорь Грабарь Государственный Русский музей

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23.12.2022

Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

23.12.2022

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

15. 12.2022

Девять новых арт-пространств в Москве

За последний год в столице появилось несколько новых мест, где можно увидеть искусство. Рассказываем, куда отправиться за свежими впечатлениями

23.12.2022

Старая живопись затерялась в волнах современного искусства

В мире, одержимом современным искусством, картинам старых мастеров не уделяется достаточно внимания. Декабрьские аукционы старого искусства в Лондоне подтверждают: успехом пользуются только выдающиеся — именем, сюжетом, качеством — работы

09.12.2022

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

13.12.2022

Вокруг Москвы: что посмотреть в новогодние выходные

Посещение выставок за пределами столицы позволит с пользой провести день или два, соединив наслаждение красотами зимней природы и сокровищами искусства и культуры. Места подобраны так, чтобы и кроме указанной выставки было что посмотреть

23.12.2022

История искусства России — кратко

Культура переводится с латинского как возделывание, она является предметом изучения таких дисциплин как философия, культурология, история, искусствознание, психологии и т. д. 

         Культура представляет собой любые формы, а так же способы человеческого самовыражения и самопознания, накопленные человеком и обществом в течении поколений и столетий. 

         Искусство является неотъемлемой частью культуры. Сам этот термин означает: осмысление и переосмысление действительности (прошлого или будущего), воплощённое в художественный образ. Этот образ выявляет определённую потребность или несёт вызов миру, окружающей действительности. В искусстве воплощается любовь людей (созерцателей) и творца к культуре и к миру.   Но, не всегда. Не всегда картины носят именно художественно-эмоциональный смысл. Как было написано выше, они в то же время отображают социально-политическую действительность. Искусство хорошая площадка не только для выражения красоты и восхищения чем то, но и площадка для разного рода протеста.  В искусстве воплощаются надежды переживания, настроения общественности (в той или иной период). 

         История русского искусства имеет пять периодов:

Первый период: Культура древнего государства Русь. В десятом столетии Киевская Русь была под культурным влиянием Византии. Именно у Византии князь Владимир позаимствовал христианство, до этого население Руси было язычниками. Культурная преемственность от Византии выражалась в: письменности, архитектуре, языке. После завоеваний Батыя, Византия (Царьград), пал. С тех пор, у многих поколений русских правителей была цель восстановить «крест на святой Софии».   Нужно отметить что часть того что было позаимствовано, со временем, изменилось или заменилось, чисто западным (европейским) опытом. 

         Второй период:  Культура периода тринадцатого, — семнадцатого столетий. Так же этот этап называют: Московская Русь. К тому моменту территория большой Киевской Руси была раздроблена, правители враждовали и воевали между собой. В это самое время монголы из Азии начали своё нашествие на Запад, через территорию Руси. Часть территорий оказалась оккупирована, но в основном русские земли попали в зависимость, экономическую, политическую и культурную от Золотой Орды. Князья (правители) были вынуждены ездить к хану «на поклон», что бы тот выдал грамоту на княжение. Административный центр «новой» Руси переместился в Москву. Был построен «белокаменный» Кремль, строились: церкви, храмы. Русским мастерами создавались иконы, открылась специальная школа обучающая этому. В моде была живопись времён Византии. В то время творил  великий Андрей Рублёв. Именно тогда возникает знаменитая идея, выраженная в фразе: «Москва, — третий Рим» (введенное митрополитом Зосимом). 

        Третий период: Империя. Российская империя, возникла по почину Петра Первого. Россия за период застоя (начавшейся за пару столетий до этого),  сильно отставал от других стран, особенно от Запада. Новый царь, — Пётр, часто ездил в Европу (Англию, Нидерланды), видел, как там живут, какой там культурный и технологический уровень. Он развернул бурную деятельность для внедрения в русскую жизнь пресвященных идей Запада. России надо было развиваться, образовываться. Пётр отправил своих чиновников, инженеров и военных на Запад, получать образование. В обществе той поры была дискуссия: между сторонниками чисто русской (без Запада) культуры и пути «как встарь», и сторонниками пути западного.

В это время начинается золотой век русской литературы: «наше всё» Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Лев Толстой (нобелевский лауреат). Литература этих авторов была определяющей для страны и человечества в целом. Ибо теперь пытались создать что то своё и меньше ровняться на Запад. И создали, — весомую часть мировой литературы.  

         Приведём небольшой пример: повесть Достоевского «Двойник», оказала существенное влияние на развитие мировой литературы. Стала основой (вдохновила), Роберта Стивенсона (автора «Острова сокровищ») на написание романа  «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в 1886 году. В обоих произведениях поднимается тема двойничества человеческой натуры / личности, — оболочка одна, а в нутрии «иное». Австрийский психоаналитик З. Фрейд, признавал что «Записки из подполья Достоевского» это прообраз современного психоанализа. То есть как видим, не «мы заимствовали у Европы» а она у нас. За золотым веком начался Серебряный. Он начался (условно, есть несколько версий дат) с 1894 года. Это год начала правления последнего русского царя Николая Второго. От него ждали реформ, перемен (при отце был политический «застой»). Однако следуя советам сановников (Победоносцева), царь заявляет что будет «как и встарь». Серебряный век очень противоречив, сам по себе. Это эпоха революций, политического террора, скандалов, провокаций, и двух революций завершившихся крахом империи и приходом большевиков (во главе с Лениным) к власти.  Ярчайшие представители серебряного века: А. Белый, Н. Гумелёв, А. Ахматова, М. Цветаева, З. Гиппиус, М. Горький, И. Бунин, К. Чуковский и др. 

Яркий художник Водкин, в 1916 написавший картину о войне, где молодому поручику (ведущему солдат в атаку) стреляют в сердце, царская цензура и часть общественного мнения выразила порицание. Яка бы картина не патриотична. Она была написана в стиле полного реализма (тогда шла первая мировая война). 

         Четвёртый период: Советская культура.  После 2-х революций и кровопролитнейшей гражданской войны, русская культура сильно изменилась. К тому же слово «русское» вымалёвывалось отовсюду, как царское и шовинистическое.  Многие учёные, писатели философы бежали из Советской России или были репрессированы (расстреляны/сосланы).  Началась эпоха «Шариковых», тот «кто был ни кем, тот становится всем». Но, не все талантливые люди эмигрировали. Один М. Булгаков чего стоит! Малевич (художник) как угодный режиму остался.

Однако власть держала в страхе и под контролем не только всю Россию, но и интеллигенцию. Не давая ей свободно творить.  Советское правительство взяло курс на ликвидацию безграмотности и понемногу положение стало улучшаться. Но, невозможно из слесаря или потомка крестьянина-батрака сделать Пушкина или Гумилёва. 

Начинается эпоха кино, которое сначала было немое, затем звуковое. Так же понемногу развивается литература. Но в основном сюжеты носят пропагандический характер.  Однако было много безусловных шедевров, — «Весёлые ребята», «Война и мир», «Судьба человека», «Бриллиантовая рука», «Звезда пленительного счастья» и многое другое.

Этап пятый: Современность. После распада Советского Союза сократилась финансовая поддержка многих научно-исследовательских институтов и культурных учреждений. Однако, были положительные моменты, возродилась православная церковь. Люди стали переосмыслять своё недавнее прошлое. Понимая прошлые исторические ошибки. В кино и литературе был снят ряд запретов, по сути цензура была упразднена. Однако современное кино и в большинстве литература не блещут особыми талантами и духовностью. Сейчас «блистают» пахабщина и мерзость. 

Добавить комментарий

История искусства России — Arthipo

История искусства России; Изобразительное искусство в России развивалось медленнее, чем в Европе. За исключением портретиста Дмитрия Левицкого, великие русские живописцы XVIII и начала XIX веков не появлялись. В 19 веке российская архитектура процветала, поскольку славянское возрождение сосредоточилось на средневековом искусстве и утверждении русского наследия. Новые интерпретационные подходы появились, в частности, с массовым строительством железнодорожных вокзалов, таких как Московский вокзал на Невском проспекте (1851 г.) в Санкт-Петербурге и несколько старых вокзалов, построенных во второй половине XIX в.века в Москве, включая Ленинградский вокзал. Собор Христа Спасителя (Москва), освященный в 1883 г., представлял собой великолепный памятник. Он был разрушен Советским Союзом в 1932 году и восстановлен в 1990-х годах.

События в истории русского искусства 20-го века

Как и в случае с литературой, в начале 20-го века произошел всплеск творчества в изобразительном искусстве, и русские художники сыграли важную роль на европейской художественной сцене. Этот период считается возвратом от реализма к примитивизму, символизму и абстрактной живописи. Его члены, группа художников «Бубновый валет», защищали самые передовые авангардные движения Европы в своих картинах и выставляли работы европейских художников, таких как Альберт Глейз и Эрнст Людвиг Кирхнер. В то время как Василий Кандинский создавал свои очень влиятельные лирические абстракции в этот период, Казимир Малевич начал исследовать жесткую геометрическую абстракцию супрематизма. Архитектура также часто раздвигала границы.

1920-е годы были периодом непрерывных экспериментов. Пожалуй, самым заметным движением был конструктивизм. Опираясь на предыдущие эксперименты Татлина и возглавляемые Эль Лисицким и Александром Родченко, конструктивисты отдавали предпочтение твердым геометрическим формам и четкому графическому замыслу. Многие также активно участвовали в создании среды обитания и повседневного образа жизни. Художники-неконструктивисты, в том числе Павел Филонов и Мария Эндер, также создали важные работы в этот период.

События в истории русского искусства ХХ века

Но к концу 1920-х гг. те же трудности, с которыми столкнулась экспериментальная письменность, переместились и в изобразительное искусство. С навязыванием социалистического реализма великие художники начала 1920-х годов оказались во все большей изоляции. Со временем их работы были изъяты из музеев, а сами художники во многих случаях были почти полностью забыты. На смену экспериментальному искусству пришли многочисленные картины Владимира Ленина (основателя Российской коммунистической партии и первого руководителя Советского Союза).

Только в конце 1980-х годов величайшие произведения русского искусства начала ХХ века вновь были представлены публике. В архитектуре господствовал торжественный, монументальный неоклассицизм. Из сталинских лет изобразительному искусству потребовалось больше времени, чем литературе. Возникла новая группа художников, все работавшие «подпольно» до 1960-х и 70-х годов. Главные художники — Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Михаил Шемякин и Эрик Булатов. Они использовали различные приемы, такие как примитивизм, гиперреализм, гротеск и абстракцию. В архитектурном производстве послевоенного периода преобладали скромные монументальные жилищные проекты. На рубеже веков такие сооружения все чаще рассматривались как выдающиеся сооружения, и новое поколение архитекторов сосредоточилось на создании зданий, соответствующих их контексту, часто сочетая элементы европейских и русских традиций. Начало в середине 19В 80-х годах с помощью либерализации в России возродился художественный эксперимент, и многие русские художники с успехом выставлялись как дома, так и за рубежом. Большое количество русских художников эмигрировало в конце 1980-х годов, и большинство из них были хорошо известны на мировой художественной сцене. Особого внимания заслуживает команда Виталия Комара и Алекса Меламида, получившая международное признание благодаря проекту 1990-х годов, в рамках которого люди во всем мире систематически и иронично документировали то, что они больше всего ценят в живописи.

Важные культурные учреждения для истории искусства России, Национальные галереи

Одними из самых известных музеев мира являются Московский и Санкт-Петербургский. Он расположен в Санкт-Петербурге. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве хранятся сокровища западноевропейского искусства, а в Третьяковской галерее собрана обширная коллекция русского искусства. Дворец Московского Кремля, дом коммунистической власти и президента России, также содержит ряд музеев, в том числе известные соборы. Музей-усадьба Толстого в Москве обладает прекрасной литературной коллекцией. ул. Петербургский Эрмитаж — один из крупнейших художественных музеев мира. В Русском музее представлена ​​крупнейшая в мире коллекция русского искусства, а в Российском этнографическом музее подробно рассказывается о русской культуре и повседневной жизни на протяжении всей истории.

ул. В Санкт-Петербурге также находится старейший музей страны — Кунсткамера (официально Музей антропологии и этнографии Петра Великого), в настоящее время находящийся в ведении исторического отдела престижной Российской академии наук. Кроме того, под музеи были восстановлены бывшие царские дворцы в Павловске, Пушкине и Петергофе в пригородах Санкт-Петербурга. Они популярны как у россиян, так и у иностранных туристов. В других местах также есть несколько важных музеев, многие из которых специализируются на региональном искусстве, этнографии и исторических коллекциях. Например, в Архангельском государственном музее, основанном в 1737 году, собраны коллекции, посвященные истории северного побережья России, а в Государственном объединенном музее Республики Татарстан представлены самые разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства и исторические, археологические и этнографические ресурсы. Кроме того, в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественно-заповедникном музее представлена ​​большая коллекция, посвященная истории и культуре России.

Передвижники

Товарищество передвижных художественных выставок, основанное в 1870 году, широко известное как Передвижники. Оно означает «Путешественники» или «Путешественники». Он верил в представление повседневной жизни с точностью и сочувствием, что отражало их эгалитарные социальные и политические взгляды. Они работали в самых разных жанрах живописи, от пейзажа и портрета до жанровой и исторической живописи, и к концу 19 века стали самым известным художественным направлением в России. В 1923 группа была расформирована, но ее влияние ощущалось во многих последующих жанрах русского искусства.

Русский футуризм

Явление, известное как русский футуризм, не является легко идентифицируемым направлением в истории русского искусства и полностью отделено от итальянского футуризма, основанного в Милане в 1909 году. В качестве идеологического зонтика русский футуризм был преднамеренно гибким и его разнообразные художники и практики охватывали примерно период с 1912 по 1916 год. ул. В Санкт-Петербурге и Москве были созданы различные совместные группы русских футуристов, которые издавали журналы, проводили дискуссии и выставки своих работ. Люди, которые практиковали футуризм (будь то самоопределение или определение таковых критиками и прессой), разделяли страсть к изучению новых способов выражения в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и перформансе, а также разрушали границы между этими средами. Опираясь на влияние Запада и сочетая его со своим собственным русским наследием, футуристы прославляли новые концепции в психологии, теории цвета и лингвистике. Одним из самых необычных его элементов была тайная архаичность, или преданность русским традициям, несмотря на сильную ориентацию на новые технологии и формы. Опыт Первой мировой войны привел многих художников к таким движениям, как супрематизм и конструктивизм вместо футуризма.

Русский футуризм, История русского искусства

Возможно, с тех пор как русский футуризм впервые возник как преимущественно литературное течение, некоторые из его самых ярких и оригинальных работ являются экспериментальными книгами. Это сотрудничество между поэтами и художниками представляет собой его самое яркое наследие; это можно проследить до произведений аудиопоэзии середины века и концептуального искусства.

В декабре 1911 года художник и поэт Давид Бурлюк с братьями Владимиром и Николаем отправились в сельский дом, где прошло их детство, чтобы провести рождественские каникулы. В этот праздник они познакомились с творчеством Пабло Пикассо, где братья, открывшие кубизм, экспериментировали с множественными ракурсами на холсте, уплощая объекты в плоскости и используя разные цветовые сочетания, чтобы найти что-то новое.

Супрематизм

Супрематизм, изобретение русского художника Казимира Малевича, был одним из первых и наиболее радикальных направлений в абстрактном искусстве. Название произошло от веры Малевича в то, что супрематическое искусство будет превосходить все искусства прошлого, что приведет к «превосходству чистой эмоции или восприятия в изобразительном искусстве».

Супрематизм, История русского искусства, Каземир Малевич

Лучизм

Считавшийся вершиной авангардного искусства основателями Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, лучизм разработал новые способы выражения энергии и движения. Лучизм опирался на свои идеи как на подмножество русского футуризма, научных открытий и теоретических концепций четвертого измерения. Хотя движение включало в себя элементы традиционной народной культуры, сознательно оно было вполне современным. Стиль и темы лучизма отражали современные научные и метафизические разработки. На принятие прозрачности и фрагментированных объектов повлияло изменение понимания материального мира в результате открытия рентгеновских лучей и радиоактивности. Мир уже нельзя было считать полностью твердым и конкретным. Это укрепило теории четырехмерного пространства и опыта как континуума нашей наблюдаемой Вселенной. Сосредоточившись на свете как на предмете, художники могут растворять объекты в окружающем их пространстве; Считалось, что эти слои прозрачности представляют четвертое измерение.

Лучизм, история русского искусства

Интерес лучистов к массовой культуре и материалу (известный как фактура) оторвался от ожиданий изобразительного искусства. Полагая, что их работа затрагивает более широкие вопросы существования и духовности, лучисты стремились разрушить границы между искусством и жизнью. Это нашло отражение в творчестве художников-супрематистов и конструктивистов, принявших фактуру как способ построения духовно заряженных пространств в послереволюционные годы.

Детище давних партнеров Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, лучизм намеренно синтезировал элементы русского авангарда для создания современного стиля. Связанные с группой «Бриллиантовый валет» (также известной как «Бриллиантовый король»), русские футуристы экспериментировали с неопримитивизмом, восстанавливая традиционные мотивы в стиле, который стремился имитировать чистоту русского кубического искусства. Футуризм, сочетающий кубистическое искажение с изображением движения. В 1912 году, когда Ларионов и Гончарова уехали на постановку выставки «Ослиный хвост» с группой «Бубновый валет», они отказались от идеи единства стиля и включили широкий круг работ. Этот плюрализм останется частью лучизма, даже если художники начнут определять общие темы стиля.

Социалистический реализм

Социалистический реализм обычно относится к формально-реалистичному, тематически искусственному стилю живописи, который возник в России после коммунистической революции 1917 года, особенно после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году. Этот термин также охватывает большую часть изобразительного искусства. произведено искусство. Родственные движения в других коммунистических странах этого периода, а также в скульптуре, литературе, театре и музыке. У России была история реалистической живописи как социальной критики, особенно благодаря работам художников-передвижников, таких как Илья Репин, а также она была в авангарде развития авангардного искусства. Но реалии социалистического правления заставили его представить положительные, пропагандистские образы культурных символов и повседневных условий в Советской республике.

Как и любое художественное движение в истории, соцреализм продвигал художников с техническими навыками и видением. К 1940-м и 1950-м годам молодое поколение художников, многие из которых родились при советской власти, создавало более трезвые образы. Однако некоторые продолжали вводить новшества всеми возможными способами, обращаясь к световым эффектам, таким как техника импрессионистов, как к способам придать индивидуальность своим работам. История русского искусства.

Социалистический реализм, История русского искусства

Хронология движений русского искусства | Timetoast таймлайны

  • 330-1453
    Мозаики, иконы и панно часто содержат иератические изображения христианских фигур и символов, выполненные в плоском, вытянутом стиле.

  • 1750-1850
    Оглядываясь на искусство Греции и Рима в поисках идеальных моделей и форм, можно сказать, что неоклассицизм был важным периодом в искусстве, установившим стандарты и переопределившим живопись, скульптуру и архитектуру.

  • 1780-1830
    Движение девятнадцатого века, которое прославляло власть эмоций и интуиции над рациональным анализом или классическими идеалами.

  • 1820-1880
    Направление в живописи, при котором человек изображается в естественной среде обитания и социальной среде с упором на визуальную точность.

  • 1910-1960
    Ряд подходов от прямой фотографии, фотографии нового видения, дадаизма и сюрреалистической фотографии, а также более поздних абстрактных тенденций.

  • 1911-1914
    Абстрактный стиль живописи, разработанный русскими художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Этот термин произошел от использования динамических лучей контрастного цвета, которые представляли собой линии отраженного света.

  • 1911-1916
    Художники отвергли прошлые подходы и обратились к русской иконографии, французскому кубизму и европейскому авангарду в поисках новых направлений в искусстве.

  • 1913-1920
    Используя геометрические формы — простые, как черный квадрат на белом фоне, или такие сложные, как мириады полос, трапеций и кругов, расположенных в пространстве, — супрематизм стремился передать фундаментальные и трансцендентные свойства искусства.

  • 1915-1930
    Движение, возникшее в революционной России среди таких художников, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Антуан Певзнер и Наум Габо. Особое внимание уделялось космосу, строительству и промышленным материалам 9.0003

  • 1922-1980-е
    Стиль реализма, получивший известность примерно в 1917 году, после политических потрясений в России. Этот стиль прославлял коммунизм и его ценности посредством изображения могущественных и справедливых лидеров и трудолюбивых, счастливых рабочих.

  • 1961-1980
    Многие художники-перформансисты использовали свои тела в качестве предметов и объектов своего искусства и тем самым выражали свои особые взгляды в недавно освобожденном социальном, политическом и сексуальном климате 19-го века. 60-е годы.

Хронология истории искусств Вероники Марискаль

Окончательная временная шкала истории искусства

Колин МакКахон

История графического дизайна

Хронология Шиндлера

Периоды американской литературы

Эволюция детского искусства

Хронология истории дизайна

История искусства (пещерное искусство-поп-арт)

Донован Кавиш

Проект Art Time Line

Мини-хронология AP Art History

История искусства и дизайна Майи и Тары

Искусство в движении 1900-1950

Разработки в области искусства и дизайна

Хронология истории искусства AP, начало

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ HAVPA

История дизайна интерьера

От готики до минимализма

Кураторская практика МИД — Сезон 1

Модернизм

1200-1300

Пещерное искусство-1950 Хронология

Хронология европейского искусства

История графического дизайна Final Blondie

История образования Тейт

Хронология гуманитарных наук Девина Макки

Арт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *