История давида царя: Царь Давид и его удивительная история

Царь Давид и его удивительная история

Царь Давид и его удивительная история

Царь Давид и его удивительная история

История

Изображение: архив

Этот еврейский правитель как физическое лицо до сих пор подвергается сомнению, несмотря на значительное количество упоминаний о нем в библейских книгах. Однако для самих евреев он является человеком знаковым.

Давид не только сумел из простого пастуха выбиться в цари Израиля, но еще и стал родителем не менее известного царя Соломона. Согласно же книг Нового Завета, сам Иисус Христос является его прямым потомком. В списке царей Израиля он входит в число правителей-долгожителей. Этот правитель находился на троне более 40 лет, не считая руководства пограничным городом Секелаг в пустыне Негев, которым он управлял в период своей вынужденной эмиграции. Имя этого легендарного царя – Давид.

Родиной знаменитого иудея является Вифлеем. Именно там, в семье Иессея, одного из наследников колена Иуды, родился восьмой ребенок, которому дали имя Давид. Мальчик рос красивым, румяным и сильным. Впоследствии в нем проявились и новые таланты: красноречие и умение играть на лире. С раннего возраста Давида привлекали к труду: родители доверили ему выпасать принадлежащих им овец. Защищая свое стадо, мальчик не боялся вступать в противоборство с медведем и даже со львом, в схватке с которыми он выходил победителем.

Возможно, Давид до конца жизни пробыл бы пастухом, если бы не одно обстоятельство. Правивший в те годы царь Израиля Саул прогневил Бога своей непокорностью, и тот решил найти стране нового претендента не трон. Его выбор пал на Давида. Всевышний послал пророка Самуила совершить его помазание. Эта процедура прошла в присутствии отца и братьев, поэтому ближайшие родственники знали о будущем предназначении Давида.

На талантливого подростка обратил внимание и сам Саул.

Будучи призванным к царю, Давид развлекал его игрой на кинноре. Однако однажды произошло событие, в корне изменившее ситуацию. Разразилась война с филистимлянами. Братья Давида были призваны в армию, и в ее рядах пошли защищать родную землю. В какой-то момент юноша пошел навестить своих братьев. Как раз в это время филистимляне, выставив своего лучшего бойца, великана Голиафа, вызвали израильтян на поединок. Данный вызов принял Давид, который с помощью хитрости победил филистимлянина, принеся победу израильтянам.

Обрадованный Саул в награду окончательно оставил юношу при своем дворе, что и стало его главной ошибкой. Молодой отважный воин быстро продвинулся по службе, подружился с царским сыном Ионафаном. Вскоре его слава стала затмевать величие самого Саула. Царь, почувствовав опасность, попытался убрать слугу, ставшего для него опасным. Однако все попытки удалить или каким-нибудь другим способом избавиться от Давида у Саула провалились.

Откровенная ненависть к себе заставила молодого человека бросить службу и бежать в Раму, в которой правил Самуил. Здесь он получил надежное убежище, в котором даже специально посланные Саулом убийцы были переформатированы, получив дар пророчества. Однако даже это не остановило злобу царя, и он продолжал свои попытки уничтожить Давида. Подтверждением этому стала последняя встреча Давида и Ионафана, при которой царский сын заявил о невозможности примирения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Давиду пришлось искать новое убежище. В попытках спастись он сменил множество мест, пока не оказался под покровительством филистимлянского властителя города Геф короля Анхуса. Тот не просто приютил на своей земле опального героя, но и дал ему во владение пограничный город Секелаг, затерянный в песках пустыни Негев. Давид быстро организовал в нем базу для своего отряда и занялся грабежом окрестного населения. Часть полученной добычи он посылал королю Анхусу. Помимо этого некоторое количество награбленного Давид использовал для подкупа иудейских старейшин, пытаясь перетянуть их на свою сторону.

Вскоре разразилась очередная война между израильтянами и филистимлянами. Решающая битва произошла при Гелвуе, где израильтяне потерпели сокрушительное поражение. Давид, воспользовавшись возможностью, прибыл со своим отрядом в Хеврон, где при помощи представителей колена Иуды получил звание царя иудейского. Фактически это означало отделение иудейских земель от Израиля, в котором вместо Саула начал править его сын Иевосфей.

С этого момента начался новый этап борьбы за израильское царство. Данное противостояние длилось 2 года и завершилось победой Давида. После этого в Хеврон потянулись старейшины Израиля, которые избрали Давида царем вновь объединенной страны. Интересно, что ко времени его Хевронского периода правления относится подвиг героя по возвращению евреям ковчега завета, до этого хранившегося у филистимлян.

Едва вступив на трон Израиля, Давид объявил войну иевусеям. Результатом этого противостояния стал захват израильтянами Иерусалима, в который царь перенес свою столицу. С этого момента некогда иевусейский город превратился в сакральный центр иудеев. На горе Сион был размещен ковчег завета, а в Иерусалиме началось возведение царского дворца и планирование строительства Храма для ковчега. Попутно правитель провел церковную реформу, избавившись от некоторых анахронизмов в иудейской религии. Не все из задуманного Давидом было завершено, но его замыслы смог довести до логического конца наиболее известный из его сыновей Соломон.

Наряду с церковной реформой Давидом проводились и государственные преобразования. За образец им был взят Египет, откуда пришли несколько важных должностей, в частности, управляющий царским имуществом, дееписатель, наблюдатель за сбором податей. Все действия правителя позволили не только сплотить Израиль, но и расширить его границы до берегов Евфрата, где располагались богатые месторождения меди, и Акабского залива, из которого страна получила прямой выход в Индийский океан.

Как и всякий властитель тех времен, Давид совершал наряду с благородными поступками и неблагородные деяния. В Библии подробно описывается один из таких грехов – его связь с Вирсавией. Это случилось в период максимального могущества Израильского государства.

Однажды царь увидел красивую купающуюся женщину. Она очень понравилась Давиду, поэтому правитель приказал слугам привести ее к себе в покои. Даже узнав, что Вирсавия является женой одного из военачальников его армии, Давид вступил с ней в близость, от которой та забеременела. И хотя формально данное прегрешение не было слишком значительным, ибо, уходя на войну, каждый военный подписывал специальное разводное письмо, царь решил скрыть эту связь. Муж Вирсавии был отозван из армии в столицу, однако отправился прямиком к царю, а не в дом к жене.

Видя, что его хитрость не удалась, и последствие прелюбодеяния скрыть не удастся, Давид приказал супругу Версавии Урии вернуться в армию. Параллельно им было послано письмо, в котором царь потребовал от подчиненных поставить Урию в ближайшем бою на самый опасный участок сражения, чтобы противник мог убить военачальника. Задуманное свершилось. Урия погиб, а Давид взял Вирсавию в жены.

Этот поступок навлек на самого Давида гнев Господа. Сначала царь тяжело заболел. А потом на его семью свалились несколько несчастий, среди которых были и гибель трех сыновей, и изнасилование собственной дочери. Но именно от брака Давида с Вирсавией Израиль получил еще одного великого царя – Соломона.

В последние годы правления между царем и его старшими сыновьями разгорелась нешуточная борьба за трон. Сначала Авессалом заявил о своих правах на правление, а после мятеж поочередно начали Савей и Адония. Благодаря своему гигантскому опыту Давид сумел удержать власть в своих руках, для того чтобы вскоре передать ее Соломону.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.

Автор: Эдуард Блокчейн, для IsraLove

Ещё по теме: Царь Давид, филистимляне


Давид — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ДАВИ́Д (דָּוִד), второй царь Израиля, младший сын землевладельца Ишая (Иессея) из Бет-Лехема. Царствовал 40 лет (по-видимому, в 1004–965 гг. до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царем Объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

В историческом сознании еврейского народа Давид — идеальный властитель, из рода которого выйдет Мессия. В книге Самуила содержатся различные (в определенной мере противоречащие друг другу) версии о том, как Давид стал царем Израиля.

Согласно господствующей библейской традиции, сформировавшейся в кругах приверженцев дома Давида, история прихода Давида к власти такова. Во время царствования Саула пророк Самуил тайно помазал юношу Давида на царство. Давид был принят на царскую службу — согласно одной версии (I Сам. 16:14–23) благодаря искусной игре на арфе, согласно другой (I Сам. 17; 18:2) — после того, как одержал победу в единоборстве с филистимским (см. Филистимляне) богатырем Голиафом, предопределив тем самым исход сражения в пользу евреев. Подвиги и победы в войнах с филистимлянами принесли Давиду должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем дочери Саула Михаль. Однако всенародная популярность Давида вызвала у Саула зависть и подозрение, что Давид стремится к захвату престола. Саул замыслил убить Давида; заступничество старшего сына Саула, Ионатана, преданного друга Давида, не дало результатов. Вынужденный бежать и скрываться от преследований, Давид скитался в пограничных районах Иудеи, где к нему стали стекаться «все притесненные… и огорченные душою» (I Сам. 22:2). Попытка Саула захватить Давида и его отряд заставила Давида искать убежище у соседей — врагов Израиля: с отрядом в 600 воинов он поступил на службу к Ахишу, царю филистимского города Гата. Ахиш пожаловал Давиду город Циклаг, рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения; Давид, однако, нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников, а из захваченной добычи посылал дары старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против Саула.

После гибели Саула и трех его сыновей на горе Гилбоа в бою с филистимлянами Давид со своими приверженцами направился в Хеврон, где был провозглашен царем Иудеи. Сделав Хеврон своей столицей, Давид попытался привлечь на свою сторону остальные израильские колена (см. Колена Израилевы), но потерпел неудачу, так как Авнер спешно провозгласил царем наследника Саула — его сына Иш-Бошета. Давид начал борьбу с династией Саула, по-видимому, не без помощи филистимлян. После смерти Авнера и Иш-Бошета старейшины Израиля прибыли в Хеврон и предложили Давиду царствовать над всем Израилем, так как Давид, уже успевший проявить себя как талантливый военачальник, оказался единственным вождем, способным объединить народ перед лицом филистимской угрозы.

Приняв власть над Израилем, Давид проявил блестящую политическую интуицию, поняв, что столица царя всего Израиля не может оставаться в Хевроне, одном из городов колена Иехуды. Поэтому немедленно после своего воцарения Давид завоевал земли иевуситов (небольшой автохтонной народности Ханаана), отделявшие надел колена Иехуды от наделов остальных колен, и сделал город Иевус (впоследствии Иерусалим) столицей Объединенного царства, назвав ее ир Давид (`город Давида`). Объединение всех колен Израиля в единое царство и ликвидация иевуситского анклава в центре страны подрывали филистимскую гегемонию над территорией Ханаана. Войска филистимлян двинулись вглубь страны и захватили Бет-Лехем, однако Давид нанес им два тяжелых поражения в долине Рефаим и оттеснил их к Гезеру; третье сражение произошло уже на территории филистимлян и принесло израильтянам окончательную победу.

После разгрома филистимлян Давид получил возможность вести военные действия против соседей на востоке, за рекой Иордан. Война против моавитян (см. Моав) завершилась их разгромом (II Сам. 8:2). Вслед за этим Давид вступил в борьбу с арамеями за контроль над Заиорданьем и «царской дорогой», связывавшей Сирию и Египет. Против Давида выступили аммонитяне (см. Аммон), поддерживаемые арамеями. В двух сражениях Давид и его военачальник Иоав разгромили аммонитян и их союзников; царь Аммона стал вассалом Давида. Победы Давида в Заиорданье остановили военную экспансию арамеев в южной Сирии; власть Давида распространялась теперь далеко за границы территории колен Израиля, — возможно, вплоть до реки Евфрат; Арам-Даммесек был включен в состав царства Давида, а другие арамейские государства оказались в вассальной зависимости от Израиля. Стремясь обезопасить южную границу царства, Давид начал войну с Эдомом, в результате которой царство Эдома перестало существовать, и там были размещены гарнизоны Давида. Созданию обширного царства, границы которого, согласно библейским источникам (ср. I Ц. 5:1, 4; II Хр. 9:26), достигали Евфрата, способствовал упадок, переживаемый в этот период Египтом, Ассирией и Вавилонией, а также дипломатические действия Давида (союз с новохеттским царством, враждовавшим с арамеями, и с царем финикийского Тира Хирамом, с которым у Израильского царства были общие экономические интересы).

Перед Давидом стояла задача сплочения неустойчивого союза колен Израиля в прочное единство и создание могущественного государства. Сделав своей столицей Иерусалим, находившийся вне традиционных пределов территории какого-либо из израильских колен, Давид управлял страной при помощи созданного им административного аппарата, непосредственно подчиненного царскому двору и не связанного с какими-либо институциями отдельных колен. Давид создал регулярное войско (основу которого заложил еще Саул), состоявшее из регулярных подразделений наемников (главным образом филистимлян — Крети, Плети, Гиттим), своего рода царскую гвардию, и народное ополчение, планомерная мобилизация которого производилась в случае войны. Некоторые ученые полагают, что осуществленное при Соломоне разделение страны на 12 округов, не совпадавших с уделами колен (I Ц. 4:7), восходит к времени Давида. Содержание двора, армии и администрации обеспечивалось данью с царских владений и налогами. В ходе реформ Давид перенял некоторые элементы административного устройства древних ханаанских городов-государств: так, например, среди чиновников Давида упоминаются софер (`писец`; II Сам. 8:17) и мазкир (`дееписатель`, то есть хронист; II Сам. 8:16), по-видимому, выполнявший обязанности царского глашатая и отвечавший за сбор податей и проведение «царских работ» (повинность, до этого не известная в Израиле). Давид провел перепись населения — нововведение, которое в Библии (II Сам. 24:1–17; I Хр. 21:1–17) вменяется ему в тяжкий грех. Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета и построил жертвенник, превратив тем самым новую столицу из чисто политического также в религиозный центр страны. По более поздней традиции, сохранившейся в книге Хроник (см. Хроник книга), Давид осуществил приготовления к постройке Храма и установил порядок храмовой службы, привлек сословие левитов (см. Леви) к государственной службе, тем самым поставив его в зависимость от царского двора (I Хр. 22:2–5, 14–16; 23–26; 28:11–19).

Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: «Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне» (II Сам. 20:1). Ценой огромных усилий Давиду удалось подавить восстание и избежать распада царства (II Сам. 16–20).

Главной проблемой последних лет правления Давида было назначение престолонаследника. Библия повествует о придворных интригах в борьбе наследников за власть. Адония, сын Давида от Хаггит, бывший после смерти Авшалома и Амнона старшим из царских сыновей, претендовал на царскую власть; однако Давид передал престол Соломону, своему сыну от Бат-Шевы.

Согласно Библии (I Ц. 2:10), Давид погребен в «городе Давида». Народные предания в течение столетий указывали на различные места как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион; в праздник Шаву‘от (согласно традиции, дату смерти Давида) сюда совершают паломничество религиозные евреи — выходцы из восточных общин.

При дворе Давида зародилась идея (окончательно сформировавшаяся при его ближайших преемниках) «нерушимого завета Сиона»: Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, 29–30, 34–38; 132:13–14, 17). Завет Сиона — клятва, данная Богом Давиду, и неразрывная связь между домом Давида и Иерусалимом — стал основой мессианизма: праведный царь-избавитель воцарится в Иерусалиме и будет принадлежать к дому Давида (см. Ис. 11–12). Даже Иеремия, безжалостно обличавший последних царей династии Давида и предвещавший разгром царства и разрушение Храма, не представлял себе восстановления царства и Храма без восстановления дома Давида (Иер. 33:15–18).

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Он завершил начатое Саулом дело объединения разрозненных израильских племен, связанных лишь общими преданиями, в единый народ и превратил царство Израиля из неустойчивого союза колен в могущественное государство. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторический личности, за исключением Моисея. В этом повествовании вырисовывается сложная и могучая личность, наделенная противоречивыми чертами: скромный, но убежденный в своем великом призвании, нежный и жестокий, пастух и воин, поэт-псалмопевец и дипломат, арфист и полководец, подверженный страстям и вожделениям грешник и глубоко религиозный праведник, преданный Богу и искренне раскаивающийся в своих грехах. Красавец и силач, Давид в ранней юности убивает львов и медведей, уносивших овец из его стада (I Сам. 17:34–36), и поражает камнем из пращи прекрасно вооруженного Голиафа (там же, 17:49). Дважды Давиду представлялась возможность убить искавшего его смерти Саула (I Сам. 24:7–8; 26:8–11), и дважды он не воспользовался ею, несмотря на то, что Саул бросил в него копье, пытаясь пригвоздить к стене (I Сам. 18:11). Трогательна печаль Давида о павшем в бою Сауле (II Сам. 1) и о своем сыне Авшаломе, восставшем против отца (II Сам. 19:1). Притча придворного пророка Натана о единственной овечке бедняка, зарезанной богачом для угощения гостя (II Сам. 12), и гневный укор царю, который послал на смерть мужа своей возлюбленной Бат-Шевы, приводят Давида к раскаянию, и он смиренно, как заслуженное возмездие, принимает смерть рожденного Бат-Шевой младенца. Давид не раз проявляет и жестокость, особенно в конце жизни, после постигших его царство бедствий; он выдает на казнь семерых сыновей Саула жаждавшим мести гив‘онитянам (II Сам. 21:2–9), в своем завещании Соломону подробно разрабатывает план мщения тем, кто в прошлом причинил ему зло (I Ц. 2).

Уже в самых ранних источниках Давид именуется «сладким певцом Израиля» (II Сам. 23:1). Его поэтическое дарование находит яркое выражение в плаче по Саулу и Ионатану (II Сам. 1:17–27), представляющем собой один из лучших образцов древней поэзии на иврите. Библия приписывает ему авторство некоторых псалмов, а более поздняя традиция считает его автором всей книги Псалмов, проникнутой столь характерным для Давида глубоким чувством упования на Бога в самые тяжелые моменты человеческой жизни.

Давид принадлежал к колену Иехуды; среди его предков по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка Руфь (Руфь 4:18–22). После раскола Объединенного царства династия, основанная Давидом, оставалась на престоле Иудеи более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.), в то время как в северном Израильском царстве династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола изгнанные десять колен растворились среди других народов. Вера в восстановление династии Давида послужила одним из факторов сохранения еврейского народа в изгнании. Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.

Давид — Божий помазанник, и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давидовым вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер. 33:20–22). Вся еврейская эсхатология с библейских времен по сей день неразрывно связана с пришествием Мессии (помазанника), который будет принадлежать к роду Давида. В Талмуде есть высказывание о том, что Давид продолжает жить («Давид, царь Израиля, жив и существует» — РхШ. 25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погруженный в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству.

В талмудической и раввинистической литературе, особенно в Аггаде, с личностью Давида связано множество легенд. Давид изображается богобоязненным праведником, строго соблюдающим религиозные предписания, мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение Торы и предающимся молитвам. Отрицательные поступки Давида по большей части трактуются как испытания или действия, совершенные по Божественному предопределению для извлечения из них морально-гомилетических поучений. В каббале Давид олицетворяет сферу малхут (сферу царства), одну из десяти сфирот — модусов имманентной сущности Бога, нисходящих в мир путем эманации.

В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит в различных вариантах к Давиду (Матф. 1:1–17; Лука 3:23–31). По евангельским преданиям Иисус, как и Давид, родился в Бет-Лехеме.

В мусульманской традиции образ Давида мало чем отличается от образа, созданного в поздней аггадической еврейской литературе.

На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта. В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии М. Шагала. В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера Д. Мийо «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г. в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — М. Авидомом (Симфония №2 «Давид», 1948), П. Бен-Хаимом («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими. Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»). В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм И. Л. Гордона «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа М. Шамира «Кивсат ха-раш» («Овечка бедняка»). Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии У. Ц. Гринберга.

Как царь Давид взошел на трон Израиля

National Geographic исследует известных библейских персонажей в нашей продолжающейся серии Люди в Библии, в рамках нашего освещения истории Библии и поиска священных текстов.

Царь Давид не родился в королевской семье. Он вошел в жизнь как скромный пастух, поднялся, чтобы основать династию, и стал центральной фигурой в иудаизме, христианстве и исламе.

В Книге Самуила Саул, первый царь Израиля, не смог одержать решающей победы над вражеским племенем, филистимлянами. Бог послал пророка Самуила в Вифлеем и привел его к Давиду, скромному пастуху и талантливому музыканту. Он привел юношу ко двору Саула, где его арфа так успокаивала, что Саул призывал Давида всякий раз, когда его донимал «злой дух», посланный Богом (I Царств 9).:16). Саул был так увлечен этим молодым человеком, что назначил Давида своим оруженосцем.

Гигантская битва

Победа Давида над Голиафом была популярной темой для скульпторов эпохи Возрождения, включая Андреа дель Верроккьо в 1476 году. Несанкционированное использование запрещено.

Вскоре после этого замаячила крупная битва филистимлян. На этот раз филистимляне выставили новое устрашающее оружие: великана по имени Голиаф с огромным бронзовым копьем (1 Царств 17:5-7). Израильтяне замерли от страха, кроме юного Давида. Вооружившись только пращой, он подобрал камень со русла реки и метнул его в голову Голиафа. Цель Давида была верна; камень попал в гиганта и убил его, заставив филистимлян бежать. Израильтяне ликовали. Саул был вынужден поставить молодого Давида во главе своего войска (1 Царств 18:5).

Несмотря на то, что затем Давид женился на дочери Саула Мелхоле и стал близким другом сына Саула Ионафана, между новым военачальником и царем возникло ожесточенное соперничество. Саул даже начал замышлять убить его. У Давида не было иного выбора, кроме как бежать на вражескую территорию.

Падение Саула

Вскоре страна снова была разорвана войной, когда филистимляне собрались у горы Гелвуй, и Саул и его сыновья, все служившие командирами в его армии, бросились им навстречу. Но Бог отвернулся от Саула, и ряды израильтян были уничтожены. Все сыновья Саула пали от филистимлянских мечей, включая его наследника Ионафана. Тяжело ранив себя, Саул пал на собственный меч (I Царств 31:1-7).

Пока израильская армия стремглав отступала, филистимляне наводнили еврейское нагорье. Единственный оставшийся в живых сын Саула, Ишбаал, был помазан его преемником при поддержке северных племен. Но южные старейшины отправились в Хеврон, военную базу Давида, и со временем помазали Давида царем «над домом Иуды».

Сначала Давид решил проигнорировать филистимлян и вместо этого двинулся на Иерусалим (2 Царств 5:6). После захвата Иерусалима Давид смог победить филистимлян. В конце концов все регионы Ханаана перешли под контроль Давида.

Царство Давида

Теперь, наконец, Давид смог обратить свое внимание на строительство государства, управляемого из настоящей израильской столицы. Он разбил шатер Скинии для размещения Ковчега Завета. Это явно не было удовлетворительным решением, и царь пожаловался пророку Нафану, что «я живу в доме из кедра, а ковчег Божий стоит в шатре» (2 Цар. 7:2). Оракул от Бога заверил Давида, что «Господь сотворит тебе дом» — династия Давида, — но что его потомки (царь Соломон) должны будут «построить дом имени Моему» (2 Царств 7:11- 13).

И царствовал Давид над всем Израилем; и он вершил правосудие и справедливость для всего своего народа.

By1 Chronicles 18:14

Согласно Книгам Самуила и последующим Книгам Царств, Давид затем расширил свою территорию, пока Израиль не стал доминирующим государством в Леванте, поглотив народы Аммона, Моава и Едома. Современные исследования ставят под сомнение это утверждение, и многие ученые считают, что некоторые легендарные материалы, окружавшие Давида, служили тому, чтобы возвысить его как идеального царя, столь же успешного как в мире, так и на войне, любимого Богом, а также своим народом.

В самом деле, величайшим достижением Давида (и его сына Соломона) является не расширение их предполагаемого царства, а слияние враждующих племен в одну нацию. Некоторые ученые даже задаются вопросом, является ли Давид исторической фигурой, хотя открытие стелы из Тель-Дана с надписью bytdwd (что может означать «Дом Давида») свидетельствует об обратном.

Несмотря на политические достижения Дэвида, его личная жизнь была наполнена конфликтами и трагедиями. Давид поставил под угрозу свою репутацию, преследуя прекрасную Вирсавию, которая уже была замужем за Урией, одним из высших полководцев Давида. Давид приказал поставить его в первые ряды запланированного нападения на аммонитян, где он был должным образом убит.

Как только закончилось время траура Вирсавии, Давид женился на ней, и она родила ему сына. Но пророк Нафан сурово упрекнул Давида за его злые замыслы, потому что они «не угодили Господу», и действительно, младенец умер (2 Царств 11:27). Затем Давид раскаялся перед Богом, и взамен ему было обещано, что Вирсавия родит ему второго сына. Его звали Соломон. Когда Давид стал старше и слабее, Вирсавия выудила обещание Давида, что их сын Соломон станет его преемником. Так и случилось.

Предоставлено National Geographic Books

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Записи в этой серии являются выдержками из специального выпуска National Geographic 50 самых влиятельных фигур Библии , который был адаптирован из Кто есть кто в Библии: незабываемые люди и вечные истории от Бытия до Откровения, , опубликованного National Geographic Книги.

Царь Давид

Рут Маргалит отметил:

В долгой войне за то, как примирить Библию с историческими фактами, история Давида стоит у истоков. Нет никаких археологических записей об Аврааме, Исааке или Иакове. Нет никакого Ноева ковчега, ничего от Моисея. Иисус Навин не разрушил стены Иерихона: они рухнули столетия назад, возможно, в результате землетрясения. Но в 1993 году израильский археолог, работавший недалеко от сирийской границы, нашел фрагмент базальта девятого века до нашей эры с арамейской надписью, в которой упоминается «Дом Давида» — первое известное упоминание об одной из основополагающих фигур Библии. Итак, Давид — не просто центральный предок Ветхого Завета.

Он также может быть единственным, существование которого мы можем доказать.

Библейский царь Израиля Давид был известен своими разнообразными навыками как воина, так и сочинителя псалмов. За 40 лет своего правления, примерно между 1010 и 970 годами до н. э., он объединил народ Израиля, привел его к победе в битвах, завоевал землю и проложил путь своему сыну Соломону к строительству Святого Храма. Почти все сведения о нем получены из книг Пророков и Писаний: Царств I и II, Царств I и Паралипоменон I.

Давид был восьмым и младшим сыном Иессея из царского колена Иуды. Он также был прямым потомком Руфи Моавитянки. Давид начал свою жизнь пастухом в Вифлееме. Однажды пророк Самуил призвал его с поля и помазал без ведома нынешнего царя Саула. Давид просто вернулся к своим овцам. Его первое общение с Саулом произошло, когда царь искал кого-нибудь, кто мог бы сыграть для него музыку, и слуга царя позвал опытного Давида, чтобы тот сыграл для него. Саул был доволен Давидом и держал его на службе в качестве музыканта.

Впервые Давид публично продемонстрировал свою храбрость, когда, будучи неопытным мальчиком, вооруженным лишь палкой и несколькими камнями, он столкнулся с девятифутовым филистимлянином гигантом в бронзовых доспехах Голиафом из Гефа. После того, как опытные воины прятались от страха в течение 40 дней, Давид сделал пращу, призвал имя Бога и убил великана. После этого Саул взял Давида в качестве командира своего войска, и Давид подружился с сыном Саула Ионафаном.

Давид добился успеха в битве с филистимлянами, что вызвало зависть Саула, который пытался убить Давида, метнув в него копье. Однако Давид остался с Саулом, и Саул предложил ему в жены свою собственную дочь Мерав. Позже он нарушил свое обещание, но предложил Давиду свою вторую дочь Мелхолу в обмен на крайнюю плоть 100 филистимлян, цену, которую заплатил Давид.

Ревность Саула к Давиду росла, и он попросил своего сына Ионафана убить Давида. Однако Джонатан был другом Давида и вместо этого спрятал Давида. Затем он пошел к своему отцу и убедил Саула пообещать не убивать Давида. Саул пообещал, и Давид вернулся к нему на службу. Это обещание длилось недолго, и после того, как Саул во второй раз попытался убить Давида, Мелхола помогла Давиду бежать к пророку Самуилу в Раму. Давид ненадолго вернулся, чтобы заключить мирный договор с Ионафаном и убедиться, что Саул все еще планирует убить его. Затем он продолжил свое бегство от Саула, найдя убежище у царя Моава. По дороге священник Ахимелех из Новы дал Давиду оружие. Услышав это, Саул послал Доика Идумеянина убить 85 городских священников.

Во время своего бегства Дэвид заручился поддержкой 600 человек, и он со своей бандой путешествовал из города в город. В какой-то момент в Эйн-Геди Давид подкрался к Саулу, когда тот был в пещере, но вместо того, чтобы убить его, отрезал кусок от его плаща и столкнулся с Саулом. Саул не выдержал и признал, что однажды Давид станет царем, и попросил Давида поклясться, что он не уничтожит потомков Саула и не сотрет имя Саула. Давид поклялся в этом, но это не помешало Саулу продолжать преследовать его. Наконец, Давид и его сторонники перешли на службу к Анхушу, филистимскому царю Гефа, который доверил Давиду контроль над городом Секелаг. По найму Анхуса Давид совершал набеги на города кочевников, которые преследовали евреев, и отдавал добычу в качестве даров вождям Иудеи, чтобы заручиться их поддержкой против Саула.

В конце концов, когда Давид сражался с племенем амаликитян, Саул и Ионафан были убиты на горе Гелвуй в битве с филистимлянами. Давид оплакивал, а затем начался новый этап его жизни, как царя Иудеи. Он переехал в Хеврон вместе со своими женами, Ахиноамой из Изрееля и Авигеей из Кармила, и своими последователями. Жители Иудеи были благодарны Давиду за то, что он спас их от набегов пустыни, пока он был в Секелаге, и поставили Давида царем.

Тем временем Авенир, сын Нира, короновал Иш-Восхета, сына Саула, царем над коленами Израилевыми. Царства Иудеи и Израиля воевали, и династия Давида становилась сильнее, а династия Саула слабела. Наконец, после того, как Авенир поссорился с Иш-Восхет, Авенир подошел к Давиду и заключил с ним договор, который позволил Давиду объединить два царства и править всем Израилем. Однако, когда Авенир уходил от Давида, советник Давида и военачальник Иоав убил Авенира без ведома Давида. Вскоре был убит и Иш-Бошет, и колена Израиля помазали Давида своим царем. Давиду было тогда 30 лет, и он правил Иудеей семь лет и шесть месяцев. За эти годы он взял больше жен и имел много детей. Он также заключил договоры с королями различных соседних стран.

Первым действием Давида как царя было захватить то, что сейчас является городом Давида в Иерусалиме, укрепить его и построить себе дворец. Когда филистимляне услышали, что Давид был помазан царем и угрожает их гегемонии, они напали, рассеялись по долине Рафаимов и захватили Вифлеем. Давид отомстил и в трех сражениях вытеснил филистимлян из Израиля.

Как только Давид обеспечил безопасность своего царства, он принес Святой Ковчег, который переходили из города в город, в Иерусалим. Затем он захотел построить храм Богу и посоветовался с пророком Нафаном. Натан ответил Давиду, что Бог всегда будет с Давидом, но сын Давида должен построить Храм, потому что Давид был воином и пролил кровь.

Затем Давид начал войну против соседей Израиля на восточном берегу Иордана. Он победил моавитян, идумеев, аммонитян и арамеев. Эти войны начались как оборонительные войны, но закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обеим сторонам реки Иордан до Средиземного моря. Давид установил правосудие в своей империи и установил гражданскую и военную администрацию в Иерусалиме по образцу хананеев и египтян. Он разделил страну на двенадцать округов, в каждом из которых были свои гражданские, военные и религиозные учреждения. Он также сделал Иерусалим светским и религиозным центром страны. Каждый район платил налоги в Иерусалим, и люди начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники Песах, Шавут и Суккот.

Несмотря на это безупречное правление на национальном уровне, у Дэвида было много проблем в личной жизни. Однажды, когда мужчины были на войне, Давид увидел красивую женщину, Вирсавию, со своей крыши. Он узнал, что она была замужем за Урией Хеттеянином, но это не помешало ему послать за ней и сделать ее беременной. Затем он отозвал Урию из битвы и притворился, что Урия был отцом ребенка Вирсавии. Урия отказался вернуться домой к своей жене, поэтому Давид отправил Урию на передовую, где тот и был убит. Затем Давид женился на Вирсавии. Столкнувшись с пророком Натаном, Давид признал свой грех. В наказание ребенок Вирсавии умер, а Давид был проклят обещанием восстания из своего собственного дома. Вирсавия и Давид вскоре зачали второго сына, Соломона.

Личная борьба Давида продолжилась, когда его сын Амнон изнасиловал Фамарь, сводную сестру Амнона. Авессалом, сын Давида и брат Фамари, убил Амнона. Авессалом бежал, но Давид не мог перестать думать о нем. Наконец Иоав убедил Давида позволить Авессалому вернуться. Авессалом был красивым мужчиной и стал популярен среди народа Израиля. Затем, через 40 лет после того, как Самуил помазал Давида в цари, Авессалом вместе с 200 мужчинами отправился в Хеврон с намерением восстать против своего отца и захватить его царство. Его поддержали жители Хеврона, оскорбленные переносом царства из Хеврона в Иерусалим, старейшины, чей статус был подорван частью политики Давида, и вениамитяне, которые хотели отомстить за семью Саула.

Давид боялся, что Авессалом вернется и завоюет Иерусалим, поэтому он и все его последователи бежали из города, оставив только 10 наложниц охранять дворец. Давид велел священникам Садоку и Авиафару оставаться в городе вместе со своим другом и теперь шпионить за Хусием Архитянином. Тем временем Авессалом достиг Иерусалима, захватил город и переспал с наложницами Давида. Хусий подружился с Авессаломом, дал ему совет и велел священникам послать вестников, чтобы сообщить Давиду о планах Авессалома. Давид собрал свои войска, а затем убил 20 000 израильских солдат Авессалома, включая самого Авессалома. Давид вернулся к власти. Второе восстание вспыхнуло от рук Савы, сына Бихри, но с помощью Иоава Давиду удалось подавить и это восстание, а Саву убить.

В конце концов Дэвид состарился, и ему пришлось прекратить сражаться. Он постоянно чувствовал холод и не мог согреться. В этот момент Адония, старший сын Давида, провозгласил себя царем. Однако Давид пообещал Вирсавии, что ее сын Соломон станет царем, и публично помазал Соломона. Опасаясь возмездия, Адония побежал к жертвеннику в Иерусалиме, но Соломон простил его и отправил домой.

Давид передал последний набор инструкций своему сыну, сказав ему следовать словам Бога и отплатить тем или иным людям, которые либо обидели Давида, либо помогли ему. Затем Давид умер после 40 лет царствования, 33 из которых в Иерусалиме. Он был похоронен в Городе Давида.

Давид был поэтом, и раввины считают, что Давид написал Книгу Псалмов или, по крайней мере, отредактировал ее. Всю свою жизнь Давид готовился к строительству Святого Храма, откладывая необходимые физические материалы, руководя левитами и другими людьми, выполняющими их обязанности в Храме, и передавая план Храма Соломону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *