История боярыни морозовой: Чем провинилась боярыня Морозова? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Чем провинилась боярыня Морозова? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Все наверняка помнят замечательную картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Знатная женщина отправляется в далёкое путешествие. Но видно, что провожающие и сама путешественница особого восторга от поездки не испытывают. Что же такое случилось, почему все так негативно настроены друг к другу?

Реформы Никона

Проблемы боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой (1632–1675) неразрывно связаны с теми процессами, которые проходили в русском обществе в XVII веке. Именно в это время огромной проблемой страны стал церковный раскол.

Эти события развивались во времена царствования Алексея Михайловича, который получил прозвище Тишайший. Так вот, его «тихое» правление превратилось в неспокойное и тревожное время, сопровождавшееся множеством войн и кризисов. А у истоков раскола стоял патриарх Никон (Никита Минин, 1605–1681).

А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола

Источник: commons.wikimedia.org

Никон прибыл в Москву в 1646 году и был представлен молодому царю Алексею, которому очень понравился этот священнослужитель, и он оставил его при себе. Постепенно влияние Никона на царя росло, и уже в 1652 году он взошёл на патриарший престол, заменив умершего патриарха Иосифа. С этого времени и начинается подготовка церковной реформы.

Начал Никон с редакции всех церковных книг, которые должны были привести в соответствие с греческими канонами. С 1653 года вводятся изменения в богослужебные правила: замена двуперстного знамения на троеперстное, написание «Иисус» вместо «Исус», сокращение просфор для литургии, в церковном пении стали петь «Аллилуйя» три раза вместо двух, движение во время крёстного хода теперь надо было совершать против солнца. Это не всем понравилось, и началось противостояние сторонников патриарха Никона и приверженцев старых обрядов.

В результате раскола от православной церкви отделилась значительная часть верующих. Эти события негативно сказались и на отношениях власти и церкви, в первую очередь – между царём и патриархом. Здесь сыграли свою роль и жесткие методы, которыми осуществлял реформу патриарх Никон. В 1666 году Никон был низложен с патриаршего престола, лишён сана и отправлен в Ферапонтов монастырь.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Источник: commons.wikimedia.org

Но и после этого начатые Никоном церковные реформы продолжились. В 1666 году были уже в окончательном виде утверждены новые церковные книги и обряды, а сторонников «старой веры», или старообрядцев, вообще отлучили от церкви.

Кто против?

Наиболее значимой личностью, по сути, знаменем старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров. За своё несогласие с церковной реформой он подвергся жесточайшим репрессиям и в конце концов был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Но никакие мучения не сломили его, и Аввакум остался преданным своей вере. Строптивого протопопа приговорили к заключению в земляной тюрьме, а в 1682 году его сожгли заживо в Пустозерске.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Источник: commons.wikimedia.org

Среди ярких сторонников протопопа Аввакума выделялась и боярыня Феодосия Морозова, урождённая Соковнина. Она была близка к царскому двору, числилась верховой боярыней, а семья её мужа состояла в родстве с царствующими Романовыми. В 1662 году её муж Глеб Иванович Морозов умер, и 30-летняя Феодосия осталась владелицей огромного состояния. Её владения превратились в приют для гонимых раскольников, нищих, монахов. К тому же боярыня тесно общалась с протопопом Аввакумом. Всё это очень не нравилось Алексею Михайловичу, который сначала предупредил её, а позже распорядился отнять у неё лучшие вотчины. Первоначально, боясь потерять богатства, Морозова пошла на сделку с властью, но вскоре под воздействием Аввакума прокляла «ересь никониянскую». Уже после того, как раскольники были отлучены от церкви и объявлены вне закона, она в 1670 году тайно постриглась в монахини и вошла в откровенную конфронтацию с царской властью, не явившись в январе 1671 года на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, матерью Петра Великого.

В ноябре 1671 года Морозова была арестована. Она оказалась стойким противником. Феодосию Прокофьевну не смогли сломить уговоры патриарха и других архиереев. К ней применялись пытки, были конфискованы и оставшиеся богатства. Её упорство было оценено согласно нравам эпохи: в 1675 году она была переведена в Боровский монастырь, посажена в земляную тюрьму, где умерла от голода в ноябре того же года, так и не изменив своих убеждений.

Центральная часть картины В. Сурикова

Источник: commons.wikimedia.org

Картина Василия Сурикова была написана в 1887 году. Морозову везут закованной в цепи. Опальная боярыня уезжает в бессмертие, а вокруг шумит московский люд. Здесь собрались разные люди: и те, кто с ухмылкой провожает её, и те, кто горячо сочувствует ей. Художник ярко отобразил все те страсти, что кипели в Москве три с половиной века тому назад.

Обложка: В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Источник: commons.wikimedia.org

Смотрите также:

«В военном деле он сведущ и неустрашим». Царь Алексей Михайлович

Спор царя и государя

Главный старовер всея Руси

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Федор Алексеевич. Юный царь, стремившийся к общему благу

Боярыня Морозова

Когда произносится имя боярыни Морозовой, вспоминается, прежде всего, картина Василия Сурикова. Художник изобразил подлинный момент в жизни боярыни Морозовой –17 ноября 1671 год, когда ее из-под стражи в собственном московском доме повезли в заточение.

Звали боярыню Морозову Феодосия Прокопьевна, в девичестве Соковнина. Родители – Прокопий Федорович и Анисия Никитична были людьми благородными и благочестивыми. Род Соковниных не принадлежал к числу первых дворянских родов Московского царства, но имел свою историю, и по древности мог поспорить с любым из дворянских родов. Семья  Соковниных была дружной: кроме Феодосии была еще сестра Евдокия и братья Федор и Алексей. Дети получили хорошее по тому времени образование.

История не сохранила подробных сведений о детских и отроческих годах Феодосии Соковниной.  Но в допетровской Руси основную часть повседневной жизни женщины занимала домашняя работа, к которой готовили уже с четырех лет. Жили в атмосфере религиозности, высшим нравственным идеалом домашнего устройства считалось устройство, во многом подражавшее монастырскому укладу. С юных лет Феодосию отличала любовь к чтению «божественных писаний». Позднее, обращаясь к своему духовному отцу протопопу Аввакуму, она скажет: «И в девках-де, батюшко, любила Богу молитися…»

Жизнь Соковниных шла обычным чередом до ставшего судьбоносным для всей семьи 1645 года. 13 июля того года скончался  первый государь из династии Романовых  Михаил Федорович. Царем и великим князем всея Руси был объявлен совсем еще юный Алексей Михайлович, вошедший в российскую историю под именем «Тишайший». Воспитателем его («дядькой») был боярин Борис Иванович Морозов. В 1649 году младший брат  его Глеб Иванович  посватался к молодой красавице Феодосии Прокопьевне Соковниной. Было ей всего 17 лет, а жениху – 54. Но в те времена согласия невесты не спрашивали, все решала родительская воля. А жених был завидный, один из богатейших людей России.

Свадьбу отпраздновали пышно и весело. Быт семьи Морозовых был боярский, образ жизни богатый. В 1652 году у Морозовых родился сын Иван, и молодая женщина стала заботливой матерью. Когда боярыне исполнилось 30 лет, друг за другом умерли  бездетный Борис Иванович Морозов, потом его брат Глеб Иванович. Наследником всех морозовских богатств оказался мальчик Иван, а в действительности его мать – Феодосия Прокопьевна. Как вдова она должна была управлять вотчинами до совершеннолетия сына.

Церковный раскол середины 17 века расколол не только русскую церковь. Он расколол пополам русскую историю. Движение за старую веру охватило все слои русского общества. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона. Весной 1664 года в Москву прибыл после многолетней ссылки протопоп Аввакум. Морозова стала ревностной его ученицей и вместе со своей младшей сестрой Евдокией Урусовой помогала протопопу и его семье. Дом боярыни стал центром, куда стекались старообрядцы, все недовольные реформой Никона и «никонианами», все желающие послушать проповеди Аввакума. Проповеди эти досаждали властям. Церковным собором 1666 –1667 годов все раскольники были объявлены вне закона и отлучены от церкви. Аввакум с семьей посажен на несколько лет в земляную яму. Оттуда присылал он боярыне в Москву свои богословские сочинения, зная, что найдет в ней страстную читательницу.

Царь Алексей Михайлович, будучи сторонником церковных реформ, неоднократно делал попытки повлиять на мятежную боярыню посредством ее родни и ближайшего окружения. Под нажимом приходилось ей присутствовать на богослужениях, проводившихся по новому обряду. Но после того как  в 1670 году она приняла тайный постриг в монахини, взяв церковное имя Феодора, то перестала участвовать и в церковных, и в светских мероприятиях.

В январе 1671 года состоялась новая свадьба овдовевшего царя с Натальей Нарышкиной, от участия в которой Морозова отказалась под предлогом болезни. Этот поступок вызвал гнев самодержца. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, а затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: она отказала обоим.

В ноябре 1671 года Морозова и ее сестра Евдокия Урусова были допрошены, после чего закованы в кандалы и оставлены дома, под арестом, а затем перевезены в Чудов монастырь, где были продолжены допросы, после которых сестер отправили на подворье Псково-Печерского монастыря.

Вскоре после ареста скончался в возрасте 20 лет сын боярыни Иван. Имущество конфисковали, а ее братьев отправили в ссылку. Сестер перевезли  в город Боровск, где поместили в земляную тюрьму в местном остроге. В сентябре 1675 года умерла от голода княгиня Евдокия Урусова.

В ноябре этого же года, ненадолго пережив сестру, от полного истощения скончалась боярыня Морозова. Их так и похоронили в боровском заточении, без отпевания, завернутых в рогожи. Сейчас на месте предполагаемого захоронения мучениц старой веры выстроена часовня. 

О боярыне слагали повести ее современники, писатели и поэты последующих поколений. Достоверно, что «Повесть о боярыне Морозовой» была написана кем-то из числа людей, близко ее знавших. В рукописных списках «Повесть» просуществовала в народе почти двести лет и была опубликована только в конце ХIХ века. Она распространялась вместе с «Житием протопопа Аввакума» и служила символом народного движения раскола.

Наталья Баркова,
главный библиотекарь   универсального читального зала

По материалам книг: Кайдаш-Лакшина С. Н.  Судьбы великих русских женщин / С. Н. Кайдаш-Лакшина. – Москва: Мартин, 2005. – 576 с.

Кожурин К. Я. Боярыня Морозова / К. Я. Кожурин. – Москва, Молодая гвардия, 2012. – 380 с.

Сайты:

«Старообрядческая мысль»

«История РФ»

17.11.2020

The Frost Fair — Публичная библиотека Лос-Анджелеса

The Frost Fair — Публичная библиотека Лос-Анджелеса — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск Расширенный
В этом неотразимом романе эпохи Регентства, написанном отмеченной наградами писательницей Элизабет Мэнсфилд, у упорно одинокой аристократки есть пять месяцев, чтобы найти мужа — или мгновенно стать без гроша в кармане.

Время двадцатипятилетней леди Маргарет Андервуд истекает. Отчаявшись сохранить независимость, которую ей дает ее значительное состояние, она принимает предложение виконта Чарльза Ишема. Но после нескольких часов в его отупляющей компании она делает то, что сделала бы любая женщина: убегает.

Снежная буря и авария кареты приводят к спасению соблазнительной незнакомки. Вскоре Мэг укрывается в йоркширском поместье сэра Джеффри Кэрриера, солдата, хранящего болезненную тайну. И мужчине, поклявшемуся оставаться холостым, и женщине, которая отказывается выйти замуж, предстоит еще непогода, когда они откроют для себя опасности и удовольствия влюбленности.


Вымысел Романтика саспенс Историческая фантастика
  • Детали