История базарова: Евгений Базаров — биография персонажа, образ и характер, цитаты

Евгений Базаров — биография персонажа, образ и характер, цитаты

История персонажа

Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого — врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Образ Евгения Базарова

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной — колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.

Иван Тургенев

Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.

Евгений Базаров

В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» — годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения — люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.

Евгений Базаров

Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.

Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.

Анна Одинцова

Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.

Аркадий Кирсанов

Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.

Внешность Евгения Базарова

Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

Интересные факты

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру Андрею Смирнову.
Владимир Богин в роли Евгения Базарова
  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение — музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе — Овстюг, что под Брянском, — снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.
Александр Устюгов в роли Евгения Базарова
  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Меню статьи:

  • Внешность Евгения Базарова
  • Семья Евгения Базарова
  • Происхождение и род занятий
  • Образ жизни и привычки
  • Суть нигилизма Евгения Базарова
  • Личностные качества
  • Фольклорные элементы в образе Базарова
  • Отношение Базарова к любви и романтике
  • История любви Базарова и Одинцовой

https://www. youtube.com/watch?v=WUS-ed3ZZL8
Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.


Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.

Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.

Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь — белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Цитаты Базарова “Отцы и дети”.

  • Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.
  • Я уже в клинике заметил: кто злится на свою боль – тот непременно ее победит.
  • Удивительное дело, как человек еще верит в слова.
  • Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники.
  • Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.
  • Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь.
  • А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.
  • Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.
  • Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно.
  •  Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.
  • Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.
  • Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.
  • Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

Автор: Виктория Давыдова

Василий Иваныч Базаров в Отцы и дети

Предыдущий Следующий

Василий Иваныч Базаров

Нет, пожалуй, лучшего описания Василия Иваныча Базарова, как когда он предъявляет отцу Алексею крестьянский зуб, который молодой Базаров вырвал. Убежденный, что его сын — лучший врач в Российской империи, он указывает Алексею, что Базаров, должно быть, был очень сильным, чтобы вычистить зуб, как он. Алексей не знает, что сказать «восторженному старику» (27.18).

Василий Иваныч — скромный человек, сельский врач, когда-то служивший в армии у генерала Кирсанова. Он живет скромно, но не так скромно, как притворяется Базаров (Базаров говорит Аркадию, что у них пятнадцать слуг; слуга Тимофеич поправляет его и указывает число двадцать два).

Но более всего Василий Иваныч боготворит ту самую землю, по которой ходит его сын; он думает, что Базаров обречен на величие и его единственная цель — не мешать сыну.

Когда Аркадий говорит Василию Иванычу, что считает Базарова одним из самых впечатляющих людей, которых он когда-либо встречал, Василий Иваныч приходит в восторг. Он начинает объяснять своему сыну. Он говорит: «Он против всякого рода проявления чувства; многие даже порицают его за такую ​​силу характера и принимают ее за признак высокомерия или бесчувственности; но таких, как он, не следует судить по обычные стандарты, не так ли?» (21.19). На протяжении всего фильма мы постоянно видим, как отец оправдывает сына. Чем больше мы узнаем Василия Иваныча, тем нетруднее думать об отце как об одном источнике его чрезмерной гордыни. Дома ему вполне может сойти с рук что угодно.

При всей своей скромности Василий Иваныч явно не лишен определенного эгоизма. Он впечатляет Аркадия тем, что старается идти в ногу со временем.

Он старается идти в ногу с френологией (ранней нейронаукой) и психологией и говорит: «Для мыслящего человека нет такой вещи, как пустыня» (20.43). Понятно, что его скромность относится к тому варианту, когда другие люди должны знать, что он скромен. Иными словами, Василий Иваныч тонко подчеркивает, что ему есть в чем скромничать о . По сравнению с кротостью Николая Петровича Василий Иваныч действительно очень гордый человек.

При этом у Василия Иваныча, похоже, одни только благие намерения. Он часто воображает себя сильнее, чем есть на самом деле, и будет извиняться за сентиментальность жены, когда сам будет точно таким же. Например, когда он приглашает отца Алексея на обед, то утверждает, что на этом настояла Арина Власьевна. Он постоянно суетится над сыном, пытаясь при этом сделать вид, что он этого не делает. Отец ищет способ выразить свою любовь к сыну, хотя и знает, что Базаров против всякого «проявления чувства» (21.19).).

Когда Базаров умирает, Василий Иваныч приходит в бешенство. Он начинает кричать: «Я сказал, что буду бунтовать. И я буду бунтовать, я буду!» (27.157). Только когда его жена хватает его, они оба падают, рыдая. Василий Иваныч в душе консервативный русский земляк. Как бы он ни поддерживал взгляды своего сына, он умоляет его принять последнее помазание и в конце концов заставляет отца Алексея сделать это, пока Базаров находится в бреду. Василий Иваныч пытается изображать из себя человека времени, но на самом деле он гораздо более традиционен: любящий отец, который сделает все, чтобы угодить своему сыну.

Предыдущий Следующий

Подробнее об отцах и детях Навигация

Это продукт премиум-класса

Разблокировать эти функции

Устали от рекламы?

Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.

Начало работы

Философия истории Толстого и нигилизм Базарова: философский поворот? | Патрик Торндайк

Пушкин и Голубь.
(Санкт-Петербург)

Введение

В Cambridge Companion to the Classic Russian Novel Малкольм Джонс пишет:

«то, что, по-видимому, остро осознают все романисты девятнадцатого века, — это окончательная тщетность и высокомерие неоднократных попыток России подчинить человеческой воле необъятность и величие природы вместе с недостаточностью человеческого разума для полного постижения смысла жизни. Тема… является центральной в философии истории Толстого в «Войне и мире»… и судьбе Базарова в тургеневском «Отце и детях».

Почему Малкольм Джонс совмещает, казалось бы, разрозненные аспекты русской литературы XIX века?

Внешне сравнение толстовской философии истории и базаровского материализма можно было бы признать бессмысленным, так как они имеют дело с совершенно разными предметами. Тем не менее, если задуматься о вопросах, с которыми столкнулись Толстой и Тургенев, в сочетании с интеллектуальным ландшафтом России 1860-х годов, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторые проясняющие взгляды на их, казалось бы, контрастирующие темы.

Хотя философия истории Толстого затрагивается в основном в первом и втором эпилогах «Войны и мира», а второй эпилог состоит исключительно из его рассуждений на эту тему, некоторые ее элементы переплетаются с основной частью произведения и в несколько ключевых моментов повествования. Наоборот, материализм Базарова раскрывается через центральное повествование «Отцов и детей». Анализировать авторское представление о чем-то столь обширном, как «история», и сравнивать его со взглядом вымышленного персонажа сопряжено с трудностями.

Тем не менее, когда они оба помещены в исторический контекст, сравнение может многое показать. Кроме того, эти сравнения основаны на том, что мы — как читатели — можем узнать из попыток авторов ответить на самый фундаментальный вопрос жизни: каково положение человека во вселенной и его отношение ко времени, искусству, эмоциям , наука и прогресс?

Однако, как утверждается в этом произведении, существует определенная нить, которая объединяет эти аспекты как толстовской, так и тургеневской мысли. Таким образом, сходство заключается в попытках Толстого и Тургенева до конца осмыслить это отношение.

Исторический контекст

1860-е годы были эпохой, когда традиционным верованиям был брошен фундаментальный вызов. Помещение обоих произведений в их исторический контекст позволяет нам понять более широкие культурные изменения, происходившие в России. Наиболее заметным является развитие пессимизма. Если обратиться сначала к Толстому, то из центральной темы «Войны и мира» становится ясно, что Толстой пытается вернуться в «золотой век» русской аристократии.

Кроме того, это был номер народ, во главе с отважными дворянами, которые страстно сражались и погибли за родину . Ностальгия стала мощным революционным символом в «Войне и мире», а также присутствует в попытках Толстого понять Историю. Период 1860-х годов можно охарактеризовать как начало сдвига в общеевропейском сознании, когда широкое распространение получили ностальгия и вера в испорченность общества. Идеи Дарвина вырвались на сцену в 1859 году и потрясли всю Европу. Ужас многих европейцев, вызванный, с одной стороны, постепенным упадком традиционных ценностей, а с другой — их отвращением к авторитарным тенденциям многих европейских лидеров, должен был найти гораздо более сильное выражение в более позднем интеллектуальном мышлении финнов. de siecle Австро-Венгерская империя. Однако зарождающееся чувство пессимизма, безусловно, заметно в толстовском видении истории.

Позитивистское и телеологическое прочтение истории, согласно которому общество всегда движется вперед, а история разворачивается в прогрессии, которая в конечном итоге приведет человека к самой свободной и самой справедливой форме социальной организации, подверглось серьезному испытанию в середине 19 век. Поражение революций 1848 года и возникновение реакционных режимов в Европе, безусловно, повлияли на интеллектуальную мысль того времени. Хотя Россию в 1848 г. не трясло, но она определенно ощутила на себе тяжелую руку авторитарного правительства. В частности, подавление кружка Петрашевского потрясло сознание многих представителей интеллигенции.

Кроме того, поражение России в Крымской войне стало показательным и явилось воплощением гнили, которую породила такая система. Хотя освобождение крепостных явилось результатом необходимости реорганизации общества после поражения в Крыму, эта утрата все же оказала влияние на целое поколение интеллектуалов. Именно в сочинениях Чернышевского и Добролюбова «новые люди» — поколение 1860-х годов — должны были найти своих главных сторонников, поскольку они «отстаивали антропологический принцип, согласно которому человек не делится на душу и тело, а должен толковаться исключительно как физический организм».

На короткое время цензура была временно приостановлена, но впоследствии принудительно восстановлена. Это привело многих представителей интеллигенции, в том числе и Чернышевского, к мысли, что надежды на реформы нет и что царизм никогда не сможет стать двигателем прогресса или социального развития.

Интеллектуальный пейзаж

Таким образом, Толстой, изображая более простую эпоху, когда Россия объединилась для победы над западными захватчиками, и в своем противостоянии разворачивающемуся перед его глазами «новому миру», обосновывал русскую исключительность как земля благородной праведности. Действительно, Шлапентох утверждает, что в «Войне и мире» именно тщеславие Запада привело к его жестокости и насилию над христианским и «кротким» русским народом.

В «Войне и мире» русский Андрей Болконский «излечивается» от тщеславия, глядя на огромный небесный свод на поле Аустерлица. Именно Андрей способен, в конце концов, перед лицом смерти любить всех людей, даже тех, кто обидел его; в первую очередь Анатоль Курагин. Русская способность прощать — мощная метафора. Толстой противопоставляет насилие, тщеславие и продажность Запада чистоте богонасыщенной русской жизни. Это становится ясно в последних отрывках второго эпилога. Толстой пишет: «Если мы примем свободную волю, мы придем к абсурду, а если примем зависимость от внешнего мира, времени и причинности, мы придем к законам».

Принятие свободы воли воплощает, таким образом, новый, свободный и революционный мир Дарвина, атеизма и декадентского, жестокого, антиисторического Запада; тогда как зависимость от внешнего представляет сострадание и тайну России, проявляющуюся в ее фундаментальной вере в Православие. Громкий тезис Толстого о жизни и существовании, который, можно утверждать, представляет «Война и мир», нельзя просто свести к столь нелепо упрощенным утверждениям. Тем не менее, во влиянии интеллектуального периода, когда была написана «Война и мир», и в поисках автором духовности можно найти важную истину.

Таким образом, указатели прошнурованы по всей работе. Они четко заложены в толстовской теории истории, как в самой ясной форме поиска — без сюжета и повествования, — в которой Толстой привязывает жизненные явления к тем вечно внешним законам, находящимся вне человека, вне истории. Намек на то, что должно быть Божество, которое стоит перед всеми действиями и стоит во главе причинно-следственной связи, иллюстрирует элементарную веру Толстого в старые, общепринятые формы мышления.

Наоборот, при взгляде на материализм Базарова его губит Базаров и его приверженность всему современному и западному. Он опровергает свое русское наследие, избегая эмоций в пользу научного материализма ( Бюхнер вместо Пушкин ) и отрицая любое абстрактное, чувственное чувство, которое нельзя измерить приборами или наблюдать его органами чувств. Базаров противостоит пессимистическому интеллектуальному климату того времени. Он видит себя в авангарде прогресса, порицая мужчин старшего поколения, оплакивающих потерю искусства и высокой культуры в поисках науки и, по их мнению, пустых западных ценностей. Базаров отвергает всякое представление о предопределении, пока не сталкивается с величайшим неизвестным из всех — Смертью.

Вудворд замечает, что Базаров — «первый из тургеневских героев, полностью отвергший представление о трансцендентальном замысле в человеческих делах и, следовательно, представление о человеке как о действующем некоем высшем, надличностном замысле». Базаров, через свой материализм, видит в человеке единственную силу, управляющую его собственной судьбой. Человек обладает предельной способностью вести свои собственные дела и способен достичь того, чего он хочет. Единственное, что преграждает путь человеку, в глазах Базарова, это бессмысленный романтизм, происходящий от невежества. Однако Базаров понимает — за несколько минут до своей смерти, — что он сам был побежден этими иррациональными эмоциями, хотя он в классическом базаровском стиле опровергает их ценность. «Ну, что я тебе говорил… Что я любил тебя? Раньше это не имело смысла, а сейчас приносит меньше, чем когда-либо».

Судьба виновна в напрасной и в какой-то степени жалкой смерти Базарова, что, кажется, и он сам признает: «Я нужен России… Нет, ясно, что не нужен». Эту великую личность — этого самопровозглашенного гиганта — уничтожает микроб. Человек всегда будет урезан «безразличной природой», и, таким образом, через своего главного героя Базарова Тургенев исследует радикальные темы дня и заявляет о месте человека в мире. Он изображает состояние человека как крайне слабое, поскольку мы не можем изменить свою судьбу или отменить прошлые действия и навсегда связаны собственной смертностью.

Божественное «Бытие» и Божественная природа

Центральные темы этих двух романов не могут быть так далеки друг от друга. «Война и мир» изображает мир, полный социальных интриг и ностальгии русского дворянства по временам расцвета храбрости и патриотизма, а «Отцы и дети» — современное разоблачение радикализма, отдающегося эхом в русской молодежи 1860-х годов. Тем не менее, есть общие темы.

Предопределение становится увлечением Толстого, и он критикует историков своего времени за то, что они сосредоточились исключительно на «Великих людях» истории. Кроме того, Толстой отдает предпочтение отдельным людям как невоспетым героям истории. Он стремится раскрыть истинные силы, стоящие за исторической причинностью. Он делает это, во-первых, опровергая профессиональных историков того времени, утверждая, что они убегают от «решающих вопросов человечества».

Более того, Толстой настаивает на том, что существовавшие ранее представления о предопределении и вере в вмешательство божества «разрушены». Толстой пытается по-новому понять человеческое поведение и ищет принципиально иную концепцию человеческой деятельности. И все же, в конечном счете, Толстой приходит к выводу, что: «только вневременное Божество могло бы воздействовать на целый ряд событий… Человек действует во времени и вовлечен в события». Он возвращается к «старой» концепции божественного вмешательства и передает силу причин Богу или воплощению некоего высшего существа. Таким образом, Толстой закрепляет свою мысль в надежной гавани сверхъестественного. Что человек не может объяснить; Божество может.

В том же духе Тургенев представляет нам подобный volte face в образе Базарова, который высмеивает старшее поколение за его поверхностные, бессмысленные ценности и занятия, не имеющие смысла в его нигилистических убеждениях. Он опровергает их так же, как Толстой опровергает веру Древних в Божество. Тем не менее, мы видим переворот в Базарове так же, как и в философии Истории Толстого. Базаров, по выражению одного комментатора, «принимает всякую позицию, которую он обличает: он защищает свою честь, сражаясь в нелепой дуэли, влюбляется и отвергнутый понимает, что любовь есть нечто гораздо большее, чем чисто физиологическое явление». сказал о Толстом, который, опровергая Древних, в конце концов возвращается к их вере в то, что должно существовать некое Божество, запускающее цепь событий. Человек, по его правильному выражению, «действует во Времени и вовлечен в события».

Тем не менее, нуждается в , чтобы быть чем-то другим, потому что, как постулирует Толстой, «не допуская божественного вмешательства в человеческие дела, мы не можем принять власть как реальную причину событий». Толстой не может считаться с властью как с простой человеческой силой. Точно так же Базаров не может считаться с собственной смертностью, пока не смотрит смерти в лицо. Сила природы занимает центральное место. Будь то Божество или микроб, окончательный ответ на вопросы, которые задает человечество, дает Тургенев через окончательное признание Базаровым верховенства Природы, а Толстой через признание того, что судьба человека всегда будет подчинена большей силе.

Для Базарова это тщетность человека по отношению к Природе — окончательная расплата с собственной смертностью и внутренний вопрос, нужен ли он вообще. Для Толстого Человек может объяснить лишь ограниченное количество вещей; для остальных есть только «внешняя» сила.

Тщетность и неразумность

Еще одно сходство, жизненно важное для этого сравнения: Толстой и Базаров оба не правы. Мы являемся свидетелями внутренней и фундаментальной — но тщетной — борьбы за понимание существования в обоих романах. Поиски Толстым «законов» Истории несовместимы с необъяснимостью существования и, следовательно, опираются на внешнее, высшее бытие, которое придает его теории телеологию. Точно так же Базаров выступает как архетипический «новый человек», человек, уверенный в своих силах, но в конечном итоге подчиняющийся тем же правилам, что и те, над кем он чувствует свое превосходство.

Таким образом, Базаров есть лишний человек par excellence . Базаров лишний не в праздно-богато-онегинском смысле, а потому, что России Базаров не нужен. Он лишний для общества, а не наоборот. Идеи Базарова явно зажигательны, но его смерть мало что добавляет к вере в господство человека над природой и в рационализацию действительности. Природа — победитель. Тургенев подводит нас к мысли, что иначе и быть не может.

Поэтому и Тургенев через Базарова, и Толстой через его понятие Истории лишние для русского общества и времени. И у Базарова, и у Толстого концепция Истории связана тщетностью веры в собственные действия человека и его окончательное подчинение высшей силе. У Базарова побеждает божественная и «безразличная натура». Толстой утверждает, что высшим арбитром всех причин в истории является Божество. Таким образом, существует аморальная природа и руководящая сила, над которой человек не может восторжествовать.

И все же, хотя Базаров и есть по преимуществу лишний человек, существование Базарова и его смерть не совсем бесцельны. Тургенев, показывая презрение Базарова ко всему эмоциональному и художественному, показывает человека, которым правит рационализм, которому не до отвлеченного мышления. Базаров ругает младшего Аркадия за проявление эмоций. Благодаря этому изображению Базарова мы можем научиться ценить то, что не в силах объяснить. Тургенев показывает, что нужно иметь время для иррационального, так как изображает успехи Аркадия и Николая в обретении довольства по сравнению с Павлом и Базаровым.

Таким образом, послание Тургенева через изложение материализма Базарова — если выводить его из «Отцов и детей» — сходно с посланием толстовской философии «Истории в войне и мире». Оба романа предполагают, что в жизни есть нечто большее, чем мы можем ощутить. Тургенев требует, чтобы иррациональному уделялось достаточно времени, даже если оно кажется таким же бесполезным, как поэт кажется Базарову.

В том же духе Толстой приказывает нам принять внешнюю природу действительности, если мы хотим открыть пользу от получаемых «законов», мы должны научиться принимать невидимую руководящую «внешнюю» руку.

Заключение

В общем, две радикально противоположные идеи Толстого и Тургенева сотканы из одного шелка. Человек должен в конечном счете принять иррациональное. Бросать ему вызов — это путь, полный опасностей и, в конце концов, бесполезное занятие. Согласно Фриборну, русский роман 1860-х годов был о конфликте стремления примирить противоположные точки зрения во имя какой-то большей всепримиряющей правды. Казалось бы, это поверхностный анализ.

Однако выше было сказано, что в конце концов и Базаров, и Толстой были неправы. Базаров ошибался, отвергая все прекрасное, иррациональное и эмоциональное, так как он сам оказывается побежденным любовью. Его последние слова составляют чистую поэзию, а его жизнь заканчивается микроскопической природой. Толстой, благодаря своим неустанным поискам причины и силы, впоследствии видит, что только на «внешнее» можно полагаться в качестве «законов».

Тем не менее, напрасная смерть Базарова проливает свет на то, как нужно жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *