Исторический портрет Наполеона Бонапарта
Пример составления исторического портрета. Наполеон Бонапарт.
Для составления исторического портрета мной выбрана личность Наполеона Бонапарта, т.к. именно этот человек – наиболее яркая и известная фигура мировой истории конца XVIII – начала XIX столетия. Указанная историческая эпоха – это время потрясений для Франции, да и для многих государств мира: Великая Французская революция, завоевательные войны, создание империи… Центральной фигурой в этих событиях был Наполеон Бонапарт.
Французский император, гениальный полководец, Наполеон Бонапарт появился на свет 15.08.1769 на Корсике в семье мелкопоместного дворянина. В 1785 г. в чине поручика окончил Парижскую военную школу, служил в полку в Южной Франции. Был произведен в капитаны и направлен в войска, осаждавшие Тулон, захваченный англичанами. Благодаря плану, разработанному Наполеоном, англичанам пришлось срочно покинуть город. Тулон пал, а сам Наполеон, которому было всего 24 года, был сразу же произведен в бригадные генералы.
В 1795 году он решительно подавил монархистский мятеж в Париже, после чего был назначен главнокомандующим армией в Италии, где проявил свое мастерство, разгромив австрийские и итальянские войска. В 1798 г. отправился в военную экспедицию в Египет и Сирию, однако самовольно оставил войска, чтобы противостоять армии А.В. Суворова в Италии.
В результате военного переворота в ноябре 1799 Наполеон стал первым консулом, в 1804 году — императором. Он руководил централизацией власти, созданием Банка Франции, восстановлением католицизма в качестве государственной религии Франции.
Наполеон разработал свод законов, получивших название «кодексы Наполеона». Согласно кодексу, все граждане были равны перед законом. Разрешался развод, утверждалась веротерпимость. Законы Наполеона ясно и разумно регламентировали жизнь каждого гражданина, устанавливали в стране порядок и давали ей возможность развиваться. Кодекс Наполеона вошел в историю как образец законодательства. Сам Наполеон писал в мемуарах: «Моя истинная слава — не сорок выигранных битв: поражение при Ватерлоо перечеркивает победы. Но ничто не перечеркнет мой гражданский кодекс».
Потом был создан и торговый кодекс, разработана разумная система налогов, введена удобная денежная система. Ее основой стал наполеондор — шестиграммовая золотая монета с изображением императора. Наполеон практически истребил преступность.
Наполеон провёл административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). В города и деревни назначались мэры. Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800), централизована система сбора налогов.
Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют, и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения, например, Политехническая школа, до сих пор остающаяся самой престижной во Франции.
Началось строительство дорог, каналов и мостов. Ученые и изобретатели получили от императора возможность заниматься своей деятельностью на пользу государству. Всем жителям страны были сделаны прививки от оспы. В Париже развернулось грандиозное строительство, Наполеон говорил, что он превратит столицу в сказочный город. Деньги, награбленные во время войн, наполнили государственную казну.
Вторжение Наполеона в Россию в 1812 г. было его катастрофической ошибкой. После этой неудачи, а также после поражения в битве под Лейпцигом великий император, Наполеон Бонапарт был сослан на о-в Эльбу. Но гордый правитель не мог сдаться без боя, и бежал оттуда, собрал войско и вновь захватил трон, правда, ненадолго, его новое правление получило в истории название «100 дней» и закончилось его поражением в битве при Ватерлоо в июне 1815 г. Ему пришлось вторично отречься от престола. Наполеон был сослан на остров Святой Елены, где умер через шесть лет.
Современники Наполеона: Александр Суворов, Михаил Кутузов, император Александр I, английский адмирал Нельсон.
О Наполеоне написано много трудов историков, но самая известная монография «Наполеон» принадлежит российскому советскому историку Е. Тарле. Имя Наполеона упоминается и во многих литературных произведениях, например в одной из глав романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной…»
Собственная оценка личности. По моему мнению, Наполеон Бонапарт выдающийся человек. Он много сделал для своей страны как полководец и как император. Он наводил порядок в стране, истреблял разбойников, разработал свод законов и многое другое. А его внешняя политика складывалась (для него) на начальном этапе как нельзя удачно. Он захватил почти всю Европу. В этом плане его можно сравнить разве что с Александром Македонским. В общем, это удивительный человек с тонким аналитическим умом и настоящим лидерским характером.
Вывод. Наполеон Бонапарт — одна из центровых фигур XIX века, наряду с Александром I и Суворовым, Николаем I и Аракчеевым. Он сумел опустить на колени пол-Европы, но покорить русский народ у него так и не получилось. В большинстве случаев, мы воспринимаем Наполеона как отрицательного героя в нашей истории, но ведь в том, что он пришёл на русскую землю, в поисках славы и власти, есть и положительные моменты. Именно Наполеон показал русскому народу то, как можно жить без крепостного права. Он указал русским путь к вечной свободе, как писал Пушкин. А последующие заграничные походы русских войск ещё более укрепили в сознании народа то, что жить можно и нужно лучше, что пора освобождаться от оков крепостничества.
Блог вчителя історії Певень Тетяни Вікторівни
Історичний портрет
Наполеона Бонапарта
Наполео́н I Бонапа́рт (15 серпня 1769 — 5 травня 1821) імператор
Франції(1804—1814, 1815) Місце народження-Корсика, Франція.
Схвально зустрів Французьку
революцію, став генералом революційної армії (з 1796). 1804 року проголосив Францію імперією, а
себе її першим імператором Запровадив нове
законодавство, яке діє у більшості європейських країн. Завдяки
перемогам над Австрією, Пруссією, Росією підкорив
більшу частину Західної й Центральної
Європи. Після невдалої битви
під Лейпцигом (1813) й
здачі Парижа програв війну коаліції Австрії, Пруссії та Росії. 1814 року зрікся престолу, був засланий
на Ельбу. 1815 року повернувся в Париж і відновив
імператорську владу, але зазнав поразки у битві
під Ватерлоо. Вдруге відмовився від престолу, був засланий на
британський острів
Святої Єлени
Наполеон Бонапарт походив з небагатої корсиканської дворянської родини Шарля та Летиції Буонапарте (всього в сім’ї було п’ять синів і три доньки). Коли Людовик XVI надав дітям зі збіднілих дворянських сімей право безкоштовно здобувати освіту, цим скористалися і корсиканці, зокрема декілька синів і дочок Шарля, включно з Наполеоном. 1779 року після декількох місяців вдосконалення своєї французької мови в коледжі Отена, Наполеон вступив до військової академії в Брієнні. Після термідоріанського перевороту Бонапарта було заарештовано (10 серпня 1794 року, на два тижні) через зв’язки з братом Максиміліана Робесп’єра — Оґюстеном. Після звільнення він пішов у відставку через конфлікт із командуванням, а через рік, у серпні 1795, отримав посаду в топографічному відділі Комітету громадського порятунку.
У критичний для термідоріанців момент Поль Баррас призначив Бонапарта своїм помічником, і він відзначився при придушенні роялістського заколоту в Парижі 3 жовтня (13 вандем’єра) 1795 року. Бонапарт отримав звання дивізійного генерала, його було призначено командувачем військ тилу. 23 лютого 1796 року він отримав посаду командувача Італійською армією.
9 березня 1796 року Наполеон одружився зі вдовою страченого під час якобінського терору генерала, Жозефіною Богарне.
У 1796—1797 роках французька армія під командуванням Бонапарта розгромила сардинські та австрійські війська в Італії.
В Італійській кампанії Наполеон зажив слави полководця.
Після повернення з Єгипту до Франції (серпень 1799), Наполеон, за підтримки промислової буржуазії, здійснив 10-11 листопада 1799 (18 брюмера VIII року) державний переворот, який встановив режим консульства. Після перевороту 18 брюмера єдину владу у Франції представляв тимчасовий уряд, що складався з трьох консулів (Бонапарт, Сієс, Роже-Дюко).
Програма Наполеона полягала у створенні централізованої влади, в підтримці промисловості та рільництва, в примиренні з новим порядком речей усіх тих елементів старого суспільства, що тільки можуть із ним змиритися (особливо церкви), у поліпшенні фінансів тощо. Законом 17 лютого 1800 року «про поділ території і адміністрації» поділ Франції на департаменти, а також уведено новий поділ — на округи.
На чолі департаменту — префект.З 18 травня 1804 року Наполеон — імператор Франції. За особистою участю Наполеона були розроблені цивільний (1804), цивільний процесуальний, торговельний (1807), кримінальний процесуальний та кримінальний (1810) кодекси.
Економічна політика Наполеона полягала в забезпеченні першості французької промислової і фінансової буржуазії на європейському ринку. У першу чергу, цьому заважав англійський капітал, перевага якого обумовлювалася тим, що в Англії відбулась індустріальна революція. Англія одну за іншою збирала коаліції проти Франції, намагаючись залучити на свою сторону найбільші європейські держави — у першу чергу Австрію і Росію. Вона фінансувала ведення воєнних дій на континенті. Намагаючись економічно задушити Англію, Наполеон підписав декрет про континентальну блокаду (1806 рік).
У зовнішній політиці Наполеон прагнув забезпечити військово-політичну і економічну гегемонію Франції в Європі.
Російська кампанія називається ще Вітчизняною війною 1812 р., розпочалася 24 червня 1812 року, коли Велика армія Наполеона перетнула річку Німан. Офіційною політичною ціллю кампанії було звільнити Польщу від російської загрози, з метою чого Неполеон назвав цю кампанію Другою польською війною, щоб здобути прихильність поляків та мати політичне виправдання своїм військовим діям. Росіяни, відступаючи, застосовували тактику «спаленої землі» — спалювали міста, села, поля з врожаями. Робилося це з метою позбавити французів ресурсів, їжі, місць для розквартирування військ та відпочинку. 7 вересня відбулася битва під Бородіно (бл. 100 км від Москви) між французькими та російськими військами. Битва була дуже кривавою, з французької сторони у битві взяло участь 250 000 солдатів, з яких було втрачено 70 000. Французи виграли битву, але ця перемога була тактичною і не стала переломними моментом у війні, якого так прагнув Наполеон. Російські війська продовжили відступати.
Через тиждень Наполеон вступив до Москви. Але ніхто не зустрів французьку армію, місто було пустим. Губернатор Федір Растопчин напередодні евакуював мешканців міста та спалив важливі стратегічні об’єкти міста. Наполеон надіявся, що, зайнявши Москву, він поставить крапку у війні, але перемоги в битвах не принесли йому перемоги у війні. Втрата Москви не змусила Олександра I піти на підписання миру з Наполеоном, і вони обоє розуміли, що французька армія ставала меншою та слабшою з часом. Після одного місяця у Москві, французька армія почала рухатись у напрямку Калуги, де Кутузов розмістив російську армію. Війська Наполеона були виснажені, продовольчі ресурси підходили до кінця, починалась зима, солдати не мали зимового одягу, коні були на грані виснаження — всі ці обставини змусили Наполеона почати відступ. Голод, переохолодження, виснаження, постійні напади козаків та російських військ привели до великих втрат людей, до деморалізації армії Наполеона.
Під час воєнної кампанії 1813—1814 років армія Наполеона завдала кілька поразок військам Шостої антинаполеонівської коаліції (Австрія, Англія, Пруссія, Росія, Швеція), однак у вирішальній чотириденній Лейпцизькій битві (яку також називають «битвою народів») 1813 наполеонівські війська були переможені союзними військами. Визначною подією під час битви було те, що повністю був розбитий лише ар’єргард під командуванням маршала Макдональда. Після вступу союзницьких військ у квітні 1814 у Париж, Наполеон 6 квітня зрікся престолу. Переможці зберегли йому титул імператора і передали в управління острів Ельба.
У 1815 році Наполеон зробив спробу повернути владу (Сто днів), але, зазнавши поразки в битві під Ватерлоо (18 червня), Наполеон вдруге зрікся престолу (22 червня). Був засланий на острів Святої Єлени, де мешкав під наглядом британського губернатора Гадсона Лоу (
Наполеон Бонапарт помер 5 травня 1821 р. У 1840 році прах Наполеона перевезли до Парижа. Імператора поховали в Домі Інвалідів у Парижі.
Ключевые картины 1-й Империи — napoleon.org
Ключевые картины 1-й Империи — napoleon.orgПредыдущий номер
Бонапарт в Арколе
Художник(и) : ГРОС Антуан-Жан (Барон)
Генерал Бонапарт на мосту в Арколе, 17 ноября 1796
Версаль, Национальный музей замкаПервое символическое изображение наполеоновского мифа , эта картина превозносит достоинства военачальника, воплощенные молодым генералом Бонапартом во главе Итальянской армии. На самом деле Аркольский мост не пересекался. Но это не важно. Здесь художник прославляет эпизод и делает его частью легенды. Драйв, смелость, непреодолимая сила выльются из этой резкой, но страстной картины. Гро действительно присутствовал в битве при Арколе, и благодаря вмешательству Жозефины ему несколько раз удалось уговорить Бонапарта в Милане сесть вместо него. Гро выделяет образ Бонапарта как провиденциального спасителя, героя-завоевателя, который ведет свои войска с саблей в руке и одерживает победу только благодаря своей храбрости.
Бонапарт в гостях у жертв чумы в Яффе
Художник(и) : ГРОС Антуан-Жан (Барон)
Бонапарт в гостях у жертв чумы в Яффе, 11 марта 1799
Париж, ЛуврЭтот шедевр, предшественник романтизма, был заказан Наполеоном в попытке опровергнуть слухи о том, что он отравил французские войска, страдающие чумой, во время сирийской кампании. Написанная и выставленная в 1804 году, точно совпадающая с созданием Империи, эта пропагандистская работа приобретает другое измерение.
Государственный переворот в Брюмере
Художник(и) : БУШО Франсуа
Генерал Бонапарт в Совете Сен-Сент в Сен-Клу, 10 ноября 1799
Версаль, Национальный музей замкаЭто лучшее, лучшее -известное изображение государственного переворота, было заказом короля Луи-Филиппа для Версальского исторического музея, учреждения, основанного в 1837 году с целью содействия национальному примирению. На картине изображен критический момент, когда Бонапарта, выкрикиваемого Conseil des Cinq-Cents, толкаемого и угрожающего, наконец вытесняют из зала для аудиенций несколько гренадеров. Таким образом, военное вмешательство стало необходимым, чтобы начать парламентский переворот.
То, что работа была выставлена на Салоне 1840 года, в год «Retour des Candres» (когда труп Наполеона был репатриирован с острова Святой Елены в Париж), свидетельствует о возрождении наполеоновской легенды во времена Июльской монархии.
Бонапарт на перевале Гран-Сен-Бернар
Художник(и) : ДЭВИД Жак-Луи
Первый консул пересекает Альпы на перевале Гран-Сен-Бернар
Национальный музей замка МальмезонБез сомнения, самая известная картина наполеоновской легенды. Давид превозносит здесь то, что было на самом деле вполне прозаической реальностью, а именно то, что Наполеон пересек перевал верхом на осле, одетый не в пышный плащ, а в простую серую шинель! Полное воплощение романтического героя, Первый Консул торжествует на вздыбленном коне в диагональной композиции, сам образ неудержимого подъема. Пропагандистский шедевр, произведение ставит Наполеона в один ряд с завоевателями древности, а именно Ганнибалом и Карлом Великим, чьи имена выгравированы на скалах переднего плана.
Существуют четыре варианта оригинальной картины, заказанной Карлом IV Испанским. Они были написаны Давидом и его мастерской и отличаются цветом лошадей и плаща.Эта картина была представлена в рамках выставки Наполеон и Европа в Музее Армии в Париже с 27 марта 2013 г. по 14 июля 2013 г.
Таинство или коронация
Художник(и) : ДЭВИД Жак-Луи
Таинство или коронация императора Наполеона I
Париж, ЛуврПо заказу Наполеона I для Зала Гардов дворца Тюильри. Экспонировался в Салоне 1808 года.
Грандиозная композиция, изображающая коронацию, состоявшуюся 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери, создавалась в течение трех лет кропотливой работы. Давид, получивший в 1804 году титул «Premier Peintre de l’Empereur», создал монументальный групповой портрет, в котором все направлено на то, чтобы привлечь внимание зрителя к центральной сцене. На самом деле сюжетом картины является коронация Жозефины, а не Наполеона. Гармония композиции замечательна, фигуры расположены по обе стороны от большого центрального золотого креста. Огромный размер работы (шесть метров в высоту и десять метров в ширину) позволил позволить себе необыкновенную роскошь прорисовки отличительных черт каждого персонажа — даже мадам Мер, которая хотя и отсутствует на церемонии, тем не менее доминирует на переднем плане трибуны! Говорят, что, выражая свое удовлетворение картиной, Наполеон заметил: «Это не живопись; ты ходишь в этой работе».
Здесь на этой картине можно увидеть портреты Пия VII, Шарля Лебрена, герцога де Камбасерес, Бертье, Эжена Богарне, Коленкура, Бернадота, кардинала Феша, графа Эстева, графа д’Арвиля, Мюрата, Серюрье, Монси. , Бессьер, Сегюр, Беллуа, мадам де ла Рошфуко, мадам де ла Валетт, Жюли Клари, Гортензия де Богарне, Элиза, Полина и Каролина Бонапарт, Луи и Жозеф Бонапарт, Келлерманн, Лефевр, Периньон, Дюрок, Ремюза, Жюно, Летиция Бонапарт (фактически отсутствующих на церемонии), Кэролайн Фонтанж, Коссе-Бриссак, Ласепед, Сульт, Бомонт, Гравина и Армстронг Джон.
Взгляните на эскиз этой работы из коллекции Фонда Наполеона.
Император как законодатель
Художник(и) : ДЭВИД Жак-Луи
Наполеон в своем кабинете во дворце Тюильри
Вашингтон, Национальная художественная галерея портрет представляет собой реалистическую аллегорию гражданской деятельности императора. Наполеон одет в синюю форму (с белыми лацканами) полковника гренадеров à pied de la Garde, которую обычно носят по воскресеньям, а зеленая шевальская форма егерей предназначена для повседневного использования. Он в фирменной позе, правая рука засунута внутрь жилета. Свечи догорели, часы показывают четыре утра, его ручка и бумага брошены на стол, все сделано так, что он только что всю ночь работал над Гражданским кодексом. Наступает рассвет, и император готовится отправиться на смотр своим войскам. Посыл картины ясен: военачальник также является могущественным государственным деятелем, администратором и законодателем, чья работоспособность не имеет себе равных.
Битва при Аустерлице
Художник(и): ЖЕРАР Франсуа
Битва при Аустерлице, 2 декабря 1805 г.
Версаль, Национальный музей замкаСоздан в честь самого известного подвига Великой армии 1810 года и выставлен в Салоне , это гигантское полотно изначально предназначалось для потолка зала, в котором заседал Conseil d’Etat. Тема торжественный момент победы, с Генерал Рапп вручает олимпийцу Наполеону штандарты, взятые у врага. Композиция, хотя и широкая и уравновешенная, тем не менее сложна (на самом деле, даже слишком), и в ней Жерар показывает, что находится на пределе своих способностей как историка. При этом «Солнце Аустерлица» почти сверхъестественно заполняет сцену, идеально соответствуя символическому характеру даты «2 декабря» в наполеоновской легенде.
Битва при Эйлау
Художник(и): ГРОС Антуан-Жан (Барон)
Наполеон на поле битвы при Эйлау, 9 февраля 1807 года
Париж, ЛуврЭйлау стал предметом конкурса в Март 1807 года, менее чем через месяц после страшной битвы, в результате которой погибло более 50 000 французов и русских. Подчеркивая победу французов, основная цель картины-победителя заключалась в том, чтобы выразить эмоции Наполеона перед лицом такой бойни. «Если бы все цари земли могли видеть такое зрелище, они были бы менее увлечены войнами и завоеваниями», — как говорят, заявил император. Грос, победитель конкурса, здесь, в этой картине, достиг вершины своего искусства, подняв историческую живопись на уровень, не имеющий себе равных ни до, ни после. Под свинцовым небом, с размытым, но отмеченным огромной жалостью лицом, Наполеон пересекает поле битвы, усеянное трупами. На фоне темного силуэта Мюрата, олицетворения безжалостного воина, император является воплощением человечности и сострадания. Здесь впервые темная сторона победы, обратная сторона медали, изображена во всей ее жестокой реальности.
Императрица и король Рима
Художник(и) : ЖЕРАР Франсуа
Мария-Луиза, императрица Франции и король Рима
Версаль, Национальный музей замкаИзвестный современникам как « художник королей и король художников», Жерар был официальным художником-портретистом Наполеона, императорской семьи и великих сановников Первой империи. Эта специализация принесла ему множество наград. Кавалер ордена Почетного легиона в 1802 г., «премьер-художник» императрицы Жозефины в 1806 г., профессор Академии изящных искусств в 1811 г., член Института в 1812 г. Он также сделал блестящую карьеру после падения Империи, когда он стал «премьер-художником» Людовика XVIII в 1817 году. Следуя традициям великих придворных портретистов, Жерар писал официальные портреты, которые, особенно его женские портреты, часто были «смягчены» или деформализованы. Действительно, изящество его рисунка, богатство цветов и фон, явно напоминающий о социальном статусе натурщика, создают ощущение интимности, приближая зрителя.
Бегство из России
Художник(и) : ШАРЛЕ Николя-Туссен
Эпизод из бегства из России, 1812
Лион, Музей изящных искусствЭто было поколение романтиков, «дети своего времени». ’, воспитанный на ностальгии по наполеоновской эпопее, написавший катастрофу отступления из России. Шарле, ученик Гро и наиболее известный своими литографиями, представил это пронзительное и чрезвычайно драматическое полотно на Салоне 1836 года. Здесь нам показаны остатки Великой Армии, бесцельные, безымянные солдаты, постепенно утопающие в снежной буре. Мюссе, пораженный картиной, писал: «Это человек в своем убожестве, один под темнеющим небом, застывшая земля, без проводника, без вождя, совершенно безликий — это отчаяние в пустыне».
Кампания де Франс
Художник(и) : MEISSONIER Ernest
Кампания де Франс, 1814
Париж, Музей ОрсеВ то время как плодотворный источник вдохновения для романтиков, наполеоновская эпопея была не менее влиятельной. Академические художники. Работы Мессонье, одного из художественных шедевров Второй империи и Третьей республики, тому достаточное тому подтверждение. Хотя Мессонье родился всего за несколько месяцев до Ватерлоо, он очень интересовался Наполеоном («Сколько раз я мечтал об императоре!», — заметил он), и он набросал план «наполеоновского цикла», состоящего из пяти основных дат. : «1796», «1807», «1810», «1814» и «1815». Только «1807» и «1814» были закончены, хотя он завершил две другие картины, относящиеся к циклу, а именно «1805» и «1806». Мессонье прекрасно охарактеризовал картину следующими словами: «Кампань де Франс. Тяжёлое небо, взрытая земля, потрепанный посох, истощенная армия. Император идет вперед, восседая на своем белом коне. Важно не столько поражение армий, сколько позиция Наполеона I в это критическое время».
Смерть Наполеона
Художник(и) : ВЕРНЕ Гораций
Наполеон на смертном одре
Частная коллекцияВ юности Гораций Верне был пропитан наполеоновским эпосом и его мечтами о славе и следовал семейным традициям очень скоро он выбрал карьеру историка. Во время Реставрации его мастерская была убежищем для тех, кто ностальгировал по императору, и он тоже выражал свое горячее восхищение Наполеоном в своих картинах, которые сами по себе способствовали распространению легенды. Эта маленькая картина, трогательная в своей простоте, концентрируется на лице мертвого императора. Лавровый венок — единственный очевидный признак того, что это не столько посмертное почтение, сколько картина прославления.
К.Х. тр. П. Х.
Для получения дополнительной информации об этих работах обратитесь к версиям, представленным в разделе «В картинках».
Кредиты: RMN, CGFA, The Artchive, Fondation Napoléon.
- Бонапарт в Арколе
- Бонапарт посещает жертв чумы в Яффо
- Государственный переворот в Брюмере
- Бонапарт на перевале Гран-Сен-Бернар
- Причастие или коронация
- Император как законодатель
- Битва при Аустерлице
- Битва при Эйлау
- Императрица и король Рима
- Отступление из России
- Кампания де Франс
- Смерть Наполеона
Наполеон I на императорском троне
Эта картина, одно из самых известных изображений императора Наполеона I, была вторым портретом Наполеона Бонапарта Энгра. Многообещающий молодой ученик Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867), был одним из нескольких художников, получивших официальную комиссию, чтобы изобразить Наполеона, одетого в одну из многих различных коронационных мантий, которые Император носил во время «Священного Писания». в Нотр-Дам-де-Пари в декабре 1804 года, и портрет здесь явно более символичен и шаблонен, чем более ранний портрет Первого консула, выполненный им. Точно неизвестно, кто заказал эту работу. Одна из гипотез Себастьяна Аллара предполагает, что заказ исходил от итальянского учреждения, потому что в верхнем правом углу стоит щит с гербами Папской области, увенчанный короной. Италия, см. каталог выставки «Portraits Public, Portraits Privés», Париж, Galeries Nationales du Grand Palais, 2006-2007, № 8. Однако Законодательный корпус купил картину 26 августа 1806 г. и направил ее для приемной. Председателя Ассамблеи. Таким образом, он противостоит Императору по его прибытии на ежегодную сессию.
Все на картине выражает – иконографически – легитимность этого нового типа правителя, Императора, как это определено в первой статье Сенатского консульта от 18 мая 1804 года. Лавровый венец (символ правления и победы) а пурпурный цвет, который в римские времена был зарезервирован для императорского использования, напоминает об императоре Августе, основателе Римской империи. Наполеон также носит регалии, напоминающие о далеком каролингском прошлом: скипетр «Карла Великого», который, как говорят, принадлежал императору Священной Римской империи, который сам увенчан миниатюрной статуей (возможно, Карла Великого), чья поза повторяет позу Наполеона. В левой руке Наполеон держит жезл правосудия, а сбоку меч, дизайн которого вдохновлен легендарным клинком Карла Великого «Жуайез». Огромный трон и мантии из горностая украшены пчелами (символом империи и напоминающими цикады Хильдерика), а на шее у Наполеона внушительное ожерелье Почетного легиона (орден, учрежденный двумя годами ранее Первым консулом Бонапартом). Поразительным эффектом геометрии последних элементов вокруг головы Наполеона, который невозможно упустить, является необыкновенный эффект гало. Эта композиционная стратегия в сочетании с живописным пространством, представленным почти без глубины, очень напоминает картину Яна ван Эйка (около 139 г. 0–1441) изображение восседающего на троне «Бога-Отца» на центральной панели его Гентского алтаря, который был виден в Музее Наполеона (ныне Лувр), когда Энгр писал этот портрет. Таким образом, Наполеон Энгра может быть прочитан как фигура с квазибожественной силой. Действительно, он сидит в позе, подобной позе греческого бога Зевса на известном изображении, сделанном скульптором Фидием в 435 г. до н.э. (давно разрушенный, но сохранившийся в римских копиях и на монетах) — с поднятой одной рукой, а другая в покое — положение, которое позже использовал Энгр в своей картине 1811 года с изображением римского бога Юпитера. Вся картина выполнена с тщательным вниманием к роскошным материалам, что свидетельствует об восхищении Энгра художниками эпохи Возрождения, такими как Рафаэль. ранее художник.
Однако картина не получила одобрения публики, когда была представлена на Салоне в 1806 году. Что еще более важно, она не понравилась Жану-Франсуа Леонору Мериме, человеку, чьей задачей было определить, подходит ли готовая работа для картины. Император. «Dans ces dispositions j’ai été voir le tableau de M. Ingre [sic]. J’y ai remarqué des beautés de premier ordre, mais malheureusement de l’ordre de celles qui ne sont appréciées que par les artistes et je ne pense pas que ce tableau puisse avoir aucun succès à la cour. Autant que je puis me rappeler les traits de l’Empereur, que je n’ai pas vu depuis trois ans, le портрет г-на Энгре не похож на aucunement […]. C’est pourtant une belle idée d’avoir dans sa évité tout ce qui pouvait rappeler les портреты de nos Souverains modernes mais cette idee a été portée trop loin. L’Auteur en acceptant le type des Images de Charlemagne a voulu imiter jusqu’au style de cette époque de l’art. Quelques artistes, которые восхищаются le style simple et grand de nos premiers peintres le loueront d’avoir osé faire un tableau du 14ème siècle: les gens du monde le trouveront gothique et barbare », восхищаясь техническим мастерством художника и одобряя то, что Энгр не выбранный для изображения императора в манере предыдущих монархов, Мериме чувствовал, что эти стилистические отсылки к искусству прошлого зашли слишком далеко, называя работу «готической и варварской», и он чувствовал, что портрет не понравится при дворе.