Историческое значение первой мировой войны: Историческое значение испанского нейтралитета в Первой мировой войне | Медников

Нюрнбергский процесс — Прокуратура Амурской области

Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет…

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.

Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

В зале суда и на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали сомнений.

Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.

«Сразу после войны люди скептически относились к Нюрнбергскому процессу (имеются в виду немцы) — сказал мне летом 2005 г. заместитель председателя Верховного суда Баварии господин Эвальд Бершмидт, давая интервью съемочной группе, которая тогда работала над фильмом „Нюрнбергский набат“. — Это все-таки был суд победителей над побежденными. Немцы ожидали мести, но необязательно торжества справедливости. Однако уроки процесса оказались другими. Судьи тщательно рассматривали все обстоятельства дела, они доискивались правды. К смертной казне приговорили виновных. Чья вина была меньше, — получили другие наказания. Кое-кто даже был оправдан. Нюрнбергский процесс стал прецедентом международного права. Его главным уроком явилось равенство перед законом для всех — и для генералов и для политиков».

30 сентября — 1 октября 1946 г. Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы.

Были объявлены преступными главные звенья государственно-политической машины, доведенные фашистами до дьявольского идеала. Однако правительство, Верховное командование, Генштаб и штурмовые отряды (СА), вопреки мнению советских представителей, таковыми признаны не были. Член Международного военного трибунала от СССР И. Т. Никитченко с этим изъятием (кроме СА), как и оправданием троих обвиняемых, не согласился. Он также оценил как мягкий приговор о пожизненном заключении Гесса. Советский судья изложил свои возражения в Особом мнении. Оно было оглашено в суде и составляет часть приговора.

Да, по отдельным проблемам среди судей Трибунала существовали серьезные разногласия. Однако они не идут ни в какое сравнение с противоборством взглядов на одни и те же события и персоны, которое развернется в будущем.

Но сначала о главном. Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

Горький опыт Второй мировой войны заставил всех по-новому взглянуть на многие проблемы, стоящие перед человечеством, и понять, что каждый человек на Земле несет ответственность за настоящее и будущее. Тот факт, что Нюрнбергский процесс состоялся, говорит о том, что руководители государств не смеют игнорировать твердо выраженную волю народов и опускаться до двойных стандартов.

Казалось, перед всеми странами открылись блестящие перспективы коллективного и мирного решения проблем для светлого будущего без войн и насилия.

Но, к сожалению, человечество слишком быстро забывает уроки прошлого. Вскоре после известной Фултонской речи Уинстона Черчилля, несмотря на убедительные коллективные действия в Нюрнберге, державы-победительницы разделились на военно-политические блоки, и работу Организации Объединенных Наций осложнило политическое противоборство. Тень «холодной войны» на долгие десятилетия опустилась над миром.

В этих условиях активизировались силы, желающие пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и даже свести к нулю главенствующую роль Советского Союза в разгроме фашизма, поставить знак равенства между Германией, страной-агрессором, и СССР, который вел справедливую войну и ценой огромных жертв спас мир от ужасов нацизма. 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне. И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — это были мирные граждане.

Главный обвинитель на Нюрнбергском процессе от СССР Роман Руденко выступает во Дворце Юстиции. 20 ноября 1945 г., Германия.

Появилась масса публикаций, фильмов, телевизионных передач, искажающих историческую реальность. В «трудах» бывших бравых наци и других многочисленных авторов обеляются, а то и героизируются вожди Третьего рейха и очерняются советские военачальники — без оглядки на истину и действительный ход событий. В их версии Нюрнбергский процесс и преследование военных преступников в целом — всего лишь акт мести победителей побежденным. При этом используется типичный прием — показать известных фашистов на бытовом уровне: смотрите, это самые обычные и даже милые люди, а вовсе не палачи и садисты.

Например, рейхсфюрер СС Гиммлер, шеф самых зловещих карательных органов, предстает нежной натурой, сторонником защиты животных, любящим отцом семейства, ненавидящим непристойности в отношении женщин.

Кем была эта «нежная» натура на самом деле? Вот слова Гиммлера, произнесенные публично: «. ..Как себя чувствуют русские, как себя чувствуют чехи, мне абсолютно все равно. Живут ли другие народы в благоденствии или вымирают с голоду, меня интересует лишь постольку, поскольку мы можем их использовать в качестве рабов для нашей культуры, в остальном мне это совершенно все равно. Умрут ли при строительстве противотанкового рва 10 тысяч русских баб от истощения или нет, меня интересует лишь постольку, поскольку этот ров должен быть построен для Германии…»

Это больше похоже на правду. Это — сама правда. Откровения в полной мере соответствуют образу создателя СС — самой совершенной и изощренной репрессивной организации, творца системы концлагерей, ужасающих людей по сей день.

Теплые краски находятся даже для Гитлера. В фантастическом по объему «гитлероведении» он — и храбрый воин Первой мировой войны, и артистическая натура — художник, знаток архитектуры, и скромный вегетарианец, и образцовый государственный деятель. Есть точка зрения, что, если бы фюрер немецкого народа прекратил свою деятельность в 1939 г. , не начав войны, он вошел бы в историю как величайший политик Германии, Европы, мира!

Но есть ли сила, способная освободить Гитлера от ответственности за развязанную им агрессивную, самую кровавую и жестокую мировую бойню? Конечно, позитивная роль ООН в деле послевоенного мира и сотрудничества присутствует, и она абсолютно бесспорна. Но несомненно и то, что эта роль могла быть гораздо весомее.

К счастью, глобальное столкновение не состоялось, но военные блоки нередко балансировали на грани. Локальным конфликтам не было конца. Вспыхивали малые войны с немалыми жертвами, в некоторых странах возникали и утверждались террористические режимы.

Прекращение противостояния блоков и возникновение в 1990-х гг. однополярного мироустройства не добавило ресурсов Организации Объединенных Наций. Некоторые политологи даже высказывают, мягко говоря, очень спорное мнение, что ООН в ее нынешнем виде — устаревшая организация, соответствующая реалиям Второй мировой войны, но никак не сегодняшним требованиям.

Приходится констатировать, что рецидивы прошлого в наши дни во многих странах гулким эхом звучат все чаще и чаще. Мы живем в неспокойном и нестабильном мире, год от года все более хрупком и уязвимом. Противоречия между развитыми и остальными государствами становятся все острее. Появились глубокие трещины по границам культур, цивилизаций.

Возникло новое, масштабное зло — терроризм, быстро выросший в самостоятельную глобальную силу. С фашизмом его объединяет многое, в частности намеренное игнорирование международного и внутреннего права, полное пренебрежение моралью, ценностью человеческой жизни. Неожиданные, непредсказуемые атаки, цинизм и жестокость, массовость жертв сеют страх и ужас в странах, которые, казалось, хорошо защищены от любой угрозы.

В самой опасной, международной, разновидности это явление направлено против всей цивилизации. Уже сегодня оно представляет серьезную угрозу развитию человечества. Нужно новое, твердое, справедливое слово в борьбе с этим злом, подобное тому, что сказал 65 лет назад германскому фашизму Международный военный трибунал.

Успешный опыт противостояния агрессии и террору времен Второй мировой войны актуален по сей день. Многие подходы применимы один к одному, другие нуждаются в переосмыслении, развитии. Впрочем, выводы вы можете сделать сами. Время — суровый судья. Оно абсолютно. Будучи не детерминированным поступками людей, оно не прощает неуважительного отношения к вердиктам, которые уже однажды вынесло, — будь то конкретный человек или целые народы и государства. К сожалению, стрелки на его циферблате никогда не показывают человечеству вектор движения, зато, неумолимо отсчитывая мгновения, время охотно пишет роковые письмена тем, кто пытается с ним фамильярничать.

Да, порой не такая уж бескомпромиссная мать-история взваливала реализацию решений Нюрнбергского трибунала на очень слабые плечи политиков. Поэтому и не удивительно, что коричневая гидра фашизма во многих странах мира вновь подняла голову, а шаманствующие апологеты терроризма каждый день рекрутируют в свои ряды все новых и новых прозелитов.

Деятельность Международного военного трибунала нередко называют «Нюрнбергским эпилогом». В отношении казненных главарей Третьего рейха, распущенных преступных организаций эта метафора вполне оправданна. Но зло, как видим, оказалось более живучим, чем многим это представлялось тогда, в 1945–1946 гг., в эйфории Великой Победы. Никто сегодня не может утверждать, что свобода и демократия утвердились в мире окончательно и бесповоротно.

В этой связи напрашивается вопрос: сколько и каких усилий требуется предпринять, чтобы из опыта Нюрнбергского процесса были сделаны конкретные выводы, которые воплотились бы в добрые дела и стали прологом к созданию миропорядка без войн и насилия, основанного на реальном невмешательстве во внутренние дела других государств и народов, а также на уважении прав личности…

А.Г.Звягинцев,
предисловие к книге «Главный процесс человечества.
Репортаж из прошлого. Обращение к будущему»

(Котлас и котлошане в годы Первой мировой войны) / Н.

И. Николаева // Двинская земля. – Котлас, 2007. – Вып. 5. – С. 111-117.
 

www.booksite.ru

Главная | Россия в годы Первой мировой войны | Вологодский край в годы войны | Вологжане – участники Первой мировой войны | Вологодское военно-историческое общество и поисковая работа | Первая мировая война в памяти вологжан: библиографический указатель | Военный фотоальбом «Солнца России» | Плакаты

 
 

В архиве Котласского краеведческого музея хранятся воспоминания очевидцев и участников многих исторических событий прошлого века. Среди них воспоминания котлашан – участников Первой мировой войны. Правда, воспоминания эти немногочисленны, и авторы их немногословны, в отличие от участников революционных событий, гражданской войны и Великой Отечественной войны. Действительно, долгие годы лозунг Первой мировой войны «За веру, царя и Отечество!» был непопулярен, но эта война – часть общей истории нашей страны.

Солдаты Первой мировой в первую очередь были солдатами России.

Тема «Котлас и котлашане в годы Первой мировой войны» (под котлашанами в статье подразумеваются не только жители Котласа, но и территории современного Котласского района) совершенно не изучена. Она не освещалась в средствах массовой информации, не затрагивалась на научных мероприятиях. Это одна из неизвестных страниц истории Котласа.

Если материалы Котласского краеведческого музея позволяют познакомиться с котлашанами – участниками боевых событий, то документы Великоустюгского архива дают возможность узнать о событиях, происходивших в Сольвычегодском и Велико-Устюгском уездах Вологодской губернии в годы Первой мировой войны. Котлас и нынешний Котласский район входили тогда в состав этих уездов.

Первая мировая война началась в 1914 году и внесла большие изменения в жизнь Котласа. Значение его как транспортного узла возросло. Для ведения войны с Германией Россия закупала в странах Антанты каменный уголь и различные военные материалы: артиллерийские снаряды, бомбы, гранаты, порох и патроны.

В связи с тем, что немецкие подводные лодки блокировали Балтийское и Черное моря, уголь и военные грузы поступали через Северное и Баренцево моря в Архангельск, а затем на речных баржах транспортировались на остров Михейков около Котласа. В 1915 г. к острову была проложена новая железнодорожная ветка и создан Угольный участок, где прибывшие из Архангельска уголь и снаряды грузили в железнодорожные вагоны для дальнейшего следования вглубь страны. Так, в августе 1916 года председателю Устюгской уездной земской управы А.М. Быстрову из Вологодского объединенного комитета земств городов и промышленности по снабжению армии приходит сопроводительная записка с дубликатом накладной Рязанско- Уральской железной дороги за №516365 на получение с железнодорожной станции Котлас одного вагона каменного угля.

Через станцию Котлас проходили и другие грузы. Например, в мае 1916 г. в Котлас из Москвы была направлена «…сталь в количестве 646 мест весу 1126 пудов 31 фунт для изготовления топоров». Топоры предназначались для действующей армии. Следующий документ сообщает, что губернская земская управа на основании закона от 27 октября 1916 г. о реквизиции лошадей и согласно отношению Штаба Московского военного округа от 13 января 1917 г. согласилась через уездные земские управы поставить на нужды армии 9 тысяч лошадей. Велико-Устюгский уезд обязан был поставить верховых лошадей – 61, артиллерийских – 306, обозных – 857; Сольвычегодский уезд верховых лошадей – 51, артиллерийских – 253, обозных – 704. Реквизированные лошади проходили через Котлас, и соответствующие инструкции гласили: лошадей в Котласе снабдить кормом и конскими принадлежностями. Через Котлас же отправлялись на фронт и мобилизованные. Об этом говорится в телеграмме Вологодского губернатора от 2 декабря 1916 г.: «3 декабря 8 вечера Котлас посадка поезда 1318 сольвычегодских ратников 600 человек».

В годы Первой мировой войны увеличился грузооборот речного транспорта. Из Сибири и Поволжья через Котлас шли пшеница, лен, пушнина и другие ценные виды сырья для экспорта за границу. За навигацию 1915 г. в Архангельск по Северной Двине было доставлено свыше 107 млн. пудов грузов, в том числе необходимых для фронта. В мае 1916 г. председателю волостной комиссии Д.С. Хромцову из уездного комитета по поставке скота приходит распоряжение о сроках погрузки скота на станции Котлас, но предварительно его должны были подвезти «…к Котласу на пароходах из Комарицы… и из Новинок». Далее комиссия по надзору и руководству перегрузочными операциями в Котласе посылает 1 июня 1916 г. пароходству Акционерного общества «Енисей», находящемуся в Котласе, записку-просьбу с пометкой «срочно»: «Не можете ли в ближайшее время и когда предоставить один из ваших пароходов для буксировки от Черевкова до Котласа 4000 пудов сена (два паузка) для заготовленного на нужды армии скота, на каких условиях».

Армия нуждалась в лошадях, но они были необходимы и на местах. Об этом говорится в просьбе, отправленной из Котласа в Велико-Устюгскую уездную земскую управу: «Котласская сельская пожарная дружина настоящим покорнейше просит освободить от мобилизации на случай пожара, для подвозки машин, воды и противопожарных инструментов десять лошадей».

Интересные сведения о событиях тех дней содержатся в летописи Песчанской церкви. Из летописи узнаем, что в первые же дни войны после получения распоряжения о мобилизации жителям читали Манифест Николая II, в церкви прошли службы, где читались «…молитвы о даровании российскому воинству победы». Был создан Попечительский Совет помощи семьям воинов в деревнях Грихнево, Крутца, Угрюмиха, Григорово, Большое и Малое Чирково. В летописи буквально по годам и дням расписываются события, происходившие в Песчанском приходе.

«4 сентября 1915 г. После обедни объявлен народу Высочайший приказ армии и флоту о принятии государем императором на себя Верховного командования над армией и флотом. По сему поводу отслужен торжественный молебен с колокольным звоном». «8 сентября 1915 г. Объявлен Высочайший Манифест о созыве государственного ополчения … с начала года было три рекрутских набора в марте, июле, августе». «18 октября 1915 г. Объявлен Манифест о войне России с Болгарией.

Лето было дождливое, хлеба и сена уродилось довольно, но уборка была неблагоприятная. По случаю войны все вздорожало: и работа, и продукты».

Несмотря на трудности в тылу, гражданское население старалось помочь армии. В 1915 г. Московский комитет Всероссийского Земского Союза по заготовке вооружения и снаряжения для армии обратился к Велико-Устюгской уездной земской управе с просьбой: «…дать сведения о возможности закупки холста крестьянской выработки, необходимого для нужд военного времени». В свою очередь земская управа с подобной просьбой обратилась к попечительским советам, кооперативным учреждениям. На просьбу председателя Велико-Устюгской Земской Управы «принять участие в организации шитья белья для отправки на передовые позиции» откликнулась сельская интеллигенция. Так, исполняющая обязанности начальника Забелинского земского училища, Н. Полякова и учительницы Е. Бызова и К. Потапова обратились к местному населению: «…ввиду того, что училище не располагает средствами, педагогический совет .

.. обращается … с просьбой оказать посильную помощь в … благом деле». Ответом на просьбу стали добровольные денежные пожертвования на шитье белья для солдат, а Уртомажское земское училище собрало «…для действующей армии 6 шарфов, 10 пар портянок, 4 пары носков, кальсоны и полотенце». Комарицкое общество потребителей закупило сукно, нитки, пуговицы, полотно и коленкор, о чем и сообщило Забелинскому училищу.

Исходя из имеющихся в архиве Котласского краеведческого музея материалов, котлашан – участников Первой мировой войны, можно разделить на две основные категории: тех, кто служил в сухопутных войсках, и тех, кто на флоте. По-разному складывалась судьба котлашан, попавших в плен. Так, В.И. Новинский – уроженец Сольвычегодского уезда, участвовал в боях в Австро-Венгрии, попал в плен, после окончания войны остался на чужбине, обзавелся семьей. Последние письма родственникам приходили из г. Капошвара (Венгрия). Очевидно, по родине все-таки скучал, так как просил родных писать письма.

Дальнейшая судьба В.И. Новинского, к сожалению, неизвестна.

И.А. Травников – уроженец д. Омелинская Сольвычегодского уезда, был призван в армию в 1916 г. рядовым, а вскоре оказался в плену. Вернулся из плена только в 1920 г. Но еще 30 ноября 1918 г. Отдел по внутреннему Управлению Северо-Двинского губернского Исполнительного Комитета Советов рассылает с пометкой «срочно» циркуляры всем уездным, городским и волостным Исполкомам, Отделам Управления, агитаторам, комитетам бедноты и участковым начальникам милиции Северо-Двинской губернии, где говорилось: «В виду громадного наплыва возвращающихся из плена измученных товарищей, предлагаю оказать самое широкое содействие к возвращению их домой. Примите меры для ознакомления с новыми для них социалистическими формами правления, употребите все усилия с введением гужевой повинности для правильной доставки военнопленных на родину. Пусть каждый возвращающийся товарищ почувствует, что он возвращается в Российскую Советскую Социалистическую Федеративную Республику.

Заведующий отделом по внутреннему Управлению Губисполкома».

Бывший военнопленный И.А. Травников впоследствии занимал немаловажные административные и партийные посты: был председателем Песчанского сельсовета, председателем сельпо, председателем колхоза «Искра», парторгом в различных организациях. Если сравнить, как складывалась жизнь вернувшихся из плена после Великой Отечественной войны, то, вероятно, после Первой мировой войны отношение к бывшим военнопленным было более лояльным.

Интересные, яркие фронтовые воспоминания оставили участники Первой мировой войны П.И. Ядрихинский, Г.Ф. Большаков и М.К. Фетисов. Из воспоминаний П.И. Ядрихинского, уроженца д. Чирково Сольвычегодского уезда: «… в 1914 году призван в царскую армию, направлен в город Ярославль в 211 западный батальон, там прохожу трехмесячные курсы учебной команды. В 1916 году с маршевой ротой еду на фронт командиром взвода под Ригу, где шли сильные бои с немцами… В то время немцы уже применяли удушливые газы, как из баллонов, так и стреляли химическими снарядами. Газ вызывал беспрерывный кашель, противогазов не было, были маски… На фронте издавалась газета «Окопная правда», солдаты охотно читали… Настроение росло против наступления, к которому призывало командование, местами началось братание. Позднее три полка открыто заявили против наступления».

Г.Ф. Большакова, уроженца Сольвычегодского уезда, мобилизовали в 1914 г. В своих воспоминаниях он пишет: «…Воевали в основном с Германией и Австро-Венгрией. Война затянулась, солдаты гибли в окопах от пуль, от химических газов… в тылу народ голодал, поэтому в войсках началось брожение, братание с немцами…»

Похожую обстановку на фронте описывает уроженец д. Козьминская Сольвычегодского уезда М.К. Фетисов: «…В годы Первой мировой войны проходил службу в составе Юго-Западного фронта в Карпатах. На фронтах, в воинских подразделениях организовывались солдатские комитеты, которые стали предъявлять… требования прекращения войны. Начались …братания наших солдат с немецкими и австрийскими солдатами. Наши разведчики, зная хорошо, что немецкие и австрийские солдаты голодали, набрав с собой буханку черного хлеба, махорки, без всякого оружия, с белыми флагами в руках, ножницами для резания проволочного заграждения, смело двинулись к окопам неприятеля. Подошли к проволочным заграждениям, стали резать и делать проходы. Немцы не стреляли. Перерезав наши и немецкие проволочные заграждения, солдаты двинулись к неприятелю в окопы. Немецкие офицеры повынимали револьверы, хотели стрелять, но их солдаты загалдели, похватали винтовки, офицеры разбежались по своим блиндажам. Солдаты стали обниматься и кричать: «Камрад, камрад!» С жадностью набросились на наш хлеб и махорку, с возгласами «Карош, карош!» С нами делились монпасье, зеркальцами, ножичками, мыльницами. Мы кричали: «Долой войну!», они тоже. Первый раз, побывав часа два, наши вернулись обратно. На другой день немцы и австрийцы пришли в наши окопы… один австриец из села Вашкауцы, которое занимали мы, повстречался с женой, детьми. Он рассказывал, что каждый день из своих окопов наблюдал за своим домом, видел, как работала жена… в поле, видел детей около дома в течение целого года, как встали на эти позиции. Так начались братания. Мы периодически стали ходить в окопы к немцам и австрийцам, а они к нам. Офицеры препятствовали братанию, солдаты в свою очередь кричали: «Долой войну! Долой золотопогонников!»

О трудностях и потерях во время войны вспоминает В.П. Закусов. Читая его воспоминания, невольно отмечаешь схожесть армейских проблем в то время и сегодня: необустроенность быта, «дедовщина» и пр. Перед отправкой на фронт он проходил военную учебу в Костроме. Вот, что он пишет: «…целый месяц не мог написать письма домой. Казармы не были оборудованы, одни доски, потом уже сделали вторые нары. Для «развития голоса» заставляли открывать дверку печек и громко говорить: «Я – дурак!». Мордобой. В садах и парках Костромы висели объявления: «Солдат и собак в парк не водить!» После учебы В.П. Закусов отравляется на фронт, первое боевое крещение получает под Киевом: «. ..погибло нас много, я уже был младшим унтер-офицером, и у меня было в подчинении 15 человек, осталось в живых двое, а от полка 35 человек…» В одном из боев Закусова ранили и отправили на лечение в московский лазарет, где по его словам, глядя на раненых молоденьких солдат и жалея их «..сердобольные старушки… закидали фруктовым сахаром…»

В августе 1915 г. в Велико-Устюгскую уездную земскую управу поступает распоряжение из Вологодского губернского по воинской повинности присутствия, в котором сообщается о проведении медицинского осмотра «…всех остающихся еще непризванными ратников ополчения… начиная с призывного возраста 1916 года по 1898 год включительно…» Вот что пишет котлашанин Н.А. Колбин: «…по призыву я должен быть призван в 1917 году… в 1915 году спросили три годовицы… в армию призвали меня 18 лет, служил я в кавалерии 6-го Уланского Волынского полка…»

Почти все котлашане, призванные служить на флот, служили на Балтийском флоте. П.К. Логинова в мае 1915 г. мобилизовали на Балтийский флот, после прохождения учебы в Кронштадте отправили в Гельсингфорс (Хельсинки), на транспортное судно «Митава», где «…каждый день выводили на плац… учили строевой подготовке, а вечерами на судне занимались по специальности сигнальщик…» Через несколько месяцев П. К. Логинов с группой матросов был отправлен на посыльное судно «Чайка». Здесь «…учеба днем флажками… вечером по азбуке Морзе». После этой учебы его направили во 2-й дивизион эскадренных миноносцев сигнальщиком.

На крейсере «Диана», входившем в состав Балтийского флота, проходил службу уроженец Сольвычегодского уезда С.А. Шергин, а уроженец Забелинской волости Велико-Устюжского уезда Ф.Г. Шошкин в 1914-1917 гг. служил на Балтийском флоте боцманом. Г.Г. Савельев был призван на службу в 1915 г. После окончания школы подводного плавания направлен на линейный корабль «Андрей Первозванный», входивший в состав Балтийского флота. За участие в восстании на корабле в августе 1916 г. уволен в береговую охрану, в 1917 г. проходил службу в составе 98-го Юрьевского полка в Румынии.

Среди мобилизованных на флот двое котлашан попали служить на подводные лодки. Уроженец д. Козловка Сольвычегодского уезда З. Бачурихин в октябре 1914 г. был призван на флотскую службу в Кронштадт, «…окончил радиокурсы и после медицинского осмотра направлен в Петербург на Васильевский остров в Дерябинские казармы, где за четыре месяца окончил школу подводного плавания и был назначен радистом в город Ревель на подводную лодку «Пантера».

А вот как писал о своей морской службе Н.К. Евтюков, уроженец д. Верхнее Заполье Сольвычегодского уезда: «…17 июля 1914 года… призван во флот и назначен на транспорт «Полярис», который занимался перевозкой торпед для вооружения судов флота. Позднее плавал на подводных лодках «Акула» и «Крокодил». Это были подводные лодки старых типов, в 1916 году их сняли с вооружения… В июле 1916 года, служа на транспорте «Оланд», при стоянке на базе Мирингам, транспорт подвергся бомбежке. .. В этом же году наша подводная лодка «Крокодил» вышла в море… встретили немецкую эскадру и попали под её обстрел с одной стороны, а с другой под обстрел своих береговых батарей, обстреливающих немецкую эскадру… пришлось лечь на дно, немецкая эскадра два раза прошлась над нами и бомбила лодку, но существенного вреда не нанесла».

В 1917 г. в армии и на флоте усиливаются антивоенные настроения, помимо братания участились случаи дезертирства. Об этом говорится в Постановлении Сольвычегодского уездного комиссара от 24 мая 1917 г.: «…все дезертиры… должны явиться в распоряжение властей в свои части. Недопустимо, чтобы дезертиры продолжали оставаться вне своих воинских команд… это развращающее действует на армию и нарушает основы государственности и гражданского долга в населении… Волостным комитетам и милиции произвести самую точную проверку всех билетов воинских чинов, и… которые окажутся без отпускных билетов, считать дезертирами и немедленно препровождать с милицией сольвычегодскому военному начальнику».

После Октябрьской революции Советское правительство обратилось ко всем воюющим державам с предложением о заключении мира, но оно было отвергнуто. Тогда Россия подписывает в марте 1918 г. Брестский мир и выходит из войны, осенью этого же года один за другим из войны выходят союзники Германии, а в ноябре 1918 г. капитулирует и сама Германия. Первая мировая война закончилась.

Давно уже нет в живых котлашан, кто участвовал в той далекой войне, но их свидетельства и воспоминания хранятся в Котласском краеведческом музее. Пусть они субъективны, иногда наивны – ведь многие солдаты и матросы были малограмотны, но они передают дух того времени, рассказывают о конкретных исторических фактах, событиях периода Первой мировой войны, сообщают порой яркую, интересную информацию, которую не всегда можно встретить в официальной военно-исторической литературе.

Источник: Николаева Н.И. «За Веру, Царя и Отечество!»: (Котлас и котлошане в годы Первой мировой войны) / Н. И. Николаева // Двинская земля. – Котлас, 2007. – Вып. 5. – С. 111-117.

 

 

Первая мировая война, 1914-1918 гг. — История

Похоже, вы используете Internet Explorer 11 или более раннюю версию. Этот веб-сайт лучше всего работает с современными браузерами, такими как последние версии Chrome, Firefox, Safari и Edge. Если вы продолжите работу в этом браузере, вы можете увидеть неожиданные результаты.

6 апреля 1917 года…

Соединенные Штаты официально вступили в Великую войну.

Первая мировая война, также называемая Первой мировой войной или Великой войной, международный конфликт, который в 1914–18 охватили большинство стран Европы, а также Россию, США, Ближний Восток и другие регионы. В войне Центральные державы — в основном Германия, Австро-Венгрия и Турция — противостояли союзникам — в основном Франции, Великобритании, России, Италии, Японии и, с 1917 года, Соединенным Штатам. Она закончилась поражением Центральных держав. Война была практически беспрецедентной по кровопролитию, резне и разрушениям, которые она вызвала.

Первая мировая война стала одним из величайших водоразделов геополитической истории ХХ века. Она привела к падению четырех великих имперских династий (в Германии, России, Австро-Венгрии и Турции), привела к большевистской революции в России и, дестабилизировав европейское общество, заложила основу для Второй мировой войны 9.0010 . (Британника Онлайн, «Первая мировая война»)

Книги в коллекции Фоглера

URSUS Тематическая рубрика: Мировая война 1914 г. 1918

Соединенные Штаты в Первой мировой войне

Отголоски Великой войны: американский опыт Первой мировой войны
«4 апреля 2017 года — почти через 100 лет после того, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну — Библиотека Конгресса открыла обширную выставку, посвященную конфликту. Отголоски Великой войны: американский опыт Первой мировой войны, выставка основана на исторических документах, фотографиях, картах и ​​артефактах из всей коллекции Библиотеки, включая предметы из Проекта истории ветеранов (VHP)».

Национальный музей американской истории (Смитсоновский институт):  Первая мировая война
«В 2017 году исполняется столетие официального участия Соединенных Штатов в Первой мировой войне. Не будет преувеличением сказать, что это историческое событие, изменившее мир обозначила разделительную линию между исторической и современной Америкой. Война коренным образом изменила мир, вытолкнув Соединенные Штаты на мировую арену и открыв миллионы американцев для чужих земель и современных войн. Сразу после того, как война разразилась в Европе в 1914, хотя их страна оставалась нейтральной, американцы стали участвовать в военных действиях как индивидуально, так и через организации. После того, как война бушевала «там» почти три года, Соединенные Штаты официально вмешались в апреле 1917 года».

Национальный архив: военные ресурсы: Первая мировая война

Библиотека Конгресса: экспонаты, коллекции, плакаты, звукозаписи, карты, события

Мэн во время Первой мировой войны

По любой теме, связанной с штатом Мэн, всегда консультируйтесь с сотрудниками отдела специальных коллекций Fogler!

Дом столетия Первой мировой войны в штате Мэн
          Новости штата Мэн в Первой мировой войне

Первая мировая война и опыт штата Мэн (сеть памяти штата Мэн)

Военный индекс штата Мэн, 1917–1920 (предки)

 

s

Плакат

Плакаты времен Первой мировой войны по адресу:

Публичная библиотека Бангора

Библиотека Конгресса

Торговый флот США (судостроение, обучение)

Библиотека Джорджтаунского университета (выставка)

Медиа-ресурсы

Великая война (канал YouTube)

Канада и Первая мировая война

The Canadian Encyclopedia
«Первая мировая война 1914–1918 годов была самым кровавым конфликтом в истории Канады, унесшим жизни более 60 000 канадцев».

  • << Предыдущий: Средневековая история

Первая мировая война как поворотный момент в истории

Автор урока

Фрилинг, Дерек

Курс(ы)

Всемирная история

Требуемые временные рамки

Части из 5 уроков (блочное расписание). Можно расширить до семестрового проекта, включив в него Вторую мировую войну, холодную войну и текущие конфликты на Ближнем Востоке.

Уровень(и) класса

Конспект урока

Учащиеся приводят аргументы в пользу наиболее значительного результата Первой мировой войны, изменившего развитие мира.

Описание

Учащиеся представят аргумент в пользу того, что стало самым значительным результатом Первой мировой войны, изменившим развитие мира.

Обоснование (зачем вы это делаете?)

Обоснование: Первая мировая война знаменует собой серьезное изменение в развитии истории в современном мире. Понимание причин этой войны и того, как она изменила историю, необходимо учащимся, чтобы понять, как история связана и как текущие проблемы связаны с этим поворотным моментом в истории.

Цели урока:

Учащиеся проанализируют влияние Первой мировой войны на события двадцатого века на события сегодняшнего дня.

Окружные, государственные или национальные стандарты деятельности и знания/цели/навыки достигнуты

2b7- Изучите все войны двадцатого века (т.е. Первую и Вторую мировые войны), включая: причины, сравнения, последствия и усилия по установлению мира

ПОКАЖИТЕ СТАНДАРТЫ

2. Преемственность и изменения в истории Миссури, США и мира

6. Отношения индивидуума и группы к институтам и культурным традициям

7. Использование инструментов социальных исследований (таких как опросы, статистика, карты, документы)

КАНСАССКИЕ СТАНДАРТЫ (Старшая школа – История США)

Контрольный показатель 1: Учащийся использует практические знания и понимание отдельных лиц, групп, идей, событий и поворотных моментов в эпоху возникновения современных Соединенных Штатов (1890-1930 гг.).

6. (A) анализирует причины и последствия вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну.

Контрольный показатель 5: Учащийся формирует навыки исторического мышления.

1. (A) анализирует тему в истории Соединенных Штатов, чтобы объяснить закономерности преемственности и изменений во времени.

Необходимые вторичные материалы (книги, статьи, документальные видеофильмы и т. д.)

Ниже приводится список рекомендуемых вторичных источников и их доступность в Интернете

Карта Европы 1914 г. — http://www.nationalarchives.gov.uk /pathways/firstworldwar/maps/map_images/Europe1914.gif

Карта Европы 1919 г. — http://www.nationalarchives.gov.uk/pathways/firstworldwar/maps/map_images/Europe1918.gif

Диаграмма роста промышленного производства в основных странах — http://www.fordham.edu/ halsall/mod/indrevtabs1.html

Карта окопной войны — http://wps.ablongman.com/wps/media/objects/262/268312/art/figures/KISH_26_593.gif

Карта мандатов — http:/ /www.users.cloud9.net/~recross/israel-watch/images/aa_304.jpg

Балканский национализм- http://www. saburchill.com/history/chapters/empires/0060.html

Геноцид армян- http://www.armenian-genocide.org/

Дэвид Стефенсон и ККК- http://www.centerforhistory.org/indiana_history_main7.html

Необходимы первоисточники (документ, фотография, артефакт, дневник или письмо, аудио- или видеозапись и т. д.) необходимо

Ниже приводится список предполагаемых первоисточников и их доступность в Интернете

Версальский договор — http://www.firstworldwar.com/source/versalles. htm

Союзы до Первой мировой войны — http://www.firstworldwar.com/source/pre1914.htm

Первоисточники, касающиеся Red Scare — http://recollectionbooks.com/bleed/images/BB/statue.JPG, http://www.historycooperative.org/journals/jah/89.3/images/gidlow_fig2_b. gif, http://www.atomicplatters.com/images/rediceberg_cvr_510.jpg, http://www.loc.gov/rr/print/swann/herblock/images/hblock6.jpg,

Речь Джозефа Маккарти 1950 г.-http ://www.civics-online.org/library/formatted/texts/mccarthy. html

Выступление Митчелла Палмера: «Дело против красных» — http://www.assumption.edu/users/McClymer/his261/ Палмер,%20%20Дело%20Против

Пропагандистские плакаты- http://infolab.stanford.edu/~mmorten/propaganda/wwi/us—45/destroy-brute.jpg, http://www.historywiz.com/propaganda.htm, http:/ /www.historywiz.com/lusitania.htm

Пулемет эпохи Первой мировой войны — http://www.diggerhistory.info/images/weapons-ww1-allied/vickers.jpg

Танк эпохи Первой мировой войны — http: //www.firstworldwar.com/weaponry/tanks.htm

Выступление Маркуса Гарви- http://americanradioworks.publicradio.org/features/sayitplain/mgarvey.html

Другие источники Первой мировой войны — http://www.historyteacher.net/APEuroCourse/WebLinks/WebLinks-WorldWar1.htm

Требуемая технология

Первичные и вторичные источники можно получить через Интернет. Студенты могут захотеть представить PowerPoint, видео или другие средства массовой информации.

Полностью подробно опишите деятельность или задание. Что будут делать и учитель, и ученики?

Первая мировая война является основным поворотным моментом в изменении истории в современную эпоху. Война является центром многих исторических событий. Студенты должны понять, как эта война изменила историю и повлияла на их нынешнюю жизнь.

Перед началом занятий по Первой мировой войне учащиеся будут разделены на группы по четыре человека. Каждой группе будет поручено создать тезис, чтобы доказать, что было наиболее значительным событием, которое произошло в результате Первой мировой войны. Учащиеся должны выбрать одну из следующих четырех теорий, которые будут представлены:

1. Мировая война. Я нарушил баланс сил во всем мире. Проблемы, с которыми мир был вынужден столкнуться после Второй мировой войны, были не чем иным, как преувеличением того, что было приведено в движение Первой мировой войной. Первая мировая война ничего не решила. С практической точки зрения Вторая мировая война — это просто продолжение Первой мировой войны после двадцатилетнего перемирия. Версальский договор жестоко наказал Германию и неизбежно привел ко Второй мировой войне. Кроме того, Первая мировая война не привела к однозначному победителю, поскольку у Германии все еще была возможность восстановиться после того, как она отказалась от Версальского договора. Державы Старого Света Австро-Венгрии, Великобритании и Франции были разрушены или значительно уменьшились в силе, о чем свидетельствует раздел Австрийской империи, рост движений за независимость на колониальных территориях имперских держав и перерисовка карт. Кроме того, Соединенные Штаты были единственной страной, предпринявшей шаги, чтобы продемонстрировать возросшее значение мировой державы. Это привело к ранней холодной войне, когда в американском обществе стала очевидной первая красная угроза. Это противоречило подъему коммунизма под большевистским контролем во вновь образованном Советском Союзе. Вторая мировая война просто продолжила то, что Первая мировая война не смогла полностью сделать очевидным для мировых лидеров. Напряженность после Первой мировой войны еще больше обострилась после Второй мировой войны. Вторая мировая война просто завершила разрушение держав Старого Света и усилила напряженность времен холодной войны до уровня, на котором она ранее не была узнаваема или признана массами после Первой мировой войны9.0003

2. Первая мировая война изменила технологии мира. Резня Первой мировой войны не имела себе равных по сравнению с предыдущими войнами из-за технического прогресса. Первая мировая война велась в отличие от любой другой войны. Хотя намеки на позиционную войну были и в других войнах, ни в одной из них она не охватывала боевые стратегии в той совокупности, в какой это было в Первой мировой войне. Однако в последующих войнах позиционная война не использовалась в такой же степени. Это связано с развитием технологий до, во время и после Первой мировой войны. Предыдущие войны велись более традиционным способом, но машина изменила эту стратегию ведения войны. Для защиты пулемета нужно было рыть окопы, но к концу войны превосходство танков вытеснило преимущество окопов. Это развитие технологий было начато во время промышленной революции в девятнадцатом веке, но не было полностью принято военными до Первой мировой войны. К концу войны технологии снова изменили методы ведения войны, чтобы полностью изменить боевые стратегии в последующих войнах. Технологии полей сражений стали настолько важными, что мы пришли к тому, что войны в настоящее время выигрываются и проигрываются в значительной степени в лабораториях и компьютерах, а не в количестве на полях сражений.

3. Первая мировая война привела к большим психологическим изменениям среди солдат, которые сражались, и мирных жителей в тылу. Участники войны испытали контузии, посттравматическое стрессовое расстройство или любой другой современный популярный термин, описывающий серьезные психологические проблемы, к которым приводит война. Это, конечно, не относится исключительно к Первой мировой войне или даже началось во время Первой мировой войны, но война действительно привела к некоторым изменениям, которые частично были вызваны разрушительными эмоциональными проблемами, с которыми люди столкнулись во время и после Первой мировой войны. больше не доверяли лидерам, за которыми они последовали на войну. Успешные революции произошли в Османской империи и России. Кроме того, несколько других народов получили независимость. Во многих из этих стран старые монархические порядки были свергнуты, и люди взяли на себя большую гражданскую ответственность. Это правда, что в истории были революции и раньше, и даже некоторые из них происходили в те же основные временные рамки. Однако в этих предыдущих революциях один монарх просто заменялся другим или монархия через некоторое время восстанавливала власть. Страны, получившие новое руководство после Первой мировой войны, в целом так и не вернулись к истинно монархическому стилю руководства. Даже в тех странах, где сохранялся номинальный монарх, истинная власть принадлежала более популярной суверенной группе.

4. Первая мировая война привела к возникновению больших расовых и этнических проблем в послевоенный период. Примеры включают: беспорядки на Ближнем Востоке, усугубленные созданием мандатов Францией и Великобританией; Геноцид армян в Османской империи; национализм на Балканах, который способствовал беспорядкам, приведшим к Первой мировой войне, и продолжал оставаться проблемой после войны; антисемитизм в Европе, поскольку еврейское население использовалось в качестве козла отпущения для проблем не только в Германии, но и в других частях континента, что в конечном итоге привело к спорному созданию Израиля в 1948; и основание Движения за гражданские права в Соединенных Штатах, поскольку солдаты, возвращающиеся домой, хотели добиться двойной V, хотя эта терминология не использовалась широко до Второй мировой войны, в которой противоречие подтверждается ростом Нового негритянского движения. Гарлемский ренессанс, движение «Назад в Африку», Великая миграция, новый подъем Ку-клукс-клана и общий рост ксенофобии.

Студенты разработают один из четырех аргументов в своих группах и представят доказательства из основных и второстепенных источников для защиты своей диссертации. Дополнительная информация будет предоставлена ​​из инструкции учителя.

Группа представит и защитит свою диссертацию в классе в виде презентации. Каждая группа также должна предоставить документальные доказательства для защиты своего тезиса. Приветствуется PowerPoint или другая технологическая поддержка в их презентации. Кроме того, каждая группа должна представить письменный документ для защиты своей диссертации с указанием как минимум четырех различных (по одной для каждого студента в группе) причин, по которым это является наиболее важной причиной, по которой Первая мировая война изменила историю. Визуальное представление должно быть включено в поддержку каждого из их четырех аргументов и должно быть включено в презентацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *