В чем состоялось историческое значение восстания декабристов?
Ответ или решение2
С
Историческое значение восстания декабристов заключается в том, что это действие стало отправной точкой в революционном движении царской России. Казнь 5 руководителей и каторга для многих участников вызвали очень большой общественный резонанс. Было очень много людей, которые сочувствовали восставшим. Хотя восстание и потерпело поражение, но пример действий смелых декабристов стал очень нагляден. Люди начали осознавать, что революционная борьба необходима и реальна. Кроме этого, восстание вызвало много вопросов в Западной Европе. Сначала его восприняли, как очередную попытку дворцового переворота, но потом поняли суть происходящего.
Д
Декабристы в истории России
Декабристами принято называть дворян, офицеров и солдат, которые выступили 14 декабря 1825 года, в день воцарения императора Николая I, с целью совершения государственного переворота и реформирования России. Основными общими задачами для них являлись свержение или ограничение власти царя, упразднение крепостной зависимости крестьян.
Причиной зарождения многочисленных общественных движений и тайных кружков в России 1810-1820-х годов стали события Отечественной войны и последующего Заграничного похода, закончившегося вступлением русских войск в Париж. Армия и офицеры, как её наиболее образованная часть, имели возможность оценить и сравнить уровни развития Западной Европы и Российской империи, результат чего был не в пользу России. Возвратившись из похода, офицеры, многие из которых были выходцами из дворян, основывали общества из единомышленников. Наиболее известные и крупные объединения: Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Причины поражения декабристов
Военная революция 14 декабря 1825 года потерпела поражение из-за несогласованности лидеров, многие из которых не явились на Сенатскую площадь, где проходила присяга, недостаточной подготовки и малочисленности декабристов. Николай I сохранил контроль над большей частью войск, находящихся в столице, и приказал жестко подавить мятеж. В том числе была использована артиллерия. Вслед за отступлением декабристов с Сенатской площади начались их многочисленные аресты.
Результаты движения декабристов
К результатам выступления декабристов принято относить следующее:
- за арестами последовали суровые приговоры, по которым часть декабристов была казнена, а другая направлена на каторжные работы;
- суровость приговоров вызвала падение репутации Николая I;
- крах вооруженной революции заставило отказаться от такой формы свержения существующей власти оставшихся членов тайных обществ в России;
- выступление декабристов оказало сильное влияние на Николая I и его политику, обусловило консервативные взгляды и отказ от любых либеральных реформ.
Знаешь ответ?
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Будьте внимательны!
- Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
- Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 50 символов!
0 /10000
Историческое значение восстания декабристов — История России
Период: XIX век. автор: Всемирная История
Заключенные декабристы. Рисунок декабриста Н. Репина.
Подавив восстание декабристов, как стали называть первых русских революционеров, Николай I жестоко расправился с его участниками. Пятеро из них — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены, свыше 120 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Николай I беспощадно мстил своим политическим противникам. Активных участников декабрьского восстания 1825 г., выдержавших многолетнюю каторгу, он до конца своей жизни держал в Сибири.
Восстание декабристов не могло привести к победе прежде всего потому, что они сознательно отстраняли народ от участия в революционной борьбе с самодержавием.
На Сенатской площади декабристы не прибегли к помощи народа. В. И. Ленин писал: «Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа».Тем не менее революционное выступление декабристов против царизма получило в стране широкие сочувственные отклики. Вместе с декабристами осознали необходимость борьбы с самодержавием многие передовые русские люди того времени. Суровая расправа с декабристами встретила осуждение со стороны современников и пробудила горячее участие к жертвам царизма. Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России.
В. И. Ленин считал, восстание декабристов начальным этапом в истории русского революционного движения. Он указал на прямую связь выступления декабристов с последующими этапами революционно-освободительной борьбы в России: «Узок круг этих революционеров, — писал В. И. Ленин. — Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».
Историческое значение восстания декабристов
Восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. вызвало острый интерес в Западной Европе. Сначала оно казалось очередной попыткой дворцового переворота и оценивалось исключительно под углом зрения его внешнеполитических последствий. Некоторые английские газеты не скрывали своих расчетов на ослабление влияния России.
Николай I поспешил дать событиям свое толкование. На приеме иностранных послов в Петербурге он объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Реакционная печать Западной Европы сразу подхватила эту официальную версию, соответственно изображая положение в России и рисуя поведение Николая I в героических тонах.
На страницах либерально-оппозиционных и радикальных газет и журналов Западной Европы появились более объективные суждения. Некоторые английские издания писали о серьезном революционном потрясении в России и высказывали мнение о слабости царского самодержавия, которое «перестало быть неприступным».
Восстание декабристов оценивалось наблюдательными иностранными современниками как одно из звеньев общеевропейского революционно-освободительного движения 20-х годов XIX в., направленного против реакционно-монархических режимов. Орган французских либералов «Конституционалист» спрашивал: «Чем вызвано петербургское движение?» И давал на это такой ответ: «Это то же, что происходит во Франции, Англии, Америке, Риме и Париже, в Мадриде и Мексике, т. е. всеобщее мировое движение, которое захватило и Россию».
Социально-политическое значение жен декабристов
Линн Энн Хартнетт, Университет Вилланова
Женщины, которые последовали в изгнание за мужчинами, участвовавшими в восстании декабристов 1825 года, оказали сильное влияние на общественно-политическую сцену России. Они стали воплощением «политического и социального мученичества». Их модель самопожертвования будет прославлена русскими поэтами и станет отличительной чертой революционного этического кодекса для грядущих поколений.
Жены декабристов придали новый смысл русским революционерам. (Изображение: Коллекция Эверетта/Shutterstock)Похвал Достоевского
Вряд ли деяния этих Жен-декабристок имели бы непреходящее значение, если бы не их прославление в русской литературе.
Романист Федор Достоевский рассказал о своей встрече с женщинами, которые тогда дали ему экземпляр Нового Завета с деньгами внутри. Жены раздавали еду и одежду многим мужчинам, проходившим через лагерь.
Спустя годы Достоевский описал эту встречу как встречу с живыми святыми. Он заметил, что, хотя женщины были «ни в чем не виноваты, они терпели в течение долгих 25 лет все, что терпели их осужденные мужья». Достоевский говорил, что его встреча с этими «великими мучениками» послужила источником великого духовного вдохновения.
В романе «Преступление и наказание », опубликованном в 1866 году, Достоевский ввел в литературу жен-декабристов, смоделировав по ним образ Сони Мармеладовой, святой, многострадальной проститутки, которая следует за героем романа Раскольниковым в Сибирь после того, как он осужден за убийство.
Похвальный стих Николая Некрасова
В начале 1870-х годов Некрасов написал оду женщинам, канонизировавшую их в либеральных и революционных кругах.
Стихотворение Некрасова «Русские женщины» посвящено двум женам-декабристам: Марии Волконской и Екатерине Трубецкой. Он описывает их как представительниц всех русских женщин, которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за освященные идеалы.
Вдохновение для женщин
В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин строило свою деятельность по образцу жен-декабристок и с энтузиазмом относилось к революционному делу. Революционная энергия возобновилась после того, как Александр II отменил крепостное право и провел реформы в правовой, образовательной и военной системах, начиная с 1861 г.
Русские женщины стали принимать непосредственное участие в революционных дискуссионных группах. Стекаясь в деревню, чтобы работать учителями, клерками, акушерками и фельдшерами, женщины-активистки презирали царя, говоря с крестьянами о неравенстве и революции.
В то время как многие из женщин изначально могли рассматриваться как мирные пропагандисты, тщательный контроль полиции и правительственные репрессии подтолкнули их не только к речам и посланиям, но и к насильственным действиям.
Дело Веры Засулич
Пять женщин были сосланы на каторгу в Сибирь по обвинению в народнических волнениях в 1877 и 1878 годах. Впервые в истории России женщины были приговорены к каторжным работам за собственные политические преступления.
После завершения уголовных дел против женщин и десятков их соотечественников — известного как «Процесс 193-х» — дочь дворянина Вера Засулич расстреляла известного царского чиновника генерала Федора Трепова, губернатора Санкт-Петербурга. Петербург.
Для совершения покушения Засулич выдавала себя за обычного просителя и проносила револьвер в кабинет генерала Трепова, где выстрелила и тяжело ранила, но не успела его убить.
Засулич ожидала приговора к смерти, и спокойно приняла свою судьбу, никогда не отрицая своих поступков. Но присяжные усмотрели в действиях Засулич мученичество. Сама Засулич романтизировала самопожертвование, когда писала: «Бывают времена… когда нет ничего прекраснее и желаннее тернового венца».
Женщины берут на себя инициативу
Многие женщины-революционерки присоединились к делу, вдохновленные женами декабристов. (Изображение: Роман Сибиряков/Shutterstock)Еще одной дворянкой, ставшей революционной террористкой, была Вера Фигнер, которая несколько лет работала фельдшером в российской деревне, чтобы продвигать популистское дело. Изгнанный полицией из деревень, Фигнер в 1879 году присоединился к двум дюжинам других членов жестокой террористической организации, известной как «Народная воля».
Решив нанести вред самодержавию, «Народная воля» решила убить Александра II как шаг к мобилизации борьбы за свободу. С помощью ручных бомб, заложенных в квартире Веры, убийцы под руководством другой женщины, Софьи Перовской, убили императора 13 марта 1881 года.
Софья Перовская, сыгравшая главную роль в убийстве царя, была первой женщиной в русской истории быть повешенным за политическое преступление. Она была повешена вместе с четырьмя своими товарищами через несколько недель перед толпой из десятков тысяч зевак.
Вера Фигнер, принимавшая участие в изготовлении бомб, убивших царя, была приговорена к пожизненному заключению в печально известной Шлиссельбургской крепости под Санкт-Петербургом. Там она пережила десятилетия одиночного заключения в том, что она назвала живой могилой.
Жены декабристов: путеводные звезды
Обе женщины были идеализированы и даже мифологизированы последующими поколениями русских революционеров. Как и многие другие женщины-революционерки ее поколения, Фигнер черпала вдохновение для своего радикализма в жертвах и мученичестве жен-декабристок.
В 1925 году, к 100-летию восстания декабристов, ее попросили задуматься о значении движения. Она сосредоточилась на женах декабристов, а не на мужчинах.
Фигнер признал женщин «светилами, которые издалека освещают наше революционное движение». Не поддерживая политическую идеологию или революцию, она сказала: «Их лишения, потери и моральные страдания объединяют их с нами, женщинами более позднего революционного движения».
Общие вопросы об общественно-политическом значении жен-декабристов
В: Как Достоевский представил в своем произведении Жен декабристок?
В романе «Преступление и наказание » , опубликованном в 1866 году, Достоевский ввел в литературу жен-декабристок , смоделировав по ним образ Сони Мармеладовой, святой, многострадальной проститутки, которая следует за героем романа Раскольниковым в Сибирь. после того, как его осудят за убийство.
В: Кто прославлял в своей поэме Жен декабристок?
Русский поэт и общественный критик Николай Некрасов прославил и воспел двух жен декабристов : Марию Волконскую и Екатерину Трубецкую в стихотворении «Русские женщины». Он описывает их как представительниц всех русских женщин, которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за освященные идеалы.
Вопрос: Какое влияние оказали жены декабристов на общественно-политическую ткань России?
В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин моделировало свою деятельность по образцу 9-го века. 0071 Жены декабристов , и с энтузиазмом принял революционное дело. Русские женщины стали принимать непосредственное участие в революционных дискуссионных группах.
Продолжайте читать
Национализм и история нации
Почему происходят революции?
Влияние Французской революции на историю Европы
Наполеоновские войны и восстание декабристов | 8 | v2
Перейти к основному содержанию
Раздел хлебных крошек. Нажмите здесь, чтобы перейти на соответствующие страницы.
Глава
Глава
Русские споры о Европе в первой трети девятнадцатого века были во власти наполеоновских войн и их последствий, восстания декабристов. Это восстание, вспыхнувшее в 1825 г., возникло в результате дебатов о Европе. имело ключевое значение для ее дальнейшего хода: как только она сложилась, реакции на него составят следующий этап обсуждения. В этот период можно выделить три основные позиции в отношении Европы. Первый,
была позиция государства, легитимистская в традициях античной режим. Эта позиция, которую я назову «консервативно-националистической», Европейские события вдали от просвещенного деспотизма как предательства идеалов когда-то обычно принадлежали всем монархам Европы и их иждивенцам. За Россия, ответ на это предательство должен состоять в том, чтобы продолжать как прежде. Во-вторых, там возникла романтическая националистическая позиция, сформировавшаяся под влиянием немецкий романтизм и разделял большинство его идеалов и стремлений. Однако, поскольку большинство его сторонников видели Европу в православных рамках, это положение вскоре приобрело автохтонный оттенок. Романтические националисты были антисовременными и были против того, что они считали этатизацией и бюрократизацией царской власти. Наконец, существовала конституционалистская позиция, которая считал, что политические и экономические модели должны быть заимствованы из Европы и адаптированы к российским условиям. Декабристы были наиболее заметными из конституционалистов. Однако другой
был главным советником царя Сперанским, который уже в 1809 г. разработать конституцию России. Сперанскому это казалось в высшей степени разумным ответом на давление европейских событий. Однако не все видели вопрос в этих терминах. Сестра царя, великая княгиня Екатерина Павловна, была среди тех, кто провел такую адаптацию к политической пути Европы, чтобы быть величайшей из опасностей. В ответ на поступок Сперанского она уговорил одного из постоянных посетителей ее салона, историка Карамзина, на
написать ответ. Ответ Карамзина, опубликованный впоследствии под названием «Воспоминания о древних и Современная Россия — хорошая отправная точка для исследования постнаполеоновской России. дискурс о Европе, потому что он формулирует ранее упомянутую официальную тему Российского государства как продолжение личности царя. «Старая нация не имеет нужны новые законы», — констатирует Карамзин. «В России государь есть живой закон. Он добрых благоволит, а злых наказывает […] В русском монархе концентрируется властью: наше правительство отцовское, патриархальное». Если бы России дали конституцию, а монарх отказался бы ей следовать, продолжал он, ситуация становятся невыносимыми: «Две политические власти в одном государстве подобны двум ужасным львы в одной клетке» (Карамзин, 1969: 187, 197, 139). По мнению Карамзина, Идея принятия чуждого России свода законов европейского образца симптоматична ошибочное отношение современной России. Карамзин сожалеет, что
Подражание стало для россиян делом чести и гордости […] это должно быть признал, что то, что мы приобрели в социальных добродетелях, мы потеряли в гражданских добродетелях. Делает имя русского несут для нас сегодня ту же непостижимую силу, которую оно было в прошлом? Неудивительно. В царствование Михаила и его сына, наших предков, усваивая многие преимущества, которые можно было найти в иностранных обычаях, никогда не терял убеждения, что православный русский — самый совершенный гражданин и Святая Русь передовое государство в мире. Пусть это будет называться заблуждение. Но как много он сделал для укрепления патриотизма и моральных устоев страна! Имели бы мы сегодня дерзость, проведя более века в школу иностранцев, чтобы похвастаться гражданской гордостью? Когда-то мы использовали всех остальных европейцев называть неверными; теперь мы называем их братьями.