Историческое значение государственной думы 1906 1917 – (1906-1917 ). —

Государственная дума в России в 1906-1917 гг



 

 

 

Минобрнауки России

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

и менеджмента

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине

«История государственного управления в России»

 

 

На тему _Государственная дума в России в 1906-1917 гг.

 

 

                                                                                                                 Выполнил Шевелева Ольга Викторовна_____________

Группа __УД-2__________

Руководитель _Зевахина Екатерина Владимировна_

 

Дата сдачи на проверку_________

 

Оценка__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2011


Оглавление

 

Введение.

Предпосылки образования Государственной Думы.

Государственная дума в России в 1906-1917 гг.

Значение Государственной думы.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что изучение, исследование истории Государственной Думы и вообще власти в целом всегда вызывала интерес граждан, потому что от политики, которую они используют для функционирования своей деятельности, от того как они работают зависит настоящее, будущее всей России.

Цель работы: Проанализировать развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг.

Задачи работы:

      Установить предпосылки создания первого парламента в России;

      Проанализировать деятельность государственных Дум;

      Определить значение государственной Думы для Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки образования Государственной Думы.

 

В начале XX в. Россия характеризовалась чертами буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, формировался этап самоорганизации масс общества. В январе 1905 г. произошла революция, которая сильно обострила проблему политических реформ в России. Солдаты на протяжении полугода разгоняли народ, но таким образом проблема реформ так и не переставала существовать. Под воздействием революции самодержавие подтолкнули к уступкам. И 6 августа 1905 года Николай II подписал манифест, утверждающим законосовещательную Государственную Думу в системе государственной власти, которую именовали «булыгинской». Название было связанно с именем на тот момент министра внутренних дел А.Г. Булыгина, который и создал этот проект. Целью создания Думы являлось “предварительное формирование и обсуждение законодательных предложений, проявляющихся по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти”. Проект законосовещательной думы уже совсем не отвечал потребностям, так как революция расширялась, и к ней начали примыкать военные части.

В октябре в государстве возникла Всероссийская политическая забастовка, которая повлекла за собой блокирование железных дорог, парализовала деятельность промышленных предприятий. В таких непредсказуемых политических условиях, Николаю II пришлось провозгласить Манифест 17 октября 1905г. утверждающий конституционный путь развития страны и гражданские свободы. Манифест 17 октября 1905 года даровал России: общественные свободы, такие как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов; а также огласил выборы в Государственную думу и их демократизацию; добавил Государственной думе черты законодательного учреждения, таким образом, объявлялся принцип деления власти и смены строя на конституционный. 19 октября 1905 года был принят указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”. Согласно ему Совет министров преобразовался в постоянное действующее высшее правительственное учреждение, созданное с целью производить «направление и совмещение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления”. Также утверждалось и то, что все законопроекты не будут внесены в Государственную думу пока не пройдут предварительное обсуждение в Совете министров.

20 февраля 1906г. – утверждено новое положение о Государственной Думе, которое приказывало реализовывать обещания изложенные Манифестом от 17 октября 1905г. Но все же в достаточной мере это так и не выполнили. Дума носила законодательные права (но не законосовещательные, как это было по Закону от 6 августа 1905г.), однако законопроекты утвержденные Думой были обязательны для принятия их в Государственном Совете и императором. Дума контролировала деятельность императора связанную с бюджетом и отчетом по нему, что в свою очередь очень ограничивало бесконтрольное распоряжение финансами. Дума, как и раньше, могла выступать с законодательной инициативой касаясь всех вопросов, кроме Основных государственных законов. В соответствии с февральским 1906г. Законом Дума наделялась правом запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату. Министры должны были не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе предоставить ответ или направить извещение Думу о причинах, не дающих это выполнить. Усовершенствовав избирательный закон и наделив большими правомочиями Думу, правительство царя воплотило в реальность реформу Государственного Совета (царский указ от 20 февраля 1906г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»). Таким образом, совещательный орган превращался в верхнюю палату, находящуюся над Государственной Думой. Однако, при формальном равенстве положений Государственный Совет обладал приоритетом о сравнению с думой: например, законопроект, принятый в Думе и в Совете, направлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Переформирование Государственного Совета и возникновение верхней палаты, расположенной над Думой, тем самым сильно ограничив ее права.
              23 апреля 1906 года опубликовали «Основные государственные законы Российской Империи» (ОГЗ) в новой редакции (за исключением определения «неограниченное» самодержавие). Они утверждали, что император реализует законодательную функцию совместно с Государственным советом и Думой. Функциями императора провозглашались:

      пересмотр основных законов;

      высшее государственное управление;

      направление внешней политики;

      верховное командование вооруженными силами;

      объявление войны и заключение мира;

      объявление местности на военном и исключительном положении;

      право чеканки монеты;

      увольнение и назначение министров;

      помилование осужденных и общая амнистия.

              Все перемены, возникшие в государственном строе России помогли зафиксировать позиции буржуазии, но, к сожалению, никак не решали проблем, проявляющихся у трудящегося класса государства. Первая русская революция просто-напросто показала, что предыдущая форма самодержавия свела себя на нет и таким образом переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе представился как необходимость.

 

 

 

Государственная дума в России в 1906-1917 гг.

 

В начале XX века в России правительство было ответственно не перед Думой, а перед монархом и полностью контролировалось подотчетной самодержцу сановной бюрократией. Дума была крайне ограничена в своих прерогативах осуществлять контроль за действиями правительства, и все же у этого государственного органа, можно сказать, впервые в истории нашей страны появились некоторые реальные контрольные полномочия в отношении правительства.

Так, именно Дума принимала предложенный правительством бюджет, т.е. получала политические возможности проконтролировать распоряжение государственными финансами, а при желании в определенной мере выстроить бюджетные приоритеты. Именно Государственная дума, в отличие от всех предшествующих российских представительных органов, приобрела ряд характерных черт собственно парламентского учреждения.

В Думе впервые появились фракции, был выработан регламент работы палаты, возникли такие формы деятельности, как депутатские запросы правительству. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам Государственной думы обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне. Наконец, удалось сформировать довольно продуктивную и вполне парламентскую процедуру рассмотрения законодательных инициатив, голосования, обеспечения гласности думских дебатов.

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти, когда ежедневно из различных мест империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы. Некоторые левые и правые группы призывали к бойкоту избирательной кампании, и здесь самой влиятельной была большевистская партия, все еще не потерявшая надежду на возможность массового народного восстания. Помимо большевиков выборы бойкотировали эсеры и правые партии.

В общей сложности в Первую думу было избрано 478 депутатов. По политической принадлежности они распределились следующим образом: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу. [6, 49]

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Накануне заседаний первой сессии делегаты Государственной думы и Государственного совета были приняты в Георгиевском зале Зимнего дворца императором, который обратился к ним с речью. Среди прочего он сказал: “С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас”. [7,127] Царь выражал надежду, что думцы отдадут “все свои силы на самоотверженное служение отечеству, для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития благосостояния, памятуя, что для духовного величия и благоденствия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права”. Местом заседаний Думы был определен старый Таврический дворец. И во второй половине дня 27 апреля после краткого молебна Дума приступила к работе и сразу же выказала свое крайне радикальное настроение.

К этому времени кабинет С. Ю. Витте пал и премьером был назначен известный царедворец И. Л. Горемыкин, убедивший царя пригласить на пост министра внутренних дел бывшего гродненского, а затем саратовского губернатора П. А. Столыпина. Новому правительству досталось тяжелое наследство. Кабинет С. Ю. Витте, находясь у власти шесть месяцев, не подготовил к открытию Думы законопроектов, которые должны были бы стать предметом рассмотрения народного правительства, считая, что Дума сама должна заняться законотворчеством. И она занялась. Буквально с первых часов своды Таврического дворца стали оглашать призывы и декларации крайне радикального характера: объявить всеобщую амнистию, создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей и т.д. Либеральные газеты, ежедневно публикуя подробные и сочувственные материалы о работе законодательного органа, единодушно назвали его “Думой народного гнева”.

Депутаты хотели всего и сразу, и это их желание делало Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу серьезного и ответственного государственного органа. Большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе. Разгоряченные баталиями революционных битв, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу и конкретным лицам, и определенным политическим течениям. Все это происходило в атмосфере непрекращающегося террора революционеров. По неполным данным, в январе 1906 г. было совершено 80 убийств, в феврале – 64, в марте – 50, в апреле – 56, в мае – 122, в июне – 27. Сотни людей стали жертвами беспощадных “борцов за свободу”, и ни один из этих актов не был осужден не только левыми, но и кадетами. [1,89]

stud24.ru

Государственная дума в России в 1906-1917 гг

Первое время исполнительные государственные структуры находились в состоянии растерянности. Конечно, зная состав участников думской ассамблеи, правительство не питало особых иллюзий. [4, 125] Однако столь резкий антиправительственный тон думского собрания, беспощадные и оскорбительные выпады по адресу отдельных лиц и государственных учреждений, принятые большинством депутатов, оказались неожиданными. Но правительство не оставляло надежд на сотрудничество и выказывало Думе явные знаки внимания. Перед депутатами выступали глава кабинета, министры. Согласно закону, Дума была наделена правом делать запросы высшим инстанциям о неправомочных действиях лиц и учреждений. Это стало любимым занятием большинства. Достаточно было столичной газете написать о “произволе” властей, привести какие-то “факты” (в большинстве своем сфабрикованные бойкими “мастерами пера”), как тут же следовал запрос, и перед негодующей толпой народных избранников представало высшее должностное лицо. И начиналось своего рода судилище.

Для высших сановников это часто было настоящим потрясением. Но находились и такие, кто смело “шел в бой”, спокойно и аргументировано отвечал на выпады и этим поддерживал престиж власти. Первое место в этом ряду занимал новый министр внутренних дел, которому неоднократно пришлось пройти “думское чистилище”. Он не оправдывался (как делали многие другие), а излагал факты и свои взгляды по различным вопросам. Выступая 8 июня 1906 г., П. А. Столыпин говорил с думской трибуны: “Власть не может считаться целью. Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластье, нельзя не считать опасным безволие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство – аппарат власти, опирающейся на законы, отсюда ясно, что министр должен будет требовать от чинов министерства не только осмотрительности, осторожности и справедливости, но и твердого исполнения своего долга и закона”. [7, 133]

Первая Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени уделила обсуждению самого жгучего вопроса социальной жизни – аграрного. Центром обсуждения стало два проекта. Первый внесли кадеты. Он предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп “по справедливой (но не рыночной) оценке”. Второй проект внесла фракция трудовиков. Он носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей “трудовую норму”, создание “народного земельного фонда” и введение уравнительного землепользования. Обсуждение этих предложений вылилось в громкое обличение общественного строя. Поднимавшиеся на трибуну ораторы негодовали и произносили эмоциональные монологи о том, что “простой труженик” почти лишен “средств пропитания”, в то время как правительство защищает и охраняет интересы и привилегии помещиков.

В этих обвинениях была своя правда. Но правда была и в том, что простым перераспределением земельных наделов аграрный вопрос в России решить было нельзя. Требовалось не просто у одних отнять, а другим дать; необходимо было изменить не столько размер землевладения, сколько качество землепользования, которое отличалось допотопным обликом, чрезвычайно низкой эффективностью, позволявшей крестьянам существовать на уровне минимальной достаточности. Для коренной модернизации требовалось не отнимать землю, а создавать крепкого индивидуального землевладельца, умевшего и желавшего вести современное аграрное производство, стабильно нацеленное на рынок.

Царь был категорическим противником всех форм отчуждения собственности, не без основания считая, что потакание низменным инстинктам толпы безответственно, что какое-либо покушение на незыблемость прав собственности чревато непредсказуемыми социальными потрясениями, что любое “частичное изъятие” создаст сокрушительный прецедент. Противники громогласно обвиняли царскую власть в том, что она стоит на страже “интересов помещиков и капиталистов”, но на самом деле монарх стоял на страже принципа неприкосновенности частной собственности, и этому убеждению он был верен всегда.

Правительство болезненно реагировало на направление деятельности Государственной думы и 20 июня выступило с заявлением, в котором говорилось о неприкосновенности частной собственности на землю. 9 июля 1906 г. Первая Государственная дума была распущена и объявлены новые выборы. На следующий день группа кадетов и трудовиков собралась в Выборге, где опубликовала так называемое “Выборгское воззвание”, в котором в знак протеста “против роспуска народного представительства” население призывалось к пассивному сопротивлению: не платить налоги, избегать рекрутской повинности, а зарубежные правительства призывались не предоставлять России займы. Эта акция никакого успеха не имела.

Выборы во Вторую Государственную думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44. [1, 97] Остальные голоса получили правые (националисты), представители регионально-национальных партий, казаки и некоторые мелкие политические объединения. Состав Второй думы отразил поляризацию сил в обществе, и хотя среди депутатов значительную группу составляли правые, перевес был на стороне левых, так как кадеты часто солидаризировались с ними. Аграрный вопрос опять оказался в фокусе внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок. [6, 55] Довольно быстро власти стало ясно, что ждать конструктивной работы от новой Думы не приходится. К тому же поступали сведения, что левые, прикрываясь депутатским иммунитетом, занялись откровенной антиправительственной деятельностью и вне стен Таврического дворца. Дума отказалась лишить депутатских полномочий социал-демократическую фракцию. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение о роспуске представительства и был опубликован новый избирательный закон.

Новые избирательные правила изменяли пропорции представительства отдельных групп населения. Предпочтение отдавалось наиболее состоятельным и ответственным общественным элементам. Если по старому закону крестьяне выбирали 42% выборщиков, землевладельцы – 31%, горожане и рабочие – 27%, то теперь соотношение изменялось. Крестьяне получали 22,5%, землевладельцы – 50,5%, горожане и рабочие – 27%, но при этом горожане разделялись на две курии, голосовавшие отдельно. Было сокращено представительство окраин: Польши – с 29 до 12 депутатов, Кавказа – с 29 до 10.

Неудачный опыт кратковременного существований первых двух Дум обострил дискуссии в правящих кругах России о характере избираемого представительства и его нужности. Крайне правые деятели, борцы “за чистоту монархической идеи” вообще стали ратовать за ликвидацию подобного органа или, по крайней мере, за отсрочку его созыва на неопределенное время. Они считали, что “пропаганда нигилистов и радикалов” сделала избранников антигосударственными людьми. Но находились и такие, кто честно смотрел правде в глаза и не стремился абсолютизировать частности. К числу последних относился Петр Аркадьевич Столыпин, занявший летом 1906 г. пост главы правительства. Противником ликвидации народного представительства был и Николай II, никогда серьезно не принимавший призывы вернуться к прошлому.

Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики и 20 – социал-демократы. Думским центром оказалась партия “Союз 17 октября”, а председателем был избран октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917). [1, 47]

Третьедумский период – время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом. Большинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на “шайку преступников”, не воспринимало существующую государственную систему как “темное царство”, которое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодействия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими. Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего старые предубеждения. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь. Принимая в январе 1908 г. в Большом Царскосельском дворце 300 депутатов (группы правых и центра), он сказал: “Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды. Из всех законопроектов, внесенных по Моим указаниям в Думу, Я считаю наиболее важным законопроект об улучшении земельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неоднократных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собственности никогда не получит Моего одобрения; права собственности должны быть священны и прочно обеспечены законом”. [7, 50]

Правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура Петра Аркадьевича Столыпина, ставшая ярким символом правительственной власти в последнее десятилетие существования монархии.

Это был русский консерватор новой формации, понимавший, что для защиты исконных государственных начал, в первую очередь самодержавия, надлежит не только демонстрировать силу, “давить и не пущать”, необходимо изменить социальную природу общества, создать массу крепких собственников-хозяев, которые стали бы естественной базой социального умиротворения. Он никогда не сомневался, что авторитаризм (самодержавие) и Россия – вещи неразрывные, что все серьезные преобразования можно проводить лишь сильной, властной и честной рукой, что введение правового строя – процесс длительный и сложный, требующий многолетних, постоянных усилий сверху, поддержки и понимания снизу.

Будучи просвещенным и целеустремленным политиком, П. А. Столыпин понимал, что реформы необходимы и неизбежны. Они видел дальше, острее осознавал причинно-следственные связи проблем, чем многие современники. Девиз премьера был прост и в тех условиях логичен: “сначала успокоение, а затем перемены”. Однако откладывать назревшие изменения было невозможно, и реформы приходилось осуществлять в атмосфере не утихающих беспорядков. [1, 39]

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. В центре работы Думы оказался аграрный вопрос. В соответствии с законом надлежало утвердить указ от 9 ноября 1906 г., вступивший в силу с 1 января 1907 г. Этот закон, одобренный и дополненный думской земельной комиссией, начал обсуждаться на общей сессии 23 октября 1908 г. Записалось выступать 213 депутатов – около половины всего депутатского корпуса. Если бы не факт реального существования этого закона, то было мало надежд на проведение его через Думу. Многие из числа правых были противниками аграрного переустройства и в конечном итоге голосовали “за”, чтобы только поддержать решение монарха.

Выступая перед Думой 5 декабря 1908 г., П.А. Столыпин говорил: “Была минута, и минута эта недалеко, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера в царя, в силу русского народа и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот, в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проводя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3200000 десятин земли. Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство”. [7, 65] Но обсуждения этого закона в Думе растянулись на годы, и он был окончательно одобрен и опубликован лишь 14 июня 1910 г., хотя фактически действовал более трех с половиной лет.

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. [5, 33–43]

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11.

Председателем Думы избрали октябриста Н. А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А. И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно нерешенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к “национальным окраинам”, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. [6,71]

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

stud24.ru

История государственной думы 1906-1917 годов — реферат

Содержание 
 

Введение  ……………………………………………………..………..       3

  1. Законодательные органы в России

    до  Государственной Думы …………………………………..        4

  1. Российское общество на пороге XX века ……………………          5
  2. Выборы в I Государственную Думу ……………………….…          6
  3. I Государственная Дума России  ………………………….…           7
  4. II Дума – обреченная …………………………………….…..          10
  5. III Дума — недостаточная достаточность ……………….…..           13
  6. IV Дума — парадокс истории …………………………….…..          16
  7. Заключение …………………………………………………….           20
  8. Список литературы ………………………………………….…         22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Принятие  новой российской Конституции и  провозглашение Российской Федерации  правовым государством с республиканской  формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

      В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”

1.

      Исторические  традиции проявляются не только в  сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика) Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

      Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем. Поэтому в настоящей работе я попытаюсь описать историю существования Государственной думы с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят чрезвычайно остро. 

 
 
 
 
 

1. Законодательные  органы в России до Государственной Думы 

     К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде  и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве  и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям.

     К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице “Уложенных комиссий”.

     Попытка поставить страну на конституционный  путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.2  В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Российское общество  на пороге XX века

     Период  с 1900 до 1917 гг. изучался в нашей истории  в основном как этап революционной  борьбы угнетенных масс. События этого  времени не рассматривались как  интегральный общенациональный кризис.

     К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции.

     В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и др.

     В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет  взошел последний российский император  Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан,  владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчеты земств на “участие в делах внутреннего управления” являются “бессмысленными мечтаниями”.3

     В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны. Современники говорили о потере властью авторитета, о десакрализации самодержавия.

     Интеллигенция являлась наиболее образованной частью общества и была нацелена на инновационную деятельность, выходящую, как правило, за рамки официальной идеологии. Она была занята в государственном аппарате, в области культуры, в сфере материального производства, в управлении промышленностью, помещичьим хозяйством, частной юридической практикой и др. Получили мировое признание в качестве феномена российской интеллигенции: демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый “кодекс чести”, забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые ввиду недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству. 

     Хорошо  организованным было духовенство. Деятельность церковников возглавлялась Святейшим Синодом, подчиненным прокурору Синода, и согласовывалась с органами государственной власти.

     На  фоне относительно мирного развития капитализма и рабочего движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.). Революция заставила искать компромиссы.

  1. Выборы в I Государственную Думу
 

     Выборы  в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-демократические партии, эссеры, Всероссийский крестьянский союз.

     Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод.

4 Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов.

     Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное  поражение потерпели на выборах  октябристы – к началу думской  сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

     С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали  Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были при  всей их ограниченности выборные народом  органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю-самодержцу.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. I Государственная Дума России
 

     Событием  огромной исторической важности не только в данной стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Ждали царя, и он приехал. Однако «тронная» речь Николая II, в общем-то тусклая и бесцветная, лишенная глубокого содержания, разочаровала присутствующих 5.  

     Вследствие  неодновременности выборов работа I Государственной Думы проходила при неполном составе.  Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину.

     13 мая 67-летний премьер с трудом  поднялся на трибуну и на  все требования послания ответил  категорическим «Нет!» Даже консерваторы  были обескуражены. “Ответ правительства – сплошная политическая ошибка” – написал об этом лидер октябристов А.И. Гучков6.

     19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей законопроект (проект 104-х). Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путем отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определенной «трудовой» или «потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением помещиков за изъятые земли.

     6 июня появился еще более радикальный  эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал  немедленное и полное уничтожение  частной собственности на землю  и объявление ее со всем  недрами и водами общей собственностью всего населения России.

     Обсуждение  аграрного вопроса в Думе вызвало  рост общественного возбуждения  в широких массах и революционные  выступления в стране. Желая укрепить положение правительства, отдельные  его представители – Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – выступили с проектом обновления правительства путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые из них считали, что лучше избавиться от Думы вообще, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх.

freepapers.ru

33. История российского парламентаризма. Деятельность государственных Дум в 1906-1917 гг.

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей. 6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. булыгинская Дума с законосовещательными функциями не была созвана в связи с революционными событиями.

11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан и созыве законодательной Думы. В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в IДуму состоялись в феврале-марте 1906 г. Выборы проходили по 4куриям(сословно-имущественный разряд избирателей) – землевладельческой, рабочей, крестьянской, городской. Избирательных прав были лишены военные, женщины и др.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу I Государственная Дума. Ее председателем был избран кадет, профессор гражданского права С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 — беспартийным делегатам, 107 — «трудовикам» (представители крестьян). Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, черносотенцы не получили ни одного голоса.

I Государственная Дума просуществовала лишь одну сессию — 72 дня. В комиссиях Думы обсуждались проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков предусматривал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования. Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель. 8 июня 1906 г. Николай II досрочно распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

Выборы во II Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты — 98, социалисты — 65, эсеры — 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством, подобно I Думе.

Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения столыпинской аграрной реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство стало искать причины для ее разгона. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы. Правительство обвинило ее в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот («3-июньский переворот»). Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г., она отработала весь срок – 5 лет. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И. Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Исход голосования в III Государственной Думе зависел от октябристов. Если они входили в союз с черносотенцами, то организовывалось правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства Столыпина (столыпинская стабилизация). При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики стал лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный. Дума приняла столыпинский вариант аграрной реформы. По рабочему вопросу принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы — 184, октябристы — 99, кадеты — 58, трудовики — 10, социал- демократы -14, прогрессисты — 47, беспартийные и др. — 5. В расстановке сил остался предыдущий расклад, октябристы, по прежнему, выполняли функции «центра», однако вес стали иметь прогрессисты. Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское (оно и стало преобладающим в работе Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась верхней палатой — Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий во время Первой мировой войны вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров из депутатов Думы (ответственное министерство) и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок» из 236 депутатов — представителей октябристов, прогрессистов, кадетов, Государственного Совета. Не поддержали этот блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитетГосударственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было созданоВременное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *