Исторический источники: Что такое исторические источники? Перечислите их.

Исторические источники церковного происхождения синодального периода

Сборник материалов научной конференции, посвященной 300-летию учреждения Святейшего Правительствующего Синода (Санкт-Петербург, 15 апреля 2021 г.) / Рос. гос. ист. арх. [и др.] ; сост. А. И. Раздорский; редкол.: В. В. Антонов [и др.].

 

Санкт-Петербург; Москва — 263, [1] с.
Формат 60×84 1/16. Обл.
Тираж 150 экз.

Сборник включает обзорные статьи, посвященные различным историческим источникам церковного происхождения синодального периода: клировым ведомостям, исповедным росписям, архиерейским отчетам, ведомостям о монашествующих, историко-статистическим описаниям епархий, церковно-приходским летописям, церковным периодическим изданиям, документальным материалам по истории столичного и провинциального некрополя. Рассмотрены также методические аспекты поиска информации о православных храмах и православном духовенстве в фондах Российского государственного исторического архива.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От составителя. …………………………………………………………4
А.В. Мангилёва. Клировые ведомости как источник по истории Русской православной церкви синодального периода……………………………………………………………………..7
А.В. Краско. Исповедные росписи как исторический источник……………………………………………………………………20
А.В. Спичак. Архиерейские отчеты 1856–1915 гг.
как исторический источник………………………………………..
26
М.Ю. Нечаева. Ведомости о монашествующих синодального периода: трансформация источника в контексте церковной политики……………………………………34
А.И. Раздорский. Историко-статистические описания
епархий синодального периода…………………….. ……………
55
С.И. Добренький. Церковно-приходские летописи
как исторический источник………………………………………..
92
Д.Н. Шилов. «Русский провинциальный некрополь»
великого князя Николая Михайловича и духовенство….
110
С.Ю. Шокарев. Документальные источники по истории
московского некрополя XVIII — начала XX в.:
систематизация и информационные возможности ………
129
К.Е. Нетужилов. Церковные периодические издания
как источник по истории синодального периода………….
151
А.Б. Богомолов. Исторические источники церковного
происхождения о проблеме сохранения культурного
наследия России в конце XIX — начале XX в.
(в фондах РГИА)………………………………………………………..
159
Н. С. Крылов. Поиск данных о православных храмах
в синодальных фондах РГИА……………………………………..
180
Н. С. Крылов. Поиск персональных данных
о православном духовенстве в фондах РГИА………………
198
Список сокращений……………………………………………………260
Сведения об авторах…………………………………………………..262

Исторический источник как объект природы и культуры | Дурновцев

Главная > № 4/2 (2017) > Дурновцев

В. И. Дурновцев

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
Аннотация

В статье исследуется феномен постоянного «присутствия» в новейших научно-исследовательских практиках идей и принципов, характерных для XIX – начала ХХ в. В частности, речь идет об основополагающих для научно-исторического знания представлениях об исторических источниках, культурных информационных ресурсах исторической науки. Признается историографическое значение преемственности теоретических подходов к историческому материалу науки. Однако развитие идей глобального эволюционизма, понимание исторического характера природных законов, а также успехи глобальной и экологической истории позволяют существенно расширить традиционные представления об источниках исторической информации.


Ключ. слова

историография, исторический источник, методология истории, природа, культура, Леопольд фон Ранке, А.С. Лаппо-Данилевский, школа «Анналов»,


Об авторе

В. И. Дурновцев

Российский государственный гуманитарный университет.
Россия
Дурновцев Валерий Иванович – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой источниковедения Историкоархив ного института.

Список литературы

1. Williams R. Problems in Materialism and Culture: Selected Essays. L.: Verso, 1980. P. 67.

2. Семенов Ю.И. Труд Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории» и современная историческая наука // Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2004. С. 35–36.

3. Соколов А.К. Введение // Источниковедение новейшей истории России: Теория, методология и практика. М.: РОССПЭН, 2004. С. 7.

4. Савельева И.М., Полетаев А.В. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен // Диалог со временем. Вып. 18. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 75.

5. Зарецкий Ю. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 45.

6. Цит. по: Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: РГГУ, 2000. С. 84.

7. Moore J. Capitalism as world-ecology: Braudel and Marx on environmental history // organization and Environment. 2003. Vol. 16. № 4 (Dec). P. 431.

8. Медушевская О.М. Пространство и время в науках о человеке: Избранные труды. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. С. 389.

9. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: В 2 т. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2010. С. 36.

10. Там же. С. 34, 38.

11. Там же. С. 32.

12. Ладюри Э. Ле Руа. История климата за 1000 лет. М., 1971. С. 18.

13. Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 195–226.

14. См. цикл статей на эту тему в кн.: Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.

15. Worster D. The Ends of the Earth: Perspectives on Modern Environmental History. Cambridge, 1988. Р. 306.

16. Эксле О.Г. Что такое исторический источник? // Munuscula: К 80-летию Арона Яковлевича Гуревича. М., 2004. С. 154–181.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дурновцев В.

И. Исторический источник как объект природы и культуры. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2017;(4/2):195-206.

For citation: Durnovtsev V.I. Historical source as an object of nature and culture. RSUH/RGGU Bulletin Series «Political Science. History. International Relations». 2017;(4/2):195-206. (In Russ.)

Просмотров: 129

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2073-6339 (Print)

первоисточников на протяжении всей истории — Бесплатная библиотека Еноха Пратта

Что такое первоисточники?

Изучение того, как жили люди, может дать вам более глубокое понимание периода времени.

Где они жили и какую одежду носили? Какая еда им нравилась и чем они развлекались? Какие школы они посещали? Как они зарабатывали на жизнь? Ответы на эти вопросы многое расскажут нам о цивилизации.

1909 г. Фотография детей за работой, сделанная Льюисом Хайном, на сайте EyeWitnesstoHistory.com

Один из лучших способов узнать историческое место и время — это прочитать рассказы людей, живших в то время. Некоторыми примерами первоисточников являются автобиографии и мемуары, письма и корреспонденция, оригинальные документы, такие как записи актов гражданского состояния, фотографии и записи, отчеты организации, газетные или журнальные статьи, журналы и дневники, речи и артефакты.

Определение первоисточников не всегда однозначно. В то время как некоторые исследователи считают, что когда и почему документ был создан, определяется его право на использование в качестве первоисточника, другие считают, что способ использования документа определяет, является ли он первоисточником.

Первоисточники в библиотеке Пратта относятся к сообщениям из первых рук или свидетельствам о событии или теме, используют слова свидетеля или первоначального регистратора события, также отражают точку зрения наблюдателя и могут использоваться для создания вторичный источник. Коллекция библиотеки Пратта содержит первоисточники, связанные с важными историческими событиями и людьми.

Поиск первоисточника

Просмотрите ссылки ниже, чтобы изучить первоисточники по различным историческим периодам и регионам.

Древняя история

  • BBC Ancient History: этот ресурс, предназначенный для учащихся в возрасте от 5 до 14 лет, охватывает, среди прочего, греков, римлян, викингов и англосаксов.
  • Очевидцы истории: на этом отмеченном наградами веб-сайте представлены рассказы очевидцев о важных исторических событиях с древних времен до наших дней, а также фотографии, звукозаписи и видеоклипы.
  • Интернет-справочник по древней истории. Созданный профессором Полом Халсоллом из Фордемского университета, справочник включает первоисточники из Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Израиля, Персии и эллинистического мира. На сайте также есть полезный раздел о происхождении человека.
  • Справочник по современной истории в Интернете: Созданный для студентов и преподавателей, Справочник по современной истории в Интернете представляет собой обширный сайт, посвященный истории современного мира с особым акцентом на Европу. Включены первоисточники, карты, междисциплинарные темы, изображения и мультимедийные источники, включая музыку. Сайт размещен Фордхэмским университетом.
  • Odyssey Online: используя произведения искусства из Музея Майкла Карлоса Университета Эмори и Мемориальной художественной галереи Университета Рочестера, Odyssey Online предлагает интерактивное путешествие по древней Америке, Египту, Греции, Риму, Ближнему Востоку и субмаринам. -Сахарская Африка в 19-20 веках.

Африка

  • Древний Египет – Британский музей: очень информативный взгляд Британского музея на цивилизацию Древнего Египта сосредоточен на повседневной жизни, богах и богинях, мумификации, пирамидах, времени, ремеслах и письменности.
  • Древняя история: египтяне (BBC): Этот ресурс, созданный BBC, посвящен различным аспектам повседневной жизни, включая религиозные верования, роль и статус женщин, строительство пирамид и мумификацию.
  • Древний Китай – Британский музей: веб-ресурс Британского музея посвящен ремеслам и ремеслам, гробницам и предкам, географии и письменности.
  • Древняя Индия — Британский музей. Этот веб-ресурс использует анимацию, трехмерные модели и артефакты из коллекций Британского музея, чтобы дать учащимся представление о культуре, истории и религии древней Индии.
  • Месопотамия — Британский музей. Веб-ресурс Британского музея, использующий экспонаты из своих обширных коллекций, посвящен цивилизациям Шумера, Ассирии и Вавилона.

Европа

  • Древнегреческий мир (Пенсильванский университет): рассматривает несколько аспектов повседневной жизни древнегреческого мира, включая образование, домашнюю обстановку, попойки, охоту, женскую жизнь и войны.
  • Древняя история: римляне (BBC): статьи о еде, гладиаторах, религии, рабстве и социальной иерархии в Древнем Риме.
  • Справочник по средневековью в Интернете: Справочник по средневековью в Интернете, разработанный Центром средневековых исследований Фордемского университета, представляет собой обширный и красочный ресурс, посвященный всем аспектам средневековой жизни и культуры. Карты, полные текстовые документы, вторичные источники и многочисленные ссылки включены.
  • Жизнь в елизаветинской Англии: сборник общеизвестных сведений, 1558–1603 гг.: независимо от того, являетесь ли вы актером, исследователем или реконструктором, вы найдете на этом сайте отличный источник информации по таким темам, как дети, образование, мода, еда, игры, язык, деньги, занятия и религия в елизаветинские времена.
  • Викинги (BBC): Вот отличное введение в викинги, предлагающее информацию о верованиях викингов, повседневной жизни, торговле, путешествиях и исследованиях. Этот сайт также включает полезную временную шкалу.

Северная и Южная Америка

  • Африканцы в Америке: условия довоенного рабства, 1830–1860 гг.: Эта статья, подготовленная под эгидой телекомпании PBS «Африканцы в Америке», описывает условия жизни рабов в первой половине XIX в.век.
  • Библиотека американских колонистов: первичные исходные документы, относящиеся к ранней американской истории: обширное собрание текстов, начиная от классических философов и произведений эпохи Возрождения и заканчивая письмами поселенцев, колониальными документами и сочинениями выдающихся личностей, таких как Сэмюэл Адамс и Бенджамин Франклин: сокровищница первоисточников.
  • Память Америки: Исторические коллекции для Национальной цифровой библиотеки: Проект «Американская память» Библиотеки Конгресса включает более 60 коллекций основных ресурсов, включая книги, плакаты, карты, кинофильмы, рукописи, брошюры, фотографии, ноты и другие материалы. . Диапазон тем огромен: перспективы афроамериканцев, бейсбольные карточки, фотографии гражданской войны, история коренных американцев, испано-американская война в кино, голоса из пыльной чаши и рукописи WPA.
  • Городская жизнь в конце 19 века. Этот ресурс из Библиотеки Конгресса исследует жизнь в период подъема индустриальной Америки.
  • Документирование американского Юга: основные ресурсы для изучения истории, литературы и культуры Юга Тексты, спонсируемые университетскими библиотеками Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, в основном взяты из его коллекций. Сайт предоставляет доступ к тщательно проверенным оцифрованным книгам и рукописям по истории, литературе и культуре Юга от колониальной эпохи до начала 20 века. В настоящее время доступны пять основных тематических групп: рассказы от первого лица, библиотека южной литературы, рассказы о североамериканских рабах, южный тыл (1861–1865) и церковь в южном черном сообществе.
  • Как жили солдаты Гражданской войны: Вы когда-нибудь задумывались, какой была повседневная жизнь солдат Союза и Конфедерации? Этот ресурс использует учетные записи от первого лица для изучения различных аспектов повседневной жизни, включая одежду, еду, походы и религию.
  • Жизнь в 13 американских колониях. В этом разделе веб-сайта «Обществознание для детей» представлена ​​полезная информация для младших школьников по таким темам, как сельское хозяйство, образование, питание и религия.
  • Многоквартирный музей Нижнего Ист-Сайда: Городская бревенчатая хижина и раскопки. Нажмите на комнаты в Городской бревенчатой ​​хижине и узнайте о жизни семей иммигрантов, живших в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка в период между 1870 и 1915 годами. обои и нажимайте на половицы, чтобы обнаружить артефакты повседневной жизни, оставленные этими семьями.
  • Факты о коренных американцах для детей. Этот выдающийся ресурс, созданный некоммерческой организацией Native Languages ​​of the Americas, обеспечивает быстрый доступ к информации о конкретных группах коренных американцев, начиная от абенаки и заканчивая юроками. Особо следует отметить раздел, демонстрирующий 10 различных стилей жилья коренных американцев.
  • Коренные американцы — повседневная жизнь в старые времена: еще один веб-сайт из серии учителей Дона Донна, предназначенный для младших школьников, предлагает информацию о повседневной жизни таких коренных народов Америки, как апачи, чероки, ирокезы, навахо, пуэбло и сиу.
  • Сельская жизнь в конце 19 века: с использованием выдержек из первоисточников в этом разделе ресурса Learning Page Библиотеки Конгресса представлены ноты, домашние средства, фотографии и личные отчеты в попытке понять реалии американской сельской жизни во время этот период.
  • Южный тыл: Южный тыл, 1861-1865, документирует жизнь Юга во время Гражданской войны, особенно неудачную попытку создать жизнеспособное национальное государство, о чем свидетельствуют как частная, так и общественная жизнь. Этот ресурс содержит более четырехсот оцифрованных и закодированных современных печатных работ и рукописей, сопровождаемых множеством изображений валюты, рукописных писем, карт, плакатов, титульных листов, иллюстраций и фотографий. Southern Homefront является частью уважаемого проекта Университета Северной Каролины по документированию американских южных коллекций.
  • Голоса времен рабства: Бывшие рабы рассказывают свои истории: Почти семь часов необычных записей интервью с бывшими рабами, сделанных между 1932 и 1975 годами, можно прослушать в Библиотеке Конгресса. Двадцать три человека рассказали свои истории не только о рабстве, но и о жизни афроамериканцев, родившихся между 1823 и началом 1860-х годов.
  • Voices from the Dust Bowl: часть американского проекта памяти Библиотеки Конгресса, Voices «представляет собой онлайн-презентацию многоформатной этнографической полевой коллекции, документирующей повседневную жизнь жителей трудовых лагерей мигрантов Управления безопасности ферм (FSA) в центральных Калифорния в 1940 и 1941. Эта коллекция состоит из аудиозаписей, фотографий, рукописных материалов, публикаций и однодневок». — Intro.

Первичные и вторичные источники — История

Определения (из Pennington School)

Первоисточник — оригинальный материал, созданный в течение исследуемого времени. Первичными источниками могут быть оригинальные документы, творческие работы, опубликованные материалы того времени, институциональные и правительственные документы или реликвии и артефакты

Вторичные источники поместите первоисточники в контекст. Они комментируют, обобщают, интерпретируют или анализируют информацию, найденную в первоисточниках. Вторичные источники обычно пишутся людьми, которые не были лично свидетелями событий, о которых они пишут.

Примеры (из Пенингтонской школы)

  Первичные источники

Вторичные источники

· автобиография

·биография

· картина или предмет искусства

·статья с обзором или критикой искусства

· личный дневник или письмо(я)

·книга о человеке или событии

· договор (правительственный документ)

·эссе интерпретация документа

· стихотворение, роман, рассказ и т. д.

· литературная критика произведения

· отчеты очевидцев события

из первых рук

·отчет о событии годы спустя

· пьеса, фильм, телешоу

·биография писателя

· речь человека

·комментарий к выступлению

· отчеты исследователей

· интерпретация исследования

· фотографии

·пояснения к фотографиям

Избранные источники

Анализ первичных источников

Определение первичных и вторичных источников (из Университета штата Фресно)

Первичные и вторичные источники: Анкета

Ответьте на приведенные ниже вопросы о вашем источнике. Если вы ответите «да» на любой из следующих вопросов, есть большая вероятность, что источник является ПЕРВИЧНЫМ.

Был ли автор лично свидетелем или свидетелем рассматриваемого предмета?

Знает ли автор об этом предмете из личного опыта, а не только что прочитал об этом?

Является ли этот источник дневником, письмом, мемуарами, автобиографией, устной историей или интервью человека, непосредственно знакомого с предметом?

Является ли этот источник официальным документом или записью, опубликованной во время события правительством, судами или другой организацией?

Является ли этот источник газетной или журнальной статьей, написанной во время события?

Является ли это произведением искусства, например, романом, стихотворением, произведением искусства или музыкальным произведением, созданным непосредственным свидетелем рассматриваемого предмета?

Является ли это выдержкой из первоисточника, например конституции, или письма, написанного солдатом времен Гражданской войны, которое было включено во вторичный источник, например в учебник? Помните, что вторичные источники могут включать перепечатки первоисточников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *