Историческая реальность и мифы о троянской войне: Статья «Троя и Троянская война: миф или реальность?»

Статья «Троя и Троянская война: миф или реальность?»

ТРОЯ И ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 

Одно из крупнейших военно-политических событий конца II тысячелетия до н.э. – война объединившейся под главенством Микен ахейской Греции против Трои – центра сильного государственного образования, расположенного в северо-западной Малой Азии, на побережье Геллеспонта (совр. Дарданеллы).

Троянская война длилась 10 лет – с 1240 г. до н.э. до 1230 г. до н.э.

Троянская война оставила глубокий след в памяти  древних греков, ее главные события послужили сюжетом греческого эпоса, великих поэм «Илиада» и «Одиссея», ставших шедеврами мировой культуры, написание которых приписывается поэту Гомеру.

Имела ли осада Трои место в действительности?

Каждый греческий историк, каждый греческий поэт и почти каждое предание в Греции считали это само собой разумеющимся. Благодаря археологии мы имеем сведения о Трое.

 

Первые научные попытки определить точное место Трои относятся к XVIII веку.

В 1742 и 1750 гг. англичанин Роберт Вуд предпринял две поездки в Троаду, изложив свои впечатления в книге «Эссе о подлинном гении Гомера».

Местонахождение древней Трои (Гиссарлык) определяли также немецкий картограф Франц Кауффер (1793 г.) и  минеролог Эдвард Кларк (1801 г.).

Другой гипотезы придерживался французский археолог Жан Батист Лешевалье, в 1785 г. пешком преодолевший путь от Геллеспонта до хребта Ида с «Илиадой» в дорожной сумке и книгой Р. Вуда в качестве путеводителя. Лешевалье убедился, что Гомер довольно точно описал географические особенности полуострова. Местонахождение французский ученый определил в районе деревни Бунарбаши (Пинарбаши) в долине реки Скамандр.

Но настоящую революцию произвел знаменитый русский ученый  Петр Чихачёв, который  являлся автором около 100 научных работ по геологии и палеонтологии Малой Азии (на основании его топографических исследований была составлена подробнейшая карта Троады). Сопровождая  П.Чихачёва в его экспедиции, Фрэнк Калверт – консул, археолог-любитель в 1849 г.

  получил бесценный опыт и знания в области археологии и геологии, но самое главное — воспринял от русского ученого убеждение, что Трою следует искать в недрах Гиссарлыка, часть которого он позднее приобрел в собственность.

Раскапывая Гиссарлык в 1865 г., Ф. Калверт наткнулся на остатки храма Афины и городской стены, возведенной Лисимахом. На этом финансовые возможности дипломата были исчерпаны. Надежду на продолжение поисков дала Ф. Калверту встреча с Генрихом Шлиманом, в то время убежденным, что руины Трои покоятся там, где их локализовал Лешевалье, — в Бунарбаши. Шлиман продолжал раскопки в течение трех сезонов и, наконец, 31 мая 1873 г. у окружной стены близ юго-западных ворот, находившейся на глубине 8,5 метров, наткнулся на настоящие сокровища. В нише, открытой Шлиманом, таился набор из 8830 изделий из драгоценных металлов – ожерелий, диадем, колец, брошей, браслетов. Благодаря брату Калверта Фредерику клад удалось вывезти в Афины.

Найдя «сокровища Приама», Шлиман не прекратил своей исследовательской деятельности, раскапывая Микены, Орхомен, Тиринф и трижды возвращаясь к работам на холме Гиссарлык. Благодаря  авантюрам Шлимана был не только возбужден научный интерес к истории Трои, но и открыта неизвестная ранее эгейская цивилизация.

Уже после смерти Генриха Шлимана, в 1893–1894 гг. его друг и коллега Вильгельм Дёрпфельд уточнил стратиграфию археологических слоев холма Гиссарлык, установив, что в этом месте в течение почти четырех с половиной тысяч лет последовательно сменяли друг друга девять городов. По их числу периоды существования Трои были пронумерованы от I до IX. По мнению Дёрпфельда, гомеровский Илион лежал в шестом слое (Троя VI), который безжалостно снес Шлиман в период первых раскопок. Этот вывод Дёрпфельд сделал несмотря на то, что в разрушении Трои VI не было ни малейших следов военных операций.

В 1932 г. дело Дёрпфельда продолжила экспедиция университета Цинциннати, возглавляемая знаменитым американским археологом Карлом Блегеном. Блеген поправил предшественника, доказав, что Троя VI (1800–1300 гг. до н. э.) погибла в результате сильнейшего землетрясения. Эпоху Трои VII Блеген разбил на три периода и предложил считать гомеровской Троей ту, что существовала в период VIIa (1300–1100 гг. до н. э.) и имела очевидные признаки осады и разрушений. Найденные в этом слое фрагменты человеческих тел имеют признаки насильственной смерти. Таким образом, по мнению Блегена, разрушение Трои VIIa было связано с захватом города и гибелью людей. Предложенная Карлом Блегеном схема последовательности существования и гибели древних поселений на холме Гиссарлык стала классической.

Яблоко «Прекраснейшей» желает подержать в своей ладони каждая женщина, тем более богини, у каждой из которых очень много достоинств. Искушение способствует достижению цели любым способом. У Париса был великолепный выбор: Гера предложила ему власть над государствами, Афина – героизм и победы, а Афродита – любовь прекраснейшей из женщин.

Парис, последний сын царя Приама, вырос в семье пастуха. Когда у царя Приама родился сын Парис, он услышал  пророчество, что мальчик станет  причиной гибели великого царства. Повелел тогда Приам убить младенца, но сердобольные слуги ослушались царя и оставили мальчика на горе Ида. Там его подобрал один пастух  и вырастил мальчика. Как-то раз Парис  пас на своей горе овец  и явились ему три богини – Гера, Афина и Афродита с просьбой вручить яблоко с надписью «Прекраснейшей» достойнейшей среди них. Парис принял решение: вручил его Афродите. Гера и Афина  (после выбора Париса)  обрекли Трою на гибель. Афродита, выполнив свое обещание, подарила Парису любовь прекрасной Елены. По воле богов и Парис, и  Елена были вовлечены в войну, стали ее причиной.

Удел красивой женщины – соответствовать своему образу, быть в центре. Она – дочь Зевса и царицы Леды; она настолько прекрасна, что богини завидовали ее красоте.  Цари  хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены заключили соглашение с  Менелаем защищать и оберегать Елену, а также помогать в случае ее похищения. Парис похитил Елену и увез в Трою.

Похищение жены — немыслимое оскорбление. В античные времена это – повод к войне. Менелай  созывает царей дружественных ему государств  и те решают ударить по Трое всей совокупной военной мощью. Снаряжается флот, десятки тысяч воинов рассчитывают на скорую победу  и добрую поживу.

Такова  мифологическая  трактовка причины Троянской войны.

Как же причину этого военного конфликта объясняет официальная историческая наука?

К XIII веку до н.э. Троянское царство контролировало оживленный торговый путь из Эгеиды в Черное море и из Малой Азии в европейскую часть Балкан. Троя – процветающее государство, вокруг которого объединились многие мелкие княжества всего северо-запада Малой Азии.

После объединения Греции вокруг Микен изменилась общая внешнеполитическая ситуация: ахейцы стали претендовать на господство над черноморскими проливами и выгодными торговыми путями.

В конечном итоге конфликт интересов вылился в большую войну: ахейской Греции, объединенной под главенством микенского царя, противостояла коалиция княжеств северо-западной части Малой Азии во главе с могущественной Троей.

В греческих сказаниях о Троянской войне исторический факт предстает в мифологическом облачении. Действие «Илиады» отнесено к десятому году Троянской войны, но ни причина войны, ни ее ход в поэме не излагаются. Также в поэме не изображается само падение Трои. События в поэме занимают всего 51 день. Однако поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни и можно составить яркое представление о тогдашней войне вообще.

Действие поэмы протекает в двух параллельных планах:   человеческом под Троей и божественном – на Олимпе. Троянская война разделила также и богов на два враждебных лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания.

        Согласно мифу, стены Трои были построены самим богом Посейдоном, а потому недоступны. Фактически Троя (с точки зрения мифа) была «недоступным» местом, своего рода «заколдованным городом».

Для того чтобы попасть в город, героям требовалась не только военная хитрость, а особый, магический «перевозчик». И таким перевозчиком становится деревянный конь, с помощью которого они осуществляют то, что безуспешно пытались сделать десять лет.

Но если следовать этой версии, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идет уже не о небольшой крепости на берегу Понта и даже не о столице древнего малоазийского государства. Гомеровская Троя получает статус нереального места, за которое ведется сражение. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, — отнюдь не вражда между двумя племенами, а отражение событий, получающих мировое значение.

Это подтверждается и размахом войны. Археологически Троя — всего лишь небольшая крепость. В ее взятии, согласно Гомеру, участвуют 29 царств в ахейской коалиции, 1186 кораблей, туго набитых воинами (от 50 до 120 человек на каждом, то есть в сумме – более ста тысяч!), 10 лет осады…(Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать всю Азию.).

 

Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить,

Если бы десять имел языков я и десять гортаней …

Только вождей корабельных и все корабли я исчислю   (п. II, 485 – 495)          .                      

Для проникновения внутрь Трои ахейцы используют деревянного коня. Происходит обратное от стратегического понимания ведения войны, а именно: роспуск войска и отплытие флота ахейцев к соседнему острову Тендос; манипуляция и обман ахейцев  с подношением дара Афине в виде огромного деревянного коня; появление юноши Синона – пленника, который гарантировал троянцам полное отступление ахейцев с принятием дара.

Троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город. В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение эпизоду о троянском коне. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

                 Важнейший результат изнурительной Троянской войны – уничтожение сильного Троянского царства. Победители греки-ахейцы развивали свой успех и начали активную колонизацию эгейского побережья Малой Азии.

                 Ахейцы обратили свои взоры на богатые царства древнего Востока, в частности на соседнее Хеттское государство, богатые города Сирии и Финикии, сказочный Египет.

После разгрома могущественной Трои ахейские вожди посчитали момент подходящим для прямого завоевания этих стран. Ахейские вожди сформировали обширную коалицию так называемых «народов моря» и огнем и мечом прошли по Хеттскому царству, которое было уничтожено и кануло в Лету истории, а также по богатым городам Восточного Средиземноморья.

 

 

Список литературы

 

1.      Всемирная история: В 24 т. Т. 3. Век железа. – Мн.: Литература, 1998. – 512 с.

2.      Гомер. Илиада. СПб.: Кристалл, 2000. – 607 с.

3.      Дюрант В. Жизнь Греции. История греческой цивилизации от самых ее истоков и ближневосточной цивилизации от смерти Александра до римского завоевания, предваряемая введением в доисторическую культуру Крита. – М.: Крон – Пресс, 1997. – 704 с.

4.      Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 480 с.

5.      Тронский И.М. История античной литературы. http://antique-lit.niv.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троянская война миф или историческая реальность


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации


ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА – МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Содержание 1

Вступление 2-4

    1. Причины войны 4-7

    2. Война 7-9

    3. Троянцы-воины 9-10

    4. Итог войны 10-12

    5. «Илиада» и «Одиссея» Гомера 12-15

2. Историческая трактовка

2.1. Аллегорическое

библейское и философское толкование 15-16

2.2.

Состояние пресловутого гомеровского вопроса 16-20

2.3. Раскопки Трои: выводы Шлимана 21-29

2.4. «Троянский» вопрос сегодня 29-36

3. Феномен мифа о Троянской войне

3.1. «Илиада» и «Одиссея» – память древнегреческого народа 36-38

3.2. Значение мифа в эпоху постмодерна 38-40

Выводы 40-43

Список источников 44-45

ВСТУПЛЕНИЕ


Если спросить современного обывателя, что он знает о Троянской войне, то ответ, скорее всего, будет таким: это миф Гомера о падении древнего города Трои. Так ответят многие, и мало кто задумается о сказанном в плане, а была ли Троянская война мифом в прямом смысле этого слова или же все-таки она была реальным событием, историческим фактом, мастерски описанным Гомером? Этим вопросом озадачивались ученые, начиная с IV в., этот вопрос остается актуальным и сегодня, а может быть тайна Троянской войны навсегда останется неразгаданной.

Что же мы знаем о Троянской войне? Датируется она, в своем большинстве, XIII в. до н.э. – временем когда, зарождалась история современных народов Европы. И, безусловно, Троянская война стала самым ярким воспоминанием об этой эпохе в основном благодаря гению Гомера, его поклонников и подражателей и, конечно, же – непрерывной традиции исследовать гомеровские творения.

«Наши предки познакомились с рассказами о Троянской войне лишь в XV в. в переводах хроник Малалы и Манассии, а также романа сицилийца Гвидо де Колумна XII в. Спустя еще три века в России появился перевод «Илиады», т. е. версия Гомера. Есть данные, что древнерусские летописцы знали имя Гомера и считали его родоначальником героического эпоса. Таким образом, можно констатировать, что троянские сказания сопровождают историческую, философскую, литературную мысль на протяжении всего существования современных государств, на протяжении всего существования науки. Важным есть и тот факт, что в памяти народов Древней Европы, не принимавших участия в Троянской войне, «троянские события сохранились как некий рубеж, имеющий судьбоносное значение» [22, c. 55].

Сегодня очевидно, что Троянская война – война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса. Автор первой «Илиады» знакомит своих слушателей с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им. Значит, история Троянской войны было описана ранее или читатели должны быть современниками или даже очевидцами падения Трои. Отдельные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собой смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. «С течением времени желание возбудить интерес в слушателе новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады» и «Одиссеи» Эней, Сарпедон, Главк, Диомед, Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым версиям, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей таких, как амазонка Пентесилея, Мемнон, Телеф, Неоптолем и другие» [22, c. 55].

Безусловно, наиболее подробное сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2-х поэмах – «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Это бесспорный факт – мы сегодня знаем и чтим историю древней Греции, благодаря Гомеру и его творениям.

Многие ученые и исследователи даже сегодня сомневаются в историзме гомеровской Трои или наоборот доказывают ее правдивость. К примеру, дата начала Троянской войны является спорной до сих пор, но большинство исследователей относят её к XIII–XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах, живущих у моря, описанных Гомером, – стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны?» [18, с.56]. На этот вопрос нет ответа и по сей день.

Изучение этих и многих других вопросов сейчас лежит в основе многих научных трудов. Эти же вопросы стали и предметом исследования данной работы.

Бесспорно, что неувядаемый интерес к Троянской войне вызван не просто занимательным сюжетом гомеровских творений. На наш взгляд, историзм войны под Троей не может вызывать ни малейшего сомнения в отличие от суждений некоторых современных историков, литературных критиков, археологов и т.д. Но это лишь субъективное мнение, которое стоит аргументировать, изучив научные источники, подтверждающие или опровергающие мифичность Троянской войны.

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 367,1 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Действительно ли была Троянская война?

Загрузка

История

Была ли Троянская война на самом деле?

Дейзи Данн, 9 января 2020 г.

От «Одиссеи» Гомера до Александра Поупа — на протяжении веков он был источником очарования. Но была ли древняя война мрачной реальностью или чистым мифом? Дейзи Данн взвешивает улики.

A

Собирая новую книгу древних сказаний в переводе великих писателей, «О богах и людях» , Я был удивлен, обнаружив, насколько распространена история о Троянской войне на протяжении веков. Такие разные авторы, как Джон Драйден, Александр Поуп и Луи Макнейс, были вынуждены переводить различные версии классического мифа. Одна из причин, по которой Троянская война вызвала такой отклик, заключается в том, что это не только прекрасная история, но и то, что она уже давно подозревалась в том, что она действительно имела место.

Афинская амфора 530 г. до н.э. изображает Ахиллеса, убивающего королеву амазонок Пентесилею (Фото: попечители Британского музея)

Действительно, для большинства древних греков Троянская война была чем-то большим, чем миф. Это был эпохальный момент в их далеком прошлом. Как показывают исторические источники — Геродот и Эратосфен, обычно предполагалось, что это было реальное событие.

Больше похоже на это:

—        Как гробница заколдовала мир

—       Удивительные корни Зеленого Человека

—        Древняя поэма, объясняющая сегодняшний день

Согласно «Илиаде» Гомера , конфликт между греками во главе с Агамемноном, царем Микен, и троянцами, царем которых был Приам, произошел в эпоху поздней бронзы. длился 10 лет. Это началось, когда Парис, несчастный сын Приама, признал Афродиту самой красивой богиней, за что она подарила ему взамен великолепную невестку Агамемнона, Елену. Решив вернуть Елену и наказать троянцев, Агамемнон и его брат двинули могучую армию против Трои и в конце концов сумели поставить ее народ на колени.

Елена Троянская, изображенная здесь на картине Эдварда Бёрн-Джонса 1882 года, очаровывала художников на протяжении веков. . Во второй половине V века до нашей эры Геродот, так называемый «отец истории», поместил Троянскую войну почти на 800 лет раньше своего времени. Эратосфен, математик, был более точен, датируя войну 1184/3 г. до н.э. Однако современные ученые настроены более скептически. Троянская война вообще была?

Этот вопрос лежит в основе большой выставки «Троя: мифы и реальность» в лондонском Британском музее. Греческие вазы, римские фрески и более современные произведения искусства, изображающие истории, вдохновленные Троей, выставлены рядом с археологическими артефактами, датируемыми поздним бронзовым веком. Что наиболее ощутимо на выставке, так это то, с каким стремлением люди прошли через историю, чтобы найти хоть какую-то правду в истории Троянской войны.

Горшок бронзового века из Трои среди экспонатов выставки Британского музея «Троя» (Фото: Claudia Plamp/ Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor-und Frühgeschichte)

Римляне дошли до того, что представились потомками выживших троянцев. В своей поэме «Энеида» , Вергилий описал, как герой Эней бежал из горящей цитадели с группой последователей после того, как греки вошли на своем деревянном коне. Джон Драйден, первый официальный поэт-лауреат Англии, превосходно перевел ту часть, где была сделана лошадь: «Греки устали от утомительной войны, / И с помощью Минервы подняли ткань, / Которую, как коня чудовищной высоты, явился». Эней и его люди уехали, чтобы найти новый дом в Италии.

Мрачные реалии

Неудивительно, что люди убедились в реальности Троянской войны. Мрачные реалии битвы описаны в «Илиаде» так непоколебимо, что трудно поверить, что они не основаны на наблюдениях. Солдат умирает у воды, а «угри и рыбы суетятся вокруг него, питаясь и пожирая жир вокруг его почек». Ахиллес пронзает Гектора копьем «в глотку, где жизнь человека быстрее всего разрушается», как перевел это Мартин Хаммонд. Троя тоже изображена в эпосе столь яркими красками, что читатель не может не перенестись к ее величественным стенам.

Римский серебряный кубок I века нашей эры с изображением Ахиллеса (Фото: Роберта Фортуна и Кира Урсем/ Национальный музей Дании) на территорию современной Турции в конце 19 века. Узнав о возможном месте для города, в Гиссарлыке на западном побережье современной Турции, Шлиман начал раскопки и обнаружил большое количество древних сокровищ, многие из которых сейчас выставлены в Британском музее. Хотя первоначально он отнес многие находки к позднему бронзовому веку — периоду,                   – по времени, когда Гомер развязал Троянскую войну, — когда они на самом деле были на несколько столетий старше, он раскопал правильное место. Большинство историков теперь согласны с тем, что древнюю Трою можно было найти в Гиссарлыке. Троя была реальной.

Свидетельства пожара и обнаружение небольшого количества наконечников стрел в археологическом слое Гиссарлыка, датируемого периодом Троянской войны Гомера, могут даже намекать на военные действия. Также сохранились надписи, сделанные хеттами, древним народом, проживающим в центральной Турции, описывающие спор из-за Трои, которую они знали как «Вилуса». Ничто из этого не является доказательством Троянской войны. Но для тех, кто считает, что конфликт был, эти подсказки приветствуются.

Раненый Ахиллес, 1825 г., с картины Филиппо Альбачини (Фото: Devonshire Collections, Чатсуорт/попечители поселения Чатсуорт)

Историческая Троянская война сильно отличалась бы от той, что доминирует в гомеровском эпосе. Трудно представить себе войну такого масштаба, как описал поэт, и длившуюся целых 10 лет, когда цитадель была довольно компактной, как обнаружили археологи. Однако поведение солдат в гомеровской войне кажется слишком человечным и реальным.

Гениальность Гомера заключалась в том, чтобы возвысить универсальный конфликт до уровня более глубокого, чтобы подчеркнуть реалии войны. Не было бы никаких богов, влияющих на ход действий на поле битвы бронзового века, но люди, оказавшиеся разбитыми в кровавой схватке, вполне могли вообразить, что они есть, когда ход событий повернулся против них. Гомер запечатлел вечные истины даже в самых фантастических моментах поэмы.

На своем долгом пути домой после Троянской войны Одиссей спасается от сирен, как изображено на этом керамическом афинском сосуде, 480–470 гг. до н.э. (Фото: попечители Британского музея) объяснение кровавого и неполноценного мира, в котором они жили. Ахиллес и Одиссей жили в эпоху героев. Их время уже прошло, оставив после себя всю кровожадность, но не героизм и воинское мастерство Троянской войны. Даже сразу после войны было полно насилия. В пьесе, вдохновленной Гомером и переведенной Луи МакНейсом, греческий трагик Эсхил описал после войны Клитемнестру, убивающую своего мужа Агамемнона, «который небрежно, как если бы это была голова овцы / Из-за изобилия его ворсистые стада, / Принес в жертву собственную дочь», Ифигению, чтобы умилостивить богиню, чтобы он мог иметь попутный ветер для своего путешествия в Трою. Независимо от того, насколько он связан с реальностью, миф о Троянской войне оказал неизгладимое влияние на греков и на нас. Был ли он вдохновлен давней войной или просто гениальным изобретением, он оставил свой след в мире и по-прежнему имеет монументальное историческое значение.

О богах и людях: 100 историй из Древней Греции и Рима Дейзи Данн уже опубликована.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону   Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Какая историческая реальность стоит за троянским конем?

Автор:

Эстер Инглис-Аркелл

Комментарии (58)

На протяжении сотен лет люди пытались «расшифровать» легенду о Троянской войне. Археологи нашли историческую Трою и считают, что раскрыли некоторых основных действующих лиц. Но что такое знаменитый троянский конь?

Эпическая поэма Гомера «Илиада » — один из наших основных источников информации о Троянской войне, а ее рассказ о любви, мести и гибели долгое время был источником спекуляций. Хотя мы всегда знали, что стихотворение было отчасти аллегорическим, много раз историки считали его точным описанием реальных событий. Сотни лет назад многие мыслители утверждали, что их народы — от Америки до Швеции — были исторической Троей.

Времена изменились, и люди начали верить, что история выдумана на пустом месте. Многие смеялись, когда Генрих Шлиман, немецкий бизнесмен и любитель археологии, отправился на поиски Трои. Они перестали смеяться, когда он нашел Трою. Реальная Троя, сожженная в баснях, появилась в виде сожженных останков на турецком городище под названием Гиссарлык. Ученые снова обратились к текстам, пытаясь отделить миф от истории.

Ученые в основном сошлись во мнении, что история о троянском коне должна быть мифом. Для тех, кто не знает историю, это гигантский деревянный конь, которого греки преподнесли троянцам в качестве дани. Однако внутри массивной конструкции скрывалось несколько греческих солдат. С наступлением темноты они выползли и открыли городские ворота, позволив греческой армии войти и опустошить Трою. Даже миф пытается объяснить, почему троянцы сделали такую ​​глупость. Старейшины города соглашаются привести коня в Трою только потому, что человек, который приведет самый сильный аргумент против , берущих лошадь в свой город, случайно утаскивают два морских змея.

Эту часть истории пришлось полностью выдумать, верно? Ну, в основном. Еще в древности армии делали «осадные машины». Эти гигантские устройства разбивали городские ворота или работали как лестницы, позволяющие солдатам перелезать через городские стены. Осадные машины были авантюрой, потому что во времена, когда не было гигантских металлических конструкций, единственным материалом, который можно было использовать для их изготовления, было дерево, а люди в городе хорошо знали, что делать с вещами из дерева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *