Историческая песня что это – Исторические песни — это… Что такое Исторические песни?

Содержание

Исторические песни — это… Что такое Исторические песни?


Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 — 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.

 

Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Аутопан. В. И. Бородулин и др.. 1998.

  • Историческая школа права
  • Исторический жанр

Смотреть что такое «Исторические песни» в других словарях:

  • Исторические песни — см. Былины и Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Исторические песни —     ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI XVII в.в. и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении… …   Словарь литературных терминов

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I …   Современная энциклопедия

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — музыкально поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы… …   Русская история

  • Исторические песни — (русские)         жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2 й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев… …   Большая советская энциклопедия

  • исторические песни — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно XVI XVIII вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I. * * * ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр… …   Энциклопедический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — муз. поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим… …   Советская историческая энциклопедия

  • исторические песни — ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию,… …   Поэтический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — русские эпические и лиро эпические песни, жанр фольклора. Возникли в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) как отклик на события общественной и военной истории. Первый крупный тематический цикл И. п. рисует события 2‑й половины …   Литературный энциклопедический словарь


illustrated_dictionary.academic.ru

8 класс. Историческая песня: определение

Древняя Русь… Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец — сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик — поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух… А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А еще — Илья Муромец на богатырском трехцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин…

Данная тема входит в программу общеобразовательных учреждений в разделе «Литература» для 8 класса. Поэтому данная публикация будет полезна для учителей и учеников. Основные вопросы, которые будут рассмотрены в статье:

  1. Истоки исторической песни: былина.
  2. Что такое историческая песня.
  3. Жанровая принадлежность и особенности. Отличие песен от былин.
  4. Соотнесенность исторических процессов и содержания песен.
  5. Основные циклы.

Былина — предтеча исторической песни

Кто-то, возможно, удивленно спросит: «А причем здесь былины, ведь статья о том, что такое историческая песня?». Ответ прост: именно былины, с их напевностью, особым стихосложением, называемым былинным, их, как это ни парадоксально, мифологичностью, предвосхитили развитие более позднего вида народного творчества — исторической песни. У них много общего, например, форма стихосложения, строение с запевами и повторами, особенно в ранних вариантах песен, да и относятся они к одному и тому же разделу литературы — к устному народному творчеству. Почему же их принято разделять на два различных жанра? Приглашаем на виртуальный урок «Исторические песни: истоки и развитие», попробуем разобраться вместе.

Определение

Что такое историческая песня? Определение следующее: лиро-эпические устные народные песни, посвященные историческим событиям. По сравнению с былинами они меньшего размера. В отличие от былин, лишены элемента мифологизации образов героев. Но в период их зарождения и развития оба этих жанра назывались одинаково: «старинами». Первые исторические песни датируются первой половиной XIV века. Ранние песни были о нашествии татаро-монголов на Русь и притеснении народа, которое творили завоеватели. Например, рассказ о татарском плене в «Авдотье-Рязаночке».

Жанровые особенности

Что такое историческая песня в литературе — определение, до сих пор остающееся условным: филологи до сих пор спорят о том, являются ли эти произведения народного творчества отдельным жанром. Есть среди ученых такие, которые считают, что исторические песни просто разножанровые произведения, объединенные одной тематикой. Компромиссным стало следующее определение: это единый жанр с разными группами песен, не похожих друг на друга по структуре. Ведь развивались они на протяжении периода длиной в четыре столетия: с XIV по XIX века. Поэтому исторически песни, называемые сейчас «ранние песни», существенно разнятся с тем, что слагали в XIX столетии по тематике и по форме.

XIV-XV столетия

Толчком, послужившим к развитию жанра исторической песни, явились захват Руси ордами кочевников и нелегкая жизнь под гнетом чужаков, которые убивали, грабили, угоняли люд в плен.

Создается песня «Щелкан Дудентьевич», в которой поведано о восстании жителей Твери против татарского Чол-хана и его орды, и цикл о взятии ханом Батыем Рязани.

XVI век

В этот период историческая песня становится основным музыкальным жанром. Помните сцену из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»? Певчие, поющие о «собаке — крымском хане» во время пира — это обычное явление того времени, и песня эта — реально существующее вокальное произведение «А не сильная туча затучилась», в котором повествуется о набеге татар и о битве при Млодях.

Становление молодого, централизованного государства, колоритный царь Иван Грозный, его деятельность: прогрессивная международная и жуткая, деспотичная внутренняя, покорение Ермаком Сибири — это то, о чем тогда пели люди.

Циклы исторических песен XVI столетия: «О взятии Казани», «Об убийстве царевича Иваном Грозным» , «О Ермаке»

XVII век

Начало XVII века в истории называется «Смутными временами». В этот период российской истории происходит масса трагических событий: Польша нападает на Русь, умирает Иван Грозный, начинается битва за российский трон, появляется череда самозванцев. Наиболее известный из них — Лжедмитрий, Григорий Отрепьев. В довершение ко всему происходит мощное народное восстание, которое возглавил Разин.

Исторические песни этого периода как зеркало отражали все перипетии истории. Впервые люди запели об освобождении от власти несправедливого царя, зазвучала надежда на лучшее будущее. Сформировался цикл песен о Разине.

Кроме того, в песнях звучит тема защиты южных границ Руси от янычаров и татар: «Азовский пленник», «Оплошность казаков». Возвеличивается подвиг простых людей, боровшихся с «врагами земли Русской»: песни о Минине и Пожарском.

XVIII век

В России VIII века реформы Петра I полностью меняют жизненный уклад многих людей. Неоднозначно отношение народа к происходящему в стране: введение европейских обычаев, непонятных и чуждых, увеличивается нагрузка на простой люд, который массово отправляют работать на верфи и строительство Северной Венеции, вводятся новые каноны веры, жестоко подавляют любую попытку поднять бунт: жалка участь взбунтовавшихся стрельцов. Но в то же время появляются выходцы из простого сословия, которые стали приближенными царя, «выбились в люди». Русское государство вырастает в Российскую империю и становится сильной страной, могущей постоять. Позже, после череды дворцовых переворотов, начинается блестящая эпоха Екатерины, во время правления которой вспыхнула крестьянская война под руководством Пугачева.

Соответственно, все это нашло отражение в исторических песнях. Особенно популярны песни «О царе-Петре». Показательно то, что о Петре I слагают сказки.

Потрясение от крестьянской войны вылилось в песенный цикл об Емельяне Пугачеве.

Яркая воинская звезда Суворова также послужила созданию множества сказаний и песен об этом полководце. Приобрели популярность песни о солдатах, их доблести.

XIX век

Наступило время, когда историческая песня для народа приобрела статус «старинной». В это время старые песни перепевают на новый лад. Сюжеты для новых произведений добавили русско-персидская (1804-1813), Отечественная (1812), русско-турецкая (1828-1829) войны. В песнях этого времени фигурируют такие полководцы, как Кутузов, Нахимов, Платов.

Однако именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать ученые-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения 16-17 века.

Роль исторических песен в культуре

Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времен, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.

Заключение

Для лучшего усвоения объемной литературной темы «Исторические песни» 8 класс необходимо настроить на повторение изученного на уроках истории. Идеальный вариант проведения занятий по данной теме — интегрированные уроки » Литература — история», «Литература — музыка».

fb.ru

Историческая песня – фольклорный жанр

Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.

Возникновение исторических песен на Руси

Ранние исторические песни сложились в период монголо-татрского ига. Они повествуют о восстании против татарского наместника в Твери Щелкана. Это восстание было в 1327 году. Существуют песни, в которых раскрывается героический подвиг русичей, боровшихся против татар и победивших их на Куликовом поле.

Позже народ сложил песни о кровожадном правителе Иване Грозном, который правил в 16 веке. Песни рассказывали о завоеваниях Руси в этот период, о взятии Казани, о смерти царя, о набегах крымского хана. Отдельно существует цикл песен о крестьянских войнах и восстаниях под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Отдельную тематическую группу представляют исторические песни о покорителе Сибири казацком атамане Ермаке.

Объекты исторических песен

В основном массиве исторических песен отражены реальные исторические события, касающиеся борьбы народа с иностранными захватчиками. В частности множество песен посвящено эпохе так называемого Смутного времени, убийству царевича Дмитрия, правлению Бориса Годунова, освобождению русской земли от польских и литовских интервентов, которым руководили Козьма Минин и Пожарский.

В эпоху правления Петра Первого исторические песни прекратили свое развитие как жанр. Разумеется позже появлялись песни о смерти Петра Первого, о Екатерине Второй, даже о войне 1812 года с Наполеоном, но особой выразительностью и художественностью, которая была присуща ранним образцам этого жанра народного творчества, поздние песни не отличались. Упадок исторической песни случился потому, что в эпоху Петра Первого было сильно влияние западного искусства, на которое и стал ориентироваться русский народ.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ это что такое ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ: определение — История.НЭС

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня.

В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне «Взятие Казани» изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни — своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен («Казнь стрельцов», «Полтава», песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. — в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике — Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).

В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII-XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.).

Е. Ж.

Оцените определение:

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

муз.-поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей ист. фактов. Сказители не выделяли И. п., называя их также старинами. Позже И. п. сближаются с песнями лит. происхождения.

Нар. песни, связанные с наиболее значит. событиями, возникли в древнейшие времена. Рим. и ср.-век. авторы свидетельствуют о существовании И. п. у древних германцев и др. племен. Так, Тацит сообщает о том, что через 80 лет после победы Арминия над Варом это событие «воспевалось у варварских народов», Приск рассказывает о песнях гуннов, воспевавших подвиги Аттилы. Павел Диакон упоминает о песнях в честь короля лангобардов. Древнейший текст И. п., дошедший до нас, — фрагмент песни о победе Хлотаря II над саксами, приведенный в жизнеописании Фарона у Хильдегария (9 в.). О значении, придававшемся И. п. в этот период, говорит указ Карла Великого, предписывавший собирать и записывать историко-героич. песни. 11-12 вв. — эпоха расцвета рыцарских песен во Франции (Chanson de geste) и в Испании (romanceros). Франц. песни рассказывают о событиях времен Меровингов и Каролингов (ссора Хлотаря с сыном Дагобертом, борьба Карла Мартелла с братьями, поход Карла Великого в Испанию и войны с саксами). Значит. место занимают песни на сюжеты борьбы королев. власти с феод. восстаниями. Исп. романсерос, собранные лишь к 16 в., рассказывают о борьбе с маврами, о становлении единого исп. гос-ва (романсы о Бернардо дель Карньо, о семи инфантах Лары, ок. 200 романсов о Сиде). В И. п. 11-13 вв. впервые проявились чувства нац. самосознания европ. народов. И. п. средневековья стали основой лит. героич. эпоса (Нибелунги, Беовульф, Сид, Эдда). Нередко И. п. продолжали существовать параллельно с литературно обработанным эпосом: так, в Шотландии еще в 18 в. существовали барды, исполнявшие песни на сюжеты, нашедшие воплощение в прозаич. сагах. Письменных свидетельств о существовании И. п. у славян в древности не сохранилось. Имеющиеся в науке предположения об отр

interpretive.ru

Исторические песни — это… Что такое Исторические песни?

        жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях начала и середины 17 в. Тема казацких И. п. — защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.

         В И. п. 17—18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных И. п. становятся солдаты. В песнях 18—19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических И. п. посвящен Отечественной войне 1812. Позже И. п. мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

         Главные черты поэтики и манеры исполнения И. п. — лаконизм, драматизм, простота языка.

         Публ. и лит. : Киреевский П. В., Песни, в. 6—10, М., 1864—74; Миллер В. Ф., Исторические песни русского народа XVI—XVII вв., СПБ. 1915; Лозанова А. Н., Песни и сказания о Разине и Пугачеве, М.—Л., 1935; Листопадов А. М., Песни донских казаков, ч. 1—2, М., 1949; Исторические песни XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Исторические песни XVII века, М.—Л., 1966; Исторические песни XVIII века, Л., 1971; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 3, М., 1924; Путилов Б. Н., Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Соколова В. К., Русские исторические песни XVI—XVIII вв., М., 1960.

        

        «Песни и сказания о Разине и Пугачеве» (Ленинград, 1955). С гравюры неизвестного художника.

dic.academic.ru

Русские народные исторические песни: появление, герои и определение

Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.

Темы исторических песен

События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

Циклы песен, их особенности

Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

Откуда можно узнать об исторических песнях?

Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.

Многообразие песен, народное творчество сегодня

Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.

Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

Последствия ордынского ига

Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.

Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях

И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

Утрата ценных рукописей

Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

fb.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — это… Что такое ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ?


ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ русские эпические и лиро-эпические песни, жанр фольклора. Возникли в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) как отклик на события общественной и военной истории. Первый крупный тематический цикл И. п. рисует события 2‑й половины XVI в. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и др.). В многочисленных (в т. ч. казацких) И. п. XVII в. — эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков»). В ряде И. п. XVIII в. изображены Петр I, восстания К. Булавина (песни об Игнате Некрасове) и Е. Пугачева. Последний значительный цикл И. п. — об Отечественной войне 1812. Ранние И. п. по стилю и масштабности эпического повествования близки былинам; в XVIII—XIX вв. сближаются с народными лирическими песнями и песнями литературного происхождения (с исторической тематикой).

Издания:
Историч. песни XIII—XVI вв., М.-Л., 1960;
Историч. песни XVII в., М.-Л., 1966; Историч. песни XVIII в., Л., 1971;
Историч. песни XIX в., Л., 1973.

Литература:
Соколова В. К., Рус. историч. песни XVI—XVIII вв., М., 1960;
Криничная Н. А., Народные историч. песни нач. XVII в., Л., [1974].

Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Смотреть что такое «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ» в других словарях:

  • Исторические песни — см. Былины и Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Исторические песни —     ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI XVII в.в. и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении… …   Словарь литературных терминов

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I …   Современная энциклопедия

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I …   Большой Энциклопедический словарь

  • Исторические песни — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — музыкально поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы… …   Русская история

  • Исторические песни — (русские)         жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2 й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев… …   Большая советская энциклопедия

  • исторические песни — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно XVI XVIII вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I. * * * ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр… …   Энциклопедический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — муз. поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим… …   Советская историческая энциклопедия

  • исторические песни — ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию,… …   Поэтический словарь


literary_encyclopedia.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *