Ислам аллах: Бог всех людей? Кто Он. Где находится Аллах

Бог всех людей? Кто Он. Где находится Аллах

  1. Кто такой Всевышний Аллах?
  2. Этимология
  3. Имена Аллаха
  4. Аллах в Священной Книге Коран
  5. Единобожие, таухид
  6. Где Аллах?

Термин «Аллах» с арабского языка на русский переводится как «Бог». Аллах – это Единый и Единственный Бог, Творец мира и Господин Судного дня. Аллах — это Господь всех людей, Он истинный Бог, Который не похож на свои творения. Всевышний Творец создал всё сущее: небеса и Землю, живых существ. Всё, что происходит на небесах и Земле Ему известно. Аллах везде своим знанием, могуществом, видением, слышанием. Он знает каждую деталь, всё что было и всё что будет. Существование Аллаха бесспорно для людей разумеющих и ищущих истину, так как всё великолепие этого мира, его всесторонняя гармония и уникальность говорит о том, что у этого всего есть Создатель. У Всевышнего Аллаха много прекрасных имён, некоторые из них Он открыл для людей, а именно 99 имен Аллаха.

Человек, познавший эти имена, выучивший их и живущий в соответствии с ними, попадёт в Рай, согласно достоверным хадисам Пророка ﷺ. 

Религия ислам понимает Аллаха как Бога, который послал человечеству Пророка Мухаммада ﷺ, последнего из пророков (с арабского «набий») и посланников Аллаха (с арабского «расулюЛлах»).

Доисламская Аравия понимала Аллаха как высшее божество, которое является Творцом всего, что есть на свете.

Шахада в исламе звучит как «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!».

Этимология

Арабистика придерживается мнения, что слово «Аллах» следует расшифровывать как «аль-илах» как результат слияния «аль» (артикль ед.числа) и «илах» (лексема, которая означает «бог» и является однокоренным еврейскому слову «Элохим», употребляющегося в Библии, а также является однокоренным арамейскому слову «Элах», аккадскому слову «Эль» и сирийскому слову «Алах»).

Ряд богословов ислама считает, что «Аллах» следует рассматривать как имя собственное, и оно не образовано от какого-то семантического корня.

Всегда и во всех исламских Писаниях слово «Аллах» употреблено только в единственном числе – это указывает на Единственность Бога и Его Единство, что является подтверждением того, что ислам отвергает политеизм.

Также слово «Аллах» используют и те арабоязычные верующие, которые исповедуют иные религии – христианство или иудаизм: они применяют слово «Аллах» в своих молитвах и в ходе богослужений, когда обращаются к Богу.

В Библии в её переводе на арабский язык также слово «Бог» переведено как «Аллах».

По исламу, слово «Аллах» всегда используется для обозначения Бога.

Имена Аллаха

Традиция ислама оперирует понятием «атрибутивные имена Аллаха». Такие имена обозначают те качества Бога, которые выражают присутствие Всевышнего в  мире, который Он сотворил. Таких имён множество, но все эти имена принадлежат только Всевышнему, и качествам Его творений нельзя уподоблять эти имена.

В хадисе приведены такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «У Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдёт в Рай». На страницах Корана упомянуты такие имена Всевышнего, как «Ар-Рабб», которое означает «Господь», «Ар-Рахман», обозначает «Милостивый», «Ар-Рахим», значение которого «Милосердный», «Аль-Хайй», означает в переводе с арабского языка «живой», «Аль-Ахад», что значит «Единый», а также другие. Девяносто девять имён Аллаха – это те имена, которые упоминаются в Коране, а также в Сунне Пророка ﷺ, но есть также много и других имён Аллаха, не упоминающихся там.

Аллах в Священной Книге Коран

По вероучению ислама, Священная Книга Коран – это прямая речь Всевышнего, которая была обращена к Его Посланнику ﷺ через ангела Джибриля (Гавриила).

Стержень всей проповеди Священной Книги Коран – это образ Бога: Его черты остаются неизменными и в мекканский период ниспослания сур и аятов Корана, и в мединский период.

Единство и Единственность Всевышнего – это одна из главных тем в Коране, где вера в Единого Бога противопоставляется многобожию.

В Коране сказано, что Бог Аллах – Единственный и Один, никаких «сотоварищей» у Бога быть не может.

Также Бог «не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один» (сура Ихлас / Искренность).

Коран неоднократно указывает на совершенство, могущество Всевышнего (аль-Азиз), величественность Его (аль-Азыйм).

Всё в мире подчинено Богу, и без ведома Его и воли ничего не совершается.

Бог опекает творения, которые Он создал, Он милостив к своим творениям (ар-Рахман), милосерден по отношению к ним (Ар-Рахим), Бог всепрощающ (Аль-Гафар) и снисходителен (аль-Афуу).

Человек должен осознавать, что Господь величественен и могуществен, человек должен подчинять себя Богу, должен быть покорным Богу, и в этом есть суть веры ислама. Человек должен быть богобоязненным (муттакыйн), а также верующему следует быть благочестивым. Мусульманин должен верить Аллаху, Его милости и на Его волю уповать и полагаться.

Коран показывает Аллаха как единственного Творца, Который создал всё сущее, включая человека, также и то, чем живёт человек — его пропитание (ризк). Он своим приказом «Будь» творит любую вещь.

Аллах – это единственный царь для людей («Аль-Малик» — подлинный царь), а также Он является единственным судьёй для своих творений («Аль-Хакам»), Который воздаст людям как за их плохие поступки, так и за добрые.

В Коране наиболее часто и обстоятельно рассматривается сюжет о том, как Всевышний ниспосылал наказание для целых народов и поселений, если их жители не слушали посланников Бога и много совершали греховных деяний.

Всевышний Аллах посылает периодически к народам своих пророков, а также своих посланников, чтобы они принесли людям весть о Господе.

Пророк Мухаммад ﷺ был последним посланником Аллаха. Его послал Всевышний не к отдельному народу, а сразу ко всему человечеству.

Могущество Аллаха велико: Он способен уничтожить землю в любую минуту, способен воскресить тех, кто уже умер, а также собрать на ристалище (киямат) всех, кого воскресил. Бог воздаст каждому человеку по его делам: за добродетель он наградит Раем, который в исламе носит название «Джаннат», а за греховные дела накажет Адом, который в исламе носит название «Джаханнам».

Есть сведения, что первые проповеди Пророка Мухаммада ﷺ были посвящены именно рассказу об образе Суда, а также наказаниям неверующих, которые обозначаются термином «кяфир».

В своих творениях Бог являет Себя людям, и каждое из Его творений – это знамение для людей. Коран – это одно из чудес Аллаха (му’джизат).

Единобожие, таухид

«Таухид»: этот термин используют мусульмане для того, чтобы обозначить догмат о единственности и единстве Всевышнего, который является фундаментальным и одним из основных догматом исламского вероучения. Таухид или Единобожие предполагает отречение от ширка или отрицание политеизма, которое выражается в формуле: «

Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха».

Термин «таухид» произошёл от слова «уаххада», которое означает «делать что-либо единым» и «считать что-либо единственным».

Понятие «таухид» подразумевает признание единственности Аллаха как Творца и признание Аллаха Господом сущего.

У Аллаха есть прекрасные имена и совершенные качества. Сущность Единобожия максимально полно раскрывают суры Священной Книги Коран мекканского периода, особенно сура «аль-Ихлас».

Основной принцип таухида – утверждение существования только одного Бога – Творца всего сущего бытия. Бог вечен, Бог управляет во вселенной всеми её процессами.

Всё во вселенной нуждается в Боге, но Бог ни в чём не нуждается, ни в ком не нуждается.

Таухид отвергает концепцию Троицы из христианства, а также отвергает утверждение, что Бог может иметь сыновей или дочерей.

Таухид также отвергает концепцию избранности какого-то конкретного народа, которую поддерживают иудеи.

Таухид включает в себя понятие о том, что верующий должен поклоняться только одному Аллаху. Не только определённые религиозные обряды являются актами служения Богу, но и вся жизнь человека, и все его поступки должны быть свидетельством его служения Богу. Служить Всевышнему означает, что человек должен исполнять повеления Всевышнего в точности, и только такие поступки совершать, какие разрешает Всевышний, и избегать того, что запрещает Всевышний.

Атрибуты Аллаха составляют часть сущности Его. Разные имена Бога – это также выражения Его сущности, они имеют атрибутивный характер.

Мусульманин обязан верить во все имена Аллаха и все Его качества, которые упоминаются в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка Мухаммада ﷺ. Понимать имена Аллаха и качества Его следует так, как описаны они в коранических текстах и в хадисах, избегать такого понятия, как ташбих, то есть уподобления их именам и качествам Его творений, отвлекаясь от истинного их значения.

Бог обладает абсолютной силой, Бог – средоточие власти и могущества. Бог способен как создать предметы и объекты живой и неживой природы любой формы и размера, так и уничтожить их.

Изначальный план Всевышнего включает в себя всё, что в этом мире происходит, и нет в мире ничего, что было бы бессмысленным и не обладало бы глубоким смыслом.

Бог сосредоточивает в себе законодательные функции.

Присутствуя Своими качествами в мире, который Он создал, Бог управляет в этом мире всеми процессами. Поэтому творения, которые созданы Богом, в своей жизнедеятельности обеспечены всеми средствами, чтобы жить.

К Своим творениям Бог относится справедливо и милостиво, не желая зла им, но те, кто несправедлив в своих поступках, ответят перед Богом, когда наступит время Судного Дня, и на них будет послано соответствующее наказание.

В разных течениях ислама таухид понимают по-разному, и учёные богословы каждого исламского религиозного течения подробно изучили и систематизировали принципы доктрины таухида.

Теория секты мутазилитов включает в таухид отрицание атрибутов Аллаха.

Теория ашаритов и сыфаитов истолковывает таухид как необходимость признавать единственность Аллаха с точки зрения:

  • вахид фи затихи ля шарика лаху или сущности Его;
  • вахид фи сыфатихи аль-азалия ля назира лаху или вечных Его атрибутов;
  • вахид фи аф’алихи ля шарика лаху или действий Его.

По мнению Ибн Таймии и других исламских богословов, таухид должен включать в себя:

  • таухид аль-асма’ уа-ссыфат или признание божественных имен и признание божественной природы только за Всевышним Аллахом;
  • таухид ар-рубубия или признание Аллаха единственным Творцом, путеводителем;
  • таухид аль-убудия или со стороны верующего полную самоотдачу Всевышнему.

Суфизм позиционировал единобожие как таухид аль-’амма, достояние рядовых верующих, выделяя в таухиде три формы:

  • таухид иради, когда человеческая воля растворяется в божественной;
  • таухид шухуди, когда имеет место самоуничижение человека в бытии;
  • таухид вуджуди, когда человек постигает то, что ничего сущего, кроме Аллаха, нет – эту форму таухида проповедовало учение Ибн Араби, позже оно стало называться вахдат аль-вуджуд или учение «о единстве бытия».

Где Аллах?

Одним из наиболее распространённых вопросов об Аллахе является вопрос о том, где находится Бог.

Мусульманин стремится найти Аллаха в своём сердце, и смотрит на небо, веруя в то, что там Бог и Он видит и слышит верующего. Но ряд мусульман пускаются в пытливые размышления про Аллаха в стремлении найти более точное местонахождение Бога, и ищут правильный ответ, обращаясь к Корану и Сунне, поскольку хотят знать ответ на этот вопрос.

Правильно в этом вопросе опираться только на Коран и Сунну Пророка Мухаммада ﷺ, и можно привести хадис, переданный в сборниках Бухари, Ахмада, Муслима, Тирмизи и других, в котором приводятся от Абу Хурайры слова Посланника Аллаха ﷺ: «Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!

».

Размышления на тему местонахождения Бога – это важная часть исламского вероучения. По убеждению как Пророка ﷺ, так и его сподвижников, мнение которых подкреплены Сунной и Кораном, Аллах вознёсся над Своим Троном, а Трон Аллаха находится над небесами.

Ряд течений, среди которых шииты и матуридиты, а также ашариты, утверждали, что Бог находится везде, аргументируя это предложениями, подобными приведённым в этом хадисе, и возражая мнению о том, что Аллах находится над Троном, поскольку в хадисе сказано, что Аллах находится рядом с теми, кто делает зикр.

Для того чтобы прийти к ответу на этот вопрос, мусульманину следует полагаться на слова и мнение Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, а также мусульманских учёных богословов.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил на эту тему следующее:

  • в «Сахихе» Муслима и Бухари приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ, в которых он ﷺ называет Всевышнего «Тем, в Чьей длани моя душа»;
  • в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророк Мухаммад ﷺ назвал Всевышнего «Тем, Кто на небесах»;
  • в хадисе, переданном Абу Даудом, Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Трон — над водой, и Аллах — на Троне; Он знает, что вам предстоит»;
  • говоря о лечении болезни, Пророк ﷺ назвал также Аллаха «Тем, Кто на небесах»;
  • в хадисе с достоверным иснадом, переданном Ахмадом, Пророк Мухаммад ﷺ сказал такие слова «…Он написал в своей Скрижали, и она была с Ним, над Троном…»;
  • приводится в хадисе от Муслима разговор Посланника Аллаха ﷺ с рабыней, которую спросил он ﷺ, где Аллах, на что она ответила: «На небесах», и тогда Пророк Мухаммад ﷺ спросил у неё: «Кто я?
    », и тогда она ответила, что он – «Посланник Аллаха», и после этих слов Пророк Мухаммад ﷺ приказал её отпустить, поскольку сообщил, что она является верующей.

Сподвижники Посланника Всевышнего ﷺ и табиины (следующее поколение после сподвижников) говорили об Аллахе:

  • как приводит от Абу Бакра имам аль-Бухари в «Тарих аль Кабир», после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр произнёс такие слова: «Кто поклонялся Мухаммаду — то Мухаммад умер, а кто же поклонялся Аллаху — то Аллах на небесах, Живой, и не умирает»;
  • Аль Бухари приводит историю о том, как Умар ибн Аль Хаттаб разговаривал с Хаулой, обратившейся к нему с жалобой, и после сказал, что её жалобу слышал Аллах «с высоты семи небес»;
  • в «Аль Асма уа ас Сыфат» Аль Бейхакы приводит достоверный хадис от Абдуллаха Ибн Масуда, в котором сказано: «
    Между первым небом и тем, что над ним — расстояние пятьсот лет, между каждыми небесами — расстояние пятьсот лет, между седьмым небом и Престолом — расстояние пятьсот лет, между Престолом и водой — расстояние пятьсот лет, и Трон — над водой, и Аллах — над Троном, и ничего из ваших дел не сокрыто от Него
    »;
  • также Байхакы передаёт от Ибн Аббаса в «Асмау уа сифат» его слова о том, что не следует верующим размышлять о сущности Аллаха, потому что между небом седьмым и престолом Аллаха, Курси, пятьсот лет, а Аллах — над всем этим;
  • рассказывая о том, как Ибн Аббас комментировал слова Всевышнего Аллаха о том, что Ему сказал Иблис, имам Лялякаи указал на то, что Ибн Аббас пояснил, что Иблис пообещал подходить к людям спереди, сзади, справа и слева, но не сказал, что зайдёт к ним сверху, поскольку «Аллах – Тот, кто сверху них»;
  • также Имам Бухари в «Хальк афаль Ибад» указывает на то, что Ибн Аббас сказал «Аллах был в небесах»;
  • Зейнаб, супруга Пророка Мухаммада ﷺ, говорила: «меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес» — об этом рассказывает Тирмизи в своём сборнике;
  • Ибн Аббас, посетив Аишу перед её смертью, произнёс слова о том, что она у Посланника Аллаха ﷺ была любимой женой, а поскольку Пророк Мухаммад ﷺ любил только благое, то «Аллах ниспослал твоё оправдание с высоты семи небес»;
  • Ибн аль Каййим и Ибн Хаджар аль Аскалани приводят слова табиина Масрука, который, передавая хадисы от Аиши, сказал: «Рассказала мне правдивая, дочь правдивого, да будет доволен ей Аллах, которую оправдал Аллах свыше семи небес»;
  • Ад-Дарими, мухаддис-саляф, приводит слова табиина Катада, который был учеником Ибн Аббаса, о том, какие слова сказали Бану Исраиль, когда обращались к Всевышнему: «О, Господь! Ты на небесах, а мы на земле, как же нам узнать, когда Ты гневаешься, а когда доволен нами?», и какими словами ответил Аллах им: «Когда Я доволен вами, я ставлю над вами правителем лучших из вас, а когда гневаюсь на вас, ставлю над вами худших из вас»;
  • также приводит в «Исбату сыфат аль улюу» Ибн Кудама слова табиина Хасана Аль Басри о том, что ангел Исрафил – самое близкое к Аллаху из творений Его, но даже между ним и Аллахом – семьдесят покрывал, каждое из которых равно пятистам дням пути, «и Исрафил за ними всеми, и голова его под Троном, а плечо — на пределах седьмого неба».

Всевышний Аллах – что мы обязаны знать о Нём?

Познание Всевышнего Аллаха через присущие Аллаху атрибуты (сыфаты) является самым важным в познаниях человека. Оно осуществляется посредством науки о Единобожии – самой ценной и обязательной для каждого.

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Аллах один, и нет для Него сотоварищей. Ни в сущности (зат) Аллаха, ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Аллах един, и для Него нет пары; Аллах вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Аллах существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Аллах живой и не умирает. Аллах слышит и видит всё сущее. Аллах разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По воле Аллаха происходит все хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Аллах всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах не является каким-либо материальным телом, имеющим форму, величину, и занимающим место в пространстве – Он пречист от всего этого. Он не состоит из каких-либо частей или частиц. То есть Творец не похож ни на одно из Своих творений. К Аллаху не применимы пространственные и временные ограничения. В власти Аллаха находится и пространство, и время, и вся Вселенная, Он является Создателем всего сущего, в том числе времени и пространства.

По отношению к Аллаху  нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, перед, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определенное место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах  находится на небесах или на ‘Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения.

Он находится в Своем величии. Всевышнему Аллаху не присущи ни динамика, ни статика, Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Мусульманские ученые-теологи говорят, что самое высшее знание об Аллахе — это верить в Него без образа и без места. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на одноименные качества людей. К Нему невозможно физически приблизиться или отдалиться.

Аллах не подвергается временным изменениям, то есть Он не становится молодым, старым, для Него нет ни ночи, ни дня, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны. Аллах обладает всеми прекрасными качествами и чист от всяких недостатков. Истинно верующие, праведные люди увидят Его в Раю, что является для них самым большим даром от Всевышнего Аллаха. Но каким образом Аллаха можно будет созерцать, мы не сможем понять на этом свете, ибо наш разум, как и все другие качества, создан и ограничен. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) видел Создателя в ночь Вознесения после того, как Аллах одарил его такой способностью.

У Всевышнего Аллаха есть 99 имен-эпитетов — прекраснейшие имена («аль-Асмаъ аль-хусна»). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убежденным. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Господа нашего и понимать их смысл.

Существование Аллахаاَلْوُجُودُ

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха  является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха – человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе — Всевышнем Аллахе, устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха, всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю.

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом. Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха. Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха, кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются Всевышнего Аллаха. Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха. Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии – хрома».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Из упомянутых 99 имен Аллаха исходят Его атрибуты «субути» и «сальби».

Атрибуты Аллаха — «Субути»

У Аллаха есть семь атрибутов «субути». Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний Аллах наделил Свое творение, каждый человек обладает силой, волей, знаниями, речью, слухом и зрением. Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны.

Сила, зрение и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются «субути» – не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути». Перечислим их:

1. Всемогуществоاَلْقُدْرَةُ

2. Воляاَلْإِرَادَةُ

3. Жизнесущностьاَلْحَيَاةُ

4. Всезнаниеاَلْعِلْمُ

5. Речьاَلْكَلاَمُ

6. Всеслышаниеاَلسَّمْعُ

7. Всевидениеاَلْبَصَرُ

Раскроем суть каждого из них.

Всемогущество — اَلْقُدْرَةُ

Также мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Аллаха не настигают ни слабости, ни трудности, Аллаху не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Аллах создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.

Однажды сатана спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?» Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир». В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь мир, или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Иными словами, мы обязаны знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.

Воля — اَلْإِرَادَةُ

Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, — все происходит только по воле и предопределению Всевышнего Аллаха, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Все, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах  дал им право выбора. Всевышний дает нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.

Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не слушался и не резал плоть его сына Исмаила (мир ему), бросил его на землю, то нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Несколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд (Нимруд) бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня», — ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, — сказал нож,  если Всевышний Аллах один раз приказал огню не жечь тебя, то мне семь раз Он приказал не резать плоть Исмаила (мир ему)».

Другой случай произошел с пророком Мусой. Однажды, когда у него заболел зуб и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она станет лекарством от зубной боли. Он отправился к этой горе, нашел траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний Аллах обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».

Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?

Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать, — Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это — неверие (куфр). Например, если тебя спросят: «Чем ты порезал руку?» — как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как же быть тогда со всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: «Я порезался ножом в соответствии с волей и всемогуществом Всевышнего Аллаха».

Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора средством, причиной исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что в действительности исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства — это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным?

Почему весь мир так устроен? Почему Аллах  делает именно так? Нельзя задавать эти и подобные вопросы, касающиеся предопределения, потому что наш разум ограничен и не в состоянии всецело понять ответы на них. Углубляться в изучение подобных вопросов опасно для человека, ибо в результате непонимания этого можно впасть в неверие. Так нас предупреждал Пророк  и его сподвижники. Со временем, если человек будет любить и почитать Аллаха  и в совершенстве выполнять все предписания Шариата, эти и другие вопросы прояснятся для него.

Человек обязан искренне стараться совершать благие деяния, тогда Аллах  поможет ему совершить их. Ведь Всевышний сказал (смысл): «Я помогу тем людям, которые стараются в служении Мне и Моей религии». Если человек согрешит против своей воли, то он должен признать свою вину, искренне сожалеть об этом и просить Всевышнего Аллаха о прощении. Если он по воле Аллаха  совершит благие деяния, то должен принять их с благодарностью Всевышнему. Если он попадет в трудную ситуацию, то и это должен принимать с терпением и кротостью, чтобы заслужить довольство Аллаха  на том свете.

Даже если мы будем знать, что нам предписано совершить нечто плохое, мы не должны принимать это спокойно, необходимо делать все возможное, чтобы избежать греха, стараться изо всех сил. Однако, если зло все же свершилось, необходимо искренне раскаяться. Подобное поведение человека приводит к тому, что от совершенного греха остается лишь одна видимость, в действительности же это грехом являться не будет. Такое умозаключение следует из хадиса Пророка: «Искренне раскаявшийся в своих грехах подобен вовсе не совершавшему их».

Жизнесущность — اَلْحَيَاةُ

Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Аллаха, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.

Всезнание — اَلْعِلْمُ

Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всем, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Знания Аллаха не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда.

Для знаний Аллаха  нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах.

Речь — اَلْكَلاَمُ

Аллах  имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передается посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворенной и безначальной.

Господь разговаривал с пророком Мусой (мир ему) на горе Тур Сайна (Синайские горы) и с нашим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса (Ми‘радж). Аллах  одарил их способностью слышать и понимать Свою речь. Коран, который мы читаем, передает тот смысл, который заключен в речи Всевышнего Аллаха. Однако звуки не были произнесены Всевышним, ибо в таком случае Творец был бы в этом подобен человеку.

Всеслышание — اَلسَّمْعُ

Аллах  всеслышащий, Он слышит все, даже самое малое. Для Аллаха ничего не остается тайной и никакие преграды не могут мешать Ему. Аллах слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создает без инструментов. У Аллаха нет никакого качества, свойственного Его созданиям, нет ничего похожего на Него.

Всевидение — اَلْبَصَرُ

Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Аллах видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.

Атрибуты Аллаха — «Сальби»

Далее среди 99 имен Аллаха есть атрибуты, относящиеся к Сущности Всевышнего, которые также необходимо знать. Их называют «сальби», потому что они очищают Сущность Аллаха от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия. К ним относятся:

1. Вечность без началаاَلْقِدَمُ

2. Вечность без концаاَلْبَقَاءُ

3. Бесподобиеمُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

4. Самодостаточностьقِيَامُهُ بِنَفْسِهِ

5. Единственностьاَلْوَحْدَانِيَّةُ

Вечность без начала —

اَلْقِدَمُ

Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах — это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определенное начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.

Вечность без конца —

اَلْبَقَاءُ

Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего Аллаха не существует смерти, исчезновения, Он остающийся вечно, для Него нет конца.

Всевышний Аллах сотворил этот удивительно устроенный мир, не имея ничего для сравнения. Из всего, что сотворено Аллахом, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме тех вещей, которые Творец создал для вечного существования. К ним относятся: ‘Арш(2)], Курс(3), Рог (Сур)(4)  ангела Исрафиля (мир ему), Рай, Ад и все, что находится в них обоих, Хранимая Скрижаль (аль-Лявх аль-махфуз)(5), Перо (Калам) и копчик человека. Также не умирают и души людей. Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.

Человек состоит из трех частей: физического тела, животной души, которая держится на употреблении пищи, и особого духа, обладающего разумом. Тело человека умирает, также умирает и животная (биологическая) душа, благодаря которой мы можем двигаться, работать и т. д. Подобной душой обладают и все животные. Однако тот особый дух, обладающий разумом и свойственный только человеку, никогда не умирает.

Бесподобие — مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего Аллаха, представленное им будет далеко от истины.

Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха  целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Аллах обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноименным качествам Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в 11-м аяте суры «Аш-Шура» сказал: «Нет ничего подобного Аллаху». Он не похож на создания Свои, ни на кого и ни на что. Если бы Всевышний был подобен чему-либо или кому-либо, то Ему были бы присущи такие же качества, как у них (изменение, развитие), и он нуждался бы в том, кто изменил Его. Кто нуждается в другом, тот слаб, а слабость не присуща Аллаху, она противоречит Его сущности. Он чист от всех недостатков.

Некоторые заблуждаются из-за того, что они дословно понимают аяты непрямого смысла (муташабихат), приписывая тем самым Аллаху  свойства Его созданий, такие как сидение, изменение, местопребывание и подобные качества, что в корне противоречит Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и здравому смыслу. Все пророки и посланники учили тому, что достойно Господа и чего нельзя приписывать Ему. Абсурдность мнения также содержится и в том, что Аллах  якобы воссел, утвердился на ‘Арше (Троне).

В Коране, точнее, в 7-м аяте суры «Алю ‘Имран» сказано, что Аллах  ниспослал Пророку (мир ему и благословение) Священное Писание (Коран), которое содержит аяты мухкамат, имеющие одно значение, ясное по смыслу, и аяты муташабихат, т. е. иносказательные аяты, не имеющие однозначного смысла, и что аяты мухкамат являются основой для толкования аятов муташабихат. А что касается аятов муташабихат, то некоторые из них могут толковать только особые ученые-теологи, имеющие всеобъемлющие религиозные знания (расихун), основываясь на аяты мухкамат. Также надо знать, что среди аятов муташабихат существуют аяты, толкование которых не знает никто кроме Аллаха  и тех, кому Он дарует такие знания.

Также, к примеру, 5-й аят суры «Таха» относится к аятам непрямого смысла — муташабихат, которые нужно толковать, опираясь на аяты, ясные по смыслу (мухкамат). В этом аяте есть слово «истава», которое, по словам аль-Хафиза Абу Бакра ибн аль-Араби, в арабском языке имеет 15 значений. Некоторые значения этого слова достойны Аллаха, а другие — абсурдны применительно к Нему. Необходимо знать, что в этом аяте нельзя толковать слово «истава» как «утвердиться», «воссесть» или «вознестись», так как это противоречит значению аята мухкамат: «Нет ничего подобного Аллаху» (Сура «Аш-Шура», аят 11). Также следует знать, что приписывание Аллаху таких свойств, как сидение или утверждение, противоречит здравому смыслу, так как если бы Аллах Всевышний сидел на ‘Арше, то Он был бы больше или меньше, или равен по объему ‘Аршу. Если бы Господь Бог был больше ‘Арша, то часть была бы внутри, а часть снаружи, а это абсурд. Если был бы по размеру равен ‘Аршу, то имел бы его форму, а если бы был меньше ‘Арша, то находился бы на какой-либо ограниченной площади. Отступает от веры тот, кто имеет такие убеждения.

Нельзя толковать указанный 5-й аят суры «Таха» буквально. Его необходимо толковать в соответствии с правильным вероубеждением. Его смысл заключается в следующем: ‘Арш – это самое грандиозное создание Аллаха, и Всевышний властвует над ним. Создатель пречист от всех недостатков, Он Властелин всего, самостоятельный и независимый. Это означает, что Всевышний никогда не нуждался и не будет нуждаться ни в ком и ни в чем, в то время как все созданное Им нуждается в Нем и не может существовать без поддержки Всевышнего Аллаха ни единого мига.

Самодостаточность —

قِيَامُهُ بِنَفْسِه

Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.

Единственность —

اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Бог един во всем и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий ее со временем к гибели. Идеальный порядок во всем существующем — это признак единственности Бога.

Эти качества очищают Всевышнего Аллаха от всего, что не свойственно Ему, очищают от придания Аллаху недостатков и бессилия. Например, противоположным атрибуту «безначальность» является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.

Все приведенные выше качества Аллаха  являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведенных атрибутов, у Всевышнего есть еще одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это — сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создает его, если не захочет — не создает. Аллах  сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.

Вера в существование Аллаха требует убежденности в том, что Ему безусловно присущи эти тринадцать качеств. Кроме них у Него есть неисчислимое множество совершенных качеств и прекрасных имен, сущность которых знает только Он Сам.

Качества, противоположные тринадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него. Аллах  чист от этих и других несовершенных качеств, не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на качества людей или других творений.

Истинное величие, сущность Всевышнего Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии полностью осознать, кроме Него Самого. Необходимые и достаточные знания об Аллахе человечество получает через Его пророков и благодаря Его книгам.

 


(1) Тавхид — единобожие, монотеизм

(2) Самое большое творение Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура и включающее в себя все сотворенное Им.

(3) Также одно из самых больших творений Аллаха, созданное из нура

(4) Огромное творение, созданное из нура. Его диаметр больше, чем земля и небеса вместе взятые.

(5) Ал-Лявх аль-махфуз (Хранимая Скрижаль) — небесный прототип всех Священных Писаний, в котором записано все, что было на Земле и что произойдет в будущем.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Кто такой Аллах? Каково происхождение веры в Аллаха?

ГлавнаяУказатель содержанияВопросы об исламеИсламские верования Аллах

Вопрос

Ответ

Аллах — это арабское слово, означающее «Бог» или, точнее, «Бог». В западной культуре принято считать, что слово Аллах используется исключительно мусульманами для описания своего бога, но на самом деле это не так. Слово Аллах используется носителями арабского языка всех авраамических религий (включая христианство и иудаизм) как означающее «Бог». Однако, согласно Исламу, Аллах — это собственное имя Бога, в то время как христиане и иудеи знают Его как YHWH или Яхве. Когда арабоязычные христиане используют слово Аллах , оно обычно используется в сочетании со словом аль-Аб . Аллах аль-Аб означает «Бог Отец», и это использование является одним из способов, которым арабы-христиане отличают себя от мусульман.

До возникновения ислама большинство арабов были политеистическими язычниками, верящими в бесчувственную, могущественную судьбу, которую люди не могли контролировать, изменять или влиять на нее. Мусульмане считают Мухаммеда последним и величайшим пророком, и они приписывают ему восстановление монотеистической веры арабов их предков. И ислам, и иудаизм прослеживают свое духовное происхождение от Авраама, но представление о Боге в исламе существенно отличается от иудаизма и христианства. Яхве и Аллах считаются всемогущими, вездесущими, всеведущими и милосердными. Однако и в иудаизме, и в исламе Божья милость зависит, по крайней мере частично, а во многих случаях полностью, от действий человека. Исламская концепция Аллаха и еврейская концепция Яхве отрицают триединую природу Бога. Они исключают Божьего Сына, Иисуса, а также Святого Духа как отдельную Личность Божества.

Без Иисуса временное спасение невозможно, т. е. спасение основано на усилиях человека, а не на милости Бога. Без Святого Духа нет ни освящения, ни мира, ни свободы (Римлянам 8:6; 2 Коринфянам 3:17). Христиане верят, что благодаря смерти и воскресению Иисуса, а также пребыванию Его Духа, грех прощен, совесть очищена, и человеческая душа освобождается для стремления к Богу и добру без страха наказания (Евреям 10:22).

Мусульманин может любить Аллаха и желать угодить Аллаху, но в его уме неизменно будет стоять вопрос: «Достаточно ли этого? Достаточно ли моих дел, чтобы заслужить спасение?» Христиане верят, что Бог послал Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы дать ответ на вопрос «достаточно ли моей работы?» Ответ: нет, нашей работы недостаточно (Матфея 5:48). Это шокирует любого, кто пытался самостоятельно умилостивить Бога. Но именно в этом заключался смысл знаменитой Нагорной проповеди Иисуса (Матфея 5:1–48). Евреи, с которыми говорил Иисус, точно так же, как мусульмане, следующие за Аллахом, были в ловушке знания, что ничто из того, что они делали, никогда не соответствовало бы совершенному стандарту Бога. Но совершенная жизнь Христа, искупительная смерть и воскресение соответствует ли Божьему стандарту (Евреям 10:10; Римлянам 8:1–8). Послание Иисуса к евреям и Его послание сейчас, к мусульманам и всем остальным, звучит так: «Покайтесь и веруйте» (Марка 1:15). Это не означает «перестать грешить» и «верить, что Бог существует». Это означает «отвернуться от греха и перестать пытаться угодить Богу своими собственными способностями» и «верить, что Христос совершил все для вас». Тем, кто доверяет Христу, обещано, что они станут детьми Божьими (Иоанна 1:12).

Аллах не дает такого обещания. Мусульмане верят, что Аллах будет милостив к ним, основываясь на его оценке их действий. Но спасение никогда не бывает гарантированным; это никогда не обещание. Когда западный мир с ужасом смотрит на такие вещи, как джихад и акты исламского терроризма, они получают представление о сильном страхе, который Аллах вселяет во многих своих последователей. Правоверные мусульмане стоят перед страшным выбором: подчиняться насильственным приказам всемогущего божества, чья милость дается только самым страстным и преданным последователям (а может быть, и не тогда), или сдаться как безнадежно заблудшие и идущие на кару.

Христиане должны относиться к мусульманам не с ненавистью, а с состраданием. Их бог, Аллах, — ложный бог, и их глаза слепы к истине (см. 2 Коринфянам 4:4). Мы должны молиться за мусульман и просить Бога показать им истину, открывая Свое обещание милости и свободы во Христе (2 Тимофею 2:24–26).

Вернуться к:

Вопросы мусульман

Кто такой Аллах? Каково происхождение веры в Аллаха?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Кто такой Аллах? | Факты о мусульманах и религии ислам

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Д-р Джамаль Бадави

Надлежащая терминология, используемая в исламе для обозначения Бога, — «Аллах». Есть ряд причин для того, чтобы иметь особое слово для Бога. Прежде всего, термин «Аллах» означает на арабском языке единого и единственного всеобщего Бога или Творца и Промыслителя вселенной. Заметьте, здесь я подчеркиваю «единственный и неповторимый». Поэтому мусульманин не мог просто сказать: «Есть один Бог». Это не было бы столь точным и сильным выражением, как выражение «единственный и неповторимый Бог». (Читать далее: Концепция Бога в Исламе)

Аллах означает Единый Бог.

Здесь следует подчеркнуть, что, к сожалению, многие из писаний, которые можно найти в различных библиотеках на Западе, которые написаны не с мусульманской точки зрения или с точки зрения того, как мусульмане понимают ислам, изображают Аллаха так, как если бы Он был неким прообразом. племенного арабского бога или даже «бога мусульман». Например, они говорили, что Мухаммед поклонялся своему Аллаху. Или мусульмане поклоняются Аллаху. Даже если они используют термин «Аллах», они используют его таким образом, что у читателя или аудитории создается впечатление, что, возможно, это не совсем тот же самый Бог.

Причина, по которой термин «Аллах» считается более точным, заключается в том, что «Аллах» — это не только просто значение Бога, но и личное имя Бога, как ссылка на Бога, так и Его личное имя. Это красиво в каком-то смысле. Вы не просто говорите «Бог», вы также можете говорить «Господь», но когда вы говорите «Аллах», вы взываете к имени, личному имени Бога. Он устанавливает личный контакт или притяжение между человеком и творцом.

«Аллах» представляет чистоту исламского монотеизма

Другой момент, который я считаю также важным, заключается в том, что термин Аллах в арабском языке не подлежит множественному числу. Например, по-английски вы можете сказать «Бог», а также «боги». В арабском языке нет ничего эквивалентного [английскому термину] Боги, вообще ничего. Другими словами, нет, например, Аллахов. Это подчеркивает чистоту исламского монотеизма.

Третья причина, тоже довольно интересная, термин Аллах не поддается ни одному полу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *