Искусство киевской руси кратко: 7.1 Древняя Русь. Искусство Киевской Руси. | Искуству.ру

7.1 Древняя Русь. Искусство Киевской Руси. | Искуству.ру

Архитектура

В древнерусском зодчестве преобладало деревянное строительство.
В пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры. Но до наших дней дошли только деревянные памятники позднейшего времени – 17 – 18 веков.

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол.В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор.

При установлении новой государственной религии появляется храмовое зодчество.
Новым задачам больше отвечала каменная архитектура. Она как и новая религия пришла из Византии, бывшей в 10 – 11 веках наиболее передовой страной Европы.


В 989 – 996 гг. князь Владимир строит в Киеве соборную церковь Богородицы – знаменитую Десятинную церковь.


Десятинная церковь

По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси.
Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры — балкон для князя и его приближенных.
Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая — всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора).


На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» — трофейные скульптуры из Корсуни.
Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»


Около 400 церквей украшали Киев. Войти в город можно было сквозь одни из ворот в четырёхкилометровой стене.

Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.

Самым известным храмовым сооружением древнего Киева стал собор Святой Софии

При Ярославе Мудром в 30-х годах 11 в. в центре Киева возводится Собор Святой Софии. 1037 – нач. 1040-х гг.
Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества.
По широте архитектурного замысла Киев явно соперничал с Царьградом (Константинополем).


Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную композицию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.

Интерьеры Софии Киевской
«На изобразительную программу киевского храма была возложена просветительская миссия. В условиях еще совсем недавно языческой страны христианские сюжеты, развернутые на церковных стенах, являлись визуальным повествованием о новой вере для неграмотного люда, который в массе своей не умел читать ни по-гречески, но и по-славянски».
«Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками».

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.

Византийские черты:
— (византийская живопись была преемницей традиций античности)

— Каноны построения человеческой фигуры,
— Ясность композиции.
— Торжественные фигуры византийских святых с аскетическими лицами противоречили народным жизнерадостным представлениям славян об окружающем мире.

В древнерусской живописи рано появляются собственные черты:
— Приземистые фигуры.
— Крупные лики.
— Тяжелые линии.
— Контрастная светотеневая лепка форм.

Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам.


Христос Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Расположена в центральном куполе.
Христос Вседержитель с книгой в руках сурово смотрит вниз на род людской, собравшийся в церкви.

Самый монументальный образ в искусстве Руси 11 века.
Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.


Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.


Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся).
Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря — в конхе.
По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным византийским мозаикам начала 11века.


Ниже «Богоматери» в апсиде помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом.
Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.

В композиции часто Христос пишется дважды. Возглавляют процессию апостолов Петр и Павел.

Евхаристия, причастие или хлебопреломление — одно из главных церковных таинств. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».


Благовещение.
Мозаика на предалтарных столбах.
Эта мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве.

После Киева Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Во многом они подобны киевскому.


Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 . Южный фасад.

Уже во второй половине 11 века значительная роль в возведении храмов принадлежит русским мастерам.
В памятниках зодчества второй половины 11 – начала 12 вв. появляется стремление к большей строгости, простоте, исчезает многоглавие, хотя они по-прежнему относятся к киево-византийской архитектурной традиции.


Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. 1113.

Конструкция и внутреннее устройство храма

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма.
Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки).


Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.


Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные.

Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.


Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1119.

Выводы

Киевская Русь – первое славянское государство. Многое в культуре и искусстве этого периода было заимствовано в Византии.
Но значение киевского периода древнерусского искусства заключается в том, что это был первый этап формирования русского национального искусства.
В архитектуре — стремление к большей выразительности средствами лаконичности и простоты.

В живописи – дополнение византийского стиля народными традициями (приземистые фигуры, крупные лики, тяжелые линии, плоскостные композиции, контрастная светотеневая лепка форм).

Искусство киевской Руси: Архитектура и Изобразительное искусство

Искусство киевской Руси до принятия христианства формировалось на поклонении языческим идолам. Религиозные мотивы всегда были краеугольным камнем в изобразительном искусстве и архитектуре. Весь уклад жизни древних славян подчинялся строгим религиозным канонам. Никакое дело нельзя было начинать, не посоветовавшись с богами, а в особо важных случаях нужно было принести жертву. Это находило отражение в изобразительном искусстве древних славян.

Искусство киевской Руси до христианства

До настоящего времени из той эпохи дошло очень мало артефактов, позволяющих безошибочно судить о различных направлениях в искусстве. По тому, что удалось найти, можно сделать вывод, что скульптурные изображения людей, как это было распространено в древней Элладе, у славян полностью отсутствуют.

Из дерева и камня изготовлялись только изображения языческих богов и животных. Кроме фигурок идолов в обиходе были резные барельефы с жанровыми сценками. Светская и религиозная живопись тогда отсутствовала или за давностью лет никаких изображений на холсте не сохранилось.

Важно: Есть свидетельства, что после принятия христианства, новая религиозная власть безжалостно уничтожала памятники культуры и искусства, связанные с язычеством, поэтому так мало артефактов дошло до нашего времени.

Кроме резьбы по камню и дереву, мастера древнего Киева прекрасно владели техникой орнамента. Чаще всего для украшения посуды, конской упряжи и оружия использовались изображения зверей, птиц, цветов и листьев. На посуду они наносились цветными природными красками, а для украшения сбруи и оружия элементы декора чеканились из меди или серебра. Часто для украшения использовался символ солнца в виде диска с лучами.

Прикладное искусство киевской Руси

На искусство киевской Руси оказала большое влияние культура Византии. Несмотря на то, что славяне оставались язычниками, киевские мастера много позаимствовали у византийцев. Особенно это коснулось ювелирных изделий и ткацкого дела. Славянские мастера делали уникальные ювелирные изделия из серебра и золота, а дорогая одежда князей могла соперничать по красоте с парадными одеждами Византийских архонтов.

В ювелирных изделиях киевской Руси встречаются как восточные мотивы, так и орнамент, свойственный народам севера. Восточный узор отличает плавность, округлость и мягкость линий, а жители севера предпочитают чёткий и угловатый геометрический рисунок. Это говорит о налаженных и обширных торговых связях.

Виды ювелирных украшений киевской Руси:

  • Подвески для головного убора (Височные кольца)
  • Колты
  • Шейные гривны
  • Серьги
  • Браслеты
  • Перстни

Кроме ювелирных изделий и образцов тканей до настоящего времени дошло большое количество детских игрушек. В основном это фигурки диких зверей и домашних животных вылепленные из глины, раскрашенные природными красками и обожжённые. Конечно вся мелкая пластика, выполненная из дерева, разрушилась со временем.

Дохристианская архитектура Киева

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Лёгкий, по сравнению с камнем, и удобный в обработке материал обладал некоторыми негативными качествами. Дерево хорошо горело, подвергалось гниению и разрушению со временем. Поэтому ранние памятники древнерусской архитектуры утрачены безвозвратно, так как в процессе войн и вражеских набегов, славянские города горели десятки раз. Поскольку храмов, церквей и колоколен в языческом Киеве не строили, то самым выдающимся и красивым сооружением был дворец Великого Князя.

Это сооружение состояло из нескольких бревенчатых клетей или изб, которые соединялись переходами или сенями. Каждая клеть имела своё функциональное назначение. Центральное здание имело не менее трёх этажей. Первый ярус предназначался для дворовых людей князя, на втором этаже были горницы князя, а третий ярус назывался терем. Вокруг княжеского двора селились дружинники князя. Торговый люд и ремесленники жили каждый в своей слободе. Они так и назвались Гончарная, Кузнечная или Бондарная.

Одним из важнейших направлений в архитектуре киевской Руси являлось строительство оборонительных сооружений. Город обычно окружался бревенчатой стеной, на которой через равные расстояния находились башни, имеющие несколько ярусов. Стены могли быть двойными, с внутренними переходами, или одинарными, но с мостками для свободного перемещения воинов.  Надёжнее были каменные стены, но их строительство было более сложным и работы продолжались долго. Кроме того не везде можно было найти пригодный для строительства камень.

Отдельным священным  местом было капище языческих идолов. Там молились, приносили дары и закалывали жертвенных животных. Человеческие жертвоприношения практиковались на захваченных, в процессе войны, вражеских территориях.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Крещение Руси князем Владимиром, оказало огромное влияние на весь уклад жизни славян. В области культуры, искусства и архитектуры произошли большие изменения. Если в языческую эпоху для поклонения славянским богам было достаточно открытой поляны с идолами (капище) или места у священного дерева, то с приходом христианства всё изменилось. Для поклонения и молитвы новому Богу потребовались особые здания.

Интересно: После принятия православной веры произошли изменения и в ювелирном деле. Важным элементом стал крест и небольшие образки святых, отчеканенные в металле.

Поскольку христианская вера пришла на Русь из Византии, первые архитектурные сооружения киевской Руси копировали византийский стиль. Храм в Византийском стиле представлял собой прямоугольное в плане здание с одним центральным куполом. Для того чтобы добиться в архитектурном сооружении ощущения лёгкости, зодчие стали «обрезать» верхние углы и рёбра прямоугольной конструкции.

Купол стал визуально опираться на арки, поэтому даже большие храмы выглядят воздушно. Лёгкость так же подчёркивается белым камнем сооружения. Крещение Руси началось с города Киева, поэтому первые культовые сооружения новой религии появились именно там, но православие стало быстро распространяться по Руси и скоро во многих городах появились храмы во славу Христа, Богородицы и Святых.

Важнейшие памятники древнерусского зодчества:

  • Черниговский Спасо-Преображенский собор
  • Киевский Собор Святой Софии
  • Новгородский Собор Святой Софии
  • Новгородский Георгиевский Собор
  • Владимирский Собор Успенья Богоматери

Спасо-Преображенский Собор в городе Чернигове единственный из храмов киевской Руси, который сохранился до настоящего времени в первозданном виде. Храм строили византийские мастера, поэтому при отделке внешних стен широко применяется традиционные греческий орнамент – меандр. Стены храма выполнены из тонкого цветного кирпича (плинфа) и имеют приятный розовый цвет.

Собор Святой Софии в Киеве считается шедевром древнеславянской архитектуры. Он строился по византийским канонам, но киевские мастера отошли от конструкции с одним куполом и, в первоначальном виде, у храма было 13 куполов. Потом их количество было уменьшено. Именно большое число куполов отличает славянские христианские храмы от византийских. Купол в православных храмах играл важную роль. Он являлся концентратором молитвенной энергии.

Собор Святой Софии в Новгороде мало похож на византийские храмы. В нём нет той лёгкости, которая отличает Собор Святой Софии в Киеве. Это собор- воин, собор-защитник. Он более основательный и тяжёлый, а купола выполнены в форме древнерусских шлемов. До начала XII века это был княжеский храм, а затем он стал символом нижегородского вече, символом свободы.

Георгиевский Собор в городе Новгороде начали строить по приказу великого князя Мстислава I Владимировича в 1119 году. Он стал главным храмом Юрьева монастыря. Храм назван в честь Святого Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых, на Руси, святых.

В связи с усилением влияния Ростовско-Суздальского княжества, стал активно застраиваться новый город Владимир. Там закладывается собор Успенья Богоматери, который, со временем, станет центром владимирской митрополии, которая будет самостоятельной и независимой от киевских светских и церковных властей.

Интересно: Внешние стены Успенского собора  украшены барельефами с языческими персонажами. Это своеобразный символ неподчинения города Владимира центру православия, Киеву.

Изобразительное искусство киевской Руси

Основной темой изобразительного искусства киевской Руси были христианские сюжеты, поэтому светские темы в искусстве практически отсутствуют. Как только на Руси стали строить первые христианские храмы, возникла потребность в их внутренней отделке. Для этого использовалась две техники. Это фреска и мозаика.

Фреска это нанесение красочного изображения на сырую штукатурку. Для этого использовались водные растворы природных пигментов. В технике фрески расписывались стены и внутренние купола соборов. Кроме образа Христа Пантократора (Вседержителя) широко используется образ пресвятой Богородицы и святых, из которых самыми главными считались Святой Георгий и Архангел Михаил.

Часть помещений храма не являлась культовыми, поэтому их стены могли быть расписаны бытовыми сценками. Чаще всего использовались сцены охоты или игр. В одном из помещений Собора Святой Софии в Киеве сохранилось единственное бытовое изображение. Это портрет женщины из семьи великого князя.

Храмовая роспись плохо сохраняется и за сотни лет она почти вся исчезла. В большинстве соборов периода раннего христианства от фресок остались только цветные пятна на стенах. При мозаике, на ровной поверхности, закрепляются маленькие кусочки материала, разного цвета, которые образуют картину. Техника мозаики пришла в Византию из Греции и там достигла своего совершенства. Византия торговала с Сирией, а сирийские мастера научились, используя расплавленное стекло и окислы металлов получать уникальный по цвету материал смальту.

Интересно: Византийские мастера до предела уменьшили размер цветных стеклянных зёрен и научились изготовлять уникальные и очень красивые мозаичные миниатюры.

Русские мастера легко переняли всю византийскую технику, но лики святых, украшающие храмы, немного изменили. В Византии следовали греческим канонам иконографии, когда святые изображаются с жёсткими аскетичными лицами. Жизнелюбивым славянам это не очень понравилось, поэтому на стенах православных древнерусских храмов лики христианских праведников более жизненные и добрые.

Иконопись и книжная миниатюра

Вместе с православным христианством и культовой архитектурой в киевскую Русь пришло искусство иконописи. Иконы писались на загрунтованных деревянных досках красками на яичном желтке. Темы, композиция и цветовые сочетания регламентировались жёсткими канонами, не допускающими никаких отступлений. Категорически нельзя было изменить положение руки или поворот головы фигуры на иконе. Даже небольшие отклонения в цветовой гамме считались неприемлемыми.

Но славянские мастера умели придавать самым канонизированным образам человеческие индивидуальные черты. Именно жизненности и одухотворённости не хватало на византийских иконах. Самые древние сохранившиеся образа относятся к периоду княжения Владимира Мономаха. Постепенно из византийской школы иконописи выросла уникальная славянская школа, а такие имена, как Дионисий, Феофан Грек и Андрей Рублёв известны во всё мире.

Кроме икон в богослужениях использовались церковные книги. Как правило, богослужебные тексты украшались изящными миниатюрами, а заглавные буквы оформлялись цветными виньетками. Славянские умельцы вписывали в эти виньетки не только узоры из цветов, листьев и злаков, но и почти запрещённые языческие символы. Чаще всего в книжных виньетках встречались мифические птицы Сирин и Алконост.

Развитие декоративного искусства

С принятием христианства в киевской Руси стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство. Искусство киевской Руси как губка стало впитывать в себя византийскую культуру. Если у языческих славян украшение жилища, одежды и быта было достаточно скромным, то с приходом христианства активизировалось и стало популярным декоративно-прикладное искусство. Поделки из дерева, керамики, глины и металла имели не только функциональное назначение, но и служили для украшения жилища.

Простая ювелирная техника отошла на задний план и при изготовлении  украшений стали использоваться следующие приёмы:

  • Чернение серебра
  • Скань
  • Зернь
  • Перегородчатая эмаль

Особенно сложной является техника перегородчатой эмали. Эта техника зародилась в Византии, но мастера киевской Руси намного превзошли своих учителей. Шаг от язычества к православному христианству поднял славянскую культуру на новую, более высокую ступень развития.

Литература:

  • Белова О.В. «Православная энциклопедия»
  • Раппопорт П.А. «Зодчество древней Руси»
  • Смирнова Э.С. «История древнерусской живописи»

Архитектура и искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства

Представление плана

  1. строительство замков и укреплений города.
  2. Городской.
  3. Каменное храмовое строительство Киевской Руси.
  4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества.
  5. Изобразительное искусство.
  6. Портретная миниатюра.
  7. украшения.

Хронология

989 — 996 лет

строительство десятин церкви.

1017-1037 он

строительство Софийского собора, строительство укреплений вокруг «Ярославова города», «Золотых ворот» в Киеве.

1073-1078 он

Строительство Успенского собора Печерского монастыря в Киеве.

1108 — 1113 р.

Строительство Михайловского Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве.

1157

Строительство Успенского собора в Галиче.

основные понятия и термины

Иконы — по-гречески «картина, образ — образ Иисуса Христа, Бога, святых, событий Священного Писания — Иконы, созданные по определенным правилам. каноны, которые нельзя было изменить.В этом одно из главных отличий от иконы-изображения.

Молитва — текст по умолчанию, который произносится при обработке верным Богу, Иисусу Христу, Святому Духу, Пресвятой Богородице , святые. Разговор о человеке и Боге.

Оранта — Икона Божией Матери, которая молится, воздев руки вверх.

Мозаика — Приборы для отделки стен и полов, на основе которых в определенном порядке цементируются мелкие кусочки цветного камня или стекла — смальты.

Фреска роспись специальными красками на необработанной тынку.

Миниатюра книги произведение искусства, украшавшее иллюминированные рукописи .

люстра — люстра в православном храме со множеством свечей или лампад.

малоберцовая кость Одежда с металлической застежкой, являющаяся одновременно украшением .

основное представление

1. Строительство крепостей и укреплений города

  • Для Древней Руси типичными были деревянные и земляные оборонительные укрепления.
  • Такое укрепление
  • по надежности не уступают каменным, их сложно разрушить и легко починить.
  • Основную часть городского замка в то время составляли срубы — сад .
  • Внутри
  • их засыпали землей, а стороны земляных откосов скрепляли вспомогательными сооружениями.
  • Для обеспечения более быстрого уклона его иногда укрепляют с внешней стороны исходного штабеля.
  • Собственно, склоны и образованы земляными валами. Недоступность обеспечивают и рвы укрепления.
  • Примером
  • древних оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгород (ныне село Белгородка Киевской области) — мощная крепость, заложенная Владимиром Великим.
  • Кольцо
  • городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещались в деревянных башнях или между двумя башнями.
  • Надворотные каменные башни были иногда (Софийские ворота «города Владимира в Киеве»), в особых случаях над воротами возводились отвратительные церкви.
  • перед воротами были перекинуты через рвы, деревянные мосты (овруч), иногда поднятые специальными устройствами.

2. Городской

  • Большой город состоял в основном из трех частей. Первая — это Детинец, это старейшая часть города, крепость, крепостные стены, валы и рвы.
  • Детинец споружалый город в бодях, как в древности назывался Холм .
  • На кремле, или на горе, споружалы суды и боярские, важнейшие церкви и соборы.
  • кремлей были разных размеров: от 10 десятин в крупнейших городах (Киев, Переяслав) до 0,5-1 га в более мелких центрах.
  • вторая часть город коварный «город» (другое название — отдел ) .
  • Часто строится с напольно-партийным оплотом, а также окружен укреплениями.
  • Эта часть из тогдашних
  • городов доходила до крупных городов по 50-100 га.
  • Здесь жили ремесленники и торговцы, была торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри.
  • За городскими укреплениями были пригород сторона, или конец.
  • Их ремесленники селились
  • по специальности: кожемяки селились у воды, гончарные — глиняные на выходе и так далее.
  • г. Застройка Старого моста была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Но земля осталась за маленькими школами.
  • строений размещены рядами, между которыми слева проезд — улица.
  • Направление улиц древних городов часто зависит от рельефа местности.
  • они видят торговую площадь, возле городских ворот или кремля.
  • главная улица, большей частью проходившая через главные ворота окраины «город» к кремлю.
  • Улицы вымощувалы деревянный настил. Однако случалась и крупная брусчатка, отесанная сбоку, или битый кирпич.
  • основных источников древесины для городского строительства.

3. Каменное храмовое строительство Киевской Руси

  • Камень в строительстве наши предки начали использовать еще в 10 веке.
  • древнейших каменных построек — княжеских дворцов, обнаруженных археологами на Старокиевской горе.
  • В
  • летописях упоминается, что это здание находилось под 945
  • гг. В течение
  • 989-996 годов в Киеве построен каменный дом Богородицы , известный как Десятинная церковь — Первая христианская каменная церковь Киевской Руси.
  • Каменное сооружение
  • пожвавылось специально для княжения Ярослава Мудрого.
  • В Киеве тогда был построен самый большой собор в государстве — София Киевская , Золотые ворота, Георгиевские храмы и Ирининский монастырь.
  • Строительство
  • разворачивается не только в столице. В Чернигове князь Мстислав Владимирович в 1036 году заложил Спасо-Преображенский собор.
  • выдающийся памятник древнерусского зодчества Пещерный монастырь Успенский собор, построен в 1073-1078 гг.
  • Он стал образцом церковной архитектуры. Так, в 1108-1113 годах великий киевский князь Михаил II Киевский Святополк построил Михайловский собор, во многом, хотя и в несколько уменьшенном виде, повторяет Успенский собор.
  • Примечательно, что большинство известных ныне каменных архитектурных памятников были построены в период распада.
  • Только в Киеве в 1919 г. тогда строились каменные дома. Над городом возникли, в том числе, купольная церковь Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), внутреннее убранство церкви и другие.
  • В Чернигове появилось много церквей. Совершенством и мастерством Бориса впечатляют собор, Успенский собор Елецкого монастыря и Ильинский квартал церкви.
  • г. при строительстве храма русинские византийские художники использовали приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима.
  • Например, технология получена из стародавнорымского способа кладки из тонкого кирпича — плинтуса — на известняковый раствор с примесью чистого кирпича.

4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества

  • Если земли волынских строителей соответствуют устоявшимся традициям на территории Поднепровья, то на галицких землях применены достижения романского зодчества, распространенного в Венгрии, Чехии и Польше.
  • чертами галицкой архитектуры является необычайное разнообразие типов зданий, для отделки которых часто используется белокаменная облицовка стен и прием керамических рельефных изразцов с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительным и геометрическим орнаментом и т. д.
  • года расцвета архитектуры Галицкой земли достигли в 12 веке. Под княжением Ростиславичей. В стольном городе появились Мурованые княжеские дворцы, храмы, укрепления.
  • самый примечательный памятник галисийской архитектуры — великий Успенский собор в Галиции, построен в середине 12 века.
  • величественный собор, который был чуть меньше Киевской Софии, символизировал могущество Галицкого княжества и его правителя Ярослава Осмомысла.
  • собора при раскопках фундамента был обнаружен сам князьский саркофаг.
  • Единственная старинная постройка
  • Галич, дошедшая до наших времен, это ул. Пантелеймона, построен во второй половине 12 века. (современный поселок Крылос Ивано-Франковской области).
  • В 13 в. Значимым архитектурным центром был Холм, где продолжали развиваться традиции галицкой архитектуры.
  • К сожалению, ни один из архитектурных памятников Хелма не сохранился, но в Галицко-Волынской летописи упоминается церковь Иоанна Златоуста, построенная князем Данилом и возобновленная после пожара Холма 1256
  • Среди сохранившихся церковных строений древнейший на Волыни Успенский собор во Владимире , построенный киевским князем Мстиславом II в 1160 году
  • В 13 в. на западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений — большие оборонительные башни донжоны , сложенные из камня или кирпича.

5. Изобразительное искусство

  • Среди достопримечательностей современного искусства самое впечатляющее монументальное изображение — мозаика и Фрески , украшавшие храмы.
  • шедевров мозаики мирового уровня – это Софийско-Михайловский собор в Киеве. Техника мозаик и их художественное воплощение повлияли на византийские традиции, но исследователи считают, что их создавали русские мастера.
  • Еще большей оригинальностью отмечены россияне Росписи — основной вид современного монументального искусства.
  • Как и мозаики, фрески в церквях созданы по русско-византийским традициям.
  • В
  • мозаиках и фресках храмы украшены иконами .
    • первых икон привезено на Русь из Византии. Иногда такая информация позже. Да, уважаемой на Руси была Вышгородская икона Божией Матери .
    • завезли ее в середине 12 века. из Константинополя.
    • Она украсила дом
    • Святые Борис и Глеб в Вышгороде, куда князь Андрей Боголюбский 1155 г. переселился во Владимир-на-Клязьме.
  • В 2000 году на Волыни виднайшовся очередной шедевр живописи Константинополя 1911 года 12 век. Хелмская икона Богородицы.
  • Источники
  • сохранили информацию об одном из первых русских иконопысцив — Волшебнике Алипия.
  • Из него произошли росписи знаменитой школы Киево-Печерского монастыря.
  • Уникальной достопримечательностью этого центра является картина икона Богородицы с святыми Антонием и Феодосием в пещерах , которая по последним исследованиям датируется началом 12 века.

Православие современного искусства связано с характером его храма, так как мозаики, фрески и иконы украшали храмы. На большинстве из них были изображены Иисус Христос, Богородица, святые, апостолы, мученики, библейские сцены и многое другое. Для каждого из этих образов существовали религиозные предписания, выраженные в определенной иконографической традиции. Потому что главными задачами, поставленными перед искусством, было изобразительное искусство, открывающее средства ведущих идей христианской веры.

  • Со временем, особенно в эпоху раздробленности и монгольского зла, отношения византийской иконографии с русинской традицией стали ослабевать.
  • русских художников, не отказываясь от византийских правил, все более уверенно создавали собственную иконописную школу.
  • самых ярких и самобытных памятников живописи Культуры Украины в княжеской иконографии обнаружены в середине 80-х годов 20 века. и вернулся из небытия благодаря реставрации икона Богородицы (последняя треть 13 в.) Успенская церковь в селе Дорогобуж Волынская .
  • Украинская
  • известная иконопись первой половины 14 века. находится в храме Покрова Богородицы в Луцке.

6. Портретная миниатюра

  • шедевры мирового искусства миниатюра «Остромировское Евангелие» (1056-1057 гг.).
    • Книга
    • украшена многочисленными инициалами, миниатюрами и трехстраничными «миниатюрами» с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки.
  • Интересным примером художественной книги является миниатюра «История компьютеризации Святослава» 1073
    • второй лист книги содержит миниатюру, на которой изображен князь Святослав Ярославич с семьей.
    • в разделе «История компьютеризации» есть множество других различных узоров. Так, на полях изображены знаки зодиака: Стрелец, Дева, Единорог, Омар и др.
  • Ценным образцом древней художественной книги является миниатюра страницы, вшитая латинским манускриптом в конец 10 в.- Трирские псалмы .
    • Эта книга была привезена в Россию польской принцессой Гертрудой, когда она вышла замуж за великого киевского князя Изяслава Ярославича.
    • Между 1078 — 1087 гг. рукопись дополнена молитвами о сыне Гертруды Ярополке и пятью новыми миниатюрными портретами герцогской семьи.

7. Ювелирное дело

  • Одним из самых распространенных видов художественного промысла было литье .
  • древних волшебников отлили множество вещей — от крошечных пуговиц до церковных колоколов.
  • пример художественного литья большой медной люстры, найденной в Киеве на Подоле.
  • Значительная доля россиян приобрела территорию ковки и чеканки меди, серебра и золота.
  • пример искусной чеканки – икона апостола Павла, найденная в Софийском соборе. Икона выполнена на очень тонкой медной пластине и покрыта сусальным золотом.
  • Русские любили украшать свои ювелирные изделия инкрустацией золотом и серебром.
  • украшений черных, сканню, позолота. Однако самые драгоценные вещи сочетали в себе несколько приемов декорирования.
  • Среди самых популярных украшений были браслеты, серьги, кольца.
  • И удивительная работа ювелиров русских была перегородчатой ​​эмали
    • Технология эмали пришла на Русь из Византии и была очень сложной.
    • о художественном мастерстве Киев эмали показывают в частности, золотые серьги.
  • уникальные предметы искусства и золота две золотые диадемы от принца парадного платья, найденные в деревне. Сахновцы Киевской и Черкасской области.

  • ← Письменность, образование, научные знания, литература и музыка Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
  • Историческое значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства →

История армян Киевской Руси и Украины

Оставить комментарий / История, Мир / 25 февраля 2022 25 февраля 2022

Краткая история армян Киевская Русь и Украина. Великий князь Киевский Владимир Великий (978-1015) для повышения престижа и укрепления своей власти добился брака с Анной Багрянородной , многие армянские воины, ученые, архитекторы и халкидонское духовенство сопровождали их соотечественница княгини Анны Киевской Руси.

Владимир поручил армянским зодчим, приехавшим из Византии, построить церковь Пресвятой Богородицы.

Также армянские архитекторы, каменщики и художники принимали активное участие в украшении и расширении древнего Софийского собора , о чем свидетельствуют 22 армянские надписи, относящиеся к этому времени.

Из Армении в Россию пришли не только люди мирного, созидательного труда, но и воины. Впервые армянские воины, снискавшие себе славу отважной тяжелолатной конницы, были приглашены русскими князьями на военную службу и действовали в составе их войск в начале X века. Армянские отряды участвовали в борьбе киевских князей с польским князем Болеслав Храбрый в 1009 г., а позже, в 1062 г., в войнах с удельными князьями и половцами .

Армянские поселенцы стали появляться в Галицкой земле (земье) примерно в конце X века, расположив свое первое поселение у Замковой горы, недалеко от одного из основных торговых путей того времени, который к началу XII в. (по современным археологическим данным) уже оформился в городское образование. Сегодня это исторический район «Пидзамче – площадь Старый Рынок» современных Львов .

Во второй половине XI века, после падения Ани , столицы Армянского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 г. , тысячи беженцев устремились на запад и численность армянского населения значительно увеличился.

Именно во Львове возникла самая значительная армянская колония на Галицкой земле, сыгравшая важную роль в развитии экономики и культуры края. Среди множества построек здесь уже стоял армянский монастырь Ачкатар с церковью Св. Анны, освещенной, по некоторым данным, в 1181-1183 гг.

В царствование Владимира II Мономаха (1113-1125), внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IX Мономаха 9058 в четверть армяне (армянин весь явился) Киев.

Армянская община Киева состояла в основном из ремесленников и торговцев. Слава армянских врачей в Древней Руси была настолько велика, что один из них, Агапит из Александрии, удостоился чести стать придворным врачом великого князя Владимира Мономаха.

Армяне принимали активное участие не только в экономической, но и в политической жизни древней русской столицы. Почти во всех городах появились «армянские» улицы, некоторые из них были главными магистралями поселков.

В течение следующих пяти столетий (XIII-XVII) в Украине возникло более 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. К концу XVII века в Украине насчитывалось уже 70 армянских поселений. Помимо Львова расположены наиболее значимые армянские памятники:

  • Замосць – Армянская католическая церковь «Св. Станислав» 1765-1768,
  • Черновцы – Армянская католическая церковь «Св. Грегори Иллюминатор »1869-1875,
  • Березхани -Католическая церковь Армян 1764,
  • 8888888 гг. на месте более старой, разрушенной,
  • Каменец-Подольский – Армянская церковь св. Никогайоса (с 1495 по 1810 гг. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы) 1398
  • Куты Армянская Церковь Зачатия – Зачатия Армянской » в 1786 г. ,
  • Луцк – Церковь «Св. Степаннос» 1378,
  • Лиз – Армянская католическая церковь 1853,
  • Могилев-Подольский – Армянская католическая церковь «Св. Троица» и «Григорий Просветитель» 1772-179 гг.1,
  • Рыжков – Армянская католическая церковь 1786,
  • Снятын – Армянская католическая церковь 1801-1805,
  • Тысменица “Армянская католическая церковь – Армянская католическая церковь Каетана» 1759-1780,
  • Язловец – Церковь «Св. Божией Матери, начало 17 века
  • Ивано-Франковск (бывший Станислав) – Армянская католическая церковь 1743-1762 гг. на месте деревянной 1665 г. (кстати, чудотворная икона Армянской Богородицы Бог, датируемый 18 веком, хранился в Ивано-Франковске.

В 1937 году при участии многих верующих, примаса Польши и армяно-католического архиепископа Львова состоялась коронация образа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *