Исав и иаков библия: 3.2. Исав и Иаков – первородство и благословение — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

3.2. Исав и Иаков – первородство и благословение — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


На фоне его мирной и благочестивой жизни совсем по-другому выглядит жизнь его сына Иакова, которая была исполнена многих приключений и многих скорбей.

Первое, что мы должны себе уяснить по поводу Иакова, – это смысл его, на первый взгляд безнравственных действий по наследованию обетования Божия. Он – младший сын, обетование принадлежит Исаву. Иаков, путем некоторых странных действий, становится наследником этого обетования. Когда он встречает голодного брата, то отказывается его кормить просто так, а кормит его – ни много, ни мало – в обмен на право первородства, что, в общем-то, не совсем представляется братским поведением. Второе, что мы видим: он является к отцу, переодевшись братом, приносит полученное от матери своей Ревекки любимое кушанье отца. Исаак, засомневавшись, спрашивает: «ты ли сын мой Исав?» (Быт. 27:24). Иаков говорит: «я», – то есть здесь лукавство переходит в прямую и открытую ложь. Таким образом, два, по крайней мере, неблаговидных деяния лежат на пути получения Иаковом обетований Божиих. Почему же все-таки Господь это обетование ему дает, дает благословение и именуется Богом Авраама, Исаака и Иакова?

Мы должны понимать, что к людям Ветхого Завета мы не можем предъявить всей полноты евангельских нравственных требований, ибо они не имели того, что имеют христиане. Поэтому постараемся вникнуть в суть. Исаву было дано второе имя Едом (Красный), он берет себе двух жен иноплеменниц, которые в тягость Исааку и Ревекке. Мы видим его человеком грубым и необузданным, которому дела мало до всех обетований. Был бы сыт.

Священное Писание очень ярко изображает сцену продажи, или перехода первородства. Исав говорит: «вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25:32), – хотя, судя по тому, что он сам пришел с охоты, смерть еще, по-видимому, не была перспективой ближайших минут или часов. Он мгновенно соглашается на сделку с Иаковом и дальше говорится, что Исав «ел и пил, и встал и пошел» (ст. 34). От себя добавим: и глазом не моргнул оттого, что он только что проел свое первородство, что проел великие обетования Божии, которых никто на земле не имел. А Иакова вопрос благословения явно волновал. И в данном случае он преследует не просто какой-то свой личный интерес в том, чтобы стать наследником отца, у Исаака, но он предлагает сделку именно потому, что вот здесь, сейчас совершается дело спасения Богом человечества, и это дело готово попасть в руки недостойного.

Очевидно, именно этим определялись и поступки Ревекки, которая и предложила Иакову предстать перед отцом вместо брата. Не будем забывать, что еще до рождения детей она получила откровение о том, что «больший поработает меньшему» (Быт. 25:23). В ответ на опасение сына быть проклятым, в случае если обман откроется, она сказала: «на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих» (Быт. 27:13). Преподобный Исидор Пелусиот сравнивал Ревекку в данной ситуации с апостолом Павлом, сказавшим: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3).

Таким образом, речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. При том, что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за свое лукавство, – жизнь его была исполнена многих скорбей, но, тем не менее, Господь принимает его дерзновение. Даже Исаак, когда обнаруживается эта подмена, отказывается что-то изменить и забрать благословение у Иакова и вернуть тому, кто формально был сыном первородным. Впрочем, не будем забывать, что первородство он уже продал, так что прав на претензии не имел.

Конечно, совсем без благословения Исав не остался. Но речь идет именно о том, что наследование обетования Божия, которое было дано Аврааму, переходит именно к Иакову – Иаков делается наследником этого обетования и его потомки, а не Исав со своими потомками, от которого происходит другой народ со своей историей.

Библейские рассказы. Иаков — Vatican News

Поиск

От[Дата]К[Дата]

Поиск Все словаТочная фразаПо крайней мере одно

Упорядочить согласно Свежие публикацииБолее ранний

Искать в AllPodcast

Поиск

ruрусский

Выберите ваш язык

  • English
  • Italiano

    (Italian)

  • Français

    (French)

  • Deutsch

    (German)

  • Español

    (Spanish)

  • Português

    (Portuguese)

  • العربية

    (Arabic)

  • Հայերէն

    (Armenian)

  • Беларуская

    (Belarusian)

  • Български

    (Bulgarian)

  • Hrvatski

    (Croatian)

  • Čeština

    (Czech)

  • עברית

    (Hebrew)

  • Magyar

    (Hungarian)

  • Latviešu

    (Latvian)

  • Lietuvių

    (Lithuanian)

  • Македонски

    (Macedonian)

  • Polski

    (Polish)

  • Română

    (Romanian)

  • Shqip

    (Albanian)

  • Slovenčina

    (Slovak)

  • Slovenščina

    (Slovenian)

  • Svenska

    (Swedish)

  • Русский

    (Russian)

  • Українська

    (Ukrainian)

  • हिंदी

    (Hindi)

  • മലയാളം

    (Malayalam)

  • தமிழ்

    (Tamil)

  • 日本語

    (Japanese)

  • 한국어

    (Korean)

  • 简体中文

    (Simplified Chinese)

  • 繁體中文

    (Traditional Chinese)

  • Tiếng việt

    (Vietnamese)

  • Esperanto
  • English Africa
  • Français Afrique
  • Português África
  • Kiswahili

    (Swahili)

  • አማርኛ

    (Amharic)

  • ትግርኛ

    (Tigrinya)

Иаков, борющийся с Ангелом (Гюстав Доре. 1855 г.) 

ЦЕРКОВЬ

Спасаясь от мести своего брата Исава, Иаков покинул отцовский дом и отправился в Харран, в Месопотамию, в землю своих предков. Он начал свой путь с Вирсавии, с колодца клятвы и благословения. Как чужак он пришел к Лавану и как чужак построил там свой дом. В Харране Иаков нашел ещё один колодец, закрытый тяжелым камнем. Чтобы сдвинуть его с места, пастухам приходилось объединять усилия. Иакову было достаточно увидеть Рахиль, дочь Лавана, чтобы сдвинуть камень.

После 14 лет служения Лавану (чтобы жениться на Лие и Рахили) и 6 лет (чтобы получить скот в уплату за свой труд) Иаков встретил ангелов в Маханаиме. Идя к Земле обетованной, он повиновался Господу, Который сказал ему: «Встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей, и Я буду с тобою». Иаков не сообщил Лавану, что уходит. Внезапный страх парализовал его, ибо не знал он, как встретит его брат Исав. Иаков пригласил брата в гости и послал ему богатые дары: он всегда рассчитывал на свою силу и хитрый ум, чтобы получить благословение отца, соединиться с Рахилью и даже сбежать от своего дяди Лавана. Теперь он созрел для испытания иного рода. На окраине Ханаана, идя навстречу самому себе, он готовился стать Израилем. Бог ждал его у реки Иавок.  

Иаков взял с собой двух жен, Лию и Рахиль, служанок, Валлу и Зелфу, одиннадцать детей и имущество, и вот препятствие: поток. Препятствия созданы для того, чтобы их преодолевать. Он заставил жен, детей и слуг перейти через поток; затем велел перенести свое имущество и остался один на другом берегу. Уединение позволяет вспомнить прошлое, поразмышлять над ним и постичь его смысл. Что, если это путешествие – путь к смерти? Прежде чем встретиться лицом к лицу с братом, Иаков должен был уединиться, остаться с пустыми руками. Это было не просто перемещение из одной географической точки в другую, с одного берега Иавока на другой; не просто переход от ночи ко дню: это был переход от человека Иакова к провидцу Израилю. В самую темную ночь.

И был человек, который боролся с ним до рассвета. Несмотря ни на что Иаков отказывался отпускать его, пока незнакомец не благословил его.

Человек и Бог часто ссорились в Библии, но редко они сражались рука об руку. Поэтому Бог внезапно явился на берегу Иавока, и чтобы остаться неузнанным, Он принял облик человека.

Странные мысли одолевали Иакова: разве Бог не уступил Аврааму, когда тот торговался с Ним об участи Содома и Гоморры? Бог должен был во что бы то ни стало благословить его, снять проклятие с него, с Иакова, ведь Иаков обманным путем получил благословение Исаака. Бог должен был отменить вынесенный ему приговор и благословить его.

Другие мысли пришли ему в голову:

«Я потратил много времени, придумывая уловки, чтобы обмануть своего отца, брата и тестя. Признаюсь, я был обманщиком. Я купил первородство Исава за тарелку чечевицы, овладел благословением, обещанным моему брату, и украл часть имущества моего тестя. Когда же мой уязвленный брат послал против меня четыреста человек, я задрожал от страха и молил Бога пощадить меня.

В Вефиле я увидел лестницу, ведущую в небо, и Бог открыл мне через этот сон дар земли Ханаанской. Когда я ушел в изгнание, спасаясь от гнева брата, уступившего мне первородство, мне было дано счастье встретить в доме дяди моего Лавана пастушку Рахиль. Хотя Лаван обманул меня и отдал мне сначала Лию, я согласился работать ещё семь лет, чтобы получить в жены Рахиль.

С тех пор, как Адам был изгнан из рая, с тех пор, как Каин убил своего брата, вся библейская история была разрушена. До недавнего времени я находился в изгнании. Когда же все эти разделения будут исцелены?

Хитрость незнакомца, который вывихнул мне бедро, не была решающей в нашей схватке. Он спросил меня: ‘Как имя твоё?’. Мне было нетрудно ответить, ведь победитель имеет право спросить у побеждённого его имя.

Не против человека я сражался, а против Самого Бога. В этой ночной схватке мое имя было изменено: ныне меня зовут Израиль. ‘Скажи мне имя Твоё’, – спросил я ангела. Но Он ответил: ‘На что ты спрашиваешь о имени Моем? (Оно чудно)’. И там он благословил меня.

Благословение дано было мне после битвы, не было нужды в хитрости или обмане. ‘Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом’.

Наступает новый день. Из схватки с ангелом я вышел победителем, но был ранен. Я хромал, но сиял от света. Каждый шаг будет напоминать мне об этой борьбе с Богом, оставившим на мне Свой след. Я собирался встретиться и примириться со своим братом Исавом. Я понял, что увидеть его лицо – всё равно что узреть лик Бога: Божественное проявляется в человеческом. Именно это было условием для примирения, а подарки, посланные моему брату, оказались бесполезными.

В духовной борьбе и страданиях выковывается душа нового человека. За все приходится платить. После борьбы с Богом красота наступившего рассвета была восхитительна. Перемены, произошедшие во мне после встречи с Богом, позволят мне по-новому взглянуть на брата. Пенуэл – это, несомненно, лицо Бога, но этот лик открывается в лице брата.

Я хотел получить это благословение любой ценой и был готов за него бороться. Оно пришло, когда я этого не ожидал. С наступлением рассвета ангелу пришлось уйти. Чтобы получить благословение, человек должен искать, стремиться и бороться с Богом. Я унаследовал не только благословение, но и удар по бедру. Невозможно выйти невредимыми из подлинной встречи с Богом.

Несовершенство не является препятствием для благословения; напротив, оно напоминает о слабости и о бесконечной нужде в прощении. В слабости моей проявилась сила Божья: лишь признавая собственную слабость, мы обретаем величайшие Божьи благословения».

Свет ворвался в ночь. Иисус знал наши тёмные ночи, Он остро чувствовал их. И Бог не оставил Своего Сына, ибо свет воскресения был дарован Ему на рассвете. Великая любовь Бога к человеку заставила Его проиграть битву…
 

О. Фредерик Маннс OFM
(доцент экзегетики Нового Завета на Францисканском библейском факультете в Иерусалиме)

 

Другие запланированные мероприятия:

Иаков и Исав — История и смысл библейских стихов

1 Когда Исаак состарился и глаза его так ослабели, что он уже не мог видеть, он позвал Исава, своего старшего сына, и сказал ему: «Сын мой». — Вот я, — ответил он.

2 Исаак сказал: «Я уже стар и не знаю дня своей смерти.

3 Итак, возьми свое снаряжение — колчан и лук — и отправляйся в поле, чтобы поохотиться для меня на какую-нибудь дичь.

4 Приготовь мне вкусную еду, которую я люблю, и принеси мне поесть, чтобы я благословил тебя перед смертью».

5 Теперь Ревекка слушала, как Исаак говорил со своим сыном Исавом. Когда Исав ушел в поле, чтобы поохотиться и вернуть дичь,

6 Ревекка сказала своему сыну Иакову: «Смотри, я слышала, как твой отец говорил твоему брату Исаву:

7 «Принеси мне дичи и приготовь вкусной еды, чтобы я благословил тебя в присутствии Господа перед смертью».

8 Теперь, мой сын, слушай внимательно и делай то, что я тебе говорю:

9 Сходи к стаду и принеси мне двух отборных козлят, чтобы я приготовила для твоего отца вкусную еду, как он любит.

10 Тогда отнеси его отцу твоему, чтобы он поел, чтобы он благословил тебя перед смертью».

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: «Но мой брат Исав волосатый человек, а у меня гладкая кожа.

12 Что, если мой отец прикоснется ко мне? Казалось бы, я обманываю его и навлеку на себя проклятие, а не благословение».

13 Мать его сказала ему: «Сын мой, да падет на меня проклятие. Просто делай то, что я говорю; иди и возьми их для меня».

14 Он пошел, взял их и принес своей матери, и она приготовила вкусную еду, как любил ее отец.

15 И взяла Ревекка лучшую одежду старшего сына своего Исава, которая была у нее в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова.

16 Она также покрыла его руки и гладкую часть шеи козьими шкурами.

17 Затем она передала своему сыну Иакову вкусную пищу и хлеб, который она испекла.

18 Он подошел к своему отцу и сказал: «Мой отец». — Да, сын мой, — ответил он. «Кто это?»

19 Иаков сказал своему отцу: «Я Исав, твой первенец. Я сделал так, как ты сказал мне. Пожалуйста, сядьте и съешьте немного моей дичи, чтобы вы могли благословить меня».

20 Исаак спросил своего сына: «Как ты нашел его так быстро, сын мой?» Он ответил: «Господь, твой Бог, дал мне успех».

21 И сказал Исаак Иакову: «Подойди, и я прикоснусь к тебе, сын мой, и узнаю, действительно ли ты сын мой Исав или нет».

22 Иаков подошел к своему отцу Исааку, который коснулся его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исава».

23 Он не узнал его, потому что его руки были волосатыми, как и у его брата Исава; поэтому он начал благословлять его.

24 «Ты действительно мой сын Исав?» он спросил. — Я, — ответил он.

25 Затем он сказал: «Сын мой, принеси мне немного твоей дичи, чтобы я мог благословить тебя». Иаков принес ему, и он ел; и он принес немного вина, и он выпил.

26 Тогда его отец Исаак сказал ему: «Подойди сюда, сын мой, и поцелуй меня».

27 Поэтому он подошел к нему и поцеловал его. Когда Исаак почувствовал запах его одежды, он благословил его и сказал: «О, запах от моего сына подобен запаху поля, которое благословил Господь.

28 Да даст тебе Бог небесную росу и земное богатство, обилие хлеба и молодого вина.

29 Да служат тебе народы и да поклонятся тебе народы. Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей. Да будут прокляты те, кто проклинает тебя, и да будут благословенны те, кто благословит тебя».

30 После того, как Исаак закончил благословлять его, а Иаков едва отлучился от отца, пришел с охоты его брат Исав.

31 Он тоже приготовил вкусную еду и принес отцу. Тогда он сказал ему: «Отец мой, пожалуйста, сядь и съешь немного моей дичи, чтобы ты мог благословить меня».

32 Его отец Исаак спросил его: «Кто ты?» «Я твой сын, — ответил он, — твой первенец, Исав».

33 Исаак сильно задрожал и сказал: «Кто же тогда наловил дичи и принес ее мне? Я съел его как раз перед тем, как ты пришел, и я благословил его, и он действительно будет благословен!»

34 Когда Исав услышал слова своего отца, он разразился громким и горьким криком и сказал своему отцу: «Благослови и меня, и меня, мой отец!»

35 Но он сказал: «Брат твой пришел лживо и взял твое благословение».

36 Исав сказал: «Разве он не правильно назван Иаковом? Это второй раз, когда он воспользовался мной: он забрал мое первородство, а теперь он забрал мое благословение!» Затем он спросил: «Разве ты не оставил для меня благословения?»

37 Исаак ответил Исаву: «Я сделал его господином над тобой, и сделал всех его родственников его слугами, и я поддерживал его хлебом и молодым вином. Так что я могу сделать для тебя, сын мой?

38 Исав сказал своему отцу: «Есть ли у тебя только одно благословение, отец мой? Благослови и меня, отец мой!» Тогда Исав громко заплакал.

39 Отец его Исаак ответил ему: «Твое жилище будет вдали от богатства земли, вдали от росы небесной вверху.

40 Ты будешь жить мечом и будешь служить своему брату. Но когда ты будешь беспокойным, ты сбросишь его ярмо со своей шеи».

41 Исав затаил злобу на Иакова из-за благословения, которое дал ему отец. Он сказал себе: «Приближаются дни траура по отцу моему; то я убью брата моего Иакова».

42 Когда Ревекке рассказали, что сказал ее старший сын Исав, она послала за своим младшим сыном Иаковом и сказала ему: «Твой брат Исав собирается отомстить за себя, убив тебя.

43 Итак, сын мой, сделай то, что я скажу: немедленно беги к моему брату Лавану в Харран.

44 Оставайтесь с ним некоторое время, пока ярость вашего брата не утихнет.

45 Когда твой брат перестанет сердиться на тебя и забудет, что ты с ним сделал, я пришлю тебе сообщение, чтобы ты вернулся оттуда. Почему я должен потерять вас обоих в один день?»

Кем был Иаков в Библии?

Ответить

Жизнь Джейкоба началась с борьбы. Будучи близнецом в утробе Исава, он боролся за место и родился, схватившись за пятку своего брата. Имя Иакова переводится как «он обольщает» (Бытие 25:26). Когда его мать, Ревекка, во время беременности спросила Бога, что с ней происходит, Бог сказал ей, что в ее чреве есть два народа, которые разделятся. Один будет сильнее другого, и старший будет служить младшему (Бытие 25:23).

Иаков и Исав выросли вместе, ведя кочевой образ жизни. Исав стал прекрасным охотником и любил бывать в сельской местности, в то время как Иаков «довольствовался тем, что оставался дома среди шатров» (Бытие 25:27). Исав, будучи охотником, был любимцем своего отца, так как Исаак любил дичь, которую Исав приносил домой, а Иаков любил свою мать (Бытие 25:28). Этот деструктивный фаворитизм будет сопровождать семью в следующем поколении, особенно в сыне Иакова Иосифе. Фаворитизм Иакова к Иосифу был настолько велик, что это вызвало сильное негодование среди его братьев и чуть не стоило Иосифу жизни.

Когда Исаак состарился и его зрение ухудшилось, он подумал, что близок к смерти, и договорился с Исавом о передаче ему благословений, причитающихся первенцу (Бытие 27:1-4). Услышав это, Ревекка разработала план, как обманом заставить Исаака благословить Иакова. Таким образом, Иаков получил благословение своего отца вместо Исава. Исав поклялся, что убьет Иакова за это, как только закончится период оплакивания смерти его отца (Бытие 27:41). Как оказалось, его отец не умирал еще около двадцати лет (Бытие 35:27–29).).

Однако Ревекка узнала о плане Исава и предупредила Иакова. Ревекка также сказала Исааку, что Иаков должен найти себе жену из своего народа, поэтому Исаак отправил Иакова к его дяде Лавану, который жил в их родовом доме Харране (Бытие 27:43). Во время путешествия Иакову приснилась лестница на небо с Богом наверху и ангелами, восходящими и нисходящими. Этот образ отражен в словах Иисуса, обращенных к Его ученику Нафанаилу (Иоанна 1:51). Бог дал Иакову уверенность в Своем присутствии и повторил Свое обещание Аврааму (Бытие 28:13-15). В результате этого опыта Иаков переименовал это место в Вефиль, что означает «дом Божий», и дал обет служить Богу.

После того, как Иаков поселился в Харране, Лаван предложил ему плату за работу, которую он выполнял в качестве пастуха, присматривая за своим стадом. Иаков предложил Лавану семь лет работать в обмен на дочь Лавана Рахиль, которую он очень любил. Однако Иакову предстояло обнаружить, что его дядя Лаван мог быть таким же обманщиком, как и он сам. В брачную ночь Иакова Лаван заменил Рахиль своей старшей дочерью Лией (Бытие 29:23-25). Однако Лаван согласился отдать Иакову и Рахиль при условии, что Иаков закончит свадебную неделю с Лией, прежде чем взять Рахиль в жены, а затем проработает на него еще семь лет. Джейкоб согласился с этим планом. Хотя обе женщины остались женами Иакова, Иаков любил Рахиль больше, чем Лию (Бытие 29).:30), источник продолжающихся семейных раздоров.

Пока Рахиль оставалась бесплодной, Лия родила Иакову первенца, сына Рувима. Затем последовало рождение еще одиннадцати сыновей от Лии, Рахили и двух их служанок. Эти сыновья должны были стать прародителями двенадцати колен Израилевых. После рождения Иосифа, первого ребенка Рахили и одиннадцатого ребенка Иакова, Иаков попросил Лавана отправить его обратно на родину. Лаван попросил Иакова остаться, сказав ему назвать свою плату. Иаков просил только пестрых и пятнистых овец и коз из всех стад Лавана, за которыми он ухаживал, чтобы сделать свои собственные стада. Непонятно, как и почему это сработало, но Джейкоб клал полосатые ветки перед стадами, когда они спаривались, и в результате у него появилось крапчатое и пятнистое потомство, которое он мог претендовать на себя. Иаков делал это только с сильными животными, так что его стада становились сильными, а у Лавана были слабые стада (Бытие 30:31–43). Иаков понял, что отношение Лавана и его сыновей к нему изменилось. Именно тогда Бог повелел Иакову вернуться в землю своих отцов в сопровождении Своего обещания: «И Я буду с тобой» (Бытие 31:3). Иаков ушел из Харрана, взяв с собой своих жен и детей, и все многочисленные стада, которые он собрал. Когда Лаван узнал, что Иаков ушел, он преследовал его. Но во сне Бог сказал Лавану: «Смотри, не говори Иакову ничего ни хорошего, ни худого» (Бытие 31:24). Лаван действительно спросил Иакова, почему он тайно ушел, и рассказал о своей власти причинить Иакову вред, если бы не предупреждение Бога. Он также обвинил Иакова в краже его домашних идолов. Продолжая наследие обмана, Рахиль, которая без ведома Иакова забрала идолов, скрыла их от отца во время его поисков. В конце концов Лаван и Иаков расстались, поклявшись не вторгаться на земли друг друга.

Затем Иакову пришлось столкнуться со своим братом Исавом. Хотя с тех пор, как они виделись в последний раз, прошло двадцать лет, воспоминание об угрозе Исава убить Иакова никогда не покидало его (Бытие 32:11). Иаков послал впереди себя гонцов с дарами, поручив им сказать Исаву, что он следует за ним. Послы вернулись к Иакову, сказав ему, что Исав идет навстречу ему вместе с четырьмя сотнями человек. Опасаясь, что Исав придет, чтобы уничтожить его, Иаков разделил свою семью на две группы, надеясь, что хотя бы одна группа сможет избежать нападения. Иаков молился, чтобы Бог спас его, напоминая Богу, что Он отправил Иакова обратно в землю Авраама и обещал сделать его преуспевающим и многочисленным потомством (Бытие 32:9).–12). Иаков выбрал больше подарков для Исава, которые он отправил вперед со слугами волнами, надеясь усмирить Исава. В ту ночь он также отослал от себя своих жен и сыновей. Находясь в одиночестве, посреди ночи и опасаясь за свою жизнь, Иаков боролся с человеком, который, как он позже узнал, был Богом (Бытие 32:22-31). Мужчина коснулся бедра Джейкоба, выбив его из сустава, но на рассвете Джейкоб все еще отказывался отпускать человека. Он попросил благословения, и ему было сказано: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, потому что ты боролся с Богом и с людьми и победил» (Бытие 32:28). Иаков спросил человека, как его зовут, и понял, что это Бог. Иаков назвал это место Пениэл, признавая, что Он видел Бога, но Бог пощадил его жизнь. Этот борцовский поединок и смена имени ознаменовали для Джейкоба новое начало.

Воссоединение с Исавом не было тем нападением, которого он боялся: «Исав побежал навстречу Иакову и обнял его; обнял его за шею и целовал его. И плакали» (Бытие 33:4). Исав предложил сопровождать Иакова до конца пути. Джейкоб отказался, сославшись на размер своей семьи. Иаков также отказался от предложения Исава оставить некоторых из своих людей с группой. Похоже, что Иаков не полностью доверял своему брату Исаву, и поэтому, вместо того, чтобы встретиться с Исавом на Сеире, Иаков пошел со своей семьей другим путем, где они, наконец, купили участок земли и поселились в Эль-Элохе Исраэль или «Сильный Бог Израилев». ». Хотя ему дали новое имя, обманщик Иаков по-прежнему опасался тех, кто мог попытаться обмануть его. Здесь мы видим, что ум тех, кто замышляет обман, всегда с подозрением относится к мотивам других и никогда не может полностью успокоиться.

Бытие 34 описывает изнасилование единственной дочери Иакова, Дины, и месть ее братьев Симеона и Левия всему сообществу насильника. Еще раз мы видим, как коварство родителей передается детям в том, как они обманным путем победили своего врага. Иаков разгневался на своих сыновей и, повинуясь Божьему руководству, перевез свою семью обратно в Вефиль (Бытие 35:1), где Бог снова явился Иакову и подтвердил Свое благословение (Бытие 35:9-13). Во время встречи Иакова с Богом он получил обещание, что от него произойдут цари и многие народы и что земля, которую Бог обещал его предкам, станет его уделом (Бытие 35:11-12).

Позже Иаков и его семья переехали из Вефиля в Эдер. По дороге Рахиль родила второго сына, двенадцатого Иакова, — Вениамина. Рэйчел умерла при родах. Иаков воссоединился со своим отцом Исааком в Мамре. Когда его отец умер, Иаков и Исав похоронили его.

Как и у его матери, у Джейкоба тоже были любимчики. Рахиль была его любимой женой, а ее дети — Иосиф и Вениамин — его любимыми сыновьями. На самом деле Иосиф был настолько благосклонен, что его братья стали завидовать и продали его в рабство. Но Бог был с Иосифом, и в конце концов он преуспел в Египте и спас свою семью, включая Иакова, от голода. Иаков умер в Египте и был забальзамирован по просьбе Иосифа (Бытие 49).:29—50:3). Иосиф и его братья отнесли тело Иакова обратно в Ханаан, чтобы его похоронили вместе с Авраамом, Саррой, Исааком, Ревеккой и Лией. Перед смертью Иаков благословил своих двенадцать сыновей и попросил похоронить его в пещере, которую Авраам купил для погребения. Иаков также благословил двух сыновей Иосифа, передав благословение первенца младшему сыну. В отличие от своего отца, которого обманом заставили дать Иакову благословение первенца, Иаков скрестил руки, чтобы намеренно дать необычное благословение.

Сходство в жизни Авраама, Исаака и Иакова поразительно. В их историях мы видим важность семьи и влияние примера. В повествовании проходят такие темы, как обман, фаворитизм, семейные раздоры, неожиданное благословение, примирение и вера. В основном мы видим, что Бог верен Своим обещаниям. Он решает осуществить цели Своего Царства через грешных людей, которые готовы поверить Ему. Он может сделать этих грешных людей новыми, дав Авраму имя Авраам, Иакову имя Израиль и сделав тех, кто верит в Иисуса Христа, новыми творениями (2 Коринфянам 5:17). Хотя наши греховные привычки могут по-прежнему досаждать нам, во Христе мы находим прощение наших грехов, а также силу преодолевать их. Мы приглашены участвовать в Божьей работе в мире. У нас новые имена, и мы можем доверять обещаниям Бога, который снова и снова доказывает Себя верным.

Имя Джейкоба, «обманщик», кажется, характеризует большую часть жизни Джейкоба. Но он также был Израилем, тем, кому Бог дал обещания, которым Он остался верен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *