Бах Иоганн Себастьян | |
1685-1750 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Иоганн Себастьян БахБах Иоганн Себастьян (1685—1750). Он открывает ряд величайших композиторов мира. Не потому конечно же, что до него не было талантливых создателей музыкальных произведений. Восхищались только исполнителями, считая авторство делом второстепенным. Да и он при жизни был прославлен главным образом как виртуоз-органист, непревзойденный импровизатор. Из его двадцати детей (он был дважды женат) четверо стали известными музыкантами, исполнителями: Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристоф Фридрих, Иоганн Кристиан. Порой кто-то из них становился модным, пользовался большим успехом и вроде бы затмевал славу отца. Но только творения Иоганна Себастьяна выдержали испытание временем и поныне продолжают волновать и вдохновлять людей. Искусствоведы обычно подчеркивают глубокую религиозность Баха. Например, И.Г Левашева пишет: «Человек очень простой и скромный, Бах как-то сказал ученикам, что каждый из них сможет достичь таких же вершин мастерства, если будет трудиться не менее самозабвенно и прилежно Это не значит, что Бах преуменьшал свое дарование и творческие достижения. Просто композитор не упомянул еще три очевидных для него обстоятельства: истую веру в бога; повседневное следование словам и деяниям Иисуса Христа — особенно заповедям любви и жертвенности; наконец, желание и умение раскрыть всю свою душу навстречу Святому Духу — носителю творческого начала». Надо сказать, за последние годы в России стало слишком модно (к сожалению, приходится употреблять это слово) ссылаться на Бога и связывать духовную культуру только или преимущественно с религией. Конечно же такой взгляд недопустимо упрощен. По отношению к Иоганну Себастьяну Баху он ничего не объясняет. Начнем с того, что «великим Бахом» называли в протестантской Германии XVIII века Карла Филиппа Эмануила (1714—1788), а не его отца. Лишь в 1829 году, через 100 лет после создания, были исполнены гениальные «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна (дирижировал выдающийся композитор Ф. Мендельсон-Бартольди). С этого момента интерес к его произведениям стал расти, а слава распространяться в самых разных странах, включая атеистический Советский Союз Поэтому, нет нужды ограничивать проявления высокой духовности принадлежностью к какому-либо религиозному направлению Рихард Вагнер, к слову, отметил присутствие в творениях Иоганна Себастьяна духа немецкого народа. В отличие от пышной торжественности католической музыки, писал Вагнер, «в старой протестанткой церкви господствовал простой хорал, который пела вся община в сопровождении органа Вот это-то песнопение, чье благородное достоинство и неприкрашенная чистота могли возникнуть лишь в скромных благочестивых сердцах, должно рассматриваться как истинное немецкое достояние Само построение хорала близко характеру немецкого искус-ства. в его коротких популярных мелодиях запечатлена любовь народа к песне… Богатые и исполненные силы гармонии, положенные в основу мелодий немецкого хорала, свидетельствуют о глубоком художественном чутье нации Хорал — одно из примечательней-ших явлений в истории искусства — можно смело считать основой всей протестантской церковной музыки; именно на ней воздвигал художник самые великолепные свои здания… Самые выдающиеся образцы этого жанра принадлежат Себастьяну Баху, который вообще является крупнейшим протестантским композитором». Дело, конечно, не в особенностях протестантской церкви, а в ее простоте и народности, подчеркивающей человечность Иисуса Христа Нет сомнения, творчество Баха вдохновлялось христианскими идеалами. Вагнер писал. «Музыка страстей, принадлежащая почти исключительно великому Себастьяну Баху, воссоздает мученический путь Спасителя в том виде, как он был описан евангелистами; весь текст Евангелий дословно положен на музыку; кроме того, в отдельных частях повествования в него включены и подходящие к данному эпизоду стихи из церковных песен, а в важных местах даже целые хоралы, которые действительно поются всей общиной. Таким образом, исполнение страстей носит характер большого религиозного празднества, в котором принимают участие и музыканты и община. Какое богатство, какая полнота искусства, какая сила, ясность и наивная чистота заложены в этих единственных в своем роде творениях! В них проявилась вся суть, все внутреннее содержание немецкой нации., эти великолепные творения вышли из самого сердца, из жизни народа». Последнее замечание наиболее точное, но все-таки требующее дополнения. Возникнув на конкретной национальной почве в определенное время, творчество Баха выразило нечто значительно большее, свойственное природе человека во все времена. Поэтому его произведения не очень благосклонно принимали современники, и соплеменники-протестанты в отличие, скажем, от советских атеистов XX века. Почему так получилось, помогает понять биография Баха. Не потому, что она изобилует разнообразными событиями и неординарными поступками Напротив, она совершенно обыденна. Родился он в семье органиста, усердно учился и рано овладел игрой на органе, клавире и скрипке С 1703 года работал самостоятельно в Веймаре придворным скрипачом, затем церковным органистом в Арнштадте и в нескольких немецких городах. С 1723 года до конца жизни в Лейпциге был регентом и органистом в церкви Св. Фомы, преподавал музыку. Огромное количество сочинений (около тысячи) не принесло ему даже сносного материального достатка. А ведь его трудолюбие было необычайным, создавал он сложнейшие полифонические произведения и был знаменитым музыкантом-исполнителем. Одних только духовных кантат у него более 200, некоторые из них объединены в оратории; много органных прелюдий, фуг и токкат (для них характерен четкий ритм, быстрое движение). Наиболее известны из крупных сочинений «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Второй брандербургский концерт» Каким образом заурядная биография человека, не покидавшего родную Германию, почтенного семьянина с внешностью бюргера могла способствовать великим творческим достижениям9 Сказалась особенность данного вида искусства, требующего прежде всего сосредоточенности на своем духовном мире, а не поисков внешних впечатлений. Музыка если и передает мысли, то через эмоции, вызванные сочетанием звуков, ритмов, интонаций, мелодий. Она вызывает сопереживание, а через него и понимание — порой на подсознательном уровне — того, что желает передать композитор. Музыка — язык, понятный тем, кто способен ее воспринимать и чувствовать. Это хорошо видно на примере сочинений Баха. Предназначенные для протестантских церквей первой половины XVIII века, они до сих пор продолжают глубоко волновать любителей классической музыки. Хотя за последние десятилетия относительное количество подобных меломанов неуклонно сокращается. Началась эра иной музыки, пробуждающей бурные неуправляемые эмоции, лишенные высокой духовности, наркотизирующей сознание Таковы результаты внедрения электронными средствами массовой «попкультуры». Как до времен Иоганна Себастьяна колоссальным успехом пользуются исполнители; авторов часто даже не упоминают. И это, к сожалению, оправдано во многих случаях, ибо произведения, сочиняемые на потребу непритязательной публики, обращены не к личности, а к толпе, жаждущей развлечений, отвлечения от жизненных проблем и глубоких переживаний. Из этого еще не следует, что так называемая легкая светская музыка не имеет права на существование. Ведь Иоганн Себастьян сочинял и ее тоже; есть у него кантаты «Крестьянская» и «Кофейная» (типа комической оперы), «Состязание Феба и Пана» (то есть возвышенная и жанрово-бытовая музыка). Кстати, такое светское направление развивал Иоганн Христиан Бах (1735—1782), младший сын великого композитора. …С древних времен пение и танец давали выход человеческим эмоциям’ радости, печали, беззаботному веселью и глубокому горю. Прошло много веков, были изобретены многочисленные музыкальные инструменты, создана музыкальная грамота Композиторы получили возможность выражать в музыке свои чувства и, отчасти, мысли, свое отношение к миру и человеку, его предназначению, к смыслу жизни и смерти. Первым, кому удалось сделать это с необычайной силой и выразительностью, был Иоганн Себастьян Бах. Сначала его величие оценили только выдающиеся музыканты, затем его творчество стало находить отклик в сердцах тысяч, миллионов людей. И если во второй половине XX века ситуация стала! кардинально меняться, если он становится ценим и понятен только постоянно уменьшающемуся кругу меломанов, а огромные толпы на стадионах и десятки, сотни миллионов потребителей-слушателей! предпочитают нечто совершенно иное, зовущее отнюдь не ввысь, значит, глобальная цивилизация перешла в болезненное состояние. Свершится ли возврат к Иоганну Себастьяну Баху?Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Новая биография Баха – DW – 10.12.2021
Михаэль Мауль представляет новую биографию БахаФото: Lehmstedt Verlag/Foto: Günter Müller
КультураГермания
Габи Ройхер | Ольга Солонарь
10 декабря 2021 г.
Иоганн Себастьян Бах — автор по-неземному красивой музыки, это знают все. А вот о личности музыканта известно немного. Книга Михаэля Мауля проливает новый свет на биографию Баха.
https://p. dw.com/p/441nR
Реклама
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) был музыкальным гением. Он создал великие «Страсти» и знаменитую «Рождественскую ораторию». Будучи кантором хора Святого Фомы в Лейпциге (известного также как Томанерхор), он написал кантаты, ставшие шедеврами его творчества. Сборник прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир», а также серия фуг и кантат в сборнике «Искусство фуги» Баха оказали прочное влияние на мир музыки, не ослабевающее и по сегодняшний день.
Многие вопросы по-прежнему остаются открытыми
Все это давно известно. Тем не менее, новая биография, написанная интендантом Фестиваля Баха в Лейпциге Bachfest Leipzig Михаэлем Маулем (Michael Maul) проливает новый свет на великого композитора 18-го века. В книге читатель знакомится с Бахом как с человеком, который вновь и вновь вызывал неудовольствие у своих заказчиков, а в более поздние годы все больше отходил от написания церковной музыки. «Существует много биографий Баха, в которых он предстает как человек, постоянно оказывающийся в выигрыше», — сказал Михаэль Мауль в интервью DW. Однако документы, которые Михаэль Мауль изучил, допускают другую интерпретацию. «Мое впечатление заключается скорее в том, что во времена Баха были гораздо более острые культурно-политические конфликты, о которых (до сих пор — Ред.) ничего не было известно», — отметил Михаэль Мауль.
Вот уже более двадцати лет Михаэль Мауль занимается композитором Иоганном Себастьяном Бахом и, тем не менее, как говорит сам музыковед, эта работа еще далеко не окончена, многие вопросы остаются открытыми. Вновь и вновь находятся новые записки великого музыканта или фрагменты его манускриптов. Многие из отдельных элементов этой мозаики Михаэль Мауль собрал в хронологическом порядке в своей двуязычной немецко-английской иллюстрированной биографии. «Я попытался отразить современный статус исследований Баха и включить в книгу вещи, которые я еще нигде не публиковал», — объяснил Михаэль Мауль.
Обложка книги Михаэля Мауля «Бах. Биография»Фото: Lehmstedt VerlagПри этом в биографии Баха ее автор не только демонстрирует глубокие знания о творчестве гениального композитора, но и показывает отдельные стороны личности Баха. Оказывается, Иоганн Себастьян Бах в свое время прогуливал школу, а порой и участвовал в драках, как, например, в потасовке с неким «дилетантом-фаготистом». Михаэль Мауль на страницах своей книги рассуждает о «ложных путях в исследованиях Баха», а именно о тех, что доводят порой теории числовой символики у композитора до абсурда, и рассказывает о приемах, которые использовал Бах для того, чтобы посеять разлад среди своих потенциальных работодателей и получить таким образом больший гонорар.
По кантате в неделю
Любовь к Баху Михаэль Мауль унаследовал от отца. «Он страстно любил играть на пианино, и у него было два домашних музыкальных божества, один из них Бетховен, а другой — Бах», — рассказал Михаэль Мауль.
В отличие от Людвига ван Бетховена(Ludwig van Beethoven), Иоганн Себастьян Бах не оставил потомкам практически никаких личных записей или высказываний. Лишь в одном сохранившемся письме своему другу Георгу Эрдману (Georg Erdmann) Бах написал о своей семье. О детстве Баха существуют по крайней мере некоторые свидетельства в некрологе, написанном сыном композитора Карлом Филиппом Эмануилом Бахом (Carl Phillipp Emanuel Bach). В нем, в частности, рассказывается история о том, что, будучи ребенком, Иоганн Себастьян Бах ночью тайком вытащил ноты своего брата из шкафа в гостиной, чтобы переписать произведения «знаменитых мастеров».
Жизнь Баха — это текст с пропусками, пишет Михаэль Мауль в предисловии к своей иллюстрированной хронике. Тем не менее, даже ноты на пожелтевшей бумаге при ближайшем рассмотрении могут стать источником поразительных познаний о том, как работал великий композитор. Записи на полях одного из оригинальных нотных листов показывают, что Бах, работая над одним произведением, уже вынашивал идею следующего.
Ноты одного из канонов БахаФото: Lehmstedt Verlag«Он тратит большую часть времени на поиски темы, это творческая часть работы», — объясняет Михаэль Мауль. Остальная часть — это, по словам музыковеда, уже ремесло: «Затем мозг очевидно переключается на работу в режиме автопилота, когда то, что уже существует в голове, наносится пером на бумагу». При этом следует отметить, что, начиная с 1723 года, в начале своей деятельности в качестве кантора хора Святого Фомы в Лейпциге, Бах создавал каждую неделю по новой кантате за аккордную оплату и, очевидно, работал под огромным давлением.
«Плохой настрой к работе»
Иоганн Себастьян Бах, будучи кантором хора Святого Фомы, писал музыку специально для церковных служб, но результат его работы был столь сложным для исполнения, что музыканты и певцы хора порой не справлялись с задачей, в том числе и мальчики, певшие в хоре Святого Фомы, которых обучал Бах.
Когда в Лейпциге было принято решение активнее привлекать к участию в школе Святого Фомы детей из более бедных слоев, Бах протестовал. Дело в том, что новые правила предполагали, что при поступлении в школу музыкальный талант уже не будет играть столь важной роли, как прежде. В результате разгорелся сильный спор между городским советом, то есть работодателем Иоганна Себастьяна Баха, и самим композитором. Члены городского совета отзывались о Бахе как о строптивом и неисправимом канторе, «с плохим настроем к работе». Так что протоколы заседаний городского совета Лейпцига дают возможность немного познакомиться с личностью великого музыканта.
«Представьте себе, вы в высшей степени одаренный человек, как Бах, который действительно проник в области, в которые мало кто мог за ним следовать», — объяснил Михаэль Мауль. Баху было трудно идти навстречу своим противникам, он не умел действовать дипломатично. «Он все больше замыкался в себе и удалялся от других», — уточнил музыковед. В этом смысле Михаэль Мауль считает Баха трагической фигурой, несмотря на его гениальность. В последние годы своей жизни Бах усиленно посвятил себя светской музыке и создал сложные произведения, такие как сборник клавирных пьес для знатоков «Clavier-Übungen», знаменитые «Гольдберговские вариации» и «Искусство фуги».
Портрет музыканта в молодости
Насколько мало нам известно о душевном состоянии Иоганна Себастьяна Баха, настолько немногочисленны и данные о том, как выглядел великий композитор. Существует лишь один портрет, а именно картина Готтлоба Хаусмана (Gottlob Haußmann), написанная по достоверным данным с самого Баха. Этот портрет напечатан на обложке биографии композитора. Михаэль Мауль описывает в книге еще одну картину, которая может быть портретом музыканта в молодости. Данные о существовании портрета, выполненного неизвестным художником XVIII века, появились в 2016 году. Сейчас он принадлежит архиву Баха. Выполненная вручную запись на обратной стороне картины предполагает, что на полотне изображен Бах. «В настоящее время этот портрет исследуют при помощи всевозможных технических средств», — рассказал Михаэль Мауль. По крайней мере глазами молодой человек на этом портрете похож на Баха на картине Хаусмана.
Оба портрета изображают великого композитора?Фото: Lehmstedt Verlag/Bach-Archiv LeipzigИстория жизни Иоганна Себастьяна Баха и история исследований его творчества и биографии остается безграничной не только для Михаэля Мауля, в ней есть еще место открытиям. Михаэль Мауль надеется своей биографией поближе познакомить читателей с Бахом как с композитором и как с личностью, которая, как говорит сам автор, «совмещает в себе музыканта-бога и человека с его «острыми углами», с которым его окружению было далеко непросто».
В конце книги Михаэль Мауль рассказывает следующий анекдот: «Один музыкант после смерти попадает на небеса и ждет не дождется получить наконец ответ на вопрос, какого композитора бог любит больше: Моцарта или Баха. Подойдя поближе к трону господа, музыкант слышит мелодию Моцарта и говорит творцу: «На земле многие думают, что ты предпочитаешь Баха, но сейчас ты слушаешь Моцарта». На что бог, милостиво посмотрев на музыканта, отвечает ему: «Я и есть Бах».
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Бетховенский фестивальЛюдвиг ван БетховенИоганн Себастьян Бах250-летие БетховенаПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Карл Филипп Эммануил Бах | Немецкий композитор
C.P.E. Бах
Все СМИ
- Родился:
- 8 марта 1714 г. Веймар Германия
- Умер:
- 14 декабря 1788 г. (74 года) Гамбург Германия
- Механизм/стиль:
- барочная музыка Эмпфиндсамер Стиль
- Известные члены семьи:
- отец Иоганн Себастьян Бах
Просмотреть весь связанный контент →
Карл Филипп Эмануэль Бах , (род. 8 марта 1714 г., Веймар, Саксен-Веймар [Германия] — умер 14 декабря 1788 г., Гамбург), второй выживший сын И.С. и Мария Барбара Бах, ведущий композитор раннего классического периода.
Не по годам развитый музыкант, который оставался успешным, C.P.E. Бах был истинным преемником своего отца и важной фигурой сам по себе. В своей автобиографии он пишет: «Что касается композиции и игры на клавишных, у меня никогда не было другого учителя, кроме моего отца». Он изучал юриспруденцию, получив степень во Франкфурте в 1735 году, хотя, вероятно, у него никогда не было намерений заниматься другой карьерой, кроме музыки.
В 1740 году он был назначен клавесинистом Фридриха II Прусского. Фредерик был хорошим флейтистом и так любил музыку, что его придворный оркестр сопровождал его на концертах каждый вечер, кроме понедельника и пятницы, которые были оперными вечерами. Угодничество, которого он требовал от своего выдающегося клавесиниста, становилось надоедливым, но только в 1767 году Бах смог оставить свой берлинский пост и занять должность музыкального руководителя в Гамбурге. Тем временем он женился (1744 г.), опубликовал свои Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen (1753, испр. изд. 1787; Очерк истинного искусства игры на клавишных инструментах ) и приобрел завидную репутацию композитора, исполнителя и педагога.
В отличие от своего старшего брата Вильгельма Фридеманна, C.P.E. Баху удалось усвоить мощное влияние их отца и совершить переход к новому стилю, который тогда развивался. Это означало разрыв с прошлым, какой случался в очень немногие другие периоды музыкального развития. Монументальный характер музыки барокко уступил место непостоянному романтизму, излюбленным современным определением которого была «чувствительность» (9). 0039 Empfindsamkeit ). Бах стал лидером этого движения, но сохранил преимущество твердого мастерства и уверенности, за которые он всегда полностью доверял учению и примеру своего отца.
C.P.E. Многие сочинения Баха включают религиозную музыку ( например, a Magnificat, 22 страсти), симфонии, концерты (для флейты, клавесина, фортепиано, клавесина и фортепиано, органа, гобоя), сонаты для органа, камерную музыку и песни. Музыка его берлинского периода сравнительно старомодна из-за предпочтений его королевского нанимателя. В Гамбурге он стал более авантюрным и сделал все возможное, чтобы открыть будущие музыкальные стили. Особое влияние на развитие классической формы сонаты-аллегро оказали его симфонии, концерты и сонаты для клавишных. Его влияние на Йозефа Гайдна, В. А. Моцарта и даже на Людвига ван Бетховена было широко признано, и интересно, что, повлияв на Гайдна, Бах позже позволил себе испытать влияние более молодого композитора, точно так же, как Гайдн позже повлиял и находился под влиянием Моцарта. .
Как исполнитель Бах был известен точностью своей игры, красотой своего прикосновения и интенсивностью своих эмоций. «Он стал таким воодушевленным и одержимым, — писал Чарльз Берни ( Современное состояние музыки в Германии, …, 1773), — что выглядел вдохновленным. Глаза его были неподвижны, нижняя губа отвисла, а с лица стекали капли шипения».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Влияние C.P.E. Эссе Баха о клавишных инструментах было непревзойденным на протяжении двух поколений. Гайдн называл ее «школой школ». Моцарт сказал: «Он отец, мы дети». Бетховен, обучая молодого Карла Черни, писал: «Обязательно раздобудьте трактат Эмануэля Баха». Это действительно один из основных справочников для понимания стиля и интерпретации музыки 18-го века. Он исчерпывающий в отношении тщательного баса, орнаментов и аппликатуры и является подлинным руководством по многим другим усовершенствованиям исполнения 18-го века.
И. С. Бах — Его ранние годы
Это первая из многих статей о жизни Иоганна Себастьяна Баха. После чего будет больше, чтобы следить за хроникой жизни многих одаренных членов его семьи. Наследие этой удивительно талантливой семьи простирается более чем на два столетия от мельника шестнадцатого века Файта до Вильгельма Фридриха Эрнста (1759–1845), внука Иоганна Себастьяна. Всего насчитывалось семь поколений музыкального гения. А пока начнем с первых приключений в жизни Себастьяна…
Внутри церкви Георгенкирхе в Айзенахе, Германия, стоит купель для крещения, воздвигнутая в 1503 году. Эта реликвия, которая до сих пор стоит после капитального ремонта после воздушных бомбардировок Второй мировой войны, на протяжении веков была местом многих значительных событий. 23 марта 1685 года у городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха был крещен сын под тогдашним именем Иоганна Себастьяна. Пасторы этой церкви до сих пор ссылаются на это событие всякий раз, когда здесь крестят младенца. Из двух крестных отцов один, городской музыкант Себастьян Нагель, приехал из Готы. Другой, Иоганн Георг Кох, был лесником в Эйзенахе.
Кажется глубоко символичным, что Себастьян Бах стал членом христианской общины в церкви, так богато пропитанной немецкими традициями и легендами. Мартин Лютер был певчим в Георгенкирхе, когда жил в Айзенахе (1498-1501). С кафедры Св. Георгия Лютер 3 мая 1521 года произнес вдохновенную проповедь неповиновения после возвращения из рокового рейхстага в Вормсе. Но даже если не принимать во внимание такое значимое историческое соображение, церковь много значила для Эйзенахских Бахов как центр их музыкальной деятельности. Теперь в здании, где в течение последних двадцати лет служил величайший представитель старшего поколения Баха, крестили члена семьи, который должен был превзойти его.
Достоверных фактов о детстве Себастьяна не известно. Но можно с уверенностью предположить, что его научил играть на струнных инструментах мой отец, а его дядя, Иоганн Кристоф, научил его игре на органе. Когда ему было 8 лет, он поступил в латинскую школу Эйзенаха, которую посещал одновременно с двумя своими братьями и двумя двоюродными братьями. Себастьен быстро преуспел, вскоре превзойдя и заняв позицию выше своего брата Якоба, который был на три года старше его. Он достиг этого превосходного прогресса, несмотря на его частые отлучки. Его любовь к музыке и занятия ею не в последнюю очередь были причиной этих отсутствий.
К счастью, прихожанам церкви Святого Георгия посчастливилось насладиться воскресной музыкой Бахов, где Иоганн Кристоф издавал великолепные звуки органа, Амброзиус мастерски играл на струнных инструментах, а маленький Себастьян пел прекрасным, чистым сопрано. . Все это время к ним присоединялись их родственники, которые были не менее талантливыми музыкантами. И еще более повезло детям Баха, выросшим в этой атмосфере глубоко укоренившейся и естественной музыкальности!
Невзгоды
Лишь на короткое время Себастьян наслаждался счастьем и защитой столь многих членов его любящей и одаренной семьи. Ибо в 9 лет он потерял мать, а отца менее чем через год. Теперь его семья должна была помочь. И Себастьян, и его брат Якоб стали жить со своим старшим братом Иоганном Кристофом (тогда ему было 22 года). Кристоф был органистом в маленьком городке Ордруф, недалеко от Айзенаха. Принимая их, Кристоф также принял традицию музыкального сопровождения. Мы можем представить, однако, что это гостеприимство далось ему нелегко. Сначала их отношения требовали некоторого развития, так как Кристоф ушел из дома, чтобы учиться у Пахельбеля, вскоре после рождения Себастьяна. Он также недавно женился, и у него на подходе ребенок. Чтобы усугубить невзгоды сложившейся ситуации, Кристоф получил от адвоката Ордуфа лишь скудную стипендию.
Себастьян делал все возможное, чтобы оплачивать домашние расходы в течение пяти лет, которые он провел там. И его заработок как певца не был незначительным. Но и эта работа не помешала юному Себастьяну преуспеть в знаменитой латинской школе Ордруфа. Он стал старшим в возрасте 14 лет, средний возраст его одноклассников составлял 17,7 лет. В этой школе он получил тщательное обучение латыни и, что было важно для его последующих религиозных взглядов, лютеранской ортодоксии. Его острый ум позволял ему наслаждаться интеллектуальной гимнастикой богословских диалектов. Позже это переросло в хобби, вероятно уникальное для композиторов, в коллекционирование богословских книг и брошюр и чтение их в качестве отдыха от творческой работы.
Эти исследования коснулись лишь самой кончика его бодрствующего разума. Что действительно имело значение для Себастьяна, так это захватывающее путешествие в необъятную область музыки. В церкви своего брата он приобрел много практических знаний, когда стал свидетелем строительства нового органа.
Есть трогательная история о том, как Себастьян украл томик музыки ведущих композиторов, в чем его брат отказывал ему как в слишком продвинутом. Не имея свечей, он старательно переписывал книгу при лунном свете, серьезно повредив себе глаза. Затем, после нескольких месяцев напряженной работы поздно ночью, его обнаружил брат, и у него забрали его копию.
Молодой человек выбивается в одиночку
Становилось все более очевидным, что Себастьян не должен оставаться в городе Ордруф надолго. Дом его брата становился все более и более переполненным, поскольку его семья продолжала расширяться. И в отличие от других подобных заведений, школа Себастьяна отдавала нуждающихся детей в дома состоятельных горожан. У него также не было возможности обратиться за помощью к другим членам семьи, поскольку количество музыкантов Баха, к сожалению, сократилось за предыдущие десятилетия. Поэтому по необходимости ему пришлось разорвать семейные узы. Вероятно, он не слишком возражал против этого. Любовь к путешествиям вспыхнула у многих молодых Бахов, чьи отцы так упорно трудились в узких пределах Тюрингии. На рубеже веков Й. Николаус (27) уехал в Италию, Дж. Кристоф (28) и Й. Эрнст (25) в Северную Германию, а родной брат Себастьяна, Й. Якоб (23), вскоре был ехать так далеко, как Турция. Неудивительно, что сам юный Себастьян стал жадно искать возможности для учебы в отдаленных уголках Германии.
Удача или судьба распорядились так, что новый кантор по имени Элиас Херда недавно присоединился к факультету Ордруфа. Он получил стипендию в церкви Святого Михаила в городе Люнебург в Северной Германии и сообщил Себастьяну, что церковь ищет талантливых певцов. Вместе с одним из своих друзей он проехал 200 миль до города Люнебург. Отсутствие средств, по-видимому, не помешало им отправиться в путешествие. В начале марта 1700 года двое энергичных молодых людей, Бах, которому еще не исполнилось 15 лет, и его друг Эрдманн, которому исполнилось 18, отправились в путешествие по Люнебургу. Они покинули Ордруф как раз вовремя, так как церковные книги сообщают об ужасной эпидемии, поразившей город вскоре после их отъезда.
В апреле 1700 года в списке Люнебургского Меттенхора Бах упоминается среди сопрано. Ежемесячно он получал 12 грошей. Это очень мало, но, к счастью, не составляло всего его дохода. Ибо он имел право на долю всех доходов, полученных от уличного пения, выступлений на свадьбах, настройщиков и т. д. Кроме того, в качестве компенсации он получал жилье и стипендию в виде дров и свечей.
Выступление в Люнебурге во многом отличалось от того, что было в Ордруфе. Церковь св. Михаила была огромной. Образовательные возможности были идеальными для юноши с таким ненасытным аппетитом к музыке. С тех пор, как в 1555 году первый протестант Кантор собрал музыкальную коллекцию в церкви Святого Михаила, эта традиция добросовестно продолжалась. Тюрингский кантор Фридрих Эммануил Преториус (1623–169).5) особенно много сделал для пополнения этой музыкальной коллекции. Печатная нота включала 1100 рукописных сочинений 175 композиторов, в том числе даже двух членов семьи Себастьяна. Таким образом, у церкви были огромные ресурсы, на которые можно было опереться.
Вскоре после его приезда Себастьян потерял голос сопрано. Это не означало увольнения, так как в Люнебурге был обычай позволять стипендиатам продолжать обучение до тех пор, пока они могли. Примечательно, что в 1700 году в церкви работало всего три инструменталиста. Пятнадцатилетний Себастьян был выбран скрипачом в оркестре и органистом.
К очень плотному графику музыкальных обязанностей добавилась школьная программа. Здесь Себастьян изучал религию, риторику, логику, латынь и греческий язык. Поскольку его учителями были ортодоксальные лютеране, религиозные устои, заложенные в Ордруфе, значительно укрепились и должны были оставаться жизненно важными для Себастьяна на протяжении всей его жизни.
Отрывок из оперы И. С. Баха «О Боже, святой Боже»; PV/68, BWV 767. Написано где-то до 1708 года.
В 1701 году в соборе Святого Михаила остановился выдающийся мастер по изготовлению органов Иоганн Бальтазар Хельд, чтобы отремонтировать церковный орган. Молодой Себастьян, должно быть, наблюдал за ним с большим интересом и слушал рассказы о других великих органах, над которыми работал Хелд. Таким образом, молодой Бах смог пополнить свой багаж знаний о строении органов. Область, в которой он впоследствии станет величайшим авторитетом.