Начало реформации в Европе – в какой стране началась, деятели и причины кратко (7 класс)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 670.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 670.
Начало Реформации в Европе датируется 1517 годом и связано с деятельностью Мартина Лютера на территории современной Германии. Это религиозное и общественно-политическое движение было связано с реформированием единой для Центральной, Северной и Западной Европы католической церкви. Для понимания истории Европы раннего Нового времени следует знать, в каком году началась Реформация, а также с какими деятелями в каждой из стран, где происходило обновление христианства. Ее причины изучают в школьном курсе истории 7 класса.
Предыстория и причины
Католическая церковь своей иерархией идеально сочеталась с феодальным обществом. На рубеже XV–XVI веков в Европе шло формирования нового социального класса — буржуазии.
Рис. 1. Реформация в Европе.На этот процесс повлиял ряд факторов:
- великие географические открытия;
- рост городов;
- развитие ремесел в эпоху Возрождения;
- появление типографий и развитие книгопечатания.
Инициатор Реформации Мартин Лютер родился в 1483 году в Саксонии и преподавал в университете города Виттенберга теологию. В октябре 1517 года он выступил с критикой католической церкви и продажи индульгенций в «95 тезисах».
Предтечей Реформации можно считать деятельность английского богослова Джона Виклифа и чешского Яна Гуса. Джон Виклиф в конце XIV века выступал против папства и монастырского землевладения. Он перевел Библию на английский язык.
Рис. 2. Реформация в Европе карта.Первые годы реформации
На момент когда началась Реформация, католической церковью в Германии были недовольны разные слои общества. Крестьяне — из-за десятины, ремесленники — из-за невозможности конкурировать с монастырской продукцией, которая не облагалась налогами.
Несмотря на давление со стороны католической церкви, Мартин Лютер получил поддержку со стороны князей Германии, например, от Фридриха Мудрого.
Этот князь укрыл богослова в замке Вартбург, где тот перевел Библию на немецкий язык.Реформация привела к крестьянской войне 1524–1526 годов. Народ на нее вдохновили проповеди Томаса Мюнцера. После войны сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1527 году они основали свой первый университет в Марбурге.
Вскоре после начала Реформации в лагере у протестантов начались разногласия. Лютер не признал единоверцем пастора Ульриха Цвингли, который жил в Швейцарии. Его направление в рамках Реформации получило название цвинглианство. Также появились протестанты-анабаптисты. Отчасти их наследниками являются баптисты. В Нидерландах появилось направление меннонитов.
Реформация в ряде стран Европы привела к появлению в середине XVI века следующих направлений:
- пресвитерианство в Шотландии;
- англиканство в Англии;
- кальвинизм в Швейцарии.
Там, где началась Реформация, стали быстро развиваться типичные для раннего Нового времени капиталистические отношения. К началу XVII века основные экономические центры Европы переместились на север, в Англию, Нидерланды и Германию, где развивалось мануфактурное производство.
Рис. 3. Реформация в Европе XVI век.Что мы узнали?
Период Реформации в Европе начался с 1517 г. и означал реформирование католической церкви, который были недовольны многие слои общества. Инициатором был Мартин Лютер. Вследствие Реформации возник протестантизм и его различные направления.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Алёна Изрудова
5/5
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 670.
А какая ваша оценка?
Отчет о международной научной конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире» | Лазарева
Главная > № 7 (2017) > Отчет о международной научной конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире»
Отчет о международной научной конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире»Отчет о международной научной конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире»
24 апреля 2017 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла международная научная конференция «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире», посвященная празднованию 500-летнего юбилея Реформации. Инициатором проведения конференции выступил исторический факультет МГУ, большой вклад в организацию мероприятия внесли Германской исторический институт в Москве и Отдел культуры Посольства Федеративной Республики Германии в Москве.
Конференция началась с торжественного открытия двух выставок, посвященных Реформации. Отдел культуры посольства ФРГ предоставил материалы выставки «Here I stand» («На том и стою»), состоящую из интересных научно-популярных плакатов, рассказывающих о жизни Мартина Лютера, его борьбе за Реформацию и событиях, которые она повлекла за собой в Священной Римской империи и Европе. Тексты плакатов основаны на новейшей научной литературе, посвященной Реформации и ее истории. Главная идея выставки заключается в наглядной демонстрации динамики Реформации, ее всеохватного характера и мирового значения. Выставка «Here I stand» была подготовлена ассоциацией памяти и наследия Лютера в Саксонии-Ангальте, Краеведческим музеем в г. Галле и Немецким историческим Музеем в Берлине. Главная цель проекта — интернационализация памяти о Реформации — была поддержана Министерством иностранных дел Германии. Впервые выставку продемонстрировали в крупнейших городах США – Нью-Йорке, Минеаполисе и Атланте в октябре 2016 г., после этого она с успехом прошла во многих европейских странах. По мнению организаторов, важной научно-популярной составляющей выставки «Here I stand» является ее интернет-версия www.here-i-stand.com. Доцент кафедры Новой и Новейшей истории исторического факультета МГУ Георгий Чеславович Моисеев специально разработал русскую версию этой выставки, поместив материалы, выставленные на историческом факультете.
В открытии выставки на историческом факультете принимали участие атташе по культуре Посольства Федеративной Республики Германии г-н Ян Канторчик, декан исторического факультета, доктор искусствоведения, профессор И.И. Тучков и президент исторического факультета академик РАН С.П. Карпов.
Илл.1. На открытии выставки «Here I stand», посвященной 500-летию Реформации, на историческом факультете МГУ. Выставку открывает атташе по культуре Посольства Федеративной Республики Германии г-н Ян Канторчик
Значение и роль изучения наследия Лютера подчеркивала выставка книг, связанных с Реформацией, организованная Фундаментальной Научной библиотекой МГУ имени М.В. Ломоносова. Здесь были представлены многочисленные научные труды, созданные отечественными специалистами по истории Реформации, истории Западной Европы в раннее Новое время, истории религиозных учений. Настоящим подарком к памятной дате от Фундаментальной библиотеки МГУ стала демонстрация книг XVI в. из коллекции Императорской библиотеки Московского Университета, собранной в XVIII-XIX вв. На выставке были представлены такие издания как прижизненный экземпляр перевода Библии Мартином Лютером, целый ряд богословских полемических изданий XVI-XVII вв., а также один из томов знаменитых Магдебургских центурий – первого сочинения по истории христианства, написанного с протестантских позиций (из коллекции д.и.н. И.Е. Андронова). Титульный лист перевода Библии был исписан пометками неизвестного мыслителя, современника Лютера, который дал свои комментарии прочитанному на латинском языке. Знакомство с такими редкими публикациями вызвало большой интерес как у гостей и участников конференции, так и у студентов МГУ, посетивших выставку. Особый вклад в организацию выставки внесла Вера Алексеевна Цыбряева, заведующий отделом Фундаментальной библиотеки в «Шуваловском» корпусе.
Илл.2. Атташе по культуре Посольства Федеративной Республики Германии г-н Ян Канторчик осматривает книжную выставку в библиотеке.
Илл.3. Один из экспонатов выставки — «Церковная история», подготовленная под руководством М. Флация (книга также известна как «Магдебургские центурии»)
Работа международной научной конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире» началась с приветственных слов участникам. Со стороны руководства факультета выступил декан, профессор И.И. Тучков и президент, академик РАН С.П. Карпов. И.И. Тучков подчеркнул большую значимость проведения конференции, посвященной Реформации, на историческом факультете. Он отметил, что факультет готов взять на себя публикацию докладов конференции в серии «Труды исторического факультета», что может стать заметным вкладом в современную историографию проблемы. С.П. Карпов пожелал участникам плодотворной работы, особо выделил широкую проблематику и междисциплинарный характер заявленных в программе докладов, что, безусловно, свидетельствует о постоянном развитии исторических исследований в области раннего Нового времени.
С приветственным словом выступили соорганизаторы конференции заместитель директора Германского исторического института в Москве д-р Сандра Дальке и атташе по культуре Посольства Федеративной Республики Германии в Москве г-н Ян Канторчик. Д-р Дальке отметила высокую значимость проводимой конференции для сохранения памяти о Реформации и анализа ее наследия. Г-н Канторчик выразил радость, что именно исторический факультет МГУ, являющийся флагманом в развитии образования и академического научного знания, выступил инициатором в проведении конференции и привлек к участию в ней представителей международного научного сообщества.Илл.4. Конференцию открывает декан исторического факультета МГУ профессор И.И.Тучков
Илл.5. Участников конференции приветствует президент исторического факультета МГУ академик РАН, профессор С.П.Карпов
Илл. 6. Заместитель директора Германского института в Москва доктор Сандра Дальке
Илл.7. Атташе по культуре Посольства Федеративной Республики Германии в Москве г-н Ян Канторчик
Пленарное заседание (модератор – д.и.н., доцент И. Е. Андронов) открыл доклад одного из ведущих в России специалистов по Реформации к.и.н., доцента кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ В.М. Володарского на тему «Альтернативы лютеранской реформации в Германии (первая четверть XVI века)». В.М. Володарский продемонстрировал, что в Реформации было так называемое «левое крыло», именуемое в историографии также «Третьей Реформацией», но чаще всего «Радикальной Реформацией». В.М. Володарский рассмотрел особенности и характерные черты «Радикальной Реформации» как альтернативы лютеранству на примерах идей и деятельности Андреаса Карлштадта и Томаса Мюнцера, Шляйтхаймского исповедания анабаптистов 1527г. и двух социально-утопических сочинений – утопии Ганса Гергота «О новом преобразовании христианской жизни» и группы работ Теофраста Парацельса начала 1530-х гг., на которых строятся основы его утопии «Блаженной жизни» на земле.
Тема альтернативы Реформации звучала в докладе д-ра Х. Боллбука из Академии гуманитарных наук г. Гёттингена «A Forgotten Reformer: the Complete Critical Edition of the Works and Letters of Andreas Bodenstein von Karlstadt (1486-1541)». Д-р Боллбук выступил с презентацией результатов многолетнего проекта, завершенного в настоящий момент в Германии, посвященного наследию своеобразного предтечи Лютера Андреаса Боденштейна фон Карлштадта. Уже до Лютера, как выяснилось в рамках проекта, в германских княжествах слышались голоса, выступавшие за церковную реформу. Критическое издание наследия Карлштадта наглядно продемонстрировало, что основные идеи, сформулированные Лютером в его знаменитых 95 тезисах, впервые были артикулированы еще раньше 1517 г. Презентация проекта на конференции «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире» стала своеобразной сенсацией, т.к. она произошла раньше, чем в Германии и гости конференции стали первыми свидетелями результатов проекта. Доклад д-ра Боллбука вызвал многочисленные вопросы и дискуссии.
Илл.8. С пленарным докладом выступает доктор Х. Боллбук (Гёттингенский университет, Германия)
Одной из важнейших проблем в наследии Лютера, ставшей центральной для последующего развития германских земель, стала проблема становления немецкой национальной идеи. Этой магистральной теме был посвящен фундированный доклад к.и.н., научного сотрудника Германского исторического института в Москве А.В. Доронина. Ученый предложил новый взгляд на национальный контекст восприятия наследия Лютера в историографии в последующие века. Реформатор, как доказал А.В. Доронин, объединил Germania как культурную нацию (в раннемодерном ее понимании), но расколол ее на католический, протестантский и кальвинистский дискурсы, затормозив тем самым становление национальной государственности (а с ней нации гражданской). Особую роль, как подчеркнул исследователь, имел общеевропейский характер Реформации. Лютер взорвал универсальный габитус христианской церкви и радикально способствовал расколу европейского культурного сообщества, – христианского мира с его общими ценностями (оформившимися перед лицом турецкой угрозы) – и переходу от иерархического моноцентризма к полицентризму равновеликих субъектов истории — модерных наций. Далеко не все исследователи в дальнейшем признавали новаторство Лютера с точки зрения развития немецкой национальной идеи. Однако необходимо попытаться подвергнуть эмпирической рефлексии и верификации подобные выводы, вчитавшись в контекст времени, в котором Лютер жил, и в его сочинения.
Илл.9. С пленарным докладом выступает А.В. Доронин (Германский исторический институт в Москве)
Пленарное заседание завершил панорамный доклад заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ д. э.н., профессора В.В. Симонова «Современный кризис институционального христианства: угроза или реальность?», в котором исследователь высказал свою точку зрения на современные последствия Реформации для христианства. Под влиянием доминирующей ориентации общества на потребности окружающего мира происходит постепенная переориентация религиозной ценностной шкалы: место трансцендентного метафизического спасения в ней занимает поиск спасения посюстороннего – материального, немедленного и чаще всего имеющего денежное выражение. В.В. Симонов доказал в своем выступлении, что христианству угрожает опасность превращения из универсального в этнографический феномен. Кризисные явления создают объективные условия для включения христианства в идеологическую систему, конструируемую политическими властями государства (вне зависимости от содержания вероучения и позиции церковных властей), в качестве составной части идеологии политико-национального унитаризма.
Последующая работа конференции протекала в рамках 2 секций: «Реформация и национальные истории: влияние и взаимодействие» (модераторы д. и.н., профессор М. В. Дмитриев и к.и.н., доцент А. В. Лазарева) и «Реформация: казусы истории и культуры» (модераторы д.и.н., профессор О.Е. Казьмина и к.и.н., доцент Л. А. Пименова).
В центре внимания работы первой секции «Реформация и национальные истории: влияние и взаимодействие» находились вопросы, связанные с проблемой влияния идей Реформации и ее наследия на историю европейского и американского континентов. Одной из центральных проблем, к которым обратились участиники конференции, стала проблема конфликтов на религиозной почве в Европе в раннее Новое время. Традиционно крупнейшей религиозной войной в историографии считается Тридцатилетняя война (1618-1648). Ревизии этого историографического штампа был посвящен доклад к.и.н., доцента А.В. Лазаревой, в котором была проведена мысль о неоднозначности характера Тридцатилетней войны и о представлениях самого Лютера о возможных причинах конфликтов на религиозной почве. Вслед за Ч. Тилли и Й. Буркхардтом А.В. Лазарева акцентировала внимание на «государствообразующем» характере Тридцатилетней войны и невозможности сведения ее причин лишь к религиозному разобщению, заложенному Лютером.
Тему восприятия наследия Лютера и его влияние на Центральную Европу продолжили два доклада историков Яна и Радима Червенки из университета г. Оломоуца (Чехия). В центре внимания исследователей находилось движение утраквизма (чашников), бывшего основной конфессией Чешской короны с конца Средневековья до знаменитой битвы у Белой горы 1620 года. Результатом последней стала жесткая рекатолизация и массовая эмиграция утраквистов и представителей других протестантских церквей. Утраквизм был представлен докладчиками как оригинальная реформированная конфессия и вписан в широкий международный контекст. Доклады отличала широкая историографическая и источниковедческая база.
Одним из важнейших сюжетов в работе секции стало восприятие реформационных идей в политическом дискурсе. Региональное своеобразие этой темы и широкие теоретические обобщения были представлены в докладе д.и.н., профессора О.В. Дмитриевой, посвященном Реформации в английском парламентском дискурсе и конституционным последствиям религиозной реформы. О.В. Дмитриева подчеркнула неразрывную связь религиозных сюжетов с политическими реалиями в раннее Новое время. Она отметила, что для английского парламента «дела веры» долгое время были на первом месте и именно с их помощью английские политики обращались к более широким актуальным вопросам, в том числе к идее избранности английской нации, к спорам о прерогативах власти между королем и парламентом. В докладе было продемонстрировано стремление английских монархов ограничить вмешательство парламента в религиозные дела, сделав вопросы религии исключительно королевской прерогативой.
Широта распространения идей Реформации была ярко продемонстрирована в докладе к.и.н., доцента И.Ю. Хрулевой, которая обратилась к наследию Реформации в США в XVIII вв. «Великое Пробуждение» было сложным и неоднозначным явлением, как доказывает И.Ю. Хрулева, в рамках которого эволюционировало множество разнонаправленных течений, повлиявших на складывание принципиально новой религиозной ситуации в Британской Америке, истоки которой уходили в Реформацию Лютера. Для истории США последствия Реформации имели еще одну характерную особенность: всплеск интереса к религии привел к резкому увеличению объема колониальной печатной продукции – не только книг духовного содержания, но и тиражей газет. Именно благодаря материалам религиозного содержания, которые доминировали в колониальной прессе в 1730‑е – 1750-е гг. и регулярно перепечатывались в периодических изданиях Новой Англии, Пенсильвании, Нью-Йорка, Южной Каролины, Мэриленда и Виргинии, в Британской Америке постепенно складывалось своего рода «единое информационное пространство».
Ответ на вопрос «Почему Реформация остановилась на пороге православного мира?» был дан в докладе д.и.н., профессора М. В. Дмитриева. Современные исследования показывают известную несовместимость религиозно-культурного и собственно богословского языка той традиции, из которой вырос и которую разрушал протестантизм, и конфессионального языка православной культуры Восточной и Юго-Восточной Европы в XVI – XVII вв. В ходе выступления было доказано, что контакты между Востоком и Западом отличало взаимное конфессиональное и культурное непонимание, основанное на двух в корне различных представлениях о религиозности и практиках христианства. Такие отношения скорее можно охарактеризовать как «полудиалог-полуконфронтация». Эта проблема была рассмотрена и теоретически, и на основе целого ряда примеров, среди которых были освещены отголоски протестантизма в православной среде украинско-белорусских земель; полемика с протестантизмом в православной книжности Московской Руси и Речи Посполитой.
Работу во второй секции «Реформация: казусы истории и культуры» открыл доклад д‑ра теологии А. В. Тихомирова, ректора Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви. А.В. Тихомиров подчеркнул, что именно тема покаяния стала главным импульсом к Реформации и главным катализатором для оформления реформаторского богословия Мартина Лютера. На примере отношения к покаянию автор доклада показал решительный перелом, произошедший в учении Лютера с его реформаторским прорывом (от покаяния как радикального и бескомпромиссного самообвинения, к покаянию как постоянному обращению к спасительному слову Евангелия), а также подчеркнул преемственность, сохранявшуюся во взглядах реформатора на протяжении всей его деятельности.
Д.и.н., доцент И.Е. Андронов в своем выступлении обратился к проблемам межконфессиональной политики в XVI в. Историк показал в своем выступлении, что такое важное произведение лютеранской историографии как «Каталог свидетелей истины», опубликованный в 1556 г., обычно рассматривается как пробный текст, основанный на перечне источников, которые должны были быть подробно проанализированы в «Магдебургских центуриях». Анализ показывает, что при наличии несомненной близости концепции двух сочинений между ними имеются и некоторые важные различия. В докладе было продемонстрировано, какие элементы концепции «Каталога» получили дальнейшее развитие в протестантской исторической мысли. Особое внимание было уделено концепциям Г. Арнольда (1666-1714) и И. Л. фон Мосхайма (1693-1755).
Своеобразному историческому казусу взаимодействия католиков и протестантов в XVIII в. был посвящен доклад к.и.н., доцента Л.А. Пименовой. Во Франции XVIII в., где всем государственным служащим при вступлении в должность полагалось подтвердить свою принадлежность к католической Церкви, в 1777 г. пост генерального директора финансов получил обосновавшийся в Париже женевский банкир, протестант Жак Неккер, сохранив при этом свою конфессиональную принадлежность, что явилось беспрецедентным шагом в истории французской монархии Старого порядка и потому делает этот казус особенно примечательным. В докладе была рассмотрена конфесиональная подоплека налоговых и финансовых реформ конца Старого порядка, выявлены конфессиональные различия в дискурсе и в практике управления между министрами-католиками, с одной стороны, и протестантом Неккером – с другой, и прослежен особый «протестантский подход» к ведению государственных дел Неккера.
Широко известно, что Реформация оставила неизгладимый след в культуре Европы и Америки. К.и.н., доцент З.Ю. Метлицкая в своем докладе проанализировала влияние Реформации на одно из самых ярких художественных произведений раннего Нового времени поэму «Потерянный рай» Джона Мильтона, впервые увидевшая свет в 1667 г. В выступлении было прослежено, как складывались различные традиции восприятия религиозного содержания поэмы и показано, что, начиная со второй трети XVIII в., то есть с того момента, когда «Потерянный рай» получил статус признанного шедевра английской литературы, за большинством богословских истолкований стояло стремление их авторов представить Мильтона глашатаем их собственных религиозных (или религиозно-политических) идей.
Исследователи, выступавшие на конференции, показали преемственность традиций Реформации в XIX-XX вв. и влияние Реформации на религиозную и общественную мысль в Новое и Новейшее время. Большой интерес в современной науке вызывают темы миссианской деятельности представителей протестантизма в Новое время. Эта тематика была представлена в докладах д.и.н., профессора О.Е. Петруниной и к.и.н., доцента А.Г. Зоитакиса. Доклад О.Е. Петруниной был посвящен эволюции деятельности протестантских миссий на Востоке Европы в XVI-XX вв., в Османской империи, а затем в Греции. Если в XVI в. православные Османской Империи ещё не выработали своего отношения к Реформации и протестантам, то к началу XVII в. духовенство воспринимало их как союзников в борьбе с католической угрозой. В наибольшей степени свои симпатии протестантам продемонстрировал несколько раз становившийся Константинопольским патриархом Кирилл Лукарис. О.Е. Петрунина особо подчеркнула, что в светской среде интерес к протестантским конфессиям был не религиозным, а чисто практическим и диктовался возможностью получить подданство или консульское покровительство европейской державы. В XIX в. в Османской империи стали активно действовать протестантские миссии, прежде всего, американские. Они внесли большой вклад в повышение уровня образования и здравоохранения среди христианского населения. Однако отказ местных христиан от своей веры оставался не очень частым явлением.
А.Г. Зоитакис в своем выступлении обратил особое внимание на попытки распространения идей протестантизма в православной Греции в XIX – начале ХХ веков. Автор продемонстрировал, как кальвинисты, лютеране, англикане и другие протестантские течения, не соперничая друг с другом, выступили в своей прозелитической деятельности единым фронтом. Миссионеры потерпели неудачу в своей попытке переустроить на протестантский манер Элладскую Церковь, однако их деятельность принесла свои плоды. Влияние протестантизма имело место в таких областях как церковная музыка, храмовая архитектура и богословие. «Христианская культура» Запада передалась молодежи, которая в середине XIX столетия взяла на себя политическое руководство страной и ее духовное окормление.
Проблемам современного протестантизма в США был посвящен доклад д.и.н., профессора О.Е. Казьминой. На примере такого уникального явления как «мегацерковь» в выступлении была прослежена тенденция к единству среди различных протестантских течений в ХХ в. В выступлении были выявлены характерные особенности мегацеркви как феномена современного мегаполиса, в частности определенное безразличие к догматическим стандартам, активная миссионерская деятельность, сама организация мегацеркви как огромного торгово-развлекательного комплекса, в котором под одной крышей находятся огромные залы для богослужений, в церкви могут быть кафе, магазины церковной литературы, библиотеки, помещения для детей, фитнесс-центры, спортивные залы и т.п. Автор убедительно доказала, что феномен мегацеркви — многофакторный. Он стал проявлением объединительных тенденций в протестантизме и ответом на изменение ритма и образа жизни в мегаполисе. Доклад базировался на полевом материале, собранном автором в двух мегацерквах штата Джорджия, анализе документов этих церквей и изучении литературы по теме.
Анализу различных переводов Библии на протяжении XVI-XXI вв. был посвящен доклад д.ф.н., ведущего научного сотрудника института языкознания РАН Е. Б. Яковенко. Лютеровская Библия в Германии, Библия короля Иакова в Англии, Библия Яна Гуса в Чехии, Библия Густава Васы в Швеции и другие – стали неотъемлемой частью европейской культуры, способствовали, насколько возможно, консолидации общества и закреплению в языке в качестве нормы тех речевых образцов, которые были представлены в этих переводах, что было наглядно продемонстрировано в докладе. Анализ истории и современного состояния библейских переводов позволил автору доклада определить важнейшие этапы развития библейского текста, выявить черты, объединяющие Библии одной эпохи, разработать типологию библейских текстов, выявить тенденции современного библейского перевода. Е.Б. Яковенко пришла к выводу, что на специфику библейского перевода лингвистические факторы оказывают меньшее влияние, чем экстралингвистические факторы социально-культурного, исторического и религиозного характера.
Следует отметить высокий научный уровень всех докладов, представленных на международной научной конференций «“Время молчания прошло”. Пять веков Реформации в меняющемся мире». Для участников конференции и гостей особенно важным стал обмен мнениями между отечественными и зарубежными историками, опыт ярких дискуссий, возникших при обсуждении докладов. По итогам конференции планируется выход сборника статей, в котором магистральной линией выбрана проблема влияния Реформации на исторические процессы в Европе и Америке и восприятие реформационного наследия на протяжении пяти веков.
(c) 2017 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |
Германия Содержание Накануне Дня всех святых в 1517 году Мартин Лютер, профессор богословия в Виттенбергском университете в Саксонии, опубликовал девяносто пять тезисов на церковной двери. Главной заботой Лютера была продажа индульгенции — папские пожалования на смягчение наказания в загробной жизни, включая выпуски из чистилища. Впервые написанные на латыни, тезисы вскоре были переведены на немецкий язык и получили широкое распространение. Вызвано церковным властям объяснить свои труды, Лютер оказался втянутым в дальнейшие споры и в 1520 году написал три своих самых известных трактата, в который он напал на папство и разоблачил церковную коррупцию, признал действительность только двух из семи таинств, и выступал за превосходство веры над добрыми делами. В 1521 году Лютер был вызван в выступить перед императором Карлом V на сейме в Вормсе. Отказ от отречения свои сочинения он был запрещен Вормским эдиктом. Спрятано от правитель Саксонии Фридрих Мудрый Лютер удалился в замок Вартбурга, где он работал над переводом Нового Завета и написал множество религиозных трактатов. Несогласие Лютера с доктринами римо-католиков Черча запустила цепь событий, которые в течение нескольких десятилетий разрушили Религиозное единство Германии. Хотя одна из самых влиятельных фигур в немецкой истории Лютер был лишь одним из многих, кто критиковал Римская католическая церковь. Однако благодаря силе своих идей и огромное влияние его сочинений, именно он считается инициатор протестантской Реформации. Лютер быстро приобрел большое следуя среди тех, кто испытывает отвращение к безудержной церковной коррупции и не наполняется механистическими религиозными службами. Многие тепло относились к его утверждение, что религия должна быть упрощена до тесной связи людей с Богом без обширного посредничества римского Католическая церковь и ее традиции. Лютер усилил внутреннюю силу своих идей, сформулировав их на языке, не имеющем себе равных по ясности и силе. Он стремился сделать Священное Писание доступным для простых верующих, переводя их на родной немецкий язык. Это он сделал с таким гением что немецкий диалект, который он использовал, стал письменным языком всех Германия. Без лютеровского перевода Библии Германия могла бы стали использовать ряд взаимно непонятных языков, как это было случае в северо-западной части Священной Римской империи, где местные диалекты превратились в современный голландский язык. Лютер также писал гимны которые до сих пор поют на христианских богослужениях по всему миру. Менее возвышенная причина широкого распространения доктрин Лютера было развитие книгопечатания с подвижным шрифтом. Реформация создал спрос на всевозможные религиозные сочинения. Читательская аудитория была настолько велико, что количество книг, напечатанных в Германии, увеличилось с от 150 в 1518 году до почти 1000 шесть лет спустя. Идеи Лютера вскоре объединились в свод доктрин, названных Лютеранство. Могущественные сторонники, такие как князья и вольные города приняли лютеранство по многим причинам, в том числе потому, что искренне поддержали реформу, другие — из узкой корысти. В некоторых районах а юрисдикция приняла бы лютеранство, потому что большое соседнее государство так и сделал. В других областях правители приняли его, потому что стремились сохранить контроль над своими подданными, которые приняли его ранее. Около все имперские города стали лютеранскими, несмотря на то, что Император, которому они подчинялись, был враждебен движению. Историки не нашли единого убедительного объяснения, почему одна область стал лютеранством, а другой нет, потому что так много социальных, экономических, и религиозные факторы были вовлечены. Учитывая революционный характер лютеранства и экономический и политической напряженности того периода, неудивительно, что Реформация вскоре стала отмечена насилием и экстремизмом. Рыцари Война 1522-1523 годов, в которой представители низшей знати восстали против власти на юго-западе Германии, был быстро подавлен. Некоторые из разбушевавшиеся рыцари были ярыми сторонниками Лютера. Крестьяне Война 1524-25 гг. была более серьезной, в ней участвовало до 300 000 крестьян. в юго-западной и центральной Германии. Под некоторым влиянием нового религиозные идеи, но реагирующие в основном на меняющиеся экономические условия, крестьянское восстание распространилось быстро, но без координации. Это также получили поддержку от некоторых недовольных горожан и от некоторых дворяне-оружейники, возглавлявшие его оборванные армии. Хотя у крестьян восстание было крупнейшим восстанием в истории Германии, оно было быстро подавлена, погибло около 100 000 человек. В 1530-х гг. Анабаптисты, радикальная христианская секта, захватили несколько городов. цель состоит в том, чтобы построить справедливое общество. Они так же жестоко подавлен властями. Лютер выступил против дела крестьян и написал страстный трактат требуя их скорейшего подавления. Какими бы радикальными ни были его религиозные взгляды, Лютер был социальным и политическим консерватором. Он считал, что конец мира был неизбежен и рассматривал практические дела как имеющие мало значения по сравнению с усилиями завоевать вечное спасение. Поэтому он советовал подчиняться мирским властям, если они позволяют свобода вероисповедания. Таким образом, лютеранство стало средством защиты мирское статус-кво и лидеры, принявшие новую веру. В отличие от Англии, где протестантизм сохранил значительное радикальное социальным элементом, немецкий протестантизм стал неотъемлемой частью состояние. Некоторые историки утверждают, что эта интеграция государства и Церковь лишила Германию глубоко укоренившейся традиции политического инакомыслие, как в Великобритании и Соединенных Штатах. Пользовательский поиск Источник: Библиотека Конгресса США |
Глоссарий Определение: Мартин Лютер (1483-1546)
Глоссарий Определение: Мартин Лютер (1483-1546)Хотя многие религиозные реформы в Европе предшествовали Мартин Лютер, немец, считается инициатор протестантской Реформации. В 1517 году возмущенный продажей индульгенций католической церковью (см. Реформация), Лютер вывесил на двери Замковой церкви в Виттенбурге. Германия, его знаменитая 95 тезисов. В тезисах Лютер осуждал против католической церкви и того, что он считал ее эксцессами и лицемерие, ярко выраженное в продаже индульгенций к общим массам.
До своей деятельности в Реформации Лютер изучал философию в Эрфуртском университете, где получил степень бакалавра. степень (1503 г.), а затем, два года спустя, степень магистра. Хотя его отец желал, чтобы он изучал право, Лютер беспокоился души и внезапная смерть близкого друга заставили его войти монастырь августинцев в 1505 году. Став монахом, Лютер начал тщательное изучение Библии и богословия, особенно Августина и христианские мистики. В 1507 году он был рукоположен в священники.
В 1508 году Лютер был назначен профессором философии во вновь созданном Университет Виттенбурга. После того, как разочаровался в философии того времени, Лютер готовился к достижению более высоких степени богословия. В 1509 году он получил степень бакалавра. а в 1512 году степень доктора богословия. Вслед за этим Лютер начал читать лекции по Библии и проповедовать против того, что он считал коррупции папства. Когда Лютер встретился с Иоганном Тетцель , доминиканец, которому в 1502 году папа поручил проповедовать. и продавать индульгенции в Германии и скандинавских королевствах, он решил противодействовать не только продаже индульгенций, но и вся богословская и экономическая системы католической церкви.
Как и все другие протестантские реформаторы, Лютер уделял большое внимание на Писание, особенно на Новый Завет.