Индийский бог войны: Боги войны. Страшные боги, громом пугающие, молниями убивающие, часть вторая — Боги Индии

Боги войны. Страшные боги, громом пугающие, молниями убивающие, часть вторая — Боги Индии

В продолжение поста «Боги войны. Страшные боги, громом пугающие, молниями убивающие»

Индуистская мифология

* Дурга
Ду́рга (санскр. दुर्ग) — «труднодоступная» — имя супруги Шивы в одной из её грозных ипостасей. Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон как одно из воплощений Парвати в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери, олицетворения созидательных и разрушительных сил природы.

Сражение Дурги и Махиши, начало 18 в., автор неизвестен

В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.
В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами, защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов — уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

В индуистской иконографии обычно изображается в виде десятирукой женщины, восседающей на льве или тигре. В руках она держит оружие, а также атрибуты различных богов — трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, ваджру Индры и др.

Богиня Дурга, убивающая Махишу Манди 1750 — 1760 гг.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию.

Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.
Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54649, http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0
* Индра — предводитель богов.

Индра, в индийской мифологии бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно.

«Бог Индра», Снято в Сарнатхе, Владимир Павлов, http://foto.india.ru/all/more.html?RecordID=998&search=

Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.

Притча о боге Индре
Испытания усиливают убежденность

Прахлада был не только преданным Господа Нараяны, но и в высшей степени праведным царём. Он отличался невиданной щедростью и никогда не говорил “нет” тем, кто приходил к нему с просьбой о благодеянии или помощи.

Однажды бог Индра, вознамерившись испытать Прахладу, явился к нему в образе брахмана. Прахлада, оказав почести гостю, спросил: “Что привело тебя ко мне? Могу ли я чем-то порадовать тебя?” Брахман ответил: “О царь! Я хочу, чтобы ты отдал мне в дар свою волю (шилу)”. Прахлада сказал: “Да будет так. Твоё желание исполнено. Я отдаю тебе свою волю”. Брахман покинул царский двор. Не успел он скрыться из виду, как из ворот дворца вышел красивый юноша. Царь спросил его: “Позволь узнать, кто ты такой?” Юноша ответил: “Я – Слава. Поскольку Воля, шила, ушла от тебя, я не могу оставаться с тобой”. Прахлада дал Славе позволение покинуть дворец.

Через несколько секунд царь увидел ещё одного красивого юношу, выходящего за ворота. Прахлада спросил: “Позволь узнать твоё имя?” Юноша ответил: “Я – Доблесть. Как я могу остаться с тобой, если ушли Воля и Слава? Поэтому я тоже ухожу”. Прахлада разрешил уйти и ему. Вскоре он увидел прекрасную женщину, спешно покидающую дворец. Прахлада спросил её: “Мать, позволь узнать, кто ты?” – “Я – Раджьялакшми, богиня процветания, хранящая это царство, – ответила та. – Я не могу жить здесь без Воли, Славы и Доблести. Поэтому я ухожу в другое место”. Прахлада и ей позволил уйти. Потом он увидел женщину, уходящую прочь со слезами на глазах. Прахлада поспешил к ней и спросил: “Мать, скажи, кто ты?” Она ответила: “Я – Дхармадевата, богиня дхармы. Мне нет места там, откуда ушли Воля, Слава и Доблесть. Даже Раджьялакшми покинула тебя”. Прахлада упал ей в ноги и сказал: “Мать, я могу жить без воли, славы, доблести и богатства, но без тебя жить не могу. Как я могу отпустить тебя? Долг царя – охранять закон и праведность, дхарму. Дхарма – единственная опора всему миру. Прошу, останься со мной. Не покидай меня”. Дхармадевата согласилась остаться во дворце. В тот же миг вернулись и все остальные. Они сказали: “Мы не можем существовать без Дхармадеваты. Позволь нам остаться с тобой”.

Бог Индра испытывал Прахладу только для того, чтобы показать миру его величие, покоящееся на верности дхарме.

*** Прахлада – персонаж Пуран, легендарный царь, преданный Вишну, сын царя демонов Хираньякашипу.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0, http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/7/72/1008012.htm, http://myfhology.narod.ru/gods/indiy/indra.html

* Сканда — шестиголовый бог войны.
СКАНДА (санскр. — «Излитый»), в индуистской мифологии шестиголовый бог войны (перенявший в значительной мере эту функцию у Индры), предводитель войска богов. Сканда, элементы прототипов которого восходят, по мнению некоторых ученых, еще к протоиндийской цивилизации, включается в основной пантеон сравнительно поздно, не позднее рубежа новой эры, но сразу занимает в нем почетное место.

Существуют две версии его происхождения. По одной из них, он стал сыном бога огня Агни и богини жертвенного возлияния Свахи. Во время их брачного соединения Сваха принимала облик жен шести мудрецов-риши, и так объясняется рождение Сканды с шестью головами и двенадцатью руками и ногами (Махабхарата).

По другому мифу, значительно более популярному, Сканда родился сыном Шивы и Парвати ради уничтожения могучего асуры Тараки на одном из витков безначальной войны богов и демонов: по речению Брахмы, того никто не мог убить, кроме сына Шивы. При зачатии Сканды семя Шивы упало в огонь, но Агни не смог его удержать (здесь явно содержится «полемика» с первым из изложенных мифов), бросил в воды великой реки Ганг, которая, в свою очередь, отнесла ее Химавату (персонификация Гималаев), где младенца воспитали шесть звезд Плеяды Криттик. Вынужденный принимать молоко от каждой из своих шести кормилиц, младенец отрастил себе шесть голов и, по их имени, приобрел прозвище Картиккея (Махабхарата).

Выросший Сканда выполнил свое предназначение, убив Тараку и уничтожив полчище демонов. Этому сюжету посвящена поэма Калидасы Кумарасамбхава (Рождение бога войны): в качестве юноши (кумара) Сканда-Картиккея фигурирует во всех мифах. Сканда представлен преимущественно аскетом, иногда ему дается в жены «амазонка» Дэвасена (букв. «Божественное войско»). Как и у других индуистских богов, у Сканды свое ездовое животное (вахана) — павлин, его устойчивые атрибуты — копье, лук, стрелы, а также петух, изображенный на его знамени.

Культ Сканды наиболее популярен в Южной Индии, где Сканда отождествляется с местным дравидским богом Муруганом. Социальная роль его неоднозначна: с одной стороны, его устойчивым эпитетом-именем является Субрахманья («Благой к брахманам»), с другой — он считается покровителем воров.
источник: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e2/1008024.htm, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0

* Кали
Кали («черная»), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения.

Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой.

Неистовая Кали после победы над чудовищным Рактабиджей, Минитюра XVIII век

Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов.
  
Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение.

Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогд Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает «шаги Кали».
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8, http://tm-sekta.narod.ru/kali.htm, http://godsbay.ru/orient/kali.html

* Парашурама (Парашюрам) — бог-воин.
Парашура́ма (санскр. परशुराम, paraśurāma?, буквально «Рама с топором») — шестая дашаватара Вишну. Вишну пришёл как Парашурама с целью избавить варну брахманов от тирании кшатриев. Пятый сын Ренуки и Джамадагни, учитель Бхишмы, Дроны и Карны.

Парашурама уклонился от Битвы на Курукшетре. Не желая выполнять чужую волю, он, будучи аватарой Вишну, предался аскезе и в награду получил от Шивы топор, который не давал ничьей воле доступ в его сознание. После этого он и стал Парашурамой — «Рамой-с-Топором», и истребил всех кшатриев.

«Вишну-пурана» подробно описывает историю Парашурамы. Парашурама был сыном Ренуки и Джамадагни. Некогда царь, именуемый Картавирья, во время охоты посетил хижину отшельника Джамадагни. Джамадагни щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы Сабалы, которая могла выполнить любое желание.

Царь, восхищенный чудесными качествами коровы, попросил мудреца отдать ему чудесное животное. Мудрец ответил Катавирье отказом, и тогда сын царя убил Джамадагни. Во время возвращения царя с охоты Парашурама узнал о случившемся и придя в ярость от совершенного святотаства, погнался за Картавирьей, настиг его и убил в бою. После этого Парашурама поклялся отомстить варне кшатриев и уничтожил всех кшатриев на земле 21 раз. Совершив все эти убийства, он выполнил искупительные ритуалы, отдал мудрецу Кашьяпе завоёванные земли и удалился в горы, предавшись покаянию на горе Махендра.

Парашурама и Рама

После истребления кшатриев Парашурама взялся за оружие лишь единожды для укрепления своей веры. Когда караван Дашаратхи выезжал из Митхилы, поднялся сильный ветер и на встречу новобрачному Раме явился Парашурама, усомнившийся в божественной природе Рамы. Тот предложил Раме божественный лук Вишну, — лук близнец лука Шивы и решивший, что первый лук состарился и стал ломким. Но приблизившись к Раме, поверил в него и подарил ему этот великий лук как своё приношение богу Вишну. С этим луком Рама и отправился на остров Ланку, и подарок Парашурамы сильно помог Раме.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0, http://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/375438, http://www.mifinarodov.com/p/parashurama.html



сияющий бог войны в Индии

К сожалению, войны всегда были неотъемлемой частью жизни и истории человечества. Именно поэтому многие древние народы верили в могущественных покровителей сражений, воинственных божеств, что могли помочь своим подданным. Индийцы не были исключением, ведь их легенды рассказывают о Сканде, великом боге войны, отличительной чертой которого были шесть голов. 

В старину Сканда был гораздо популярнее своего брата Ганеши, что сегодня стал любимым божеством народов Индии. Каким был грозный Сканда: жестоким или справедливым, кровожадным или мудрым? И почему его рождение окутан загадками?

С рождением Сканды связано много легенд

Как выглядит Сканда?

Картикея, Муруган, Кумара. Если вам встретятся эти имена, знайте – речь идёт о Сканде, который имеет множество титулов и именований. Его называют великим предводителем божественного войска, что борется с демоническими силами. Он – воплощение праведного гнева в сражении, разумного использования силы и мудрости. 

Чаще всего на изображениях Сканда показан стройным юношей с копьём и луком. Конечно, в первую очередь заметны внешние особенности бога. У него шесть голов и двенадцать рук и ног. Также Сканда может ехать или сидеть на павлине – своём священном ездовом животном, что есть у многих индуистских божеств

Рождение Сканды

Происхождение Сканды вызывает немало противоречий. Дело в том, что легенды можно условно поделить на две группы, в каждой из которой есть своя версия о родителях бога. Согласно первому сюжету, отцом Сканды являлся огненный бог Агни. 

Этот пылкий бог пожелал соединиться с жёнами семи великих мудрецов. Но влюблённая в него красавица Сваха не пожелала делить его с другими женщинами. 

С помощью чар она принимала облик каждой из жён, а Агни и не подозревал, что вступает в связь с одной и той же женщиной. В результате проявлений этой безумной страсти на свет появился Сканда – бог с шестью головами.

Большую популярность приобрел мифический сюжет о том, что Сканда являлся старшим сыном верховного бога Шивы и его супруги Парвати. Он появился на свет с определённой миссией. 

Никто, кроме юного бога, не мог одолеть демона Тураку. Именно это предсказал Брахма, которого боги молили поведать, чем завершится их бой с асурами (демонами). Как рассказывают древние тексты, при зачатии семя Шивы упало в пламя костра. 

Повелитель огненной стихии не смог удержать его, ведь в нём заключалась великая сила. Тогда он бросил семя в реку Гангу, что подняла его к горе Химават. Сканда был воспитан Криттиками, что воплощают созвездие Плеяд.

Юный Сканда

Сканда – великий бог-победитель

Сканда взрослел очень быстро. На пятый день он стал посвящённым воином, получив от Агни огненное копьё Шакти. Криттики предсказали Сканде великое будущее, и их пророчество свершилось. Картикея одержал победу над тёмными демонами, противостоять которым не мог никто из богов.

Основой бога является искра, из которой он появился на свет. В “Рамаяне” Сканда описан могущественным воином, героем. Его сравнивают с пламенем и сиянием огня – он так же легко побеждает мрак и тени, как и пламя. 

В “Махабхарате” Сканда воплощён в образе Махасена, предводителя войска богов. Он – мудрый полководец и отважный боец, он выступает за справедливое сражение и не терпит нарушения правил честного боя.

Нередко в сказаниях Сканду называют “отцом детей”, однако здесь не имеется в виду роль родителя. Индийцы верят, что в пору великой мифической битвы богов и асуров бог грома Индра ударил своей ваджрой (оружием), от которой в разные стороны разлетелись искры. Они превратились в юных помощников Сканды, и с тех пор появляются на поле боя рядом со своим предводителем.

Покровитель мудрецов

Но рассматривать образ Картикеи ишь как воина было бы слишком просто для такого божества. Я хочу отметить, что этот бог ещё и великий мудрец, являющийся покровителем йогинов. Сканда помогает мудрецам обрести духовное просвещение, открывает им тайные знания.  

В своё время бог стал наставником многих знаменитых мудрецов, что вершили судьбы человечества. Одним из любимых учеников бога бы Маркандея, с которым Сканда общался целых восемнадцать лет. 

Несмотря на долгий срок, время это показалось Маркандее мигом. За преданность и стремление к познанию истины Сканда наделил мудреца высшим зрением, что позволяло ему видеть будущее.

Почитание Сканды

Культ Сканды наиболее распространён в Южной Индии, где богу построено множество храмов. Также по всей Индии есть несколько городов, что считаются священными местами, посвящёнными Сканде. 

Один из них – Катарагама. Река неподалёку от него считается священной. Почитатели Сканды верят, что омовение в ней придаёт человеку сил и энергии, помогает духовно очиститься и найти верный путь в жизни.

Сканде поклоняются и за пределами Индии. Одна из самых грандиозных его статуй находится в Малайзии, у пещер Бату. Высота скульптуры достигает 42 метров, а комплекс пещер считается местной святыней, куда постоянно устремляются паломники. Не менее эффектной является и 16-метровая статуя Сканды в Индонезии, ряд храмов бога расположен в Сингапуре.

Сканда – великий победитель

Напоследок хочу сказать о некоторых символах Сканды-Картикеи. Этот бог, по мнению индийцев, воплощает планету Марс, самую “огненную” в нашей Солнечной системе. Этот бог находится на страже границ между тёмной и светлой стороной мироздания. Согласно поверьям, негативное влияние Марса можно нейтрализовать поклонением Сканде. Тех, кто молится Картикее, он одаривает решимостью и душевной силой, помогает стать мудрее, восстанавливает справедливость.

Муруган Индуистский бог, Муруган, индуистский бог войны Муруган

История бога войны индуистской мифологии увлекательна по многим причинам. У него много прозвищ, но наиболее распространенным из них является Сканда, хотя сегодня оно почти забыто после того, как ему поклонялись более двух тысячелетий. Сканда был наиболее популярен из-за своего поглощения официальным пантеоном, в отличие от его прежнего народного статуса, и внезапное падение его общеиндийской популярности до того, что он снова стал местным богом, — все это типичные этапы этого процесса укрытия.

Что касается индийской истории, то Сканда начал свое существование практически с самого начала. Он был популярным богом войны, который жил на лесистых холмах, любил охоту, сражения и жажду кровавых жертвоприношений. Он был молод, красив и пожирает огонь, браво с копьем. Этот базовый шаблон получил множество названий в разных частях страны. В Махараштре его звали Кхандоба, а на обширных территориях юга Индии бог был известен как Малай Килаван, владыка холмов на древнем тамильском языке. Другое его имя было Муруган. Это имя, под которым он сегодня наиболее известен в местах отправления культа.





У индолога Харди была теория, согласно которой поклонение Муругану под разными названиями было популярно и в народной религии севера Индии. В этом его поддержал Парпола, который долго пытался расшифровать письменность долины Инда. Парпола пришел к выводу, что Муруган был божеством культуры долины Инда и что само имя Муруган можно найти в языке. Хотя эта точка зрения не является общепринятой, причина, по которой она может быть выдвинута, заключается в неоспоримой древности поклонения Сканда. Если теория цивилизации Инда подтвердится, то Скандаису не меньше пяти тысяч лет. В Махараштре ассимилирующие силы Высокой Культуры не могли так легко вытеснить Кхандобу, и он остался независимым богом, хотя и признан аватарой Шивы.

Интересно, что большинство мифов о Сканде связаны со сложным вопросом о его происхождении. Ни у одной другой фигуры в мифологии нет столько претендентов на этот статус. У успеха действительно много отцов, а в случае со Скандой и матерей — восемь в самой популярной версии истории происхождения! Многие претенденты на его происхождение указывают на его огромную важность для соперничающих сект, которым нужна была популярность горного воина, чтобы увеличить свою численность. Только поклонники Ганапати заняли враждебную позицию, когда пришло их время греться на солнце, они никогда не могли простить Сканде его фору в популярности. У джайнов и буддистов не было историй о Сканде, как о ведических божествах; он был слишком жесток для них. В «Махабхарате», по-видимому, есть первая версия его происхождения, хотя в «Рамаяне» есть небольшой раздел, который также охватывает знакомые темы.



Со временем поклонение Сканде стало испытываться, и только в штате Тамил Наду его значительное присутствие. Самый важный храм находится на берегу моря и называется Тируччентур. Другие храмы разбросаны по всему штату и в остальной части Южной Индии. Это отступление Сканда из других частей Индии на юг задокументировано в мифе, в котором говорится, что он был в ярости на своих родителей за то, что они предпочли своего младшего брата Ганапати, когда дело дошло до того, кто должен жениться первым.

Конкурс, призванный решить эту проблему, ни к чему не привел: Сканда совершил путешествие по вселенной физически, а Ганапати просто обошел своих родителей, заявив, что они и есть мир. На метафизическом уровне он был прав, но Сканда ушел в ярости, которая до сих пор не утихла. Во многих южно-индийских храмах есть ежегодный ритуал, когда его родители, живущие в Гималаях, приезжают навестить своего все еще дующегося сына! Миф также точно изображает растущее предпочтение индийцами Ганапати, что пока не показывает признаков уменьшения.


Средство передвижения индуистского бога Муругана, или Сканды, — павлин по имени Паравани.


Сканда едет на павлине по имени Паравани. Его предпочтительное оружие — Вел или копье, отсюда и популярное имя Велаюдхан — тот, чье оружие — копье. Его также называют Юддхаранга или мудрость войны. Он представлен с шестью головами и двенадцатью руками. Он также широко известен как Субраманиам, что является распространенным именем в Южной Индии.


Кайл Тортора, [email protected]

Посмотреть все статуи Муругана от Lotus Sculpture





Паниндийский бог любви и войны

 

История Сканда , бога войны индуистской мифологии, увлекательна по многим причинам. Начнем с того, что его самое распространенное имя, Сканда, сегодня почти забыто после того, как ему поклонялись более двух тысячелетий. Множество интерпретаций, многочисленные истории происхождения и крайне противоречивые рассказы о его жизни и подвигах, которые можно найти по всей Индии, в некотором смысле отражают процесс самого индуизма.

Под обширным зонтиком, названным для удобства индуизмом, скрывается множество религий, сект и философий. Популярность Сканды, его поглощение официальным пантеоном в отличие от его прежнего народного статуса и внезапное падение его всеиндийской популярности до того, что он снова стал местным богом, — все это типичные этапы этого процесса укрытия.

Сканда начал свое существование на очень раннем этапе индийской истории. Похоже, он был популярным богом войны, который жил на лесистых холмах, любил охоту и сражения, а также жаждал кровавых жертвоприношений. Он был молод, красив и пожирает огонь, браво с копьем.

Этот базовый шаблон был известен под разными именами в разных частях страны. В Махараштре его звали Кхандоба, а на обширных территориях юга Индии бог был известен как Малайкилавон, владыка холмов на древнем тамильском языке. Другое его имя было Муруган. Действительно, именно так его до сих пор знают и почитают там, где его поклонение сохранилось.

У индолога Харди была теория, согласно которой поклонение Муругану под разными названиями было популярно и в народной религии севера Индии. В этом его поддержал Парпола, который долго пытался расшифровать письменность долины Инда. Парпола пришел к выводу, что Муруган был божеством культуры долины Инда, и что само имя Муруган можно найти в языке!

Вверху: Сканда Мата: Сканда как сын Парвати
Южная Индия Сканда-Муруган

Хотя эта точка зрения не является общепринятой, причина, по которой она может быть выдвинута, заключается в неоспоримой древности поклонения Сканда. Если теория цивилизации Инда подтвердится, то Сканде не менее пяти тысяч лет. В Махараштре ассимилирующие силы высокой культуры не могли так легко вытеснить Кхандобу, и он остался независимым богом, хотя и признанным аватаром Шивы.

Пока ведическая Индия довольствовалась своими огненными жертвоприношениями и бесконечными литургиями, она воротила нос от народных проявлений веры. Но шок от буддизма и джайнизма, вынудивший их конкурировать за верность верующих, до сих пор презираемых географических и народных богов был поглощен господствующей тенденцией в акте инстинктивной мудрости.

Я считаю, что все паураническое мировоззрение является ответвлением этого процесса. Вера изменилась, и воцарились новые боги, но хранителям веры нужно было заверить людей, что на самом деле ничего не изменилось. Отсюда и последовавшие за этим обширные мифологические излияния. Эти истории были разработаны, чтобы подогнать новых популярных богов — (для жрецов, а не для людей!) — в номинально ведические рамки и рамки Упанишад.

Примерно в шестом веке ситуация стабилизировалась, и большая часть мифологии прочно утвердилась, хотя, возможно, еще не была официально записана. Великими богами, доминирующими в индийском сознании, были Шива, Вишну и его аватары, Брахма, Великая Богиня, Сурья-солнце и Сканда.

Ганапати и Лакшми вели битву, которую они выиграют, чтобы стать более популярными, но это были первые дни, и на них не ставили денег.

Однако к двенадцатому веку Брахмы уже не было на сцене, поклонение Сурье пережило обманчивый расцвет в искусстве и архитектуре, прежде чем оно было катастрофически угасло, а Сканда отступил в анклавы поклонения в штатах Орисса, Бенгалия и некоторых частях Юга. Индия, преимущественно Тамил Наду. Однако к тому времени Сканда был признан сыном Шивы, и его мифы прочно вошли в индийское воображение.

Интересно, что большинство мифов о Сканде связано с животрепещущим вопросом о его происхождении. Ни у одной другой фигуры в мифологии нет столько претендентов на этот статус. У успеха действительно много отцов, а в случае со Скандой и матерей — восемь в самой популярной версии истории происхождения! Многие претенденты на его отцовство указывают на его огромную важность для соперничающих сект, которым нужна была популярность горного воина, чтобы увеличить свою численность.

Только поклонники Ганапати заняли враждебную позицию, когда пришло их время греться на солнышке, они никогда не могли простить Сканде его фору в популярности. У джайнов и буддистов не было историй о Сканде, как о ведических божествах; он был слишком жесток для них. В «Махабхарате», по-видимому, есть первая версия его происхождения, хотя в «Рамаяне» есть небольшой раздел, который также охватывает знакомые темы.

Версия Махабхараты пытается поместить Сканду в сферу ведических божеств, в отличие от других версий, которые по своей природе являются пураническими. Как обычно, дэвам или богам угрожали демонические силы. Чтобы справиться с проблемой, требовался новый герой, поскольку демоны были невосприимчивы к старым силам.

Агни, Бог Огня, идет к некоторым великим мудрецам, чтобы попросить их совершить жертвоприношение, которое даст ему такого сына. Они погружены в какую-то собственную жертву, и Агни должен ждать. Нетерпеливый по натуре и огненный темперамент, он больше внимания уделяет красивым женам риши и охвачен желанием к ним.

Он делает очевидные предложения, которые они игнорируют.

Это, однако, все возможности, необходимые для второстепенной женщины-богини по имени Сваха, которая жаждала в своем сердце Агни. Она принимает облик жен и соблазняет Агни шесть раз подряд. Каждый раз, когда его огненное семя слишком горячо, чтобы она могла удержать в себе, она несет его на гору Свету и кладет в золотой горшок в месте, хорошо скрытом тростником сары.

В этой явно символической утробе семя рождается как Субрахманья или Сканда. Через шесть дней он полностью вырос, и у него по шесть голов для каждой из форм, принимаемых Свахой. На шестой день этому юному герою дарят все оружие богов, и он разбивает демонов в захватывающей битве. После этого он становится постоянным военачальником богов. Он также женит Сваху на Агни и постановляет, чтобы все подношения священному огню сопровождались произнесением ее имени. Это очень очевидная более поздняя интерполяция, сделанная морально возмущенным писателем.

Заклинание «Сваха» так же старо, как Веды и их ритуалы.

Эта версия все еще пытается провозгласить (теперь сомнительное) превосходство ритуала жертвоприношения — даже второстепенные события вокруг жертвоприношения приобретают космическую значимость. Амбивалентная и порой откровенно гедонистическая сексуальность рассказа становится мотивом всех более поздних мифов о Сканда. Сканда по-разному описывается как чрезвычайно распутный молодой человек, защитник молодых женщин от похищения, хранящий целомудрие на протяжении всей жизни, счастливо женатый мужчина или денди, граничащий с повесой.

Очевидно, что бог служил заместителем всех взглядов на сексуальность, когда-либо ставших популярными в Индии. На Юге он женат, Сена и Валли — его две жены. Это на самом деле ничего не говорит, так как Сена означает «армия», а Валли — олицетворение Вела или копья в форме ромба, которое он использует. Они представляют его сущностную природу воина больше, чем любая настоящая человеческая женщина.

В Ориссе и Бенгалии существует интересная народная версия, почему Карттикея или Сканда — холостяк. Его мать, Парвати, жена Шивы, спросила его, на какой девушке он хочет жениться. Он ответил: «Девушка такая же красивая, как ты». Потрясенная очевидными эдипальными коннотациями этого утверждения, она «благословила» его вечным целибатом.

Опыт, похоже, превратил его в женоненавистника. Любая женщина, вошедшая в его священную рощу, мгновенно добавляла бы священной растительности, превращаясь в дерево или лиану! Однако Карттик, как его называют в восточной Индии, остается воплощением красивой доблести, а мужество и привлекательная внешность восхваляются как «похожие на Карттика».

На знаменитых картинах Калигат Пат конца девятнадцатого века многие художники изображают Карттика в европейских танцевальных туфлях, что является своего рода постоянной данью его вечной элегантности.

Еще одной особенностью изображений Сканда в восточной Индии является то, что он всегда изображается лучником, а не копейщиком, как в остальной Индии. Аспект бога-охотника оставался самым сильным в памяти, поскольку до недавнего времени в этом регионе также было много лесов. Однако во всех частях страны самой общей чертой Сканда была его молодость.

Он индийская версия того, что позже будет известно в Европе как Puer Aeturnus — вечная молодость, представляющая не хронологический возраст, а отношение оптимизма и радостной энергии. Скульптурные изображения всегда изображают его как Тришикин — с тремя прядями волос, знаком вечной юности — Кумара.

Это представление о Кумаре было хорошо установлено к тому времени, когда Калидаса написал свою версию происхождения Сканды — Кумарасамбхавам или «Рождение Кумары». Здесь история существенно изменилась, а более поздние Пураны изменили ее еще больше. У демонов есть лидер по имени Тарака, который номинально непобедим. Убить его может только сын Шивы и Парвати, но богов совсем не радует перспектива появления такого нового божка, который легко будет властвовать над ними, имея таких могущественных родителей.

В то время Тарака не представлял реальной угрозы, он был всего лишь пророческим предупреждением, поэтому они берут от Шивы глупое обещание, что у него никогда не будет детей. Простой бог обещает, но разгневанная Парвати отвечает проклятием, которое делает всех дэва-женщин бесплодными на всю вечность. Трудно превзойти подсознательный механизм, объясняющий иссякание ведического потока передачи. Однако Шива только пообещал бросить детей, не занимаясь сексом.

Проходят века, и огромные энергии, накапливающиеся из-за того, что бог сейчас не эякулирует, угрожают самой вселенной. Боги поручают Агни прервать Шиву в его занятиях любовью. Разгневанный бог проливает свое семя, но хитрый Агни понимает, что оно очень пригодится. Он поднимает его и бежит к Брахме, надеясь сделать из него оружие. Однако божественное семя слишком горячее, и Бог Огня сильно обгорел. Он прыгает в реку Ганг, надеясь, что ее священные воды смогут охладить ее до приемлемых пределов, но река находится в агонии и выбрасывает семена на берег тростника сара. Отсюда и имя Сканды сара-бху , рожденный в зарослях тростника сара.

Шесть нимф по имени Криттики (отсюда и имя Картиккея) приходят искупаться и видят, как новоиспеченный младенец посмеивается на берегу. Он так прекрасен, что все они желают его пососать, после чего он принимает шесть форм, так что все они могут его кормить. Другая версия гласит, что ребенок принял шесть голов, чтобы одновременно играть в прятки со своими приемными матерями, и все они по очереди кормили его грудью.

К настоящему времени разгорается большой спор о том, кому принадлежит ребенок. Агни считает его богами. У Ганги хороший случай, ведь именно ее жидкая матка позволила семени оплодотвориться. Криттики утверждают, что нашедшие — хранители. В конце концов, однако, Шива получает опеку над ребенком, поскольку это было его семя, а Парвати получает собственного ребенка.

Необычайный характер этой сказки остается постоянным сюрпризом. Здесь отчетливо виден упадок старых богов, а также удивительные битвы за территорию, которые вели местные боги, чтобы связать себя с всеобщей популярностью и престижем Сканды. Шива в конце концов побеждает, потому что он, очевидно, самый могущественный бог, а также потому, что его природа и привычки все-таки очень похожи на Сканду. Горному богу будет разрешено место в официальной культуре, но только как сыну.

Это присвоение Сканды группой Шивы имело много интересных последствий. Во-первых, «Агни-пурана» и «Сканда-пурана» были сильно дополнены историями, отражающими эту новую аранжировку. В Южной Индии вырос жанр иконических изображений под названием Сомасканда, изображающий младенца Сканду, сидящего на коленях своих божественных родителей. Еще в 17-м и 18-м веках жанры миниатюрной живописи находили эту тему все еще привлекательной. Они представляют собой сентиментальный склад ума, который иногда ужасно видеть или читать. Одного типично красивого примера из «Шива-пураны» должно быть достаточно.

Сканда на павлинье, 11-12 век Чола гранит

Увидев своего сына, великого Господа Шиву
Единственный родственник вселенной,
вместе с великой богиней
Парвати была полна удовольствия и любовь.

Древняя статуя Хаймера Сканда

Размещение сияния Кумары с
блестящий блеск на ее коленях
Парвати сияла славой
как величайший среди
женщин, вынашивающих детей.

Кумара, сидя на коленях Шивы, играл (с) и
дразнил Васуки, короля
змеиные боги, украшавшие
Шея Шивы.

Господь Шива, единственный правитель
Миры, промолчал, его
горло сдавило любовью.

Со временем поклонение Сканде стало угасать, и только в Тамил Наду он имеет значительное присутствие. Самый важный храм находится на берегу моря и называется Тируччентур. Другие храмы разбросаны по всему штату и в остальной части Южной Индии. Это отступление Сканда из других кварталов Индии на юг задокументировано в мифе, в котором говорится, что он был в ярости на своих родителей за то, что они предпочли своего младшего брата Ганапати, когда дело дошло до того, кто должен жениться первым.

Состязание, призванное решить этот вопрос, ни к чему не привело — Сканда совершил путешествие по вселенной физически, а Ганапати просто обошёл своих родителей, утверждая, что они и есть мир. На метафизическом уровне он был прав, но Сканда ушел в ярости, которая до сих пор не утихла. Во многих южно-индийских храмах есть ежегодный ритуал, когда его родители, живущие в Гималаях, приходят навестить своего все еще дующегося сына! Миф также точно изображает растущее предпочтение индийцами Ганапати, что пока не показывает признаков уменьшения.

Сканда ездит на павлине по кличке Паравани — идеальное транспортное средство для космического денди. Его предпочтительное оружие — Вел или копье, отсюда и популярное имя Велайудхан — тот, чье оружие — копье. Его также называют Юддхаранга или мудрость войны. Он представлен с шестью головами и двенадцатью руками. Он также широко известен как Субраманиум, что является распространенным южно-индийским именем.

Интересным примечанием, на котором можно закончить эту статью, является необычное современное использование мифа о Сканда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *