Имя отчество державина: Михаил Державин – биография, фото, личная жизнь, жена, дети, дочь, причина смерти

Михаил Державин – биография, фото, личная жизнь, жена, дети, дочь, причина смерти

Биография Михаила Державина

Михаил Державин – народный артист России, непревзойденный пан Ведущий «Кабачка 13 стульев», актер Московского академического театра сатиры, создавший на сцене десятки неподражаемых образов. Наиболее яркой ролью актера в кинематографе стал Джордж из приключенческой музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки».

На фото: Михаил Державин

Более пятидесяти лет выступал на концертах в творческом тандеме с Александром Ширвиндтом. В 2017 году, незадолго до смерти, Державин выпустил книгу мемуаров «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу».

Детство и семья

Миша родился летом 1936 года в семье москвичей Михаила и Ираиды Державиных. Рос вместе с сестрами – Аней, которая была младше его на полтора года, и Таней, появившейся на свет в 1941. Отец, Михаил Степанович Державин, был известным актером, лауреатом Сталинской премии (за роль генерала Муравьева в фильме «Великий перелом»).

Михаил Державин в детстве (на фото: с отцом)

Но в момент рождения наследника у семьи не было собственного жилья, Мишу принесли в дом его дедушки, маминого отца Ивана Дроздова, начальника Первого водопроводного участка Москвы. Дом располагался в Большом Левшинском переулке.

В юности Державин-старший носил другую фамилию. Вот что вспоминал об этом его сын:

Происхождение у меня отнюдь не аристократическое, как думают многие, судя по «великосветской» фамилии, а самое что ни на есть рабоче-крестьянское. Отцовские корни уходят к крепостным знаменитого поэта Гаврилы Романовича Державина, которые звались Захаровы. Папа мой еще успел побыть Захаровым. Но когда он, молодой рабочий металлургического завода, поступал в театральное училище, а точнее, в студию Евгения Вахтангова, ему посоветовали сменить фамилию – среди учащихся уже числилось немало Захаровых.
Когда неподалеку от дедушкиного дома построили восьмиэтажный дом для вахтанговцев, Державины переехали в новую квартиру, которая располагалась впритык к театральному училищу имени Бориса Щукина.
Микромиром Миши стал Арбат, в котором умещались и детские игры во дворах, и музеи с кинотеатрами, и мороженое с газировкой. Центром этого мира был Вахтанговский театр, в котором служил Михаил Степанович.

Михаил Державин на руках у мамы Ираиды Ивановны

Соседями по дому были все знаменитые основоположники-вахтанговцы. В гости к Державиным приходили Рубен Симонов и Андрей Абрикосов, Виктор Кольцов и Цецилия Мансурова. Для детей они были просто дядями и тетями. Чуть повзрослев, они становились сами не свои, когда в гости к папе приходил сам неунывающий Паганель из «Детей капитана Гранта» и одновременно героический Александр Невский – Николай Черкасов.

Миша с самого детства считал, что жизни без театра и кино просто не существует. В эвакуации в Омске в годы войны пятилетний мальчик выучил монолог Михаила Кутузова из постановки, где играл отец, и начал выступать перед раненными бойцами в госпиталях.

Как вспоминала сестра актера, однажды их отец снялся в фильме «Дело Артамоновых», где у его героя было трое детей. Среднего сына называли исключительно «балбесом». И как-то незаметно этот «балбес» приклеился к Михаилу. Хотя, конечно, никто не считал его балбесом – у маленького Миши было много талантов. Например, рисование. Он писал картины с дошкольного возраста, брал уроки живописи у профессора Василия Мешкова. Михаил создал множество картин – пейзажей, натюрмортов. Рисовал деревянные особнячки, которые стояли на месте нынешнего Нового Арбата.

Арбатский дворик. Рисунок Михаила Державина (1952)

В 1943 году семья вернулась из эвакуации в Москву. К счастью, их дом и квартира остались целы. Миша пошел в мужскую среднюю школу №73 в Серебряном переулке, где учились многие актерские дети, к примеру, Вячеслав Шалевич и Александр Збруев.

Учился Державин неплохо, но успехов достиг именно в гуманитарных предметах, особенно в литературе. И был счастлив, участвуя в литературных вечерах с чтением стихов и прозы современных авторов. Иногда Михаил вместе с сестрой прогуливал уроки и обязательно заходил в музей композитора Александра Скрябина.

Михаил Державин с родителями и сестрами (1952)

После девятого класса Державин перешел в школу рабочей молодежи. В 1951 году от двусторонней бронхопневмонии его отец. Умер рано, ему не исполнилось и пятидесяти. Миша начал «подхалтуривать», чтобы помочь маме прокормить семью. Школу Михаил окончил в 1955 году и сразу же поступил в Щукинское училище, на курс Иосифа Толчанова.

В 15 лет Михаил стал кормильцем семьи

Студенческие годы

Учился он вместе с будущим Шерлоком Холмсом советского кинематографа Василием Ливановым. Тремя годами ранее в то же училище поступил его друг детства Саша Ширвиндт, а когда Державин учился на последнем курсе, в «Щуку» пришел на учебу Андрей Миронов. О студенческих годах Михаил вспоминал:
В студенчестве, чтобы заработать какие-то деньги, я иногда участвовал в ночных съемках на «Мосфильме», на киностудии Горького в эпизодах. Помню ночную работу над фильмами «Аттестат зрелости», где в главной роли блистал тогда Василий Лановой, в «Арене смелых», где виртуозно работал совсем юный Олег Табаков, а для меня это была всего лишь подработка. Потом меня, студента, режиссер Юрий Егоров пригласил в свою картину «Они были первыми» на роль комсомольца Жени Горовского, молодого поэта-гимназиста, который после некоторых метаний перешел на сторону советской власти.
Весь второй курс Державин провел в Ленинграде на съемках. Зная о сложном материальном положении его семьи, руководство пошло навстречу Державину, хотя пропуски учебы из-за съемок в кино в «Щуке» не приветствовали. По словам Михаила, в фильме «Они были первыми» сложился прекрасный актерский состав, превратившийся в дружескую компанию: Марк Бернес, Георгий Юматов, Михаил Ульянов, которого он тогда называл просто Мишей. Марк Наумович много рассказывал Державину об отце, с которым снимался в «Великом переломе».

Молодой Михаил Державин в фильме «Они были первыми»

Пропустив год учебы из-за съемок фильма, который имел огромный успех, Михаил вернулся в училище уже на курс Леонида Шихматова. Его практически сразу начали занимать в спектаклях вахтанговского театра.
Роли были маленькими, но возможность находиться на сцене с великими актерами – Симоновым, Астанговым, Мансуровой – была для Державина очень ценной.

Театр

В 1959 году, получив высшее театральное образование, Михаил поступил на службу в театр имени Ленинского комсомола. Молодого актера сразу же ввели на роль в постановку «Огонь твоей души», также Михаил играл Митю в спектакле «Незнакомые люди». Ленком, по словам Державина, дал ему неоценимый опыт, особенно после премьеры постановки «Опасный возраст», где он появился в главной роли стиляги Бубуся.

В 1963 году театром стал руководить Анатолий Эфрос, который задействовал актера в спектаклях «Вам 22, старики!» (Владимир Лошманов), «До свидания, мальчики» (Алеша Переверзев), «104 страницы про любовь» (штурман Лева Карцев), «Каждому свое» (Пистер).

Спектакль «Ревизор»

В 1967 году Державин несколько месяцев был актером Московского драматического театра на Малой Бронной, а затем по предложению Валентина Плучека перешел в труппу академического театра сатиры.
Туда же перешел и его друг Александр Ширвиндт.

Михаил Державин с коллективом Театра сатиры (1977)

Михаила сразу же ввели в спектакли «Женский монастырь», «Дон Жуан или Любовь к геометрии». В постановке Марка Захарова «Банкет» по произведению Григория Горина и Аркадия Арканова Державин сыграл Елисеева, затем была главная роль Медведя в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца. В «Ревизоре» актер появился как Петр Бобчинский, в «Горе от ума» – как Сергей Скалозуб.

Фото со спектакля «Горе от ума»

По словам Михаила Михайловича, с ролями в театре ему везло. Большим успехом пользовались постановки «Тартюф или Обманщик» (Тартюф), «Самоубийца» (Виктор Викторович), «Бешеные деньги» (Иван Телятев).

Михаил Державин в спектакле «Тартюф» (1981)

Необычайную популярность приобрели у зрителей капустники, в которых принимали участие Михаил Козаков, Леонид Марков, Андрей Миронов. Именно тогда окончательно сложился творческий дуэт Ширвиндт-Державин, пользующийся невероятным успехом.

Ширвиндт, Миронов и Державин

Критики и театралы отмечали, что Михаилу Михайловичу по силам любое амплуа. Так, в постановке «Прощай, конферансье!» актер исполнил главную драматическую роль Николая Буркини, а в спектакле своего друга «Молчи, грусть, молчи…» вышел на сцену в женском платье, блестяще сыграв комическую роль. Всего на сцене Театра сатиры Державин сыграл более 60 ролей.

Державин и Ширвиндт в постановке «Привет от Цюрупы»

Роли в кино

В шестидесятые актер много снимался в кино. Он сыграл Ивана Васильевича в фильме «После бала», поэта Карла Брюллова в картине «Сон», Бориса Грановского в социальной драме «Лебедев против Лебедева». Убедительным был Державин и в роли иностранного туриста Квадрачека в комедии «Спасите утопающего», и в образе генерал-майора Василия Тупикова в военной ленте «На Киевском направлении».

Михаил Державин в фильме «После бала»

Но всенародным любимцем Михаил Михайлович стал после выхода на экраны ЦТ эстрадно-юмористической передачи «Кабачок 13 стульев». Ему досталась роль пана Ведущего, которую Державин играл на протяжении тринадцати лет.

Михаил Державин – пан Ведущий из «Кабачка „13 стульев“»

Популярность «Кабачка» была неимоверной. Единственный, кто терпеть ее не мог, был художественный руководитель Театра сатиры. Валентин Плучек считал, что для актеров на первом месте должен быть театр и только. «Паны» и «пани», снимавшиеся в программе, не раз выслушивали его нарекания, но запретить им участвовать в ней Плучек не мог: «Кабачок 13 стульев» обожали не только рядовые телезрители, но и высшее руководство страны. Люди семьями усаживались перед телевизором, когда на экранах появлялись пан Директор (Спартак Мишулин), пани Моника (Ольга Аросева), пан Профессор (Борис Рунге) и другие персонажи, во главе с паном Ведущим.

Ведущий Михаил Державин приглашает телезрителей в Кабачок “13 стульев” (1978)

Программа стала популярной даже за пределами СССР: к ее десятилетию правительство Польши присвоило всем участникам, включая Михаила Державина, звание «Заслуженный деятель культуры Польши».

В семидесятых годах актер снимался меньше. С Романом Ткачуком и Николаем Гринько он появился в комедии Романа Балаяна «Эффект Ромашкина» (Вадим Баламутников), а с Михаилом Светиным и Юрием Нифонтовым в фильме Андрея Бенкендорфа «Поездка через город».

Эдуард Митрушкин из «Поездки через город»

Новую волну популярности Державину принесла роль Джорджа в картине Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» по произведению Джерома К. Джерома. Историю о друзьях-путешественниках и их удалых приключениях, помимо Державина, с блеском воплотили его друзья и коллеги Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Втроем они настолько достоверно изображали английских джентльменов, попадающих в курьезные ситуации, что фильм пересматривали по несколько раз.

«Трое в лодке, не считая собаки». Смешные моменты

В восьмидесятые актер снялся в одной из серий знаменитого криминального фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи», сыграв начальника ОТК Илью Валетного. С Владимиром Андреевым и Алексеем Жарковым Державин снялся в социальной драме «Джамайка», сыграв артиста Заботина.

Кадр из фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи»

Девяностые оказались гораздо щедрее на кинороли. В комедии «Моя морячка» Михаил Михайлович мастерски перевоплотился в отдыхающего Гудкова, который едва не довел до нервного срыва двух массовиков-затейников (их сыграли Людмила Гурченко и Татьяна Васильева), исполняя каждый день одну и ту же песню о морячке.

Кадр из фильма «Моя морячка»

У Аллы Суриковой Державин снялся в картине «Чокнутые», воплотив образ публициста Фаддея Булгарина. Ряд ролей актер сыграл в фильмах Анатолия Эйрамджана: «Бабник» (Михаил Дмитриевич), «Жених из Майями» (Михаил Михайлович), «Новый Одеон» (Олег Николаевич), «Импотент» (Михал Михалыч) и других.

Кадр из фильма «Бабник»

Владельца фирмы «Фокус-интернешнл» Державин сыграл в комедии «Примадонна Мэри», а в картине Эльдара Рязанова «Старые клячи» появился в образе секретаря горкома партии. С режиссером он также сотрудничал в ремейке фильма «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».

Михаил Державин в фильме «Карнавальная ночь-2»

С наступлением нового тысячелетия Михаил Михайлович снимался в кино гораздо меньше. Его последние роли – сотрудник СВР в комедии «Мексиканский вояж Степаныча» и дядя Миша в музыкальной драме «Криминальный блюз для саксофона».

Личная жизнь Михаила Державина

После съемок картины «Они были первыми» Державин вернулся в училище на второй курс, тогда как прежние однокурсники уже учились на третьем. Среди новых товарищей Миша увидел очаровательную девушку и сразу влюбился. При знакомстве оказалось, что Катя – дочь Аркадия Райкина, которого юноша знал задолго до знакомства с возлюбленной.

Екатерина Райкина

Ей было 19, ему – 21, когда они поженились. Жили в съемной комнате в квартире знакомых, пытались устроить семейное гнездышко. После училища попали в разные театры: репетиции, разный график гастролей, разлука… Как-то незаметно они отдалились друг от друга и спустя два года брака развелись, Катя вскоре вышла замуж за Юрия Яковлева и родила сына Алексея.

Михаил Державин с семьей Райкиных

А Державина тем временем познакомили с дочерью легендарного маршала – Ниной Буденной, журналисткой. Их представил друг другу переводчик Никиты Хрущева Виктор Суходрев. Молодые люди понравились друг другу, стали встречаться. Понравился Михаил и будущему тестю. В 1962 году состоялась свадьба, а через год родилась их дочка Маша.

Нина Будённая в молодости

Брак продлился 16 лет. Развелись они, по одной версии, из-за измен актера, по другой, из-за того что у Нины появился новый возлюбленный, художник-график Николай Пономарев. Как бы то ни было, харизматичный и обаятельный Михаил действительно не был примерным семьянином.

Державин с дочкой Машей

Страстными, хотя и недолговечными стали его отношения с молоденькой актрисой Татьяной Васильевой, которая пришла работать в Театр сатиры. Вместе они играли в постановке «У времени в плену», Державин ухаживал красиво: водил девушку на выставки, помогал в карьере, влезал по ночам в окно общежития с цветами. Татьяна была знакома с мамой Михаила, подружилась с сестрами. Но развития романа не последовало, вскоре актеры расстались, оставшись в приятельских отношениях.

С Татьяной Васильевой

Третью жену Державину, по его словам, подарило небо. Он знал, что есть такая певица – Роксана Бабаян, слышал ее песни. Но когда увидел ее в самолете, на котором летел с гастролей, понял, что влюбился. Оба были несвободны: Михаил жил с Ниной Буденной, Роксана – с Константином Орбеляном. Их чувства оказались настолько сильны, что разводы с прежними супругами оказались неизбежными.

Третья жена Михаила Державина – Роксана Бабаян

В 1980 году Державин и Бабаян сыграли свадьбу. Союз оказался прочным и долговечным. Дочь Маша подружилась с мачехой, Роксана помогала ей растить сыновей Петю и Пашу. Всеми силами певица пыталась сохранить здоровье мужа под конец его жизни, но хронические заболевания и длительная болезнь сердца привели к смерти артиста.

Смерть и память

В последние годы жизни Михаил Державин болел все чаще. В 2015 году попал в клинику с левосторонней пневмонией. Врачи поставили актера на ноги, он вернулся на сцену, но ненадолго. Участились гипертонические кризы, Бабаян уговорила мужа лечь в больницу, чтобы не только стабилизировать давление, но и сбросить лишний вес.

Михаил Державин в последние годы жизни

В 2017 году вышла биографическая книга актера «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу». В ней – не только его собственные воспоминания, но и рассказы родных и друзей, а также редкие фотографии из личного архива Державина.

С начала декабря того же года Михаил Михайлович находился в госпитале на очередном лечении. Он успел записать видеообращение к своим поклонникам, в котором, как предчувствие прозвучали слова: «Настало время попрощаться с вами и сказать: “Всего вам доброго!”».

Михаил Державин. Таланты и поклонники

Михаил Державин скончался в больнице 10 января 2018 года. Ему был 81 год. Похоронили актера, как он и просил, рядом с родителями и сестрой на Новодевичьем кладбище. В память о блестящем артисте было выпущено несколько фильмов, в их числе эксклюзив: «Тайные дневники Михаила Державина».

Интересные факты

  • Маленькому Мише было четыре года, когда его отец репетировал в «Фельдмаршале Кутузове». Он с сестрой придумал игру: надевали на головы подушки-думочки как треуголки – Аня была Наполеоном, Миша – Кутузовым. Однажды сестра прямо во время игры села в «треуголке» на горшок, а брат начал бегать вокруг нее с криком: «Ну, Наполеон! Ну что ты так долго?! Я же должен читать монолог». Мама со смехом предложила папе внести эту сцену в постановку.

  • Будучи школьником, Державин частенько шалил. Однажды мама купила по дешевке два десятка яиц, но очень мелких. Миша, когда их увидел, потихоньку вырезал на ластике текст и чернилами проштамповал каждое яйцо. Когда мама собиралась напечь блинов, то увидела надпись «черепашьи» и даже в ужасе хотела их выбросить, но сын признался, что это – его художества.

  • В молодости Михаила называли Держиком. Он смеялся, что прозвище соответствует доброму, безобидному и безотказному существу: не спорит, не кусает, но всегда поможет, если будет нужно.

  • Александр Ширвиндт вспоминал, что главное хобби – рыбалка – передалось Державину по наследству отцом. Друзья вместе часто выезжали с палаткой в ночное, позже рыбачили в более цивилизованных местах. Улов Михаила Михайловича всегда был больше, чем у его друга.

Важные события в жизни

  • 1955 год: поступил в театральное училище имени Бориса Щукина.
  • 1956 год: снялся в фильме «Они были первыми».
  • 1958 год: женился на однокурснице Екатерине Райкиной.
  • 1959 год: поступил на службу в театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал в спектакле «Незнакомые люди».
  • 1960 год: развелся с Екатериной Райкиной. Сыграл главные роли в спектаклях «Опасный возраст», «Гамлет из квартиры №13».
  • 1962 год: женился на журналистке Нине Буденной.
  • 1963 год: родилась дочь Мария.
  • 1967 год: перешел на службу в труппу академического театра сатиры. Стал бессменным паном Ведущим в эстрадно-развлекательной программе «Кабачок 13 стульев».
  • 1971 год: сыграл Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо».
  • 1972 год: сыграл Петра Бобчинского в спектакле «Ревизор».
  • 1974 год: удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
  • 1976 год: удостоен звания заслуженного деятеля искусств Польши.
  • 1978 год: развелся с Ниной Буденной.
  • 1979 год: снялся в фильме «Трое в лодке, не считая собаки».
  • 1980 год: женился на певице Роксане Бабаян.
  • 1989 год: удостоен звания народного артиста РСФСР.
  • 1990 год: снялся в фильме «Моя морячка».
  • 1992 год: снялся в фильме «Жених из Майами».
  • 1996 год: награжден орденом Дружбы.
  • 2006 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
  • 2011 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
  • 2015 год: сыграл последнюю роль дяди Миши в фильме «Криминальный блюз».
  • 2017 год: награжден орденом Почета. Выпустил книгу «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу».
  • 10 января 2018 года: дата смерти.

Жены Михаила Державина — фото всех жен, биография, личная жизнь

Любимец советских зрителей, известный своим интеллигентным тонким юмором Михаил Михайлович Державин был рожден в семье актеров. Выбирать много не надо было – конечно театральное училище. Затем игра на сцене театра Ленинского комсомола и, наконец, в драматическом театре. Но самые лучшие фильмы и постановки с участием Михаила Державина известны своим искрометным юмором. Особенно ему удалась роль ведущего в «13 стульев». Красивый и обаятельный актер, баловень судьбы и женщин был женат трижды в своей жизни. Жены Михаила Державина сохранили хорошие воспоминания о своем бывшем супруге.

На фото: Михаил Державин в молодости

Содержание

  1. Жены Михаила Державина — Фото
  2. Первая жена Михаила Державина
  3. Вторая жена Михаила Державина
  4. Третья жена Михаила Державина

Советская актриса Екатерина Райкина (1938) была первой женой Михаила Державина. Свадьбу сыграли на последнем курсе училища. Первая юношеская любовь их не выдержала испытаний семейных трудностей и неурядиц. Они расстались через два года, детей у них не было.

Дочь Семена Буденного(1939 года рождения) стала для Державина второй женой. С Буденной Ниной Семеновной у Михаила Державина была совместная дочь Мария. Легендарный комдив обожал свою внучку. К счастью для него до развода своей дочери он не дожил. Несмотря на общую дочь и 16 лет совместной жизни, супруги так и не стали родными людьми. Второй брак Михаила Державина тоже распался, как и первый.

Все остальные годы своей жизни Михаил прожил с последней своей женой Роксаной Рубеновной Бабаян (1946 года). Эстрадная певица и актриса Роксана стала верной подругой для актера. С ней Михаил прожил остаток своих дней с 1980 года до самой своей смерти.

На фото: Михаил Державин с Александром Ширвиндтом

Первая жена Михаила Державина

Екатерина Аркадьевна Райкина начала свою актерскую карьеру с роли Козетты в постановке «Отверженные», когда ей едва исполнилось 12 лет. Катя училась вместе с будущим актером Мишей Державиным в Щукинском училище.

На фото: Первая жена Михаила Державина, Екатерина Райкина

На последнем курсе они решили не расставаться. Первое время они жили вместе с родителями Михаила. Позже отец Кати Аркадий Райкин снял для молодоженов отдельную комнату. Но Екатерина оставила мужа ради актера Юрия Яковлева, с которым играла в одном спектакле.

На фото: Михаил Державин с семьей Райкиных

В настоящее время Екатерина Райкина работает в Русском театре в Монреале. У актрисы есть любимая работа, чувство творческого удовлетворения и у зрителей есть возможность видеть актрису на сцене.

Вторая жена Михаила Державина

Дочь Семена Буденного, которая стала Державину второй женой, никакого отношения к театру не имела. Нина была журналисткой и художником, литературным сотрудником нескольких журналов. С ней, однако, Михаил прожил 16 лет, но они остались чужими друг другу. В своих многочисленных интервью Нина Семеновна рассказывает больше о биографии своего легендарного отца, чем о своей собственной биографии.

На фото: Вторая жена Михаила Державина, Нина Семеновна

Недавно стало известно, что Державин имел связь с актрисой Татьяной Васильевой в то время, когда жил с Ниной. Однако причиной развода актера стала встреча его с другой женщиной – Роксаной Бабаян, которая стала третьей и последней его женой.

На фото: Михаил Державин с дочерью Марией и внуком

Нина Будённая в тот момент тоже встретила новую любовь своей жизни – художника-графика Пономарева Николая Афанасьевича, который стал ее новым мужем. Николай Афанасьевич возглавлял Союз художников СССР в то время и был президентом Академии Художеств.

Третья жена Михаила Державина

С третьей женой актера – Роксаной Рубеновной Бабаян(1946), советской и российской певицей и актрисой они познакомились в небе. Точнее, это было в самолете. Этот брак оказался удачным и выдержал испытание временем.

На фото: Михаил Державин с последней женой, Роксаной Бабаян

Михаил Державин с женой прожили в любви и счастье 38 лет. В тот момент они оба состояли в браке, но это их не остановило. Оставив нажитое добро своим прежним семьям, они начали свою семейную жизнь с нуля на голом месте. Михаил Державин и его жена были счастливы в браке. На Фото жены Михаила Державина можно видеть ее добрую улыбку и спокойный взгляд.

На фото: Михаил Державин с последней женой, Роксаной Бабаян

В своей книге «Я везучий», Державин с присущим ему юмором пишет о своей жизни, о друзьях, о любимых женщинах. Он был действительно счастлив в личной жизни, в профессии, любим друзьями и женщинами.

На фото: Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»

Михаил Михайлович Державин умер в январе 2018 года от продолжительной болезни. Актер дожил до 81 года. Незадолго до своей смерти, он шутил, что никогда не ожидал, что доживет до такого преклонного возраста. Ведь его отец умер в 49 лет. На Новодевичьем кладбище актер нашел себе приют рядом со своим отцом. Любимые женщины и любящие поклонники провожали его в последний путь. Вся Москва вышла проводить актера. Спи спокойно, мы любим и помним тебя!

Возможно интересно: Жена Александра Ширвиндта, Жена Аркадия Райкина.

2020, Том 17, Выпуск 3 | ВОПРОСЫ ОНОМАСТИКИ

Алпатов Владислав Васильевич
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия

Средневековые английские прозвища и фамилии с христианскими ассоциациями

Вопросы ономастики, 2020, том 17, вып. 3, с. 23–50 (на русском языке)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.033

Получено 31 января 2020 г.

Abstract:  В статье рассматриваются средневековые английские прозвища и производные от них современные фамилии, вызывающие христианские ассоциации благодаря своей мотивации. Чаще всего эти прозвища первоначально относились к канцелярскому ордену или должности (например, Кларк < клерк ), а затем впоследствии принимают форму отчества (например, Викерсон < викарий ). Некоторые из них являются собственно родом занятий, обозначающими саму должность (например, Perst ) или отношение к людям в священном или монашеском ордене: семейный (имя могло быть унаследовано законными или, после 12 века, незаконнорожденными детьми) или рабочий (например, Monkman ). В качестве альтернативы такие прозвища являются метафорическими, обозначающими людей, похожих на священников, монахов и т. д. (например, Кардинал ). Ряд прозвищ относится к различным второстепенным церковным должностям, таким как пономарь и певчий, а также к религиозно и социально отмеченным людям, таким как Палмер. Существует также тип метонимических прозвищ, описывающих поведение носителя в религиозно-нравственном плане, напр. как благочестивый или молитвенный (например, Holyman ). Менее распространены, но более разнообразны «событийные прозвища», под заголовком которых автор включает то, что традиционно называют театральными именами, из предполагаемых ролей в средневековой драме (например, 9).0018 Ирод ), и имена, происходящие от церковных праздников (например, Рождество ). Религиозные ассоциации также появляются в именах, полученных из клятв и любимых фраз названных лиц (например, Godspeed ). Таким образом, массив демонстрирует широкий спектр средневековых социальных ролей и взглядов и позволяет размышлять об их соответствующей известности. Проводятся параллели с древнерусскими именами и прозвищами, предлагается несколько альтернативных объяснений или уточнений английских прозвищ. Статья продолжает серию публикаций, посвященных влиянию христианства на английское и, шире, средневековое европейское имянаречение.

Ключевые слова: история фамилий, средневековые прозвища, христианские ассоциации, религиозные мотивы, религиоведческая лексика, мотивация имен, англоязычное имяведение.

Ссылки

Алпатов В.В. (2007). Концептуальные основы формирования английско-христианских топонимов (Докторская диссертация). Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов.

Алпатов В.В. (2010). Английские метафорические топонимы с христианскими ассоциациями. Вопросы ономастики , 2(9), 86–94.

Алпатов В.В. (2015). Топонимия с библейскими ассоциациями в Англии и других странах Западной Европы: хронология и мотивация. Вопросы ономастики , 1(18), 17–47. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2015.1.002

Алпатов В.В. (2018). Молитвы в топонимах. В О. Фелекан (ред.), Ономастика между священным и мирским (стр. 143–156). Малага: Вернон Пресс.

Бардсли, гл. В. (1968). английских фамилий. Ратленд, Вирджиния: Чарльз Э. Таттл.

Биддл, М. и др. (Ред.). (1976). Винчестер в раннем средневековье . Оксфорд: ОУП, 1976.

.

Чикало, Н. А. (2019a). Архаические представления человека о здоровье (на материале древнегерманских языков). Вестник Московского государственного областного университета. сер. «Лингвистика» , 6, 74–85.

Чикало, Н. А. (2019b). Этимологизация лексики, репрезентирующей понятие «здоровье» в древнеанглийском языке (общегерманский и индоевропейский фон). В Э. Л. Березович (ред.), Этнолингвистика. Ономастика. Этимология [Этнолингвистика. Ономастика. этимология] (стр. 358–361). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

Чикало, Н. А. (2019c). Этимологическая реконструкция лексики со значением «здоровье» в современных английском и русском языках. Вестник Московского городского педагогического университета. сер. «Филология. Теория языка. Языкое образование» , 1(33), 72–79.

Кларк, К. (1995). Некоторые ранние кентерберийские фамилии. В П. Джексон (ред.), Слова, имена и история: Избранные произведения Сесили Кларк (стр. 207–220). Кембридж: Д. С. Брюэр.

Далтон, Дж. Н. (ред.). (1917). Соборная церковь Оттери Святой Марии . Кембридж: КУБОК.

Долан, младший (1972). Английские имена предков . Нью-Йорк: Кларксон Н. Поттер.

Эквал, Э. (1947). Ранние лондонские личные имена . Лунд: Глируп.

Харви, Б. (2002). Жизнь послушника в Вестминстерском аббатстве за век до роспуска. В Дж. Г. Кларке (ред.), Религиозные ордена в дореформационной Англии (стр. 51–73). Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл.

Hassal, WO (1967). История по фамилиям . Оксфорд: Пергамон Пресс.

Джонстон, А.Ф. (2006). Приходская пьеса до Реформации. В C. Burgess, & E. Duffy (Eds.), Приход в позднесредневековой Англии (стр. 322–338). Донингтон: Шон Тайас.

Йонсё, Дж. (1979). Исследования средневековых английских прозвищ (Том 1). Лунд: Глируп.

Мэтьюз, Калифорния (1966). Английские фамилии . Лондон: Эденсфельд и Николсон.

МакКинли, Р. А. (1990–1991). Средневековые латинские переводы английских личных имен: их значение для истории фамилий. Номина , 14, 1–6.

Постлес, Д. (1999). «Себя как другого» и среднеанглийские прозвища. Номина , 22, 117–132.

Постлес, Д. (2004). Переговоры по именам. Номина , 27, 41–70.

Рини, П. Х. (1980). Происхождение британских фамилий . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Редмондс, Г., Кинг, Т., и Эй, Д. (2015). Фамилии, ДНК и семейная история . Оксфорд: ОУП.

Ролласон, Д., и Ролласон, Л. (ред.). (2007). Даремская Liber Vitae (Том 2). Лондон: Британская библиотека.

Селищев А. М. (2003). Труды по русскому языку (Том 1). Москва: Языки славянских культур.

Зигмундссон, С. (ред.). (2002). Kristendommens indflydelse på nordisk navngivning: Rapport fra NORNAs 28 symposium i Skálholt [Влияние христианства на скандинавские имена: отчет с 28-го симпозиума NORNA в Скалхольте]. Уппсала: Норна-Фёрлагет.

Синица, Н. А. (2016). К вопросу о параметрах этнолингвистического портрета (на материале портретов служителей культа в славянских языках). Научный диалог , 12, 170–184.

Тенгвик, Г. (1938). Старые английские псевдонимы . Уппсала: Almqvist & Wiksells.

Унбегаун, Б. О. (1989). Русские семьи [Российские фамилии]. Москва: Прогресс.

Викулова Л.Г., Васильева Е.Г. (2015). Выбор имени как инструмент укрепления династической власти в раннем Средневековье (Франция, V–X вв.). Верхневолжский филологический вестник , 2, 58–64.

Project MUSE — Написание полезного прошлого: русская литературная культура 1917-37 гг. Автор Angelas>Brintlinger (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

ОТЗЫВЫ I I7 Война, то еще одна черта его характера могла бы объяснить это, а именно способность и готовность доводить каждую мысль до ее конечного логического вывода, а затем действовать решительно на основе этого вывода. Приняв большевистское дело, он был полностью готов умереть за него. Книга Смита, монументальное научное достижение и уже получившая в 2000 году премию Алека Нове (присуждаемую ежегодно Британской ассоциацией славянских и восточноевропейских исследований), могла бы выиграть от незначительного редакционного вмешательства, если можно ожидать второго издания и/или перевода на русский язык. Смит неправильно пишет имя премьер-министра Израиля Бегина (стр. 302, 366), отчество российского бизнесмена Николая Денисова (стр. 89).), а также фамилии вымышленного персонажа Мечика в «Разгроме» Фадеева и критика Владимира Фрише (с. 267, 273). Ошибается он и насчет отчества автора Ажаев (Николаевич, а не Иванович, с. 366), ударения в слове групповщина (должно быть на предпоследнем, а не на втором слоге, с. 273), известном адресе писателей. многоквартирных домов в Москве (с. 360) и название книги Рэйчел Мэй (с. 333). Некоторые замечания Смита по поводу Мирского тоже неточны и даже противоречивы, особенно по сравнению с другими публикациями Смита. Таким образом, его утверждение о том, что английский язык писем Мирского к Джейн Эллен Харрисон был «жестким» (стр. 35), тревожно согласуется с его более ранним заявлением о том, что «Харрисон, кажется, уничтожил письма, которые она получила от Мирского» (Oxford Slavonic Papers. New). Серия, 28, 1995, с. 63). Точно так же его приписывание Книги Медведя 1925 года (предмет переписки Мирского-Харрисона) издательству Hogarth Press (стр. 99) трудно согласовать с тем фактом, что эта публикация была выпущена в 1926 году издательством Nonesuch Press (об этом также ясно заявил сам Смит в Oxford Slavonic Press). Papers, 28, 1995, стр. 71, 74, 84). Кроме того, на с. 292 дата ареста Мирского указана как ночь со 2 на 3 июля 1937 года, тогда как из даты в ордере на арест (стр. 307) и других документов в деле Мирского НКВД следует, что он был арестован в ночь с 2 на 3 июля 1937 года. Июнь. Наконец, я хотел бы воспользоваться этим случаем, чтобы восполнить недостающие даты (см. стр. 57 и 22I) для теоретика стиха Валериана Адольфовича Чудовского (i 89). I- 1937?) и автор Георгий Николаевич Мунблит (I 904-98). Кафедра славистики АНДРЕЙ РОГАЧЕВСКИЙ Университет Глазго Бринтлингер, Анджела. Написание полезного прошлого: русская литературная культура I9I7-37. Исследования по русской литературе и теории. Издательство Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс, 2000. X + 253 стр. Ноты. Библиография. Индекс. 79,95 долларов США. За названием этой книги скрывается еще один, несколько необычный вклад в двухсотлетие Пушкина. Неудачные попытки трех обсуждаемых авторов, Юрия Тынянова, Владислава Ходасевича и Михаила Булгакова, написать биографию Пушкина на фоне написанных ими биографий Грибоедова, Державина и Мольера соответственно.20-х и 1930-х годов, написав на эту тему докторскую диссертацию. i i8 SEER, 8o, I, 2002 Однако эта книга представляет собой не просто переработанную кандидатскую диссертацию, а увлекательное знакомство с тремя очень разными авторами: Михаилом Булгаковым, писателем, ставшим академиком, Тыняновым, и поэтом-эмигрантом, ставшим академиком Ходасевичем. ясно, что последние два из них привлекли относительно мало внимания критиков, пишущих на английском языке. Действительно, автор сам несет ответственность за большую часть написанного. Каждому трем авторам отведено по две главы: одна о написанной ими биографии («Смерть Вазир-Мухтара»; «Державин»; «Жизнь господина де Мольера») и одна об их попытках изобразить Пушкина. И Тынянов, и Ходасевич создали неоконченные биографии, а булгаковская пьеса «Александр Пушкин» (позже поставленная как «Последние дни») примечательна полным отсутствием на сцене одноименного героя. Впрочем, кроме того, на полотне Бринтлингера есть интересные второстепенные фигуры. Вильгельм-Кюкельбекер, однокашник Пушкина по лицею, — герой популярного «детского романа» Тынянова «Кюхля», в котором Пушкин играет второстепенную роль. Окончательная биография Державина XIX века, написанная Яковом Гротом, оказала, как мастерски показывает Бринтлингер, большое влияние на гораздо более короткие произведения Ходасевича. , соратник Булгакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *