Имажинизм в литературе серебряного века: Имажинизм в литературе серебряного века

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Библиографическое описание:

Апетян, М. К. Литературное течение Серебряного века — имажинизм / М. К. Апетян, В. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46117/ (дата обращения: 17.02.2023).



Период, названный в русской литературе «Серебряный век», характеризуется возникновением множества течений, одним из которых является имажинизм. Данное литературно-художественное течение получило свое название от английского слова “image” — образ. Имажинизм в России возник в послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Термин “имажинизм” заимствован у авангардной школы англоязычной поэзии — имажизма, но следует отметить, что русских имажинистов нельзя считать приемниками имажистов, так как теоретическая программа имажинистов во многом перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное отрицание этими группами друг друга.

Некоторые имажинисты ранее участвовали в объединение футуристов [1, c. 16].

Представители имажинизма справедливо находили его корни в собственном творчестве середины 1910-х. Основная теория имажинизма заключена в выражении «образы прежде всего», целью творчества его представителей было создание образа. Главным выразительным средством имажинизма является метафора, часто переходящая в целые метафорические цепи, которые сопоставляли различные элементы прямого и переносного образа. Кроме того, характерными для творческой практики имажинистов являются эпатаж и анархические мотивы [3, c. 145].

Первый имажинистский сборник был напечатан в губернской типографии осенью 1918 года, а первый поэтический вечер имажинистов прошел 29 января 1919 г. в Московском отделении Всероссийского союза поэтов. На следующий день вышла декларация в Воронежском журнале «Сирена» (№ 4), а 10 февраля в газете «Советская страна» были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов», под которой подписались следующие поэты: С.

А. Есенин, Р.Ивнёв, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, художники Б.Эрдман, Г.Якулов [1, c.18].

Со временем в теоретических взглядах имажинистов происходит важное изменение: «малый образ теряет федеративную свободу, входя в органическое подчинение образу целого», — гласит Почти декларация 1923 г., в которой звучит призыв творить человека и эпоху, принципы психологизма и строгого логического мышления возводятся в ранг канонических. Важное место в практике течения занимало слияние искусства и повседневной жизни, личные отношения между его представителями часто становились литературным фактом, так как большое значение имела не только эстетическая позиция соратника, воплощенная в творческую деятельность, но и внелитературное поведение, бытовое общение и дружеская связь [2, c. 40].

К имажинистскому движению наряду с подписавшими Декларацию присоединились поэты: И. Грузинов, А. Кусиков, Н. Эрдман, М. Ройзман, В. Эрлих и др. Возник «Орден имажинистов». В 1923 г. в Петрограде был основан «Воинствующих орден имажинистов», не получивший широкой известности.

Имажинистское течение унаследовало от футуризма стремление к скандальным, эпатирующим выступлениям и программным акциям. Представители имажинистской школы, полные революционных стремлений, выдвинули требование аграмматической поэтики, развернули борьбу против приставок, глаголов, прилагательных, а также выступали за динамизацию существительных. С. А. Есенин входил в костяк объединения, одним из главных источников образности Есенина была народная мифология, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение», датированные 1921 г. и драматическая поэма «Пугачев», вышедшая в 1922г. [4, c. 86].

Имажинисты имели успех в различных видах творческой деятельности, в частности книгопечатании и книготорговле, им принадлежало несколько собственных издательств: «Имажинисты», «Чихи-Пихи», «Сандро». В 1922 г. имажинисты начали издавать журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», ко времени закрытия которого в 1924 г. было выпущен 4 номера. Кроме того, имажинистам принадлежали кафе «Стойло Пегаса», два книжных магазина, они владели кинотеатром «Лилипут» [4, c.88].

Будучи друзьями и соратниками в жизни члены имажинистской общины впоследствии оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству, в сугубо поэтических вопросах между ними не было абсолютного единства. В. Шершеневич в «Листах имажиниста» вел полемику с теоретическими идеями Есенина, которые были высказаны в работе «Ключи Марии». Кроме того, он критиковал поэтическую практику других поэтов, утверждая, что «соединение отдельных образов в стихотворение есть механическая работа, а не органическая, как полагают С. Есенин и А. Кусиков» [2].

31 августа 1924 года в газете «Правда» Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо, в котором объявили о роспуске группы имажинистов по своей личной инициативе.

С конца 1927 года, времени, когда Иосиф Сталин провозгласил первый пятилетний план и «культурную революцию», резким изменениям подвергся и литературный мир. В данный период началась активная пролетаризация культуры, в связи с этим невозможным стало само существование широкого спектра литературных направлений.

Тем не менее, русский имажинизм за время своего существования сыграл заметную роль в литературном процессе. Имажинизм как литературное течение внес существенный вклад в культуру рифмования, потребовав лирического единства композиции стихотворения, способствовал настойчивым поискам в области обновления поэтики, неординарности метафорического мышления. Кроме того, постулаты и принципы стихосложения, выдвинутые имажинистами, явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

Литература:

  1. Бандурина Н. С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16–18.
  2. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / сост. , подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997. С.40–45.
  3. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.:Иваново, 2007. С. 145.
  4. Шершеневич В. Г. Существуют ли имажинисты? // В мире книг. 1987. № 11. С. 86–89.

Основные термины (генерируются автоматически): имажинист, творческая деятельность.

Поэты Серебряного Века — Имажинизм

Поэты Серебряного Века

Войти

Регистрация

Забыли?

  • Стихи
  • Биографии
  • Новости
  • Течения
  • О проекте

Биографии Поэтов:

  • Александр Блок
  • Александр Введенский
  • Александр Добролюбов
  • Александр Рославлев
  • Александр Тиняков
  • Александр Фёдоров
  • Алексей Лозина-Лозинский
  • Анатолий Мариенгоф
  • Андрей Белый
  • Анна Ахматова
  • Бенедикт Лившиц
  • Борис Пастернак
  • Борис Садовской
  • Вадим Гарднер
  • Вадим Шершеневич
  • Валентин Кривич
  • Валерий Брюсов
  • Василий Каменский
  • Василий Комаровский
  • Велимир Хлебников
  • Вера Инбер
  • Вера Рудич
  • Виктор Гофман
  • Виктор Стражев
  • Вильгельм Зоргенфрей
  • Владимир Маккавейский
  • Владимир Маяковский
  • Владимир Нарбут
  • Владимир Пяст
  • Владимир Шилейко
  • Владимир Эльснер
  • Владислав Ходасевич
  • Всеволод Князев
  • Всеволод Рождественский
  • Вячеслав Иванов
  • Георгий Адамович
  • Георгий Иванов
  • Георгий Чулков
  • Георгий Шенгели
  • Давид Бурлюк
  • Даниил Хармс
  • Демьян Бедный
  • Дмитрий Цензор
  • Егор Нечаев
  • Зинаида Гиппиус
  • Иван Аксёнов
  • Иван Бунин
  • Иван Коневской
  • Иван Рукавишников
  • Игорь Северянин
  • Илья Сельвинский
  • Илья Эренбург
  • Иннокентий Анненский
  • Ирина Одоевцева
  • Клара Арсенева
  • Константин Бальмонт
  • Константин Большаков
  • Константин Фофанов
  • Корней Чуковский
  • Лев Эллис
  • Максимилиан Волошин
  • Марина Цветаева
  • Мариэтта Шагинян
  • Мария Моравская
  • Мирра Лохвицкая
  • Михаил Зенкевич
  • Михаил Кузмин
  • Михаил Лозинский
  • Надежда Павлович
  • Наталья Крандиевская
  • Николай Агнивцев
  • Николай Асеев
  • Николай Гумилёв
  • Николай Заболоцкий
  • Николай Клюев
  • Николай Минский
  • Николай Недоброво
  • Осип Мандельштам
  • Павел Радимов
  • Поликсена Соловьёва
  • Пётр Орешин
  • Пётр Потёмкин
  • Рюрик Ивнев
  • Саша Чёрный
  • Сергей Бобров
  • Сергей Городецкий
  • Сергей Есенин
  • Сергей Клычков
  • Сергей Соловьёв
  • Сергей Третьяков
  • София Парнок
  • Тэффи
  • Фёдор Сологуб
  • Юлиан Анисимов
  • Юргис Балтрушайтис
  • Юрий Верховский

Главная  /  Биографии  /  Имажинизм

Литературное течение: Имажинизм «Мезонин поэзии»

Литературное течение: Имажинизм

Литературное течение: Имажинизм Эгофутуризм «Мезонин поэзии»

Литературное течение: Крестьянская поэзия Имажинизм

Литературные течения:

  • «ЛЕФ» (5)
  • «Мезонин поэзии» (4)
  • «Центрифуга» (4)
  • Акмеизм (17)
  • Имажинизм (4)
  • Конструктивизм (2)
  • Крестьянская поэзия (7)
  • Кубофутуризм (2)
  • Обэриуты (3)
  • Сатирическая поэзия (2)
  • Символизм (33)
  • Футуризм (13)
  • Эгофутуризм (3)

Литература и эстетика от серебряного века до 1930-х гг.

— Исследователь Манчестерского университета

:
Перевод названия доклада Густав Шпет: Литература и эстетика от серебряного века до 1930-х гг.

Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование

В статье рассматривается погружение Густава Шпета в русский символизм, его контакты с имажинистами, его вклад в работу Московского лингвистического кружка и изучение литературы в ГАХН. В заключительном разделе предлагается анализ карьеры Шпета как переводчика.

Перевод названия вклада Gustav Spept: литература и эстетика из серебряного века до 1930-х годов
Оригинальный язык 10008
Страницы (от до) 10008
(от до) 10008
(от до) 10008
.
Номер страниц 18
Журнал PrimerJalna Knjizevnost
Том 29
Выпуск №. 0006 2
Publication status Published — 2006

  • Imagism
  • Literary aesthetics
  • Literary theory
  • Moskow linguistic circle
  • Russian literature
  • Shpet, Gustav
  • Symbolism
  • АПА
  • Автор
  • БИБТЕКС
  • Гарвард
  • Стандарт
  • РИС
  • Ванкувер

@article{59ebeb07fb644dffa75e87aceb28e8a7,

title = «Книжность в эстетике от »сребрнега века« до 30. лет 20. стола»,

abstract = «В статье рассматривается погружение Густава Шпета в русский символизм, его контакты с имажинистами, его вклад в работу Московского лингвистического кружка и изучение литературы в ГАХН. В заключительном разделе анализ карьеры Шпета как переводчик предлагается.»,

keywords = «Имажинизм, Литературная эстетика, Теория литературы, Московский лингвистический кружок, Русская литература, Шпет, Густав, Символизм»,

author = «Галин Тиханов»,

year = «2006»,

язык = «Словацкий»,

том = «29»,

страницы = «1—19»,

журнал = «Примерьялна Книжевность»,

issn = «0351-1189»,

издатель = «Slovensko Drustvo ZA TrimerJalno Knjizevnost»,

Number = «2»,

}

Tihanov, G 2006, ‘Književnost в Estetika od »srebrnega veka« do 30. Let 20. STOLETJA’, 222222222. . 29, нет. 2, стр. 1-19.

Книжность в эстетике од «сребрнега века» до 30. лет 20. стола. / Тиханов, Галин.

В: Примерная Книжность, Том. 29, № 2, 2006, с. 1-19.

Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование

TY — JOUR

T1 — Книжность в эстетике от »сребрнега века« до 30.лет 20.столетья

AU -Y -Y 6 P Галин

0

0

Y1 — 2006

N2 — В статье рассматриваются погружение Густава Шпета в русский символизм, его контакты с имажинистами, вклад в работу Московского лингвистического кружка и литературоведение в ГАХН. В заключительном разделе предлагается анализ карьеры Шпета как переводчика.

AB — В статье рассматриваются погружение Густава Шпета в русский символизм, его контакты с имажинистами, его вклад в работу Московского лингвистического кружка и литературоведение в ГАХН. В заключительном разделе предлагается анализ карьеры Шпета как переводчика.

КВ — Имажинизм

КВ — Литературная эстетика

КВ — Теория литературы

КВ — Московский лингвистический кружок

КВ — Русская литература

КВ — Шпет, Густав

KW — Symbolism

M3 — Article

VL — 29

SP — 1

EP — 19

JO — Primerjalna Knjizevnost

JF — Primerjalna Knjizevnost

SN — 0351-1189

IS — 2

ЭР —

Имажинизм и модернизм и не только

 

Имажинизм

Имажинизм — поджанр модернизма, связанный с созданием четких образов с помощью острого языка. Основная идея заключалась в том, чтобы воссоздать физический опыт объекта с помощью слов. Как и весь модернизм, имажинизм неявно отвергал викторианскую поэзию, склонявшуюся к повествованию. В этом имажинистская поэзия похожа на японское хайку; это краткие изображения какой-то поэтической сцены.

Паунд утверждал, что внешний вид иероглифов «человек», «дерево» и «солнце» отражает их значение.

Эзра Паунд, поэт-космополит американского происхождения, был выдающейся фигурой модернизма и великим пропагандистом имажинизма. Паунд определял образ как «интеллектуальный и эмоциональный комплекс в одно мгновение». Имажинистское стихотворение заключает в себе поэтический импульс наиболее эффективным с точки зрения времени и пространства способом; это ядро ​​поэзии. На самого Паунда повлияла китайская поэзия благодаря книге Эрнеста Феноллоса «9».0132 Очерк китайской письменности. Феноллоза заметил, что некоторые китайские иероглифы выглядят так же, как выражаемая ими идея (Pound 19). Точно так же и для Паунда слова поэта должны вызывать в памяти тот самый физический объект, о котором он писал. В интервью журналу Poetry , опубликованному в 1913 году, Паунд обрисовал следующие принципы имажинизма:

  • Прямое отношение к «вещи», будь то субъективное или объективное.
  • Не использовать абсолютно ни одно слово, которое не способствует презентации.
  • Что касается ритма: сочинять в последовательности музыкальной фразы, а не в последовательности метронома. (квартально в Гамильтоне)

Позже он расширил эти принципы в предисловии к Des Imagistes (, антологии имажинистской поэзии), перечислив то, что он назвал «сущностями» имажинизма:

(1) Использовать язык обыденной речи, но всегда точно слово, не почти точное, не просто декоративное слово.
(2) Создавать новые ритмы — как выражение новых настроений — а не копировать старые ритмы, которые просто повторяют старые настроения. Мы не настаиваем на «свободном стихе» как на единственном методе написания стихов. Мы боремся за это как за принцип свободы. Мы верим, что индивидуальность поэта часто может быть лучше выражена в свободном стихе, чем в условных формах. В поэзии новая каденция означает новую идею.
(3) Предоставить абсолютную свободу в выборе темы. Писать плохо о самолетах и ​​автомобилях — нехорошее искусство; также не обязательно плохое искусство хорошо писать о прошлом. Мы страстно верим в художественную ценность современной жизни, но хотим отметить, что нет ничего более скучного и старомодного, чем аэроплан 1911 года.
(4) Представить образ (отсюда и название: « Имажинист»). Мы не школа художников, но мы верим, что поэзия должна точно передавать детали, а не заниматься туманными обобщениями, какими бы величественными и звучными они ни были. Именно по этой причине мы противостоим космическому поэту, который, как нам кажется, уклоняется от реальных трудностей своего искусства.
(5) Создавать твердую и ясную поэзию, никогда не размытую и не бесконечную.
(6) Наконец, большинство из нас полагает, что концентрация составляет самую суть поэзии. (квартально в Гамильтоне)

«Педали на мокрой черной ветке»

Примером короткой имажинистской поэмы, часто антологизированной, является «На станции метро» Паунда:

Появление этих лиц в толпе;
Педали на мокрой черной ветке.

Этими мимолетными двумя строками поэт создает в сознании читателя образ бесчисленных путешественников на станции метро. Затем он сопоставляет лица этих путешественников с изящными педалями на черной поверхности. Фунт сочетает в себе бурный городской центр с безмятежным цветочным изображением, которое вызывает желание сбежать от городской суеты и признает природную красоту в одном из самых индустриально развитых мест.

Модернизм

Хотя королева Виктория умерла в 1901 году, можно сказать, что модернизм родился из противоположных взглядов предыдущих веков. Романы похожие на Тристрам Шенди (1759) , , в котором отсутствует четкий сюжет и в котором главные герои рассказывают о своем рождении, и Джуд Безвестный (1895), мрачный роман, жестоко критикующий викторианские обычаи, могут показаться предшественниками период, который превозносил расходящиеся и экспериментальные. Наиболее показательная фаза модернизма, именуемая «высоким модернизмом», пришлась на межвоенные годы (1918–1939). Это было время, когда писатели, синонимы модернизма, такие как Вирджиния Вульф, Джеймс Джойс, Т.С. Элиот и Д. Х. Лоуренс процветали. В то время как викторианцы обычно занимались преобразованием реальности в том виде, в каком они ее понимали, в вымысел, модернисты признавали, что реальность субъективна, и вместо этого стремились представить человеческую психологию в художественной литературе. Об этом свидетельствует повествование о потоке сознания Джойса «9».0132 Портрет художника в молодости и Улисс, Вулф Миссис Дэллоуэй и На маяк и «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока» Элиота.

Ганс Хофманн: Ворота. Архетипическое модернистское искусство

Модернизм также характеризуется систематическим отказом от социальных и литературных норм. В свете широко распространенных человеческих страданий в начале 20 века модернисты противопоставляют все основные идеалы и условности с неумолимым пессимизмом, прямо противоречащим социальному оптимизму викторианской эпохи. Модернисты утверждают, что прошлые движения и идеологии не связаны с реальностью человеческого существования. Путем обильных литературных экспериментов модернисты пытаются передать сложность мира, который, по-видимому, находится на грани сгорания. Соответственно, модернисты, обильно экспериментируя с литературной формой и стилем, рискуют литературной непоследовательностью, чтобы выразить воспринимаемую фрагментарность и непоследовательность современного мира — чувство, уходящее корнями в космополитическое происхождение большей части модернистской литературы. Появление беспокойной городской жизни в сочетании с ощущением человеческого упадка побудило модернистов искать объединяющую философию. Таким образом, культура стала политически важной, поскольку она воспринималась как единственный универсальный источник идентичности и социальной ссылки (модернизм).

В успешной модернистской литературе результатом этих характеристик является более сложный и тонкий анализ мира, чем что-либо когда-либо созданное. Архетипы редко подкрепляются, и обычно отсутствует четкая интерпретация предмета. Анализируется не только структура как письма, так и мира, но и значение слов, моделей и событий подвергается литературной линзе с явным намерением избежать чрезмерного упрощения. Наблюдается расстройство. В результате возникает беспрецедентный уровень литературной критики. Фактически, известные писатели-модернисты, такие как Т.С. Элиот и У.Б. Йейтс был также опытным литературным критиком (модернизм).

Некоторые из результирующих структурных и формальных характеристик модернизма включают:

  • Открытая форма
  • Бесплатный стих
  • Прерывистое повествование
  • Интертекстуальность
  • Классические аллюзии
  • Фрагментация
  • Множественные повествовательные точки зрения (параллакс)
  • Метарассказ
  • Нетрадиционное использование метафоры
  • Заимствования из культур и языков
  • Сопоставление неконгруэнтных объектов, тем, нарративов и т. д.

Аналогичные тематические характеристики движения включают (модернизм):

  • Разрушение социальных норм и культурных гарантий
  • Фрейдистское вскрытие человеческого сознания
  • Отрыв значения и смысла от его нормального контекста
  • Повышение ценности отчаявшегося человека перед лицом неуправляемого будущего
  • Разочарование
  • Отказ от истории и подмена мифического прошлого, заимствованного без хронологии
  • Продукт мегаполиса, городов и городских пейзажей
  • Поток сознания: Представление необработанной, необработанной человеческой психики, представляющей интерес для фрейдистского анализа
  • Подавляющие технологические изменения 20-го века
  • Отсутствие власти и потеря веры в демократию и свободу

 

Постмодернизм

Постмодернизм, пожалуй, самое туманное из всех литературных движений. Он простирается от конца модернизма с такими писателями, как Сэмюэл Беккет, до современных авторов, таких как Салман Рушди. Ученые спорят о том, находимся ли мы все еще в постмодернистской эпохе, не говоря уже о том, каковы ее компоненты. На самом деле, обычно безопаснее ссылаться на произведение, содержащее постмодернистскую мысль, а не на то, что оно является частью постмодернизма. Каким бы спорным ни был этот период, по-прежнему довольно легко распознать постмодернистских писателей и направления, и один из самых простых способов определить его — по отношению к модернизму. Если можно сказать, что модернизм отчасти является реакцией на Первую мировую войну, то постмодернизм возник после Второй мировой войны. В отличие от модернистов, которые обычно серьезно относились к себе и своему искусству, постмодернисты относятся к своим предметам иронически или сатирически через пародию и стилизацию, смешение воедино, казалось бы, противоречивых литературных жанров или мотивов.

Хотя постмодернизм во многом отличается от своего предшествующего течения, он сохранил и даже усилил модернистский пессимизм и склонность к авангарду. Подобно модернистским произведениям «Бесплодная земля» и «Поминки по Финнегану» , постмодернизм часто избегает или переворачивает традиционное повествование, возможно, даже ломая четвертую стену. Постмодернисты обычно отбрасывают одномерные парадигмы и настаивают на том, что любой способ рассмотрения природы является правильным. Законы природы, науки, религии и политики часто деконструируются, чтобы выявить недостатки и противоречия цивилизации.

Британский постмодернизм наиболее известен своей драмой. Пьеса Сэмюэля Беккета « В ожидании Годо », вероятно, является одним из самых известных примеров театра абсурда и олицетворяет постмодернистское сочетание комедии и пессимистической философии. Пьеса Тома Стоппарда Розенкранц и Гильденстерн мертвы , постмодернистская переработка Гамлет , сосредоточенная вокруг двух второстепенных персонажей, и пьесы Гарольда Пинтера Завтрак и Ничейная земля также являются образцовыми работами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *