ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 9: ПАДЕНИЕ ТРОИ; СУДЬБА ГЕРОЕВ.
Троянцы решили, что греки отплыли восвояси и, разобрав часть своих стен, втащили деревянного коня в самый центр своего города. Затем они предались пиршеству, празднуя победу.Когда город глубоко заснул, греческий лазутчик Синон вскарабкался на одну из башен Трои и подал сигнал греческим кораблям, стоявшим у острова Тенедос. Затем он вернулся к деревянному коню и выпустил наружу притаившихся воинов во главе с Одиссеем, которые тут же бросились на городские улицы, неся смерть и разрушение.
Иоганн Георг Траутман
«Падение Трои» Троянцы, отяжелевшие от обильных возлияний, тем не менее, мужественно встретили нападение врага, используя все предметы, попадавшиеся под руку, даже стропила собственных домов, но оказались бессильными перед лицом жестокого и коварного врага, десять лет ждавшего этой минуты.
Джорджио Гизи
«Штурм Трои»
Пьетро Бенвенути
«Смерть Приама»
Жюль-Жозеф Лефевр
«Смерть Приама»
«Неоптолем, убивающий Приама»
(чернофигурное изображение на античной вазе)
Подростка АСТИАНАКТА, сына Гектора, греческие воины вырвали из объятий его матери АНДРОМАХИ и сбросили с городских стен.
«Убтйство Астианакта»
(краснофигурная керамика)
Сын локридского царя Оилея «МАЛЫЙ АЯКС» (так его звали для отличия от Великого Аякса, о самоубийстве которого речь шла в предыдущих частях) глумливо изгнал КАССАНДРУ из храма Афины, где укрывалась прорицательница, и, сорвав с нее одежды, выставил на посмешище.
Фреска в Помпеях
Соломон Джозеф Соломон
«Аякс и Кассандра»
Судьба Трои была решена.
Когда всем стало ясно, что Трою уже не спасти, отважный ЭНЕЙ взвалил своего дряхлого отца Анхиса на плечи, уведя жену Креусу и сына Аскания из обреченного города. В бегстве ему покровительствовала его мать Афродита. С собой Энею удалось унести Пенат, богов-хранителей города.
Батони Помпео
«Бегство из Трои»
Федерико Бароцци
«Бегство Энея из Трои»
Рафаэль Санти
«Пожар в Борго»
События, последовавшие за взятием и разрушением Трои не менее интересны, чем Троянская война, и также являлись источником вдохновения для многих художников.
Судьба победителей сложилась по-разному.
Относительно спокойным оказалось возвращение на родину МЕНЕЛАЯ, который, несмотря ни на что, не разлюбил свою законную супругу ЕЛЕНУ ПРЕКРАСНУЮ, и после восьми лет путешествия вернулся вместе с ней домой, в Спарту.
Ян Стыка
«Менелай и Елена Прекрасная»
Жан-Жак Лагрин
«Телемах в гостях у Мененая и Елены»
Более трагична судьба АГАМЕМНОНА и его семейства, которые подверглись гневу богов за бесчеловечную расправу греков, предводителем которых он являлся, над троянцами.
Жена Агамемнона КЛИТЕМНЕСТРА оставалась ему верной до тех пор, пока не узнала о связи своего супруга с пленницей ХРИСЕИДОЙ. В то время за Клитемнестрой ухаживал молодой и настойчивый ЭГИСТ. Царица противостояла его чарам до тех пор, пока Эгисту не удалось удалить верного слугу Агамемнона Демодока от царского двора. Тогда она придалась страстной любви с соблазнителем, ставшим фактическим правителем Аргоса.
Страстная любовь античных временпо версии Эдуарда Анри Авриля: Эгист расставил часовых на берегу, чтобы заранее узнать о возвращении законного царя. Для него был приготовлено пышное застолье, во время которого Эгист и двадцать его сообщников, выскочив из засады, убили Агамемнона на глазах его жены. По другим мифам, сама Клитемнестра заколола своего супруга, когда тот после бани попросил ее помочь одеться. Неверная жена дала ему тунику без отверстий для рук, и Агамемнон не смог оказать сопротивления напавшим врагам.
Пьер Нарсис Герен
«Клитемнества колеблется перед убийством спящего Агамемнона»
Джон Кольер
«Клитемнестра после убийства»
«Клитемнестра убивает Кассандру»
(Рисунок на античной вазе) Кровавая история семьи Агамемнона, начавшаяся с жертвоприношения Ифигении, закончилась лишь когда ОРЕСТ, сын Агамемнона и Клитемнестры вернулся спустя десятилетия домой и казнил свою преступную мать и ее любовника Эгиста.«Орест убивает Эгиста»
(краснофигурная античная ваза)
«Орест, убивающий Эгиста, оборачивается на убегающую Клитемнестру»
(античный рисунок на краснофигурной вазе)
Такой цикл — в моих ближайших планах.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 6: СМЕРТЬ ПАТРОКЛА, МЕСТЬ АХИЛЛА И ГИБЕЛЬ ГЕКТОРА
Троянцы, казалось, уже одерживали верх над греками, когда Агамемнон послал людей к Ахиллу, умоляя его взяться за оружие и обещая вернуть Брисеиду, дав в придачу двадцать самых прекрасных троянских пленниц и даже руку одной из своих дочерей. Герой однако оставался непреклонным, послав все же на помощь грекам своего друга детства, верного ПАТРОКЛА, сопровождавшего Ахилла во многих его походах.Патрокл попросил у Ахилла его вооружение, и один лишь вид знаменитого оружия нагнал страх на врагов ахейцев: они были убеждены, что великий греческий герой опять вышел на поле битвы.
Краснофигурная античная чаша
с изображением Ахилла, перевязывающего раненого Патрокла
Бросившись в гущу схватки, Патрокл заставил троянцев отступить. Приблизившись к колеснице ГЕКТОРА, он убил его возничего Кебриона. Однако в тот момент в битву на стороне троянцев вмешался Аполлон, помогший Гектору сразить Патрокла. Враги вступили в борьбу за обладание телом погибшего героя; троянцы уже успели снять с павшего бойца вооружение, выкованное ГЕФЕСТОМ в качестве свадебного подарка матери Ахилла Фетиде.
Антуан-Жозеф Вирц
«Битва греков с троянцами за тело Патрокла»
Иоганн-Генрих Фюссели
«Ахилл ловит тень Патрокла»
Леон Бенувиль
«Гнев Ахилла»
В память друга Ахилл провел необыкновенно пышные похороны, во время которых в жертву были принесены двенадцать пленников, юношей-троянцев. Похороны сопровождалось традиционными погребальными играми с участием всех греческих вождей.
Гевин Гамильтон
«Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла»
Николай Ге
«Ахиллес оплакивает Патрокла»
Дирк ван Бабюрен
«Ахилл, готоваящийся к мести за Патрокла»
«Ахилл приносит в жертву троянских пленников при погребении Патрокла»
Жак-Дуи Давид
«Похороны Патрокла»
Антонис ван Дейк
«Фетида заказывает новое оружие для Ахилла у Гефеста»
Джулио Романо
«Фетида вооружает Ахилла»
Кони Ахилла — Балий и Ксанф:
Анри Реньо
«Автомедонт с конями Ахилла»
Жан-Огюст-Доменик Энгр
«Ахиллес и Агамемнон»
Федерико Бароцци
«Бегство Энея из Трои» В самом деле, Энею предстояли другие подвиги, в других местах древнего мира… (Возможно, о приключениях Энея я напишу отдельный цикл).
Ахилл в исступлении продолжал свой марш по направлению к Трое, пересек реку Скамандру и захватил в плен многочисленных троянцев: нескольких пленных он безжалостно принес в жертву рядом с могилой Патрокла.
Раздосадованный речной бог, в реку которого были сброшены тела жертв, решил наказать Ахилла. Река вышла из берегов и бросилась на героя, готовая его поглотить. Однако тут среагировал Гефест, заставивший вернуться воды в их ложе. Ахилл продолжил кровавый путь к воротам города, стараясь отрезать врагов от их родных стен.
Тогда в битву вмешался Аполлон, «болевший» за троянцев, и Ахилл потерял способность к ориентации. Оставшиеся в живых троянцы смогли благополучно вернуться к себе в город, а когда Ахилл пришел в себя, он обнаружил, что враги уже заперлись внутри Трои. На поле битвы остался лишь один воин, готовый сразиться с Ахиллом. Им был ГЕКТОР, который несмотря на мольбы своего отца, Приама, призывавшего с крепостных стен спастись бегством, стоял лицом к лицу с яростным Ахиллом.
Ангелика Кауфман«Гектор зовет Париса на битву»
Сергей Постников
«Прощание Гектора с Андромахой»
«Гектор»
(изображение на краснофигурной античной чаше)
Петер Пауль Рубенс
«Ахиллес убивает Гектора»
«Ахилл и Гектор»
(изображение на краснофигурной античной чаше)
Более того, перед тем как вернуться в лагерь, он привязал труп Гектора к колеснице и несколько раз объехал стены Трои. Желая еще больше уязвить троянцев и покарать отца Гектора, Ахилл повторял это оскорбительное кружение вокруг крепостных стен ежедневно.
Римская мозаика
Триумфатор Ахилл, погнав в галор лошадей своей колесницы,
изуродовал тело Гектора, протащив его вокруг крепостных стен Трои
перед растерянными и испуганными глазами защитников города
Картина Франца Матша для Ахиллиона на Корфу
Вильям Аллан
«Триумф Ахилла»
Алесандро Варотари (Падованино)
«Приам и Ахиллес»
Александр Иванов
«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»
Жак-Луи Давид
«Андромаха у тела Гектора»
Таким образом, продолжение следует.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
Сюжеты и образы троянской мифологии в изобразительном искусстве Нового времени
[53]
Античная мифология служила и служит благодатным источником художественных образов для искусства прошлого и современного. Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления занимают значительное место в фольклорной традиции, мифологические мотивы, сюжеты и образы используются и интерпретируются почти на всем протяжении истории мировой литературы. Через эпические сказания и литературные произведения миф становится основой для живописных и скульптурных творений.
«Никто не знал, откуда мифы явились, но не сомневались, что они истинны. Искусство не открывало мифов, оно было формой явления их» [54] (М.В. Алпатов). Первоначально мифическое существо изображалось необычным, фантастичным, сказочным получеловеком — полузверем. Но уже во времена Гомера «центральное содержание мифа было антропоморфическим», отсюда — «многие образы античного искусства никак не указывают на то, что мы имеем дело с мифологическими персонажами. Это становится очевидно только в результате знакомства с соответствующими текстами» (В.Б. Мириманов).
Сюжеты и образы Троянской мифологии — традиционный материал для греческой вазовой живописи. Относительно редко эти сюжеты встречаются в изобразительном искусстве Возрождения, но в искусстве Барокко и Классицизма, вновь становятся популярными. Эстетика барокко, построенная на сложной коллизии идеальных и чувственных начал, актуализировала античные сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой, культ движения и человеческого тела. Античные сюжеты в изобразительном искусстве классицизма были призваны олицетворять значимость героических действий; античный герой воспринимался как образец этического поведения. Предпочтение отдавалось сюжетам, в которых главенствовал культ морального закона, приоритет общественного перед личным, культ человеческого тела. Реалистическое изобразительное искусство исключало мифологические сюжеты из сферы своего внимания. Эстетика символизма обращалась к античной мифологии, интерпретируя их в условном пространстве-времени, воплощая собой вечные темы бытия — любовь, смерть, одиночество, надежда, тайна и т.д.
Троянская война — одно из центральных событий греческой мифологии. Мир троянских образов — Ахилла, Елены, Париса, Гектора — живет в современной культуре во многом благодаря «Илиаде» — «библии греческого народа» (А. Боннар). В изобразительном искусстве Нового времени наиболее популярным становится образ Елены как воплощение красоты, соблазнившей весь героический мир, готовый ради нее сражаться и умирать. «Небо наградило ее красотой, ставшей проклятием в той же мере, как и даром. В этой красоте ее рок» (А. Боннар). Свою Елену с классическим профилем, идеально-правильными пропорциями, но холодноватую и отвлеченную создал «последний итальянский художник общеевропейского значения» (Дж.К. Арган) скульптор Антонио Канова (1811). Елена с картины Гюстава Моро «Елена у стен Трои» (1870-е), напротив, воплощает идеал роковой женщины. Среди самых часто изображаемых сюжетов — похищение Елены. Скульптурная группа «Похищение Елены» Ф. Бертрана (к. XVII в.) решена в барочных традициях, отличаясь динамичным движением и эффектной зрелищностью. На блюде с изображением сцены «Похищения Елены» работы итальянца Николо да Урбино (1519, майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури) запечатлен кульминационный момент сюжета: Парис силой увлекает в лодку сопротивляющуюся Елену, а его спутники отражают атаку спартанцев. Полотно на этот же сюжет английского художника Г. Гамильтона (1770-е) представляет собой [55] весьма условную повествовательную композицию, сочетающую в себе элементы барочного и классицистического стилей.
«Суд Париса» — самый популярный сюжет Троянского цикла искусстве Нового времени, нашедший отражение в творчестве: Н. Мануэля, Л. Кранаха Старшего, Ф. Флориса, Х. ван Балена, А. Ватто, И. Эйтевала, Клода Лоррена, П.П. Рубенса и др. Так, на картине Рубенса из Прадо (1638-1639) перед Парисом, сидящим под деревом, три богини в окружении лукавых проказников-амуров; рядом — Гермес, держащий на вытянутой руке яблоко. Богини далеки от античных канонов красоты, являя собой художественное воплощение рубенсовских современниц. Сцена встречи Париса с Еленой («Илиады», 3, 428-442) после его позорного ухода с помощью Афродиты с поля боя послужил основой для картины Ж.Л. Давида «Елена и Парис после битвы с Менелаем» (1788). Этот же сюжет в оригинальной интерпретации художницы Ангелики Кауфман как сентиментально-чувственной сцены отражен в ее картине «Венера уговаривает Елену любить Париса» (1790). К образу Париса как олицетворение классической красоты обращался и классицист А. Канова (1801-1802). Его Парис, облокотившийся на дерево, заставляет любоваться зрителя своим великолепно сложенным телом.
Ахилл — величайший греческий герой и один из самых ярких образов в истории мировой литературы. Живописные и скульптурные интерпретации этого образа значительно проигрывают в сопоставлении с его литературным прототипом. Античные скульпторы Ахилла не изображали вовсе, зато в вазовой живописи сохранилось около четырехсот его изображений. Среди произведений Нового времени — мраморный рельефе «Ахилл и Брисеида» («Илиада» 1, 318-346) работы Б. Торвальдсена (1803), выполненный в академических традициях; строгих по композиции и лаконичных по содержанию. Другой мраморный рельеф Б. Торвальдсена (1815) практически дословно иллюстрирует сюжет о выкупе стариком Приамом тела своего сына Гектора («Илиада», 24, 477-479), где Ахилл обнаруживает «глубокую человечность своего характера» (А. Боннар). Картина итальянского художника Помпео Батони «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (1745) демонстрирует безразличие ее автора к историческому содержанию сюжета, руководствуясь в своем творчестве идеалом прекрасной живописи. Изображая многофигурную композицию на фоне условного античного интерьера, Батони увлекается скорее внешними живописными эффектами, нежели драматургией сюжета. В целом, картина Батони является переходной от позднебарочного к классицистическому стилю в живописи. На этот же сюжет, но за столетие до Батони создает свою живописную версию фламандский художник Эразмус II Квеллин. Художник Ж.Д.О. Энгр в полном соответствие со своим эстетическим кредо создает классицистическую композицию «Посланцы Агамемнона у шатра Ахилла» (1801). Производя впечатление анатомических штудий, картина отличается надуманностью, холодностью, малой живописностью, преобладанием внешних форм над смыслом сюжета, приоритетом линии рисунка над цветом.
Одна из вершин мировой поэзии — сюжет прощания Гектора с Андромахой перед поединком с Аяксом («Илиада», 6, 390-496). Однако, живописные и пластические образы далеки по своей выразительности от изложения этой сцены в поэме Гомера. Например, мраморный рельеф Б. Торвальдсена «Прощание Гектора с Андромахой» (1837). Сцене оплакивания Гектора Андромахой («Илиада», 24, 723-729) посвящена одноименная картина французского живописца Ж.Л. Давида «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783). На картине всего три фигуры — лежащий на смертном одре Гектор, увенчанный лавровым венком, скорбящая Андромаха и маленький сын Гектора Астианапс. Композиция картины, уподобленная мемориальному рельефу, лаконично и сдержано передает драматизм ситуации в полном соответствие (если использовать слова самого Давида) с «суровым вкусом народа у которого начинала развиваться жажда энергичных действий».
Трагическое падение Трои отражена в картине голландского художника Г. де Лересса «Разрушение Трои» (1-ая пол. 1660-х), написанной в стилистике «барочного реализма», где условность и надуманность сочетается с оригинальными живописными решениями, акцентирующих внимание зрителя на смысловой контекст события. В целом, полотно отражает представления художников XVII столетия о гибели не только героев Трои, но и всего героического века.
Таким образом, каждая художественно-историческая эпоха сообразно своим духовным идеалам, символам и ценностям интерпретировала троянские мифы по-своему, удаляясь зачастую от исходных мифологических смыслов, которые оказались наиболее адекватно выражены в искусстве самой Древней Греции и, прежде всего, в вазописи. Тем не менее, антропоцентрическая сущность античной мифологии придает ее сюжетам и образам статус «бессмертных» в художественном сознании различных эпох.
anthropology.ru
краткое содержание, сюжеты и герои
В древнегреческой мифологии мифы Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера «Илиада». Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.
Источники
События Троянской войны археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на «Илиаду», но и на «Киприи». Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.
Яблоко раздора
На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол золотое яблоко, которое росло в лесу нимф Гесперид.
На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями – Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».
Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера – женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.
Вероломство Париса
Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену – жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.
В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями – то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать – Фетида – держала младенца за ногу, когда опускала его в печь бога Гефеста, чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.
Многолетняя осада
Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.
Их главнокомандующим считался Гектор – сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.
Проклятие Аполлона
Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса – одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.
Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.
Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).
Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.
Гибель Патрокла
Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь бога Аполлона, он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.
Возвращение Ахилла
Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.
Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.
Троянский конь
Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.
Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».
fb.ru
Троянский цикл | Мифы и легенды Древней Греции
- Главная
- Новости
- Карта сайта
- Литература
- Поиск по сайту
- Мифология
- Боги и титаны
- Герои
- Аргонавты
- Троянский цикл
- Одиссея
- Агамемнон и сын его Орест
- Фиванский цикл
- Глоссарий
- История
- Палеолит и неолит
- Крито-микенский период
- Полисный период
- Эллинистический период
- Искусство
- Барельефы, мозаики
- Чеканка
- Роспись
- Скульптура
- Археология
- Звёзды
- Северное полушарие
- Южное полушарие
- Созвездия
© khorsa.ru
2009 — 2019
- Елена, дочь Зевса и Леды
- Пелей и Фетида
- Суд Париса
- Парис возвращается в Трою
- Парис похищает Елену
- Менелай готовится к войне против Трои
- Ахилл
- Троя
- Герои Греции в Мизии
- Греки в Авлиде
- Плавание греков к берегам Трои. Филоктет
- Первые десять лет осады Трои
- Ссора Ахилла с Агамемноном
- Народное собрание. Терсит.
- Поединок Менелая с Парисом
- Пандар нарушает клятву. Битва.
- Гектор в Трое. Прощание Гектора с Андромахой.
- Продолжение битвы. Поединок Гектора с Аяксом
- Победа троянцев
- Агамемнон делает попытку примириться с Ахиллом
- Одиссей и Диомед отправляются лазутчиками в стан троянцев. Кони Реса.
- Битва у стана греков
- Бой у кораблей
- Подвиги и смерть Патрокла
- Бой за тело Патрокла
- Фетида у Гефеста. Оружие Ахилла.
- Примирение Ахилла с Агамемноном
- Ахилл вступает в битву с троянцами
- Поединок Ахилла с Гектором
- Похороны Патрокла
- Приам в шатре Ахилла. Погребение Гектора.
- Битва с Амазонками. Пенфесилия.
- Битва с Эфиопами. Мемнон.
- Смерть Ахилла
- Смерть Аякса Теламонида
- Филоктет. Последние дни Трои.
- Падение Трои
- Возвращение греков на родину
www.ancientmyth.ru
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 5: ОСАДА ТРОИ, СМЕРТЬ ТРОИЛА, ГНЕВ АХИЛЛА.
После принесения в жертву Артемиде дочери вождя греков царя Агамемнона, наконец поднялся благоприятный для греческих кораблей ветер, и флот ахейцев отплыл в малоазийскую страну Троада, бросив якоря у острова Тенедос.Эллины расположились лагерем под стенами Трои и стояли там девять лет. Различные предания, возникшие большей частью позже великого эпоса Гомера, рассказывают о событиях, происходивших в лагере греков за эти годы. Большей частью они состояли из набегов пришельцев на окружающие острова и города Малой Азии.
Наиболее значительными из всех сюжетов являются захват Фив Мисийских и экспедиция против Лирнесса.
Во время набега на Фивы Мисийские, организованного Ахиллом, в плен была захвачена красавица ХРИСЕИДА, дочь жреца Аполлона Хриса, которую в качестве трофея отдали Агамемнону.
«Агамемнон и Хрисеида»
(роспись на крааснофигурной вазе)
А в Лирнессе Ахилл захватил в плен прелестную БРИСЕИДУ, которая впоследствии станет своеобразным «яблоком раздора» между Ахиллом и Агамемноном. Впрочем, об этом несколько ниже.
Агостино Карраччи
«Ахилл и Брисеида»
Среди самых важных военных схваток между греками и троянцами была та, что произошла сразу же после высадки ахейцев. Первым на землю Троады ступил фессалиец Протесилай, тут же павший от руки ГЕКТОРА: победа осталась за троянцами. Позднее, когда Ахилл убил Кикна, сына ПОСЕЙДОНА, фортуна отвернулась от троянцев, и они укрылись за своими крепостными стенами.
«Афина и Посейдон, спорящие за владычество над Аттикой»
(роспись на краснофигурной вазе)
В ряду других важных событий первой стадии Троянской войны, рассказанных весьма детально, хотя и не Гомером, стоит эпизод, связанный с ТРОИЛОМ, предопределивший окончательную победу греков.
Согласно пророчеству одного прославленного оракула, Троя не могла бы пасть, если Троил, младший сын троянского царя Приама и Гекубы (по другой версии, сын Гекубы и Аполлона) достигнет двадцатилетнего возраста. Для предотвращения этого греки решились на убийство Троила. Когда тот однажды вышел из Трои со своими лошадьми на водопой, его подстерег в засаде Ахилл. Так гибель юного царевича Трои открыла ахейцам дорогу к победе.
«Ахил убивает Троила»
Гомер начинает эпос только с десятого года осады Трои, когда между Ахиллом и Агамемноном вспыхнул спор из-за обладания рабыней Брисеидой. В тот момент греческое войско было поражено ужасной болезнью, и пророк Калхант открыл, что эта напасть является проявлением гнева бога АПОЛЛОНА, который разгневался на ахейцев после молитвенного прошения своего жреца Хриса, дочь которого, Хрисеиду сделали наложницей Агамемнона.Лукас Кранах Старший
«Аполлон и Артемида»
Пьетро Перуджино
«Аполлон и Марсий»
Джон Вильям Уотерхаус
«Аполлон и Дафна»
Ахилл собрал совет греческих вождей, решивших вернуть Хрисеиду отцу. Агамемнон согласился, но поставил своим условием возмещение потери: обмен Хрисеиды на красавицу-рабыню Брисеиду, принадлежавшую Ахиллу. Разгневанный этим, Ахилл удалился с совета, но Агамемнон послал за Брисеидой, и Ахилл был вынужден отдать свою пленницу предводителю греков.
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн
«Брисеиду уводят из шатра Ахилла»
Джованни-Баттиста Тьеполо
«Увод Брисеиды»
«Брисеиду уводят от Ахиллеса»
(фреска из Помпей)
Воспользовавшись уходом Ахилла и его воинов из лагеря, троянцы разбили греков, оттеснили их к морю и стали жечь их корабли.
Тем временем Фетида уговорила ЗЕВСА поддерживать троянцев до тех пор, пока Ахилл не продолжит свое участие в войне.
Жан-Огюст-Доминик Энгр«Фетида просит Зевса за своего сына Ахилла»
(Чтобы изобразить Царя Олимпа Энгр черпал вдохновение в описании колоссальной статуи Зевса на троне,
которую выполнил в V веке до н. э. Фидий для храма Олимпии)
Таким образом, продолжение следует.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 1: ПРЕДИСЛОВИЕ.
Этим постом я начинаю цикл иллюстрированных статей, посвященных одной из самых знаменитых войн древности, являющейся в большей степени мифологической, нежели исторической — войне греков-ахейцев против греков-троянцев и их союзников, Троянской войне XIII — XII в. до н. э. (точная датировка пока не представляется возможной, поэтому возьмем за точку отсчета 1200 год до н. э.). Мифологической Троянскую войну я называю не потому, что отрицаю ее реальность, а по следующим причинам: — во-первых, ее участниками, причем, немаловажными, являлись не только люди, но и боги и богини Олимпийского пантеона;
— во-вторых, герои и героини этой легендарной войны и сами, согласно античной мифологии, были либо полубогами, либо имели не совсем человеческое происхождение, начиная от Елены Прекрасной — дочери Зевса и Леды, заканчивая самым прославленным героем Троянской эпопеи, Ахиллом, который был сыном царя Педея и морской нимфы Фетиды;
— в-третьих, в этой войне принимали участие самые разнообразные мифологические существа, вроде змей, пожравших троянского жреца Лаокоона и его сыновей;
— и, в-четвёртых, легендарность фигуры Гомера, счищающегося автором поэм «ИЛЛИАДА» и «ОДИССЕЯ», благодаря которым мы и знаем о Троянской войне.
В этой серии статей я выступаю не как историк, каковым являюсь, поскольку меня в данном случае интересует другое, а именно, как обстоятельства мифологической Троянской войны отражались в изобразительном искусстве.
Я думаю ни одна реальная война в истории человечества не послужила столь мощным источником вдохновения для живописцев разных времен и стран, как мифологическая Троянская.
Именно отражению в мировом изобразительном искусстве эпизодов Троянской войны я и посвящаю предлагаемый вашему вниманию цикл статей.
Если вам интересна эта тема, следите за продолжением. Я же со своей стороны постараюсь с продолжением не затягивать.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com