Игроки гоголь спектакль калягин: -XXI (1993) — — — — —

Игроки ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ. Кого люблю, того здесь нет

Игроки

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ

Мы провели вместе, совсем рядом, последние два месяца его жизни. Работали над Гоголем, которого я предложил сыграть как современного автора. Спектакль назывался «Игроки-XXI». Чтобы сделать его, была создана АРТель АРТистов.

С Женей мы разговаривали в октябре. Перед этим много времени не виделись. Очень, очень давно не работали вместе. Неужели так и ждать, чтобы кто-то (кто?) соединил нас? Пригласил в фильм с хорошими ролями, с хорошим диалогом, как когда-то Швейцер? Мы ведь знакомы столько лет, столько… жутко подумать… десятилетий! Мы жили в разных городах и в разных театрах, но всегда принадлежали к одной компании. Нам не нужно было заглядывать ни в правительственные сообщения о присвоении званий, премий, ни в журналы с рейтингами зрительских симпатий, чтобы понять, что к чему. В этой не оформленной никакими документами компании мы сами знали цену друг другу. Евстигнеев был счастливчиком. Многие годы он занимал очень высокое место и во всех списках, и по «гамбургскому счету».

– Так что, Женя, неужели никогда не рискнем соединиться сами? Давай сами решим, что играть, где и с кем! А?

Он согласился сразу. И вот в середине ноября (это 91-й год) мы сели за большой круглый стол в одной из рабочих комнат МХАТа. Актеры – Тенякова, Калягин, Филатов, Невинный, Яцко и Евстигнеев. Я – режиссер… Пошучивали. Очки протирали, объясняли друг другу, что, дескать, так просто, почитаем текст… Рассказывали что-то, расспрашивали (давненько, давненько не виделись)… Но при всем том волновались немного. Заметно было. Товарищество, старая дружба– это еще и ответственность друг перед другом… Какие мы теперь? Каждый смотрит на себя глазами друзей-профессионалов. Ну какой я сегодня?

Эту читку выиграл Евстигнеев. Говорю это не потому, что Жени уже нет с нами и умершему надо по максимуму отдать должное, – нет, Евстигнеев действительно выиграл. Он сразу «схватил» ритм, и Гоголь «пошел».

Сразу было смешно, смеялись все. И прекрасно звучал на низах великолепный, обаятельный евстигнеевский голос. Женя в форме! Полная мощность! Все почувствовали. И он сам почувствовал. Мы не обсуждали качество исполнения – на первой репетиции это не принято, – но оценили все.

Это неназванное, непроизнесенное лидерство Евстигнеев сохранил на все два месяца репетиций и так пришел к премьере.

…Его сильно волновало знание текста. Жаловался на память, и про суфлера поговаривал, и еще:

– Мне надо, знаешь… несколько репетиций один на один… Чтобы не мучить никого… попробовать много раз только мою роль… понимаешь… мне это необходимо…

Почему-то я запомнил число, когда мы встретились один на один, – 22 декабря. Честно говоря, я не люблю такие репетиции. Вдвоем – это не театр. Не хватает хотя бы еще одного, который невольно становится «отражателем» – зрителем. Только тогда появляется напряжение, замыкается цепь. Это далеко не общее мнение, но я чувствую так.

. ..По привычке, по традиции мы поговорили про то, про се… – начало репетиции всегда принято оттянуть…

– Ну, поехали!

Именно здесь, в этой неуютной репетиции вдвоем, я вполне оценил, как собран Евстигнеев, насколько серьезно относится к профессии, которой всегда (со стороны казалось!) как бы баловался без всяких усилий.

В роли Михаила Александровича Глова три сцены. Мы сыграли первую. Женя был безупречен в психологическом плане и – абсолютно точен в тексте. Мы повторили сцену еще пару раз с маленькими коррективами. И – по-прежнему было ТОЧНО и СМЕШНО. Было чудесное сочетание уверенности и свежести.

Женя бормотал: «Эту сцену я выучил точно, до запятой, а дальше, предупреждаю, я плаваю…» Но я уже был абсолютно уверен – лед тронулся гораздо раньше, чем можно было предположить. И самое важное – Женя тоже был уже уверен: «Роль пойдет!» Это ощущалось.

А дальше… Евстигнеев часто говорил (уже на «нормальных», общих репетициях): «Ну, давай только сегодня скучно будем играть. Ладно?» Что это значило? Это значило то, что объяснялось другой евстигнеевской фразой, которой он часто определял задачу себе и другим: «Здесь надо на чистом сливочном масле работать. Совсем чисто». То есть без внешних эффектов, всем нутром оправдывая каждый шаг и каждый жест.

…Мы все давно знакомы. Уже и на «Игроках» прошло 20–30 репетиций. Мы знаем не только тексты, слова и «словечки» друг друга, но и то, что за словами. Да и к тому же такие сочащиеся юмором, иронией артисты, как Хазанов, Невинный, Калягин, никогда не пропустят случая обшутить, спародировать.

– Я сегодня буду скучно, ладно? – говорит Женя.

– Ну еще бы. Только совсем скучно, Женя, ладно? Ты начинай, мы тебя остановим сразу, если что… Если хоть чуть не скучно будет, сразу – стоп! Только договорились – все скучно, да?

Вот тут-то и начиналось. Шутки шутками, а каждый выход в ТАКОЙ компании (еще Филатов, еще Тенякова! Да и молодой Яцко не промах блеснуть глазом непочтительно, если что не так), каждый выход, даже в комнатной репетиции, – это экзамен, соревнование. И когда начальная точка определена как «без шуток!» – чисто, органично (а это самое трудное!), – вот тут на самоограничение начинает действовать сама природа артиста.

И что же это за природа такая бушевала в Евстигнееве! Экая бездна и экая правда! А азарт, азарт каков! Даром что в паузе между сценами полеживает на кровати – сердце пошаливает. Но ведь потом опять!

– Может, кончим, Женя, на сегодня? Тебе нехорошо?

– Нормально, все нормально. Только душновато.

А ведь не в первый раз замечаю я у Жени эту привычку: свободная минута-две во время репетиции или съемки – раз! – он уже растянулся в углу… на ящиках, на досках, на чем попало. Если работа в павильоне на несколько дней, заранее просит реквизиторов раскладушку в углу поставить… просто так, на всякий случай пусть стоит.

Люди все разные. Актеры – люди. Значит, и актеры все разные. Бывают говоруны, рассказчики, остряки, бывают «устроители дел»: снимаем на заводе – заодно что-то заклепать, заварить или просто гвоздиков, скобочек набрать, так сказать, впрок; снимаем в больнице – лекарства добыть, связи завести, самому заодно провериться. .. Бывают спорщики, бывают «идейные», бывают «весь в искусстве»… бывают наоборот – рыболов или садовод, для которого кино, театр – дело привычное, но сильно отвлекающее от основного занятия. Бывают картежники, пьяницы, шахматисты… бывают трудяги, зубрилы… бывают ослепительные донжуаны… правдолюбцы, диссиденты… накопители… бывают хранители собственного дарования, «нарциссы», бездельники, «звезды»… Бывают всякие.

Евгений Александрович Евстигнеев не принадлежал ни к одной из категорий. Потому что он был не актером. Он был выдающимся актером. Он был особенным.

Да, в молодые годы он в свободные минуты на съемке лежал, прикрывал глаза или глядел в потолок. Он таскал за собой по экспедициям приемник и часами мог ловить джаз на разных волнах. Он был прекрасным рассказчиком и «показчиком» анекдотов и разных историй, но, на удивление многим, предпочитал слушать, а не говорить.

Недели две мы жили в одной комнате в гостинице. Дело было в Небит-Даге на съемках «Золотого теленка» у замечательного режиссера Михаила Швейцера. Середина Каракумов. Середина 60-х. У нас было по верблюду. Постепенно мы научились объясняться и управляться с ними. Бендер и Корейко ехали на верблюдах по пустыне. Укачивало с непривычки. Женя умудрялся иногда подремать и на высоте трех метров при всесторонней качке.

Уставали. Поднимались на рассвете и работали дотемна. Поэтому развлекаться как-то не наладилось. Да и негде особенно было. Часов в одиннадцать вечера уже валились в кровати нашего неуютного номера. Женя ловил джаз, слушал на негромком звучании, прижав приемник к уху.

– Что у тебя там за книжка? Французская? – спросил он. Я таскал с собой какой-то французский роман с привидениями и, борясь с ленью, пытался изучать язык.

– Почитай мне немного, а?..

– А ты поймешь с листа?

– Я ни так, ни так не пойму. Но мне охота послушать. Почитай.

Это повторялось два-три вечера подряд. Я довольно коряво читал по-французски и уже через несколько минут слышал ровное дыхание моего слушателя – он спал. А на следующий день под тихие звуки он снова басил, рокотал, повторял такую странную, несовременную просьбу:

– Почитай немного вслух…

В тот год «Современник» завершал свою мощную трилогию: «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики». В «Большевиках» Евстигнеев играл (отлично, кстати, играл!) Луначарского. В роли было несколько французских фраз, и произносил их Женя отменно – легко, уверенно. Я про себя отметил – хорошо говорит! Смутно мелькнуло воспоминание о наших каракумских «чтениях». Мелькнуло и забылось.

Только гораздо позднее, через несколько лет, когда режиссер Ион Унгуряну делал большую телепередачу о Евстигнееве и пригласил меня быть одним из ведущих, я снова вспомнил этот случай и стал анализировать его. Я начал понимать: Женя набирает сотни жизненных впечатлений, иногда, и нередко, сам провоцирует их – все для сцены, для будущего образа, который дремлет в нем. При кажущейся пассивности он, Евстигнеев, дает волю непрерывной внутренней работе. Именно эта не останавливающаяся работа души, воображения, это «ожидание правды» определяют ритм и все особенности его поведения в жизни.

Бытовая ежедневность аккумулирует впечатления, сцена дает мощный выплеск энергии.

…Был брак пленки, были другие неурядицы, съемки затягивались. Пошел дождь – большая редкость в пустыне, но так уж нам «повезло». Над барханами летели рваные облака. Солнце скрылось. Съемки совсем остановились. Мы с Женей повадились ходить обедать в ресторан на центральной площади. Официант – молодой туркмен – приносил меню. Женя говорил:

– Да чего там… от добра добра искать… вот вчера эта котлета была, местная… А принеси-ка ты мне, братец, эту рахим-бебе!

– Тхун-дунма? – гадал официант.

– Во-во!

А назавтра по дороге в ресторан Женя спрашивал меня, хитря глазом:

– Запомнить не могу… как называется эта котлета… как киевская, только туркменская…

– Тхун-дунма.

– Во! Не запоминается. Это у тебя память как фотоаппарат, а я… Тхун-дунма!

Мы садились всегда за один и тот же столик. Улыбаясь, шел высокий тонкий официант – наш знакомый. Заказывали закуску, выпивку. .. первое…

– А на второе, – говорил Женя, – принеси-ка ты мне, братец… рахим-бебе!

Смешно было очень. Отчего смешно? Не знаю. И что это было? Трудно назвать. Розыгрыш? Нет. Издевка? Точно нет. Кого разыгрывать-то? Над кем издевка? Нет, нет, не то. Мы оба с официантом смеялись, и действительно было очень смешно. Теперь я уверен: в эти минуты, сознательно или бессознательно, Женя репетировал что-то. И эта купеческая интонация… и это барское «братец», и этот жест… Конечно, репетировал!

Только у очень больших артистов любой набросок, технический повтор, любое касание материала доставляют истинное удовольствие окружающим, превращают их в размагниченных благодарных зрителей. Вот так было с Евстигнеевым.

Мне очень нравилось играть с ним. И просто встречаться. Просто перекинуться парой слов. И всегда нравилось смотреть его на сцене и на экране. В театре больше всего любил его в «Двух цветах», «Назначении», «На дне», чеховских спектаклях. В кино – все было блестяще. Но «Семнадцать мгновений весны» – одна из вершин мастерства. И на мой взгляд, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» – абсолютная работа. Хочу надеяться, что я достаточно объективен, рискну сказать: Глов в «Игроках» был тоже одной из вершин этого артиста. И так как это была последняя вершина и так близко и многократно я видел ее, что она мне кажется особенно ослепительной.

У Гоголя ведь очень мало фраз остроумных, что называется, «реприз». Фразы скорее тупоумные, и именно над этим смеемся, когда читаем текст. Да-да, узнаем мы, невероятно, но факт: именно такие совершенно лишенные содержания разговоры и составляют человеческое общение. Но вот беда – на сцене у большинства актеров гоголевский текст становится просто тривиальным. Чтобы зрители «не заскучали», текст зачастую «улучшают», то есть обостряют, сочиняют параллельную пьесу с множеством гипербол, фантасмагорических акцентов. Как-то уже всем миром признали, что эти самовольные преувеличения и есть, дескать, настоящий Гоголь.

А вот Евгений Александрович Евстигнеев умудрялся в нашем спектакле глянуть на карточную колоду, лежащую на кровати, подойти поближе и спросить с большим удивлением:

– Кажется… что-то похожее на банчик?..

Ну что, казалось бы, в этой фразе? И на сцене ничего особенного в это время не происходило: несколько вполне современных мужчин выпивали и, как у Гоголя сказано, «обделывали свои дела». А ведь каждый раз на этой реплике Жени зал раскалывался смехом, а то и аплодисментами. И таких мест в роли было много.

Не берусь анализировать психологию зрителя и артиста, но и не хочу отговориться самым простым объяснением – талант, дескать, да и только!

Талант-то, конечно, талант, это само собой. Но он ведь изменчив, подвижен. Этот загадочный талант то расширяется, то съеживается. То пронизывает каждую клетку его носителя, а то посторонним предметом выскальзывает, как мыло из мокрой руки. Но вот конкретно здесь, в этой гоголевской пьесе, в чем был секрет воздействия Евстигнеева? На что он опирался?

Повторю – острот у Гоголя немного, «реприз» в этой пьесе вовсе нет.

Но есть круто замешанная ситуация тотального, многослойного, интегрального обмана. «Игроки» – это ведь означает не только «играющие в карты», но и «игруны», и «притворялы», и комедианты, и… еще бог знает что!

Вот Глов-старший. Члены банды Утешительного представляют его как стороннего, благородного и богатого человека. На самом деле он участник шайки, шулер и без гроша в кармане. В нашем варианте пьесы Глову были приданы еще некоторые черты, заимствованные из других гоголевских произведений. Во-первых, он горький пьяница. Пьяница именно потому, что его представляют как человека, который «в рот не берет», – здесь ведь все ложь! Во-вторых, его представляют «академиком», и он старается выглядеть интеллектуалом. А в-третьих, у этого бессовестного типа – и только у него одного во всем спектакле – глубоко внутри все-таки есть совесть. И она неожиданно, взрывно обнаруживается, когда совсем бесстыдным стал обман (это уже взято из финала второго тома «Мертвых душ»).

Я не раз предлагал Жене: если считаешь, что роль перегружена, уберем все привнесенное из «Душ», из «Портрета». Но он говорил – нет, мне нравится. Ему импонировала эта многослойность – сверхтрудная задача для актера. В том-то и секрет, что Евстигнеев виртуозно справлялся с ней и умудрялся играть все слои одновременно. Глов у него был и интеллектуал, и маразматик… и врет, и страдает… и осуждает, и вожделеет… И видно, видно – как замешано все в человеке!

Вот почему зрители сразу, с первой секунды, восхищенно принимали каждое его движение на сцене. В этой многослойности, а вовсе не в сверхгиперболах, – и мощность, и глубина Гоголя.

…Мы продолжали играть без него, но не было спектакля, чтобы не вспомнили Женю: его интонации на сцене, разговоры на репетициях.

Иногда (и часто) он приходил, когда его сцены не были назначены. Просто сидел, смотрел. Бывало, отводил поодиночке в сторону – нашептывал, подсказывал трюки. Показывал, как именно ударение сделать… куда смысл ведет, где юмор зарыт…

Никогда не премьерствовал. Как с другими, я был с ним совершенно откровенен в замечаниях. Критику он слушал всегда очень серьезно, сверяя с собственным ощущением. Блестяще владел собой и мог сразу воплотить сложнейшую, кардинально все меняющую задачу… а мог, не нарушая найденного рисунка, тончайшим образом менять нюансировку. Он говорил все те же гоголевские слова, но раз за разом в них открывался новый смысл. Не теоретизируя, действенным актерским анализом он погружался в бездонную глубину человеческого сознания.

Он заканчивал роль за полчаса до финала спектакля. Каждый раз я заходил к нему – оценивал, анализировал сегодняшнюю удачу или полуудачу. Неудач не было.

Сыграл он свою последнюю роль всего девять раз: пять раз для коллег (в переполненном зале) и четыре раза для зрителей – тоже в переполненном. Во второй половине февраля.

…Да, он полеживал в перерывах. Да, глотал таблетки. Да, мы все знали, что он едет в Лондон на операцию сердца – это давно планировалось, готовилось, устраивалось… Конечно, все серьезно, но ведь по плану… и Англия, заграничные врачи. .. было чувство надежности.

1 марта он играл последний раз перед отъездом. Последний раз. Закончил роль. Я вошел к нему в гримерную, держа большие пальцы восклицательными знаками – во-о! Женя улыбался, сам знал, что «всю!». И зрители знали – «во-о!», была овация на уход.

– А что, почему ты говоришь, что вот сегодня именно как надо? Чем отличается от вчера?

– Музыка, Женя. Абсолютная музыка.

Он улыбается… собирается машинально закурить, но… откладывает сигарету – «воздержусь, надо к операции себя готовить». И не выпил с нами, а мы отмечали его отъезд. Обнялись все, и он сказал: «Шестнадцатого обещают выпустить из больницы. Мы еще с Ирой четыре дня походим по Лондону. Но двадцать первого я на репетиции – это точно. Мне репетиция самому нужна».

И мы разъехались в разные стороны.

…О смерти Жени мне сказал Миша Козаков. Сказал не сразу. Мы встретились в Тель-Авиве после годовой разлуки. Говорилось как-то напряженно, с тяжелыми паузами. Прошло не меньше часа, прежде чем Миша решился. Он отвел меня в соседнюю комнату. Мы остались вдвоем. Тогда он и сказал, что по телевидению передали… Было 5 марта.

А через день на концерте в Иерусалиме я сказал зрителям перед началом, что сегодня программа будет изменена, потому что в воздухе висит траур – умер наш друг, замечательный артист Евгений Евстигнеев. Большой зал, как один человек, застонал, выдохнул боль и сочувствие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ Когда меня попросили написать о Жене, Евгении Александровиче Евстигнееве, мне показалось, что это не так трудно.Женя десятки лет был рядом, он был всеми признанный, любимый артист. Даже не артист. Он мог появиться на эстраде, просто сказать:

Евгений Евстигнеев

Евгений Евстигнеев Когда меня попросили написать о Жене, Евгении Александровиче Евстигнееве, мне показалось, что это не так трудно. Женя десятки лет был рядом, он был всеми признанный, любимый артист. Даже не артист. Он мог появиться на эстраде, просто сказать:

ЕВСТИГНЕЕВ ЕВГЕНИЙ

ЕВСТИГНЕЕВ ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ ЕВГЕНИЙ (актер театра, кино: «Поединок» (1957), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Зигзаг удачи» (1969), «Бег», «Старики-разбойники» (оба – 1971), «Достояние республики» (1972),

Евгений ЕВСТИГНЕЕВ

Евгений ЕВСТИГНЕЕВ Е. Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Для своей матери — Марии Ивановны — он был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца — Александра Михайловича — он не был первенцем: от первого брака тот уже имел

Евгений ЕВСТИГНЕЕВ

Евгений ЕВСТИГНЕЕВ В 1952 году, когда Евстигнеев работал в труппе Владимирского драмтеатра имени А. Луначарского, он влюбился в одну из актрис. Однако в силу того, что особенной красотой Евгений не блистал, да к тому же рано начал лысеть, взаимностью у актрисы он не

ЕВСТИГНЕЕВ Евгений

ЕВСТИГНЕЕВ Евгений ЕВСТИГНЕЕВ Евгений (актер театра, кино: «Поединок» (1957; капитан Петерсон), «Девять дней одного года» (ученый-физик Николай Иванович), «Человек идет за солнцем» (мотогонщик Николай Черных), «Никогда» (1963; главная роль – директор судостроительного завода

«ИГРОКИ»,

«ИГРОКИ», комедия Гоголя. Впервые напечатана: Сочинения Николая Гоголя. СПб., 1842. Т. 4. Первые наброски И. относятся к 1836 г. 29 августа (10 сентября) 1842 г., посылая Н. Я. Прокоповичу текст пьесы, Гоголь писал: «Я немного замедлил высылкою остальных статей. Но нельзя было никак:

4 марта – Евгений ЕВСТИГНЕЕВ

4 марта – Евгений ЕВСТИГНЕЕВ Первые роли этого актера в кинематографе не предвещали, что в будущем он станет всесоюзной знаменитостью. За свою внешность этот актер удостоился амплуа отрицательного героя, а в таком качестве редко кому удавалось достигнуть вершин славы.

Евгений Евстигнеев

Евгений Евстигнеев Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Для своей матери — Марии Ивановны — он был поздним ребёнком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца — Александра Михайловича — он не был первенцем: от первого

ЧАСТЬ I. ИГРОКИ

ЧАСТЬ I. ИГРОКИ Берт Траутманн и Хельмут Клопфлейш Сентябрь 1997 годаПару дней назад Германия победила Великобританию в чемпионате Европы-96. Немецкая команда живет в 300 метрах от моего дома, в отеле «Лэндмарк». Я иду мимо паба «Олсоп Армз», бродяг в потрепанных бейсболках и

17. Евгений Евстигнеев

17.  Евгений Евстигнеев Родился 9 октября 1926 года в рабочем поселке Володарском на окраине Нижнего Новгорода, в семье рабочих. Отец Жени был на 20 лет старше матери и умер, когда сыну исполнилось 6, со вторым мужем маме тоже не повезло. После смерти отчима 17-летний Женя пошел

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ Когда меня попросили написать о Жене, Евгении Александровиче Евстигнееве, мне показалось, что это не так трудно.Женя десятки лет был рядом, он был всеми признанный, любимый артист. Даже не артист. Он мог появиться на эстраде, просто сказать:

Игроки

Игроки У меня был родственник, двоюродный дядя. Он играл на скрипке в оркестре Большого театра. Жил он с семьей в хорошей квартире, на Беговой улице. А мой родной дядя жил в Донецке. Раз в год он приезжал в Москву погостить, повидать сестер – мою маму и тетку. Останавливался

КАЛЯГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

КАЛЯГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1942), русский артист, режиссер, педагог, театральный деятель, народный артист РСФСР. Родился 25 мая 1942 в городе Малмыж Кировской области. Окончил медицинское училище, работал фельдшером на «Скорой помощи». В 1962 поступил в московское Театральное училище им. Б.В.Щукина. Учился на курсе В.К.Львовой, после окончания в 1965 работал в Театре на Таганке. Успев сыграть там несколько ролей, в том числе Галилея в спектакле по пьесе Б.Брехта Жизнь Галилея, в 1967 покинул популярный театр и перешел в Театр им. М.Н.Ермоловой. Здесь играл Поприщина в спектакле Записки сумасшедшего по Гоголю. Недолго работал в театре «Современник», в 1971 вместе с О.Ефремовым ушел во МХАТ, где сыграл множество разноплановых ролей. В его репертуаре: Тригорин (Чайка А.Чехова), Полуорлов (Старый Новый год М.Рощина), Фроловский (Заседание парткома А. Гельмана), Симон (Тамада А.Галина), Леня Шиндин (Мы, нижеподписавшиеся А.Гельмана), Ленина (Так победим! М.Шатрова, за эту роль получил Государственную премию СССР, 1983), Оргон (Тартюф Мольера), Федя Протасов (Живой труп Л.Толстого), Утешительный (Игроки – ХХ! по Н.В.Гоголю), Кочкарев (Женитьба Н.В.Гоголя) и т.д. Калягин работал с лучшими режиссерами страны – Ефремовым, Эфросом, Гинкасом и др. Всенародную любовь принесли ему две работы в кино: искрометная, буфонная тетка Чарлея в фильме Здравствуйте, я ваша тетя режиссера В.Титова и Чичиков в пятисерийном телевизионном фильме Мертвые души режиссера М.Швейцера.

Особое место в кинобиографии Калягина занимают роли, сыгранные в фильмах Н.Михалкова. Он снимался в фильмах: Свой среди чужих, чужой среди своих, Раба любви; роль Платонова в Неоконченной пьесе для механического пианино принесла ему мировое признание (премия за лучшую мужскую роль на Международном фестивале в Колумбии, в 1979 Калягин по опросам журнала «Советский экран» был признан лучшим артистом года). За роль Ганиева в остросоциальном фильме Допрос Р.Оджагова он был удостоен Государственной премии СССР (1983). Педагогическая деятельность началась в Школе-студии МХАТ, где он вел свой собственный курс, который выпустил в 1990. Преподавал в Международной школе театрального искусства им. А.Чехова (Цюрих, Швейцария), в Британско-американской школе драматического искусства (BADA, Оксфорд, Англия), в Чеховской школе театрального искусства (Париж, Франция), где, как и в Цюрихе, преподавал с А.А.Вертинской. Режиссерские работы Калягина: Мы, нижеподписавшиеся А.Гельмана (1984, Стамбул, высшая театральная награда Турции – премия им. Анни Диллигиля), Чехов. Акт III в театре «Нантер» (Париж, 1990), Ревизор Н.Гоголя в театре «Элдред» (Кливленд, США, 1991). В 1993 на базе своего курса Школы-студии МХАТ Калягин создал театр «Et cetera», в котором по сей день является художественным руководителем. Здесь поставил спектакль Лекарь поневоле Мольера, Навсегда-навсегда К. Драгунской, Лица по рассказам Антона Чехова, Подавлять и возбуждать по пьесе Максима Курочкина и др. Сыграл Шекспира в Смуглой леди сонетов Б.Шоу в постановке Р.Козака, Дон Кихота в спектакле по роману Сервантеса в постановке болгарского режиссера А.Морфова, Шейлока в спектакле Роберта Стуруа Шейлок (Венецианский купец Шекспира), Просперо в Буре У.Шекспира (реж. Роберт Стуруа), Хорошего актера в Подавлять и возбуждать.

С 1996 – председатель Союза театральных деятелей РФ.

См. также СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

Пройти тест

Александр Калягин: искрометное чувство юмора и гротеск в клубе Хэсэда

Александр Калягин: искрометное чувство юмора и гротеск в клубе Хэсэда

Недавно в клубе Хэсэда прошла очередная встреча из цикла «Театр шуток от Эмиля Крупника». На этот раз встреча была посвящена жизни и творчеству выдающегося актера театра и кино Александра Калягина.

За 74 года своей яркой и насыщенной жизни Калягин сыграл на сцене и экране бессчетное количество персонажей. Среди них — знаковая «тетка из Бразилии», не менее культовые — гоголевский Чичиков и чеховский Платонов, баснописец Эзоп и хитрец Сан Саныч, господин Пивник и гестаповец Мейгель…

Родился в 1942 году, в семье декана истфака и преподавателя французского языка. Матери, Юлии Зайдеман, было 40 лет, а отец умер через год после рождения сына.

Поздний ребенок, обласканный, «безмерно любимый» мамой и тетушками, Сашенька с ранних лет проявлял склонность к театру и актерскому мастерству. Чтобы удовлетворить прихоти семилетнего театрала, мать наняла плотника, чтобы тот построил небольшой театр с настоящими флигелями и сценой внутри комнаты в московской коммуналке. Для соседских детей разыгрывались спектакли, где бусы становились змеей, флакон духов — сказочным дворцом, а бумажные человечки быстро носились по сцене.

13-летняя Саша осмелилась написать письмо Райкину — наивное, с грамматическими ошибками. Великий артист ответил неизвестному мальчику: «Саша, я верю в трудолюбие. Что такое трудолюбие? Трудолюбие для меня — основа всего…»

Калягин окончил Щукинский театральный институт, свою театральную деятельность начал на Таганке с Любимова, продолжил в театре Ермоловой, в «Современнике» и во МХАТе. Его первой значительной ролью стал Попришин из гоголевского «Записка сумасшедшего». Лучшие театральные роли Калягина — Тригорин в «Чайке» Чехова, Оргон в «Тартюфе» Мольера, Федя Протасов в «Живом трупе» Толстого.

В 1992 году Калягин создал собственный театр «Et Cetera», которым руководит и по сей день.

В кино актер снялся у Никиты Михалкова – роль Платонова в «Неоконченной пьесе для фортепиано» по Чехову принесла ему мировую известность: фильм был удостоен главного приза Международного фестиваля в Сан Себастьян (Испания) и исполнитель главной роли были удостоены награды за лучшую мужскую роль на Международном фестивале в Колумбии.

Пришедшие на встречу подопечные Хэсэда, как всегда, тепло встретили рассказ об актере и эпизоды из старых любимых фильмов. Особую живость вызвали кадры из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» с великолепной неподражаемой гротескной игрой: Калягин из Бразилии, где живет много диких обезьян, Джигарханян в пижамном костюме, старый солдат Козаков с разбитым сердцем, вечно трезвый и невозмутимый Гафт — этот фильм никогда не устареет и всегда будет радовать любому зрителю с чувством юмора.

Очередное заседание «Театра шуток», посвященное гениальному Андрею Миронову, состоится 4 августа в клубе Хэсэд в 14-00. Мы ждем Вас, дорогие друзья!

Опубликуйте комментарий

(10) (10)

, в котором участвовал


, написанный: Николай Гогол

Николай Гогол (1809-1852) был украшенным русским драматистами и новеросодержанием.
Считался современниками одним из выдающихся деятелей естественной школы русского литературного реализма. На его ранние работы, такие как «Вечера на хуторе близ Диканьки», повлияло его украинское воспитание, украинская культура и фольклор. Его более поздние произведения высмеивали политическую коррупцию в Российской империи («Ревизор», «Мертвые души»), что в конечном итоге привело к его изгнанию. Роман «Тарас Бульба» (1835) и пьеса «Женитьба» (1842), наряду с рассказами «Дневник сумасшедшего», «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет» и «Коляска», завершает список его самых известных работ.


В ролях: Илья Волок

Илья Волок

 родился в Киеве, Украина, где прожил первую половину своей жизни. В его жизни произошел неожиданный поворот, когда, будучи профессиональным спортсменом-гребцом в сборной Советского Союза, он уехал из родного Киева (Украина) на прослушивание в престижную Школу-студию МХАТ. Его приняли на обучение под руководством Александра Калягина. По окончании учебы его пригласили работать в несколько ведущих театральных трупп, в том числе во МХАТ, но в очередной раз он изменил направление своей жизни и приехал в Америку, чтобы осуществить свою мечту стать работающим голливудским актером. Помимо того, что он выпускник Школы-студии МХАТ и пожизненный член Актерской студии. На сегодняшний день в Голливуде Илья снялся более чем в 170 фильмах и телешоу.
Самый последний фильм — «Дворец» — художественный фильм режиссера Романа Полански и «Уверенность в себе» — кинофильм Paramount от Джейка Джонсона (оба в настоящее время находятся на постпродакшне). В октябре этого года Илья получил награду за лучшую мужскую роль на кинофестивале NOHO, сыграв Тьму в независимом фильме «Животное из воздушных шаров». В настоящее время в Нью-Йорке Илья снимает новый мини-сериал HBO «Полный круг» режиссера Стивена Содерберга «
Select Films:
Gemini Man» вместе с Уиллом Смитом, режиссер Энг Ли. Air Force One, «Разворот» Оливера Стоуна, «Индиана Джонс 4» Стивена Спилберга, «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера, «Солист», «Вода слонам», «Миссия невыполнима — Протокол призраков», «Похищение», «Джи Джо 2», «Иммигрант» (напротив Якима Феникса и Марион Cotillard) Pawn Sacrifice и Hunter Killer (напротив Джерарда Батлера и Гэри Олдмана).
Недавнее телевидение включает повторяющиеся роли в сериалах HBO Minx, CBS MAGNUM PI, FX OH JEROME NO, CBS MACGYVER, Marvel/Netflix THE PUNISHER, «Шведские члены», «Двойник», «Сшиватели», «Мыслить как преступник», «Корзины». «Бесстыжие», «Американцы», «Морская полиция» и «Морская полиция: Новый Орлеан», «Гавайи 5.0», «Две девицы на мели», «Обрезанные», а также повторяющиеся роли в сериале Майкла Бэя «Последний корабль». и  «Скандал».
Выбранный театр:
Сад в Арт-центре имени Барышникова, Ревизионист в Центре исполнительских искусств им. Уоллис Анненберг, в главной роли — обладательница премии «Тони» Дина Дунаган, сценарист — номинант на премию «Оскар» Джесси Айзенберг
Персональный спектакль Ильи «Дневник сумасшедшего» получил награду LA Weekly Theatre Award за лучшее сольное исполнение. В Нью-Йорке у Diary of a Madman было два успешных тиража Off Broadway, всего 60 представлений. Позже он был представлен как специальный ангажемент в Театре Джанкшн в Дубае, ОАЭ, Театре де ла Юшетт в Париже, Франция, Театре Сузирья и на 6-й сцене в Киеве и Одесском Независимом Театре в Украине. В Лондоне, Англия, «Дневник сумасшедшего» был исполнен в спектаклях Brunel and Sands Studio и в Цюрихе, Швейцария, в спектаклях Kaufleuten, всего 110 представлений.


Ссылка на IMDb: www.imdb.com/name/nm0901679/
Сайт: iliavolok.com/

Режиссер: Евгений Лазарев

Евгений Лазарев – в 1959 году окончил Школу-студию МХАТ. , карьера Евгения насчитывает 50 лет на российских и зарубежных сценах и экранах. Среди его режиссерских работ «Гамлет», «Трамвай «Желание», «Чайка», «Дядя Ваня», «Лев зимой» и многие другие.
Был уважаемым профессором Школы-студии МХАТ и Российской академии театрального искусства, удостоен звания Народного артиста России. С 2003 по 2016 год он преподавал в студии актерского мастерства Стеллы Адлер в Лос-Анджелесе и в Школе кинематографических искусств USC. Лазарев получил множество наград и государственных наград за свою дальновидную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *