Идиот настасья филипповна: образ, характеристика, описание в цитатах

образ, характеристика, описание в цитатах

Настасья Филипповна. 
Фильм «Идиот»
2003 г. 

Настасья Филипповна является одной из главных героинь романа «Идиот» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе «Идиот»: описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите:
— Все материалы по роману «Идиот»
— История жизни Настасьи Филипповны

Настасья Филипповна в романе «Идиот»: образ, характеристика, описание в цитатах

Настасья Филипповна Барашкова является молодой дворянкой. В начале романа ей исполняется 25 лет. Читатели знакомятся с ней в день ее рождения: 

«Еще бы, день рождения, двадцать пять лет!» (генерал Епанчин о ней, часть 1 глава III)

О внешности Настасьи Филипповны известно следующее:

«Удивительно хороша!» (князь Мышкин о ней, часть 1 глава III)
«Удивительное лицо!» (князь Мышкин о ней, часть 1 глава III)
«На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по видимому, темно русые, были убраны просто, по домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна… Ганя и генерал с изумлением посмотрели на князя…» (автор о ней, часть 1 глава III) 

У Настасьи Филипповна загадочный взгляд:

«…при взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел — точно задавал загадку…» (автор, часть 1 глава IV)

Настасья Филипповна – образованная, умная, остроумная девушка. Она получила хорошее домашнее образование:

«…ее образование, изящная манера, остроумие…» (автор, часть 1 глава IV)
«…не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны. ..» (автор, часть 1 глава IV)
«…приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки…» (о гувернантке Настасьи Филипповны, автор, часть 1 глава IV) 
«…музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка…» (автор об образовании героини
, часть 1 глава IV)

Настасья Филипповна – девушка с благородным сердцем:

«…благородного сердца Настасьи Филипповны…» (автор, часть 1 глава IV) 

Она является гордой девушкой:

«Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» (князь Мышкин о ней, часть 1 глава III)
«. ..гордость «оскорбленной и фантастической женщины» доходит уже до такого исступления…» (автор, часть 1 глава IV) 

Настасья Филипповна – девушка с необыкновенной, трагической судьбой. Она много страдала в своей жизни:

«…я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» 
(князь Мышкин о ней, часть 1 глава III)

В юности Настасья Филипповна пережила «девичий позор», совращение со стороны графа Тоцкого, который был ее опекуном. Тоцкий вступил в преступную связь с 16-летней Настасьей Филипповной. Это событие навсегда поломало жизнь бедной девушки:

«…свой девичий позор, в котором она не виновата, а просто как вознаграждение за исковерканную судьбу. ..» (автор, часть 1 глава IV)
«…как дешево досталась ему эта нежившая душа…» 
(автор, часть 1 глава IV)
«Лет пять спустя, однажды, Афанасий Иванович, проездом, вздумал заглянуть в свое поместье и вдруг заметил в деревенском своем доме, в семействе своего немца, прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный.» (автор, часть 1 глава IV)
«…заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца.» (автор, часть 1 глава IV)

Повзрослев, 20-летняя Настасья Филипповна приезжает жить в Петербург, чтобы помешать Тоцкому жениться на другой женщине. Девушка решает мстить и портить жизнь своему старому опекуну Тоцкому за то, что тот сломал ей жизнь. Спустя несколько лет 25-летняя Настасья Филипповна знакомится в Петербурге с князем Мышкиным и Парфеном Рогожиным.

О дальнейшей судьбе героини читайте подробнее в статье «История жизни Настасьи Филипповны»:

«…она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется…» (автор, часть 1 глава IV)
«…теперь Афанасий Иванович, прельщенный новизной, подумал даже, что он мог бы вновь эксплуатировать эту женщину. Он решился поселить Настасью Филипповну в Петербурге и окружить роскошным комфортом. Если не то, так другое: Настасьей Филипповной можно было щегольнуть и даже потщеславиться в известном кружке…» (автор, часть 1 глава IV)
 

Настасья Филипповна, пережив много горя за свою короткую жизнь, не дорожит ни собой, ни чем другим на свете. Она ни перед чем не остановится, если что-то решила. Ее сложно подкупить, соблазнить чем-то, чтобы она переменила свое мнение:

«…она давно уже перестала дорожить собой. ..» (автор, часть 1 глава IV)
«…как дешево досталась ему эта нежившая душа…» (автор, часть 1 глава IV)
«…существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно…» (автор, часть 1 глава IV)

Она могла бы полюбить и выйти замуж, однако она не верит в свое будущее счастье и лишь добровольно любуется своей тоской:

«…тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны.
..» 
(автор, часть 1 глава IV)

Настасья Филипповна – необыкновенное и неожиданное существо, женщина с неожиданным характером:

«Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо…» (автор, часть 1 глава IV)
«Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер…» (автор, часть 1 глава IV)
 «…он имеет теперь дело с существом совершенно из ряду вон…» (автор, часть 1 глава IV)

Она презирает негодяя Тоцкого за все обиды. В душе героини живет негодование и ненасытное, безмерное презрение к нему за то, что он сломал ей жизнь:

«…существо… <…> никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты… » (автор, часть 1 глава IV)
«. ..она в высшей степени его понимала и изучила, а следственно, знала, чем в него и ударить…» (автор, часть 1 глава IV)
 «…какая-то душевная и сердечная бурда, — что-то вроде какого-то романического негодования бог знает на кого и за что, какого-то ненасытимого чувства презрения, совершенно выскочившего из мерки…» (автор, часть 1 глава IV)

Настасья Филипповна живет уединенно и имеет мало знакомых, хотя, живя в Петербурге, могла бы вращаться в высших кругах общества:

«Жила она больше уединенно, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало…»(автор, часть 1 глава IV) 

Поселившись в Петербурге, она живет очень скромно, хотя имеет возможность вести роскошную жизнь за счет своего обидчика Тоцкого:

«…хотя приняла предложенный ей комфорт, но жила очень скромно и почти ничего в эти пять лет не скопила. ..» (автор, часть 1 глава IV)

Настасья Филипповна является бескорыстной женщиной:

«…Настасья Филипповна — женщина бескорыстная…» (автор, часть 1 глава IV)

Познакомившись с князем Мышкиным, Настасья Филипповна соглашается выйти за него замуж, но бросает его прямо перед венчанием и проводит время со своим страстным обожателем, купцом Парфеном Рогожиным. Вскоре она погибает от рук Рогожина. Таким образом, жизнь героини обрывается в возрасте 25-26 лет. 

Образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе «Идиот»

  • Детство Настасьи Филипповны
  • Образ Настасьи Филипповны
  • Любовный треугольник
  • Знаменитые актрисы в образе Настасьи

Детство Настасьи Филипповны

Женский образ Настасьи автор произведения Достоевский создана под тяжестью собственных любовных переживаний. Настасья родилась в дворянской семье. Вскоре девочке исполнилось семь лет, у нее погибла мать. После смерти матери отец тяжело пришлось переживать потерю жены, в итоге сошел с ума и умер в горячке. Потом сестра Настасьи умерла из-за коклюша. Девочка осталась одинокой, без единого родственника. В судьбе Настасьи появился соседский помещик, Афанасий Тоцкий и мужчина приютил девочку. Когда Настасья выросла, мужичина начала замечать в девушке женскую красоту. Теперь Настасья Филипповна играет роль первой светской красавицы, в которую влюблены мужчины вокруг. Когда девочке исполнилось шестнадцать лет помещик сделал Настасью содержанкой.

Настасья Филипповна в романе “Идиот” образ героини

Настасия главная героиня произведения Достоевского “Идиот”. Образ Филипповны в романе «Идиот» заключает в себе то, что Достоевский почерпнул из действительности. Мишкин когда смотрел на портрет Настасьи Филипповны мужчине давалось тяжело отвести глаза.  Мышкину кажется, что эта красавица создание обладательницей израненной души, что судьба девушки трагична. Еще до встречи с Настасьей Мышкин проникается к девушке с сильным состраданием. Внешность у Филипповны приятная. Подробное описание Настасьи Филипповны даётся только один раз: в самом начале романа, когда князь Мышкин рассматривает Настасьи фотопортрет. Наталья Филипповна блещет красотой с темно русыми волосами женщина. Эти темные глаза при одном взгляде проникают далеко в душу. Одежда неяркая, но с собственным чувством вкуса и изящества. Эти детали говорят о том, что девушка из дворянской семьи, где вкусу и благородству учат с самого детства.

Женщина с виду кажется грозной, но на самом деле – жертва обстоятельств. В шестнадцатилетнем возрасте девочку воспитывал помещик Тоцкий, Настасья Филипповна понимала, что Тоцкий приютил девушку, чтобы под маской благодетели взрастить себе очаровательна рабыню, которая гуляет на балах и пирах, как аксессуаром.

В двадцати пяти летнем возрасте Настасья стала опытной  и своенравной девушкой, теперь мужчины остерегаются когда Настасья в гневе. Достоевский постепенно приводит читателя к трагической развязке судьбы Настасьи Филипповны. Тоцкий считает девушку “колоритной женщиной”, но Настасья такой не такая,  а намного проще. На протяжении пяти лет героиня постепенно понимает, что произошло и что сделал с личностью Тоцкий – проникается к нему ненавистью и решает отомстить.

Героиня романа «Идиот» проклинает собственную жизнь падшей женщины, ненавидит мужчин которые постоянно утешают девушку, когда это наблюдает сразу, вступает с ними в конфликты и мстит. 

Образ Настасьи Филипповны – это олицетворение страшного душевного надлома. Достоевский описывает Настасью страдающей, несчастной женщины, которую никто не любил так сильно. Любовь Тоцкого и других мужчин – это разврат и похоть. Для Парфена Рогожина – это страстная яркая любовь. Князь Мышкин любит –  жалостно. Как То Настасья Филипповна неожиданно приходит к Волгину и начинает устраивать скандал, выставляя себя жертвой, на собственное день рождение, пристает к гостям, разыгрывает роль невинной и оскорбленной женщины.  Для Тоцкого Настя стала обузой, девушка перед гостями оскорбляет Тоцкого, что ради денег готов на многое. Девушка энергично ходит по замкнутому кругу, для того чтобы вырваться из круга, нужен сердечный друг, или какое-либо желания, которые исполняются в близком будущем. Настасья слишком погружена собственным несчастьем.

 Женщина не умеет реагировать на новые обстоятельства, и постоянно пребывает в состоянии бешеной злобы — это идентичность девушки, и в этом состоит личное несчастье.  Аглая говорит Настасье Филипповне такую фразу: “Вы могли полюбить один свой позор и бесперебойную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили”. 

Федор Михайлович Достоевский в образе Настасьи Филипповны показал читателям чистую, непорочную красоту. Став жертвой сладострастного Тоцкого, девушка до такой степени ненавидит себя, что считает себя хуже уличной. С одной стороны Настасья хочет избавления, надеется на светлое будущее, но злой дух сильнее собственной души. Злая сила бросает девушке вызов, напоминая о личных прегрешениях.

Тоцкий начинает понимать, что эта девушка личное творение, и дерзость и высокомерность – это из-за отношения мужчины к Настасье. Спасением этой жизни девушка находит в Мышкине, который делает предложение руки и сердца этой невинной как Мышкин думает женщине. Тоцкий делает предложение руки и сердца Настасьи, дав согласие на брак, Настасья Филипповна сбегает из-под венца и попадает в руки безжалостному убийце Рогожину. В приступе ревности, Настасью убивает Парфен Рогожин. Достоевский намекает, что это было предрешено. Читатель понимает, что неспособность женщины верить в чистоту окружающего мира и поступков идет из личного прошлого. Эта трагедия заставляет задуматься о поступке к окружающим людям, которые отразятся в будущем. В этом произведении Настасья Филипповна оказалась из ярких героинь, а также эмоциональной и фантазеркой. 

Делаем вывод такой, что Настасья Филипповна – это символом красоты, женщина с трагическим финалом. На судьбу женщины повлияло безнравственное отношение жестокого попечителя, и Настасья пришла к мысли о самоуничтожении. Настасья с презрением относится к людям, насмехаясь и издеваясь над ними, героине противна сама жизнь.

Любовный треугольник

Герой произведения Мышкин делает предложение Настасье Филипповне. У Мышкина проснулось сильное желание помочь Настасье, и стать тем самым избавителем, но мужчина не знает, как же это сделать.  На предложения руки и сердца героиня говорит отказом.  В прошлом будучи содержанкой Тоцкого, девушка мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном мужчине. Но потом общество навязало Настасье шаблон, которому пришлось следовать. Рогожин влюбляется в Настасью, дарит девушке бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи.

Парфен совершает ряд безумных поступков – это ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Через время Настасья решает выйти замуж за Парфена Рогожина. Настасья начинает губить собственную жизнь и тех людей которые любят женщину.  Рогожин в припадке ревности убивает Настасью, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина. Любовь князя Мышкина, которая, казалось бы,  спасет возлюбленную, делает потом противоположное: это любовь в итоге губит Настасью. Уличная девка сознательно обрекает себя на смерть, зная, что больше ничего не остается делать.

Знаменитые актрисы в образе Настасьи

Произведение Достоевского “Идиот”, выходило на экран много раз. Впервые роман вышел на экран в 1910 году. Настасью Филипповну сыграла актриса Любовь Варыгина. В 1958 году режиссер Иван Пырьев фильм, который вскоре признали из первых экранизацией романа Достоевского. Роль Настась этого фильма исполнила актриса Юлия Борисовна. 

2003 году режиссер Владимир Бортко снял многосерийный фильм, который воспроизвел на экраны. В этом сериале роль Настасьи Филипповны сыграла, знаменитая актриса Лидия Вележева. Далее, в образе Настасьи появлялись такие знаменитые актрисы как: Эдвиж Фейер, Жанна Балибар, Аста Нильсен и Людмила Максакова.

Автор: Анна Сердюк

Настасья Филипповна Барашкова

 

Жаль, что Достоевский не стал чаще включать Настасью в средние части «Идиота». Без сомнения, она самый драматичный и самый сложный персонаж романа; именно она вершит ход этого романа и судьбы князей Мышкина и Рогожина. Структурно, возможно, Достоевский пренебрег Настасьей, чтобы показать нам попытку Мышкина жить среди буржуазии — такую ​​же полную неудачу, как и его опыт общения с такими неординарными типами, как Настасья и Рогожин. Но даже когда Настасья отсутствует в действии романа, чувствуется ее присутствие; особенно это касается начала романа. Задолго до того, как появится Настасья Филипповна и мы увидим ее в действии, мы прислушиваемся к сплетням Лебедева о ней; мы слышим признание Рогожина о его неукротимой страсти к ней, которая заставила его украсть достаточно денег, чтобы купить ей набор дорогих серег; описывается ее фотография и реакция на нее Мышкина; мы видим беспокойство генерала Епанчина по поводу решения Настасьи выйти замуж за Ганю Иволгина; и мы наблюдаем, как Ганя затевает, и Епанчинские бабы закипают от зависти, когда упоминается имя Настасьи. Настасья — стержень этого романа.

Настасья Филипповна была необыкновенной — выделяющейся — с тех пор, как ей было двенадцать лет и Тоцкий увидел ее случайно. Ранее он поместил юную сиротку в хорошую немецкую семью, а позже разглядел в юной девушке обещание необыкновенной красоты. Тоцкий воспитал ее, расточал свои деньги и создал себе благовоспитанную, интеллигентную любовницу.

Однако в середине своей долгой связи с Тоцким Настасья потребовала, чтобы он не избавлялся от нее; она угрожала ему, если он когда-нибудь женится, и, таким образом, Настасья не могла уже всю тяжесть стыда возлагать на Тоцкого за то, что она содержанка.

Никто в Идиоте не может понять резких перемен настроения Настасьи Филипповны, и, может быть, нам не следует пытаться слишком узко формулировать ее мотивы. Настасья очень эмоциональна, полна вины, жаждет мести — вещей, которые нельзя логически приравнять к причинно-следственным связям. У нас есть полный отчет о происхождении Настасьи и оттуда, и видя, что страсть Настасьи экстремальна, мы должны принять ее действия, а не пытаться логически искать причины ее капризности.

Один из лучших способов понять действия Настасьи — представить ее безвыходное положение. Она не может оставаться любовницей Тоцкого; поза стала утомительной. Она не может выйти замуж за Ганю, который жаждет ее денег и угрожает жестоким обращением с ней. Больше всего она не может выйти замуж за невинного князя Мышкина, который твердит ей — и другим людям — что Настасья не та, кем кажется, что она добрее и милее, чем кажется по ее надменным манерам. Настасья гораздо более объективна в отношении себя, чем Мышкин или Рогожин; первая видит в ее глазах страдающую красоту и тем окрашивает весь ее характер; последний видит чувственную красоту и зачарован. Настасья виновата в том, что она так необыкновенно красива; мужчины думают о ней только с точки зрения секса — и денег, необходимых для роскоши.

После того, как Настасья уходит от Тоцкого, ее единственным оружием для выживания в мире петербургского общества становится гордость. Она сбежала ночью с Рогожиным из-за своей неуверенности; Тоцкий вырастил ее культурной соучастником, и она плывет по течению сама по себе. Она понимает, что в социальном плане она в тупике. И она достаточно умна, чтобы подняться над нелепой ситуацией и увидеть Мышкина святым, Рогожина сластолюбцем, а остальных мужчин, слетающихся вокруг нее, жадными и рабскими. Она видит, как абсурдная мораль играет с добром и злом по обе стороны от нее. Так, не зная, какую роль ей предстоит сыграть, она окунается в комедию и переворачивает ход событий с ног на голову.

В Настасье есть фаталистическая жилка; она как бы с самого начала чувствует, что ее судьба с Рогожиным, как и Мышкин почти ясновидяще чувствует, что не только свидание Настасьи будет с Рогожиным, но и кончится оно ее смертью. Смерть, по сути, зловеще витает на протяжении всего романа. На Мышкина совершается покушение, обсуждаются разные убийства, плюс обращение и отношение убийц; и день рождения Настасьи завершается смертью одного образа жизни — но не рождением другого. Настасья разрушает свои давние отношения с Тоцким, чтобы сбежать в никуда. Она просто убегает с Рогожиным, бледнолицым поклонником, который дрожит в ее присутствии, но который, как мы узнаем, способен победить ее до полусмерти.

Колебаясь в Москве между Рогожиным и Мышкиным, Настасья возвращается в Петербург и пытается устроить брак Аглаи и Мышкина — двух добрых душ. Но Аглая оказывается ядовитой, и хотя Настасья побеждает Аглаю, требуя Мышкина в качестве приза, она не может позволить себе выйти замуж за принца; поэтому ее окончательная — и фатальная — отдача Рогожину.

Рецензия на «Идиота» Достоевского

27 марта 2022 г. | Книги и литература | 0 комментариев

Гаро Керделиан | Штатный писатель

Достоевский даст вам пощечину, но вы ему это простите.

Идиот — классика литературы, написанная русским писателем Федором Достоевским в 1860-х годах. По сути, « Идиот » — это история: рассказ о человеке, который возвращается в Россию из швейцарского санатория и запутывается в сложной паутине столичной элиты. Тем не менее, этот шестисотстраничный труд является также сокровищницей социальных, психологических и политических идей Достоевского. В этом обзоре я коснусь как самой истории, так и философии, лежащей в ее основе, чтобы дать полное представление о шедевре Достоевского.

Главный герой рассказа — князь Лев Николаевич Мышкин, эксцентричный юноша, чье приключение начинается в ноябрьском поезде, идущем из Варшавы в Санкт-Петербург. Книга открывается его разговором с Рогожиным, тщеславным парнем, который скоро получит состояние и влюблен в печально известную красавицу Настасью Филипповну, вокруг которой вращается большая часть истории. Покопавшись в личных делах князя, Рогожин обнаруживает, что холостяк возвращается домой ни с чем, кроме небольшого узелка и княжеского титула на свое имя.

Со временем загадочное прошлое принца раскрывается само собой. Оставшись сиротой на руках у друга отца Павлищева, он заболел своеобразной болезнью, называемой идиотизмом. Хотя его безумие так и не было полностью излечено, его положение улучшилось после пяти лет пребывания под присмотром швейцарского профессора, занимавшегося подобными недугами.

Не имея ни жилья, ни работы, он теперь надеется найти помощь у своей дальней родственницы, Лизаветы Прокофьевны, жены видного генерала Епанчина, которая до сих пор отказывается от его писем. Своей очевидной невинностью и непреднамеренным обаянием он покоряет нескольких человек, в том числе генерала, его дочерей и слишком желанную Настасью Филипповну. Сюжет закручивается, так как несколько других мужчин заинтересованы в ухаживании за красивой женщиной и готовы поставить на кон все — не только огромные суммы денег, но и все чувство морали. В конце концов, принц оказывается в затруднительном положении, которое он не может решить, не причинив вреда тому, кого он очень любит.

История Принца длинная и увлекательная, но нам здесь больше всего интересны причины, по которым публика считает его «идиотом». По мере развития сюжета определение «идиот» раскрывается перед нашими глазами через странный характер принца, уникальный стиль разговора и обнадеживающую наивность. Во-первых, у него отсутствует определенная способность и намерение общаться со взрослыми по установленным нормам, что свидетельствует об отсутствии социальной зрелости и умственного развития. Например, в ответ на сомнение слуги, не из-за границы ли он, он просто говорит: «У меня такое чувство, что вы хотели спросить, действительно ли я князь Мышкин, но побоялись». Хотя слуга сначала озадачен им, он ценит открытую и прямолинейную манеру Мышкина, избегающую обходного этикета. Во-вторых, он часто ведет себя как ребенок, проявляя добросердечие и любовь ко всем, несмотря на свои собственные интересы. Например, он нелепо помогает Рогожину, ставшему впоследствии его «соперником» (соперником только в глазах самого Рогожина), бежать с той самой женщиной, которую он любит. В-третьих, он очень наивен и верен силе любви и даже, по слухам, говорит, что верит, что красота может спасти мир. Полагая, что все действуют добросовестно и не питают к нему плохих намерений, поведение Принца становится самосбывающимся пророчеством, так как люди наслаждаются его присутствием и считают его очень правдивым человеком, но человеком, всегда уступающим им в том или ином отношении. – довольно наивный идиот.

Через необычную личность Князя Достоевский демонстрирует, что большинство людей стали его полной противоположностью — циниками, которые постоянно сомневаются в намерениях других и смотрят свысока на всех, кроме себя. Превознося детское поведение Мышкина как исключение, он показывает, как люди утратили чувство духовной любви и благодарности ко всему творению, уместное понятие в христианстве, его религии. И вопреки тому, что мы ожидаем, наш милый идиот оказывается одним из немногих персонажей романа, не испорченных морально и остающихся до конца честным человеком, побуждая нас пересмотреть, какое поведение мы считаем абсурдным, а какое поведение считаем абсурдным. норма.

Как и любое великое произведение, Идиот — это не только история; скорее, он дополняется социальными, политическими и психологическими комментариями Достоевского. Он критикует менталитет своего времени, который препятствует оригинальности и поощряет стремление к материальному удовлетворению и счастью. Он пишет: «Недостаток воображения во всем мире с незапамятных времен всегда считался главным качеством и высшим рекомендательным званием для людей действия, бизнеса и достижений». Он продолжает объяснять, как успех в его обществе определялся как хорошо проложенный путь, лишенный риска, личной инициативы и творчества, самым успешным и практичным человеком считался человек высокого социального положения – русский генерал. С другой стороны, изобретатели и гении, которые идут по проторенной дорожке, часто считаются дураками в начале своей карьеры, и случай с одним из величайших ученых всех времен — Альбертом Эйнштейном — не исключение.

Достоевский продолжает свою мысль в более поздней части книги, которая является одним из самых трудных, но запоминающихся произведений литературы, которые я когда-либо читал. Но особенно увлекательно то, что комментарий Достоевского выступает в романе не как статья в газете, а как предлог для объяснения характера его персонажей. Он обсуждает «заурядность» большинства людей, которые часто пытаются стать независимыми и оригинальными, но неизбежно заканчивают тем, что связаны своей «постоянной и неизменной заурядностью». Он говорит, что в мире обычно есть два типа таких людей: «тупицы» и «немного умнее».

Тупоголовые — счастливые люди, которые сразу же могут убедить себя, что они самые умные и успешные люди в мире. Для них характерна глупая самоуверенность, они считают себя духовно зрелыми, когда делают что-то хорошее, и творчески мыслящими, когда читают книгу. (Напоминает вам кого-нибудь?)

С другой стороны, люди на «немного более светлом участке», как правило, менее счастливы. Даже если они могут временно убедить себя в собственных достоинствах, их отравляет постоянное сомнение в собственных способностях и отсутствие оригинальности. Само это желание изобретать, творить или идти дальше проторенной дорожки — дальше «тупиков» — может привести этих «интеллигентных» людей к унижению и безрассудству. Например, Гаврила Иволгин из «Идиота », бездарный честолюбивый человек с непрекращающимся стремлением проявить себя, ведет себя снисходительно по отношению к любимой женщине, шлепает принца и хвастается собой, становясь совершенно невыносимым персонажем.

Категоризация Достоевского душераздирающе читается, поскольку она заставляет нас задуматься о том, насколько мы высокомерны в своих способностях, и напоминает нам о нашей собственной удручающей посредственности. Тем не менее, это также побуждает нас уходить от категорий, улучшая себя: преодолевать эгоистичную наивность тупиц, чтобы осознать наши нынешние способности. Оказавшись на чуть более светлом участке, мы должны использовать наши развитые таланты — найти практическое применение нашего образования, стремиться к собственным оригинальным идеям и на самом деле делать добро, а не верить в добро. Однако, чтобы выйти за пределы проторенной дорожки, нам все же нужен какой-то неопределенный путь. В этом проблема немного более ярких людей, которые пытаются избежать посредственности без четкого направления и попасть в ловушку обиженного абсурда. Поэтому у нас должна быть оригинальность, направляемая целью, потому что только человек, который знает, что он хочет изобрести или открыть, может действительно изобрести или открыть это. Несомненно, такие личные инициативы требуют от человека отказа от традиционного определения успеха, преодоления притягательности социального статуса и высокого положения и готовности быть принятым за дурака — возможно, за идиота — в погоне за духовным развитием и оригинальностью, подлинной оригинальностью. .

Еще один примечательный отрывок касается смертной казни. «Наказать смертью за убийство есть безмерно худшее преступление, чем первоначальное убийство», — пишет Достоевский. Он опосредованно доказывает через князя Мышкина, что смертный приговор более мучителен, чем сама смерть, так как он отнимает последнюю сладость — последнюю надежду. Даже солдат надеется, что он может не погибнуть в бою, а человек, идущий по улице посреди ночи, имеет слабую надежду, что он будет жить. Во всех случаях, кроме одного, авантюрный дух жизни существует в полной силе даже в момент смерти. А вот со смертной казнью и казнью лезвием картина совершенно иная. Сознание того, что человек неминуемо должен умереть, есть величайшее мучение для души человека. Я никогда не забуду описание Достоевским живой казни во Франции, детальную картину его воображения, которую не могут воспроизвести в моем воображении никакие современные кинематографы и спецэффекты.

Его яркие образы часто сопровождаются глубокими психологическими выводами, особенно о парадоксальном поведении человека. Он упоминает, как мы склонны преувеличивать бедствие, чтобы, возможно, справиться с ним, получать удовольствие от своего гнева сверх определенного предела и поддаваться ему, и насколько противоречивыми могут быть наши социальные условности.

В общем и целом, Идиот — поразительное напоминание о том, кто мы есть и кем мы стали как люди. В эффектном стиле Достоевский напоминает нам пересмотреть наши определения «успеха», «нормального», «идиота» и т. д., иллюстрируя моральную невинность персонажа Мышкина и показывая, насколько морально испорченными стали люди. Он дает нам сильную оплеуху, вызывая в наших душах напряжение выйти за пределы «тупицы» и устремиться к истинной оригинальности — оригинальности, руководимой целью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *