Идеология базарова: Непримиримость взглядов и идеологий на страницах романа «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)

Непримиримость взглядов и идеологий на страницах романа «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)

В XXVI главе романа «Отцы и дети» Тургенев заострил вопрос о противоположности и непримиримости взглядов и интересов двух политических лагерей и соответственно двух идеологий- идеологии либералов и идеологии демократов. Когда в рукописи и в журнальном тексте Базаров говорил Аркадию в XXVI главе: «Ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Наша пыль тебе глаза выест», создавалось впечатление, что Аркадий только в силу своей молодости, мягкости характера, неприспособленности к трудной жизни не может выполнять дело Базарова. Конфликт менаду двумя идеологиями был таким образом сглажен и завуалирован, а критика демократом Базаровым либерального фразерства, бессилия, половинчатости как бы перемещалась из социального плана в этический.

В отдельном издании мы уже находим не только нравственную и, так сказать, житейскую характеристику Аркадия, но и те социальные, классовые причины, которые делали Базарова и Аркадия представителями двух враждебных друг другу лагерей. После слов «для нашего дела это не годится…» Тургенев восстановил опущенные ранее из-за цензуры резко обличительные слова Базарова, характеризующие последнего как подлинного, разночинца-демократа 60-х годов: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благародного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, а мы .драться хотим. Да что!» И далее все, как в первом тексте: «Наша пыль тебе глаза выест».

Как видно из вышеизложенного, Тургенев здесь объективно, в соответствии — с жизненной, исторической правдой, стремился отразить существенную черту в образе разночинца-демократа — систематическую, неуклонную, глубокую и последовательную критику либерализма.

Таковы наиболее существенные исправления, внесенные автором в текст отдельного издания романа. Как видим, они были направлены к реставрации тех мест, которые давали четкое и ясное представление об антагонизме двух идейно-политических тенденций, к восстановлению подлинно исторического облика демократа-разночинца 60-х годов.

Евгений Базаров — главный герой романа — сразу привлек внимание. Человек огромной силы воли, твердых убеждений, он выделялся на фоне, многочисленных российских гамлетов. И не случайно позднее К. А. Тимирязев сравнит его по общественной значимости с исторической личностью Петра Первого: «Тот и другой, — говорит о них выдающийся естествоиспытатель, — были прежде всего воплощением «вечного работника», все равно «на троне» или в мастерской науки… Оба созидали, разрушади.

Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь- и уж воображаете себя молодцами,- а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…».

Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против «благородного смирения» дворян и призывает своих будущих единомышленников «драться»? Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, объяснить его противоречивость, его взаимоотношения с другими персонажами романа.

Во взглядах Базарова Тургенев запечатлел характерные особенности философских учений, распространенных в те годы: материализма Чернышевского и Добролюбова и вульгарного материализма, представленного трудами немецких философов Людвига Бюхнера и Карла Фогта (в X главе Базаров называет книгу Бюхнера «Материя и сила»). Тургеневский герой, как и некоторые реальные разночинцы того времени, смешивает эти две разновидности материализма. Так, он, подобно Чернышевскому, признает существующую вне нас и независимо от нашего сознания объективную реальность, вызывающую наши ощущения, и проповедует принцип полезности: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» (Глава X).

Он даже склонен весь процесс познания мира свести к ощущениям, которые считает единственным источником познания: «Принципов вообще нет — ты не догадался до сих пор! — говорит он Аркадию,- а есть ощущения. Все от них зависит»; «…я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и бас-га!» (Глава XXI). Базаров абсолютизирует ощущения. Отчею мне правится химия? Отчего ты любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут» (Там же). Конечно, Базаров ошибается, ибо люди проникли глубже. II тогда они поняли, что далеко не «все едино», как думал Базаров, что яблоки действительно любят в силу ощущения, а занимаются химией (открывают радий, расщепляют атомное ядро и т. д.). Или, например, отрицают парламентаризм, адвокатуру, принципы либералов (как это делал и Базаров) не в силу ощущения, и в силу полезности, в силу познания и признания высшей целесообразности или в силу осознанной необходимости это делать.

И не из ощущения рождаются отрицательные направления, как думал герой тургеневского романа, ибо ощущение человека направлено главным образом на единичное, частное, а отрицается Базаровым общественное, которое может быть только объектом мышления, познания.

Получился ли у писателя Базаров подлинным революционером 60-х годов, каким мы представляем его облик сейчас? Вряд ли можно это утверждать. В политических взглядах Базарова обнаруживаются лишь отдельные черты, присущие революционным демократам того времени: отрицание старых принципов либералов-дворян, критика их аристократизма, барства, наконец, стремление «место расчистить» для будущей жизни. Говорить о какой-либо системе революционных взглядов Базарова было бы преждевременно: тургеневский герой — лишь предтеча будущих революционеров. И верно утверждал П. Кропоткин: «Нигилизм, с его декларацией прав личности и отрицанием лицемерия, был только переходным моментом к появлению «новых людей» (Кропоткин, с. 269). В конце романа Тургенев заставил своего героя произнести фразу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» (Глава XXVII). Такой пессимистической мысли никогда не высказали бы подлинные революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, хотя жизнь их была не менее тернистой и преисполненной испытаний, чем жизнь Базарова. Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова, хотя и называл его революционером.

Однако писатель не иронизирует над поверженным Базаровым, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, чем вызывает у читателя большую симпатию к трагической судьбе своего героя. Отпечаток обреченности сближает Базарова скорее с героями других романов Тургенева, чем с революционерами из романа Чернышевского «Что делать?». Так побежденные жизнью гибнут и Рудин в одноименном романе и Инсаров в «Накануне».

Образ демократа-разночинца 60-х годов получился у Тургенева еще более сложным и противоречивым, чем образ «лишнего человека» в романе «Рудин». Эта сложность проявляется во взглядах героя на народ, науку, искусство.

С одной стороны, Базаров ощущает свою кровную связь с народом: его дед землю пахал; крестьянские мальчишки к нему привязались; слуги чувствуют в нем своего брата, а не барина. С другой стороны, он порой как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Например, Базаров говорит: «Русский мужик бога слопает» (Глава IX), «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» (Глава X), «добрые мужички надуют твоего отца всенепременно» (Глава IX). И народ, в свою очередь, платит ему той же монетой. Разговор Базарова с мужиком в конце романа свидетельствует об их полной взаимной отчужденности (мужик заключает: «Известно, барин; разве он что понимает?».

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Что ж?

Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров

Кирсанов

Взгляды

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

Цитаты

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

Базаров

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

  • Мадина Магомедова

    5/15

  • Татьяна Цуканова

    15/15

  • Али Гадживахидов

    15/15

  • Рома Волков

    13/15

  • Абасс Муртазалиев

    11/15

  • Оксана Шандуль

    15/15

  • Лариса Подоплелова

    12/15

  • Сафина Абдуллаева

    10/15

  • Надежда Самойленко

    12/15

Исследование иерархии любви и власти в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» — Зазеркалье Арадханы Мэтьюза

Опубликованная в 1862 году книга Ивана Тургенева « отца и сына » стала известна как своим реализмом, так и изображением нигилизма. Критики разных идеологий по-разному отнеслись к этому роману. Одни считали, что роман восхваляет нигилизм и преувеличивает эту похвалу через образ Базарова, другие считали, что Тургенев издевается над молодым поколением. Однако понятие любви также играет очень важную роль в тексте. Иногда он действует как прямая оппозиция нигилизму. В этой статье я хочу проанализировать то, как любовь представлена ​​в романе. Я проанализирую различные виды любви, изображаемые различными персонажами, и покажу, насколько она по своей сути иерархична и представляет собой борьбу за власть. Я также покажу, как она служит оппозицией нигилизму.

Отцы и дети обладает рядом, казалось бы, обычных образов любви. У Николая Петрвича и его сына Аркадия очень обычные и стабильные отношения. Однако мы видим, что в их связи есть четкая властная структура. Он основан на знаниях. Стабильность поддерживается только до тех пор, пока у Николая больше знаний, чем у его сына. Концепция Фуко о том, что знание есть сила, можно увидеть позже в тексте, когда Аркадий дружит с Базаровым. Базаров навязывает Аркадию свою нигилистическую идеологию, в результате чего Аркадий начинает сомневаться в убеждениях своего отца. Это вызывает небольшое дистанцирование между отцом и сыном. Николай не понимает идеологий Аркадия во всей их полноте и поэтому старается направлять разговоры на знакомые ему темы. Тем не менее, он по-прежнему принимает убеждения своего сына и готов пойти на компромисс с тем фактом, что динамика власти между ним и его сыном изменилась, и он больше не является более могущественным из двоих.

Представление Фуко о том, что знание есть сила, прослеживается и в отношениях Аркадия и Базарова. Базаров утверждает, что нигилист пытается придерживаться своих принципов на протяжении всего романа. Он привносит эту новую идеологию в жизнь других людей и, кажется, получает немного удовольствия, расшатывая их существующие убеждения. Интересно, что он сам является одним из самых ограниченных персонажей в тексте, поскольку отказывается принимать любую другую идеологию, кроме своей собственной. На протяжении большей части романа Аркадий остается очень близким Базарову как физически, так и идеологически. Аркадий благоговеет перед знаниями и убеждениями Базарова. Аркадий изначально изображается довольно слабоумным персонажем, который полагается на других, которые говорят ему, во что ему верить. Ранее эту должность занимал Николай. Однако Базаров, кажется, заменяет Николая в качестве отца в жизни Аркадия. Аркадия тянет к сильным личностям, которые знают больше, чем он. Он обожает Базарова почти гомосексуальным образом. Он признает, что у Базарова больше власти, чем у него. Вот почему он быстро смиряется с тем, что Анна Сергеевна предпочла ему Базарова, хотя он был к ней привязан и хотел ее внимания. Лишь к концу романа Аркадий перестает воспринимать Базарова как «альфа-самца». Этот сдвиг происходит, когда он влюбляется в Катю. Для Аркадия любовь была достаточно сильна, чтобы изменить его веру в нигилизм и заставить его медленно дистанцироваться от Базарова. Однако и с Катей он берет на себя роль послушного ведомого. Он никогда не бывает напористым в тексте, и окружающие его персонажи быстро это понимают и пользуются этим.

В тексте нет любви, которая не действует через властную иерархию. Это видно по количеству отношений, которые представлены в романе. Отношения Николая и Фенечки тому хороший пример. После смерти жены Николай вступает в сожительскую связь со своей служанкой, а также имеет от нее внебрачного ребенка. Николай явно чувствует себя более комфортно в отношениях, в которых он имеет наибольший контроль. Он любит Фенечку, но также утверждает, что они не равны. Поэтому Фенечке не всегда комфортно в присутствии других людей в жизни Николая. Она молчит и большую часть времени остается на заднем плане. Хотя Николай в конце концов женится на ней, структура власти остается прежней.

Иерархия проявляется и в отношениях между мадам Одинстовой и Базаровым. Анна Сергеевна не только богаче Базарова, но и бросает ему интеллектуальный вызов, постоянно подвергая сомнению его убеждения. У Анны есть дополнительное преимущество, состоящее в том, что она принадлежит к более высокому социальному классу, что оказывает влияние на Базарова, хотя он и пытается это скрыть. Базаров обладает врожденной буржуазной чувствительностью к социальным структурам, хотя он и нигилист. Базаров чувствует себя сильнее только тогда, когда Анна проявляет явные признаки влечения к нему. Но это не длится долго. Базаров тоже увлекается Анной Сергеевной, и это его бесит. Он сравнивает себя с ручной кошкой. По мере того, как уровень его влечения к мадам Одинцовой увеличивается, растет и его гнев и разочарование по поводу того факта, что он не так контролирует ситуацию, как он думал. В результате он отталкивается от любви и отвечает Анне неприязнью и раздражительностью.

Больше, чем вера в «ничто», становится очевидным, что Базаров заботится о власти. Он становится неустроенным, когда у него отнимают «авторитет». Может быть, поэтому он и поцеловал Фенечку. Делая это, он как бы пытается вернуть себе силу, утраченную через Анну Сергеевну. Это также может быть причиной того, что он соглашается драться с Павлом Петровичем. Базаров и Павел Петрович вели борьбу за власть с момента знакомства. Оба эти человека твердо верили в свои собственные идеологии и отказывались быть открытыми для любых альтернативных убеждений. Павел держится за остатки аристократических идеологий, а Базаров отмахивается от всего. Их сильная неприязнь друг к другу обостряется по ходу романа. Наконец, кульминацией является перестрелка между двумя, в которой Базаров случайно стреляет Павлу в бедро. Интересно, что Базаров бросается на помощь Павлу. Все его убеждения и эгоистические столкновения кажутся заключенными в идеологическом пространстве. Он не может справиться с реальными столкновениями физической силы.

Однако это не мешает Базарову продолжать попытки утвердить свою доминирующую позицию. Он даже использует для этого любовь своих родителей. В романе мы видим, что мать Базарова становится очень эмоциональной, когда видит сына. Узнаем, что Базаров редко бывает дома. Когда он, наконец, приезжает, он ведет себя холодно и раздражительно, заставляя своих родителей изо всех сил стараться удовлетворить потребности своего сына. Базаров пользуется их любовью к нему, а также их готовностью сделать все, чтобы сделать его счастливым. Таким образом, он становится самым могущественным членом своего дома.

Однако любовь по-прежнему выступает в качестве оппозиции нигилизму на протяжении всего романа. Даже у Базарова бывают моменты «слабости», когда он испытывает влечение к Анне Сергеевне и испытывает любовь к своим родителям. Тургенев изображает любовь как единственную силу, способную противостоять идеологиям вроде нигилизма. Однако Тургенев обязательно указывает, что именно любовь, а не просто романтизм обладает такой силой, чтобы противостоять таким политическим идеологиям. В своем эссе «Два вида любви» Гэри Сол Морсон говорит о том, что более сильным типом любви в романе является тот, который устанавливается постепенно. Это видно на примере Аркадия и Кати. Их любовь растет медленно, но неуклонно, пока не достигает точки, когда они прочно укореняются в ней и она необратима. Морсон противопоставляет это Базарову и Анне Сергеевне, которые проявляют более страстную и романтическую любовь, которая длится недолго. Тем не менее, оба вида любви вызвали разрушение ранее существовавших убеждений как на личном уровне, так и в более широкой перспективе общества. На личном уровне это заставило Аркадия и Базарова усомниться в своей вере в нигилизм. В более широком плане любовь также ломает классовые границы между Анной Сергеевной и Базаровым. Однако, в отличие от Базарова, Аркадий предпочитает поддаться любви. Базаров же убегает от нее.

В некотором смысле любовь немного напоминает нигилизм. Она не придерживается никаких внешних принципов и способна разрушить все другие существующие идеологии. Его власть распространяется даже за пределы политической сферы. Любовь может покорить любые социальные и экономические границы. Он обладает еще большей разрушительной силой, чем нигилизм. Однако Тургенев изображает любовь в положительном свете. Принятая персонажами любовь приносит счастье и является скорее созидательной, чем разрушительной. Он также использует любовь, чтобы подчеркнуть тот факт, что против нее бесполезны все политические идеологии. В случае с Аркадием нигилизм быстро забылся, когда в его жизнь вошла Катя. Для Аркадия «поцелуй истинной любви» действительно разрушил чары нигилизма, жертвой которых он был прежде. Герои, которые принимают любовь, имеют в романе счастливый конец. Базаров не отпускал своих убеждений в нигилизме, но ясно чувствовал последствия внутреннего смятения, вызванного столкновением любви и его идеологии. Этот конфликт проявляется даже физически, так как здоровье Базарова ухудшается в конце романа. Тургенев показывает, как любовь и нигилизм не могут сосуществовать, поскольку их противоположные сущности вызывают внутренние конфликты внутри персонажей. Они должны предпочесть одно другому, даже если признают оба. Аркадий выбирает любовь, а Базаров выбирает нигилизм. Интересно, что персонаж, выбравший любовь, продолжает жить счастливой жизнью, в то время как персонаж, выбравший нигилизм, в конечном счете сводится к тому, во что верит эта идеология, что есть ничто.

Неизбежная каталитическая сила нигилизма к переменам

Искусство

Ссылаясь на романы Ивана Тургенева в его Частичных портретах , Генри Джеймс (1843-1916) писал: «Они производили впечатление самой жизни, а не аранжировки , réchauffé жизни».

Недавно превознося достоинства тургеневского « Накануне » (1860), я назвал этот роман несовершенной литературной жемчужиной. Однако роман «Отцы и дети » (1862 г.) представляет собой вершину того, что Джеймс нашел столь впечатляющим в сочинениях своего друга. Затмевающий ранний роман идейной силой, психологической проницательностью и лирической красотой, этот русский шедевр является апофеозом и литературным Кох-и-Нуром тургеневского канона. Это роман столь же поучительный, сколь и блестящий, и столь же острый, сколь и провокационный. Для меня она соответствует блеску наиболее уважаемых современников Тургенева, а ее главный герой Базаров, пожалуй, одна из величайших жемчужин русской литературы.

Лермонтовские (1814-1841) Печорин и Тургеневский Инсаров, Базаров, нигилистический герой романа, — повторяющиеся проявления авторского страха. И снова в «Базарове» Тургенев с ошеломляющим эффектом использует поэтическую концепцию «Песчинки» Блейкса. Базаров позволяет Тургеневу интимно изобразить поколенческое и идейное столкновение, одновременно погружая нас в жизнь всех героев своего романа.

Джеймс писал в своем очерке о Тургеневе 1897 года, что усердно переданное изображение характера было «великим светом, который художественно руководил им». «Отцы и дети» , пожалуй, является высшим выражением способности Тургенева к этому авторскому приему. Джеймс продолжал: «Ни у кого не было более близкого видения или руки одновременно более ироничной и более нежной для индивидуальной фигуры, видимой в ее особенностях, всех ее особенностях слабости и силы, уродства и красоты, странности и обаяния. ».

Николай Стратхов (1828-1896), русский философ, литературовед и друг Льва Толстого, восхвалял тургеневских персонажей — их дивное изображение одаряло Отцы и дети возможность представить читателю «человеческую жизнь в ее самом широком и самом полном значении». Тургенев знал, что для того, чтобы его роман достиг своей художественной цели, действительно эффективная характеристика была не символическим литературным приемом, а

sine qua non . Помимо тематической драчливости и философского влияния романа, эту книгу стоит прочитать только для того, чтобы увидеть его гений в действии. Я знаю, что в бреду, но поверьте мне, это если и не неоспоримый факт, то его стоит изучить самому!

Рог изобилия ярко представленных архетипов настолько же тематически освещает, насколько и реален. От эмоционально бесплодной и интеллектуально отстраненной Анны Одинцовой до бредового аристократического манекена Павла Кирсинова и его претенциозных пристрастий к портновскому делу каждый персонаж является живым воплощением аспекта души России. Арина Базарова, сентиментальная мать героя, и ее московская аристократичность пятнадцатого века и вера в

Уродие (Юродивых), олицетворяет дореформенную старую Россию. Николай Кирсинов и его патриархальный либерализм мягко улавливают тревогу поколений, поскольку старые убеждения встречаются с новыми, озвученными его собственным сыном Аркадием. Эмоциональная связь между ними столь же глубока, как и пропасть между их идеологиями.

Практически ни один элемент российского общества не остается нереализованным или неисследованным. Авдотья Кукшина дает нам комичный портрет эксцентричной профеминистки и самообмана émancipée . Виктор Ситников блестяще изображает впечатлительного и интеллектуально неискреннего прогрессивного славянофила-городского человека. Василий Базаров, отец героя романа, представляет собой слой сельских мещан, которые обращаются за вдохновением к Петру Великому (1672-1725) и Пушкину, но при этом безрезультатно пытаются оставаться современными, а теперь «откладывают» личные идеологии как устарело, как и его ветхое поместье.

Аркадий Кирсинов, университетский друг и аколит Базарова-младшего, прекрасно передает дух образованного, просвещенного, но интеллектуально наивного аристократа. Мужики (крестьяне) и крепостные, кабальные или иные, все источают подобострастное, но обиженное уважение к патриархальному строю. Незаметно они демонстрируют свое презрение к Дворяне (землевладельцам). Губернаторы и «большие парики» Чиновники (госслужащие) показаны слабоумными, корыстными дураками. У нас есть даже аристократически изнеженная борзая и древняя угрюмая принцесса, такие же декоративные и лишние для общества, как друг друга. Это множество личностей составляет звезды тургеневского общественного созвездия, каждая из которых проливает неумолимый, осуждающий свет на основополагающие темы романа.

Иван Тургенев на охоте (1879) Николая Дмитриева-Оренбургского (частное собрание)

Евгений Васильевич Базаров, революционер-нигилист и индивидуалист, окончивший медицинский факультет, с фатальным незнанием себя, но обладающий непреклонным желанием разоблачить глупость, сидит за центр этого космоса. Базаров — динамичный цинозир, через который все обнажается и все оспаривается благодаря его взаимодействию с героями романа. Как квинтэссенция тургеневской авторской виртуозности, Базаров, на мой взгляд, является ключом к пониманию как интеллектуальной силы романа, так и его основополагающих идей. Он также является одним из самых замечательных, отвратительных, мужественных и эмоционально бурных существ, которых я когда-либо встречал в литературе! Даже Тургенев застал его в недоумении, написав А. А. Фета в ответ на обвинение в том, что роман является тезисом в рецензии последнего — «Я не знаю, люблю я его или ненавижу»!

Глядя на то, что породило его творчество и идеологическую систему убеждений, роман раскрывается нашему пониманию, пожалуй, так же эффективно, как циничный интеллект Базарова обнажает окаменевшие и причудливые убеждения тех, с кем он сталкивается. Подобно крови, пульсирующей в теле, Базаровское Бытие обитает в этой книге на клеточном уровне. Базаров со своей волчьей улыбкой и беспощадным презрением прыгает со страниц вполне сложившимся существом, не просто вымышленным персонажем, а более реальным человеком, живущим внутри романа. Для достижения этого подвига Тургенев полгода вел дневник, вселяясь в образ Базарова и записывая, как его персонаж реагировал на происходящие вокруг него события.

Так что, как и в случае с большей частью русской литературы, капелька контекстуального разъяснения может помочь нам по-настоящему оценить ее, и в частности Базарова.

1859. Период глубоких интеллектуальных и идейных волнений в России. С 1848 года революционный пыл захлестнул Европу. Александр II начал предварительный процесс реформ, который должен был привести к освобождению крепостных в 1861 году. В эту бурную эпоху вступила новая порода образованных русских. Хотя и не дворянские сыновья, эти радикальные интеллектуалы претендовали на равенство с дворянством и даже заходили так далеко, что утверждали свое превосходство над праздными богачами и угнетающим самодержавием, правящим Россией. Гегель, Шиллинг и Пушкин были отброшены в пользу философов-материалистов Бюхнера и Молешотта. Русский язык находился в переходном состоянии как раз перед тем, как были разорваны узы патриархальной системы.

Также Пол Сполдинг-Малкок…

Другая жизнь, другой путь: Созвездия Евы Автор Эббигейл Нгуен РоузвудИсповедь полезна для души – История на пороге смерти «Я не могу вложить свое сердце в рот»: Uncommon Reader , Алан Беннетт Интервью с Викторией Дауд — автором серии Тайна умной женщины Tempus Fugit — История двери смерти

Нигилизм был зачаточной и резкой идеологией, зародившейся в 1840-х годах в России. Тургенев взял ее корни и посадил в своем романе. Нигилизм, от латинского ничего , началось как движение, отвергающее традиционные социальные институты брака и родительской власти. К 1850-м годам это стало философской доктриной, защищающей отрицание всех авторитетов во имя свободы и социальной справедливости. Одновременно за идеологическое превосходство боролись две противоположные школы мысли. На одной стороне было славянофильство с его антизападным и глубоко патриотическим националистическим прославлением самобытности России. Западники утверждали, что Россия по своей сути является европейской и должна строить свою модель на основе социальных и философских принципов 9-го века.0029 светлая Европа.

Тургенев был вместе со своим другом Берлинским последователем западничества. Маргарет Дрэббл сообщает нам в The Oxford Companion to English Literature , что он был «ближе как по чувствительности, так и по литературной практике к западничеству, чем его современники Толстой и Достоевский». И все же Тургенев видел, как эта новая порода радикальных циников систематически расчленяла идеологическую ткань России. Поступая таким образом, они подвергали охраняемые практики и верования холодному свету жесткого эмпирического разума. Ничто не ускользнуло от пристального внимания нигилистического цинизма, ничто не застраховано от их хладнокровного, но решительно противоположного презрения к детерминизму и ценностям патриархальной системы.

Базаров был «приверженцем негативных тенденций» и говорит своему идейному противнику Павлу Кирсинову: «Мне доставляет удовольствие отвергать». Базаров ни к кому не любит и поэтому не знает пощады, но он любит свою нацию и трагически уступает своим чувствам к аристократу. Сам Базаров говорит нам: «Мир — это огромная мастерская, и человек рожден быть там мастером». Ирвинг Хоу, литературный критик, писал: «Базаров — личность революционная, но без революционных идей». Тургенев запустил своего сложного, эмоционально противоречивого агента подрыва в идеологическое сердце России и использовал его как едкое средство, чтобы призвать к ответу господствующее мышление. В конечном счете обреченный своей человечностью, Базаров не может найти решения. Он умирает из-за собственного любопытства, высокомерия и устаревшей медицинской системы, находящейся в отчаянном положении. Он вызвал Россию к допросу, но отогнал птиц, не стреляя ни в одну из них. Революционные критики Тургенева ругались!

Однако Тургеневу удалось в том, что он создал в Базарове человека, обнажившего душу России и обличающего ее несправедливые истины. Он был полезен России именно потому, что так в ней сомневался. Он был полезен Тургеневу тем, что служил объективом авторского микроскопа, прощупывая политическое тело и самую душу России. За ним придут другие. Ленин возглавил революцию 1917 года и частично полагался на беспощадный взгляд Базарова, направляя свои собственные восприятия.

Тургенев пытался написать роман о смене поколений, идеологическом бунте и провокационном философско-политическом прозрении. Для этого читателя он победил.

Отцы и дети не дает ответов и по этой причине не может быть безоговорочно прославлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *