Идеи жан жак руссо: Жан-Жак Руссо. Политические взгляды

Жан Жак Руссо и его идеи, или Кого называли «апостолом скорби»? | Культура

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве во французской семье. Его мать умерла через девять дней после его появления на свет. «Мое рождение, — писал Руссо, — было первым из моих несчастий». Байрон назвал его «апостолом скорби». А у другого английского писателя встречается такое выражение: «Руссо, сэр, очень плохой человек. Я охотнее послал бы его на каторгу, чем любого из преступников».

Если исходить из личных качеств Руссо, его трудно признать хорошим человеком при его мелких грешках: вранье, кражи и постоянные, хотя и не слишком успешные любовные похождения. Он всегда был непокладистым и тщеславным, а к концу жизни его охватила мания преследования. Умерев, он вряд ли оставил в мире хотя бы одного друга. Но подлинное преступление современники усматривали не в его личных качествах, оно заключалось более всего в том, что Руссо принадлежал к числу великих и редких чудаков, дерзких и невоспитанных настолько, чтобы изменить ход истории.

Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней.

К середине XVIII века Европа созрела для перемен. Франция напоминала пороховую бочку, ждущую искры. Этой искрой и стал Жан Жак Руссо.

«Однажды, — писал Руссо, — я взял «Меркюр де Франс» и, пробегая его на ходу, наткнулся на такую тему, предложенную Дижонской академией на соискание премии следующего года: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?»

Руссо, отстаивающий парадоксальную для того времени точку зрения, будто приверженность искусствам и науке всегда порождает падение нравов, был удостоен премии. В последующие годы Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре».

«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит убеждение, что человек по своей природе хорош, а общество — это учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. Цивилизованному обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой для их существования; это и привело к нынешней неудовлетворенности. Какова же наилучшая форма общественного договора? Руссо считает, что от личного суверенитета надо добровольно отказаться в пользу государства — политического целого, действующего с помощью законов.

Эти законы должны выражать коллективную суверенную волю народа посредством системы представительства, свободной от каких-либо влияний и коррупции. Целью всего законодательства должны быть свобода и равенство.

Высказанная в его сочинении «Об общественном договоре» завуалированная критика положения вещей во Франции была сокрушительной и явилась одним из наиболее мощных факторов, которые, действуя на умы революционеров, в конце концов привели к свержению старого порядка. Тезис, на котором Руссо настаивает в своем трактате «Об общественном договоре» и который имеет наиболее важное значение для претворения в жизнь всех его принципов, таков: правительство, проводящее в жизнь законы, состоит всего лишь из должностных лиц, которым платят за то, что они выполняют общую волю, но все правительства будут стремиться узурпировать власть, если внимательно не следить за ними и не держать их в узде. Глубокая и вечная истина, содержащаяся в этом великом труде, заключается в том, что суверенитет принадлежит народу и его нельзя никогда и ни под каким предлогом передавать какому-либо отдельному лицу или группе лиц.

Не стоит говорить, что слава к Руссо при жизни не пришла. Всю жизнь он подвергался преследованиям, его изгоняли из Франции и Швейцарии. В эпоху, все еще преклонявшуюся перед божественным прахом королей, Руссо был республиканцем и верил в божественное право народа. В то время, когда рассудок считался высшим свойством человека, Руссо отказался от холодной рассудочности в пользу внезапных и непосредственных движений сердца. И в то же время, когда церковь ограждала себя догмами от надвигающихся бурь, Руссо выступал в защиту «естественной религии», не требующей никаких посредников между человеком и богом.

И в литературу Руссо внес большой вклад как человек чувств.

Все, что он делал, было в какой-то мере оригинально. Его «Исповедь», опубликованная только после его смерти, явилась первым примером совершенно откровенного, без всякого умалчивания, раскрытия всех наиболее сокровенных мыслей, переживаний и желаний автора. В «Исповеди» и «Прогулках одинокого мечтателя» проявилось новое отношение к природе.

2 июля 1778 года после долгих скитаний, ссор и болезни Руссо умер от тяжелого заболевания почек. Его главным источником существования на протяжении многих лет была простая переписка нот: он не захотел стать профессиональным писателем.

Некоторые считали его жизнь достойной сожаления, но человек, чье имя связано со свободой и равенством, который положил начало благоразумию и сочувствию в воспитании и дал нам новые образцы поэтических красот, — такой человек заслуживает снисхождения и памяти.

Теги: философы, биографии, знаменитости, мораль, политика, нравственность, воспитание, философия, Жан Жак Руссо

Взгляды на человека и общество Жан Жака Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1778)

Труды: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или о Воспитании».

Родился в Швейцарии, но большую часть своей взрослой жизни прожил во Франции. Его мать рано умерла, а отец отдал его на воспитание родственникам. Сам Руссо отправил своих детей в детский приют. Руссо был сложным человеком и имел много проблем в общении как с философами-просветителями, так и с людьми вообще. 

Философы-просветители поклонялись разуму, Руссо выдвигает на первый план культ чувств. Философы-просветители превозносили индивида и личные интересы, Руссо – сообщество и общую волю. Философы-просветители прославляли прогресс, Руссо выдвинул лозунг «назад к природе». 

Соглашался Руссо с философами-просветителями в том, что человек по природе добр. Невежество порождает зло, но просвещение людей делает их дорбрыми. Однако если люди добры, то цивилизация, по мнению Руссо, — это зло. Цивилизация ведёт к искусственной и вырождающейся жизни. В этом смысле Руссо был критиком идеи прогресса. 

Руссо, вслед за своими предшественниками, говорит о природном состоянии человека и о созданном людьми государстве на основе общественного договора. Однако Руссо утверждает, что был этап постепенного развития, который сформировал и общество, и полностью завершённого человека. И результат этого развития – политически организованное общество или государство. 
Самоценностью обладают, по мнению Руссо, и человек (гражданин), и общество (сообщество). 

Сообщество – это конкретные связи, чувства близости, которые соединяют вместе семью и друзей. Сообщество основывается на чувствах, а не на разуме. Сообщество (общество) имеет моральную ценность. 

Общая воля для Руссо важнее индивидуальной. Если человек выступает против общей воли, значит, он ещё не до конца развит и пока не понимает, чего действительно хочет. Поэтому такому человеку следует покориться общей воле. Из этих идей позже вырастет лозунг Гитлера – «один народ, один фюрер». Эту идею Руссо можно считать недоработанной. Она не учитывает, что общая воля в современном обществе выражается через институты, а они не всегда идеальны.  

В политическом смысле Руссо утвержал: 

• Право народа на мятежи, свержение несправедливого властителя. По Руссо, это приведёт к созданию общества по своему усмотрению;

• Власть должна формироваться не парламентом, а гражданами через участие в собраниях; 

• Частная собственность – первопричина общественных конфликтов. У людей должны быть равные права и примерно равное количество собственности, тогда возникнет идеальное общество. 

 

Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье «История философии». 

Другие статьи по философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические взгляды Джуди Дюшан на практику логопедии

Жан-Жак Руссо был философом и педагогом 18-го века, который оказал огромное влияние не только на мышление, политику и образовательную практику своего времени, но и на целое столетие после его смерти. Его идеи легли в основу романтизма конца 18 — начала 19 веков.

Руссо считал, что так называемый прогресс в науках и искусствах, созданный просветительскими писателями и мыслителями, уводит людей от добродетельной жизни. Он связывал культурный прогресс с нравственным упадком. В отличие от христианского учения о первородном грехе, Руссо утверждал, что именно общественные институты развращают людей. Он чувствовал, что общество привело к эгоизму, слабости и высокомерию.

Несмотря на критику своих коллег-философов, участников просветительского движения 18 века, Руссо находился под влиянием их мышления. Он придерживался философских принципов, разработанных Джоном Локком, был деистом и был приверженцем религиозной и политической терпимости и равенства.

Идеи Руссо об образовании оказали глубокое влияние на современное представление об образовании. Он сводил к минимуму важность изучения книг и рекомендовал воспитывать эмоции ребенка, а не его разум. Особое внимание он уделял обучению на опыте.

Руссо считал, что дети имеют право наслаждаться жизнью. В своей классической книге « Эмиль » (1762 г.) он доказывал, что воспитание детей должно быть преобразовано из наказания в воспитание, выявляя естественные достоинства ребенка. Например, он считал, что младенцы не должны быть связаны своей одеждой, а должны носить свободную одежду, которая давала бы им свободу передвижения и близость к природе. В отличие от других людей своего времени, он видел детей на их собственных условиях, а не как незрелых взрослых. Вместо того, чтобы ограничивать и внушать детям идеологию, учителя должны создавать для детей среду, способствующую их естественному обучению.

Руссо наиболее известен своей работой «Общественный договор». В нем он рассмотрел отношения между людьми и обществом. Самым противоречивым аспектом книги было то, что он выступал за демократию и выступал против божественного права королей.

Жан-Жак Руссо был самоучкой. Он родился в Женеве и получил образование ортодоксального кальвиниста. Он бросил школу в возрасте двенадцати лет и обучался различным ремеслам. В шестнадцать лет он уехал из Женевы в Савойю, область, которая позже стала частью Франции. По причинам, которые он называет «корыстными», Руссо на короткое время обратился в католицизм, а затем вернулся в протестантизм.

Он переехал в Париж в 1742 году и работал на разных работах, включая лакея и секретаря французского посла в Венеции. Находясь в Париже, Руссо общался с философами эпохи Просвещения, в том числе с Дидро и Вольтером.

С 1756 по 1761 год Руссо жил недалеко от Парижа, где он написал Эмиль и Общественный договор.

Письма Жана Жака Руссо, расположенные в хронологическом порядке

Руссо, Жан Жак (1749). Беседа об искусствах и науках.

Руссо, Жан Жак (1754). Беседа о равенстве.

Руссо, Жан Жак (1761/1967). Общественный договор или принципы политического права. .

Руссо, Жан Жак (1762/1979) Эмиль. Перевод Алана Блума (1979), Нью-Йорк: Basic Books.

Руссо, Жан Жак (1782). Признания.

Письма о Жан-Жаке Руссо и его идеях

Бойд В. (1956) Эмиль сегодня. Лондон.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) | К эмансипации?

Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из самых влиятельных философов-просветителей. Он считал, что из-за «естественных» различий между мужчинами и женщинами они играют разные роли в культуре и обществе. В результате он считал, что представители обоих полов должны получать образование, соответствующее их ролям. Его идея оказала длительное влияние на образование девочек и восприятие женщин. Она была одним из ведущих сторонников идеологии «раздельных сфер» для мужчин и женщин: общественные владения мужчин — это, по его мнению, бизнес, политика и война, частные владения женщин — домашнее хозяйство и семья.

Руссо родился в Женеве, Швейцария, в июне 1712 года. Его мать умерла во время родов, оставив отца Руссо, Исаака Руссо, воспитывать его самостоятельно. Его отец был часовщиком и профессором танцев, слишком занятым созданием проблем в приключениях по всему миру, чтобы должным образом обучать своих детей. Это заставило старшего брата Руссо, Франсуа, очень рано покинуть дом. Но у их отца была одна страсть — чтение, и он очень рано приобщил к нему своих детей. Уже в возрасте семи лет Руссо начал читать длинные романы, такие как « Les Hommes Illustres , Cassandre и l’Astrée . Он начал разделять свою страсть к чтению со своим отцом; они не ложились спать поздно ночью, читая вместе. В 1722 году, после ссоры с Пьером Готье, капитаном французской армии, Исаак Руссо бежал в Ньон. Жан-Жак Руссо недолго жил со своим отцом и новой женой; однако быстро вернулся в Женеву, чтобы жить со своим дядей Бернаном.

В возрасте шестнадцати лет Руссо покинул Женеву и отправился в Анси, Франция. В 1742 году он переехал в Париж, чтобы стать музыкантом и композитором. Здесь он познакомился с Терезой Левассер, ставшей его неграмотной любовницей. Вместе у них было пятеро детей, всех отправили в парижский приют. За это время Руссо близко подружился с двумя философами, Кондильяком и Дидро. В 1750 году статья, написанная Руссо в ответ на вопрос эссе, была опубликована в Беседа об искусстве и науке . Эта статья была широко прочитана и вызвала споры. Это бросило вызов вере в то, что прогресс цивилизации принес улучшение нравов. Он утверждал, что знание и добродетель не коррелируют. Несмотря на раннюю известность, Руссо продолжал заниматься музыкой и написал очень успешную оперу « Le Devin du Village » («Деревенский прорицатель»). В 1753 году Руссо представил еще один ответ на вопрос для эссе, который будет опубликован годом позже под названием 9.0061 Рассуждение о происхождении неравенства среди мужчин. В этой статье он бросил вызов убеждению, что люди являются социальными существами. Он заявил, что до цивилизации он представлял себе, что люди наслаждались примитивной свободой и счастьем, которые теперь потеряны. С развитием цивилизации свобода и счастье уступают место страданию и угнетению. После этого Руссо стал философом и продолжил писать множество влиятельных произведений.

 В 1761 году он опубликовал Жюли, или Новую Элоизу  , в котором он описывает идеальную частную сферу. В произведении изображена женщина, которая научилась ценить себя, чтобы стать образцом добродетели в роли жены и матери. Для Руссо женская добродетель была не просто чем-то, что должны защищать отцы и мужья, но скорее моральным качеством и набором моделей поведения, которые являются образцом для всех. Годом позже, в 1762 году, вышел « Эмиль » или «Трактат о воспитании » Руссо. В этом тексте он следует за образованием мальчика и девочки. Здесь он утверждает, что из-за их естественных половых различий мальчики и девочки должны получать разное образование, которое будет соответствовать их разным ролям в культуре и обществе. Мужчину учат самоуправлению, а женщину учат послушанию. Убеждения Руссо противоречили убеждениям современников того времени; они восхваляли подъем цивилизации за счет развития искусств и наук и считали, что статус женщины является показателем уровня цивилизованности культуры и общества. Руссо считал, что современный мир морально испорчен, поскольку им движет соревновательный и стяжательный эгоизм. Он возложил вину за это моральное падение исключительно на плечи мужчин. Единственное упоминание о женщинах в его взглядах на историю цивилизации состоит в том, что конкуренция за женщин между мужчинами была главной причиной вражды между ними.

Через  Эмиля Руссо демонстрировал, что посредством надлежащего воспитания можно воспитать разум людей, чтобы сделать их ответственными за эти разрушительные страсти, тем самым сделав их свободными личностями. Женщины, однако, не могли развиваться таким же образом, поскольку он считал, что они не могут быть способны к абстрактному мышлению, поэтому не могут достичь свободы. Однако, сохранив свою природную добродетель, они могли достичь счастья, чего не могли сделать мужчины. По этой причине Руссо считал, что женщины, пытающиеся культивировать свой разум, были глупы, бросая вызов своей природе, они отказывались от счастья, которым могли наслаждаться только они. Чтобы поддержать свои идеи, он настоятельно рекомендовал кормить собственных детей грудью элитных женщин, а не отправлять их к кормилицам. Он утверждал , что грудное вскармливание было проявлением их материнской природы.

Руссо использовал теорию гендерной взаимодополняемости, чтобы обосновать свою идею двух сфер, общественной и частной. Публичная сфера коммерческой экономики и государства должна была управляться мужчинами, их рациональным расчетом и корыстью. Принципы, по которым должна управляться общественная сфера, были изложены в  Общественном договоре , опубликованном также в 1762 году. Частной сферой семьи должны были управлять женщины в силу их природных достоинств.

Жан-Жак Руссо сыграл огромную роль в просвещенном дискурсе о «женском вопросе». Его сочинения были одними из самых влиятельных в эпоху Просвещения. Он актуален и сегодня, потому что основы убеждений Руссо, такие как доброта и этика, все еще присутствуют в современном обществе и современной философии. Многие философы эпохи Просвещения продолжают ссылаться на Руссо и его произведения. Его сочинения помогли реализовать идею естественных различий полов и отдельных сфер, против которых женщинам приходится бороться и сегодня, чтобы преодолеть дискриминацию в экономике, обществе и политике.


Thelma Bost , Междисциплинарные перспективы в глобальном общественном здравоохранении, класс 2020


Источники

Литература и веб -сайты
    7. В  Стать видимыми: женщины в европейской истории , изд. Бриденталь, Ренате, Сьюзан Мошер Стюард и Мерри Э. Визнер. 3-е изд., 233-260. Бостон: Компания Houghton Mifflin, 1998..
  • Шуке, Артур, Ж. Ж. Руссо. Париж, Hachette et cie, 1893 г.
  • Оффен, Карен М. Европейский феминизм: 1700-1950: политическая история, 31-49. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Пресс, 2000.
  • «Жан-Жак Руссо», Wiki p издание , по адресу: https://en.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *