Мартин Лютер и его реформационные идеи. История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи
Мартин Лютер и его реформационные идеи
Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.
Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте. В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета. Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления от личного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней стороне культа.
С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512-1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция. 18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви.
31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк. Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.
Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком. Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов. Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.
В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти. Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи. Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.
К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом. Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием — в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов. Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.
Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога). Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви — евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.
Историческое значение выступления Лютера заключалось в том, что оно сделалось центром сложной по своему социальном составу оппозиции. Вокруг Лютера объединились различные элементы германского общества, от умеренных до самых радикальных, выступившие под флагом новой концепции христианского учения против папской власти, католической церкви и их защитников: рыцарство, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших на обогащение путем конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать новое вероисповедание для завоевания большей независимости от империи, городские низы. Широкий социальный состав сторонников Лютера обеспечил вскоре ряд значительных успехов лютеранской Реформации. Правда, сам Лютер неоднократно уточнял, что христианская свобода должна пониматься только в смысле духовной свободы, а не телесной. Лютер считал недопустимым аргументировать необходимость политических и социальных изменений ссылками на Священное Писание.
Триумфом Лютера стал Вормский рейхстаг 1521 г., где Лютер категорично заявил об отказе отречься от своих реформационных идей («На том стою и не могу иначе…»). Императорский указ, известный под названием «Вормский эдикт», запрещал на всей территории империи проповедь в духе Лютера и предавал Лютера опале, а его сочинения — сожжению. Однако он не возымел нужного действия и не приостановил распространение лютеровского учения. Найдя пристанище в замке курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого (1463-1525), Лютер осуществил перевод на немецкий язык Нового Завета, тем самым дав в руки своих сторонников мощное идеологическое оружие.
Наступившая после Вормского рейхстага дифференциация антиримского движения, выделение из него радикальных группировок, которые в понимании задач реформ расходились с Лютером, заставили его определенно высказаться, прежде всего, по вопросу о способах и методах претворения в жизнь общих принципов Реформации. Лютер упорно отстаивает свою программу «духовного мятежа», центральным моментом которой был тезис о непризнании католической церкви в Германии и борьбе с нею исключительно мирными средствами.
Чем больше реформационные лозунги привлекали немцев, тем важнее было Лютеру определиться с той политической силой, которая будет осуществлять Реформацию. Реалии Германии того времени вели Лютера к мысли, что такой силой могла стать княжеская власть, представитель которой, саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, не раз в 1517-1521 гг. защищал реформатора. Более того, идея о «всеобщем священстве» позволяла рассматривать княжескую власть как подлинно апостольскую, а значит, ей и должна была принадлежать руководящая роль в новой церкви. Окончательно Лютер сформулирует свои взгляды на этот вопрос после попытки в 1522 г. анабаптистов, переселившихся в Виттенберг, осуществить Реформацию в собственной трактовке. Поскольку Лютер не верил в способность церкви на внутреннюю реформу и считал недопустимым проведение преобразований народом, он доказывал, что право осуществлять Реформацию принадлежит только государям и магистратам.
Духовная власть, таким образом, подчинялась светской.В отечественной историографии преобладала оценка лютеровского реформационного учения как идеологии умеренного бюргерства. Наличие этой более или менее аргументированной точки зрения не отрицает возможности видеть в М. Лютере общенационального идеолога немецкой Реформации. Лютер обращался ко всей немецкой пастве с универсальными (важными для представителей всех социальных и профессиональных групп) религиозными проблемами и обсуждал не менее универсальные христианские ценности. Главное, что волновало его — правильность веры для спасения души. Сам Лютер никогда не говорил определенно о какой-то социальной предпочтительности своего учения, даже его «симпатии» к князьям были связаны не с содержанием Реформации, а с ее осуществлением. Конечно, реализация некоторых идей Лютера представляла известный интерес для бюргерства — как умеренного, так и радикального, — но в то же время «плодами» Реформации воспользовались и князья, и дворяне, и патрициат, и даже крестьянство.
Простому человеку Лютер отводил крайне пассивную роль как в религиозной, так и в общественной жизни, что противоречило активной позиции бюргерства начала XVI в. Характерно высказывание М. Лютера: «Праведен не тот, кто много делает, а тот, кто без всяких дел глубоко верует в Христа… Закон гласит: сделай это — и ничего не происходит. Милосердие гласит: веруй в этого — и сразу все сделано». Такое видение проблемы резко отличало М. Лютера от настоящих идеологов бюргерства У. Цвингли и Ж. Кальвина. Но обращение Лютера к проблеме человека, внимание к его личным переживаниям, стремление возвести в абсолют религиозной деятельности персональное общение с Богом говорит о том, что реформатор смог найти религиозное выражение ментальным процессам индивидуализации сознания. Неслучайно современные немецкие историки трактуют лютеранское вероучение как «эмансипацию индивидуума», основанную на лучших достижениях человеческой мысли XVI столетия.
Мартин Лютер
Мартин Лютер Великий немецкий реформатор родился в ноябре 1483 г. в Эйслебене, главном городе тогдашнего графства Мансфельд в Саксонии. Родители его были бедные крестьяне из деревни Мера того же графства, незадолго до того переселившиеся в город, чтобы искать заработка на
Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер
Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи Реформации.
Мартин Лютер и его реформационные идеи
Мартин Лютер и его реформационные идеи Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. Начало
7. Мартин Лютер
7. Мартин Лютер В то время как католическая церковь столь безуспешно сражалась за удержание господства на всех землях, в Европе для нее назревала большая угроза.Несколькими годам раньше Мартин Лютер прикрепил свои знаменитые тезисы к двери Виттенбергской церкви, чем
Мартин Лютер: рождение новой церкви
Мартин Лютер: рождение новой церкви Мартин Лютер — основатель лютеранской церкви, которая по сей день играет в мире заметную роль. Мыслитель, богослов, филолог, писатель начала XVI века, переводчик «Библии», заложивший основы немецкого литературного языка. Его «95 тезисов»
МАРТИН ЛЮТЕР
МАРТИН ЛЮТЕР Я тут весь перед вами… Да поможет мне бог. Мартин Лютер. Мартин Лютер был сыном рудокопа из городка Эйслебен на востоке Германии; его отец работал в каменоломнях, а мать собирала в лесу дрова. С трудом, нищенствуя и голодая, ему удалось закончить школу и
Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер
Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы Римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи
Лютер Мартин (Род. в 1483 г. – ум. в 1546 г.)
Лютер Мартин (Род. в 1483 г. – ум. в 1546 г.) Немецкий религиозный и общественный деятель, теолог, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства – первого протестантского направления в христианстве), переводчик Библии на немецкий язык.
9.4.5. За какую мечту боролся Мартин Лютер Кинг?
9. 4.5. За какую мечту боролся Мартин Лютер Кинг? Имя Майкл родившийся в 1929 г. мальчик получил от отца, пастора баптистской церкви, в честь основателя протестантизма Мартина Лютера. Кинг стал священником, бакалавром, затем доктором богословия, священником в штате Алабама. Он
Лютер Мартин
Лютер Мартин 1483–1546Деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма.Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в городе Эйслебене в Тюрингии (Германия). Его родители, Ганс и Маргарита Людер, переехавшие туда из Мёры, вскоре перебрались в Мансфельд, где Ганс
Кинг Мартин Лютер
Кинг Мартин Лютер 1929–1968Лидер Движения за гражданские права чернокожих в США.В семье пастора баптистской церкви в городе Атланта 15 января 1929 года родился первенец, мальчик. Его назвали Майкл. Мать Мартина до замужества преподавала в школе. Детство Кинга пришлось на годы
Мартин Лютер (1483–1546)
Мартин Лютер (1483–1546) Вернемся к персонажу, об отлучении которого мы рассказали. Сын саксонского крестьянина Мартин Лютер в 1505 г. постригся в монахи, заботясь о спасении души. Эта тревога продолжает его мучить и в духовном сане, он боится, что не сможет устоять перед грехом.
500 лет Реформации: идеи, изменившие мир
- Мадви Рамани
- BBC Travel
Автор фото, Getty Images
95 тезисов, которые полтысячелетия назад прибил к дверям церкви в Виттенберге Мартин Лютер, коренным образом изменили политику, историю и власть в Европе.
И они продолжают влиять на наc и сегодня — от языка, искусства и музыки до нашего понимания свободы.
Главной достопримечательностью немецкого городка Виттенберг являются двери Замковой церкви, к которым по легенде Мартин Лютер прибил таблицу со своими 95 тезисами. Это произошло 31 октября 1517 года.
Трактат жестко раскритиковал практику индульгенций (отпущение католической церковью грехов за деньги), поставив под сомнение многовековые убеждения и традиции.
Однако двери, которые сегодня украшают Северный портал церкви, — не те, на которых Лютер вывесил свой опус магнум.
Оригинальные деревянные двери были уничтожены пожаром в 1760 году во время Семилетней войны.
- Религия, сформировавшая западную цивилизацию
На их месте теперь стоят крепкие бронзовые с вытесненными на них тезисами на латинском языке.
Слова, увековечены в металле и времени, весомые и убедительные. Слова, которые, как говорил Лютер, способны растрогать.
Так же, как чтение Библии тронуло его самого и заставило задуматься об устоявшемся порядке, так и его тезисы отправились далеко за пределы маленького немецкого городка, создав новое религиозное сознание, расколовшее церковь и всколыхнувшее Европу.
Автор фото, Madhvi Ramani
Підпис до фото,В крошечном университетском городе проживали многие великие умы того времени — сам воздух был наполнен новаторскими идеями
Возможно, именно поэтому величественный и одновременно простой интерьер церкви вызвал у меня больше ассоциаций с Лютером и Реформацией, чем закрытые двери.
Вдоль нефа стоят статуи Лютера и его современников. Говорят, что когда по вечерам церковь покидают последние посетители, они ведут свои богословские беседы до глубокой ночи.
Это напоминает о том, что Мартин Лютер был не единственной фигурой Реформации. Он был частью дискуссии того времени, дискуссии, которая длится до сих пор.
Однако, несмотря на то, что идеи реформирования церкви высказывали и другие люди, именно Виттенберг считают колыбелью Реформации, а Лютера — ее отцом.
Прогуливаясь по улицам Виттенберга, который почти не изменился со времен Лютера (благодаря и тому, что во время Второй мировой войны союзники договорились не бомбить город), я удивлялась, как такой провинциальный городок мог оказать такое огромное влияние на историю.
15 минут достаточно, чтобы добраться от Замковой церкви до дома Лютера, где богослов провел большую часть своей жизни.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге 31 октября 1517 года
Однако, возможно, именно ограниченное пространство города способствовало большой концентрации в нем идей.
Университетский городок населяли великие умы того времени, которые ежедневно сталкивались друг с другом на узких улочках Витеннберга и имели возможность обмениваться мыслями.
Среди них и Кранах, художник Реформации, и другой богослов-реформатор Филипп Меланхтон.
Распространению идей Лютера способствовала и революция в медиа-технологиях — изобретение печатного станка.
Как объясняет заместитель куратора Нью-Йоркской Библиотеки и музея Моргана Джон Т. Маккильен, «Лютер писал краткие, лаконичные тексты в виде брошюр на 8-16 страницах, которые можно было быстро печатать и легко распространять».
- Как в Средневековье боролись с разводами
«Без печатного станка Реформация никогда не стала бы историческим событием такого масштаба», — добавляет он.
Идейный лидер первой революции СМИ, Лютер прекрасно понимал, как использовать язык, музыку и изображения для распространения своих идей.
Он начал публиковать свои произведения на немецком (а не на латыни), остроумным народным языком, украшая их иллюстрациями.
Он сделал музыку неотъемлемой частью обновленного религиозного культа, благодаря чему Лютера также считают отцом протестантского хорала.
Автор фото, Madhvi Ramani
Підпис до фото,На дверях Замковой церкви увековечены в бронзе 95 тезисов Мартина Лютера
Он мечтал сделать текст Библии понятным каждому и перевел его яркой разговорной речью.
Лютеру пришлось объединить множество немецких диалектов, и таким образом он заложил основы современного литературного немецкого языка.
Интерес к народному языку повлиял и на развитие других национальных языков.
Протестантские миссионеры из Европы и Северной Америки, приезжавшие в Африку во второй половине XIX века, вслед за Лютером считали, что Библию нужно переводить местной разговорной речью.
«Конечно, язык для этого приходилось адаптировать: создавать систему письменности там, где ее не было, и отыскивать эквиваленты для понятий Бог, дьявол, грех, спасение и т.д.», — объясняет доктор Йорг Хаустайн, преподающий Африканские религии на факультете восточных и африканских исследований в Лондонском университете.
Однако, хотя миссионеры и пытались обратить африканцев в веру, опираясь на силу личных убеждений, они были уверены в превосходстве своей веры и противостояли традиционным верованиям и практикам.
- Как смартфоны и соцсети влияют на христианство
В этом и есть парадокс учения Лютера и Реформации, которые с одной стороны проповедовали демократические идеи, а с другой были авторитарными.
И это также отражается в отношении Лютера к евреям.
После того, как он понял, что не сможет обратить их в свою версию христианства, он взорвался рядом антисемитских произведений, в которых призывал сжигать синагоги, еврейские школы и дома, конфисковать их деньги, а евреев отправить на принудительный труд или выгнать.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Антисемитский рельеф на фасаде церкви в Виттенберге содержит слова из памфлета Лютера
На юго-восточном фасаде городской церкви Виттенберга, где Лютер читал свои проповеди, есть рельеф в виде антисемитской скульптуры (Юдензау), созданной в 1305 году.
Над рельефом — надпись «Рабини Шем Хамфорас», которую добавили позже. Это — слова из антииудейского памфлета Лютера, означающие пренебрежительное искажение имени бога в Кабале.
Его сочинение «О евреях и их лжи» широко цитировали нацисты, а в концепции «Особого пути» Германии (Sonderweg) прямо прослеживается происхождение от идей Лютера.
Лютер стремился объединить всех в лоне одной реформированной церкви, но его идеи имели последствия, вышедшие далеко за пределы того, о чем он мечтал и мог себе представить.
«Лютер объединил немецкий язык, но его религиозные взгляды раскололи общество, и этот раскол болезненно ощущается и сегодня. Словесная война вылилась в войну религиозную», — объясняет доктор Александр Вебер с кафедры культур и языков в лондонском колледже Биркбек.
Он говорит о религиозных конфликтах, которые потрясли Европу в 1524-1648 годах. На место единой церкви пришли конкурирующие реформатские течения.
Политические союзы часто формировались на основе конфессионального единства, а меньшинства преследовали все вместе.
Вследствие этого произошли несколько волн миграции, например бегство французских протестантов в Англии, Шотландии, Дании и Швеции, или английских пуритан, которые отправились в Северную Америку на борту «Мейфлауэра».
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Говорят, что статуи внутри Замковой церкви в Виттенберге ночью продолжают свои богословские беседы
Идеи Лютера были настолько влиятельными, что их последствия можно увидеть и в современной культуре.
Так, его страстное желание распространять свою веру находит отражение в проповедях современных евангелистов на телевидении или радио, например, «Лютеранский Час» — старейшая в мире христианская радиопрограмма, которая выходит в эфир с 1930 года и имеет более миллиона слушателей по всему миру.
В 1966 году Мартин Лютер Кинг повторил акцию, совершенную священником в Виттенберге, в честь которого его назвали, прикрепив список своих требований к двери чикагской мэрии.
В определенной степени Лютера можно сравнить и со Сноуденом. Оба поставили свои убеждения превыше всего и бросили вызов влиятельным правителям своего времени.
Они обвинили их в злоупотреблении властью, использовав современные технологии коммуникации.
Рожденные в Виттенберге слова и идеи распространились по миру, вдохновляя многих мыслителей разных времен, например, Достоевского.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,В Виттенберге готовятся к 500-й годовщине Реформации
Писатель интересовался философией протестантизма, считая, что она уничтожила общность и была слишком слабой, чтобы противостоять такой религии как российское православие.
Об этом он писал в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых».
Идеи Лютера вдохновили и Ницше, который заявил, что «после Гете и Лютера нужен был третий шаг».
И он сделал этот шаг, провозгласив смерть Бога — идея, которой прежде всего посвящен философский трактат «Так говорил Заратустра».
Учение Лютера повлияло на многие современные концепции — либерализм, капитализм, демократию, индивидуализм, субъективизм, секуляризм и другие.
В честь 500-й годовщины Реформации дорожки в парке позади Дома Лютера украсили зеркалами.
Прогуливаясь там, я разглядывала бесконечные отражения себя и окружающих деревьев и кустарников.
И я подумала, что это — прекрасная метафора того, как рожденные здесь мнения разлетелись по миру, бесконечно воспроизводясь в разных проявлениях.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Travel.
Как идеи Мартина Лютера жили 500 лет
Загрузка
Места, изменившие мир | Религия. музыка к нашей концепции свободы.
T
Главной достопримечательностью Замковой церкви в немецком городе Виттенберг являются двери, в которые, как говорят, Мартин Лютер заколотил свою девятку.5 тезисов, 500 лет назад, 31 октября 1517 года. Документ оспаривал продажу церковью «индульгенций» — сертификатов, обещавших спасение в загробной жизни, — ставя под сомнение многовековые верования и обычаи.
Однако двери, которые сегодня занимают Северный портал, — это не оригинальные деревянные двери времен Лютера, которые были уничтожены пожаром в 1760 году во время Семилетней войны. На их месте стоят крепкие бронзовые двери, на которых выбиты латинские слова из 95 тезисов Лютера. Слова прочные, неподвижные, неоспоримые. Но, как признавал сам Лютер, слова способны двигаться. Так же, как чтение Библии заставило его подвергнуть сомнению установленный порядок, его слова, в свою очередь, вышли за пределы этого маленького городка, создав новое религиозное самосознание, которое раскололо церковь и потрясло Европу, расплескавшись по миру.
Возможно, поэтому я нашел высокое открытое пространство внутри церкви более напоминающим о Лютере и Реформации, чем эти закрытые двери. Здесь вдоль нефа стоят статуи Лютера и его современников, и говорят, что каждый вечер после ухода посетителей статуи продолжают свои богословские дискуссии глубокой ночью. История напоминает нам, что Лютер был не единственной фигурой Реформации; он был частью продолжающегося разговора, который продолжается и по сей день. Но хотя у других людей были идеи реформирования церкви, Виттенберг до сих пор считается колыбелью Реформации, а Лютер — ее отцом.
Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям Замковой церкви 31 октября 1517 года. думаете, что немцы не смешные
• Первая в мире христианская страна?
Прогуливаясь по Виттенбергу, я недоумевал, как такое маленькое место могло иметь такое огромное влияние. Старый город не сильно изменился со времен Лютера, тем более что союзники договорились не бомбить его из-за его религиозного значения. Парк, окружающий старый город, начинается с одного конца Замковой церкви, и всего за 15 минут можно пройти через центр города до Дома Лютера, где богослов прожил большую часть своей жизни, за которым снова начинается зелень. Однако частично из-за размера Виттенберга идеи Лютера смогли процветать. Высокая концентрация великих умов в этом маленьком университетском городке означала, что люди часто сталкивались друг с другом и обменивались идеями. Во время моей короткой прогулки я миновал двор, где у Лукаса Кранаха Старшего, известного как художник Реформации, была мастерская и типография, а также дом главного теолога Реформации Филиппа Меланхтона.
Более того, Лютер смог использовать новые средства массовой информации своего времени, такие как гравюры на дереве и печатный станок, для распространения своих идей за пределами Виттенберга. Джон Т. МакКуиллен, помощник хранителя печатных книг и переплетов в нью-йоркской библиотеке и музее Моргана, объяснил, что «Лютер излагал свои идеи в виде коротких, сжатых текстов — брошюр на восьми или 16 страницах, — которые можно было быстро напечатать и легко распространить. Без печатного станка Реформация никогда бы не стала тем историческим событием, которым она была».
Лютер, которому часто приписывают создание первой медиа-революции, быстро понял, как использовать язык, музыку и изображения для распространения своих сообщений. Он все чаще публиковал свои сочинения на немецком языке (а не на латыни), часто с изображениями, а его запоминающиеся народные гимны способствовали процветанию Реформации. Его музыкальный вклад даже привел к тому, что его назвали отцом песни протеста.
Используемый им повседневный язык не только способствовал распространению его идей, но и его использование в религиозных вопросах было необходимо для революционной идеи Лютера о том, что спасение можно достичь только через личную веру. Поэтому он хотел, чтобы каждый мог сам читать Библию. В 1534 году Лютер опубликовал свой перевод священной книги, используя живой, простой язык, понятный всем. Для этого ему пришлось объединить множество различных немецких диалектов, чтобы создать один стандартизированный немецкий язык, по сути, сформировавший немецкий язык, каким мы его знаем сегодня.
Мартин Лютер был отцом Реформации (Фото: Ганс-Петер Мертен/Getty Images)
Этот новый акцент на народном языке также повлиял на развитие других языков. Протестантские миссионеры из Европы и Северной Америки, отправившиеся в Африку во второй половине XIX века, как и Лютер, считали, что Библию следует переводить на местные языки. «Конечно, это включало в себя приведение языка в соответствие, то есть изобретение систем письма там, где их не было, и поиск терминов, которые они считали подходящими для обозначения Бога, дьявола, греха, спасения и так далее», — д-р Йорг Хаустейн, старший преподаватель кафедры религий в Африке в SOAS, Университет. из Лондона, пояснил.
Однако, хотя миссионеры хотели обратить африканцев, опираясь на силу личной веры, они также были убеждены в превосходстве своей веры и выступали против традиционных верований и обычаев. Это отношение заключает в себе парадокс Лютера и Реформации, которая была демократичной, но авторитарной. Это также проявляется в отношении Лютера к евреям. После того, как он понял, что не сможет обратить их в свою версию христианства, он разразился тирадой антисемитских писаний, утверждая, что еврейские синагоги, школы и дома должны быть подожжены, их имущество конфисковано и что их следует использовать. как принудительные работы и изгнаны.
На юго-восточном фасаде городской церкви Виттенберга, где регулярно проповедовал Лютер, находится юденсау (антисемитская скульптура), датируемая 1305 годом. Над рельефом находится надпись со словами «Рабини Шем Хамфорас» (неуважительное искажение невыразимое имя бога в каббале), которое было добавлено позже и относится к уничижительному комментарию из сочинений Лютера. Его тексты, такие как «О евреях и их лжи», широко использовались нацистами, и историки обсуждали теорию Зондервега, которая прослеживает прямой путь от Лютера к нацистам.
На дверях Замковой церкви теперь висят «95 тезисов» Мартина Лютера (Фото: Мадхви Рамани)
Целью Лютера было объединить всех под одной реформированной церковью, но его идеи имели значение, выходящее за рамки того, что он хотел или мог себе представить.
«Лютер объединил немецкий язык, но его религиозные идеи также привели к разделениям, которые до сих пор болезненно ощущаются. За словесной войной последовала религиозная война», — сказал доктор Александр Вебер с кафедры культур и языков Биркбек-колледжа в Лондоне, имея в виду религиозные конфликты, которые велись в Европе с 1524 по 1648 год. церкви, теперь были конкурирующие претензии на реформу. Политические союзы часто формировались на основе конфессионального единства, а меньшинства преследовались всеми конфессиями. Это привело к волнам миграции, например, французские протестанты, бежавшие в Англию, Шотландию, Данию и Швецию, а также за границу, или английские пуритане, которые сели на «Мейфлауэр» в Северную Америку.
Влияние Лютера было настолько далеко идущим, что просочилось в современную культуру. Например, убежденность Лютера и его рвение распространять свои слова, чтобы убедить других, является предшественником современной евангелизации — будь то телеевангелизация или радиопередачи, такие как «Лютеранский час», самая продолжительная в мире христианская просветительская радиопрограмма, которая начала вещание в 1930 году. и имеет более миллиона слушателей. В 1966 году Мартин Лютер Кинг повторил акт, совершенный в Виттенберге человеком, в честь которого он был назван, когда он вывесил список требований на двери мэрии Чикаго.
Легенды гласят, что статуи внутри церкви обсуждают богословие до ночи. сверхдержав своего времени, используя новейшие средства связи для осуждения злоупотреблений властью.
Слова и идеи, зародившиеся в Виттенберге, распространились по миру, вдохновив новые слова и идеи, как, например, у Достоевского, который исследовал идеи протестантизма (который, по его мнению, разрушал общину и был слишком слаб, чтобы противостоять таким вероисповеданиям). как русское православие) в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых». Точно так же Ницше был побужден расширить идеи Лютера, провозгласив: «После Гёте и Лютера нужно было сделать третий шаг». Он сделал этот третий шаг, провозгласив смерть Бога, что наиболее известно из его работы «Так говорил Заратустра». Было замечено, что то, что началось в Виттенберге, повлияло на идеи современного либерализма, капитализма, демократии, индивидуализма, субъективизма, секуляризма и многого другого.
В парке за Домом Лютера установлены зеркальные дорожки в честь 500-летия Реформации. Пока я шел по ним, я видел множественные отражения себя, а также разрозненный вид деревьев и кустарников вокруг меня. Я подумал, что это было хорошее представление о влиянии Виттенберга на мир — то, которое воссоздало реальность и простиралось до бесконечности.
Места, которые изменили мир — это серия передач BBC Travel, посвященная тому, как место назначения оказало значительное влияние на всю планету.
Присоединяйтесь к более чем трем миллионам поклонников BBC Travel, поставив нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter и Instagram .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
;Мартин Лютер и распространение протестантской Реформации в Европе
Соединенные Штаты были основаны на многих принципах, таких как право на свободу, стремление к счастью и свобода религии. Каждый из этих принципов помог сделать Соединенные Штаты страной, где терпимо относятся к различным религиозным убеждениям. Множественное религиозное наследие Америки было результатом движения, возникшего в Европе и начатого немецким монахом, священником по имени Мартин Лютер (10 ноября 1483 г. – 18 февраля 1546 г.). Это движение было известно как протестантская Реформация, и оно было ответственно за разрушение власти католической церкви, которая когда-то влияла на большую часть Европы. Протестантская Реформация началась в период европейской истории, когда многие люди начали сомневаться в практике католической церкви.
Католическая церковь до Реформации
Вплоть до Реформации многие люди признавали авторитет церкви в религиозных вопросах. Католические миряне контролировали не только вопросы религии, но и политику и экономику. Многие католические священники и духовенство разбогатели, позволив людям платить деньги, чтобы получить прощение за свои грехи. Еще одна проблема, которая возникала, заключалась в тесном участии католической церкви в политических делах Европы. Католическая церковь обладала огромной властью по всей Европе, потому что была тесно связана с могущественными правителями и королевствами.
Папа разрешил монархам свободно разводиться со своими женами и жениться на других женщинах, чтобы укрепить свои союзы и политическое положение своего королевства. Это были лишь некоторые из проблем, на которые многие люди начали обращать внимание и против которых высказывались. Мартин Лютер стал католическим монахом в 1505 году из-за события, которое изменило его жизнь. По дороге домой рядом с ним ударила молния, и он стал смотреть на свою жизнь так, как будто Бог собирался сурово осудить его за грехи. Он решил стать монахом из-за обещания, данного им святой Анне, уберечь его от суда Христова. Вскоре он стал известным среди сверстников монахом.
Распространение идей, приведших к протестантизму
В 1517 году Мартин Лютер повесил на двери церкви Виттенберга 95-страничный тезис. Как только этот тезис был прикреплен к двери, идеи, содержащиеся в ней, начали распространяться по многим частям Европы. Повсюду люди использовали идеи Лютера, чтобы помочь сформировать свои собственные представления о Боге и основать свои собственные церковные деноминации. Из этого движения возник протестантизм, и главной идеей этой ветви христианства было оправдание верой: Бог спасал людей только верой в Иисуса Христа.
Противоречивые убеждения
Католической церкви не нравились идеи Лютера, как и многим королям и императорам. В течение нескольких лет многие люди по всему континенту откололись от католической церкви и начали поклоняться Богу по-своему. Многие европейские правители становились главами своих церквей, и Папа также делал все, что было в его силах, чтобы сохранить контроль над церковью. Многие люди погибли в этот хаотичный период, и по всей Европе вспыхнуло множество религиозных войн. Основная проблема заключалась в том, что католики были у власти, и они не хотели отпускать людей или их власть. Людей также арестовывали и убивали или заключали в тюрьму. Многие люди, несогласные с католической церковью, были вынуждены покинуть свою родину и отправиться в разные части Европы, чтобы поклоняться там, где им заблагорассудится.
Распространение протестантской Реформации
Тем временем Мартин Лютер постоянно продвигал свои новые идеи и постоянно печатал информацию, которая меняла веру европейцев в Бога. Лютер подпитывал протестантскую Реформацию в то время, когда европейские державы начинали колонизировать Америку. Сама идея покинуть Америку и отправиться в другой мир, чтобы поклоняться Богу на своих условиях, начала привлекать многих людей. Многие страны уже финансировали экспедиции в Новый Свет с тех пор, как Испания основала первую американскую колонию. Многие европейские инакомыслящие начали покидать Англию и другие части Европы, чтобы отправиться в Америку. По прибытии они начали разделяться на свои собственные религиозные группы и создавать различные общества, основанные на их собственных убеждениях и ценностях.
Мартин Лютер также писал об отделении политической власти от власти церкви. Он поддерживал идею о том, что королевства должны заниматься делами на Земле, но они не должны конфликтовать в вопросах религии или духовности. В некоторых печатных работах, которые он создал, он говорил о том, как королевства должны вести войны против турецких держав, но он заявил, что они должны вести духовную битву против исламской веры через молитву и покаяние. Взгляды Лютера на церковь и власть управления помогли установить принцип отделения церкви от государства. Работа Лютера по этому вопросу является одним из самых ранних печатных материалов на эту тему. Взгляды Лютера также помогли утвердить учение о свободе. До Реформации люди не жили в соответствии с личными правами выбирать то, во что они верят. Они должны были следовать установленному порядку вещей с момента своего рождения до самой смерти, но протестантская Реформация помогла изменить это, заставив людей осознать, что им позволено поклоняться так, как им заблагорассудится.